УДК 658.5
КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Е. П. Уколова Научный руководитель - С. М. Самохвалова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: kateshulbaeva@gmail.com
В статье рассматривается проблема профессионального становления молодых специалистов. Выделены этапы, уровни и статусы профессионального развития личности на основе анализа отечественных и зарубежных исследований.
Ключевые слова: профессиональное становление, этапы профессионального становления, профессионализация
KEY CHARACTERISTICS OF THE PROFESSIONAL FORMATION PROCESS
OF A YOUNG SPECIALIST
E. P. Ukolova Scientific supervisor - S. M. Samohvalova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kateshulbaeva@gmail.com
The article considers the problem of professional formation of young specialists. The author allocates the stages, levels and statuses of professional formation based on the analysis of domestic and foreign studies.
Key words: professional formation, stages of professional formation, professionalization
В настоящее время проблема профессионального становления молодых специалистов приобретает особое значение, так как происходит трансформация многих современных процессов.
Необходимо отметить, что в рамках изучения профессионального становления рассматривают три ключевых характеристики: этапы профессионального развития, его уровни и статусы [1].
Рассмотрим несколько точек зрения, касательно разделения на этапы профессионального становления специалиста.
Е.А. Климов разработал периодизацию, которая может быть применена к различным видам трудовой деятельности.
Исследователь делит профессиональное становление на два этапа развития субъекта труда: допрофессиональное и профессиональное. При этом каждый из них состоит из стадий.
Что касается первого этапа, то в него включены такие стадии, как предыгры (от рождения до 3 лет), игры (от 3 до 7-8 лет), овладения учебной деятельностью (от 7-8 до 11-12 лет).
Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»
А профессиональный этап состоит из стадий оптации (от 11-12 до 14-18 лет), профессиональной подготовки или адепта (от 15-18 до 16-23 лет), адаптации (от 19-21 до 2427 лет), интернала, мастерства, авторитета и наставничества.
В рамках первой стадии у человека начинается активное формирование ценностных представлений и профессиональной направленности. В результате у него появляются. Следующая стадия характеризуется трансформацией самосознания личности. Также появляется понимание того, что представляет собой будущая профессиональная деятельность, какие необходимы профессиональные качества. На стадии адаптации молодой специалист приспосабливается к условиям трудовой деятельности (нормы коллектива, разнообразие задач). Стадия интернала наступает тогда, когда работник самостоятельно и эффективно справляется с профессиональными функциями. Также интернал на своем профессиональном пути проходит фазы мастерства, авторитета и наставника [1]. На первой фазе мастерства специалист отличается многосторонними качествами и умениями, имеет специфичный стиль деятельности, стабильно дает хорошие результаты. На следующей фазе работник становится известным экспертом в своей области и за ее пределами. Свои профессиональные задачи решает, опираясь на обширные знания, опыт, умение организовать работу. А наставник - это специалист, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» сторонниками, учениками, последователями [2]. Более того, автор периодизации отмечает, что при условии профессиональной переориентации работник может снова оказаться в роли оптанта и снова пройти все стадии профессионального становления.
Стоит упомянуть и периодизацию Ф. Хейвигхерста. Исследователь профессионального пути единицами обозначения этапов развития определил приобретение комплекса норм и трудовых навыков, которые помогают людям стать полноценными работниками.
Таким образом, первый этап - это идентификация с работником (дети в возрасте от 5 до 10 лет), а именно с работающими родителями. И затем стремление работать будет частью их «Я-концепции».
Следующий этап связан с освоением ключевых трудовых навыков и развитием трудолюбия (от 10 до 15 лет). То есть дети во время решения различных задач (школьные задания, домашние дела) понимают, как оптимально распределять свое время и усилия.
Третий этап основывается на приобретении определенной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). В это время выбирается конкретная профессия и начинается профессионализация. Также приобретается трудовой опыт, который способствует началу карьеры.
На четвертом этапе происходит становление профессионала (от 25 до 45 лет). Специалисты совершенствуют свои профессиональные навыки и умения в пределах тех возможностей, которые предоставляются работой. К тому же они начинают двигаться вверх по карьерной лестнице.
Пятый этап связан с работой на благо общества (от 40 до 70 лет).
И последний, шестой этап - это осмысление продуктивного периода профессиональной деятельности (после 70 лет) [1].
Проанализировав данные периодизации, можно сделать вывод, что для того, чтобы человеку стать специалистом, необходимо пройти долгий путь профессионального становления и совершенствования. В рамках данного периода работник начинает осваивать профессиональные нормы и правила, формировать свою профессиональную идентичность, адаптироваться к новым условиям и трансформировать уже обретенные знания для улучшения выполнения своих трудовых функций.
В свою очередь, отечественный исследователь Н. С. Пряжников выделяет уровни профессиональной идентичности и соответствующие им статусы как единицы периодизации профессионального становления. Таким образом, возможно следующее деление на этапы:
1. Осознание своих краткосрочных и долгосрочных профессиональных целей, стремление выбрать профессию, а затем в рамках нее освоить все трудовые функции (еще нет профессионального опыта); формирование структуры профессиональных отношений и определение своего места в них (еще нет профессионального общения); соотношение человека и профессии идентифицируется в модальности «хочу»; характеристика субъекта деятельности - мечтающий. Профессиональная идентичность - невыраженная.
2. Получение ключевых знаний, изучение требований профессии к человеку, определение своих возможностей, выполнение профессиональных функций по образцу (профессиональный опыт не равен нулю); установление профессиональных связей, вступление в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равно нулю); соотношение человека и профессии устанавливается в модальности: «знаю», характеристика субъекта деятельности - осведомленный. Профессиональная идентичность выраженная, пассивная.
3. Практическое достижение профессиональных целей, самостоятельное и осмысленное выполнение обязанностей, формирование собственного индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт = const); создание определенного круга профессиональных контактов, интенсификация профессионального общения (профессиональное общение = const); соотношение человека и профессии устанавливается в модальности: «могу»; характеристика субъекта деятельности - умелый. Профессиональная идентичность - активная.
4. Независимое выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний - решение сложных профессиональных задач, профессиональное саморазвитие, мастерство и творчество (профессиональный опыт стремится к бесконечности); осознание значимости профессиональных контактов, стремление передавать свой опыт другим специалистам; соотношение человека и профессии устанавливается в модальности: «делаю»; характеристика субъекта деятельности - творческий. Профессиональная идентичность устойчивая [1].
Рассмотрев определение профессионального становления, а также его этапы, уровни и статусы, можно сделать вывод, что процесс профессионального становления специалиста представляет собой совокупность многих характеристик. Он включает не только развитие профессиональной идентичности или сознания, но еще и определенных профессиональных качеств и навыков, а также профессиональной компетентности. И необходимо отметить, что все эти факторы взаимозависимо и влияют друг на друга [3]. Однако, нужно иметь в виду, что в зависимости от профессиональной деятельности могут различаться по времени и наполнению этапы и уровни профессионального становления.
Библиографические ссылки
1. Эмильбекова А. Э. Профессиональное становление и динамика профессиональной идентичности на разных этапах формирования личности. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 1 (790). С. 153-163.
2. Боликова Л. Ю., Шурыгина Ю. А. Сущность понятия «Профессиональное становление личности» в современном знании. Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 573575.
3. Determination of Professional Awareness of a Future Specialist at the Professional Training Stage / V. Azatian, D. Zavitrenko, A. Zavitrenko and others// Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2020. № 12(2). P. 38-47.
© Уколова Е.П., 2022