Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЕМ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЕМ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / PROBLEMS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / РЫНОК СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ / DENTAL SERVICES MARKET / ЧАСТНАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / PRIVATE DENTAL CLINIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожникас Ирина Дмитриевна

Настоящее исследование посвящено выявлению ключевых проблем развития малого и среднего предпринимательства в стоматологической сфере и поиску перспективных путей их решения. Цель. Выявить ключевые проблемы развития малого и среднего предпринимательства в стоматологической сфере Санкт-Петербурга. Задачи. Определить структуру стоматологического рынка, изучить тенденции его развития, рассмотреть возможные пути повышения его конкурентоспособности, структурировать проблемы, возникающие в процессе становления и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих в стоматологической сфере. Методология. В работе используются методы научного познания, позволяющие выделить специфические черты развития рынка стоматологических услуг в России, установить специфику проблем развития малого и среднего предпринимательства в стоматологической сфере. Результаты. Анализ научной литературы и маркетинговый анализ рынка стоматологических услуг позволили выделить факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательства в стоматологической сфере, наметить пути и их решения и определить корректировочные решения по развитию системы управления развитием стоматологии в России, в том числе ее частным сектором. Выводы. Выявлены проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере стоматологии, проведена дифференциация проблем по двум группам: «Общие для МСП Санкт-Петербурга» и «Специфические проблемы развития МСП в сфере стоматологии». Предложены пути решения выявленных проблем. В частности, предлагается активнее задействовать в работе предпринимательских структур в сфере стоматологии внешние возможности, например, ресурсы государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key Problems in the Development of Small and Medium Enterprises and the Functioning of the Development Management System in Dentistry

The presented study identifies key problems in the development of small and medium enterprises in dentistry and undertakes to find potential solutions. Aim. The aims of the study is to identify key problems in the development of small and medium enterprises in dentistry in St. Petersburg. Tasks. The authors determine the structure of the dental services market, examine trends in its development and potential ways of enhancing its competitiveness, and compartmentalize problems that arise during the establishment and development of small and medium enterprises in dentistry. Methods. This study uses methods of scientific cognition that help identify specific traits in the development of the dental services market in Russia and determine specific problems in the development of small and medium enterprises in dentistry. Results. Analysis of scientific literature and marketing analysis of the dental services market help reveal factors that have a negative impact on the development of enterprises in dentistry, outline potential solution, and de termine corrective measures aimed at improving the development management system in the Russian dentistry, including the private sector. Conclusion. Problems in the development of small and medium enterprises in dentistry are identified and divided in two groups: “Common for SME in St. Petersburg” and “Specific Problems in the Development of SME in Dentistry”. Potential solutions to the identified problems are proposed, such as more active use of external resources (e.g. government support for small and medium enterprises) by enterprises in dentistry.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЕМ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

о <

о

о о

> <

Ключевые проблемы развития малого и среднего предпринимательства и функционирования системы управления его развитием в стоматологической сфере

Key Problems in the Development of Small and Medium Enterprises and the Functioning of the Development Management System in Dentistry

УДК 334.7

Сапожникас Ирина Дмитриевна

аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А Irina D. Sapozhnikas

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Настоящее исследование посвящено выявлению ключевых проблем развития малого и среднего предпринимательства в стоматологической сфере и поиску перспективных путей их решения.

Цель. Выявить ключевые проблемы развития малого и среднего предпринимательства в стоматологической сфере Санкт-Петербурга. Задачи. Определить структуру стоматологического рынка, изучить тенденции его развития, рассмотреть возможные пути повышения его конкурентоспособности, структурировать проблемы, возникающие в процессе становления и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих в стоматологической сфере. Методология. В работе используются методы научного познания, позволяющие выделить специфические черты развития рынка стоматологических услуг в России, установить специфику проблем развития малого и среднего предпринимательства в стоматологической сфере.

Результаты. Анализ научной литературы и маркетинговый анализ рынка стоматологических услуг позволили выделить факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательства в стоматологической сфере, наметить пути и их решения и определить корректировочные решения по развитию системы управления развитием стоматологии в России, в том числе ее частным сектором. Выводы. Выявлены проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере стоматологии, проведена дифференциация проблем по двум группам: «Общие для МСП Санкт-Петербурга» и «Специфические проблемы развития МСП в сфере стоматологии».

Предложены пути решения выявленных проблем. В частности, предлагается активнее задействовать в работе предпринимательских структур в сфере стоматологии внешние возможности, например, ресурсы государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, управление, проблемы развития малого и среднего предпринимательства, рынок стоматологических услуг, частная стоматологическая клиника

The presented study identifies key problems in the development of small and medium enterprises in dentistry and undertakes to find potential solutions.

Aim. The aims of the study is to identify key problems in the development of small and medium enterprises in dentistry in St. Petersburg. Tasks. The authors determine the structure of the dental services market, examine trends in its development and potential ways of enhancing its competitiveness, and compartmentalize problems that arise during the establishment and development of small and medium enterprises in dentistry.

Methods. This study uses methods of scientific cognition that help identify specific traits in the development of the dental services market in Russia and determine specific problems in the development of small and medium enterprises in dentistry.

Results. Analysis of scientific literature and marketing analysis of the dental services market help reveal factors that have a negative impact on the development of enterprises in dentistry, outline potential solution, and de-

termine corrective measures aimed at improving the development management system in the Russian dentistry, including the private sector.

Conclusion. Problems in the development of small and medium enterprises in dentistry are identified and divided in two groups: "Common for SME in St. Petersburg" and "Specific Problems in the Development of SME in Dentistry". Potential solutions to the identified problems are proposed, such as more active use of external resources (e.g. government support for small and medium enterprises) by enterprises in dentistry.

Keywords: small and medium enterprises, management, problems in the development of small and medium enterprises, dental services market, private dental clinic

По данным анализа рынка стоматологических услуг, проведенного компанией BusinesStat [1], в 2015 г. в России функционировало 28 200 стоматологических организаций (на 5,4% меньше, чем в 2014 г.). Сокращение специализированных отделений в государственных клиниках аналитики [1; 2] объясняют трансформацией российской системы здравоохранения в целом, в основе которой лежит сокращение всех ресурсов. Уменьшение количества частных стоматологических кабинетов и клиник связывается с процессом снижения платежеспособного спроса населения. В сложившихся условиях наблюдаются следующие тенденции:

• количество приемов, проведенных в 2015 г. стоматологическими клиниками (частными и государственными), было на 3,4% ниже, чем в 2014 г. и составляло 238,2 млн;

• увеличилось число обращений в поликлиники по полисам ОМС;

• участилось оформление дорогостоящих услуг в рассрочку и кредит;

• наблюдался возрастающий тренд роста цен на стоматологические услуги (объем стоматологических услуг в 2015 г. составил 447,4 млрд руб., что на 16,9% превысило уровень 2014 г.).

Все перечисленные тенденции продолжились в 2016 г. По данным [3], в 2016 г. в стране 104,4 млн человек (69,8% населения) получили стоматологические услуги. По сравнению с оценками 2015 г. сокращение пациентов составило 1,8%, количество приемов пациентов уменьшилось на 2,1%. Новой тенденцией стало развитие внутреннего медицинского туризма, лидерами которого в 2016 г. стали Рязань и Тверь. Стоматологические клиники ряда крупных российских городов по уровню оборудования, качеству используемых материалов, технологий и подготовке персонала не уступают столичным городам, в то время как ряд издержек (аренда помещения, зарплата

персонала, маркетинговые издержки) явля- § ются более низкими. ^

По данным [1; 2], в период с 2014-го по | 2015 г. средний чек стоматологического при- ^ ема вырос с 1551,8 до 1877,9 руб. (на 21%), « в период с 2014-го по 2016 г. это удорожание ^ составило 37,1% (с 1551,8 до 2127,9 руб.) [3]. 5 Факторами повышения цен аналитики называют удорожание стоматологических материалов, ^ на которые преимущественно ориентирована ^ отечественная стоматология, а также увеличе- ш ние стоимости оборудования, инструментов, ^ технологий и пр. <

По состоянию на начало 2017 г. [1; 2] в Мос- 1 кве осуществляли деятельность 3315 стоматологических клиник (13% в общем российском количестве стоматологических клиник), в Санкт-Петербурге — 1137, в Новосибирске — 430, в Нижнем Новгороде — 311.

В 2017 г. отрицательный тренд показателей стоматологического рынка не изменился, а возможность положительной динамики рынка в современных условиях связывается с восстановлением платежеспособного спроса населения.

В настоящее время на рынке стоматологических услуг происходит процесс формирования конкурентной среды. При этом конкурентами являются государственный сектор и предпринимательские структуры. В то же время чрезвычайно высок уровень конкуренции между субъектами предпринимательства за увеличение своего сегмента стоматологического рынка. Теоретические разработки по различным аспектам функционирования стоматологической предпринимательской структуры в конкурентной среде почти отсутствуют. Практические работы замыкаются на исследование процессов повышения конкурентоспособности конкретных стоматологических предприятий и сетевых структур, выявление проблем и тенденций развития отдельных сетей и клиник [4-7].

По форме финансирования весь рынок стоматологических услуг принято подразделять на государственные и частные предприятия. Построим и сравним стандартные матрицы базового SWOT-анализа для государственных (муниципальных) (табл. 1) и частных стоматологических клиник (табл. 2).

Налицо разделенный практически пополам рынок стоматологических услуг, на котором каждая стоматологическая организация борется за сохранение существующих пациентов и завоевание новых. Выбор пациента базируется на оценке и сравнении положительных и отрицательных факторов развития государственных и частных стоматологических клиник.

Основные проблемы развития государственной стоматологии объясняются некоторым понижением качества лечения, что связано с:

Таблица 1

Стандартная матрица базового SWOT-анализа для государственных стоматологических поликлиник

Сильные стороны Возможности

1. Получение всех видов стоматологических услуг под «одной крышей» 1. Наличие развитой инфраструктуры услуг, которая создана на средства, выделенные из государственного бюджета

2. Экономическая стабильность 2. Отсутствие перебоев с финансированием предприятия. Обусловленная государством потребность в услугах данного предприятия

3. Компетентность персонала 3. Сформировавшийся штат персонала, который имеет многолетний опыт работы

4. Постоянное повышение уровня квалификации персонала при прохождении специализации 4. Персонал повышает свой уровень квалификации за бюджетный счет. Повышение качества услуг

5. Превалирование бюджетных источников финансирования 5. Получение доходов в значительной степени определяется государственным финансированием и гораздо меньше зависит от платежеспособности населения

6. Многолетний опыт изучения пациентов 6. Формирование клиентской базы, выделение базы постоянных клиентов, возможность ведения профилактической работы

7. Ощущение лидирующего положения на рынке 7. Устойчивая численность пациентов в рамках ОМС

8. Четко сформулированная и поддерживаемая государством стратегия развития 8. Плановое развитие в рамках единых стратегических государственных документов

9. Ценовое преимущество 9. Поддержание демпинговых цен в процессе оказания платных услуг в связи с наличием государственного финансирования

10. Постоянный спрос со стороны населения 10. Обусловленная правилами ОМС потребность пользоваться услугами государственных поликлиник

11. Сформированные производственные мощности 11. Сокращение расходов на приобретение оборудования

12. Стабильная система управления 12. Сокращение затрат на становление и развитие системы управления

13. Надежная сеть поставок материалов, медикаментов, технологий, оборудования 13. Государственная система поставок материалов, медикаментов, технологий, оборудования

14. Использование результатов НИОКР 14. Непосредственное участие сотрудников в НИОКР

15. Гарантированные затраты на рекламу в рамках бюджетного финансирования

Слабые стороны Угрозы

1. Недоукомплектованность поликлиники кадрами (врачами, медицинским персоналом среднего и низшего звена) 1. Оказание медицинских услуг не в полном объеме. Некачественное оказание отдельных видов стоматологических услуг

2. Потребность в узких специалистах, в частности, для работы на диагностическом оборудовании. Необходимость привлечения таких специалистов на основе совместительства 2. Отток части пациентов поликлиники в другие медицинские учреждения для получения отдельных медицинских услуг

3. Наличие на рынке стоматологических организаций с более квалифицированными специалистами 3. Конкуренция в предоставлении отдельных медицинских услуг

4. Несвоевременное обращение пациентов за предоставлением услуг 4. Необходимость более сложного лечения, возникновение недовольства пациентов в связи с возникающими осложнениями

5. Зависимость от государственного финансирования 5. Возникновение ответственности за невыполнение или некачественное выполнение государственного заказа в виде отсутствия или сокращения государственного финансирования

6. Недостаточное количество современных материалов 6. Оказание некачественных услуг

7. Запаздывание в использовании современных технологий 7. Отток части пациентов в другие клиники

• качеством пломбировочных материалов, которые государственные организации обязаны закупать в рамках государственных заказов;

• претензией пациентов к качеству ортопедической помощи;

• замедленным использованием новых технологий в стоматологической практике;

• постепенным оттоком высококвалифицированных врачей в частные клиники или недостаточной отдачей врачей государственных поликлиник на рабочем месте в связи с не-

Таблица 2

Стандартная матрица базового SWOT-анализа для частных стоматологических сетевых клиник

Сильные стороны Возможности

1. Получение всех видов стоматологических услуг под «одной крышей» 1. Наличие развитой инфраструктуры услуг, которая создана на средства предпринимателя или инвестиционные средства в рамках развивающегося проекта

2. Высокое качество стоматологических услуг 2. Оказание широкого спектра услуг и большинства диагностических процедур

3. Высококвалифицированный персонал 3. Возможность отбора персонала ввиду высокого уровня заработной платы

4. Компетентность персонала 4. Сформировавшийся штат персонала, который имеет многолетний опыт работы

5. Ощущение лидирующего положения на рынке 5. Формирование клиентской базы, выделение базы постоянных клиентов, использование в работе всех достижений современной стоматологии, передового стоматологического и диагностического оборудования

6. Постоянный спрос со стороны населения 6. Поддержание демпинговых цен на отдельные виды услуг за счет повышения цен в У1Р-сегменте

7. Наличие современного стоматологического и диагностического оборудования 7. Постоянное расширение спектра услуг и, как следствие, увеличение потока пациентов

8. Функционирование зуботехнической лаборатории, обслуживающей сеть 8. Сокращение издержек протезирования. Получение дополнительных доходов при выполнении заказов клиник, не имеющих собственной зуботехнической лаборатории

Слабые стороны Угрозы

1. Отсутствие бюджетных источников финансирования 1. Сокращение доходов, угроза отсутствия финансирования

2. Недоукомплектованность клиники кадрами 2. Некачественное оказание отдельных видов стоматологических услуг

3. Потребность в узких специалистах, в частности, для работы на диагностическом оборудовании. Необходимость привлечения таких специалистов на основе совместительства 3. Отток части пациентов клиники в другие медицинские учреждения для получения отдельных видов стоматологических услуг

4. Наличие на рынке стоматологических организаций с более квалифицированными специалистами 4. Конкуренция в предоставлении отдельных медицинских услуг

5. Несвоевременное обращение пациентов за предоставлением услуг 5. Необходимость более сложного лечения, возникновение недовольства пациентов в связи с возникающими осложнениями

6. Неэффективное управление в связи с необходимостью взаимоувязки интересов предпринимателя (повышение доходности), персонала и пациентов 6. Потеря прибыльности, текучесть персонала, отток пациентов

7. Недостаток специалистов в сфере выбора и закупок оборудования, материалов, медикаментов 7. Закуп некачественных и устаревших оборудования, материалов, медикаментов

8. Отсутствие НИОКР 8. Запаздывание в использовании современных технологий

9. Необходимость затраты средств на повышение квалификации персонала 9. Уход квалифицированных специалистов в клиники, готовые оплатить сертификацию и повышение квалификации

10. Высокие издержки 10. Повышение уровня конкуренции

обходимостью совмещения своей деятельности в частных стоматологических клиниках;

• наличием командно-административной системы управления;

• назначением на руководящие должности в стоматологической поликлинике специалистов, доказавших свою лояльность вышестоящему руководству;

• невостребованностью новейших идей, инновационных технологий и пр.

Пути решения основных проблем государственной стоматологической клиники лежат

в области усовершенствования нормативной и правовой базы развития стоматологической сферы, совершенствования системы обязательного медицинского страхования, развития систем управления и планирования как на государственном, так и на внутриорганизаци-онном уровне, стимулирования инновационной деятельности в стоматологической сфере, улучшения качества государственных закупок материалов, медикаментов, оборудования, стимулирования персонала к развитию своих профессиональных качеств и пр.

Сегодня в государственных клиниках (в связи с недостаточностью государственного финансирования) стремительно развивается направление предоставления платных услуг. По оценкам [8], отдельные государственные стоматологические клиники за счет предоставления платных медицинских услуг формируют порядка 70% своего бюджета. Все большее количество жителей России (по оценкам — каждый третий) пользуются услугами частных стоматологических клиник. Ведущая роль на рынке стоматологических услуг принадлежит предпринимательскому сектору в таких городах, как Москва (до 50%), Самара (порядка 40-60%). В Калининградской области размер сектора достигает 80%. Если население города составляет более 50 000 человек, то в нем обязательно функционирует частная стоматология [Там же]. На рынке частных стоматологических услуг предпринимательская деятельность представлена тремя типами организаций [Там же]:

1-й тип — частные стоматологические кабинеты и одиночные стоматологические клиники (25% рынка);

2-й тип — сетевые стоматологические клиники (27% рынка);

3-й тип — медицинские клиники и центры, в которых стоматологические услуги входят в комплекс других медицинских услуг (48% рынка).

В настоящее время предпринимательство в сфере стоматологии активно развивается: осваиваются новые виды стоматологических услуг, современные технологии, используются новые материалы.

Основные проблемы предпринимательства в стоматологической сфере сопряжены с отсутствием прямой государственной поддержки и необходимостью экономии всех видов ресурсов, которые поступают в распоряжение предприятия или создаются им.

Поступающие финансовые потоки формируются в частной стоматологической клинике от реализации всех видов стоматологических услуг и от привлечения кредитных ресурсов и инвестиций. Анализ реестров выдачи субсидий в рамках реализации программ (подпрограмм)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге показал, что субъекты малого и среднего предпринимательства стоматологической сферы практически не используют механизм субсидирования для реализации собственных проектов. Предприниматель строит процесс производства услуг в условиях соблюдения жесткой экономии (материалов, медикаментов, сменной рабочей одежды, обуви, качественных манипуляций и пр.), что зачастую отражается на качестве услуги. Иногда предприниматель пытается экономить на оборудовании, создании комфортных мест отдыха для врачей. Стараясь привлечь высококвалифицированные кадры и предлагая им достаточно высокий уровень заработной платы и оплату переработки, руководство повышает интенсивность труда персонала, что отражается на качестве обслуживания и здоровье как пациентов, так и врачей. Владельцы частных клиник зачастую используют демпинг, предлагая услугу по низкой цене как аналогичную более дорогой в другой клинике, что на практике не соответствует действительности (поскольку применяются более дешевые материалы, технология, оборудование). Очень важно, чтобы врачи частной клиники не превышали уровень своей квалификации. Стандарты оказания каждой стоматологической услуги должны быть идентичны в государственных и частных клиниках.

В конечном итоге, очевидно, что два сектора стоматологических услуг должны развиваться параллельно, наращивая качество предоставляемых услуг. В этом процессе должны быть эффективно использованы все доступные ресурсы (внешние и внутрифирменные): бюджетные, инвестиционные средства, финансовые, консультационные, информационные и прочие ресурсы организаций инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [9], кредитные ресурсы банков, собственные средства предприятий, основные средства, управленческие, технологические, трудовые ресурсы и пр.

В табл. 3 реализована попытка структурирования проблем, возникающих в процессе

Таблица 3

Проблемы, возникающие в процессе становления и развития субъекта малого и среднего предпринимательства, функционирующего в стоматологической сфере

Проблемы функционирования малого и среднего предпринимательства Пути решения проблем

1 2

Общие для малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга

Потребность в финансовых ресурсах. Недостаток собственных средств для разработки и внедрения новых технологий Разработка внутрифирменного плана мероприятий, предусматривающего максимизацию выручки предприятия и сокращение затрат. Привлечение внешних финансовых потоков в виде инвестиций, кредитов банков, финансовых продуктов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Продолжение табл. 3 ¡5

1 2

Отсутствие гарантийного обеспечения Привлечение гарантийного обеспечения по программам кредитно-га-рантийной поддержки

Наличие административных барьеров Совершенствование контрольно-надзорной деятельности на законодательном уровне. Разработка на федеральном уровне «дорожной карты» осуществления контрольно-надзорной деятельности

Высокие налоги для бизнеса Необходимость использования в полной мере тех льгот, которые предоставляются на федеральном и региональном уровне. Ежегодно изучать законодательство на предмет возможности использования пониженных налоговых ставок

Недостаток квалифицированных кадров Прием на работу с испытательным сроком, разработка программ лояльности персонала, финансирование программ переподготовки и повышения квалификации

Получение земельных участков под строительство. Подключение к сетям (электроэнергия, водоотведение, канализация, газ и пр.) Совершенствование регионального законодательства. Использование различных видов помощи инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Лицензирование и сертификация отдельных видов предпринимательской деятельности Совершенствование регионального законодательства. Использование различных видов помощи инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Привлечение средств для проведения процедуры лицензирования и сертификации

Неравномерное развитие различных механизмов государственной поддержки В настоящее время ресурсов государственной системы поддержки недостаточно для удовлетворения потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства. Объем средств, выделяемых на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, явно недостаточен и сокращается год от года, в то время как именно финансовые механизмы поддержки являются наиболее развитыми

Недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства о функционировании системы государственной поддержки предпринимательства Выделение дополнительных средств на развитие информационной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Коррупция Совершенствование и упорядочение антикоррупционного законодательство. Ужесточение ответственности за получение и дачу взяток

Недостаточный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к государственным заказам Увеличение на государственном уровне доли государственных заказов, выделяемых для выполнения субъектам малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе

Необходимость разработки системы льгот и преференций для инновационной сферы Совершенствование законодательства в инновационной сфере. Предусмотрена шкалы льгот для предприятий, разрабатывающих и использующих инновации в процессе производства работ (товаров, услуг)

Потребность в консультационных ресурсах в сфере управления бизнесом Развитие системы образовательной, консультационной и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства. Проведение семинаров, тренингов, конференций, круглых столов для предпринимателей по сферам деятельности. Активизация процесса информированности предпринимательского сообщества о программах государственной поддержки, целевых и ведомственных программах, в рамках которых можно стимулировать процесс развития малого и среднего предпринимательства

Специфические проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере стоматологии

Недостаток высококвалифицированных врачей и медицинского персонала среднего звена Перестройка системы медицинского образования в вузах. Создание системы некоммерческих объединений предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере стоматологического бизнеса, в задачи которых наряду с прочими задачами входит содействие персоналу частных клиник в вопросах обучения, переподготовки, проведения семинаров и конференций по широкому кругу специальных проблем. Обучение персонала на рабочем месте (практическое, а также в виде семинаров, тренингов, мастер-классов и пр.)

Превышение врачами уровня своей квалификации Распределение пациентов на лечение к конкретным врачам должно осуществляться в соответствии с их квалификацией. Это задача управленческого администрирования

Текучесть кадров (потеря квалифицированных специалистов, средств затраченных на обучение, части клиентской базы и пр.) Прием персонала с испытательным сроком. Оплата персоналу сертификации и повышения квалификации. Разработка и реализация программ лояльности персонала. Обязательное предусмотрение в структуре затрат предприятия средств на переобучение, переподготовку и сертификацию персонала

Продолжение табл. 3

1 2

Брак в работе врачебного персонала (разрушение имиджа клиники, претензии и уход постоянных пациентов, препятствие на пути привлечения потенциальных клиентов и пр.) Создание в организации системы контроля работы врачей: тщательное изучение предоставленных документов и рекомендательных писем в момент приема на работу, экзамены по истечении испытательного срока и периодические во время дальнейшей работы, мониторинг отзывов пациентов, предоставление гарантий на выполненную работу, внедрение программ по осуществлению контроля качества лечения

Переработка персонала, сокращение обеденного перерыва, нарушение трудового законодательства В трудовых договорах и контрактах должны быть предусмотрены обязанности руководства клиникой по соблюдению трудового законодательства, за нарушение которых предусматриваются штрафные санкции

Недостаток квалифицированных администраторов Должность администратора должен занимать специалист, владеющий основами менеджмента, PR, работы с потребителями услуг. Эффективность работы администратора значительно повышается, если он владеет основами медицинских знаний, представляет структуру стоматологических услуг. Компетентность администратора помогает пациенту преодолевать психологический барьер, успокоиться перед приемом врача, а врачу — сосредоточиться на лечении пациента. Особенно это касается стоматологического приема детей. Скорее всего, проблему подбора квалифицированного администратора сегодня можно решить, принимая в штат сотрудника с двумя образованиями (либо мотивировать уже принятого сотрудника к получению второго образования)

Желание пациентов получить стоматологическую помощь в «одно окно». Этим фактом обусловлен уход пациентов из малых и микро-кабинетов в более крупные клиники. Пациенты выбирают крупные государственные или частные клиники, где могут получить весь комплекс услуг по диагностике и лечению Постоянная работа по расширению спектра услуг. Налаживание договорных отношений с более крупными клиниками на предмет приема направляемых пациентов в согласованные часы (имитация принципа «одного окна»)

Местоположение клиники Открытие клиники должно сопровождаться масштабным маркетинговым анализом (численность потенциальных пациентов, выбор целевого сегмента потребителей услуг, удаленность от транспортных путей, потребность в стоматологических услугах на данной территории, наличие поблизости прямых конкурентов и пр.). Если помещение собственное и расположено вдали от клиентских потоков, то эти потоки необходимо инициировать путем привлечения пациентов не только по территориальному принципу, но и с использованием принципов работы с корпоративными клиентами, клиентской базы врачей и пр.

Уменьшение потока пациентов Разработка программ клиентской лояльности (предоставление бонусов, накопительные скидки, реализация акций «услуга в подарок» и пр.). Реализация мероприятий по привлечению новых пациентов. Расширение спектра услуг. Внедрение новых материалов и технологий. Удешевление наиболее востребованных услуг. Разработка и проведение направленных рекламных кампаний. Разработка и сопровождение собственного сайта

Физический и моральный износ оборудования Аккумулирование собственных средств, инвестиционных и кредитных ресурсов для приобретения нового оборудования. Рассмотрение вариантов приобретения оборудования в лизинг. Получение гарантийного обеспечения в организациях инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Использование устаревших технологий и материалов Постоянный анализ рынков поставщиков материалов и современных технологий. Если клиника ориентирована на несколько ценовых сегментов потребителей, то востребованными могут оказаться различные технологии и различные материалы, однако всегда следует помнить о жизненном цикле продукта и в момент пикового спроса уже необходимо заботиться о выводе на рынок новой услуги (с применением новых материалов, технологий, оборудования и пр.)

Отсутствие эффективной системы управления ресурсами организации Тщательный отбор и найм управленческого персонала. Разработка плана управления финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами предприятия. В процессе развития бизнеса следует взвешенно привлекать внешние управленческие ресурсы. Внедрение в деятельность предприятия компьютерных программных продуктов, систем бухгалтерского, налогового, управленческого учета и отчетности. Разработка и реализация стратегических и концептуальных основ развития предпринимательской деятельности

Окончание табл. 3 ™

1 2

Острая нехватка подготовленного управленческого персонала Введение управленческих и экономических дисциплин в учебные планы медицинских вузов, поскольку стоматологическая (медицинская) клиника — это особый объект управления. Исследования показывают, что если предприниматель (владелец клиники) имеет медицинское образование и вынужден делегировать функции топ-менеджмента управленцу, не имеющему медицинского образования, то конфликт взаимоотношений не возникнет только в том случае, если каждая из сторон проявит максимальное стремление к изучению как тонкостей развития стоматологии (оборудование, материалы, технологии, набор требований к квалификации медицинского персонала и пр.), так и чисто экономических и управленческих вопросов. Владелец должен постоянно контролировать процесс функционирования и развития бизнеса

Попытка экономии на оборудовании и материалах В современных условиях эта проблема не может быть решена кардинально. Необходимо делать выбор из множества предложений в стремлении к соблюдению оптимальных параметров «цена — качество» (технологичность, производительность, инновационность и пр.). Стоит рассмотреть варианты приобретения бывшего в употреблении оборудования, реализуемого в силу различных причин, которые предварительно необходимо как следует изучить

Ограниченный доступ стоматологических субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Активизация деятельности конкретных предпринимательских структур, функционирующих в стоматологической сфере в процессе взаимодействия с организациями государственной финансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Ограниченный доступ стоматологических субъектов малого и среднего предпринимательства к нефинансовым ресурсам Активизация деятельности конкретных предпринимательских структур, функционирующих в стоматологической сфере в процессе взаимодействия с организациями государственной нефинансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Нечестная конкуренция, демпингова-ние цен Совершенствование законодательства в сфере конкуренции, соблюдение антимонопольного законодательства

Крайнее ограничение фундаментальных исследований по стоматологии, практическое прекращение научных исследований по стоматологическому материаловедению, что ведет к превалированию зарубежных технологий, материалов, препаратов В подавляющем большинстве частных стоматологических клиник (в том числе и сетевых) НИОКР не проводятся. Отслеживанием новейших достижений стоматологической науки должны заниматься специально назначенные единицы персонала с медицинским образованием. Процесс этот не должен быть дискретным. Выявить новые возможности на рынке позволит только режим непрерывного мониторинга рынка

становления и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих в стоматологической сфере. Поскольку частные стоматологические клиники являются частью предпринимательства Санкт-Петербурга, то нами отдельно выделены два типа проблем: «Общие для малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга» и «Специфические проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере стоматологии». Некоторые из выделенных проблем должны решаться на государственном и внутриотраслевом уровне (по мере развития медицины и стоматологии), а отдельные проблемы могут быть решены только на уровне предприятия (предпринимательской структуры).

Разработка Концепции развития стоматологии в России является насущной потребностью на современном уровне социально-экономического развития страны. В создании такой концепции должны принять участие Министерство здравоохранения и социального развития РФ, профессиональные ассоциации стоматологов, некоммерческие объединения предпринимателей, работающих в стоматологической сфере,

а также другие заинтересованные участники процесса через средства массовой информации, а также через организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Основные положения будущей концепции в течение многих лет обсуждаются стоматологическим сообществом. Именно в рамках такой концепции и стратегических документов развития предпринимательства должен осуществляться процесс управления развитием предпринимательства в стоматологической сфере.

Литература

1. В России снизилось количество стоматологических клиник: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vademec.ru/news/2016/05/20/v-rossii-so кга-tilos-kolichestvo-stomatologicheskikh-klinik/.

2. Обзор российского рынка стоматологических услуг: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. expertyug.ru/analitics/494-obzor-rossijskogo-rynka-platnykh-stomatologicheskikh-uslug/.

3. В 2016 году объем рынка стоматологических услуг в России снизился на 2,1% и достиг 238 млн приемов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// marketing.rbc.ru/articles/9997/.

g 4. Столбова К. В. Инновации — важная составляющая успеха стоматологического бизнеса: [Элек-

< тронный ресурс]. Режим доступа: https://dental-magazine.ru/for-business/innovacii-vazhnaya-sostav-lyayushhaya-uspexa-stomatologicheskogo-biznesa.

к html/.

х 5. Долгалев А. А. С чего начать частную стоматоло-ш гическую практику? Оснащаем кабинеты: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dental-^ magazine.ru/for-business/8012.html/. ^ 6. Клоуда Ю. Профессиональный рейтинг — ключ х успеха для частной стоматологии: [Электронный з ресурс]. Режим доступа: https://dentalmagazine. ^ ru/for-business/professionalnyj-rejting-klyuch-uspe-

< xa-dlya-chastnoj-stomatologii.html/.

1 7. Бойко В. В. Проблемы внедрения новых технологий / В. В. Бойко, С. В. Гаек: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dentalmagazine.ru/practice/ problemy-vnedreniya-novyx-texnologij.html/.

8. Анализ рынка медицинских услуг в городах России в 2012-2016 гг., прогноз на 2017-2021 гг.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://businesstat. ru/russia/services/health/medicine/analiz_rynka_ medicinskih_uslug_v_gorodah_rossii/.

8. Колпакиди Д. В. Формирование единого консультационного пространства для субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономика и управление». 2013. № 5 (91). С. 58-64.

References

1. Shubina D. The number of dental clinics decreased in Russia. Vademecum. May 20, 2016. Available at: https://vademec.ru/news/2016/05/20/v-rossii-sokra tilos-kolichestvo-stomatologicheskikh-klinik/. Accessed 26.11.2017. (in Russ.).

2. Overview of the Russian market of paid dental services. GK Expert. Available at: http://www.expert-yug.ru/analitics/494-obzor-rossijskogo-rynka-platnykh-

stomatologicheskikh-uslug/. Accessed 24.11.2017. (in Russ.).

3. In 2016, the volume of the market of dental services in Russia decreased by 2.1% and reached 238 million receptions. RBC. Available at: https://marketing. rbc.ru/articles/9997/. Accessed 24.11.2017. (in Russ.).

4. Stolbova K. V. Innovation — an important component of the success of the dental business. Dental Magazine. Available at: https://dentalmagazine.ru/for-business/ innovacii-vazhnaya-sostavlyayushhaya-uspexa-stoma-tologicheskogo-biznesa.html/. Accessed 07.12.2017. (in Russ.).

5. Dolgalev A. A. How to start a private dental practice? We equip the offices. Dental Magazine. Available at: https://dentalmagazine.ru/for-business/8012.html/. Accessed 07.12.2017. (in Russ.).

6. Klouda Yu. Professional rating — the key to success for private dentistry. Dental Magazine. Available at: https://dentalmagazine.ru/for-business/ professionalnyj -rejting-klyuch-uspexa-dlya-chastnoj -stomatologii.html/. Accessed 07.12.2017. (in Russ.).

7. Boyko V. V., Gaek S. V. Problems of introduction of new technologies. Dental Magazine. Available at: https://dentalmagazine.ru/practice/problemy-vnedre-niya-novyx-texnologij.html/. Accessed 07.12.2017. (in Russ.).

8. Analysis of the market of medical services in the cities of Russia in 2012—2016, forecast for 2017— 2021. BusinesStat. Available at: http://businesstat. ru/russia/services/health/medicine/analiz_rynka_ medicinskih_uslug_v_gorodah_rossii/. Accessed 24.11.2017. (in Russ.).

9. Kolpakidi D. V. Formirovanie edinogo konsul'tatsi-onnogo prostranstva dlya sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [The Russian Federation: The formation and development of small and medium-sized enterprises]. Ekonomika i upravlenie, 2013, no. 5 (91), pp. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.