Мазурик Алиса Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Институт истории, кафедра истории средних веков (2 курс) Научный руководитель: А. Ю. Прокопьев, д. и. н, профессор
РЫЦАРИ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА И ИХ ОБРАЗ В ХРОНИКЕ ПЕТРА ИЗ ДУСБУРГА
Аннотация: рассматривается образрыцарства в основном источнике по истории Тевтонского ордена - Хронике Земли Прусской. Автор анализирует, какими видит рыцарей хронист, как он их оценивает и при помощи чего создаёт их образ. На основе сопоставления цитат Хроники и Библии выявлена идеологическая составляющая данного памятника средневековой литературы, типичная для классического средневековья.
Ключевые слова: Тевтонский орден, крестовые походы, Петр из Дусбурга, средневековые хроники, Хроника Земли Прусской, рыцарство.
Abstract: The article describe image of knights in the main source of Teutonic order history - Chronicle of Earth Prussian. The author analyzes, how chronicler discloses an image of knights, how he receives and positions they. On the basis of a comparison of quotes from Chronicle and Bible revealed the ideological component the monument of medieval literature, typical of the classical Middle Ages.
Keywords: Teutonic order, Crusades, Peter from Dusburg, medieval chronicles, the Chronicle of Earth Prussian, knights.
р
<Хс
"роника Земли Прусской», или Хроника Петра из Дусбурга, -. - основной источник по ранней истории Тевтонского ордена, повествующий о завоевании Орденом Восточной Пруссии в XIII веке. Долгое время исследователи выбирали из нее лишь те факты, которые имели точную локализацию и датировку, использовали этнографические материалы. Сравнительно недавно в хронике начали видеть духовный памятник эпохи, отражение мировоззрения - типичного и нетипичного для классического средневековья. Средневековые хроники -это шифр сознания, или код, информация для реконструкции образа мысли
средневекового человека, а не только собрание фактического материала. В первую очередь, летопись является памятником исторической мысли.
«Хроника земли Прусской» - не исключение. Она вписывается в общий ряд нарративных источников классического средневековья, которые отличаются стремлением авторовпродемонстрировать собственную интерпретацию описываемых событий.«Хроника земли Прусской» выступает содержательным источником для изучения религиозной практики крестоносцев и их врагов - язычников пруссов.
Мы обратимся к анализу образа рыцарей Тевтонского ордена, сюжетов, связанных с ними, и параллелей с библейской традицией. Нас будет интересовать структура, динамика и контекст сюжетов, а также их авторская интерпретация.
Прежде всего обратим внимание на то, как воспринимался Орден, рыцари и их действия в историографии. Отношение власти и общества к Тевтонскому ордену изменялось на протяжении всех веков его длительного существования. В первую очередь, это зависело от политической ситуации в Пруссии и Германии.
В эпоху Просвещения к Ордену, как к пережитку Средних веков, относились крайне негативно, Тевтонский орден представляли воплощением всего дурного, что было в том времени. Например, в 1797 году историк из Кенигбсерга Л. фон Бачко выразил свое мнение так: «Удовольствие от созерцания замков исчезнет у знатока прусской истории при мысли о том, что эти груды камней сложили несчастные рабы... и что эти несчастные повинны только в том, что веровали в те незримые существа, от которых зависела их жизнь и которым они желали служить в своих рощах, а не по велению Немецкого ордена в храмах» [3]. Бачко негативно относился к тому, что Орден поработил местное прусское население и не принял их религию. В эпоху Просвещения происходило обмирщение сознания, а потому для историка не существовало разницы между язычеством и христианством. Он оценивал деятельность Ордена крайне негативно.
Но стоило смениться эпохе, как отношение к рыцарям стало иным. С наступлением эры Наполеона, эры чужеземного владычества и борьбы с ним, с началом освободительной борьбы отношение к Ордену, безусловно,
поменялось. Рыцари теперь не только не считались жестокими, они стали восприниматься как образец, причем не только в военном отношении. Государство ордена оценивалось положительно, поскольку, благодаря наличию принципиальных устоев, в нём видели воплощение государственной идеи. Существовало мнение, что между Пруссией прошлой и настоящей есть определенные параллели - именно из-за этого убеждения и появляется такая награда, как «Железный крест», являющаяся почти полной копией символа средневекового Тевтонского ордена.
В это же время исследователи наконец обращают внимание на изучение хроник, анналов, рукописей, правовых документов. Основываясь на материалах Кенигсбергского архива, Й. Фойгт издал значительное количество источников, а также обстоятельное описание истории Пруссии с древнейших времен до 1525 года. Его исследование в девяти томах -«История Пруссии» («Geschichte Preussens - von den ältesten Zeiten bis zum Untergange der Herrschaft des Deutschen Ordens») [4], несмотря на почти двухвековой возраст, практически не устарело. После него история Пруссии никогда не излагалась настолько полно. Сегодня эта книга - классика; она предоставляет ответы на многие вопросы, являясь не только полноценным исследованием, но источником, демонстрирующим взгляды историков на деятельность Ордена в начале XIX века. Фойгт восхищенно относился к Ордену и активно критиковал исследователей-предшественников.
Уже во второй половине XIX века отношение к Ордену опять меняется, что мы можем увидеть на примере рецензии Г. фон Трейчке на первый том собрания «Писателей прусской истории» («Scriptores rerum Prussicarum»). В этой работе не очень много места отведено истории Ордена, в своем эссе под названием «Пруссия, земля Немецкого ордена» («Das deutsche Ordensland Preussen»)r. фон Трейчке полностью ушел от идей Просвещения, а особое внимание уделил «агрессивному национализму» [5]. Он писал, что в Немецком ордене «нашло воплощение развитие немецкого характера, который редко понимают правильно -агрессивная сила и властная, беспощадная жесткость», и его оценка ордена исключительно положительная.
Именно с этого времени и до конца Второй мировой войны Немецкий орден в Германии воспринимался с позиции Трейчке. А в 1933 году, в связи
с приходом к власти в Германии Адольфа Гитлера и началом активной деятельности Национал-социалистической демократической партии, отношение к Ордену стало еще более позитивным. НСДАП даже организовала учебные организации, так называемые «Академии фюрера», которые также называли «орденскими замками», где обучались высокопоставленные функционеры. Орден виделся НСДАП как объединение основателей государства, завоевателей жизненного пространства, борцов за чистоту немецкого характера и врагов славян [1, а 201-202].
После падения Третьего рейха ситуация опять кардинально изменилась. Это можно видеть на примере труда Х. Бокмана «Немецкий орден: Двенадцать глав его истории» [1]. Автор старается быть максимально непредвзятым, из его произведения исчезает всяческий национализм. Его монография объективна и дает независимую оценку Ордену и его деятельности. Вместе с тем Х. Бокман крайне негативно относится к работам эпохи Третьего рейха.
Теперь обратимся к Хронике Петра из Дусбурга и посмотрим, каким было отношение хрониста к своим героям.Хроника написана в 1326 году, спустя приблизительно сто лет с момента вторжения Ордена на земли Пруссии. В данном памятнике освещена картина исторических событий XIII — первой четверти XIV веков и предложено их осмысление с позиций крестоносца-завоевателя. Хроника написана на латыни, впоследствии была переведена на средневерхненемецкий язык. В нашей работе использован перевод В.И Матузовой с латинского оригинала [2].
О самом хронисте почти ничего неизвестно. Из послания магистру Вернеру фон Орлзену мы узнаем, что он был орденским священником, остальные сведения о нем - лишь гипотезы. Неизвестно и место создания хроники: среди предполагаемых городов называют Кенигсберг, Мариенбург, город Раганита. Единственное, что можно утверждать точно, -«Хроника Земли Прусской» представляет для исследователей ценный материал о самовосприятии Ордена в XIV веке.
Рассмотрим рыцарство Ордена сквозь призму библейских сюжетов, цитат и вставок, которые неоднократно используются автором Хроники на протяжении всего текста. Сам текст разделен на 4 части, и количество
задействованных библейских сюжетов напрямую зависит от того, чему посвящена та или иная часть повествования. Первая часть, посвященная образованию Ордена и его пребыванию в Палестине, содержит всего 23 таких упоминания, вторая - о начале похода в Пруссию - уже 119, хотя она не сильно отличается размерами от первой. Третья - «О войнах братьев Тевтонского ордена с язычниками пруссами» включает в себя уже 136 «отсылок» к Библии, четвертая, описывающая уже не завоевания духовно-рыцарского братства, а события мировой истории, - всего 11.
Можно проследить следующие тенденции. В третьей главе, где содержится больше всего информации непосредственно о борьбе рыцарей с язычниками, встречается большее количество упоминаний библейских сюжетов. В четвертой, где содержится сухая фактология, отсылки к Библии встречаются лишь в тех главах, которые посвящены военным событиям на Святой Земле.
Таким образом, напрашивается очевидный вывод - библейский материал автором привлекается по большей части для повествования непосредственно о событиях милитаристского характера и для описания воинства Ордена. Военные события автором рассматриваются как борьба не столько материальная, которая ведется за ресурсы и землю, сколько идеологическая, духовная, война за веру и церковь. Восприятие и оценка рыцарей основываются на этом факте: для хрониста они, в первую очередь, святые мученики, но никак не воины и завоеватели, что идет вразрез с восприятием Ордена в последующих эпохах.
Наш анализ начнется с пролога, который и задает тон всей хронике. Пролог содержит в себе важные данные по поводу истории создания Хроники: время ее написания, информация о личности хрониста и, что самое важное, обращение к конкретному историческому лицу - магистру Вернеру фон Орлзену, чья противоречивая внешняя политика не прибавляла авторитета Ордену в Европе.
Хронист начинает повествование в подражание житиям: автор самоуничижается перед лицом Бога, признает свой талант писателя Его даром, и, что самое главное, описывает лишения, страдания и благородство рыцарей Ордена: рассказывает об их скудной пище, скромной одежде, жертвенности во имя веры и церкви и прочих лишениях, которые
претерпевали члены братства. Можно отметить, что пролог содержит в себе 19 отсылок к библейским сюжетам, и все они используются автором для подчеркивания тех мук, которые приходилось испытать братьям.
Стоит обратиться к одной из таких отсылок. Текст хроники гласит: «Знамения и чудеса свершил надо мною Всевышний. Поэтому подобает мне возвестить о знамениях Его, ибо они велики, и о чудесах Его, ибо они могущественны» [2, с. 6]. Подобную же цитату мы встречаем в книге Даниила в Ветхом Завете: «Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его!» (Дан.3, 99-100. Здесь и далее Библия цитируется по Синодальному переводу).
Петром приводятся слова вавилонского царя Навуходоносора, который во всеуслышание признал иудейского Бога после того, как пророк Даниил и его приверженцы смогли выжить в огне. Петр самого себя сравнивает с царем, орденских братьев с пророком Даниилом. Навуходоносор был потрясен силой веры и бесстрашием брошенных в огонь иудеев, как сам хронист поражен подвигами братьев. Члены ордена для него схожи с ветхозаветными пророками, отличившимися стойкостью духа и преданностью Богу. Автором проводится параллель: подобно противостоянию Даниила языческому золотому кумиру Навуходоносора, братья Ордена сражались с бесчисленными язычниками-пруссами, не жалея себя в этих битвах и затяжных войнах.
Сам хронист поражен этим в той же степени, что и Навуходоносор, и именно поэтому использует данный сюжет. Он наблюдатель со стороны, который потрясен событиями, произошедшими на прусской земле. Эти события приравниваются по масштабу к ветхозаветным, победа Ордена буквально сравнивается с настоящим чудом. Данный сюжет был вставлен автором, вероятно, и в политических целях. С помощью него хронист стремился показать, что победа, достигнутая Орденом в свое время, далась ему нелегко, потому Орден достоин признания и почитания, причем почитания на одном уровне со святыми.
Подтверждение этой интерпретации мы можем обнаружить уже в следующих строках пролога, где автор пишет: «Подходят, однако, эти слова автору сей книги, который после того, как увидел в облике святой общины
братьев <...> столь великие знамения и такие необыкновенные и от века неслыханные чудеса <...> не подлежит сомнению, что и братья дома Тевтонского исполнены были веры и силы, когда они, малочисленные, покорили столь сильный, дикий и бесчисленный народ прусский» [2, а 6].
Новозаветные сюжеты также искусно используются автором в рамках той же концепции - превращения крестоносцев из завоевателей и захватчиков чужой им земли в святых. Встречается подобный пример в первой главе - «О начале ордена дома тевтонского». Название главы точно описывает ее содержание: Петр рассматривает то, как именно образовался Орден на территории Палестины во время осады Акры в 1190 году.
Братство характеризуется Петром исключительно как миссионерское, призванное помогать слабым и больным, но никак не военное. Тем не менее, библейские сюжеты, которые он использует в этой главе, демонстрируют, что военная миссия для хрониста непосредственно связана с деятельностью мирной и проповеднической, помощью раненым и нуждающимся.
Однако не это составляет сюжетный и идеологический мотив данной главы. Основное желание хрониста - показать читателю, что деятельность Ордена, какой бы она ни была, свята, буквально благословлена Небом, более того, приравнена к небесной. Хроника гласит: «Кажется, что это рыцарство, по образу неба и земли созданное, является единственным и главнейшим, которое вместо Христа будет страдать при поругании креста Его и посвятит себя делу отвоевания Святой земли обетованной от гнета языческого. Ибо видел Иоанн воинствующую церковь в образе нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога, в которой они сражаются с прочими отрядами небесных сил, отражая любую противоборствующую силу» [2, а 7].
Приведенные слова - практически точное цитирование книги Откровения Иоанна Богослова, или книги Апокалипсиса. Оно гласит: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Отк. 3,12). Здесь автор вполне определенно ставит рыцарское войско на одну позицию с воинством небесным, таким образом демонстрируя его святость
читателям хроники. Рыцари не просто избегнут, по его мнению, страшного суда, но и, по-видимому, будут активно участвовать в нем в качестве орудия правосудия. Упомянутая хронистом «противоборствующая сила» не что иное, как описание пруссов, вероотступников, которых можно сравнить с антихристом. Демонстрируется очередное противопоставление рыцарей и пруссов - святых и грешников. При этом деятельность рыцарей освящена Небом и потому оправдана людьми.
Стоит обратить внимание и на личные портреты рыцарей, так как они важны для понимания восприятия рыцарства хронистом. Чаще всего даются описания магистров Ордена. Упоминания о каких-либо конкретных рядовых рыцарях встречаются редко - истории о них мифологизированы, наполнены описаниями чудес и практически никогда не могут быть подтверждены документально. Повествования о магистрах, безусловно,более точны и достоверны.
Для описания конкретных исторических личностей (чаще магистров) Петром также используются библейские сюжеты. Например, в 279 главе дается краткая историческая справка о жизни магистра Конрада Зака. Хроника гласит: «Брат Конрад Зак, XVI магистр Пруссии, возглавлял орден шесть лет. Он был мягким человеком и приобрел расположение к себе в глазах всех» [2, с. 158]. Если мы обратимся к тексту Библии, то увидим: «И приобрела Есфирь расположение к себе в глазах всех, видевших ее» (Есф. 2, 15).
Возможно, библейский текст всплывает в сознании хрониста как палимпсест - старое проявляется в новом. Магистр, описываемый автором, буквально сравнивается с ветхозаветной героиней Есфирью, защитившей евреев перед царем Артаксерксом. Великий магистр сопоставляется с защитником веры, возводится в ранг святых ее покровителей. Магистр -лицо Ордена, лучший его представитель, который собственными благодеяниями представляет братство с более выгодной стороны. Раз свят глава, значит, святость присуща всем братьям, ведь он сам когда-то был выбран из рядовых рыцарей.
Рыцари в Хронике - ревнители веры, защитники христиан и церкви. Они ставятся в один ряд с ветхозаветными святыми, пророками. Хронист не
просто оправдывает рыцарей, он считает каждый их поступок праведным, по сути, видя в рыцарях святых мучеников.
Благодаря библейским вставкам угадывается идеологическая функция данного памятника. Библейские сюжеты рассматриваются через призму господствовавшей тогда идеологии и искусно встраиваются в концепцию легитимации деятельности ордена.
Хроника - письменное документальное доказательство величия, силы и важности Ордена. Хронист пишет своеобразное «житие» - его сочинение создает мученический святой образ рыцарей. Описание страданий, лишений, мук, войн, добродетелей и примерного поведения показывает рыцарей как истинных христианских благодетелей.
Литература:
1. Бокман Хартмут Немецкий Орден. Двенадцать глав из его истории: [перевод]/ Пер. с нем. В.И. Матузовой. - М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 2004. - 280 с.
2. Петр Дусбургский. Хроника Земли Прусской: [перевод]/ Петр из Дусбурга. Изд. подгот. В. И. Матузова. Ин-т рос. истории Рос. акад. наук. - М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1997. - 383 с.
3. Baczko L. v. Ueber einige Werke der Baukunst. Preussiesches Archiv. 1797. Bd.8. S.683.
4. Voigt J. Geschichte Preußens von den ältesten Zeiten bis zum Untergange der Herrschaft des Deutschen Ordens. Königsberg 1827-39, 9 Bde.
5. Treitschke H.v. Das deurtsche Ordensland. - URL: https://archive.org/details/dasdeutscheordenootrei (дата обращения: 14.11.2016)