Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА'

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ТОРГОВЛЯ / ГРУЗООБОРОТ / СКОРОСТЬ ОБРАБОТКИ ГРУЗОВ / ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕРЕВОЗКАХ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Миненко А.В., Селиверстов М.В.

В статье приведены данные о основных направлениях транспортной инфраструктуры регионов Сибирского федерального округа и Дальнего востока, отмечена их ключевая роль в развитии межрегиональных и межмуниципальных связей и сказано о приоритетности развития транспортного комплекса. Указаны проблемные места логистики региона, которые снижают эффективность системы, и предложен комплекс мероприятий по модернизации отрасли призванные увеличить грузопоток и скорость обработки грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE REGIONS OF SIBERIA AND THE FAR EAST

The article presents data on the main directions of the transport infrastructure of the regions of the Siberian Federal District and the Far East, their key role in the development of interregional and intermunicipal relations is noted, and it is said about the priority development of the transport complex. The problem areas of the logistics of the region are indicated, which reduce the efficiency of the system, and a set of measures is proposed to modernize the industry, designed to increase the flow of goods and the speed of cargo handling.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент М.В. Селиверстов, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-2-37-39

Аннотация. В статье приведены данные о основных направлениях транспортной инфраструктуры регионов Сибирского федерального округа и Дальнего востока, отмечена их ключевая роль в развитии межрегиональных и межмуниципальных связей и сказано о приоритетности развития транспортного комплекса. Указаны проблемные места логистики региона, которые снижают эффективность системы, и предложен комплекс мероприятий по модернизации отрасли призванные увеличить грузопоток и скорость обработки грузов.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, направления развития, торговля, грузооборот, скорость обработки грузов, потребность в перевозках.

Особенности пространственного расположения СФО в географическом центре России на значительном удалении от крупных рынков сбыта делают транспортный комплекс одной из важнейших составляющих экономики округа. В условиях современной трансформации внешнеторговых отношений России повышение внимания к партнерам из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в ближайшей перспективе должно привести к заметному наращиванию объемов транзитного грузопотока через регионы СФО [1].

В южной части округа проходят важнейшие сухопутные широтные транспортные коридоры: железнодорожные Транссибирская и Южно-Сибирские магистрали, федеральные автомобильные дороги Р-254 «Иртыш» и Р-255 «Сибирь». Северные муниципалитеты Красноярского края выходят к Северному морскому пути, а речной транспортный коридор по Енисею является одним из немногих, соединяющих северную и южные широтные магистрали. Сам каркас ключевых сухопутных и водных путей определяет высокий транспортно-логистический потенциал СФО.

Транспортные инфраструктурные проекты в целом являются базовыми для усиления межрегиональных и межмуниципальных социально-экономических связей. С целью ускорения темпов развития эко-

номики всего округа, а также обеспечения удобного и доступного способа перемещения между городами СФО, предлагается разработать единую программу и схему развития ускоренного пассажирского железнодорожного сообщения между обозначенными городами [2; 3].

Транспортный комплекс должен сыграть ключевую роль в перестройке экспортных цепочек для предприятий Сибири в условиях санкций со стороны недружественных стран. В то же время, основные ограничения для экспорта продукции Сибири в восточном направлении связаны с недостаточной пропускной способностью железнодорожной, портовой и таможенной инфраструктуры на территории Дальнего Востока.

Модернизация железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона остаётся ключевым приоритетом развития транспортной инфраструктуры России. В 2020 году удалось достичь плановых значений, заложенных в Комплексную программу модернизации инфраструктуры (КПМИ), и нарастить провозную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 144 млн. тонн. Благодаря этому поток грузов в сторону портов ДФО вырос до 110,4 млн. тонн (+8,6%) [4].

С 2021 года запущена реализация нового инвестиционного проекта, второго этапа модернизации инфраструктуры Во-

сточного Полигона [5]. Уже к 2024 году ОАО «РЖД» планирует нарастить пропускную способность магистралей до 180 млн. тонн/ год, обеспечить четырехкратное увеличение объема транзитных контейнерных перевозок примерно до 1,7 млн. ТЕи в год, при этом время перевозки контейнера с Дальнего Востока до западной границы России должно снизиться до одной недели [6].

Однако, с учётом изменения конъюнктуры, требуется пересмотр перечня и порядка реализации мероприятий для максимизации провозной способности в кратчайшие сроки.

Большинство грузов, поставляемых на территорию Дальнего Востока из других регионов, предназначено для экспорта в другие страны мира, собственная емкость рынка ДФО сравнительно невелика. Наибольшие объёмы среди экспортируемых товаров приходятся на уголь, создающий основную нагрузку на железнодорожную инфраструктуру, и нефть, поставляемую через нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан». Товарооборот с другими странами осуществляется в т.ч. через железнодорожные и автомобильные пограничные переходы (Монголия, Китай). Состояние трансграничной инфраструктуры сегодня неудовлетворительно, а пропускная способность не соответствует существующим и перспективным потокам товаров [7]. Кроме того, ограничения таможенной и логистической инфраструктуры являются одной из важных причин, препятствующих включению новых мостовых переходов через р. Амур в систему внешней торговли РФ (мост Благове-щенск-Хэйхэ; мост Нижнеленинское-Тунцзян).

Основной объём экспортируемых грузов приходится на морские порты. Всего в Дальневосточном бассейне действует 22 морских порта, наиболее крупные из них: Восточный (включая нефтеналивной терминал Козьмино), Ванино и Находка. Более чем на 90% портовые мощности обеспечивают перевалку внешнеторговых грузов, причём на импортные грузы приходилось всего около 4% [8]. Три вышеперечисленных порта, а также порты Владивосток и Посьет, имеют железнодорожные и

автомобильные подходы, к порту Восточный также подходит трубопровод. Однако, существующие транспортные подходы к морским портам являются узкими местами и требуют модернизации для увеличения скорости обработки грузов и пропускной способности портовой инфраструктуры [9].

Для ускоренной адаптации транспорт-но-логистической и приграничной инфраструктуры ДФО к трансформации внешней торговли Российской Федерации и рыночной конъюнктуры предлагается реализовать следующий комплекс мероприятий: пересмотреть мероприятия и обеспечить ускорение темпов реализации проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (2 этап) с учётом изменяющихся потребностей в железнодорожных перевозках. Достигнуть (при возможности) целевых показателей 2024 года к концу 2023 года. В том числе:

- осуществить модернизацию участка Комсомольск-сортировочный - Ванино для снятия ограничений на подходах к портам Ванино и Советская Гавань (Хабаровский край). Достигнуть целевых значений 2024 года к концу 2022 - началу 2023 года;

- ускоренно завершить или приостановить до момента нормализации логистических цепочек реализацию долгосрочного проекта по реконструкции железнодорожного тоннеля под р. Амур в районе г. Хабаровска (не является частью инвестиционного проекта по модернизации Восточного полигона);

- ускорить развитие таможенной и логистической инфраструктуры в районе нового железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское-Тунцзян (Еврейская автономная область), связавшего территорию России и Китая, для наращивания объёмов грузовых железнодорожных перевозок. Это обеспечит альтернативный маршрут для поставки грузов, в том числе для разгрузки подходов к портам ДФО;

- ускорить развитие таможенной и логистической инфраструктуры в районе автомобильного моста Благовещенск-Хэйхэ (Амурская область), начать эксплуатацию.

Библиографические источники

1. Комаров, К.Л. Развитие транспортной системы Сибирской конурбации // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2018. - №3 (46). - С. 5-10. - ББК УААТШ.

2. Транспортная стратегия Новосибирской области до 2030 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrans.nso.ru/page/2667/ (дата обращения 18.11.2022).

3. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf. (дата обращения 18.11.2022).

4. Провозная способность БАМа и Транссиба достигла 144 млн тонн в 2020 году, что соответствует КПМИ // РЖД. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=260190 (дата обращения 18.11.2022).

5. Паспорт инвестиционного проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (второй этап). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://static.govemment.ru/media/files/DmnOwIKcEzTEENtaA3snyn22AHdSVbJy.pdf (дата обращения 18.11.2022).

6. Потаева К. БАМ уперся в уголь // Коммерсантъ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4761559 свободный - (дата обращения 18.11.2022).

7. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/NAlSPJ8QMRZUPd9LIMWJoeVhn1l6eGqD.pdf. (дата обращения 18.11.2022).

8. Обзор перевозок грузов через морские порты за 12 месяцев 2018 год. АО «Морцентр ТЭК». - Москва, 2019. - 87 с.

9. Потаева К. 15 млн тонн угля застряло на подходах к дальневосточным портам // Ведомости - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/10/19/892016-15-^^. (дата обращения 18.11.2022).

KEY DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE REGIONS OF SIBERIA AND THE FAR EAST

A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.V. Seliverstov, Senior Lecturer Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. The article presents data on the main directions of the transport infrastructure of the regions of the Siberian Federal District and the Far East, their key role in the development of interregional and intermunicipal relations is noted, and it is said about the priority development of the transport complex. The problem areas of the logistics of the region are indicated, which reduce the efficiency of the system, and a set of measures is proposed to modernize the industry, designed to increase the flow of goods and the speed of cargo handling.

Keywords: transport infrastructure, directions of development, trade, cargo turnover, speed of cargo handling, need for transportation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.