Научная статья на тему 'Ключевые проблемы огневой подготовки'

Ключевые проблемы огневой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3505
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛЬБЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / НАВЫКИ СТРЕЛЬБЫ / ЭТАПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / КАДРОВЫЙ ПОДБОР / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SHOOTING TRAINING / PRACTICAL SKILLS / SHOOTING SKILLS / STAGES OF EDUCATION / METHODS OF TEACHING / PLANNING / CONTROL OF KNOWLEDGE / PERSONNEL SELECTION / MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давиденко Алла Ивановна

В огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел существует ряд проблем и ключевых вопросов, решение которых позволит сформировать единый подход к обучению, формированию стрелковых навыков, тем самым уменьшить риск несчастных случаев при обращении с оружием и боеприпасами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давиденко Алла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key issues of fire training

The fire training of police officers has a number of problems and key issues and their desicion will help to form a unified approach to learning, formation of shooting skills, thereby reducing the risk of accidents when handling the weapons and ammunition.

Текст научной работы на тему «Ключевые проблемы огневой подготовки»

Давиденко Алла Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (e-mail: GalichA7@yandex.ru)

Ключевые проблемы огневой подготовки

В огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел существует ряд проблем и ключевых вопросов, решение которых позволит сформировать единый подход к обучению, формированию стрелковых навыков, тем самым уменьшить риск несчастных случаев при обращении с оружием и боеприпасами.

Ключевые слова: обучение стрельбе, практические умения, навыки стрельбы, этапность обучения, методика обучения, планирование, контроль знаний, кадровый подбор, материально-техническое обеспечение.

A.I. Davidenko, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: GalichA7@yandex.ru

Key issues of fire training

The fire training of police officers has a number of problems and key issues and their desicion will help to form a unified approach to learning, formation of shooting skills, thereby reducing the risk of accidents when handling the weapons and ammunition.

Key words: shooting training, practical skills, shooting skills, stages of education, methods of teaching, planning, control of knowledge, personnel selection, material and technical support.

Подготовленность специалиста к профессиональной деятельности должна быть обусловлена факторами, отражающими его способность квалифицированно действовать на службе и существовать в предъявляемых ему жизненных ситуациях. Небрежность в обучении огневой подготовке, неграмотные действия сотрудников ОВД и отсутствие у них стойких знаний и умений при действиях с оружием во время несения службы и на практических занятиях показывает неутешительная статистика гибели сотрудников от несчастных случаев.

Огневая подготовленность сотрудников ОВД в процессе профессионального роста и увеличения опыта должна соответственно улучшаться, а знания и умения совершенствоваться в стойкие навыки владения оружием и техникой стрельбы. В большинстве случаев это так и происходит, но существуют проблемы, которые замедляют этот процесс, требуя значительных затрат.

Огневая подготовка как дисциплина не может допускать разногласий по большинству вопросов. Однако тенденции современной жизни заставляют искать новые формы и подходы к обучению, которые не всегда соответствуют необходимым требованиям, заставляя преподавателя тратить время и силы на различные околонаучные рассуждения о проблеме подготовки сотрудников ОВД. Как следствие, возникают противоречия, которые негативно

сказываются на основных фундаментальных принципах огневой подготовки в целом.

Рассмотрим эти проблемы.

1. Проблема единого подхода к обучению.

Что есть единый подход к обучению? Коротко - это единая линия и стратегия в обучении, сопровождаемая определенными учебными материалами и методиками.

Несомненно, основным документом, регламентирующим огневую подготовку в системе МВД России, является приказ МВД России «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Из последней его редакции был исключен раздел примерной методики обучения упражнениям Курса стрельб. В связи с этим наличие единого учебника или учебно-методического пособия имеет особое значение в обучении огневой подготовке. Очень важно, чтобы материал предусматривал этапность обучения, возможность выработки фундаментальных основ огневой подготовленности, развития определенных психофизических качеств, а также возможность совершенствования навыков до уровня спортивного мастерства. Этапность обучения должна сохраняться не только в учебных заведениях, но и в подразделениях ОВД, только тогда будет возможно определить уровень огневой подготовленности сотрудника и методически грамотно повышать ее степень на занятиях.

257

2. Проблема выработки единой методики для первоначального базового этапа обучения.

В последнее время широко распространились всевозможные инновации в преподавании различных дисциплин в учебных заведениях. Обязательным компонентом стали частные методики преподавания, которые не всегда уместны для данного предмета, поскольку не несут нового в обучении, а имеют лишь некоторые элементы новизны.

В некоторых случаях, не изложив обучаемому основ и четкого понимания сути вопроса, преподаватель вынужден в погоне за мнимой новизной отходить от фундаментальных принципов.

На первое место должна выходить задача получения сотрудником необходимого объема учебно-практического материала за короткий срок и с наименьшими затратами, для чего необходимо выработать единый алгоритм формирования основ стрелковой техники и практических навыков на первоначальном этапе обучения с возможностью их дальнейшего совершенствования.

Подходы к формированию навыков умелого обращения с оружием и получению основ правильного выстрела не должны различаться.

Важно определить единые базовые упражнения для обучения сотрудников правильному выстрелу, взяв за основу спортивную стрелковую технику и методику тренировки [1], отбросив влияние иностранных методик стрельбы на коротких расстояниях. Заложить правильное понимание выстрела, а также выявить и показать ошибки стрелка можно только в условиях медленной стрельбы на расстоянии 25 метров. Увлекаясь стрельбой на дистанциях 5-10 метров, сотрудник, не обладающий правильной техникой, все равно попадает в край мишени, отсюда создается ощущение простоты и неправильная трактовка им своего результата. Сотрудник, умеющий поражать далеко расположенные цели, будет с легкостью поражать их и на близком расстоянии, но не наоборот.

3. Проблема планирования занятий.

Всем известно, что для выработки навыка необходимо соблюдать принципы систематичности и последовательности в обучении.

Физиология человеческого организма устроена таким образом, что при выработке техники и навыка физического движения, адаптации организма к определенной нагрузке положительный эффект может быть достигнут только при условии целенаправленного воздействия на организм систематическими занятиями, которые необходимо проводить не реже 3 раз в неделю [2].

Представьте, что вы купили абонемент на занятия в фитнес-центре и посещаете его 1 раз в 2-5 недель. Какого эффекта тренировки можно добиться в этом случае? Что можно выработать? Какие навыки и какие качества можно натренировать? Каждый понимает, что если требуется натренировать выносливость в беге для сдачи норматива по физической подготовке, то нужно бегать каждый день не менее 40 минут.

Для стрельбы важны автоматизация движений, определенное взаимодействие между процессами возбуждения и торможения в результате неоднократно и в определенном порядке повторяющихся раздражений, поступающих в кору головного мозга для образования прочной системы нейронных связей, что ведет к выработке динамического стереотипа (И.П. Павлов).

Занятия с периодичностью 1 -2 раза в месяц можно проводить только в том случае, если требуется поддержание устойчивого навыка. Стрельба - это специфическая деятельность, на первый взгляд, кажущаяся простой, с небольшим мышечным статическим напряжением, но сложная по координации и психологическим процессам в организме. Это не тот вид занятия, который можно натренировать самостоятельно дома.

4. Проблема оценки и контроля знаний.

В различных учебных заведениях системы МВД, а также подразделениях ОВД для проведения контроля знаний по теоретической части дисциплины «Огневая подготовка» используются разные по тематике тестовые задания. В них включены вопросы, которые не выявляют качества знаний, а способны только запутать сотрудника. Например, вопрос: «Что такое нутация?» или «Сколько литров газа выделяется при сгорании порохового заряда у 9 мм патрона ПМ?». Что дает сотруднику знание ответов на такие вопросы, какова практическая их значимость, и где эти знания могут применяться?

Часто встречаются некорректно сформулированные вопросы или варианты ответов на них, когда текстовая часть ответов занимает по объему целую станицу, - в таком случае можно говорить о компетентности того, кто составляет и проверяет такие тестовые задания.

В связи с этим определение ряда тем и разработка вопросов остаются актуальной проблемой.

5. Проблема материально-технического обеспечения.

258

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2016 • № 3 (33)

Эта проблема намного глобальнее, чем просто отсутствие того или иного оборудования. Отсутствие тиров и стрельбищ вообще, определенных по метражу стрелковых галерей, устройство пулеприемников, низкая пропускная способность тиров негативно сказываются на всем процессе обучения огневой подготовке. В связи с этим преподаватели огневой подготовки не имеют возможности обучать сотрудников необходимым видам стрельбы, а вынуждены, исходя из имеющихся условий, модифицировать упражнения и использовать имеющиеся виды вооружения.

Отдельной проблемой остается вопрос обеспечения подразделений боеприпасами, который является самым главным. На занятии по огневой подготовке сотрудник 1 раз в месяц в среднем делает 4 выстрела, но даже хорошо подготовленному человеку этого недостаточно. В данном случае выработка единого подхода к методике обучения огневой подготовке поможет в некоторой степени преодолеть эту проблему.

6. Проблема подбора кадров.

Данная проблема актуальна при подборе сотрудников на должности преподавателей, инструкторов огневой подготовки, инспекторов по боевой и физической подготовке и других лиц, в служебные обязанности которых входит не только разбираться в вопросах огневой подготовки, но и непосредственно принимать участие в процессе обучения стрелковым навыкам.

1. Юрьев А.А. Пулевая спортивная стрельба. М, 1973.

2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. 5-е изд., перераб. и доп. М, 1985.

Всем известен тот факт, что огневой подготовкой занимаются бывшие и действующие спортсмены, тренеры, инструкторы, являющиеся профессионалами и фанатами своего дела, зачастую в ущерб своему личному времени, по причине любви к стрелковому спорту и оружию. Их стрелковая подготовленность никогда не вызывает сомнений, и при любой возможности они могут показать отличную стрельбу своим личным примером в любом упражнении.

С каждым годом таких людей становится все меньше и меньше. Подбор сотрудников не должен быть случайным, а только по принципу наличия у них стрелковых и профессиональных качеств, необходимых в огневой подготовке.

В связи с этим необходимо в качестве кандидатов на должность преподавателя по огневой подготовке в первую очередь рассматривать выпускников учебных заведений, которые имеют разряды и спортивные звания в стрелковом спорте.

Из всего вышеизложенного можно заключить, что грамотный подбор кадров, планирование занятий и наличие единого подхода к методике обучения огневой подготовке во всей системе МВД позволят уменьшить риск несчастных случаев при обращении с оружием и боеприпасами у сотрудников ОВД, а также в целом повысить их профессионализм.

1. Yuryev A.A. Bullet shooting. Moscow, 1973.

2. Ivanitsky M.F. Human anatomy (the basics of dynamic and sports morphology): study aid for institutes of physical culture / ed. by B.A. Nikityuk, A.A. Gladysheva, F.V. Sudzilovsky. 5th ed., rev. and augm. Moscow, 1985.

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.