Научная статья на тему 'КНИЖНОЕ СОБРАНИЕ ДИОНИСИЕВА ГЛУШИЦКОГО МОНАСТЫРЯ ВРЕМЕНИ ЕГО ОСНОВАТЕЛЯ'

КНИЖНОЕ СОБРАНИЕ ДИОНИСИЕВА ГЛУШИЦКОГО МОНАСТЫРЯ ВРЕМЕНИ ЕГО ОСНОВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАСТЫРСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ДИОНИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ / МАКАРИЙ ГЛУШИЦКИЙ / ДУХОВНАЯ ГРАМОТА / АГИОГРАФИЯ / БОГОСЛУЖЕНИЕ / УСТАВНОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семячко С.А.

В статье приведен и проанализирован перечень книг Дионисиева Глушицкого Покровского монастыря, зафиксированный в Духовной грамоте Дионисия, написанной в конце 1435 г., примерно за полтора года до кончины преподобного. 33 книги, названные в Духовной, не поддаются пока отождествлению с какими-то рукописями, находящимися в современных библиотеках и архивах. Анализ показал, что набор книг в монастыре был далеко не случаен, книги были подобраны так, чтобы обеспечить все сферы деятельности монастыря: богослужение, совершение треб, формирование монастырского устава, душеполезное чтение, в том числе и уставное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIBRARY OF THE DIONISIEV-GLUSHITSKY MONASTERY AT THE TIME OF ITS FOUNDER

This article presents a publication and a study of the list of 33 books recorded in the Testament of St. Dionisy, the founder of the Pokrov Glushitsky Monastery. The Testament was written at the end of 1435, about a year and a half before Dionysius's death. None of the books named in the Testament are identical with any manuscripts preserved in modern libraries and archives. This study shows that the assortment of books collected in the monastery was far from accidental. The books were selected in order to cover a wide variety of monastic activities and topics, such as the performance of the liturgy, occasional offices and prayers, readings about monastic rules, and edificatory texts.

Текст научной работы на тему «КНИЖНОЕ СОБРАНИЕ ДИОНИСИЕВА ГЛУШИЦКОГО МОНАСТЫРЯ ВРЕМЕНИ ЕГО ОСНОВАТЕЛЯ»

С. А. Семячко

КНИЖНОЕ СОБРАНИЕ ДИОНИСИЕВА ГЛУШИЦКОГО МОНАСТЫРЯ ВРЕМЕНИ ЕГО ОСНОВАТЕЛЯ 1

Резюме

В статье приведен и проанализирован перечень книг Дионисиева Глушицкого Покровского монастыря, зафиксированный в Духовной грамоте Дионисия, написанной в конце 1435 г., примерно за полтора года до кончины преподобного. 33 книги, названные в Духовной, не поддаются пока отождествлению с какими-то рукописями, находящимися в современных библиотеках и архивах. Анализ показал, что набор книг в монастыре был далеко не случаен, книги были подобраны так, чтобы обеспечить все сферы деятельности монастыря: богослужение, совершение треб, формирование монастырского устава, душеполезное чтение, в том числе и уставное.

Ключевые слова: монастырская библиотека, Дионисий Глушицкий, Макарий Глушиц-кий, Духовная грамота, агиография, богослужение, уставное чтение

Svetlana A. Semiachko

THE LIBRARY OF THE DIONISIEV-GLUSHITSKY MONASTERY AT THE TIME OF ITS FOUNDER

Abstract

This article presents a publication and a study of the list of 33 books recorded in the Testament of St. Dionisy, the founder of the Pokrov Glushitsky Monastery The Testament was written at the end of 1435, about a year and a half before Dionysius's death. None of the books named in the Testament are identical with any manuscripts preserved in

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00174, https://rscf.ru/project/22-18-00174/, ИРЛИ РАН.

© С. А. Семячко, 2023

modern libraries and archives. This study shows that the assortment of books collected in the monastery was far from accidental. The books were selected in order to cover a wide variety of monastic activities and topics, such as the performance of the liturgy, occasional offices and prayers, readings about monastic rules, and edificatory texts.

Keywords: monastic library, Dionisy Glushytsky, Makary Glushitsky, testament, hagiography, liturgical worship, monastic readings

DOI 10.31860/2712-7591-2023-1-7-14

ведения о библиотеке Покровского монастыря, основанного преподобным Дионисием на реке Глушице, содержатся в Духовной грамоте Дионисия Глушицкого, составленной в конце 1435 г., примерно за полтора года до кончины преподобного 2. Подлинник этой грамоты сохранился в Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ. Собр. Уварова. Ящик 66/20. Отд. III. № 4). Грамота получила научную публикацию [Акты, с. 273—274], и на ее основе М. В. Печниковым в энциклопедической статье были приведены краткие сведения относительно книжного собрания Дионисиева Глушицкого монастыря [Печников, Семячко, с. 252].

Однако научная публикация Духовной грамоты не свободна от ошибок, в том числе и в части, содержащей описание монастырской библиотеки 3. Поэтому позволю себе воспроизвести текст этой части грамоты, сохраняя правописание рукописи, внося подтитловые написания в круглых скобках, а выносные буквы — курсивом и делая лишь разбивку на слова. Два небольших фрагмента — части слова в несколько букв, — утраченные в результате повреждения края листа, восстанавливаются по смыслу в угловых скобках. Сохраняются писцовые «знаки препинания» — точки.

а се в дому оу преч(ис)тыъ м(а)т(е)ре в(о)жии на глушиць оу с(вж)т(л)-го покрова. строение игумена диюнисьи.. книгъ въ (церк)ви. еуа(ггели)е. на пр(ес)т(о)л-ь. юпракосъ. Ап(осто)лъ юпракосъ. прологъ двь половины. ефрьмъ. зворникъ. ют фари(с)ъй. до всьхъ с(вж)тых. л-ьствицА. ч-ьпи. апо-калипсии. патерикъ егупетьски. еуа(ггели)е тетро. манаканунець. паремье. постригалникъ. псалтыри дв-ь. часословець по савину оустАву. оуставъ. юхтАикъ по-новому. трефолои въдвоЕмъ. двь трегоди вътроемь. в(о)городин-

2 Дионисий Глушицкий преставился 1 июня 1437 г. Согласно приписке к тексту грамоты, она была предъявлена ростовскому архиепископу Ефрему и подписана неким Малышкой, вероятно дьяком, 11 января 1436 г. Можно сказать, что таким образом грамота была зарегистрирована.

3 В частности, была пропущена целая строка текста и достаточно произвольно расставлены знаки препинания, что создает неверное представление об имевшихся книгах.

никъ. МИН-ЬИКА оБЩАЙ. ЕРМОЛОИ. МАСЛИННИКЪ. м(о)л(и)тВЕННИКА ДВА. ПСАЛ-ТЫРЖ ТРЕТЬЙ.

Прокомментирую приведенный перечень книг, хотя в большинстве своем названия, приведенные в перечне Духовной, вполне понятны и специального комментария не требуют.

еуа(ггели)е. на пр(ес)т(о)л-ь. юпракось — напрестольное Евангелие-апра-кос.

Ап(осто)лъ юпракось — Апостол-апракос.

прологь двь половины — полный комплект Пролога, два тома, на сентябрьскую и мартовскую половины года. ефрьмь — Паренесис Ефрема Сирина.

зборникъ. ют ФАРи(с)ъй до всьхъ с(вж)тых— скорее всего, речь идет о сборнике слов и поучений, читаемых от Недели мытаря и фарисея до Недели всех святых, наподобие сборника РГБ. Ф. 256 (собр. Румянцева). № 406, XV в.4 льствица — Лествица Иоанна Синайского. ч-ьпи — сборник «Златая цепь».

апокалипсии — вероятно, имеется в виду Апокалипсис с толкованиями Андрея Кесарийского. патерикь егупетьски — Египетский патерик. еуа(ггели)е тетро — Четвероевангелие. манаканунець — Номоканон. паремьй — Паремейник.

постригАлникъ — сборник, содержащий чины пострижения, малого и великого образа.

псалтыри двь — скорее всего, речь идет о служебных Псалтырях, которые

могли быть как простыми, так и следованными. часословець по савину оуставу — Часослов по Иерусалимскому уставу. оуставь — Иерусалимский устав.

юхтаикь по-новому — Что называет составитель Духовной Октоихом по-новому, не очень понятно. Так мог восприниматься, например, Изборный октоих по отношению к Октоиху-Параклиту [Крашенинникова]. трефолои въ двоемь — Трефологион (Трефолой) в двух экземплярах. двь трегоди въ троемь — Триодь Постная и Триодь Цветная в трех экземплярах. Одну из Дионисиевых Триодей, а именно Триодь Цветную, Г. И. Вздорнов обнаружил в частном собрании П. М. Фекулы в США

4 Описание его состава см.: [Востоков, с. 610-621].

[Вздорнов, с. 139, 141]; дальнейшую ее судьбу пытался проследить Н. В. Башнин, но следы рукописи были потеряны после аукциона Бо1;-Ьу'э [Башнин, с. 346]. Однако, судя по записи на книге, рукопись происходит не из Глушицкого Покровского, а из Глушицкого Иоанно-Пред-теченского Сосновецкого монастыря [Вздорнов, с. 139], поэтому вряд ли именно эта рукопись фигурирует в рассматриваемом списке. в(о)городинникъ — Богородичник. мин-ьикл овщАй. — Общая минея.

млслинникъ — по-видимому, речь идет о книге, главным (или единственным) текстом которой является Чин освящения масла. На подобную книгу ссылается в 1500 г. инок Кирилло-Белозерского монастыря Еф-росин (РНБ. Софийское собр. № 1462. Л. 105 об.) [Бобров, с. 845]. Более поздним примером подобной книги является, например, рукопись XVII в. РНБ. Соловецкое собр. № 784/894. «Посл^дование святаго масла».

м(о)л(и)твЕнникА два — два Молитвенника.

псАлтырж третьи — надо думать, что и это Псалтырь служебная. Толковый тип книги был бы, скорее всего, отмечен.

Отождествить названные в приведенном перечне книги с реальными рукописями, сохранившимися в различных архивах и библиотеках, пока не представляется возможным 5. Исследователи, которые пытались определить круг Дионисиевых книг [Суворов; Срезневский, с. 233—234; Струмен-ский, с. 3—6] 6, называют пять или семь книг на пергамене. Самый полный список — М. Струменского: два Евангелия-апракос, Апостол-апракос, Ирмологий, Триодь Цветная, Триодь Постная и Цветная, Святцы. Имеют ли какие-то из этих книг отношение к Покровскому монастырю — вопрос открытый (некоторые имеют пометы о нахождении на Сосновце), так же как и вопрос об их современном местонахождении.

Попытки найти среди этих книг написанные самим преподобным [Суворов, с. 71] вряд ли продуктивны. Придется оспорить утверждение Н. В. Баш-нина: «Из Жития Дионисия Глушицкого известно, что Преподобный был книгописцем и заказчиком рукописей» [Башнин, с. 344]. Из Жития это не известно 7; Житие сообщает, что преподобный «дЬлаше же убо рукама,

5 Рукописи, которые Н. В. Башнин определил как принадлежавшие Дионисиеву Покровскому монастырю, датируются временем не ранее второй половины XV в. [Башнин, с. 499-503].

6 См. об этом также: [Башнин, с. 344-347].

7 Ссылки на «с. 109, 110, 114, 117 и др.» [Башнин, с. 344, примеч. 513] подготовленного мною издания Жития Дионисия Глушицкого [Семячко], ставят меня в тупик, поскольку я не нахожу на указанных страницах, впрочем как и на всех остальных, оснований для подобного утверждения.

имЪя же художьство живописца, писаше иконы, и млатобийца бяше, и спи-риды дЬлаше» [Семячко, с. 111, 148]. Что же касается книг, то из Жития мы знаем лишь, что он их читал («книгы чтяше» [Семячко, с. 110, 146]) и что он дал Пролог Григорию Пельшемскому, когда тот решил основать собственное общежительство («и дасть ему преподобный иконы и книги, зовомыи При-логъ, иже нынЪ суть видимы» [Семячко, с. 118, 156]).

Сохранившийся в Духовной грамоте преподобного Дионисия перечень Покровского Глушицкого монастыря содержит указание на 33 книги 8. Эти книги полностью обеспечивали богослужебную практику монастыря и потребность обители в уставном чтении.

В монастыре был Устав, который давал основу для регулирования как богослужения, так и монастырской дисциплины. Суточный круг богослужения определялся Часословом, недельный — Октоихом и Богородичником. Годовой круг богослужения по триодному календарю обеспечивали Триоди, Постная и Цветная. Перечень и содержание служб по минейному календарю можно было выяснить из Месяцеслова, который непременно должен присутствовать в Уставе. А сами службы можно было почерпнуть из Трефолоя или сконструировать на основе Общей минеи. Отметим, что в монастыре не было месячных Служебных миней, но имеющихся книг вполне хватало, чтобы без них обойтись. Источником житий для чтения после шестой песни канона был Пролог. Тексты Священного Писания, необходимые для церковной службы, обретались в Псалтырях, Евангелии-апракос, Апостоле-апра-кос и Паремейнике. Дополнял перечень богослужебных книг Ирмологий, из которого, помимо всего прочего, священник мог почерпнуть тексты литургий (Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров), поэтому не стоит удивляться отсутствию в книжном собрании Служебника.

Какими статьями был укомплектован Постригальник, судить по одному названию невозможно. Кроме чинов пострижения в малый и великий образ, он мог содержать и другие тексты, необходимые для совершения треб в монастыре. Стоит отметить и книгу Масленник, в которой должны были содержаться рецепты святого масла (мира) и чин его освящения. К этой же группе книг следует добавить Молитвенник, который мог содержать самый широкий спектр молитв практически на все случаи жизни.

Остальные книги обеспечивали потребность монастыря в душеполезном чтении, в первую очередь уставном. Здесь следует еще раз назвать Пролог, который дополнял Сборник поучений от Недели мытаря и фарисея до

8 Н. В. Башнин насчитал их 28 [Башнин, с. 344]. Расхождения в подсчетах, возможно, вызваны пониманием выражений «трефолои въ двоемъ» и «двЬ трегоди въ троемь».

Недели всех святых, Паренесис Ефрема Сирина, Лествицу, сборник «Златая цепь» и Египетский патерик. К этой же группе книг следует добавить и Апокалипсис, единственную книгу Священного Писания, никак не задействованную в богослужении. Скорее всего, это был Апокалипсис толковый.

Отдельно стоит упомянуть Номоканон, снабжавший средневекового читателя материалами канонического права.

Перечень книг, приведенный в Духовной Дионисия Глушицкого, хотя и не слишком велик, но далеко не случаен: книги были подобраны так, чтобы обеспечить все сферы деятельности монастыря.

Надо думать, что были перечислены не все книги, находившиеся в монастыре. Можно подозревать, что какие-то книги находились в кельях у монахов. Считались ли келейные книги монастырской собственностью или личной собственностью насельников монастыря, мы не знаем, поскольку письменного устава Дионисия Глушицкого, данного им своим монастырям, не сохранилось. Лишь Житие содержит многочисленные указания, что Дионисием был основан «общь» монастырь. «Заповедает же преподобный ни-комуже каковы-любо потребы держати и ничтоже звати свое, но все обще» [Семячко, с. 110, 146]. О наличии книг в кельях свидетельствует, в частности, деятельность Макария Глушицкого, ученика преподобного, одного из самых близких ему людей.

В тексте Духовной сказано: «А грамоту писллъ Макареи попъ ю(те)ць мои д(у)ховныи». Макарий был книжным человеком. В Минейной редакции Жития Дионисия Глушицкого две главы отмечены как написанные Мака-рием: «А писалъ Макарей, ученикъ Дионисиевъ» [Семячко, с. 160, 163]. Одна из них касается посещения монастыря ростовским архиепископом Ефремом, другая рассказывает о приходе в монастырь пермского игумена Тарасия. Возможно, эти тексты были написаны специально для Жития, которое было создано в 1495 г. Но какие-то записки Макарий, как кажется, вел и раньше. Кто-то фиксировал события монастырской жизни, вел монастырский летописец: в Житии Дионисия все основные события точно датированы. Результаты этой книгописной деятельности не нашли в Духовной никакого отражения, однако это не означает, что их не было. Динамика развития книжного собрания Дионисиева Глушицкого монастыря (впрочем, на его месте может быть любой другой) представляет интереснейшую исследовательскую задачу.

Литература

Акты — Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI в.: В 3 т. / Отв. ред. Л. В. Черепнин. М.: Наука, 1964. Т. 3 / Сост. И. А. Голубцов. 688 с.

Башнин — Башнин Н. В. Дионисиево-Глушицкий монастырь и его архив в XV-XVII вв.: Исследование и тексты. М.; СПб: Альянс-Архео, 2016. 1300 с.

Бобров — Бобров А. Г. Чин мироварения в автографе Ефросина Белозерского // ТОДРЛ. СПб.: Наука, 2007. Т. 58. С. 833-856.

Вздорнов — Вздорное Г. И. Славянские рукописи Фекулы // Наше наследие. 1991. № 6. С. 139-144.

Востоков — Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцовского музеума. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1842. 899 с.

Крашенинникова — Крашенинникова О. А. Древнерусские Октоихи XIV в. и проблема типологии гимнографических рукописей // Герменевтика древнерусской литературы. 1992. № 5. С. 301-315.

Печников, Семячко — Печников М. В., Семячко С. А. Дионисий: Биография. Почитание // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 249-253.

Семячко — Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого // Святые подвижники и обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дио-нисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели / Изд. подгот. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. С. 77-217.

Срезневский — Срезневский В. И. Отчет Отделению русского языка и словесности Императорской Академии наук о поездке в Вологодскую губернию (май — июнь 1901 г.) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1902. Т. 7, кн. 2. С. 232-272.

Струменский — Струменский М. Указец старинных рукописей: Каталог отдела [Вологодской Советской публичной] библиотеки. Вологда: [б. и.], 1919. 28 с.

Суворов — Суворов Н. И. Пять харатейных рукописей библиотеки Вологодской семинарии // Вологодские епархиальные ведомости: Прибавления. 1869. № 2. С. 69-71.

References

Akty sotsiai'no-ekonomicheskoi istorii Severo-Vostochnoi Rusi kontsa 14 — nachala 16 veka (1964). Moscow: Nauka. Vol. 3, 688 p.

Bashnin, N. V (2016). Dionisievo-Glushitskii monastyr1 i ego arkhiv v 15-17 vekakh: Issledovanie i teksty. Moscow; Saint Petersburg: Al'yans-Arkheo, 1300 p.

Bobrov, A. G. (2007). 'Chin mirovareniya v avtografe Efrosina Belozerskogo', in: Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Saint Petersburg: Nauka. Vol. 58, 833-856.

Krasheninnikova, O. A. (1992). 'Drevnerusskie Oktoikhi 14 veka i problema tipologii gimnograficheskikh rukopisei', Germenevtikadrevnerusskoiliteratury, 5, 301-315.

Pechnikov, M. V, Semyachko, S. A. (2007). 'Dionisii: Biografiya. Pochitanie', in: Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 15, 249-253.

Semyachko, S. A. (2005). 'Zhitie Dionisiya Glushitskogo', in: Prokhorov, G. M., Semyachko, S. A., eds. Svyatye podvizhniki i obiteli Russkogo Severa: Ust'-Shekhonskii Troitskii,

Spaso-Kamennyi, Dionis'ev Glushitskii i Aleksandrov Kushtskii monastyri i ikh obitateli. Saint Petersburg: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 77-217.

Sreznevskii, V I. (1902). 'Otchet Otdeleniyu russkogo yazyka i slovesnosti Imperatorskoi Akademii nauk o poezdke v Vologodskuyu guberniyu (mai — iyun' 1901 goda)', in: Izvestiya Otdeleniya russkogo yazyka i slovesnosti Imperatorskoi Akademii nauk. Saint Petersburg: Tipografiya Imperatorskoi Akademii nauk. Vol.7, 2, 232272.

Strumenskii, M. (1919). Ukazets starinnykh rukopisei: Katalog otdela [Vologodskoi Sovetskoi publichnoi] biblioteki. Vologda: [s. a.], 28 p.

Suvorov, N. I. (1869). 'Pyat' kharateinykh rukopisei biblioteki Vologodskoi seminarii', Vologodskie eparkhial'nye vedomosti: Pribavleniya, 2, 69-71.

Vostokov, A. Kh. (1842). Opisanie russkikh i slovenskikh rukopisei Rumyantsovskogo muzeuma. Saint Petersburg: Tipografiya Imperatorskoi Akademii nauk, 899 p.

Vzdornov, G. I. (1991). 'Slavyanskie rukopisi Fekuly', Nashe nasledie, 6, 139-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.