Научная статья на тему '2010. 01. 024. Кноблаух Х. Исполнение знания: показ и знание в презентациях PowerPoint. Knoblauch H. The performance of knowledge: pointing and knowledge in PowerPoint presentations // cultural Sociology. - L. , 2008. - Vol. 2, n 1. - p. 75-97'

2010. 01. 024. Кноблаух Х. Исполнение знания: показ и знание в презентациях PowerPoint. Knoblauch H. The performance of knowledge: pointing and knowledge in PowerPoint presentations // cultural Sociology. - L. , 2008. - Vol. 2, n 1. - p. 75-97 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 024. Кноблаух Х. Исполнение знания: показ и знание в презентациях PowerPoint. Knoblauch H. The performance of knowledge: pointing and knowledge in PowerPoint presentations // cultural Sociology. - L. , 2008. - Vol. 2, n 1. - p. 75-97»

2010.01.024. КНОБЛАУХ Х. ИСПОЛНЕНИЕ ЗНАНИЯ: ПОКАЗ И ЗНАНИЕ В ПРЕЗЕНТАЦИЯХ POWERPOINT. KNOBLAUCH H. The performance of knowledge: Pointing and knowledge in PowerPoint presentations // Cultural sociology. - L., 2008. -Vol. 2, N 1. - P. 75-97.

Хуберт Кноблаух (Технический университет Берлина, ФРГ) рассматривает в своей статье коммуникативные аспекты PowerPoint. Он отмечает, что, несмотря на широкое распространение этой цифровой технологии, до сих пор наиболее исследованной областью является лишь ее использование в образовании и различных областях публичной жизни.

Известна критика PowerPoint Э. Тафтом, который рассматривает сущность цифровой презентации с точки зрения ее роли в улучшении процесса распространения информации. Исследователь приводит такой пример, как катастрофа космического корабля «Шаттл», когда нужная информация не была получена оперативно из-за того, что она содержалась в форме презентации, препятствовавшей прямому доступу к необходимым данным. Тафт относит к негативным последствиям презентации ее влияние на фрагментацию мышления, уменьшение рефлексивного потенциала и информационную перегрузку1.

При оценке PowerPoint Кноблаух исходит из того, что культура, коммуникация и значение не должны пониматься только как знаки и знаковые системы. Реальность не сводится к знакам. Она создается и наполняется значением в деятельности. Именно действия создают коммуникативное значение.

Опираясь на этот подход, он предлагает рассматривать цифровую презентацию как исполнение (performance), коммуникативное действие, которое выражает совокупность более или менее структурированных габитусных знаний, не сводя его к коммуникативной рациональности в духе Ю. Хабермаса. Соотнося коммуникативное действие с коммуникативной практикой, Кноблаух пред-

1 Tufte E.R. The cognitive style of PowerPoint: Pitching out corrupts within. -Cheshire (CT): Graphics press, 2006.

лагает для описания структур, создаваемых в результате таких действий. использовать понятие коммуникативного жанра (genre)1.

Рассмотрение цифровой презентации в аспекте исполнения дает возможность продемонстрировать, что процесс коммуникации в этом случае осуществляется не только посредством знаков (как считают структуралисты), но включает также и совокупность телесно-темпоральных реакций, проявляющихся в конкретных социальных ситуациях. Таким образом, презентация как коммуникативная деятельность ситуационна и протекает в социально опосредованном времени и пространстве.

Основываясь на этом подходе, Кноблаух анализирует указывающие жесты и движения (pointing), которые в определенной последовательности выполняют авторы во время презентации, следуя культурно запрограммированным паттернам. Анализ данных осуществлялся с помощью разработанной автором методики «жанрового анализа», который включает этнографический подход, видеографические методы, секвентный анализ, анализ речевого взаимодействия (с. 77).

В статье использовались данные начатого в 2005 г. в Германии исследовательского проекта по изучению PowerPoint и других форм аудиовизуально поддерживаемых презентаций. Целью этого проекта было изучение влияния презентаций на трансформацию речи. Исследователи не ограничивались только сбором данных и анализом слайдов. Много внимания в рамках проекта было уделено исполнению, взаимодействию оратора и аудитории.

Данные проекта состоят из записанных файлов, интервью, видеозаписей презентаций и т.д. Наблюдения и записи происходили в «естественных ситуациях» как часть обычной повседневной жизни организаций, среди которых были как университеты и исследовательские центры в области общественных и естественных наук, так и организации, принадлежащие к сферам управления и частного бизнеса, церковной жизни и индустрии развлечений. Изучались презентации с использованием различных технических средств, которые проводились на конференциях, семинарах, деловых встречах на национальном и международном уровнях. Всего

1 Knoblauch H., Günthner S. Culturally patterned speaking practices: The analysis of communicative genres // Pragmatics. - Antwerp, 1995. - Vol. 5, N 1. - P. 1-32.

было изучено около 200 презентаций длительностью от 2 минут до 2 часов.

Кноблаух приходит к выводу, что PowerPoint представляет собой «гибридную» форму коммуникации, которая состоит из технологических (ноутбук, проектор, лазерная указка и программное обеспечение) и технологически опосредуемых (тексты и визуальные образы) компонентов, а также форм и условий «живого исполнения» - непосредственного взаимодействия между презентатором и аудиторией (речь, движения тела, аудитория и т.д.). Все эти стороны интегрированы в единое целое до такой степени, что образуют особый жанр «презентации». Таким образом, при рассмотрении этого коммуникативного жанра не должны игнорироваться ни роль человеческого тела в речевом процессе, ни технологическая сторона самого процесса.

По мнению Кноблауха, основным опорным элементом презентации, который связывает презентатора, слушателей и текст, визуализированный с помощью технологических средств, являются указывающие движения презентатора. К этой деятельности относятся жесты (движения кисти, указательного пальца, предплечья) и повороты тела оратора по отношению к презентационному экрану, сопровождающие его поясняющую речь в процессе взаимодействием с аудиторией. В процессе указывания могут использоваться технические инструменты и предметы, такие как ручка, карандаш, указка, компьютерная мышь и лазерная указка.

В исследовании изучались иконографический и миметический типы жестов. Отдельно Кноблаух выделяет положение тела или лица демонстратора - его перемещение из фронтальной в боковую позицию в момент непосредственного диалога с аудиторией («face formation») (с. 83). Именно тело является наиболее подвижным элементом в привлечении и структурировании внимания аудитории, поскольку речь и слайды хотя и могут изменяться, но само их положение в пространстве не изменяется.

Указывающие действия автора презентации представляют собой «живую» непосредственно-коммуникативную сторону исполнения. Таким образом, возникающее в процессе указывания значение определяется не только самим знаком, но зависит и от других аспектов коммуникации.

Кноблаух в своей статье еще раз подчеркивает, что текст на слайдах как объект анализа (позиция Тафта) не обладает решающим значением для понимания и оценки презентации. Тафт сводит исполнение к технически-визуальной составляющей, искусственно конструируя «информацию» как тип фрагментированного знания, передаваемый PowerPoint, между тем как надо еще учитывать и его «живую сторону», взаимодействие речи и визуальной составляющей (слайдов, экрана), опосредуемое указывающими жестами и телодвижениями презентатора и происходящее в определенном контексте (аудитории и т.д.). Именно в такой комбинации элементов и создаются новые значения. Кноблаух, таким образом, является сторонником внесения корректив в концептуальный аппарат теорий «общества знания», отождествляющих знание с информацией, а коммуникацию как форму передачи знаний - только с научной коммуникацией.

Определяя специфику PowerPoint как формы презентации, Кноблаух отмечает, что по сравнению с другими медиа, распространенными и в бизнес-коммуникации, и в образовании, отличительной чертой PowerPoint является интеграция визуальных медиа в единую речевую структуру. Он также признает, что хотя сейчас этот медиажанр и используется в самых разных сферах (например, PowerPoint караоке), Тафт все-таки прав в том отношении, что его основное назначение состоит в передаче информации или, если постараться избежать редукционистского оттенка этого термина, знания. Именно поэтому в некоторых аспектах исполнение в PowerPoint несет на себе явные следы особенностей научной практики визуальной презентации.

Хотя многие варианты использования PowerPoint в научно-образовательной деятельности сохраняют сходство с доцифровыми технологиями визуальной поддержки научных лекций, большинство презентаций в других областях (хотя и в науке тоже) все-таки приобретают черты, свойственные именно PowerPoint. Дело в том, что в науке использование визуальных средств применяется для репрезентации эмпирической реальности, например лабораторной. Однако PowerPoint как слайдовая программа не претендует на то, чтобы что-либо репрезентировать. Ее целью скорее является иллюстрация того, что говорится в процессе презентирования. Определяющую роль в этом играет набор дизайнерских графических

средств, предлагаемый ее программным обеспечением. Графическое технологическое обеспечение (буллеты, образцы диаграмм и т.д.) приводит к стандартизации презентационных визуальных форм. Этот недостаток обычно компенсируется непосредственностью речи и взаимодействием автора с аудиторией, телесной стороной коммуникации. Таким образом, значение PowerPoint выявляется в соответствующей ситуации во время исполнения, которое не сводится к речевым актам, а включает жесты указывания и телодвижения, связывающие речь и визуальные образы, в результате чего и создается смысл.

В заключение Кноблаух дает анализ социально-культурных и институциональных аспектов повсеместного использования РowerPoint как одной из самых распространенных технологий передачи знания. По сравнению с тем временем, когда передача знания ограничивалась научными и образовательными институтами, распространенность этой технологии коммуникации в современном бизнесе, сфере управления и военном деле демонстрирует растущую важность передачи знания и его существенной трансформации в современном обществе.

В то время как визуальная поддержка речи с помощью различных технических средств (проекторы, флип-чарты) всегда была распространена в науке и образовании, техническая поддержка визуализированной презентации с помощью слайдового «софта» обязана своим возникновением бизнес-коммуникации и менеджменту. Развитие менеджмента в науке привело к переносу бизнес-форм РowerPoint в эту сферу. После того как она сформировалась и распространилась в экономических институтах, РowerPoint мигрировала в науку, образование и администрацию. Таким образом, вопреки парадигме «общества знания» (или информационного общества), предполагающей, что этот тип общества характеризуется распространением научного знания в другие институциональные сферы, экономические корни РowerPoint свидетельствуют об обратном влиянии характерных для бизнеса форм коммуникации на научное знание.

Напрашивается вывод о том, что знание, передающееся посредством РowerPoint, является экономическим в силу некоторых своих особенностей. А это служит одним подтверждений правомерности культурной критики капиталистической деструкции знания.

В конечном итоге, считает автор, можно говорить о влиянии РowerPoint на современные процессы деспециализации и стирания социальных и институционально-дисциплинарных границ знания, поскольку тот факт, что одна и та же форма коммуникации может быть использована в разнообразных институциональных окружениях, говорит о возрастающей унификации знания, передаваемого в этих формах. Таким образом, появляются новые проблемы, связанные с намечающейся тенденцией реконтекстуализации знания. Рассмотрение PowerPoint как одной из характерных технологий так называемого «общества знания» дает ключ к социальному пониманию процессов, идущих в сфере знания. Само знание посредством этой цифровой технологии определяется уже не столько императивом «репрезентации» реальности, сколько циркуляцией речи и указывающих жестов, становясь скорее презентированным, чем репрезентированным знанием.

М.Е. Соколова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.