Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИКИ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

КЛЮЧЕВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИКИ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ЦЕН / ИНФЛЯЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР / ОТКРЫТОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бегалов Баходир Абдусаломович, Жуковская Ирина Евгеньевна, Умаров Мухтор Тураевич, Долинская Наталья Андреевна

В настоящей статье авторами проанализирован мировой опыт, изучены новейшие методики и классификаторы, а также современные технологии в области статистики потребительских цен в Республике Узбекистан. Исследование авторов показало, что в последнее время в Республике Узбекистан при статистических расчетах эффективно используются новейшие методические подходы по организации сбора и обработки статических данных, информационно-коммуникационные технологии и цифровые решения, что позволяет обеспечить прозрачность и открытость данных, которые высоко оцениваются как науиональными, так и международными пользователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY VECTORS FOR THE DEVELOPMENT OF PRICE STATISTICS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: CURRENT SITUATION AND PROSPECTS

In this article, the authors analyzed the world experience, studied the latest methods and classifiers, as well as modern technologies in the field of consumer price statistics in the Republic of Uzbekistan. The study of the authors showed that recently in the Republic of Uzbekistan, in statistical calculations, the latest methodological approaches to organizing the collection and processing of static data, information and communication technologies and digital solutions have been effectively used, which makes it possible to ensure transparency and openness of data that are highly rated as domestic, as well as international users.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИКИ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Бегалов Б.А., Жуковская И.Е., Умаров М.Т., Долинская Н.А.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИКИ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В настоящей статье авторами проанализирован мировой опыт, изучены новейшие методики и классификаторы, а также современные технологии в области статистики потребительских цен в Республике Узбекистан. Исследование авторов показало, что в последнее время в Республике Узбекистан при статистических расчетах эффективно используются новейшие методические подходы по организации сбора и обработки статических данных, информационно-коммуникационные технологии и цифровые решения, что позволяет обеспечить прозрачность и открытость данных, которые высоко оцениваются как науиональными, так и международными пользователями.

Ключевые слова. Статистика цен, инфляция, потребительский сектор, открытость, перспективы, передовые технологические решения, совершенствование, качество жизни населения, эффективность.

Begalov B.A., Zhukovskaya I.E., Umarov M.T., Dolinskaya N.A.

KEY VECTORS FOR THE DEVELOPMENT OF PRICE STATISTICS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: CURRENT SITUATION AND PROSPECTS

Abstract. In this article, the authors analyzed the world experience, studied the latest methods and classifiers, as well as modern technologies in the field of consumer price statistics in the Republic of Uzbekistan. The study of the authors showed that recently in the Republic of Uzbekistan, in statistical calculations, the latest methodological approaches to organizing the collection and processing of static data, information and communication technologies and digital solutions have been effectively used, which makes it possible to ensure transparency and openness of data that are highly rated as domestic, as well as international users.

Keywords. Price statistics, inflation, consumer sector, openness, prospects, advanced technological solutions, improvement, quality of life of the population, efficiency.

Введение

Подготовка актуальных и достоверных статистических данных всегда являлась и является важной задачей статистической отрасли любого государства. Как показывает международный опыт, особую роль

ГРНТИ 06.52.00 EDN FGOMAQ

© Бегалов Б.А., Жуковская И.Е., Умаров М.Т., Долинская Н.А., 2023

Баходир Абдусаломович Бегалов - доктор экономических наук, профессор, директор Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан (г. Ташкент, Узбекистан).

Ирина Евгеньевна Жуковская - доктор экономических наук, профессор департамента «Бизнес-информатика» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва).

Мухтор Тураевич Умаров - начальник управления статистики цен Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан (г. Ташкент, Узбекистан).

Наталья Андреевна Долинская - главный специалист управления статистики цен Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан (г. Ташкент, Узбекистан).

Контактные данные для связи с авторами (Жуковская И.Е.): 125993, г. Москва, Ленинградский пр., 49 (Russia, Moscow, Leningradsky av., 49). Тел.: +7 910-941-21-75. E-mail: irishka.165@mail.ru. Статья поступила в редакцию 15.03.2023.

статистические данные приобретают в период масштабных преобразований. В современный период в Республике Узбекистан осуществляется целый комплекс преобразований, способствующих росту экономики и повышению качества жизни населения страны. Принятые Президентом Республики Узбекистан законодательные акты, а также нормативные правительственные документы заложили мощный фундамент реализации мероприятий по совершенствованию национальной статистической системы. Утверждение Национальной стратегии развития статистики позволило определить основные векторы дальнейшего развития, послужило гарантом того, что процесс модернизации национальной статистики в Узбекистане необратим и устойчив.

Среди ключевых индикаторов текущей экономической ситуации особая роль отведена показателям статистики цен, и, в первую очередь, индексу потребительских цен (ИПЦ). Этот показатель широко используется при анализе экономических показателей, но наиболее широко он применяется при определении уровня инфляции в потребительском секторе. Сроки подготовки информации по ИПЦ позволяют правительству своевременно выявлять ключевые инфляционные факторы и оперативно реагировать на различного рода отклонения от стабильного режима работы всей экономической системы страны, а, в ряде случаев, принимать превентивные меры по недопущению необоснованного роста цен в экономике.

Анализ литературных источников по теме и нормативно-правовые акты

В ходе написания статьи авторами был проанализирован широкий круг научных работ, таких ученых, как Аганбегян А. [1], Агеев А.И. [2], Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. [3], Афанасьев М.Ю., Гусев А.А. [4], Балацкий Е.В., Екимова Н.А. [5], Беликова К.М., Бабич А.М., Бегалов Б.А. [6], Бурцева Т.А. [7], Елохов А.М., Александрова Т.В. [8], Ершов М.В., Жуковская И.Е. [9], Сидоров А.А. [10], Прохоров П.Э. [11], Плышевский Б.П. [12], Соколин В.Л. [13], Титков И.А. [14], Халин В.Г., Чернова Г.В. [15], Шестопалова А.Н. [16], Шинкевич А.И., Кудрявцева С.С. [17], Якушев Н.О. [18], посвященных различным вопросам статистических исследований, в том числе и вопросам статистики цен и инфляции.

Кроме того, авторами настоящей статьи изучались материалы презентаций и докладов, подготовленные в рамках семинара Оттавской группы в июне 2022 года (см.: http://www.ottawagroup.org/Ottawa/ottawagroup.nsf/home/Meetings), а также публикации международных организаций (см.: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2023/01/31/world-economic-outlook-update-january-2023). Помимо научной литературы были использованы нормативно-правовые документы, принятые Президентом и Правительством Республики Узбекистан, направленные на развитие системы статистики в целом и статистики цен в частности. К ним, в частности, относятся:

• Постановление Президента Республики Узбекистан от 31.07.2017 г. № III1-3165 «О мерах по совершенствованию деятельности государственного комитета Республики Узбекистан по статистике», в котором определены задачи по широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий для сбора, обработки, передачи и распространения статистических данных, углубления уровня автоматизации процессов работы со статистическими данными, формирования единой базы статистических данных (см.: https://lex.uz/docs/3297204);

• Постановление Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 2019 года «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления и повышению статистического потенциала страны» № ПП-4273, которое направлено на принятие мер по повышению эффективности использования статистической информации в стране, формированию надежного ведения государственной статистической отчетности, укреплению престижа и инвестиционной привлекательности Республики Узбекистан, намечено дальнейшее углубление реформ по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления (см.: https://lex.uz/docs/4277342);

• Указ Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования» № УП-5877, согласно которому была поставлена задача проведения гибкой макроэкономической политики исходя из развития реальной ситуации на мировых рынках, практических результатов структурных экономических реформ, а также обеспечение снижения инфляции до уровня ее постоянной цели (таргета) (см.: https://lex.uz/docs/4600826).

Кроме того, при написании статьи рассматривались основные положения, изложенные в Национальной стратегии развития статистики Республики Узбекистан на 2020-2025 годы (см: Национальная

стратегия развития статистики Республики Узбекистан на 2020-2025 годы / Группа Всемирного банка, Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Ташкент, 2020), в части статистики цен.

Реформирование статистики цен в Республике Узбекистан и обзор текущего состояния методологической базы

В современный период на официальном сайте Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан публикуется порядка 30 таблиц с показателями статистики цен, включая свыше 10 таблиц, содержащих сведения об ИПЦ в разрезе разделов и товарных групп.

Присоединение Узбекистана к расширенной общей системе распространения данных (р-ОСРД) и формирование национальной страницы данных, где, в числе прочих, ежемесячно обновляются сведения об ИПЦ, открыли широкие возможности свободного доступа к показателям статистики цен. Кроме того, ежемесячная публикация пресс-релизов, содержащих аналитическую и графическую информацию об изменении ИПЦ, а также инфографики, позволяют средствам массовой информации, блогерам и широкой общественности как внутри республики, так и за ее пределами оперативно получать доступ к основному показателю инфляции в потребительском секторе. Для более детального изучения ценовой ситуации в стране и широкого применения, в том числе в научных целях осуществляется выпуск статистического сборника «Цены в Узбекистане». Все это свидетельствует о востребованности и открытости данных страны в вопросе их предоставления.

Процесс регулярного формирования показателей статистики цен начался в Республике Узбекистан с 1994 года, когда было выделено самостоятельное подразделение внутри статистической системы страны. Тогда же, при техническом содействии экспертов МВФ, был начат расчет ИПЦ. Практика показывает, что за прошедший с тех лет период механизм формирования ИПЦ претерпел значительные изменения. Процесс модернизации и совершенствования методологии расчетов охватил все этапы составления ИПЦ, начиная с процесса сбора данных и заканчивая их анализом и публикацией. Основная цель этих преобразований - максимальное приближение методологии расчетов к рекомендациям международных стандартов, а также обеспечение доступа к актуальным данным широкого круга пользователей, включая МВФ, Всемирный банк, рейтинговые агентства и другие международные финансовые институты.

С момента начала расчетов, перечень товаров и услуг, по которым осуществляется наблюдение за потребительскими ценами, постоянно пересматривался с учетом текущей ситуации на потребительском рынке. За последние 10 лет он расширился с 305 до 510 наименований (рис. 1).

510 510 510

386 386

illlll

2017 г 2018 г 2019 г 2020 г 2021 г 2022 г

Источник: данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан.

Рис. 1. Количество товаров и услуг, входящих в выборку для наблюдения за ценами, единиц

Осуществляемые в стране преобразования, всевозрастающий интерес со стороны широкого круга пользователей, потребность в актуальной информации, сопоставимой на международном уровне, ставили перед органами статистики задачи по постоянному совершенствованию методологии формирования ИПЦ. Как явствует из истории статистики страны, 2017 год ознаменовался новым витком реформ, включающих либерализацию внешней торговли, валютного рынка и цен. На передний план в проведении денежно-кредитной политики вышел механизм инфляционного таргетирования.

305 308 315 315

334

ШШШШ I

2012 г. 2013 г. 2014 г. 201.4 г. 2016 г.

Согласно отчету МВФ за 2020 год, режим инфляционного таргетирования внедрен в 41 стране. В этих странах, включающих развитые и развивающиеся, инфляционное таргетирование способствовало улучшению макроэкономических условий по сравнению со странами с другими режимами денежно-кредитной политики. Все это предъявило новые требования к статистическим данным и послужило отправной точкой дальнейшего реформирования системы статистики цен в целом, и ИПЦ - в частности.

В рамках исполнения «Дорожной карты» по реализации Национальной стратегии развития статистики Республики Узбекистан в 2020-2025 годах с января 2021 года органы статистики Республики Узбекистан первыми среди стран СНГ полностью перешли к формированию ИПЦ на основе Классификатора индивидуального потребления по целям 2018 (КИПЦ 2018), который базируется на международном стандарте ООН Classification of Individual Consumption According to Purpose (COICOP) 2018. Основываясь на КИПЦ Республики Узбекистан 2018, все товары и услуги, отобранные для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ, сгруппированы по 13-ти крупным разделам. Это позволило обеспечить сопоставимость показателя с данными других стран.

С 2020 года технология сбора первичных данных о ценах полностью модернизирована, и регистрация цен стала осуществляться на основе специально разработанного программного обеспечения для планшетных устройств (платформа «Танлама кузатуви»). В 2022 году выборочным наблюдением за ценами были охвачены свыше 10 тыс. объектов торговли и услуг. Ежемесячно фиксировалось более 110 тыс. ценовых котировок. Внедрение современных технологий в процесс сбора данных о ценах позволило минимизировать влияние «человеческого фактора», повысить скорость сбора и обработки данных, а освободившееся время направить на более детальный анализ информации.

В 2020 году Узбекистан, как и многие другие страны, ощутил на себе негативное влияние пандемии, вызванной вирусом COVID-19, которое имело как социальные, так и экономические последствия. Возникшие обстоятельства поставили перед статистикой цен новые вызовы и потребовали оперативного пересмотра методологии формирования основных показателей, включая ИПЦ. В деятельности органов статистики при расчете ИПЦ использовались основные рекомендации, изложенные в публикации Европейской экономической комиссии «Руководство по расчету ИПЦ во время действия режима ограничений». Среди наиболее значительных изменений стало внедрение механизма сбора доступных данных интернет ресурсов (вэб-сайты, телеграм-каналы и т.д.), а также использование новых методов оценки отсутствующих цен (т.е. тех позиций, по которым ценовая информация временно недоступна).

Исследования показывают, что с 2020 года экспертами МВФ было организовано более 8 технических миссий по статистике цен. Результатом стал пересмотр и утверждение в новой редакции Методических положений по организации наблюдения за потребительскими ценами (тарифами) на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен, которые базируются на рекомендациях «Руководства по индексу потребительских цен: теории и практики» (МВФ, ОЭСР, Евростат, ЕЭК ООН, Всемирный банк и МОТ), а также международных экспертов. Концептуальным отличием обновленной методологии стало применение региональных корзин при формировании сводного ИПЦ, а также внедрение условных расчетов по временно отсутствующим позициям товаров и услуг, что согласуется с рекомендациями международных стандартов и передовыми практиками.

Перспективы развития статистики цен в Республике Узбекистан

Статистике цен уделяется пристальное внимание во всем мире. Как известно, в июне 2022 года состоялось совещание Оттавской группы экспертов в области статистики цен, на котором обсуждались фундаментальные проблемы, связанные с количественной оценкой динамики цен. Оттавская группа - это международная рабочая группа по индексам цен, которая была создана в 1994 году в качестве форума, на котором ученые и специалисты-практики могли бы обмениваться опытом и знаниями и обсуждать результаты исследований по наиболее важным проблемам, связанным с количественной оценкой динамики цен.

Как показывает современная действительность, особое внимание в ходе прошедшего совещания было уделено таким связанным с процессом формирования ИПЦ темам, как установление цен на сезонные товары, внесение поправок с учетом качества товаров и методы, основанные на гедонистическом принципе, проблемы использования и интеграции новых источников данных, включая цены в Интернете, данные сканирования товаров и сведения из административных источников (см.: http://www.ottawagroup.org/Ottawa/ottawagroup.nsf/home/Meetings).

Исследования показывают, что в современный период все больший интерес у статистических ведомств стран вызывает применение новых технологий и методов в процессе составления ИПЦ. Это

включает использование технологии Big Data, а также данных сканирования и вэб-скрейпинга (web-scraping). Узбекистан не стал исключением - в последние несколько лет ведется активная работа по внедрению технологии вэб-скрейпинга и использованию данных сканирования в практике наблюдения за потребительскими ценами. В настоящее время в Республике Узбекистан налажена процедура вэб-скрейпинга с ряда сайтов крупных торговых сетей. Это позволяет в режиме реального времени получать доступ к актуальным данным о ценах по ряду товаров и использовать эти сведения в расчетах ИПЦ. В дальнейшем планируется расширить охват вэб-скрейпингом объектов торговли и услуг, имеющих собственные интернет-сайты с данными о ценах.

Параллельно ведется работа по внедрению метода использования данных сканирования. Рассматривается возможность применения данных по линии налоговых органов. Успешное осуществление интеграции в базу данных Налогового комитета при Министерстве экономики и финансов позволит существенно расширить охват как объектов торговли, так и товаров (услуг) для наблюдения за изменением цен на потребительском рынке. Неоспоримыми достоинствами внедрения двух указанных методов являются значительная экономия времени и людских ресурсов, минимизация влияния «человеческого фактора», повышение репрезентативности выборки объектов торговли и услуг и, как следствие, повышение качества выпускаемых данных. В долгосрочной перспективе использование современных цифровых технологий позволит перейти на новый принцип формирования ИПЦ, основанный на использовании большого объема данных (Big Data). Безусловно это потребует модернизации и информационно-вычислительной инфраструктуры, а также пересмотра методологической базы.

Другое направление совершенствования статистики цен неразрывно связано с формированием и расширением возможностей бизнес-регистров в республике. Согласно передовой мировой практике, наиболее предпочтительным при осуществлении выборки объектов торговли и услуг для наблюдения за потребительскими ценами является использование данных бизнес-регистров. Это позволяет сделать процесс отбора предприятий сферы торговли и услуг максимально прозрачным и объективным. Формирование системы бизнес-регистров по опыту таких европейских стран как, например, Австрия и Бельгия, позволит полностью автоматизировать процесс отбора объектов торговли и услуг с использованием математических методов составления выборки.

Так, например, на сайте ежедневного государственного издания Wiener Zeitung можно найти полную информацию об австрийских компаниях, включая финансовые отчеты. Информацию о компаниях в Австрии можно найти также в базе данных Firmenbuch. Информацию обо всех активных бельгийских компаниях и учреждениях можно найти на портале KBO Public Search. Доступен поиск по номеру компании, названию, номеру или названию филиала, адресу и муниципалитету. С помощью этого бесплатного сервиса можно получить доступ к следующим публичным данным: название, номер компании, вид деятельности, адрес, контактные данные и ссылки на другие сайты с официальными документами и годовыми отчетами (см.: https://internationalwealth.info/offshore-company-formation/european-registrars-of-entreprises-which-information-you-can-get).

Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью констатировать, что дальнейшее реформирование статистики цен требует комплексного подхода, затрагивающего как изменения в методологических подходах, так и улучшение ресурсно-технологической базы, и укрепление кадрового потенциала. Обзор и анализ ключевого показателя инфляции в потребительском секторе Узбекистана Исследования авторов настоящей работы показывают, что на протяжении последних шести лет (с момента начала осуществления полномасштабных реформ, включающих либерализацию цен) ИПЦ в республике Узбекистан складывался под влиянием целого ряда факторов. В частности, девальвация и начавшаяся в 2017 году либерализации национальной валюты прогнозируемо привели к ускорению темпов инфляции и повлияли на общий рост цен товаров и услуг. ИПЦ в 2017-2019 годах колебался в пределах 114,3-115,2% против 105,7% в 2016 году (т.е. до начала реформирования).

Пандемия, вызванная вирусом COVID-19, также внесла свои коррективы в жизнь страны. Правительство, в целях социальной поддержки населения, приняло решение «заморозить» тарифы на электроэнергию и газ, а также осуществлять адресную поддержку жителей республики в период локдауна. Кроме того, одним из важных направлений реформ в Узбекистане стало использование в денежно-кредитной политике режима инфляционного таргетирования, который призван обеспечивать ценовую стабильность. Все это, а также благоприятная конъюнктура на рынке горюче-смазочных материалов, позволили снизить уровень инфляции, и в 2021 году ИПЦ был зафиксирован на отметке 110,0%.

На рис. 2 представлен ИПЦ по Республике Узбекистан за период 2017-2022 гг. Как видно из рисунка, в 2022 году сводный ИПЦ составил 112,3%. Согласно расчетам, его среднегодовой прирост за 2017-2022 годы сложился на уровне 12,9%. Таким образом, прирост ИПЦ в 2022 году был на 0,6 пунктов ниже среднегодового значения за период с 2017 года.

114,4 114,3 115,2 111,1 110,0 112,3

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Источник: данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан.

Рис. 2. ИПЦ по Республике Узбекистан за период 2017-2022 гг., %

2022 год стал испытанием для экономики стран практически во всем мире. Во многих государствах значительно повысились темпы инфляции (рис. 3). Нарушение налаженных логистических цепочек поставок товаров, связанное с неблагоприятной геополитической ситуацией, наряду с общемировой тенденцией к ускорению продовольственной инфляции, внесло свой вклад в прирост ИПЦ в республике. Важно отметить, что комплексный подход к решению возникших проблем, предполагающий, в том числе, поиск новых торговых партнеров и логистических схем, позволил избежать неконтролируемого роста цен. Сводный ИЦП в 2022 году составил 112,3%, что лишь на 2,3 пункта выше показателя предыдущего года.

Источник: данные статистических служб отдельных государств мира.

Рис. 3. ИПЦ в отдельных странах мира за 2022 год, %

Как было отмечено выше, общая тенденция на мировом рынке продовольствия в 2022 году была неблагоприятной. На рис. 4 представлен ИПЦ за 2022 год (в процентах, декабрь к декабрю предыдущего года. А на рис. 5 представлена структура ИПЦ за 2022 год в Республике Узбекистан. Как видно из данного рисунка, в структуре сводного ИПЦ за 2022 год на долю ценовых изменений продовольственных товаров пришлось 53,9% от общего прироста. Согласно оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций (РАО), среднее значение индекса продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) в 2022 году составило 143,7 пунктов. Пиковый уровень ИПЦФ в 2022 году был достигнут в марте (159,7 пунктов). В январе 2023 года он зафиксирован на отметке 131,2 пункт (см.: https://www.fao.org/worldfoodsituation/ foodpricesmdex/m).

116,5

116,3 116,3 116-6 115,9 116,0

113,1

413,1

115,6

112,2 112,3 112,3 112,2 112,2 112,3 112,3

107,8 10

109,8 109,7 107,'

110,5 110,4

111,0

О

,9 110

,7 1

,5 107

о

7 110,7 108,4

январь февраль март апрель

июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Сводный ИПЦ

Непродовольственные товары

' Продовольственные товары ■Услуги

Источник: данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан.

Рис. 4. ИПЦ Республики Узбекистан за 2022 год, %

+6,60 п.п. (53,9%) Продовольственные товары

+3,73 п.п. (30,4%) Непродовольственные товары

+1,92 п.п. (15,7%) Услуги

Источник: данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан.

Рис. 5. Структура ИПЦ за 2022 год в Республике Узбекистан, %

Индекс продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) отражает ежемесячное движение международных цен корзины продовольственных товаров. В настоящее время он формируется на основе средних значений индексов цен на пять товарных групп, скорректированных с учетом средней доли каждой такой

0

группы в объеме экспорта в период 2014-2016 годов. Снижение значения данного показателя в январе было обусловлено сокращением значения индексов цен на растительные масла, молочную продукцию и сахар на фоне относительно стабильных цен на зерновые и мясо. Наиболее высокий мировой ИПЦФ в 2022 году был зафиксирован на растительные масла (187,8 пунктов). Для зерновых культур он составил 154,7 пунктов, молочных продуктов - 142,47, мяса - 118,9, сахара - 114,5 пункта. В Республике Узбекистан ИПЦ на продовольственные товары за 2022 год составил 115,6 %.

На рис. 6. Представлен ИПЦ по разделу «Продукты питания и безалкогольные напитки» в Республике Узбекистан за 2022 год. Как видно из рис. 6, в данную категорию вошли зерновые культуры и крупяные изделия, мясная продукция, рыба и прочие морепродукты, молоко, молочные продукты, яйца, фрукты и орехи, овощи, сахар, кондитерские изделия и десерты, готовые пищевые и прочие продукты, безалкогольные напитки. Из данного рисунка видно, что снижение цен на фрукты и орехи в 2022 году выступило сдерживающим фактором. Уровень цен на них в среднем за год стал ниже на 5,7%.

Согласно предварительным данным статистики сельского хозяйства за 2022 год, темп роста для плодово-ягодных культур достиг 104,6%, овощей - 102,9%, картофеля - 104,7%, бахчевых - 105,9%. На рис. 7 представлен ИПЦ на отдельные виды плодоовощной продукции (лук, огурцы, морковь, бананы, помидоры, свеклу, апельсины, мандарины, картофель, гранаты, груши, виноград, болгарский перец, баклажаны, яблоки, белокочанную капусту, лимоны, чеснок) по Республике Узбекистан.

Источник: данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. ИПЦ по разделу «Продукты питания и безалкогольные напитки» в Республике Узбекистан за 2022 год, %

(декабрь к декабрю предыдущего года)

95,4 93,8 92,8 - 89,7 83,6

81.3 81,2 80,9

79.4 77,1

73.5 73,3

- 129,8 122,7 111,4 111,3 109,6

197,8 лук

огурцы

морковь

бананы

помидоры

свекла

апельсины

мандарины

картофель

гранаты

груши

виноград

перец болгарский

баклажаны

яблоки

карпуста белокочанная

лимоны

чеснок

Источник: данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан.

Рис. 7. ИПЦ на отдельные виды плодоовощной продукции по Республике Узбекистан, %

В течение 2022 года снижение цен зафиксировано на 17 наблюдаемых видов плодоовощной продукции, что составляет порядка 41% от их общего количества. Кроме того, в 2022 году менее значительно, чем в 2021 году, подорожали мясная, рыбная, масложировая продукция, а также овощи, клубнеплоды и зернобобовые. Рисунок 8 иллюстрирует динамику ИПЦ на отдельные виды фруктов и овощей, такие как картофель, репчатый лук, белокочанная капуста, чеснок, яблоки, цитрусовые.

2017 г

2018 г

2019 г

2020 г

2021 г

2022 г

2017 г

2018 г

2019 г

2020 г

2021 г

2022 г.

2017 г

2018 г

2019 г

2020 г

2021 г

2022 г

Картофель

■ 72,2

164,2

'111,7

92,8

'120,7

142,0

Капуста белокочанная "91,1_

'86.4 101,7

77,1

Яблоки

>172,1

■ 101,8

96,9

79,4

'123,5

■243,4

'160,5

2017 г

2018 г

2019 г

2020 г

2021 г

2022 г.

Лук репчатый ■ 67,8

90,1

144,2

— 159,7

'109,8

Чеснок

2017 г

2018 г

2019 г

2020 г

2021 г

2022 г.

Цитрусовые

■ 126,3 ■124,4

113,4

85,8

418,4

197,8

169,0

Источник: данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан.

Рис. 8. Динамика ИПЦ на отдельные виды фруктов и овощей, % (декабрь к декабрю предыдущего года)

Исследования также показали, что сдерживающим фактором инфляционных процессов в Узбекистане в 2022 году среди непродовольственных товаров и платных услуг стала стабильная ценовая ситуация на основные коммунальные услуги (электро-, газо- и водоснабжение), а также снижение цен в сфере телекоммуникационных мобильных услуг (-3,0%) и на бензин (-5,7%).

Прогнозы в отношении уровня инфляции

Чего ждать в 2023 году? На заседании правления Центрального банка Узбекистана, состоявшегося 26 января 2023 года, основная ставка была оставлена без изменений на уровне 15% годовых. Кроме того, было отмечено, что в течение 2022 года экономика адаптировалась к внешним условиям. Влияние внешнеэкономических рисков оказалось относительно краткосрочным и менее существенным по сравнению с первоначальными оценками, что отразилось в росте валютных поступлений от экспорта и трансграничных денежных переводов.

При этом, наряду с ожиданиями благоприятной ценовой конъюнктуры на внешних рынках, сохраняется высокий уровень неопределенности и рисков, связанных с ухудшением прогнозов роста глобальной экономики и экономик основных торговых партнеров. Инфляционные ожидания в течение IV квартала также демонстрировали умеренный рост. Их направленность повышает вероятность смещения инфляционных рисков в сторону возрастания. В соответствии с обновленными прогнозами, согласно базовому сценарию, ожидаемый уровень инфляции в 2023 году составит 8,5-9,5% (см.: https://cbu.uz/ru/monetary-policy/refinancing-rate/press-releases/846785).

Что касается масштабов мира, то, согласно прогнозам МВФ, отраженным в бюллетене «Перспективы развития мировой экономики», выпущенном в январе 2023 года, ожидается, что глобальная инфляция в 2023 году снизится, но все еще будет выше допандемийных значений в более, чем 80% стран. По оценкам экспертов, глобальная инфляция снизится с 8,8% в 2022 году до 6,6% в 2023 году и 4,3% в 2024 году (среднее допандемийное значение составляло порядка 3,5% (2017-2019 годы). При этом, указывается, что базовая инфляция в большинстве стран еще не достигла своего пика. Она сохраняется

на фоне эффектов второго порядка при устойчивости потребительского спроса. Среднесрочные инфляционные ожидания остаются фиксированными, однако некоторые показатели растут. В некоторых странах (таких как, например, Бразилия), базовая инфляция, напротив, снижается, что обусловлено завершением цикла ужесточения денежно-кредитной политики.

Заключение

Как свидетельствует проведенный авторами анализ, в настоящее время в Республике Узбекистан ведется активная работа по совершенствованию учета цен на сезонные товары и услуги, внедряется механизм корректировки цен при условии изменений в качественных характеристиках товаров и услуг, по улучшению механизма отражения инфляционных процессов при оказании отдельных видов услуг. Дальнейшая работа в этом направлении позволит улучшить рассчитываемый сводный показатель и гармонизировать методику его формирования с рекомендациями международных стандартов и передовым опытом других стран.

Кроме того, в ходе исследования выявлено, что важным фактором развития работ по оптимизации расчетов ИПЦ являются передовые информационно-коммуникационные и цифровые технологии. В среднесрочной перспективе это относится к расширению использования вэб-скрейпинга и интеграции с административной базой данных налоговых органов, в долгосрочной - к поэтапному переходу к использованию больших массивов данных и технологии Big Data. Это потребует повышения технических возможностей, усиления потенциала сотрудников в области применения передовых методов, а также внесения изменений в методологию расчетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствование структуры базы данных бизнес-регистров, которая будет отражать полную информацию о деятельности предприятий, в том числе сферы торговли и услуг, позволит, используя передовые статистические и математические методы, полностью автоматизировать процесс выборки торговых объектов для отслеживания динамики изменения цен на потребительском рынке, сделав его максимально прозрачным, что, в конечном итоге, улучшит качество расчетов и повысит доверие к ним.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Аганбегян А. Как подстегнуть ВВП: ставка на «умную экономику» ускорит рост экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp://www.forbes.ru/biznes/349545-kak-podstegnut-rost-vvp-stavka-na-umnuyu-ekonomiku-uskorit-rost-economiki (дата обращения 15.03.2023).

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Формирование организационных и информационных механизмов управления построением в России цифровой экономики // Экономические стратегии. 2018. № 3 (153). С. 56 -67.

3. Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Альтернативные оценки темпов инфляции в Российской Федерации: региональный аспект // Вопросы статистики. 2017. № 4.

4. Афанасьев М.Ю., Гусев А.А. Аппроксимация оценок экономической сложности при выборе приоритетных направлений диверсификации // Цифровая экономика. 2022. № 1 (17). С. 52-59.

5. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Инновационно-технологические матрицы и национальные стратегии экономического развития // Управленец. 2019. Т. 10, № 5. С. 9-19.

6. Бегалов Б.А., Жуковская И.Е. Статистическая оценка реализации стратегий социально-экономического развития Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации // Статистика и экономика. 2022. № 19 (3). С. 64-76.

7. Бурцева Т.А., Френкель А.А., Тихомиров Б.И., Сурков А.А. Достоверная оценка инфляции как объективная необходимость // Вопросы статистики. 2021. № 28 (6). С. 18-29.

8. Елохов А.М., Александрова Т.В. Подходы к оценке результатов цифровой трансформации экономики России // Учет. Анализ. Аудит. 2019. № 6 (5). С. 24-35.

9. Жуковская И.Е. Основные направления совершенствования методологии применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической деятельности Республики Узбекистан в условиях формирования цифровой экономики // Статистика и экономика. 2020. № 17 (5). С. 68-80.

10. Сидоров А.А. Развитие сферы услуг в условиях цифровой трансформации национальной экономики // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 1. С. 39-47.

11. Прохоров П.Э., Минашкин В.Г. Анализ и прогнозирование динамики цифровой трансформации экономики Российской Федерации (на примере оценки цифровизации деятельности организаций) // Вопросы статистики. 2021. Т. 28, № 4. С. 107-120.

12. Плышевский Б.П. Показатели инфляции и оценка их влияния на экономику // Вопросы статистики. 2015. № 1. С. 46-53.

13. Соколин В.Л. Статистика СНГ: 30 лет общей работы // Вопросы статистики. 2022. № 29 (1). С. 5-19.

14. Титков И.А. Цифровизация бизнес-моделей предприятий, осуществляющих производство и экспорт сжиженного газа, как платформа развития нефтегазовой отрасли в России и мировой экономике // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11, № 9. С. 2243-2254.

15. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10 (118). С. 46-63.

16. Шестопалова А.Н. Стратегические ориентиры развития сферы услуг в цифровой экономике // Цифровая наука. 2020. № 9. С. 24-32.

17. Шинкевич А.И., Кудрявцева С.С. Управление открытыми национальными инновационными системами в экономике знаний. Казань: Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева, 2014.

18. Якушев Н. О. Технологическое предпринимательство в России: постановка цели развития // Вызовы цифровой экономики: импортозамещение и стратегические приоритеты развития: сборник статей V Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Брянск, 20 мая 2022 г.). Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т, 2022. С. 162-165.

19. Агентство статистики при Президенте Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp://www.stat.uz (дата обращения 15.03.2023).

20. База данных нормативно-правовых актов Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp://www.lex.uz (дата обращения 15.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.