Книжный рынок Петербурга
Михаил Илле исследовательская фирма СНИЦ
В начале ноября 2003 года социологическим научно-исследовательским центром (СНИЦ) было проведено исследование читательских практик взрослого населения Петербурга. В ходе телефонного репрезентативного опроса (отклонения характеристик выборочной совокупности от генеральной по контролируемым показателям (пол, возраст) не превышают 1,5%) проинтервьюировано 1002 человека в возрасте от 18 лет и старше.
Методологически исследование было направлено на изучение реального поведения населения в сфере чтения и приобретения художественной литературы, то есть мы спрашивали у респондентов какую книгу они читали в момент опроса, какая книга, из прочитанных в последнее время, им больше всего понравилась, какую книгу они купили в последний раз и т.д. Мы намеренно избегали вопросов о жанровых предпочтениях в чтении, любимых писателях и книгах, поскольку в этом случае мы изучали бы нормативное сознание населения, в значительной степени отражающее доминирующие в обществе в настоящее время культурные стереотипы и представления. Эта тема также интересна, особенно с точки зрения анализа степени соответствия или рассогласования нормативного сознания и реального поведения, но ограниченность возможностей заставляла нас выбирать что-то одно, и предпочтение было отдано изучению фактической стороне дела.
1. Чтение художественной литературы
Рисунок 1. Формулировка вопроса: «Сколько времени в неделю, примерно, Вы уделяете чтению художественной литературы?», % от всех опрошенных
Прежде всего, нас интересовало, какое место в жизни петербуржцев сейчас занимает чтение. Полученные результаты, честно говоря, удивили - 43% опрошенных сказали, что они вообще не читают художественную литературу. Среди не читающих больше мужчин (48%), людей старшего возраста (50-59 лет - 49%, 60 лет и старше - 52%), респондентов с неполным средним образованием (87%), рабочих (60%). Меньше всего опрошенных, вообще не читающих художественную литературу, среди студентов, но и среди них каждый четвертый не находит времени на чтение беллетристики. Наибольшие доли респондентов, много читающих (10 и более часов в неделю) мы зафиксировали среди руководителей и индивидуальных предпринимателей (24%), и респондентов с душевым месячным доходом от пяти до шести тысяч рублей (19%) - видимо, именно этот уровень доходов позволяет не думать все время о том, как бы заработать еще денег и, при этом, оставляет достаточно времени и сил на чтение.
У нас нет данных о затратах времени на чтение в других городах России и, тем более, в других странах, но сам факт признания чуть меньшей половиной взрослого населения горожан
полного отсутствия художественной литературы в их жизни достаточен для отказа от иллюзий по поводу самого читающего народа, особого статуса литераторов в жизни общества и т. д.
Что читают петербуржцы?
Формулировка вопроса: «Какую книгу Вы читаете сейчас?» Таблица 1. Наиболее читаемые авторы
Фамилии писателей % от всех опрошенных % от читающих художественную литературу
ничего не читали в момент опроса 14.0 25.1
читали не художественную литературу 2.6 4.7
1. Донцова 6.5 11.6
2. Пикуль 1.9 3.4
3. Мураками 1.2 2.2
4. Устинова 1.2 2.2
5. Маринина 1.0 1.8
6-7. Булгаков 0.8 1.4
6-7. Коэльо 0.8 1.4
8-9. Зюскинд 0.6 1.1
8-9. Пушкин 0.6 1.1
10-13. Митчелл 0.5 0.9
10-13. Чехов 0.5 0.9
10-13. Л. Толстой 0.5 0.9
10-13. Акунин 0.5 0.9
Довлатов 0.4 0.7
Полякова 0.4 0.7
Седов 0.4 0.7
Маркес 0.4 0.7
Гоголь 0.4 0.7
Толкиен 0.4 0.7
Голсуорси 0.4 0.7
Токарева 0.3 0.5
Фрай 0.3 0.5
Бушков 0.3 0.5
Конан Дойль 0.3 0.5
Куприн 0.3 0.5
Гюго 0.3 0.5
Шелдон 0.3 0.5
Стил 0.3 0.5
Достоевский 0.3 0.5
Дюма 0.3 0.5
Хмелевская 0.3 0.5
Кристи 0.3 0.5
Диккенс 0.3 0.5
Пелевин 0.3 0.5
Черкасов 0.3 0.5
Как показывает таблица 1 (в таблице приведены цифры только по авторам, которых в момент опроса читали не менее трех респондентов), самым модным в настоящее время писателем является Дарья Донцова - ее произведения читали в момент опроса 6% от всего взрослого населения и 12% от читающих художественную литературу. В первой пятерке наиболее читаемых писателей мы видим еще двух представительниц детективного жанра, что позволяет сделать заключение, во-первых, о лидирующем положении женщин на современной литературной ниве и, во-вторых, что детектив по-прежнему самый популярный жанр развлекательного чтения. Почетное второе место в рейтинге наиболее читаемых авторов у Валентина Пикуля - классика русской исторической беллетристики. Отметим, что из тринадцати наиболее читаемых писателей, девять - русские авторы, среди которых пять писателей-классиков (от Пушкина до Булгакова и Пикуля) и четверо наших современников.
В таблице 2 представлены данные, характеризующие читателей наиболее популярных авторов. Каждого автора читало небольшое число респондентов (за исключением Донцовой), поэтому приведенные цифры следует рассматривать как ориентировочные, поскольку велика вероятность случайности полученных распределений. Пушкин, Толстой и Чехов объединены вместе по этой же причине - каждого в отдельности читало слишком мало опрошенных (см. табл. 1), а нам все-таки хотелось показать портрет читателя русской классики.
Как мы видим, женщины составляют преобладающее большинство читателей практически по всем писателям - от 63% (Булгаков) до 100% (Мураками). Исключение составляют только читатели Пикуля - среди них почти две трети - мужчины.
Наиболее молодежная читательская аудитория у Мураками - 50% всех читателей в возрасте до 29 лет, (из которых 42% еще нет и 25 лет) и, что не может не радовать, у русских классиков -каждый третий читатель Пушкина, Толстого и Чехова это молодой человек в возрасте до 29 лет. Отметим, что в аудитории Марининой и Устиновой вообще нет молодежи. Мало молодежи и среди читателей Булгакова, а среди читателей Коэльо и Мураками, наоборот, практически отсутствуют читатели старшего возраста (см. табл. 2).Наиболее образованная читательская аудитория у Устиновой, Мураками, Коэльо и Булгакова.
Таблица 2. Социально-демографический портрет читателей наиболее популярных
авторов, % по колонке
писатели лидеры-чтения
Пушкин, Чехов, Л. Толстой Дон цова Пикуль Марини на Булгаков Коэльо Мурака ми Устино ва
Пол: мужчины 19% 26% 63% 30% 38% 13% 25%
женщины 81% 74% 37% 70% 63% 88% 100% 75%
Возраст: 18-24 года 13% 9% 11% 13% 42%
25-29 лет 19% 15% 11% 13% 13% 8%
30-39 лет 19% 25% 16% 10% 38% 38% 17% 50%
40-49 лет 19% 20% 26% 50% 38% 17% 25%
50-59 лет 6% 11% 32% 20% 13% 8% 8%
60 лет и старше 25% 20% 5% 20% 38% 8% 17%
Образование: среднее 50% 55% 58% 50% 38% 38% 25% 8%
высшее и
незаконченное 50% 45% 42% 50% 63% 63% 75% 92%
высшее
Социальный рабочие 6% 17% 16% 10% 13% 8%
статус служащие без в. о. 19% 12% 26% 20% 13% 25%
специалисты с в.о. 31% 25% 26% 40% 38% 63% 50% 42%
руководители и инд. бизнес 2% 11% 8%
студенты 6% 2% 5% 13% 25%
пенсионеры 25% 25% 11% 20% 38% 8% 33%
домохозяйки 12% 10% 17% 8%
прочие 13% 6% 5%
Группы по до 2000 рублей 6% 2% 5% 8%
душевому доходу 2000-2499 рублей 6% 25% 25% 25%
2500-2999 рублей 13% 9% 16% 20% 25% 17%
3000-3999 рублей 31% 26% 26% 50% 25% 25% 25% 17%
4000-4999 рублей 25% 11% 21% 10% 25% 25% 33%
5000-5999 рублей 13% 12% 5% 33% 17%
6000 рублей и более 6% 8% 16% 10% 25% 17% 17%
не ответили 8% 11% 10% 17%
Количество читателей, чел. 16 65 19 10 8 8 12 12
Рисунок 2. Предпочтения классической и современной литературы, % от читающих художественную литературу
Таблица 3. Взаимосвязь чтения классической или современной литературы с социально-демографическими характеристиками респондентов
с о го . -клас.
русская русская зарубежная зарубежная
классика современная классика современная
Пол: мужчины 23.1% 52.5% 13.1% 11.3%
женщины 18.8% 43.9% 15.7% 21.6%
Возраст: 18-24 года 16.1% 41.9% 14.5% 27.4%
25-29 лет 29.5% 43.2% 13.6% 13.6%
30-39 лет 20.2% 47.6% 19.0% 13.1%
40-49 лет 16.9% 50.6% 9.6% 22.9%
50-59 лет 22.6% 47.2% 17.0% 13.2%
60 лет и старше 21.3% 49.4% 14.6% 14.6%
Образов неполное среднее 16.7% 33.3% 33.3% 16.7%
ание: среднее 20.7% 49.7% 13.0% 16.6%
высшее и нез. высшее 20.4% 45.8% 15.4% 18.3%
Социальн рабочие 19.4% 69.4% 5.6% 5.6%
ыи статус служащие без в.о. 22.2% 46.0% 12.7% 19.0%
специалисты с в.о. 20.6% 41.2% 15.3% 22.9%
руководители и инд. бизнес 20.0% 40.0% 28.0% 12.0%
студенты 18.9% 37.8% 16.2% 27.0%
пенсионеры 21.5% 48.4% 17.2% 12.9%
домохозяйки 6.3% 75.0% 6.3% 12.5%
прочие 28.6% 50.0% 7.1% 14.3%
Группы до 2000 рублей 21.1% 42.1% 15.8% 21.1%
по душевом у доходу 2000-2499 рублей 22.8% 47.4% 8.8% 21.1%
2500-2999 рублей 28.9% 37.8% 15.6% 17.8%
3000-3999 рублей 18.2% 51.8% 13.6% 16.4%
4000-4999 рублей 26.3% 40.4% 22.8% 10.5%
5000-5999 рублей 19.1% 44.7% 12.8% 23.4%
6000 рублей и более 17.9% 43.6% 12.8% 25.6%
не ответили 9.8% 63.4% 17.1% 9.8%
Total 20.5% 47.2% 14.7% 17.6%
Рисунок 2 показывает нам, что на сегодняшний день петербуржцы явно отдают предпочтение чтению отечественной литературы - примерно две трети опрошенных в момент проведения интервью читали книги русских авторов и одна треть - зарубежных. Почти такое же соотношение мы наблюдаем и по критерию «классика-современность» - примерно треть респондентов читали классическую литературу, остальные - современную. (Классификация сделана на основе полного списка читаемых книг).
Анализ взаимосвязи социально-демографических характеристик читателей с предпочтениями в чтении по критериям «русская - зарубежная литература» и «классика - современность» свидетельствует, что русская современная литература занимает первое место по актуальному чтению во всех без исключения группах населения. В то же время, среди мужчин больше читателей современной отечественной беллетристики, а среди женщин существенно больше доля читателей зарубежной современной литературы (см. табл.3), что, видимо, можно объяснить отсутствием в современной русской литературе признанных мастеров жанра любовного романа, который так охотно читают женщины всех возрастов и самого разного социального положения. Свято место пусто не бывает, вероятно, уже скоро появится отечественный вариант Д. Стил, завоюющий сердца женщин и немалую нишу книжного рынка. Отметим, опять же, что наибольшую долю читателей русской классической литературы мы наблюдаем среди респондентов в возрасте 25-29 лет, что не подтверждает расхожие представления о снижении в молодежной среде интереса к чтению вообще и чтению классической литературы в частности.
Какие книги больше всего понравились петербуржцам
Формулировка вопроса: «Какая книга, из прочитанных Вами за последние два-три года,
понравилась Вам больше всего?»
Таблица 4. Рейтинг понравившихся книг
Авторы, названия книг % от всех опрошенных % от читающих художественную литературу
Коэльо. Алхимик 0.8 1,4
Зюскинд. Парфюмер 0.4 0.7
Толкиен. Властелин колец 0.4 0.7
Коэльо. Вероника решает умереть 0.3 0.5
Булгаков. Мастер и Маргарита 0.3 0.5
Мураками. Охота на овец 0.2 0.4
Филатов. Про Федота... 0.2 0.4
Достоевский. Идиот 0.2 0.4
Алексеев. Сокровище валькирии 0.2 0.4
Фаулз. Коллекционер 0.2 0.4
Фаулз. Волхв 0.2 0.4
Ильф, Петров. 12 стульев 0.2 0.4
Шелдон. Пески времени 0.2 0.4
Маринина. Тот, кто знает 0.2 0.4
Мегре. Анастасия 0.2 0.4
В таблице 4 указаны книги, названные не менее чем двумя респондентами. Зачастую респонденты не называли конкретную книгу, а говорили, что им понравилась, например, Донцова, или Лермонтов, поэтому список авторов понравившихся книг более обширен. В таблице 5 приведены фамилии писателей, упомянутые не менее чем двумя респондентами.
Полученные результаты говорят о том, что властителем дум среднестатистического петербургского читателя последних лет является Пауло Коэльо, а самая понравившаяся книга -«Алхимик». В рейтинге книг второе-третье место делят Зюскинд «Парфюмер» и Толкиен «Властелин колец». Среди авторов на втором месте Донцова, на третьем - Акунин, но они настолько плодовиты, что ни одно их произведение не называют хотя бы два человека из числа опрошенных: либо просто говорят, что им нравится этот писатель, либо называются разные книги. В целом можно сказать, что вкусы и интересы петербуржцев весьма разнообразны: от Донцовой до Достоевского, от Стил до Бунина, от Коэльо до Пелевина и т.д. Отметим опять же присутствие в рейтинге наиболее понравившихся писателей ключевых фигур русской словесности - Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина.
Фамилии писателей % от всех опрошенных % от читающих художественную литературу
Коэльо 1.2 7.0
Донцова 1.0 5.8
Акунин 0.7 4.1
Лермонтов 0.5 2.9
Фаулз 0.5 2.9
Зюскинд 0.4 2.3
Маринина 0.4 2.3
Толкиен 0.4 2.3
Дюма 0.4 2.3
Булгаков 0.4 2.3
Мураками 0.4 2.3
Пушкин 0.3 1.7
Пикуль 0.3 1.7
Л. Толстой 0.3 1.7
Шелдон 0.3 1.7
Стил 0.3 1.7
Достоевский 0.3 1.7
Пелевин 0.3 1.7
Чехов 0.2 1.2
Ильф, Петров 0.2 1.2
Мегрэ 0.2 1.2
Токарева 0.2 1.2
Бушков 0.2 1.2
Чейз 0.2 1.2
Бунин 0.2 1.2
Толстой А.К. 0.2 1.2
Алексеев 0.2 1.2
Ремарк 0.2 1.2
Филатов 0.2 1.2
Рисунок 3. Предпочтения классической и современной литературы среди наиболее понравившихся книг, % от читающих художественную литературу
В отличие от читаемых книг, где подавляющее преимущество имела русская современная литература, среди наиболее понравившихся книг лидирует современная зарубежная литература, хотя ее отрыв от современной русской незначителен. Общий рейтинг классики среди понравившихся книг, по сравнению с читаемыми книгами, немного растет - читали классическую литературу 35,2% респондентов (см. рис.2), назвали ее в числе наиболее
понравившихся за последнее время книг 39,8% опрошенных. Русскую классику читали 20,5% респондентов, назвали в числе наиболее понравившихся книг - 24,6%. Таким образом, хотя среди наиболее понравившихся книг так же лидирует современная литература ее отрыв от классики, по сравнению с чтением, немного уменьшается. Вполне возможно, что при ответе на этот вопрос в действие вступало нормативное сознание респондентов, подсказывающее какой-то части опрошенных, что именно могло бы им понравиться, а что точно не должно нравиться.
Покупки книг
Рисунок 4. Формулировка вопроса: Как часто Вы лично покупаете книги? Напоминаем, что речь идет только о художественной литературе, % от числа читающих художественную литературу
не реже одной
книги в 2-3 не реже одного
месяца раза в месяц
10.0% 16.7%
несколько раз вгод \ 13.0% \ У два-три раза в / г месяц и чаще \ / 5.6%
!\ затруднились
вообще не £ »- ответить 1.8%
покупаю ^
52.9%
Приведенные цифры позволяют рассчитать количество покупателей художественной литературы среди взрослого населения Петербурга. 53% читателей сказали, что они вообще не покупают художественную литературу. Напомним, что респондентам, не читающим художественную литературу, вопрос о покупках книг не задавался, поскольку если среди них и есть такие, кто не читает, но книги покупает, то это редкое исключение, которое не может иметь какого-либо статистического значения. С учетом этого обстоятельства мы получаем, что художественную литературу покупают 27% населения Петербурга или, примерно, 400-450 тысяч петербургских семей. Среди них покупают книги редко (несколько раз в год) примерно 115 тысяч семей, около 90 тысяч семей покупают художественную литературу не реже одного раза в два-три месяца, примерно 150 тысяч семей делают покупки не реже раза в месяц и около 50 тысяч семей покупают книги чаще, чем раз в месяц. Частота покупок книг связана с возрастом (чем старше респонденты, тем реже они покупают книги), социальным статусом (больше всего вообще не покупающих художественную литературу среди пенсионеров и рабочих), уровнем доходов на члена семьи (самая высокая доля не покупающих книги в группе с душевым месячным доходом 2000-2499 рублей - 74%).
Средние затраты на приобретение художественной литературы составляют 158 рублей в месяц. Таким образом, петербуржцы тратят в месяц, примерно, 65млн. рублей на покупку художественной литературы.
Последняя книжная покупка
В таблице 6 приведен список авторов и названия книг, которые купили респонденты во время их последней покупки художественной литературы (указаны книги и авторы, названные не менее, чем двумя респондентами). Еще раз мы видим, что единоличным лидером книжного рынка осени 2003 года является Донцова - 14% от всех последних покупок приходится на этого автора и отрыв от второго места, которое занимает Устинова, практически в два раза. Устиновой принадлежит другой рекорд - ее книга «Миф об идеальном мужчине» лидер среди купленных книг, на нее приходится 5% от общего количества продаж книжного рынка. Отметим, что на пять наиболее популярных авторов (Донцова, Устинова, Коэльо, Перумов, Маринина) приходится ровно треть покупок всего книжного рынка. Таким образом, еще раз мы видим подтверждение ранее сделанных выводов о доминировании на книжном рынке авторов-женщин, детективного жанра и преобладающего интереса к русской современной литературе.
Фамилии писателей Название книги Количество покупателей % от общего числа покупок
Донцова общее количество купленных книг 28 14,3
Донцова название книги не указано 11 5,7
Донцова Чудеса в кастрюльке 4 2,1
Донцова За всеми зайцами 2 1,0
Донцова Инстинкт бабы Яги 2 1,0
Донцова Уха из золотой рыбки 2 1,0
Донцова Бриллиант мутной воды 1 0,5
Донцова Дама с коготками 1 0,5
Донцова Жена моего мужа 1 0,5
Донцова Скелет из пробирки 1 0,5
Донцова Урожай ядовитых ягодок 1 0,5
Донцова Чудовище без красавицы 1 0,5
Донцова Маникюр для покойника 1 0,5
Устинова общее количество купленных книг 15 7,7
Устинова Миф об идеальном мужчине 10 5,2
Устинова Подруга особого назначения 2 1,0
Устинова Большое зло и мелкие пакости 1 0,5
Устинова Первое правило королевы 1 0,5
Устинова Хроника гнусных времен 1 0,5
Коэльо общее количество купленных книг 10 5,2
Коэльо Воин света 3 1,6
Коэльо Пятая гора 2 1,0
Коэльо Вероника решает умереть 2 1,0
Коэльо Алхимик 2 1,0
Коэльо 11 минут 1 0,5
Перумов общее количество купленных книг 6 3,0
Перумов Война магов 4 2,1
Перумов Адамант Хаин 1 0,5
Перумов Гибель богов 1 0,5
Маринина общее количество купленных книг 6 3,0
Маринина название книги не указано 2 1,0
Маринина Время убивать 1 0,5
Маринина Запертая дверь 1 0,5
Маринина . Каждому свое 1 0,5
Маринина Фантом памяти 1 0,5
Бушков общее количество купленных книг 5 2,5
Бушков название книги не указано 3 1,5
Бушков Охота на пиранью 1 0,5
Бушков Тайга и зона 1 0,5
Хармс название книги не указано 3 1,5
Хмелевская общее количество купленных книг 2 1,0
Хмелевская Лесь 1 0,5
Хмелевская Что сказал покойник 1 0,5
Булгаков Мастер и Маргарита 2 1,0
Эко Баудолино 2 1,0
Роулинг Гарри Потер 2 1,0
Радари название книги не указано 2 1,0
Маркес 100 лет одиночества 2 1,0
Константинов Адвокат 2 1,0
Карпушенко название книги не указано 2 1,0
Зюскинд Парфюмер 2 1,0
Веллер название книги не указано 2 1,0
Лукьяненко Император иллюзий 2 1,0
Платова Победный ветер, ясный день 2 1,0
Рисунок 4. Предпочтения классической и современной литературы среди купленных книг, % от читающих художественную литературу
Среди последних покупок 62% приходится на русскую современную литературу и только 7,5 на русскую классику, напомним, что читали в момент опроса русскую классическую литературу 20,5% респондентов. Меньше доля и покупок и зарубежной классики, по сравнению с актуальным чтением, но здесь снижение незначительное - с 15% (читали) до 12% (покупали). Таким образом, читаемая классическая литература, особенно русская, это, как правило, книги из домашних или публичных библиотек. Отчасти низкий уровень покупок классической литературы можно объяснить их стоимостью. Средняя цена одной покупки классики существенно выше средней стоимости покупки современной литературы (см. табл.7).
Таблица 7. Стоимость последней покупки по критерию «классика-современность»
Стоимость последней купленной
книги
Средняя стоимость, руб.
классика-современность не более 50 рублей 51-100 более 100 рублей
% по % по % по
строке строке строке
русская классика 9.1% 63.6% 27.3% 106
русская современная литература 46.3% 37.8% 15.9% 63
зарубежная классика 13.3% 60.0% 26.7% 107
зарубежная современная литература 20.0% 44.0% 36.0% 89
Представленный краткий анализ чтения и поведения петербуржцев на книжном рынке не затрагивал содержательных аспектов изучаемой проблемы. Таких, например, как: можно ли объяснить успех современного дамского детектива только тем, что эти книги незамысловаты и просты в восприятии, недороги и издаются в формате, удобном для «транспортного чтения»? Или же эти романы позволяют хотя бы ненадолго забыть о рутине повседневной жизни, мыслях о деньгах, семейных проблемах и погрузиться в мир грез, где жизнь полна неожиданностей, приключений, где воплощаются мечты нашей современницы о рыцарях-мужчинах: богатых и щедрых, сильных и умных, готовых на все ради любимой женщины? И то, и другое объяснение кажутся вполне вероятными и дополняющими друг друга. Или такой вопрос: почему на родине Пушкина и Достоевского духовным пастырем нашего времени вдруг стал П. Коэльо, чьи искания «Пути» и ответы на вечные вопросы кажутся лишь более-менее удачным подражательством и популяризацией предшествующих гениальных свершений, как в русской, так и в мировой классике? Не есть ли это свидетельство все большего проникновения массовой культуры на территорию, ранее всецело принадлежащую философской, интеллектуальной литературе? Тенденция стирания граней между массовой и элитарной культурой в последние десятилетия достаточно очевидна, хотя она еще и не стала, на наш взгляд, предметом серьезного анализа и осмысления.
У нас нет готовых ответов на эти и многие другие вопросы, но это уже тема для новых исследований и публикаций.