Научная статья на тему 'Ключевые компетенции как интегральный результат современного образования'

Ключевые компетенции как интегральный результат современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2590
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басалаева Наталья Владимировна, Захарова Татьяна Вячеславовна

Статья посвящена проблеме формирования ключевых компетенций в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые компетенции как интегральный результат современного образования»

УДК 37. 031. 1

Басалаева Наталья Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, и. о. декана факультета педагогики и психологии Лесосибирского педагогического института - филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», basnv@mail.ru, Лесосибирск

Захарова Татьяна Вячеславовна

Старший преподаватель кафедры высшей математики и информатики Лесосибирского педагогического института - филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», ta.zaharova@mail.ru, Лесосибирск

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования ключевых компетенций в образовательной практике.

Ключевые слова: компетенция, ключевые компетенции, компетентностный подход.

Basalaeva Natalia Vladimirovna

Candidate of psychological sciences, the senior lecturer of chair of pedagogics and psychology, f. d. the dean of faculty ofpedagogics and psychology of Lesosibirsky teacher training college - branch FGAOU VPO «Siberian federal university», basnv@mail.ru, Lesosibirsk

Zaharova Tatyana Vjacheslavovna

Senior teacher of chair of higher mathematics and computer science of Lesosibirsky teacher training college - branch FGAOU VPO «Siberian federal university», ta.zaharova@mail.ru, Lesosibirsk

KEY COMPETENCIES AS INTEGRATED RESULT OF MODERN FORMATION

Abstract. The article is devoted a problem of formation key competencies in educational practice. Keywords: the competence, key competencies, competence-based approach.

Отличительные для конца XX - начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

В качестве общего определения такого интегрального социально-лично стно-по -

веденческого феномена как результата образования в совокупности мотивационноценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность».

Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностным признаком компетенции является постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компе-тентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компе-

тенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

С точке зрения А. В. Хуторского компетенция - это «отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере» [4]. А. В. Хуторским и представителями его научной школы выделяются ключевые компетенции как наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они - надпредметны.

Характеризуя содержание ключевых компетенций, следует отметить, что данная классификация основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций А. В. Хуторским определены следующие группы ключевых компетенций.

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуго-

вой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

184

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2012

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Рассмотрим особенности формулировок компетенций в деятельностной форме на примере ценностно-смысловых компетенций. Ценностно-смысловые компетенции предполагают следующие умения [с. напр. 4]: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Ценностно-смысловые компетенции предполагают такие умения как: умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом:

выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность; помощь при выборе темы проекта и при его создании; исследовательская деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах.

Следует отметить, что для формирования ключевых компетенций программное содержание образования должно быть комплексным. Это должно учитываться при разработке образовательных стандартов, программ и учебников по предмету. Кроме того, для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т. е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.

Обобщая выше сказанного, мы можем констатировать, что 1) ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования; 2) компе-тентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.

Библиографический список

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа к журн.: Ы1р://%'%гмг. eidos.ru/joumal/.

2. Переломова Н. А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход // Наука и практика воспитания и доп. образования. -2007. - № 1. - С. 7-14.

3. Раскачкина Е. В. Ценностно-смысловые компетенции личности как интегративная категория современной педагогической теории и практики // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 1. - С. 161-167.

4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа к журн.: М1р://%'%гмг. eidos.ru/journal/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.