Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗЫ И ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ТОЧКИ В ГОЛЬФЕ: ИНФОРМАТИВНОСТЬ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ'

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗЫ И ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ТОЧКИ В ГОЛЬФЕ: ИНФОРМАТИВНОСТЬ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ДВИЖЕНИЯ / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ / СВИНГ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / ФРЕЙМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корольков Алексей Николаевич, Кулькова Ирина Валерьевна, Лангуева Ольга Васильевна, Лысов Евгений Александрович, Суконников Владислав Николаевич

Исследуются особенности восприятия визуальных образов игровых действий в гольфе младшими школьниками. Приведены результаты определения положений игроков с высокой семантической информативностью по изображениям свинга во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Установлено, что дети непроизвольно определяют положения игрока при совершении свинга по семантической важности их реализации. Определено, что младшие школьники осуществляют выбор одних и тех же информативных ключевых поз вне зависимости от расположения точки обзора. Выбранные детьми позы игрока при совершении свинга совпадают с положениями звеньев тела игрока, которые, как правило, используются в качестве иллюстраций в дидактических учебных пособиях и компьютерных программах анализа биомеханики свинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корольков Алексей Николаевич, Кулькова Ирина Валерьевна, Лангуева Ольга Васильевна, Лысов Евгений Александрович, Суконников Владислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY POSITIONS AND MAIN REFERENCE POINTS IN GOLF: INFORMATIVITY OF VISUAL PERCEPTION BY YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Features of visual images golf swing perception by junior schoolchildren are studied. The results of determination of players positions with high semantic informativity by swing images in frontal and sag ittal planes are given. It was established that children involuntarily determine the position of the player when swing according to the semantic importance of their implementation. It is determined that junior students select the same informative key positions regardless of the location of the viewpoint. The player's poses chosen by children when swing coincide with the positions of the player's body links, which are usually used as illustrations in didactic tutorials and computer programs for analyzing swing biomechanics.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗЫ И ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ТОЧКИ В ГОЛЬФЕ: ИНФОРМАТИВНОСТЬ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

4. Kolesnikova, I.A. (2001), Pedagogical reality: experience of inter-paradigm reflection, Detstvo-press, St. Petersburg.

5. Mikhailova, E.Ya., Compilers: O.V. Shelovanova, M.N. Anikina (2018), Technology of development of programs of sports training by sport". Мethodical recommendations, Krasnoyarsk regional institute for advanced training of physical culture and sports workers, Krasnoyarsk.

6. Pak, N.I. (2011), "On the concept of information approach in training", Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva, No. 1, pp.91-97.

7. Shutova, T.N., Antonova I.N., Kopylova N.E. and Bochkareva S.I. (2017), "Activity and competence approaches in improving physical education of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (153). рp. 300-304.

Контактная информация: Rostevanov.AG@rea.ru

Статья поступила в редакцию 14.01.2021

УДК 372.8:796.4

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗЫ И ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ТОЧКИ В ГОЛЬФЕ: ИНФОРМАТИВНОСТЬ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ

ШКОЛЬНИКАМИ

Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент. Московский государственный областной университет, г. Мытищи Московская область; Ирина Валерьевна Кулькова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Васильевна Лангуева, магистрант, Московский педагогический государственный университет, г. Москва; Евгений Александрович Лысов, преподаватель, Школа №154, г. Самара; Владислав Николаевич Суконников, тренер-преподаватель, Центр творчества "Свежий ветер",

г. Тольятти

Аннотация

Исследуются особенности восприятия визуальных образов игровых действий в гольфе младшими школьниками. Приведены результаты определения положений игроков с высокой семантической информативностью по изображениям свинга во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Установлено, что дети непроизвольно определяют положения игрока при совершении свинга по семантической важности их реализации. Определено, что младшие школьники осуществляют выбор одних и тех же информативных ключевых поз вне зависимости от расположения точки обзора. Выбранные детьми позы игрока при совершении свинга совпадают с положениями звеньев тела игрока, которые, как правило, используются в качестве иллюстраций в дидактических учебных пособиях и компьютерных программах анализа биомеханики свинга.

Ключевые слова: образ движения, ориентировочная основа действия, свинг, семантическая единица, фрейм.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p139-144

KEY POSITIONS AND MAIN REFERENCE POINTS IN GOLF: INFORMATIVITY OF VISUAL PERCEPTION BY YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Moscow State Regional University, Mytischi, Moscow Region; Irina Valerievna Kulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vasilievna Langueva, the master student, Moscow Pedagogical State University; Evgeny Alexandrovich Lysov, the teacher, School No. 154, Samara; Vladislav Nikolaevich Sukonnikov, the trainer-teacher, Center of Creativity "Fresh

Wind ", Togliatti

Abstract

Features of visual images golf swing perception by junior schoolchildren are studied. The results of determination of players positions with high semantic informativity by swing images in frontal and sag-

ittal planes are given. It was established that children involuntarily determine the position of the player when swing according to the semantic importance of their implementation. It is determined that junior students select the same informative key positions regardless of the location of the viewpoint. The player's poses chosen by children when swing coincide with the positions of the player's body links, which are usually used as illustrations in didactic tutorials and computer programs for analyzing swing biomechan-ics.

Keywords: motion image, indicative action basis, swing, semantic unit, frame.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ спортивных движений по их изображениям является одним из распространенных методов обучения двигательным действиям и совершенствования спортивной техники во многих видах спорта. В теории спорта общепризнанными методами обучения движениям являются целостно-конструктивный, расчленено-конструктивный методы, метод ключевых поз и их сочетания. При этом при описании движений используется различная терминология и различные принципы разделения их на характерные части. В исследованиях последнего времени часто встречаются такие понятия как: ключевые точки, базовые пункты, опорные звенья, ключевые фразы, фразы-ключи [4]; рабочие и граничные положения [2]; типическая структура, компоненты техники [9]; ключевые элементы (основные позы, управляющие движения, фазы, циклы) [8]. В конечном счете, любое разделение изучаемого движения на составные части проводится, исходя из достижения цели совершаемого действия, достижения нужного результата, создания ясного «отражения в сознании спортсмена объектов изучения, требующих концентрации внимания при исполнении действия» [1].

При этом в теории спорта известны два принципа разделения спортивных движений на важные составные части: 1. разделение двигательных действий на «основные опорные точки» (ООТ) - фазы движений, в которых происходит смена направления движения того или иного звена тела при их относительной независимости [6, 1] и 2. ключевые позы - такие положения тела, в которых внешние силы интегрированы в движение максимально эффективно [7].

Очевидно, что может быть использован и другой принцип анализа спортивных движений информационный - принцип разделения движений на такие составные части, для каждой из которой достигается максимальная информативность. При этом информативность движений может быть оценена как семантически, так и синтаксически.

Семантический анализ является давним и эффективным методом исследования в филологии и лингвистике, нашел коммерческое использование при составлении и анализе публичных и рекламных сообщений, автоматизации производства рекламных текстов, проверки текстов на заимствования. В частности методы семантического анализа применяются для определения и уточнения неоднозначных понятий и терминов, определения смыслового значения жестов, различных классификаций действий, символов и цветовых стимулов, закономерностей в музыкальных композициях, изучения общественного мнения и в психодиагностике. В качестве структурных элементов такого анализа используются семантические поля и семантические единицы, фреймы, ментальные схемы и парадигмы [5], т.е. такие элементы, которые обладают свойством эргодичности, некоторой смысловой временной и пространственной обособленностью и неизменностью [3].

Задача исследования. В этой связи представляется интересным определить ключевые позы и основные опорные точки игрового действия в гольфе (свинга) по семантической важности их реализации.

Гипотеза. Предполагается, что важные составные части свинга в гольфе, визуально определенные детьми, не имеющими значительного опыта игры, будут обладать наибольшей семантической информативностью.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для решения указанной выше задачи в ноябре-декабре 2020 г. на занятиях по гольфу был проведен опрос учеников 1-3-х классов школ г. Москвы, Самары и Тольятти. В опросе приняло участие 42 ребенка в возрасте 7-9 лет, начавших заниматься гольфом в 2020 г. Респондентам демонстрировались два изображения свинга в гольфе во фронтальной и сагиттальной плоскостях, каждое из которых включало по 12 фаз свинга (рисунки 1 и 2). Перед респондентами ставилась задача: выбрать из 12-ти картинок семь самых важных, необходимых для решения двигательной задачи - попадания клюшкой по мячу.

Результаты опроса заносились в таблицы сопряженности, подсчитывались частоты выбора каждой из 12-ти картинок в двух плоскостях. Частоты выбора картинок сравнивались с частотами равномерного эмпирического распределения с использованием критерия однородности Хи-квадрат. Также с использованием критерия согласия Хи-квадрат сравнивались частоты выбора каждой из 12-ти картинок во фронтальной и сагиттальной плоскостях.

Вычисления проводились с использованием лицензионного пакета комплексного анализа данных Stadia 8.0/prof. Уровень проверки статистической значимости нулевых гипотез был принят равным 0.05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В результате сравнения распределения частот выбора детьми семи «важных» картинок на рисунках 1 и 2 с эмпирическим равномерным распределением, с использованием критерия однородности Хи-квадрат, была установлена справедливость гипотезы: «есть различия между двумя распределениями». То есть дети в ряду картинок с большей частотой выбирают наиболее важные и распределение выбранных картинок отличается от равномерного (рисунок 3). То есть дети, не имеющие опыта игры в гольф, непроизвольно определяют некоторые изображения с высокой семантической информативностью. К выбранным информативным изображениям, и во фронтальной, и в сагиттальной плоскостях, можно отнести изображения: 1 (исходная стойка), 3 и 4 (фаза отведения клюшки параллельно опорной поверхности), 5 (отведение клюшки в запястном суставе до вертикального положения), 7 и 8 (разгон, приведение клюшки и совершение удара).

Сравнение распределений выбранных детьми картинок во фронтальной и сагиттальной плоскостях с использованием критерия согласия устанавливает справедливость гипотезы: «нет различий между распределениями». Больше того, установлены статистически значимые корреляции Спирмена между распределениями частот выбора первой, второй, пятой и седьмой «важными» картинками во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Таким образом, можно утверждать, что дети осуществляют выбор одних и тех же информативных ключевых поз вне зависимости от расположения точки обзора. То есть выбирают визуальные образы движений, обладающие свойством пространственной обособленности и неизменности.

Ранжирование картинок по частоте их выбора детьми позволяет установить семантически важные позы при совершении свинга. К ним относятся (рис.1 и 2): исходное положение игрока (1), отведение клюшки до горизонтального положения (3-4), отведение клюшки до вертикального положения (5-6), разгон клюшки и удар (7-9), и поза удержания равновесия (12). В основном выбранные детьми позы игрока при совершении свинга совпадают с положениями звеньев тела игрока, которые используются в качестве иллюстраций в учебных пособиях, посвященных дидактике гольфа, и изображениями, используемыми в компьютерных программах анализа биомеханики свинга.

Рисунок 2 - Свинг в сагиттальной плоскости

НОМЕР КАРТИНКИ

■ САГГГИТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ □ ФРОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ Н ЭМПИРИЧЕСКОЕ

Рисунок 3 - Эмпирическое равномерное распределение и распределения частот выбранных картинок во фронтальной и сагиттальной плоскостях

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования установлено, что дети, не имеющие опыта игры в гольф, непроизвольно определяют положения игрока при совершении свинга по семантической важности их реализации.

Также определено, что младшие школьники осуществляют выбор одних и тех же информативных ключевых поз вне зависимости от расположения точки обзора, т.е. выбирают визуальные образы движений, обладающие свойством пространственной обособленности и неизменности.

Кроме того, выбранные детьми позы игрока при совершении свинга совпадают с положениями звеньев тела игрока, которые, как правило, используются в качестве иллюстраций в дидактических учебных пособиях, посвященных гольфу, и изображениями, используемыми в компьютерных программах анализа биомеханики свинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям : теория и методика / М. М. Боген. - изд. 4-е, испр. и доп. - Москва : Либроком, 2013. -219 с.

2. Загревский О.И. Формирование двигательных действий гимнастов на основе создания представления о рабочих позах в основных опорных точках упражнения / О.И. Загревский, В.И. Загревский // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 369. - С. 147-150.

3. Корольков А.Н. Эргодические фрагменты структуры соревновательных результатов в прицельных видах спорта (на примере гольфа и пулевой стрельбы) / А.Н. Корольков, И.А. Сабирова, Г.Н. Германов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 81-86.

4. Марков К.К. Методика обучения рукопашному бою с использованием опорных точек и фраз-ключей в технической подготовке юношей 10-11 лет / К.К. Марков, Р.Г. Лукьянов, О.О. Николаева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-20. - С. 4504-4508.

5. Некрасов С.И. Значение теории фреймов в современной науке / С.И. Некрасов, Н.С. Молчанова // Научные ведомости БелГУ Сер. Философия. Социология. Право. - 2009. - № 16 (71), Вып. 10. - С. 13-17.

6. Никитина, Е.В. Обучение технике легкоатлетических упражнений студентов физкультурных специальностей вуза на основе освоения ключевых поз / Е.В. Никитина, А.И. Пьянзин. -Чебоксары, 2011. - 220 с.

7. Романов, Н.С. Позный метод обучения технике легкоатлетического бега и прыжков / Н.С. Романов, А.И. Пьянзин, Е.В. Никитина // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 4. - С. 73-77.

8. Храмов, В.В. Способы представления информации о технике двигательных действий средствами когнитивной визуализации / В.В. Храмов, Е.О. Ширшова, Е.Л. Матова // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - Т. 19., № S1. - С. 99-105.

9. Чопик, Р.В. Характеристика методики обучения техническим приемам баскетбола учащихся младших классов с комплексным использованием основных опорных точек и адаптированного спортивного оборудования / Р.В. Чопик, Р.В. Чопык // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 1. - С. 142-145.

REFERENCES

1. Bogen, M.M. (2013), Physical education and sports training: training in motor actions: theory and methodology, Librocom, Moscow.

2. Zagrevsky, O.I. and Zagrevsky, V.I. (2013), "Formation of motor actions of gymnasts on the basis of creation of idea about working positions in the main support points of exercises", Bulletin of Tomsk State University, No. 369, pp. 147-150.

3. Korolkov, A.N., Sabirova, I.A. and Germanov, G.N. (2013), "Ergodic fragments of the structure of competitive results in targeted sports (using the example of golf and bullet shooting)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No 12 (106), pp. 81-86.

4. Markov, K.K., Lukyanov, R.G. and Nikolaev, O.O. (2015), "Method of training in hand-to-hand combat using reference points and phrase keys in the technical training of young men 10-11 years old", Fundamentalnye issledovania, No 2-20, pp. 4504-4508.

5. Nekrasov, S.I. (2009), "The significance of frame theory in modern science", Nauchnye ve-domosti BelGu: Philosophy. Sociology. Pravo, Vol.71, No. 16, Issue. 10, pp. 13-17.

6. Nikitina, E.V. and Pianzin, A.I. (2011), Training in the technique of athletics exercises of students of physical education specialties of the university based on the development of key positions, ChSPU, Cheboksary.

7. Romanov, N.S., Pianzin, A.I. and Nikitina, E.V. (2011), "The pose method of training in the technique of athletics running and jumping", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 73-77.

8. Khramov, V.V., Shirshova, E.O. and Matova, E.L. (2019), "Methods of presenting information on the technique of motor actions by means of cognitive imaging", Human. Sport. Medicine, Vol. 19, No. S1, pp. 99-105.

9. Chopik, R.V. and Chopyk, R.V. (2009), "Description of the methodology for teaching technical techniques of basketball for junior students with the integrated use of the main reference points and adapted sports equipment", Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sports, No. 1, pp. 142-145.

Контактная информация: korolkov07@list.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2021

УДК 796.322

СРАВНЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГАНДБОЛИСТАМИ БРОСКОВ МЯЧЕЙ РАЗНОЙ МАССЫ

Юрий Николаевич Котов, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Витальевна Петрачева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; Кайс Бассам Ясин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Палестинский национальный университет Ан-Наджах, Наблус, Палестина

Аннотация

В результате сравнительного анализа кинематических характеристик техники выполнения бросков гандбольных мячей и мячей массой 1 кг выявлены различия показателей у гандболиста высокой квалификации и перворазрядника. При выполнении бросков мячей массой 1 кг не нарушалась биомеханическая структура бросков по результатам сравнения горизонтальных скоростей звеньев руки, но наблюдались существенные изменения в средних показателях максимальных значений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.