Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафеева Э.И.

В данной статье охарактеризованы особенности и современные концепции развития системы профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FEATURES OF TEACHING IN VOCATIONAL EDUCATION

This article describes the features and modern concepts of the development of the vocational education system.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 00,00,00

Шафеева Э.И. студент БГПУ им.М.Акмуллы

КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: В данной статье охарактеризованы особенности и современные концепции развития системы профессионального образования

Ключевые слова: преподавание, образование, инновации.

Shafeyeva E. student

M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University KEY FEATURES OF TEACHING IN VOCATIONAL EDUCATION

Abstract: This article describes the features and modern concepts of the development of the vocational education system.

Keywords: teaching, education, innovation.

На сегодняшний день в обществе принято говорить о гибкости выбора при получении востребованной специальности для дальнейшей самореализации. Инвестиции для образования являются эффективными вкладами, реализация которых подразумевает рациональность и действенность человеческого капитала, оцениваемыми и возвращаемыми успехами в стоимостном выражении. Существует множество стереотипов об образовании. Между тем парадигма об образовании через всю жизнь все более влияет на профориентацию молодежи, что сказывается на выборе таких престижных профессий как экономист, юрист, менеджер.

В профессиональном обучении при преподавании юридических дисциплин экономическим специальностям выявляются множество вопросов и противоречий, решения которых отчасти является ответом на риторические вопросы. В силу сложившихся вышеуказанных тенденций, можно сформулировать основные положения для преподавателей.

1 Во многих образовательных учреждениях профессионального образования преподаватели, ведущие профильные дисциплины не имеют профессионального педагогического образования, что непосредственно может сказываться на технологическом подходе к обучающимся.

2 Зачастую учебно-методические комплекты, составленные с учетом ФГОС профессионального образования ориентированы либо для

экономических, либо для «неэкономических» специальностей, поэтому приходится адаптировать методику изложения материала, что требует адаптации и ситуационных задач. Ведь отсутствует рациональность в том, чтобы давать задания для студентов экономических специальностей, включающих весь углубленный курс правоведения, но необходимо дать мощную базу знаний в области коммерческой, финансовой, экологической, экономической безопасности. В целом, задания, которые соответствует матрице компетенций юристов не должны становится общеобязательной и непосильной ношей для студентов экономических направлений.40

Хоть и юристы и экономисты находятся на смежных векторах образовательной системы, при подготовке данных специалистов сохраняется множество коренных отличий. Поэтому важно взаимосвязь междисциплинарных блоков преподносить с учетом вышесказанных требований и некие аспекты отображать в заданиях, разрабатываемых для контроля знаний. Балльно-рейтинговая система оценки знаний позволяет оценивать знания, умения и навыки обучающихся с учетом современных требований подготовки высококвалифицированных кадров. И стоит отметить то, что для обучающихся БРС не позволит расслабляться в течение целого семестра, так как регулярно происходит контроль знаний, проверка освоения пройденного материала.

3 В юриспруденции как и в экономике множество терминов и понятий, без которых сложно представить в единое целое всю систему правоотношений. Без знаний терминов не обойтись, данная тенденция позволяет повышать правовую культуру будущего специалиста, позволяет понять то, как в нормах права отображается сущность различных экономических отношений.

В курсе юридических дисциплин нормы права представляются как алгоритм необходимых действий, соблюдение которых значит соответствие установленным законам. Здесь же содержание правоотношений сохраняется в рамках изучения нормативных актов. Объяснение содержания правоотношений и обоснование санкций определенных правовых норм является задачей правовых дисциплин. В данном случае ключевой категорией для преподавания юридических дисциплин соотносится с категорией правоотношений. У обучающихся необходимо заложить ценности взаимосвязи экономических операций, преобразуемых в права и обязанности субъектов правоотношений. Если для студентов юриспруденции известно, что право регулирует отношения между людьми, то обучающиеся экономических направлений зачастую сталкиваются с объективными законами экономики и финансов, которые

40 Лутфуллин Ю.Р. Влияние культуры предпринимательства на формирование партнерских взаимоотношений в бизнесе // Актуальные вопросы формирования культуры предпринимательства : сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов экономического факультета СФ БашГУ / кол. авторов. - Москва : РУСАЙНС, 2018. - С.153-160.

включают «субъект-объектные взаимоотношения». Методика обучения юридическим дисциплинам для студентов экономического профиля диктует некие коррективы, в особенности необходимость в начале курса в базовых представлениях преподнести общетеоретические положения права как юридический факт, правовая норма, правоотношения и их содержание, ответственность и условия её применения в различных отраслях права и т.д. В курсе финансового права, например, что для целей правового регулирования имеют значение отношения между субъектами бюджетного права, но не между бюджетами в их материальном смысле и не между субъектам и денежными средствами41

4 Важно во время занятий с обучающимися экономического направления давать различные юридические документы для разбора различных ситуационных заданий и наоборот, студентам юридической направленности преподносить финансово-хозяйственные операции с точки зрения правоведения, что позволит повысить компетентность будущего специалиста в исследуемой предметной отрасли, для педагога позволит соблюсти рамки эффективного тайм-менеджмента проводимого занятия. Применение дифференцированных заданий позволит педагогу достичь гармонии в работе с «сильными и слабыми обучающимися», мотивирует «средний уровень» подняться на планку выше, в коллективе обучающихся появятся предпосылки конкуренции между обучающимися, что заставит каждого члена коллектива наиболее тщательно выполнять домашнее задание. При изучении правоведения студенты юридических специальностей учатся разбираться в законодательстве, проводить юридическую консультацию с учетом всех норм права, обучающиеся экономических специальностей стремятся постичь тайны санкций и законности ряда действий в рамках конкретных трудовых задач и решать их квалифицированно и эффективно. Решение ситуационных задач способствует развитию у студентов инициативности, аналитических навыков, способствовать правильной идентификации интерпретируемых норм права, информации и повышает умения аргументированно обосновывать свои решения. Полученные знания могут пригодится для формирования житейского опыта, позволяющего правильно действовать в соответствующих ситуациях, грамотно подходить к решению серьезных вопросов, не нуждаясь в помощи третьих лиц, позволят в работе добиться глобального опыта и широкого кругозора во всех областях знаний, избавиться от комплексов «незнайки», соответствовать критериям, выдвигаемым в матрице компетенций при подготовке специалистов, в

41 Лутфуллин Ю.Р., Шагапов А.И. Экономика и религия: к вопросу о балансе материального и духовного в современном поликультурном мире // Духовный мир мусульманских народов. Гуманистическое наследие просветителей в науке, культуре и образовании: материалы Международной научно-практической конференции (XV Акмуллинские чтения) 14-15 декабря 2020. Том II. - Уфа: Издательство БГПУ им. М. Акмуллы, 2020. - С.10-13.

будущем в профессиональной деятельности достигать высот по карьере и не бояться трудностей. Краеугольным камнем в основе современной российской педагогики лежит представление о единстве взаимосвязи педагога и обучающегося, то есть необходимо их взаимное понимание траекторий для дальнейшей деятельности и представление современных технологий образования в вышесказанном ключе, позволяющем вузам производить компетентные кадры для будущего процветания страны.

Использованные источники:

1. Лутфуллин Ю.Р. Влияние культуры предпринимательства на формирование партнерских взаимоотношений в бизнесе // Актуальные вопросы формирования культуры предпринимательства: сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, студент магистратурыов и студентов экономического факультета СФ БашГУ / кол. авторов. - Москва: РУСАЙНС, 2018. - С.153-160.

2. Лутфуллин Ю.Р., Шагапов А.И. Экономика и религия: к вопросу о балансе материального и духовного в современном поликультурном мире // Духовный мир мусульманских народов. Гуманистическое наследие просветителей в науке, культуре и образовании: материалы Международной научно-практической конференции (XV Акмуллинские чтения) 14-15 декабря 2020. Том II. - Уфа: Издательство БГПУ им. М. Акмуллы, 2020. - С.10-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.