Научная статья на тему 'К вопросу повышения качества деловой среды'

К вопросу повышения качества деловой среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ / РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА / ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ / РАЗВИТИЕ ТРЕТЕЙСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / УСИЛЕНИЕ РОЛИ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА / THE QUALITY OF THE BUSINESS ENVIRONMENT IMPROVEMENT / FINANCIAL MARKET DEVELOPMENT / THE FORMATION OF A NEW PENSION REFORM / THE DEVELOPMENT OF THE ARBITRATION / STRENGTHENING OF THE BUSINESS COMMUNITY ROLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шохин Александр Николаевич

По результатам анализа и опроса, проведенных Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), формулируются проблемы, мешающие развитию российского бизнеса (некачественная нормативно-правовая база, нехватка кадров, высокая фискальная нагрузка, чрезмерное присутствие государства в экономике, неэффективность государственной системы контроля и надзора и пр.). Даются предложения по улучшению предпринимательского климата и стимулированию инвестиционной активности. Подчеркивается необходимость усиления позиций бизнеса при обсуждений стратегических проектов и госпрограмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the quality of the business environment improvement

According to the analysis and the survey conducted by the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP), the problems of the development prevention of Russian business are defined. These problems are poor-quality legal framework, lack of staff, the high fiscal burden, excessive state presence in the economy, inefficiency of state control and supervision and etc. There are suggestions on improvement of the business climate and stimulation of investment activity. The necessity of the business positions strengthening at the discussion of strategic projects and government programs is emphasized.

Текст научной работы на тему «К вопросу повышения качества деловой среды»

по пути к возрождению

А. Н. Шохин1

к вопросу повышения качества деловой среды

Для Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) повышение качества деловой среды является одним из важнейших направлений работы и взаимодействия с органами власти.

Оценки динамики делового климата за прошедший год довольно сдержанные. Опрос РСПП, данные Всемирного банка и статистика дают схожие результаты — прогресс есть, но незначительный. По результатам нашего опроса, большая часть компаний (40,9%) не заметила в 2012 г. изменений предпринимательского климата, при примерном равенстве долей тех, кто отметил ухудшение климата, и тех, кто указал на его улучшение.

Из результатов опроса компаний-членов РСПП можно сделать еще один важный вывод: серьезным барьером для развития российского бизнеса на сегодняшний день является недостаточная эффективность государства. Если посмотреть на список наиболее острых проблем, которые мешают работать предпринимателям, то это либо чистая зона ответственности государства (высокие административные барьеры, высокие налоги и страховые платежи, низкое качество госуправления, незащищенность прав собственности, инфляция, коррупция), либо вопросы «совместного» ведения.

Конечно, коррупция — двусторонний процесс: один дает взятку, другой ее берет. Но возможности для коррупции создает, в первую очередь, некачественная нормативная база, оставляющая слишком много возможностей для «усмотрения» чиновника и зачастую противоположных толкований в судебных разбирательствах. С учетом анализа ключевых проблем бизнес-сообщества сформулирована Повестка дня РСПП на 2013-2015 гг. и на период до 2018 г., которая включает 13 ключевых направлений взаимодействия государства и бизнеса.

По итогам 2012 г. на первое место среди самых острых проблем российского бизнеса вернулся недостаток квалифицированных кадров: доля тех, кто проявил озабоченность данной проблемой, выросла — до почти половины всех участников опроса РСПП (44,4% против 38% в 2011 г.). Причем наибольший дефицит отмечен по двум профессиональным группам: специалисты высшей квалификации и квалифицированные рабочие.

1 Александр Николаевич Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, д-р экон. наук, профессор, e-mail: [email protected]

Сегодня вопрос о том, кто будет работать на 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, остается открытым. Работодатели и их объединения готовы взять на себя часть функций по повышению качества человеческого капитала — это разработка профессиональных стандартов, расширение программ корпоративного профессионального образования, независимая оценка качества программ профподготовки, но нужна адекватная поддержка со стороны государства. Например, не вполне понятно, почему нельзя относить на себестоимость расходы на обучение тех, кто не работает в компании, но обучается в ее учебном центре и будет востребован на местном рынке труда.

При этом не стоит забывать, что решение задачи создания и модернизации рабочих мест — это производная от улучшения делового климата и стимулирования инвестиционной активности. Кстати, есть непростой статистический вопрос — если мы выведем с рынка 10 млн «плохих» рабочих мест (а такая задача может быть решена в ближайшие годы), то сколько надо создать высокотехнологичных — 15 или 35 миллионов? От ответа на этот вопрос зависят и наши действия.

Создание рабочих мест и нехватка квалифицированных кадров — не чисто российская проблема. В соответствии с оценками для сохранения текущего уровня занятости в мире необходимо за 15 лет создать 600 млн рабочих мест.

Говоря о глобальных задачах, необходимо отметить, что в период председательства России в «двадцатке» на первый план выходит задача РСПП как координатора B20 — защитить глобальные интересы российского бизнеса, в том числе на площадках других «мировых клубов» ^8, БРИКС, ЕС). Необходимо расширить инструменты поддержки российских компаний на зарубежных рынках и обеспечить учет интересов деловых кругов при выработке внешнеэкономической политики, выработать механизм продвижения и защиты интересов российских предпринимателей в рамках членства России в ВТО, обеспечить эффективную работу постоянно действующего механизма учета мнений деловых кругов в рамках Таможенного союза, ЕЭП и ЕврАзЭС.

Россия уже с августа прошлого года является членом Всемирной торговой организации, но есть ощущение, что многие предприниматели и чиновники все еще не понимают, что в связи с этим надо делать. Особенно в ситуации, когда часть внешнеэкономических функций ушла на наднациональный уровень — к Евразийской экономической комиссии.

В этой связи нельзя не вспомнить о среднем уровне фискальной нагрузки. По оценкам Всемирного банка, в Казахстане он почти в два раза ниже, чем в России, а предпринимательский климат у нас не в два раза лучше, так что перекрыть эту разницу нечем.

Поэтому РСПП ставит перед собой задачу добиться создания эффективной системы стимулов для реализации модернизационных и инновационных проектов, в том числе:

• фиксации предельного уровня фискальной нагрузки и динамики ее снижения;

• пересмотра тарифов страхования ответственности владельцев опасных объектов;

• возвращения инвестиционной льготы;

• снижения административной нагрузки на бизнес в рамках контроля за трансфертным ценообразованием и создания консолидированной группы налогоплательщиков;

• введения института «соглашения о распределении затрат» (costsharmg).

Формулировки «мы надеемся», а не «мы обещаем, что до 2016 г. налоговая нагрузка

не увеличится» в устах профильных чиновников заставляют бизнес нервничать. Особенно, когда есть не только обещания, но и гарантированный рост нагрузки в рамках системы социального страхования.

Одного закона о специальной оценке условий труда недостаточно, чтобы снизить эту нагрузку. Нужны стимулы, иначе фискальную нагрузку не удержать, поскольку есть и другие факторы: в десятки раз завышены платежи по обязательному страхованию от-

ветственности владельцев опасных объектов, новая пенсионная формула увеличивает нагрузку на работодателей еще на 4%.

Мы приветствуем решение по налогу на имущество в части нового оборудования, но этого мало. Бизнесу нужна новая инвестльгота, да и расширить перечень НИОКР, расходы на которые относятся на себестоимость с коэффициентом 1,5, было бы неплохо.

При этом важно не только создать, но и «настроить» систему стимулов, чтобы она работала и была востребована бизнесом. При активном участии РСПП в 2009 году был принят закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Прошло достаточно много времени, но данная система стимулов заработала в весьма ограниченном объеме. Необходимо «довести ее до ума», а также решить ряд системных проблем ТЭК, таких как повышение эффективности управления госсобственностью в ТЭК (включая приватизацию), устранение необоснованных барьеров, ограничивающих допуск российских компаний к освоению минерально-сырьевой базы на равных условиях с компаниями с госучастием, внедрение в практику дифференцированного подхода к налогообложению, изменение принципов нагрузки на предприятия ТЭК для повышения глубины переработки сырья и совершенствования технологий добычи и транспортировки.

Не менее важно обеспечить учет позиции предпринимательского сообщества при формировании новой пенсионной системы. Нагрузка «на найм» растет в условиях, когда свое, уже начатое, дело оказалось не самым привлекательным занятием для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения из-за резкого роста взносов в Пенсионный фонд. Даже опрос компаний-членов РСПП, среди которых доля малого бизнеса не так велика, показал, что примерно 8% предприятий не могут работать при действующих ставках социальных страховых взносов.

Никто не оспаривает правоту подхода: «меньше заплатил — меньше получил», но должны быть варианты выбора размеров страховых взносов, а значит, и будущей пенсии. Их три:

Самозанятые освобождаются от обязанности уплачивать страховые взносы но не лишаются права это делать. В этом случае они смогут претендовать на социальную пенсию/пенсию по инвалидности.

Увеличение стоимости страхового года до уровня, достаточного чтобы при определенном стаже выплачивать самозанятым пенсию на уровне прожиточного минимума пенсионера.

Создание специальной пенсионной системы для самозанятого населения с преобладанием накопительной компоненты.

Отдельный вопрос — накопительная часть пенсионной системы. Если стоит задача создать в стране дополнительный источник длинных денег — необходимы одни решения, если минимизировать в краткосрочной перспективе дефицит в Пенсионном фонде — абсолютно другие. Для бизнеса, особенно реализующего долгосрочные, например инфраструктурные, проекты, очевидно, ближе первый вариант.

Решать вопросы дефицита Пенсионного фонда в условиях корректировки пенсионной реформы возможно за счет иных источников финансирования, включая приватизацию. А льготы отраслям и категориям, не зарабатывающим полноценных пенсионных прав, целесообразно финансировать за счет целевых субсидий федерального бюджета.

В части создания условий для развития российского финансового рынка повесткой дня РСПП предусмотрено совершенствование системы рефинансирования кредитных организаций, повышение оперативности доступа к ресурсам Банка России, совместные с государством инвестиционные программы (синдицированное кредитование, выдача

госгарантий под инвестиционные проекты), создание механизма государственной регистрации залога движимого имущества.

Традиционно сложный вопрос и для финансовой сферы, и для экономики в целом — высокий уровень присутствия государства в экономике. Причем в ряде случаев госкомпании продолжают экспансию. Мы предлагаем три радикальных решения.

Во-первых, изменить подход к формированию программы приватизации: если бизнес выразил готовность купить нестратегическое предприятие — оно идет на приватизацию.

Во-вторых, ввести прямое ограничение для госкорпораций и компаний с госучастием на учреждение и вхождение в уставный капитал дочерних организаций, если с задачей производства необходимых товаров или услуг справляются частные компании.

В-третьих, направить средства от приватизации в Фонд национального благосостояния, что позволило бы создать подушку безопасности для проводимой пенсионной реформы.

Не менее сложный вопрос — формат государственного контроля. Есть общее понимание, что существующая система контроля и надзора неэффективна — она создает избыточную нагрузку на бизнес, не обеспечивая требуемого уровня безопасности. Целесообразен переход к новой системе контроля и надзора, широко использующей возможности декларирования соответствия, независимого технического и экологического аудита, финансовых гарантий и финансовой ответственности промышленных предприятий за нарушения требований законодательства РФ.

Нами велась активная работа на всех доступных для бизнеса площадках по ключевым направлениям госрегулирования. Удалось достичь компромисса по промышленной безопасности, а вот в сфере совершенствования экологического законодательства дискуссия продолжается.

Главное — не повторить ошибок системы страхования ответственности владельцев опасных объектов, когда рост нагрузки оказался чрезмерно высоким. Кстати, в этом вопросе нужно ввести правило — не фиксировать цифры на все времена, а ввести механизм ежегодного утверждения ставок, аналогично ставкам платежей в государственные внебюджетные фонды.

Зона большой обеспокоенности бизнеса — совершенствование корпоративного законодательства в условиях, когда меняется гражданское законодательство. Необходимо радикально повысить качество корпоративного управления в компаниях, в том числе через законодательное регулирование института независимых директоров и уточнение процедур формирования советов директоров, определение чётких правил корпоративных поглощений.

Мы считаем, что нет необходимости радикально менять подходы к принципам корпоративного управления — пусть сами компании решают, стоит ли им делить вопросы стратегического управления и контроля за деятельностью исполнительных органов между набсоветом и советом директоров или лучше отдавать все функции совету директоров.

В целом при поправке гражданского законодательства хотелось бы, чтобы соблюдался принцип «не навреди».

Многое уже сделано для повышения эффективности судебной системы. Качество арбитражных судов высоко оценивается компаниями: около 80% опрошенных РСПП компаний считает эффективным обратиться для защиты своих интересов в суд, даже если речь идет об органах власти (хотя здесь оптимизма несколько меньше).

Есть один непростой вопрос, связанный с административным судопроизводством. Не должно возникать «серых зон» при определении подсудности дела, а также ситуаций, когда по однотипным делам в рамках двух судебных систем (арбитражной и административной) будут принимать разные решения.

У РСПП есть ряд предложений по развитию третейского судопроизводства, в частности, включение третейского суда в единый государственный реестр третейских судов как условие его легитимности, закрепление права создания постоянно действующих третейских судов за общероссийскими объединениями работодателей, ТПП, биржами и ряд других решений.

В целом позиции бизнес-сообщества в диалоге с органами власти явно нуждаются в усилении. Согласно исследованию мнения компаний-членов РСПП, большинство компаний (45,6%) продолжают традицию придерживаться мнения, что власть воспринимает бизнес как «кошелёк».

Налаженная работа механизма оценки регулирующего воздействия не должна восприниматься как полное решение всех проблем. Пока бизнес не допущен к формализованному обсуждению ставок налогов; законопроекты, вносимые в Думу не через Правительство, а другими субъектами права законодательной инициативы, также не подпадают под ОРВ. Несмотря на установленное Правительством требование публичного обсуждения проектов некоторых видов стратегических документов, некоторые из них принимаются без публичной дискуссии. Об этом свидетельствует опыт принятия ряда госпрограмм: в одних случаях предприниматели были вовлечены в подготовку документа на ранних стадиях, в других — РСПП получал проект документа за несколько дней до заседания Правительства с просьбой дать заключение, и желательно — положительное.

Очевидно, что схему взаимодействия власти и бизнеса на стадии подготовки, реализации и мониторинга госпрограмм необходимо выстраивать заново. Нельзя забывать еще одну важную тему — увязка госпрограмм и стратегий развития конкретных отраслей экономики.

В целом, нужен постепенный переход к комплексной экспертизе проектов нормативных правовых актов (включая антикоррупционную экспертизу) в сочетании с постепенным распространением сферы экспертизы на все вопросы, касающиеся предпринимательского сообщества.

Разумеется, перечисленными мерами не ограничивается весь круг необходимых действий по созданию комфортной среды для бизнеса, в число которых также входят принятие адекватного экологического законодательства, создание новой, единой системы технического регулирования в рамках ЕЭП, обновление антимонопольного законодательства, формирование прозрачных процедур государственных закупок и многое другое. И это не считая решение узкоотраслевых вопросов, зачастую являющихся жизненно важными для каждого конкретного бизнеса.

Что касается универсальных рекомендаций, то они будут сегодня не новы: все правильные вещи осознаются, декларируются и даже внедряются в практику государственного управления (пример — КР1 высших чиновников). Дело за малым — обеспечить их реализацию не «для галочки», а при принятии конкретных управленческих решений чиновниками всех уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.