КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ВЗГЛЯД БИЗНЕСА
ДОКЛАД НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МАЭФ, РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК, 15 МАЯ 2024 Г.
KEY AREAS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY: A BUSINESS PERSPECTIVE
REPORT AT THE PLENARY SESSION OF THE MAEF, RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES, MAY 15, 2024
Мурычев Александр Васильевич
Вице-президент Российского cоюза промышленников и предпринимателей (РСПП), член Президиума ВЭО России, доктор экономических наук
Aleksandr V. Murychev
Vice President of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP), Member of the Presidium of the VEO of Russia, Doctor of Economics
2023 год оказался для российского бизнеса, с одной стороны, непростым, а с другой стороны, он дал уникальные возможности для его развития и по всем показателям у нас наблюдался рост. Крупный бизнес, прежде всего, запустил масштабные высокотехнологичные импортозамещающие проекты. Более 80% опрошенных компаний РСПП реализовали инвест-программы по 23-му году. Такой же показатель с учетом нашего опроса ожидается и в 24-м году. Это говорит о том, что деньги, несмотря на сложности и трудности у больших компаний, да и средних, они имеются, и предприниматели видят, во-первых, судьбу своего бизнеса в России, в российской экономике, и все больше вовлекают собственные возможности, в том числе, и из других рынков, на проекты, которые реализуют сами.
Надо сказать, что, несмотря на сложности, компании по 23-му году, начало 24-му года, выходят на новые рынки, существенно наращивает инвестиции в человеческий капитал, и растет доля компаний, которые основывают свой бизнес на принципах ответственного ведения бизнеса. Деловая среда улучшается, и это говорит о динамичной взаимодействии с Правительством. Но это не означает, что бизнес не имеет проблем, ограничения, они, без всякого сомнения, существуют, и несколько слов о них.
Прежде всего, это кадровый дефицит. Данная проблема, она фиксируется с момента, когда мы начали опрос 2008 года.
Но по итогам 2023 года и первого квартала 2024 года, конечно же, этот показатель экстремально вырос, и кадровая проблема – она встала в первые ряды проблем, которые испытывает бизнес, прежде всего по квалифицированным специалистам, которые необходимы сейчас для обеспечения технологического инновационного прорыва.
И вызовом для российского бизнеса в 2023 году стала, конечно, организация закупки сырья, комплектующих, оборудования. И среди основных ограничений деятельности отмечается как ухудшение условий поставок, так и ухудшение условий транспортировки закупаемой продукции. Мы также отмечаем рост цен на отечественную продукцию, к сожалению. В первом квартале 2024 года, правда, ситуация стала немного меняться в лучшую сторону, но посмотрим, как будет развиваться в целом 2024 год.
Валютную нестабильность отмечают практически все наши предприятия, и тут очевидно существует проблема. Ограничения импорта, неплатежи со стороны контрагентов также серьёзно сдерживали и сдерживают развитие производств промышленности. В 2023 году около 25% компаний жаловались на недостаток оборотных средств, и к концу года их доля немножечко снизилась. При этом стабильно на протяжении 2023 года примерно 10% наших компаний заявили, что у этих компаний проблем нет и не предвидится. Небольшой процент, но, тем не менее, он имеет место быть.
Мы на съезде, недавно состоявшемся, в апреле текущего года, утвердили «100 шагов к экономическому лидерству» по более чем 20 ключевым блокам, включая вопросы защиты прав собственности, снижения рисков необоснованной деприватизации, повышения эффективности фискальной сферы, развития финансового рынка, кадрового обеспечения и так далее.
Несколько слов об этом.
Предложение в части недопущения необоснованной деприватизации полностью поддержано Президентом Российской Федерации, который присутствовал на съезде. И прямо указал, что речь идёт не о пересмотре приватизации, а о случаях, когда действие или бездействие собственников предприятий, имущественных комплексов наносит прямой ущерб безопасности страны и национальным интересам. При этом РСПП предложил создать правовой механизм, защищающий интересы добросовестных приобретателей имущества в случае выявления нарушений при приватизации, в том числе посредством возмещения разницы между ценой сделки и рыночной стоимостью имущества на момент изъятия приватизационного имущества. Практика в последнее время по изъятию государственной собственности в собственность добросовестных приобретателей имущества, решения о приватизации, которое ранее было принято неуполномоченным лицом, остаётся одной из самых острых проблем для крупного и среднего бизнеса на текущий момент. Для защиты добросовестного приобретателя, которые не участвовали в приватизации и не могли знать о допущенных со стороны государственных служащих нарушениях, необходимо, на наш взгляд, в законе «О приватизации» прямо закрепить порядок исчисления пресекательного срока исковой давности. Мы предложили 10 лет. Одновременно целесообразно проработать механизм справедливого возмещения при изъятии у добросовестного приобретателя имущества стоимости такого имущества и производственных инвестиций, произведённых инвестиций, которые часто значительно превышают стоимость самого приватизированного ранее имущества. Безусловно, необходимо при этом противодействовать нарушению антикоррупционных запретов, ограничений, но такая ответственность должна быть детально регламентирована исходя в том числе из принципа соразмерности характеру нарушения.
Фискальная нагрузка – нам нужна предсказуемость и стабильность её, поэтому мы эти предложения пакетом вынесли на рассмотрение Президенту и передали Правительству. И от бизнеса сейчас происходит ряд существенных предложений в данной сфере. Прежде всего речь идёт о том, что необходимо перейти от вынужденных, временных, точечных решений к системным мерам, которые будут основываться на долгосрочном видении, как фискальная нагрузка будет ложиться на бизнес, и отказ от постоянного продления временных мер. Время для этого сейчас настало, и нужно переходить к системным решениям.
При этом бизнес готов в том числе финансово участвовать в решении масштабных задач развития страны, поставленных Президентом в Послании Федеральному Собранию. И вместе с тем мы полагаем, что надо учитывать следующие предложения: во-первых, обеспечить стабильность и предсказуемость фискальной нагрузки на 5–7 лет, включая восстановление устойчивых, в долгосрочной перспективе ключевых условий налогообложения.
Мы предлагаем сохранить нулевую ставку по налогу на прибыль для IT-компаний и в текущем, и в последующем годе. Донастроить налоговое законодательство по чувствительным для бизнеса вопросам, включая оценку фискальных решений, принятых в 2023 году, в том числе необходимо, на наш взгляд, пересмотреть параметры экспортной пошлины с учётом экономического положения отраслей. Экономическое положение отраслей очень разное. Активизировать стимулирование инвестиционной активности компаний с использованием фискальных мер, включая дифференциацию налогообложения в зависимости от инвестактивности, в частности. Здесь главный принцип: если компания вкладывает больше инвестиций в развитие производства, эта часть вложений должна из налоговой базы уходить.
Развитие инновационных высокотехнологических проектов и креативных индустрий. Конечно, здесь нужно распространять режим нулевой ставки налога на добавленную стоимость, на сделки со всеми видами объектов интеллектуальной собственности – это также очень важная задача, которую бизнес ставит перед Правительством.
В финансовой сфере, требуется выработка новых проактивных решений, в том числе в части расчётов по внешнеэкономической деятельности с участием российских компаний. Здесь, конечно, необходима детальная проработка наиболее перспективных с тактической и стратегической точек зрения решений в сфере расчётов при осуществлении внешнеэкономической деятельности российскими компаниями. Здесь должна быть целостная концепция. Её пока до сих пор нет.
Президент России Владимир Владимирович Путин поддержал наше предложение по обеспечению активной роли России в создании альтернативной валютно-финансовой системы в мире. Он дал резолюцию рассмотреть к осенней встрече в Казани руководителей стран БРИКС. На ближайшем заседании Комитета по финансовой политике РСПП планируем обсудить механизмы повышения роли финансовой системы России в суверенизации платёжно-расчётных отношений. У нас существует очень непростая ситуация, она какая-то очень странная. Мы являемся учредителями, акционерами Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Нового банка развития БРИКС, но мы не можем получить от них никакого кредита. Это, конечно, парадоксальная ситуация, где мы являемся и спонсорами, и самыми активными участниками, но работать и взаимодействовать в этих условиях мы, к сожалению, сейчас не можем.
И, конечно же, здесь цифровые финансовые активы – очень важный момент. Идёт развитие законодательства в международных расчётах, есть принятые дополнения в закон о ЦФА. Но, к сожалению, на практике оно очень трудно реализуемо. Использование цифровых валют центральных банков для международных расчётов – нам думается, что здесь большие перспективы.
Криптовалюты. Вы знаете о том, что при использовании внешнеэкономической деятельности ни Минфин, ни Центральный Банк, в принципе, не возражают против их использования, но здесь нужна регуляторика, развитие законодательства, которое мы совместно с этими организациями стараемся реализовать. Здесь нужна системная проработка.
Мы предложили механизм повышения вовлечённости Банка России в целевое обеспечение достаточной ликвидностью приоритетных отраслей и проектов, которые соответствовали бы требованиям таксономии проектов устойчивого развития, технологической таксономии. Здесь, нам кажется, очень большие резервы, ресурсы у Центрального Банка имеются. Но требуется развитие законодательства прежде всего в части возможности покупки государственных ценных бумаг Центральным Банком. Мы предлагаем создать такой механизм покупки бумаг, который обеспечил бы большие объёмы субсидирования, которые могли бы быть привлечены прежде всего для поддержки приоритетных отраслей экономики. Субсидирования процентных ставок, ипотечных проектов и программ, ресурсов бюджета для этого уже, очевидно, явно не хватает. При этом надо понимать, что механизмы покупки ценных бумаг центральными банками развитых стран активно используются. Мы, к сожалению, такой механизм не используем.