Научная статья на тему 'Ключевые компетенции эффективного менеджера на предприятии РКП'

Ключевые компетенции эффективного менеджера на предприятии РКП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорофеева С.В., Кукарцев А.В.

Статья посвящена проблеме управления на предприятии РКП. Рассматриваются ключевые компетенции, необходимы эффективному менеджеру. В качестве примера приведен руководитель Научно-производственного объединения прикладной механики М. Ф. Решетнёв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые компетенции эффективного менеджера на предприятии РКП»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

из крупнейших предприятий не только в Красноярском крае, но и в России. Сегодня это один из крупнейших в России производителей ракетно-космической техники, баллистических ракет для подводных лодок и базовых модулей разгонных блоков для ракет-носителей среднего и тяжелого класса «Протон» и «Зенит».

Миссия ОАО «КрасМаш» - укрепление обороноспособности страны через опережающее кадровое и научно-инновационное обеспечение, создания нового поколения космических аппаратов и систем. Для анализа влияния внешних факторов на деятельность компании были отобраны три сферы, оказывающие наибольшее влияние на организацию: экономическая, технологическая, политико-правовая.

Проанализировав факторы, самой нестабильной компонентой является политическая. Так же, высокие показатели представляет и технологическая компонента. Поэтому, необходимо уделять особое внимание анализу деятельности налоговых органов, и отслеживанию изменений в законодательстве Российской Федерации. Это необходимо для того, чтобы какие либо изменения в политической сфере не оказывали отрицательного воздействия на деятельность предприятия, или просто для того, чтобы руководство организации сумело вовремя отреагировать на изменение самой непредсказуемой сферы.

Главным конкурентом ОАО «КрасМаш» является ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва» - стратегическое предприятие России, головное по пилотируемым космическим системам. Проявляет активность на зарубежном рынке ракетных и космических услуг. Является лидером по внедрению наукоемких космических технологий для производства продукции некосмического профиля [1].

Проведенный SWOT-анализ показал, что для сохранения лидерства ОАО «КрасМаш» следует опираться на стратегию захвата новых рынков, предпола-

гающую создание таких условий, при которых конкурентам было бы сложно увеличивать свою рыночную долю за счет позиций предприятия-лидера. Необходимо организовать Технопарк на базе предприятия, появится больше возможностей для сотрудничества с зарубежными компаниями. Появятся новые рабочие места, следовательно, увеличится мощность завода. Откроется больше перспектив выхода ОАО «Крас-Маш» на новый технологический уровень. Так же нужно придерживаться стратегии, которую использует завод на данном этапе развития. Стратегия конгло-меративной диверсификации, то есть здесь каждый бизнес самостоятелен и не связан с другими, компания расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках (например, производство ракетно-космической техники и производство массового бытового холодильника марки «Бирюса»).

Также можно отметить, что данное предприятие выбрала стратегию неродственной диверсификации, дав понять тем самым готовность диверсифицировать в любую отрасль с хорошими перспективами получения прибыли. Завод «Красмаш» диверсифицируется в неродственный бизнес (очевидны существенные различия, например при производстве ракетно-космической техники и образцов медицинской техники).

Библиографические ссылки

1. Томпсон А. А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации : учебник для вузов. М. : Инфра-М, 2000. 412 с.

2. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг : пер. с франц. СПб. : Питер, 2008. 720 с.

© Головина Э. С., 2012

УДК 658.5

С. В. Дорофеева Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, Красноярск

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ РКП

Статья посвящена проблеме управления на предприятии РКП. Рассматриваются ключевые компетенции, необходимы эффективному менеджеру. В качестве примера приведен руководитель Научно-производственного объединения прикладной механики М. Ф. Решетнёв.

Одной из основных проблем современной российской экономики, является острейший дефицит грамотных, владеющих необходимыми умениями и навыками менеджеров.

Многолетний практический опыт и современные научные исследования в области менеджмента говорят о том, что успешность руководителя определяется целым комплексом характеристик, которыми он должен обладать помимо знаний.

Лучшие руководители, независимо от специфики деятельности и уровня управления всегда имеют практически единый профиль компетенций, влияющих на конкурентоспособность компании.

Компетенция - это измеримая характеристику человека, которая позволяет ему быть эффективным в определенном виде деятельности.

Существуют две группы компетенций, необходимых руководителю:

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

Специальные компетенции - те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности.

Базовые компетенции - группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека [1].

К специальным компетенциям относятся: способность оказывать влияние и воздействовать на людей, ориентация на достижения, мотивирование и развитие сотрудников, организация собственной деятельности, командная работа и сотрудничество, управление изменениями.

Личностными качествами являются: мудрость, интуиция, интеллект, ответственность, предприимчивость, бесстрашие, невероятная целеустремленность и коммуникабельность.

Михаил Федорович Решетнев - выдающийся ученый, конструктор, организатор, создатель и руководитель одной из ведущих фирм нашей страны в области разработки и создания космических систем связи, телевещания, навигации и геодезии, является ярким представителем эффективного менеджера.

Главная заслуга М. Ф. Решетнева заключается в том, что он правильно определил профиль предприятия. Занялся не боевыми ракетами, а направлением, которое необходимо людям. Он знал, каким образом будет развиваться технический прогресс, и шел впереди него. Для решения сложных космических задач Михаил Федорович организовывал творческие взаимодействия всех подразделений научно-производственного коллектива. Он умел поддерживать научно-техническую инициативу своих коллег, что давало положительные результаты в деятельности всего объединения и способствовало воспитанию целого ряда талантливых ученых-конструкторов в области космической техники. Михаил Федорович не боялся доверять своим сотрудника и умел мобилизовать людей в нужный момент. Он проявлял себя настоящим главным конструктором, принимавшим ре-

шения по самым сложным вопросам и несшим за них ответственность. Подчинив все силы главной цели, он создал коллектив, ставший российским лидером в создании космических аппаратов и систем связи.

Стилем и принципом руководства М. Ф. Решетне-ва были полное доверие, самостоятельность в принятии решений при соответствующем контроле и жестком спросе за дело. Блестящая интуиция позволяла ему быстро войти в круг актуальных проблем ракетно-космической техники и заняться их решением. Михаил Федорович любил общаться с подчиненными и дорожил сведениями, полученными от конструкторов и инженеров, не принимал в штыки их высказываний и предложений, а стремился найти истину и как можно быстрее устранить ошибки и просчеты. Среди многих качеств Михаила Федоровича выделяло одно: стремление к новому без боязни риска - качество предполагающее смелость, а также «холодную» голову и научно обоснованный расчет. Михаил Федорович заряжал свое окружение преданностью порученному делу и учил нешаблонно мыслить. Его рассудительность и аргументированность вселяли уверенность в успехе порученной работы [2].

Таким образом, менеджеру предприятия РКП необходимо уметь видеть ситуацию в целом и прогнозировать ее развитие, рисковать и нести ответственность за риски, собирать вокруг себя талантливых специалистов и подчинять все силы главной цели. Служить космосу не просто: нужна самоотверженность, творчество, упорство, высокая ответственность и вера в мечту.

Библиографические ссылки

1. Вещиков С. Базовые компетенции руководителя // Люди дела. 2005. № 10.

2. Козлов А. Г., Смирнов-Васильев К. Г. Академик Михаил Федорович Решетнев, 2006. 304.

© Дорофеева С. В., 2012

УДК 658.5

И. В. Есиков Научный руководитель - О. В. Гостева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РКП

Энергосберегающие технологии - как повышение эффективности использования энергоресурсов. Дан анализ понятий и обоснование определения стратегическое управления инвестициями в энергосберегающие технологии на предприятиях РКП.

В мире все более актуальной становится проблема энергосбережения. В развитых странах последнее двадцатилетие наблюдался экономический рост при снижении энергоемкости ВВП. Прирост ВВП на 1 % потребовал прироста потребления энергоносителей на 0,4 %. В связи, с чем энергоемкость ВВП в среднем по миру уменьшилась на 19 %, а в развитых странах - на 21-27 %.

Для российской экономики проблема энергосбережения особенно актуальна. Состояние российской экономики характеризуется низкой энергоэффективностью производства во всех отраслях. Как нам известно, чтобы повысить эффективность использования энергоресурсов за счет освоения существующего потенциала энергосбережения невозможно без серь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.