КЛЮЧЕВЫЕ ЛИНИИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВЛАСТЬЮ ПРОБЛЕМАТИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ СМИ
Вагапов Данат Рашитович *
Студент магистратуры danat-vagapov@yandex.ru
* ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Саранск, Россия
Аннотация:
В работе проанализировано восприятие целей и задач текущего этапа реформирования государственного управления в России в дискурсе официальных властей на основе изучения материалов российских СМИ. Выявлены современные тенденции репрезентации проблематики совершенствования государственного управления.
Ключевые слова: государственное управление, государство и СМИ, реформа государственного управления, проблема модернизации государственного управления.
УДК 321.022
Р01: 10.24411/2658-6932-2022-10000
Для цитирования: Вагапов Д. Р. Ключевые линии репрезентации властью проблематики совершенствования государственного управления в российских СМИ / Д. Р. Вагапов // Контентус. - 2022. -№ 7. - С. 34 - 42.
Осуществление реформ в области государственного управления в Российской Федерации нуждается в концептуальном обеспечении, позволяющем создать соответствующую теоретическую платформу для достижения гражданского согласия, декларируемого сегодня стратегической целью эволюции государства в программных инициативах и установках важнейших политических сил общества. К тому же необходимы взвешенные ответы на тревожные вызовы эпохи глобализации. В связи с этим реактуализиру-ются проблемы формирования эффективного государственного управления в современной России. Выработанные механизмы и технологии в этой
области сказываются на его сущностных характеристиках, формах взаимодействия с другими общественными структурами. Наличие всевозможных инструментов обусловливает трансформацию его системно-функциональных параметров, эволюцию центр-периферийных отношений и территориальной демократии, укрепление позиций Российской Федерации в международной политике и на мировых экономических рынках.
Отечественные исследования, посвященные теоретическому осмыслению государственного управления, во многом опираются на западные теории, но имеют и свою специфику. По нашему мнению, они наиболее полно отражают сущность сложившегося механизма государственного управления в контексте исторических традиций и ментальности россиян. Для того, чтобы увеличить благосостояние российских граждан, укрепить международные позиции страны и повысить эффективность государственной политики, следует хорошо знать последние тенденции государственного управления, с учетом развития информационных технологий, и правильно применять их в отечественной практике.
Средства массовой информации (СМИ) часто называют «четвертой ветвью власти» в обществе. Традиционные и активно развивающиеся интернет СМИ являются основным источником информации в современном мире. Они освещают актуальные повестки дня, уделяя приоритетное внимание событиям в сфере политики и экономики. СМИ оказывают влияние на общественное мнение, используя информацию не только из прямых источников, но и прибегая к методам пропаганды и политического манипулирования. Так как государственное управление непосредственно связано с государственной политикой, в Российской Федерации уделяется особое внимание репрезентации проблематики совершенствования государственного управления в российских СМИ.
Далее рассмотрим ключевые линии позиционирования современной реформы государственного управления в российских средствах массовой информации: газетах, ТВ-каналах и интернет-ресурсах. При выборе анализируемых СМИ мы обратились к рейтингу цитирования по итогам 2021 года по данным сайта «Медиология» [13].
В период с 1 января 2020 г. по 1 марта 2022 г. в электронной версии газеты «Известия» насчитывается более тридцати публикаций по теме «реформа государственного управления» или «административная реформа». В статьях неоднократно подчеркивается необходимость реформирования государственного управления с многочисленными ссылками на высказывания высших должностных лиц и лидеров мнений. Акцентируется востребованность в постоянном обновлении кадров и в использовании новых подходов к государственному управлению. Подчеркивается роль Президента
РФ как инициатора обновления сложившейся системы государственного управления и преимущества его последовательной кадровой стратегии [4].
Значительное количество публикаций освещают реформаторскую деятельность Премьер-министра М. В. Мишустина и необходимость использования рационального метода при формировании штатов компетентных специалистов. Актуализация реформы государственного управления содержится в высказываниях и оценочных комментариях А. А. Нечаева, В. И. Матвиенко, А. Е. Хинштейна, В. В. Рязанского, Д. Ю. Григоренко, А. А. Клишаса и др. Положительно репрезентуется тенденция сокращения штатов федеральных органов власти, упразднение структур в рамках реформы институтов развития, ликвидация Роспечати и Россвязи. Особый интерес представляет экспертный комментарий М. Шклярук - генерального директора Центра перспективных управленческих решений и её видение проблемы совершенствования государственного управления. По мнению эксперта, оптимизацию системы государственного управления, проводимую под руководством М. В. Мишустина сложно считать полноценной реформой. Автор предлагает четыре основных направления реформы госуправления [15]:
1. Внедрение практик регулярного менеджмента в стратегическое управление при реализации национальных целей и задач. Необходим подробный анализ современной государственной политики, четкая система оценки качества работы государственных управленцев, обеспечение государственной политики всеми необходимыми ресурсами. М. Шклярук указывает на важную проблему: во многих стратегических документах отсутствуют конкретные показатели желаемых результатов и критерии промежуточной оценки поставленных задач. Зачастую это приводит к работе над показателями, а не над конечным результатом.
2. Цифровая трансформация государственного управления. Развитие цифровых платформ действительно поможет оптимизировать количество кадров, однако для того чтобы достигнуть высокого уровня цифрового развития, сначала необходимо привлечь высококвалифицированные кадры, способные обеспечить внедрение и качественную работу платформ.
3. Проведение оценки воздействия государственной политики и нормотворчества на бизнес-климат в государстве.
4. Решение кадрового вопроса, а именно повышение оплаты труда государственных служащих и их мотивация. Для того, чтобы компетентные специалисты были заинтересованы в поступление на государственную службу, нужно повысить привлекательность этой деятельности, в том числе и финансовую. Таким образом, в газете «Известия» проблематика совершенствования государственного управления рассматривается в пределах официального дискурса российских властей.
Второе по популярности отечественное издание - «Коммерсантъ» - более ориентировано на свою аудиторию предпринимателей и бизнесменов,
однако проблемы реформирования системы государственного управления неоднократно становились объектом обсуждения на страницах газеты. В качестве актуальных проблем государственного управления отмечаются «кадровый голод», отсутствие мотивации и креативного подхода к решению управленческих задач. Положительно оценивается практика использования кадрового резерва государственных служащих, с оговоркой, что на данном этапе она остается громоздкой и запутанной. Проблема усматривается в использовании традиционных подходов к кадровому управлению, характерных для советской системы. Эксперты предлагают внедрять новые кадровые технологии комплексно и «сверху вниз», постепенно достигая баланса между централизацией и децентрализацией кадровых решений. Опыт проведения кадрового конкурса «Лидеры России» позволил использовать новые методы отбора квалифицированных кадров [6]. Как и в газете «Известия», в «Коммерсанте» уделяется внимание процессу цифровизации государственного управления. Подводятся положительные итоги реализации стратегии в области цифровой информации, как федеральном уровне, так и в субъектах РФ.
Примечательно, что самым значимым событием в области права за 2021 года, по мнению экспертов «Коммерсанта», стало реформирование государственного управления в соответствии с обновленной Конституцией и распределение властей внутри единой публичной государственной власти [9].
В «Российской Газете» (официальном печатном органе Правительства РФ) опубликовано множество статей с обоснованием актуальных преобразований в системе государственного управления. В 2020 году на страницах издания неоднократно публиковались высказывания В. В. Путина о проведении конституционной реформы, необходимости конкретизации статуса Государственного Совета и дальнейшем развитии государственного управления в России. Президент сравнил реализуемую административную реформу с реформой Совета Федерации в 2000 году: тогда главы регионов перестали участвовать в работе парламента и смогли сконцентрироваться на решении проблем вверенных им регионов. По оценкам официальных властей, проблемы в современной системе государственного управления остаются, но правительство постепенно занимается их решением [10].
Репрезентация властью проблематики совершенствования государственного управления на официальных российских ТВ-каналах фактически идентичны с материалами, распространяемыми газетами «Известия» и «Российская газета». Например, на сайтах «Первого канала», «Россия 1» и «Россия 24» сведения о проведении реформы государственного управления размещены в формате видео и статей. Подробно рассказывается о ходе реализации административной реформы, сокращении государственных служащих, оптимизации деятельности федеральных ведомств и
министерств. Об итогах реформирования системы государственного управления и перспективах дальнейшей модернизации высказывались В. В. Путин, В. В. Володин, Д. Григоренко, М. В. Мишустин. Представители власти неоднократно отмечали, что реформа государственного управления назрела давно, а развитие угроз, связанных с пандемией, потребовало принятие решительных мер, в том числе в сфере цифровизации государственных услуг [14].
Интересна репрезентация проблем государственного управления России в материалах, опубликованных на интернет-ресурсах. Так, в статьях <^Т» основными направлениями реформирования государственного управления является цифровизация, развитие электронного документооборота, повышение результативности нацпроектов и эффективности госуправления. Ещё в начале пандемии Президент РФ В. В. Путин отметил, что система государственного управления должна своевременно и эффективно реагировать на ситуацию в российской и мировой экономике. Власть понимает, что имеются трудности, но это никак не снижает ответственность управленцев при реализации ими обязанностей [97]. В. В. Путин охарактеризовал направление цифровизации государственного управления как приоритетную, так как именно от достигнутых успехов по её реализации зависит национальная безопасность страны [11].
Проблема перевода документооборота в цифровой формат также была озвучена в выступлениях министра государственного управления Московской области Н. В. Куртяник и властей Республики Татарстан: в субъектах федерации в максимально короткие сроки были разработаны программы цифровой трансформации, что и позволило создать условия для устойчивого развития отраслей экономики, социальной сферы и госуправления [1].
Говоря о перспективах развития системы государственного управления в России, нельзя оставить без внимания статью В. Ю. Суркова «Безлюдная демократия и другие политические чудеса 2121 года». В ней политик делает прогнозы относительно дальнейшего развития государственного управления. По мнению автора, цифровизация политической системы и государственного управления приведет к установлению «безлюдной демократии» в которой роль отдельного человека в политическом процессе будет сведена к минимуму.
В. Ю. Сурков поддерживает принципы государственного управления, сформированные в период президентства В. В. Путина, и приходит к выводу, что именно они позволяют сохранить стабильное развитие страны в будущем. Среди основных ценностей государственного управления в России В. Ю. Сурков выделил мораль и сохранение административно-духовных ценностей [2].
Ещё одна проблема государственного управления - это вопрос эффективности реализации государственных программ. По данным
Минэкономразвития, каждая седьмая госпрограмма в России являются неэффективными и выполняют планы ниже 40 % от установленного. Подобная ситуация складывается из-за отсутствия полноценного мониторинга, сорванных сроков предоставления отчетности, выделения средств без учета изменения показателей. По мнению главы комитета по бюджету и налогам Госдумы А. М. Макарова, государственные программы проявили себя как низкоэффективный инструмент государственного управления и в скором времени государство перейдет к новой системе по контролю за их реализацией [7]. Премьер-министр М. В. Мишустин, в свою очередь, утвердил новую систему управления госпрограммами. С 2022 года каждая государственная программа оценивается по значимым показателям, а эффективность проведенных мероприятий будет исследована с использованием практических методов. Также уменьшиться их объем, а структура будет унифицирована [8].
Применение методов оценки эффективности государственного управления по предложению В. В. Володина будут разработаны и для депутатов Государственной Думы РФ. Спикер Госдумы отметил, что за последние годы количество комитетов в ГД увеличилось, но на каждый комитет приходится разная нагрузка. Использование новых критериев эффективности позволит выявить наиболее востребованные структурные элементы нижней Палаты Парламента и оптимизировать его работу над законопроектами [11].
Отметим, что при освящении проблематики государственного управления в российских СМИ некоторым темам в последние году уделяется недостаточное количество внимание со стороны официальных представителей власти. Например, В. О. Галуева отмечает проблему влияния коррупции на механизм государственного управления, выделяя несколько факторов [3, с. 46]:
- повсеместное распространение коррупции в обществе и на всех уровнях власти. Коррупция в России является теневым инструментом принятия решений, параллельно заменяя собой официальные методы контроля, регулирования и наказания;
- в России отсутствует высокий уровень мониторинга коррупционных преступлений, процент расследования возбуждаемых дел не превышает 5 %;
- борьба с коррупцией в сфере государственного управления осложняется низким уровнем порицания со стороны общества. Зачастую граждане воспринимают взятку как положительный инструмент обхода бюрократии и экономии времени.
Вместе с тем, в официальных СМИ сама коррупция рассматривается дистанцировано от реформирования государственного управления. Власти признают, что проблема существует, но на современном этапе тема борьбы
с коррупцией не включена в повестку продолжающейся административной реформы.
Следующая проблема - конфликт интересов в сфере государственного управления. Согласно исследованиям, К. А. Ишекова и Р. В. Дорогина, несмотря на наличие антикоррупционных норм, конфликт интересов представляет собой отдельную проблему, так как не всегда связан с коррупционной составляющей. Более того, суды редко рассматривают дела, связанные с конфликтом интересов, передавая разрешение споров в органы государственной и муниципальной службы. Сами органы государственного управления не заинтересованы в огласке конфликтов интересов и по различным причинам утаивают свою заинтересованность в принимаемом решении [5, с. 160].
В связи с вышеизложенным отметим, что российские СМИ, представленные преимущественно прогосударственными печатными и электронными изданиями, положительно оценивают современную модернизацию государственного управления. Акцентируется востребованность в постоянном обновлении кадров и в использовании новых подходов к государственному управлению с использованием цифровых технологий. Подчеркивается роль Президента РФ и Председателя Правительства РФ как инициаторов обновления сложившейся системы государственного управления. Вместе с тем отечественные эксперты, обращают внимание на такие актуальные проблемы государственного управления как эффективность реализации государственных программ, коррупция, конфликты интересов, низкая информированность населения о государственном управлении в России. Все перечисленные проблемы находятся в фокусе действующей власти, предпринимающей меры по их решению.
Список использованных источников
1. В Татарстане утвердили Программу цифровой трансформации республики. -Текст : электронный // RT: [сайт]. - 2022. - 10 фев. - URL : https://russian.rt.com/russia/news/960359-region-cifrovizaciya-pravitelstvo (дата обращения : 06.04.2022).
2. Владислав Сурков предсказал возникновение безлюдной демократии. - Текст : электронный // Лента: [сайт]. - 2021. - 11 окт. - URL : https://lenta.ru/news/202l/l0/ll/ocenilll/ (дата обращения : 06.04.2022).
3. Галуева В. О. Основные проблемы механизма государственного управления в современной России / В. О. Галуева. - Текст : непосредственный // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1, № 3. - С. 43-55.
4. Драйвер обновления. - Текст : электронный // Известия : [сайт]. - 2020. - 25 мар. -URL : https://iz.ru/988259/dmitrii-orlov/draiver-obnovleniia (дата обращения : 06.04.2022).
5. Ишеков К. А. Конфликт интересов в сфере государственного управления : актуальные вопросы теории и практики правового регулирования / К. А. Ишеков, Р. В. Дорогин. - Текст : непосредственный // Вестник Сибирского юридического института МВД России. -2020. - № 3. - С. 155-161.
6. Кадры решают не все. - Текст : электронный // Коммерсант : [сайт]. - 2021. - 21 мая. -URL : https://www.kommersant.ru/doc/4818634 (дата обращения : 06.04.2022).
7. Каждая седьмая госпрограмма в России оказалась неэффективной. - Текст : электронный // Лента : [сайт]. - 2021. - 10 авг. - URL : https://lenta.ru/news/2021/08/10/neeffect/ (дата обращения : 06.04.2022).
8. Мишустин утвердил новую систему управления госпрограммами. - Текст : электронный // Лента : [сайт]. - 2021. - 27 мая. - URL : https://lenta.ru/news/2021/05/27/gos/ (дата обращения : 06.04.2022).
9. Произошел переход от федеративного к унитарному государству. - Текст : электронный // Коммерсант : [сайт]. - 2022. - 31 янв. - URL : https://www.kommersant.ru/doc/5182709 (дата обращения : 06.04.2022).
10. Путин назвал смысл закрепления статуса Госсовета в Конституции. - Текст : электронный // Российская газета : [сайт]. - 2020. - 5 сент. - URL : https://rg.ru/2020/09/05/putin-nazval-smysl-zakrepleniia-statusa-gossoveta-v-konstitucii.html (дата обращения : 06.04.2022).
11. Путин обсудил с Совбезом цифровизацию сферы госуправления. - Текст : электронный // RT : [сайт]. - 2021. - 2 июл. - URL : https://russian.rt.com/russia/news/880935-putin-sovbez-cifrovizaciya (дата обращения : 06.04.2022).
12. Путин : шока для госуправления из-за коронавируса быть не должно. - Текст : электронный // RT : [сайт]. - 2020. - 14 апр. - URL : https://russian.rt.com/russia/news/737421-putin-koronavirus-shok-gosupravlenie (дата обращения : 06.04.2022).
13. Рейтинг цитирования федеральных СМИ по итогам 2021 года. - Текст : электронный // Медиалогия : [сайт]. - 2022. - 2 фев. - URL : https://www.mlg.ru/ratings/ (дата обращения : 06.04.2022).
14. Россияне смогут напрямую отправлять свои обращения в министерства и ведомства через портал Госуслуг. - Текст : электронный // Первый канал : [сайт]. - 2020. - 16 нояб. -URL: https://www.1tv.ru/news/2020-11-16/396845-rossiyane_smogut_napryamuyu_otpravlyat_svoi _obrascheniya_v_ministerstva_i_vedomstva_cherez_portal_gosuslug (дата обращения: 06.04.2022).
15. Шклярук М. Перезагрузить систему / М. Шклярук. - Текст : электронный // Известия: [сайт]. - 2020. - 18 нояб. - URL : https://iz.ru/1088248/mariia-shkliaruk/perezagruzit-sistemu (дата обращения : 06.04.2022).
KEY LINES OF REPRESENTATION BY THE AUTHORITIES OF THE PROBLEMS OF IMPROVING PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN MEDIA
Vagapov Danat Rashitovich**
Master's student danat-vagapov@yandex.ru
** National Research Mordovian State University, Saransk, Russia
Abstract:
The paper analyzes the perception of the goals and objectives of the current stage of public administration reform in Russia in the discourse of official authorities based on the study of Russian media materials. Revealed modern trends in the representation of problems of improving public administration.
Keywords:
public administration, state and mass media, public administration reform, the problem of public administration modernization.