Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УЗБЕКИСТАНА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ “COVID-19”'

ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УЗБЕКИСТАНА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ “COVID-19” Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СТРУКТУРА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА / ОБЪЁМ ПРОИЗВОДСТВА / ГЛОБАЛЬНАЯ КОРОНАВИРУСНАЯ ПАНДЕМИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ / ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кодиров Х.Т., Холматов С.Х.

В статье даётся анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана. Освещены положительные изменения в экономике после правительственных реформ, начатых в 2016 году. Даны мнения по решению некоторых проблем, мешающих увеличению инвестиций в период пандемии “COVID-19”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ATTRACTING INVESTMENT IN THE ECONOMY OF UZBEKISTAN DURING THE PANDEMIC "COVID-19"

The article analyzes the attraction of foreign investment to the economy of Uzbekistan. The positive changes in the economy after the government reforms launched in 2016 are highlighted. Opinions were given on solving some of the problems that hinder the increase in investment during the COVID-19 pandemic.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УЗБЕКИСТАНА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ “COVID-19”»

DOI 10.46566/2225-1545_2021_86_334 УДК 338.22

КодировХ.Т., доктор философии (PhD) по экономическим наукам

старший преподаватель кафедра «Агробизнес и маркетинг»

Холматов С.Х. ассистент

кафедра «Агробизнес и маркетинг» Андижанский институт сельского хозяйства и агротехнологий

Республика Узбекистан

ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УЗБЕКИСТАНА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ "COVID-19"

Аннотация. В статье даётся анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана. Освещены положительные изменения в экономике после правительственных реформ, начатых в 2016 году. Даны мнения по решению некоторых проблем, мешающих увеличению инвестиций в период пандемии "COVID-19".

Ключевые слова. Инвестиции, структура валового внутреннего продукта, объём производства, глобальная коронавирусная пандемия, государственные инвестиции, таргетирование инфляции, либерализация торговли, темпы экономического роста.

Kodirov H.T., doctor of philosophy (PhD) in economics

senior lecturer department of agribusiness and marketing

Kholmatov S.Kh. assistant

department "Agribusiness and Marketing" Andijan Institute of Agriculture and Agricultural Technologies

Republic of Uzbekistan

ISSUES OF ATTRACTING INVESTMENT IN THE ECONOMY OF UZBEKISTAN DURING THE PANDEMIC "COVID-19"

Abstract. The article analyzes the attraction of foreign investment to the economy of Uzbekistan. The positive changes in the economy after the government reforms launched in 2016 are highlighted. Opinions were given on solving some of the problems that hinder the increase in investment during the COVID-19 pandemic.

Keywords. Investment, structure of gross domestic product, production volume, global coronavirus pandemic, public investment, inflation targeting, trade liberalization, economic growth rates.

В 2020 году экономика Узбекистана погрузилась в сильный и во многом уникальный кризис, вызванный пандемией коронавируса COVID-19. С одной стороны, эпидемиологическая обстановка спровоцировала несколько шоков, ощутимо ударивших по экономике, особенно по отдельным секторам. С другой стороны, проведение политики таргетирования инфляции помогли подготовиться к такому вызову, а принятые государством антикризисные меры заметно смягчили падение.

Влияние эпидемиологического кризиса проявилось через три основных канала. Во-первых, распространение коронавируса и ограничительные меры на территории Узбекистана привели к сокращению потребительской активности за счёт снижения склонности к потреблению и доходов, а также к сжатию инвестиционной активности. Во-вторых, те же причины вызвали шок предложения: производственная деятельность осложнилась в результате разрыва и изменения цепочек добавленной стоимости, вынужденной реструктуризации экономики, необходимости обеспечивать эпидемиологическую безопасность при ведении деятельности. В-третьих, общемировой характер кризиса вызвал существенное падение объёмов экспорта - как энергетических товаров, так и неэнергетических, а также услуг.

За последние годы в Узбекистане осуществлена масштабная работа по поддержке отраслей экономики в реализации активной инвестиционной и внешнеторговой деятельности. В течение 2017 — 2019 годов объём освоенных инвестиций в экономику вырос в 2,1 раза, в том числе за счет централизованных инвестиций — в 2,8 раза. Доля инвестиций в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 21 процента в 2016 году до более 38 процентов по итогам 2020 года. Объём внешнеторгового оборота за этот период вырос в 1,7 раза.

Высокая инвестиционная и внешнеторговая активность оказали стимулирующее влияние на рост объёмов производства промышленной продукции в 1,24 раза, строительства — в 1,44 раза, а их доля в структуре валового внутреннего продукта выросла с 24,1 до 33,2 процента13.

Вместе с тем глобальная коронавирусная пандемия продолжает оказывать ограничительное воздействие на производственную активность предприятий в ряде отраслей и секторов экономики вследствие нарушения кооперационных связей, сокращения спроса на продукцию и рынков их сбыта.

13 Постановление Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по поддержке отечественных производителей", № III1-4812 от 21 августа 2020 г.

Пандемия оказала существенное влияние на экономики «среднеазиатской четверки» (мы не рассматриваем Туркменистан в силу закрытости этого государства и вопросов к качеству статистики) - через падение цен на нефть (Казахстан) и резкого снижения спроса на работников из этих стран и закрытия границ (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). При этом накопленные резервы (Казахстан) и большой внутренний потенциал (Узбекистан) позволят достаточно быстро выйти на рост. Остальные страны зависят от восстановления миграционных потоков и политической стабилизации (Киргизия).

Наибольший инвестиционный потенциал - у Казахстана и Узбекистана. В первом случае - более развитый финансовый рынок, включающий в себя экстерриториальный многофункциональный центр, и членство в ЕАЭС, а во втором - быстро открывающаяся экономика, недоинвестированная в предыдущие десятилетия, и дешевая рабочая сила. При этом макроэкономическая ситуация будет оставаться достаточно

сложной.

%

15 .............-.......................................................................................-.......................................................................-..............-.......................................................................-........................................................................................

-10 ..............................................................................................................................................................................................

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020*

Казахстан Узбекистан Киргизия Таджикистан

Рисунок 1. Темпы экономического роста в странах Центральной Азии14.

Узбекистан - вторая по размеру экономика региона, хотя ощутимо меньше Казахстана, ВВП на душу населения составляет чуть больше 1,9 тыс. долларов (население - 34,5 млн человек на 01.01.2021 г.). Узбекистан на протяжении последних лет (2017-2019) проводил структурные реформы, направленные на открытие экономики и либерализацию торговли, темпы роста сохранялись на уровне 5%. Структурные реформы обеспечили рост инвестиционной активности, в первую очередь за счёт государственных инвестиций.

14 Макроэкономическая ситуация в странах Центральной Азии: как Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан переживают последствия пандемии COVID-19. Коллектив авторов. - URL: https://raexpert.ru/researches/int_fin/central_asia_2021/ (дата обращения: 03.07.2021)

Центральный банк Узбекистана также осуществляет политику таргетирования инфляции. Окончательная фаза перехода была начата в 2019 году, в том числе в августе 2019 года был совершен переход к плавающему режиму валюты. Цель на 2021 год - снижение инфляции ниже 10%, переход к таргету в 5% к 2023 году. На 2019 год инфляция составила 15%, «пандемийный» 2020-й не поспособствовал борьбе с инфляцией.

Государственный бюджет Узбекистана в последние годы дефицитный, финансирование дефицита осуществляется за счет наращивания государственного долга в пределах 160% от доходов бюджета. Существенная доля госдолга Узбекистана - внешняя, на 40% состоит из займов международных банков развития, однако у Узбекистана есть и еврооблигации (первый выпуск в 2019 году, выпуски в 2020 году).

Либерализация торговли с 2016-2017 годов постепенно снижает сальдо внешней торговли: темпы роста импорта опережали темпы роста экспорта, а также ухудшали сальдо счета текущих операций. Существенная составляющая счета текущих операций - переводы физических лиц, в основном (на 72%) из России. Приток иностранных инвестиций в страну достаточно волатилен, что свойственно развивающимся экономикам.

Внешняя финансовая устойчивость хорошая, несмотря на внешний долг средних размеров, благодаря огромным золотовалютным резервам. Внутренняя устойчивость также хорошая, поэтому нет рисков кредитоспособности в обозримом будущем.

Пандемия СОУГО-19 оказала ограниченно негативное влияние на экономику Узбекистана: темпы роста ВВП остались положительными, хотя и снизились до +1,6%, инфляция не снизилась в соответствии с планами, но не слишком выросла на фоне смягчающей денежной политики (15,6%). Узбекистану удалось разместить в 2020 году еврооблигации со ставкой ниже запланированной. Для осуществления мер противодействия экономическому кризису был создан Антикризисный фонд, осуществлялась поддержка малообеспеченных слоев населения и предприятий. Центральный банк Узбекистана проводил смягчающую денежную политику, снизил основную ставку.

Экономический рост и темпы промышленного производства. Узбекистан - вторая по размеру экономика региона, хотя и ощутимо меньше Казахстана. За несколько лет до пандемии СОУГО -19 - с 2017 года - Узбекистан со сменой правительства начал проведение структурных реформ, направленных на увеличение открытости экономики, укрепление международных отношений (как с соседями, так и с западными странами), либерализацию торговли. Реформы обеспечили увеличение инвестиционной активности и восстановление устойчивого экономического роста, однако восстановление было прервано

последовавшей пандемией. Следует отметить, что ВВП на душу населения в конце 2019 года оставался весьма низким - около 1,8 тыс. долларов на человека.

2 .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

О -

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Темпы экономического роста; Темпы промышленного

производства

Рисунок 2. Темпы экономического роста и роста промышленного производства в Узбекистане в 2010-2019 годах15.

За последние 30 лет структура ВВП Узбекистана претерпела серьезные изменения: доля сельского хозяйства снизилась за счет роста доли промышленности. Существенная часть ВВП Узбекистана складывается из горнодобывающей промышленности и обрабатывающей промышленности, также связанной с добычей природных ресурсов: Узбекистан занимает 13-е место в мире по добыче природного газа, 9-е место по добыче золота, 7-е место по добыче урана, 20-е место по добыче меди. Объем промышленного производства за последние 10 лет ежегодно растет в среднем на 8,4 %. 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

0%

40,2 55 40,5 41,5 я 1 40,3 Е 7 39,7 fin 39,4 6.0 38,1 5,7 35,9 6,1 36,1 6,6

18,7 19,3 19,7 20,2 20,2 20,6 22,2 26,5 29,3

35,9 34,9 33,1 33,8 34,1 34,0 34,0 31,5 28,0

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

' Промышленность

я Сельское, лесное и рыбное хозяйство; Строительство

Услуги

Рисунок 3. Структура ВВП Узбекистана, 2010-2019 годы 16.

15 Сайт межгосударственного статистического комитета Содружества независимых государств. URL: http://www.cisstat.com. (дата обращения: 03.07.2021)

В 2020 году экономика Узбекистана также продемонстрировала небольшой рост - ВВП Узбекистана увеличился на 1,6%. Рост ВВП обеспечил рост сельского хозяйства (+3%) и рост строительства (+9%), тогда как горнодобывающая промышленность сократилась почти на 22%.

Инвестиционная и кредитная активность. Динамика инвестиций в основной капитал росла умеренными темпами в период с 2010 по 2015 г.г., снижение объемов инвестиций наблюдалось в 2016-2017 годы, однако в 2018 началось восстановление инвестиционной активности благодаря структурным реформам.

Примерно треть всех инвестиций в основной капитал приходится на обрабатывающую промышленность - производство текстильных изделий, неметаллической минеральной продукции, металлургическую промышленность. Десятая часть инвестиций в основной капитал поступает в горнодобывающую промышленность, из которых три четверти приходится на инвестиции в добычу нефти и природного газа.

Следует отметить тенденцию к снижению использования собственных средств для финансирования инвестиций в основной капитал: доля собственных средств в источниках инвестиций упала с 54% в 2016 году до 29% в 2019 году. Вероятно, это связано с программой государственного кредитования для финансирования инвестиций в

основной капитал.

%

100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

® Собственные средства предприятий и населения Привлеченные средства

Рисунок 4. Инвестиции в основной капитал в Узбекистане в 20102019 годах по источникам17.

16 Сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. URL: http://www.stat.uz. (дата обращения: 03.07.2021)

17 Сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. URL: http://www.stat.uz. (дата обращения: 03.07.2021)

Дополнительная поддержка кредитования была введена в 2020 году в рамках борьбы с экономическим кризисом, вызванным пандемией СОУГО -19. В частности, были введены кредитные каникулы и предоставлены антикризисные кредитные линии. Введенные меры позволили увеличить объемы кредитования на 23,2% за 9 месяцев 2020 года. Основными заемщиками стали сельскохозяйственные компании (увеличение объема выданных кредитов на 48%) и промышленные компании (+27%).

Инфляция и монетарная политика. Монетарная политика Узбекистана направлена на сохранение устойчивости цен. В 2019 году была зафиксирована необходимость в полном переходе монетарной политики на режим инфляционного таргетирования. Согласно «Основным направлениям монетарной политики на 2021 год и период 2021-2023 годов», предполагается постепенный переход к инфляционному таргетированию: снижение инфляции ниже 10% в 2021 году и выход на инфляционную цель в 5% к 2023 году. 16,0% 14,0% 12,0% 10,0% 8,0% 6,0% 4,0% 2,0% 0,0%

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 5. Темп роста инфляции в Узбекистане в 2010-2019 годах (на основе индекса потребительских цен)18.

Динамика индекса потребительских цен (ИПЦ) демонстрировала умеренный спад в период 2010-2016 г.г., однако с 2017 года ИПЦ резко начал расти. Ответным действием центрального банка Узбекистана стало повышение основной ставки с 9% до 14%, что однако не привело к снижению денежной массы.

Основной причиной скачка инфляции стало резкое обесценение национальной валюты, которое в свою очередь произошло на фоне либерализации торговли и открытия экономики в рамках структурных реформ. В августе 2017 года Узбекистан установил плавающий курс обмена валюты на фоне высокой волатильности сума. К 2021 году обесценение национальной валюты продолжается, однако меньшими темпами.

18 Сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. URL: http://www.stat.uz. (дата обращения: 03.07.2021)

По итогам 2020 года уровень инфляции составил 11,2%, однако несмотря на приближение уровня инфляции к запланированному таргету, инфляционные ожидания населения не соответствуют запланированному уровню инфляции. В 2020 году Центральный банк Узбекистана начал снижение основной ставки в целях стимулирования экономики на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией СОУГО-19.

Государственный долг Узбекистана растёт на протяжении последних пяти лет, при этом основную долю государственного долга занимает внешний долг. В первую очередь занятые средства направляются в сектор энергетики (28% долга на 01.10.2020), на поддержку бюджета (16%), транспорт (12%), сельское хозяйство (11%) и ЖКХ (11%). Более 40% внешнего государственного долга получено от международных финансовых институтов развития - Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития. Кроме того, у Узбекистана есть облигационные займы, в том числе в долларах, причем спрос на еврооблигации, размещённые в 2019 году на лондонской бирже, значительно превысил ожидания, несмотря на кредитный рейтинг Узбекистана на уровне ВВ-. В 2020 году были размещены ещё два транша на 750 млн долларов, спрос так же превысил ожидания.

Внешнеэкономические отношения. С открытием экономики и началом либерализации торговли (официально стартовали в 2016 году) внешнеторговая активность Узбекистана растёт, при этом сальдо внешней торговли падает: если до либерализации объём экспорта превышал объём импорта, то с 2017 года импорт растёт значительно более быстрыми темпами, чем экспорт.

Узбекистан экспортирует чёрные и цветные металлы, нефтепродукты и энергоносители, продовольственные товары, импортирует так же чёрные и цветные металлы, химическую продукцию, машины и оборудование.

Основные экспортные партнеры Узбекистана - Россия, Китай, Казахстан, Турция, Киргизия. Основные импортные партнеры - Китай, Россия, Корея, Казахстан, Турция, Германия, США.

За 9 месяцев 2020 года внешнеторговый оборот Узбекистана снизился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 12 % и составил 27,5 млрд долларов, причем экспорт снизился на 6%, а импорт - на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

После начала либерализации торговли сальдо счета текущих операций перешло в отрицательную зону. Существенную часть счета текущих операций составляют денежные переводы физических лиц в страну, например, в 2019 году физлица перевели в Узбекистан более 6 млрд долларов. За январь-сентябрь 2020 года приток денежных переводов в страну составил 4,3 млрд долларов, что ниже на 4,4% по сравнению с

аналогичным периодом предыдущего года. Большая часть денежных переводов была осуществлена из России - 72,1% (3,1 млрд долларов).

Основными иностранными инвесторами Узбекистана являются Россия, Китай, Германия и Турция.

Внешний долг и финансовая устойчивость. У Узбекистана небольшой внешний долг по отношению к экспорту и трансфертам. До пандемии он не превышал 100% от экспорта и трансфертов, и только упадок в 2020 г. смог поднять его значение выше этой отметки. При этом золотовалютные резервы примерно равны объёму всего долга, что снимает риски с внешнего сектора на ближайшие годы. В целом финансовая

19

устойчивость внешнего и внутреннего сектора оценивается позитивно .

Реакция на пандемию. Основными мерами правительства по поддержанию экономики являлись создание Антикризисного фонда, поддержка малообеспеченных слоёв населения, предоставление налоговых льгот для предприятий и домохозяйств, в наибольшей степени пострадавших от пандемии, поддержка бизнеса (предоставление гарантий и компенсаций процентных ставок по кредитам, выданным на производство социально-значимых товаров - 49,3 млн долларов). Кроме того, были введены меры поддержки предприятий, в частности кредитные и налоговые каникулы, открыты антикризисные кредитные линии, выделены беспроцентные бюджетные ссуды для погашения кредитов стратегическим предприятиям (78,9 млн долларов)20.

Основными направлениями монетарной политики являлись сохранение стабильности цен и поддержка стабильного потока кредитов в реальную экономику. Центральным банком Узбекистана было принято решение о снижении основной ставки до 15 % годовых, были запущены двухнедельные депозитные аукционы в целях привлечения избыточной ликвидности банковской системы.

Современный Узбекистан - это ведущее государство в регионе Центральной Азии, обеспечивающий стабильность и экономическое развитие региона в целом. Среди преимуществ, которые предлагает современная экономика Узбекистана для иностранных компаний -политическая и макроэкономическая стабильность, благоприятные природно-климатические условия, гостеприимный и трудолюбивый народ и многие другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Узбекистане достигнутая макроэкономическая стабильность, углубление экономических и институциональных реформ, улучшение инвестиционного климата в стране способствовали значительной

19 Макроэкономическая ситуация в странах Центральной Азии: как Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан переживают последствия пандемии COVID-19. Коллектив авторов. - URL: https://raexpert.ru/researches/int_fin/central_asia_2021/ (дата обращения: 03.07.2021)

20 Сайт национального информационного агенства Узбекистана. URL: http://www.uza.uz. (дата обращения: 03.07.2021)

активизации инвестиционной деятельности и росту объема капитальных вложений в экономику.

В нашей стране определены следующие приоритетные направления привлечения иностранных инвестиций в предприятия республики: организация экологически чистых производств по добыче и переработке медицинских сырьевых ресурсов, в том числе, нефти и природного газа; организация и развитие производств наукоёмкой и конкурентной на мировых рынках продукции, в том числе современных информационных и телекоммуникационных систем; развитие инфраструктуры транспорта и телекоммуникаций; развитие сфер переработки сельскохозяйственной продукции на основе компактной, дешёвой техники и технологий; производство ресурсо- и энергосберегающих установок и оборудований; производство медицинских препаратов, техники и оборудования; развитие индустрии туризма.

Благодаря удобному инвестиционному климату и развивается деятельность иностранных инвесторов, растёт число предприятий с участием иностранных инвесторов. Но вместе с тем, есть несколько проблем, препятствующих широкому привлечению иностранных инвестиций. В частности, в размещении инвестиций наблюдаются региональные диспропорции. Так, 73,5% из всех действующих совместных предприятий расположены в столице республики. Объясняется это недостаточной развитостью инфраструктуры в регионах. Значит, в короткие сроки требуется развитие производственной и рыночной инфраструктуры в регионах республики.

Кроме того, для интенсификации привлечения иностранных инвестиций в экономику республики требуется тщательный мониторинг предприятий с участием иностранного капитала, для устранения проблем в их деятельности. Правительством Республики уже сделаны значительные шаги в этом направлении. Так, начиная с 2021 года в рамках программ по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан отдельной строкой предусматриваются средства для финансирования следующих мероприятий: а) обеспечение инженерно -коммуникационной инфраструктурой свободных экономических зон,

малых промышленных зон и крупных производственных проектов с

21

участием прямых иностранных инвестиций... .

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ожидает рост экономики Узбекистана на 5,6% в 2021 году и на 6% в 2022 году. В стране также прогнозируется восстановление объёмов частного потребления и инвестиций. Об этом говорится в новом докладе банка «Региональные экономические перспективы». Согласно докладу, ключевые отрасли национальной экономики, такие как сфера услуг, общая промышленность,

21 Указ Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования», № УП-5877 от 18 ноября 2019 г.

строительство и сельское хозяйство показали рост в этом 2021 году. В докладе отмечается, что, несмотря на пандемию, в стране продолжаются рыночные реформы, включая приватизацию государственных предприятий и банков.

Общий прогноз по Центральной Азии также был пересмотрен в лучшую сторону несмотря на то, что восстановление далеко не равномерное. Предполагается рост экономики региона на 4,5% как в 2021, так и в 2022 годах за счёт повышения цен на сырьё, от которого выигрывают экспортёры сырья, и восстановления денежных переводов.

«Несмотря на то, что уточнённые прогнозы вселяют оптимизм, по-прежнему сохраняется значительная неопределённость в вопросе дальнейшего развития ситуации с вариантом COVID-19 „дельта", который представляет серьёзный риск для стран, достигших меньшего прогресса в вакцинации, а также для экономик, в высокой степени зависящих от международного туризма», — отметила главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Беата Яворчик22.

Подводя итоги, можно сказать, что претворение в жизнь вышесказанных мероприятий даст действенные результаты в привлечении иностранного капитала. Кроме того, хороший эффект даст предоставление консалтинговых, адвокатских услуг отечественным предпринимателям, заинтересованным в сотрудничестве с иностранными инвесторами, создание постоянной, актуальной и широкой базы данных об иностранных бизнесменах.

Использованные источники:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по поддержке отечественных производителей", № ПП-4812 от 21 августа 2020 г.

2. Указ Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования», № УП-5877 от 18 ноября 2019 г.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан "Об организационных мерах по формированию программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан", № ПП-4864 от 16 октября 2020 г.

4. Макроэкономическая ситуация в странах Центральной Азии: как Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан переживают последствия пандемии COVID-19. Коллектив авторов. - URL: https://raexpert.ru/researches/int_fin/central_asia_2021/ (дата обращения: 03.07.2021)

5. Possibilities of attracting foreign investment in the economy of the Republic of Uzbekistan. Journal NX - A Multidisciplinary Peer Reviewed Journal. ISSN

22 ЕБРР ожидает роста экономики Узбекистана на 5,6% в 2021 году. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2021/06/29/ebrd/ (дата обращения: 03.07.2021)

No: 2581-4230. Volume 6, ISSUE 11, Nov.-2020. URL: https://journalnx.com/papers/ 20152022-attracting-foreign-mvestment.pdf (дата обращения: 03.07.2021)

6. Сайт межгосударственного статистического комитета Содружества независимых государств. URL: http://www.cisstat.com. (дата обращения: 03.07.2021)

7. Сайт национального информационного агенства Узбекистана. URL: http://www.uza.uz. (дата обращения: 03.07.2021)

8. Сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. URL: http://www.stat.uz. (дата обращения: 03.07.2021)

9. Сайт Центрального банка Республики Узбекистан. URL: http://www.cbu.uz. (дата обращения: 02.07.2021)

10. Сайт Министерства финансов Узбекистана. URL: http://www.mf.uz. (дата обращения: 02.07.2021)

11. ЕБРР ожидает роста экономики Узбекистана на 5,6% в 2021 году. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2021/06/29/ebrd/ (дата обращения: 03.07.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.