Научная статья на тему 'Клюнийские идеи в хронике земли Прусской'

Клюнийские идеи в хронике земли Прусской Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тевтонский орден / крестоносцы / клюнийская реформа / Петр из Дусбург / Theutonic Order / Crusader / Klyuni reform / Peter from Dusburg

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазурик А. С.

Автор рассматривает идеи клюнийского движения в основном источнике по истории Тевтонского ордена – Хронике Земли Прусской, выявляет идеологическую составляющую представленного памятника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Author consider ideas of Klyuni reform in the main source of history of Teutonic order – Chronicle of Land Prussia, demonstrate ideological part of this source

Текст научной работы на тему «Клюнийские идеи в хронике земли Прусской»

КЛЮНИЙСКИЕ ИДЕИ В ХРОНИКЕ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ

Мазурик А.С.,

Студентка 2 курса Института Истории Санкт-Петербургский государственный университет, г.Санкт-

Петербург Научный руководитель: Прокопъев А.Ю

д.и.н, профессор кафедры истории средних веков Санкт-Петербургский государственный университет, г.Санкт-

Петербург

Аннотация: Автор рассматривает идеи клюнийского движения в основном источнике по истории Тевтонского ордена - Хронике Земли Прусской, выявляет идеологическую составляющую представленного памятника.

Ключевые слова: Тевтонский орден, крестоносцы, клюнийская реформа, Петр из Дусбурга

Summary: The Author consider ideas of Klyuni reform in the main source of history of Teutonic order - Chronicle of Land Prussia, demonstrate ideological part of this source.

Keywords: Theutonic Order, Crusader, Klyuni reform, Peter from Dusburg

В XII-XIII веке Европа переживала необычайный духовный подъем. На протяжении этого времени европейское пространство переживает процесс консолидации, появилась идея сближения клира и церкви, приближения мира к Христу, начинается битва за правильное понимание христианского совершенства. [5] Созревшее христианское общество выплескивается за пределы границ церковного мира и начинает внешнюю экспансию. Прямое продолжение этого процесса, безусловно, Крестовые походы.

В это же время зарождается идеология так называемой священной войны. Клюнийская пропаганда утверждала, что есть только одна законная война и повод обнажить меч - необходимость защищать веру и церковь. Причем тут необходима важная оговорка - справедливая или же «священная» война ни в коем случае не была сама по себе агрессивной, она должна была лишь отвечать на эту агрессию или иную несправедливость. Человек, который берется за оружие, освященное церковью, борец против зла, а война есть логическая борьба против него. [4, c.223]

В XIII веке идея о том, что христианин должен стремиться к подлинному миру и бороться за справедливость и мир с оружием в руках получает свое логическое продолжение. [4, c.236] Таким образом зарождается образ монаха-рыцаря, человека, который несет с помощью меча свет христианства. В таких условиях зарождается такое удивительное

европейское явление как духовно-рыцарские ордена, сочетавшие в себе и военную, и христианскую деятельность.

Рыцарские ордена, по мнению Й. Хейзинги, первоначально возникли как чистое воплощение средневекового духа и явили собой воплощение рыцарских и монашеских идеалов. [7]

Главным идеологом и рупором крестовой миссии был Святой Бернард Клервосский. В своем произведении «Похвала новому рыцарству» он писал: «воистину Христов мститель для злодеев, и по праву считается защитником христиан». [1] В его произведении особую роль играет описание крестовой миссии именно как миссии спасительной, защитной, той, которая подобна деятельности миссионеров, а вооруженная борьба -лишь необходимость, чтобы достойно противостоять злу, воплощенном в неверности. Идеи Святого Бернарда получили широкое распространение и рыцарские ордена старались соответствовать идеалам, высказанным Бернардом в своем труде.

Тевтонский орден, который сыграл небольшую роль в реализации этой идеи в Палестине, в полной мере развернул свою деятельность в Европе, в Восточной Пруссии. Анализ его политической истории необходим для правильного понимания того, как идея «священной войны» и христианская миссия реализовывалась Орденом на практике: от начала своего существования и более позднего периода.

Христианизация язычников-пруссов в их идеологии осознавалась ничем иным, как борьба за веру, а не ресурсы и земли, в которых так нуждался орден на период его прихода в Пруссию, т.е на середину XIII века.

Папа в 1216 году, по просьбе польских князей и духовенства, признал поход против Пруссии Крестовым походом - даровал участникам то же отпущение грехов, что и идущим в Иерусалим. Этот Крестовый поход, с точки зрения Августина, был бы идеологически верен. Поход начался именно с многочисленных жалоб польской знати на пруссов, которые нередко совершали на их земли грабительские набеги. Таким образом, крестовое движение в Пруссии изначально предполагало выполнение сугубо христианской миссии - возвращения гармонии миру, обращение неверных к свету и защита христиан. Сам Папа обращался к крестоносцам с просьбой обратить язычников в христианство, стараться не порабощать их. Идея праведной оправданной желанием Бога войны в крестовом походе на Пруссии четко прослеживается - времена и география были иными, но крестовая миссия сохраняла свой сакральный характер. Тевтонский орден, являющийся одним из крупнейших орденов, который активно поддерживался и светскими властями, и папской курией, безусловно, не мог не соответствовать идее «священной войны». Основным источником по идеологии ордена можно считать «Хронику Земли Прусской» монаха ордена Петра Дусбургского. Его хроника написана спустя два века после выступления и проповедей Бернарда

Клервосского и спустя сто лет после непосредственно начала похода в Пруссию, в 1326 году. Однако, несмотря на это, Петром активно используются идеи прошлого и умело встраиваются им в концепцию легитимации деятельности ордена на момент XIV века. Но, безусловно, хроника представляет собой и интереснейший источник по мировоззрению и духовной жизни ордена, потому для исследователя представляет интерес со стороны изучения духовного климата эпохи написания хроники и тех идей, которые витали в Ордене на тот момент.

В политической жизни он переживал не лучшие времена. Была угроза его роспуска, [3, стр.121] подобно Ордену тамплиеров в 1312 году, Орден на некоторое время был отлучен от церкви за вероломное завоевание Данцига. В июле 1324 года магистром становится Вернер фон Орлзен. Именно при нем и будет написана Хроника, ему же она и будет адресована. По мнению исследования А.Удо, Вернер фон Орлзен был человеком благочестивым, желающим обновить духовную жизнь конвентов и укрепить внутриорденскую дисциплину. [2, стр. 76]

Если внимательно посмотреть на все события, в которых принимал участие Орден, можно отметить, что на период написания хроники он находился в глубоком идеологическом и политическом кризисе. Идеология, сформированная в период Клюни и Крестовых походов, практически утратила свое влияние на духовную жизнь ордена. Хроника Петра из Дусбурга, написанная под влиянием магистра, который непосредственно заботился о благочестии братьев и их дисциплине, безусловно, была призвана возвратить членов ордена к прежним идеалам, идеалам Х1-Х11 веков: «священной войны», благочестия, возврата к духовному. Описывая исторические события, Петр старается вернуть братство к старым духовным идеалам.

Для хрониста война шла не за жизнь, а на смерть, решался вопрос именно о существовании христианской религии в целом. Все некрупные пограничные стычки с прусскими племенами в глазах Петра из Дусбурга превращались в одну из многочисленных частей всемирной битвы христианства и язычества

Собственно сам Петр прямо оглашает цель похода в Пруссию. Глава 18 «О войне братьев с вармийцами, бартами и наттангами и о гибели многих братьев и христиан» рассказывает о завоевании братьями замка Балга. Сюжет ее достаточно типичен для всей хроники - братья нападают на пруссов и разоряют их. Тем не менее, здесь хронист озвучивает весьма важную мысль, которая подтверждает все, что было написано выше. «Через них вера Христа могла бы получить должное распространение и чтобы раздвинулись границы христианского мира» [6, стр.58] - Петр открыто говорит о том, что основная цель братьев распространение христианства, т.е реализация идеи Клюни. Орден выполняет задание по очищению европейского пространства от островков язычества и реализует

мечты духовенства о его единении. В Петре еще живы идеи XII века и он активно их демонстрирует читателям.

Стоит отметить, что, несмотря на серьезный политический и идеологический кризис, который переживал Орден в начале XIV века, попытки возвращения к идеалам Клюнийского движения среди руководства все же были. К этому времени Пруссия была покорена, не осталось идеологического врага язычника и вся идея начала сходить на нет

Стоит отметить, что сам Петр называет покорение Пруссии и язычников «чудом», тем самым он ставит миссию ордена на одну позицию с деяниями святых. Военное завоевание перестает восприниматься как непосредственно завоевание и приобретает сакральный характер. Происхождение ордена Петр связывает с божественным участием: он создает целую «цепочку» от Бога к Ордену. Бог создал Землю и послал на нее спасителя - Иисуса, который создал «дом воинствующей церкви», во главе ее папа Целестин III, утвердивший на славу церкви Тевтонский орден. Петр изначально демонстрирует христианскую направленность рыцарского братства - учреждены они церковью, самим Богом, через его законных легитимных представителей на Земле. «Это почтенное рыцарство не только людьми на земле утверждено, но также во многом предначертано по образу неба и многообразию земли» [6, с. 12] - так пишет хронист о братстве. Орден - создан по образу небесному, следовательно, воплощает в себе небесную волю и исполняет истинную христианскую миссию. Хронист продолжает традиции, заложенные еще в XI веке - духовно-рыцарское братство предстает у него орудием Божьим.

Продолжая заложенные ранее традиции, Петр рассуждает и о достижении спасения. В высоком средневековье считалось, что его можно достичь лишь общими усилиями, общиной, коллективом. Рыцарское братство, где каждый член был монахом с оружием в руках, отлично подходило под эти идеалы. Сам автор пишет, что Григорий IX направил их Пруссию «во отпущение грехов отмстить за поругание распятого Господа». [6, с.20] Идея коллективного очищения грехов в битве против неверных высказывалась еще в XI веке Урбаном II перед первым крестовым походом.

Стоит, безусловно, отметить, что подобная борьба хронистом ни в коем случае не воспринималась как что-то простое и легкое. Для хрониста все, что претерпевают братья на Прусской земле - страдания, мученичество за веру, а все, что они совершают, настоящее чудо. Все, что с ними происходит уподобляется чудесам и традиции Христа. Покорение пруссов для Петра - истинное чудо. Борьбу против них он превращает не просто в борьбу против язычников, но в борьбу против самого дьявола. Автор утверждает, что все действия пруссов совершаются именно под влиянием врага рода человеческого. Подобное еще раз подтверждает двойственность рыцарской борьбы: они сражаются с самим Дьяволом, а

победить его можно, только победив собственные слабости, подобно тому, как победил искушения Христос, что братьям и регулярно удается.

Идея Клюни, зародившаяся в расцвет средневековья, к XIV веку, безусловно, полностью утратила свою актуальность. Тевтонский орден фактически уже давно отошел от первоначальных идеалов сочетания монашеской аскезы с военной функцией защиты христианства. Как любое крупное административное образование он начал расширяться и постепенно все больше уходил в сторону светского мира, активно включаясь в политику Европы. Для ордена не оставалось больше идеологических врагов -Пруссия была покорена, завоевание Литвы уже носило целиком и полностью политический, а не идеологический фактор. В таких условиях высшему руководству Ордена было необходимо обратиться к прошлому, чтобы поддержать падающую в рядах рыцарства дисциплину. «Хроника Земли Прусской» выступает здесь главным идеологическим памятником и призывом к братьям Ордена к возврату идеалам и идеям Клюни.

Список использованных источников:

1. S. Bernardi Abbatis. De Laude Novae Militiae ad Milites Templi Liber.// [Электронный ресурс] URL: http://www.binetti.ru/bernardus/15.shtml Дата обращения: 04.04.2017

2. А. Удо Верховные магистры Тевтонского ордена 1190-2012: [перевод]/ Пер. с нем. В.И. Матузовой. - М.: Ладомир, 2015 - 392

3. Бокман Хартмут Немецкий Орден. Двенадцать глав из его истории: [перевод]/ Пер. с нем. В.И. Матузовой. - М.: Ладомир, 2004. - 280

4. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства: [перевод]/ Пер. с ит. В.П. Гайдука - М.: «Прогресс», 1987 - 384

5. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей, т. 1 Древность и средние века.// [Электронный ресурс] URL: http : //krotov.info/spravki/1 _history_bio/20_bio/lortz.html. Дата обращения : 09.04.2017

6. Петр Дусбургский Хроника Земли Прусской: [перевод]/ Петр из Дусбурга. Изд. подгот. В. И. Матузова. Ин-т рос. истории Рос. акад. наук. - М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1997. - 383

7. Хейзинга Й. «Осень средневековья»// [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/FILOSOF/HUIZINGA/osen.txt Дата обращения: 4.04.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.