Научная статья на тему 'Факторы и условия профессионального становления будущих офицеров'

Факторы и условия профессионального становления будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1604
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОПТАЦИЯ / OPTION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ФАЗА ИНТЕРНАЛА / PHASE INTERVAL / СТРЕССОГЕННАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ / ПОРОГ КОМПЕНСАЦИИ / THRESHOLD OF COMPENSATION / КРИЗИС РЕВИЗИИ И КОРРЕКЦИИ / CRISIS REVISION AND CORRECTION / STRESSFUL BOMBAST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабиров Р. Г.

В статье рассмотрены понятие профессионального становления и критерии его периодизации. Проанализированы основные факторы и условия, положительно или отрицательно влияющие на качество профессиональной подготовки будущих офицеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабиров Р. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the notion of professional development and criterion for periodization. Analysis the main factors and conditions, positively and negatively affect for professional quality indoctrination of future officers.

Текст научной работы на тему «Факторы и условия профессионального становления будущих офицеров»

УДК 378.147:355

Р. Г. Сабиров

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Ключевые слова: профессиональное становление, личность, оптация, адаптация, фаза интернала, стрессогенная насыщенность, порог компенсации, кризис ревизии и коррекции.

В статье рассмотрены понятие профессионального становления и критерии его периодизации. Проанализированы основные факторы и условия, положительно или отрицательно влияющие на качество профессиональной подготовки будущих офицеров

Keywords: professional development, personality, option, adaptation, phase interval, stressful bombast, threshold of compensation,

crisis revision and correction.

The article describes the notion of professional development and criterion for periodization. Analysis the main factors and conditions, positively and negatively affect for professional quality indoctrination of future officers.

Прежде чем рассмотреть понятие «профессиональное становление личности», необходимо определить наиболее общие понятия, являющиеся его основой: «становление» - «профессиональное становление». Термин «становление» является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, так и в психологии, и в педагогике, однако его значение довольно расплывчато и неопределенно. В настоящее время, термин становление употребляется в трех значениях:

- как синоним категории «развитие»;

- как выражение процесса создания предпосылок, элементов предмета, возникающего на их основе;

- как характеристика начального этапа уже возникшего предмета, где происходит переход от старого к новому, рост этого нового, его упрочение и превращение в целостную развитую систему [1,2].

Понятие профессиональное становление личности в науке еще не окончательно закрепилось. Наиболее приемлемым представляется определение Э.Ф. Зеера, который под становлением подразумевал процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление [3].

На основании анализа научной литературы профессиональное становление можно определить как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств, их интеграцию, готовность к профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.

По-настоящему актуальной проблема профессионального становления стала в начале XX в.: промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых профессий. Огромные массы людей оказались перед проблемой поиска работы и профессиональной подготовленности к ней. требовались квалифицированные работники, способные качественно выполнять трудовые функ-

ции в течение многих лет. Изменившаяся историческая ситуация и «... модернизация различных сфер общества настоятельно требовала активного включения в общественный оборот творческого потенциала практически каждого человека» [4]. Актуальным становится выбор профессии. Утверждение демократических принципов организации производства, гуманистические теории о роли труда, возникшие в 70-е гг. 20-го столетья в развитых странах, привели к переосмыслению концепции профессионализации личности. Ядром профессионального становления стали считать взаимодействие личности и профессии [3].

На современном этапе теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С. Абульхановой -Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Су-ходольского, В. Д. Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А. А. Бодалева, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, С.Н.Чистяковой.

То, как человек определяет свой профессиональный путь, зависит от личности. В свою очередь, профессионализация оказывает влияние на личность, являясь одним из важных факторов личностного саморазвития. Е.А. Климов указывает на взаимосвязь этих двух факторов: с одной стороны, типичная профессиональная деятельность влияет на формирование у человека лучшего образа: с другой стороны, человек, предпочитает определенные виды деятельности в соответствии со своим видением мира, типом миропонимания и мироотношения [5].

Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности значительный интерес представляют работы зарубежных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж.Холланда. На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие теоретические положения:

- профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

- ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профес-

сионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;

- процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени происходит перестройка структуры личности, смена социальной ситуации и ведущей деятельности, меняются жизненные и профессиональные планы. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Т.В. Кудрявцев, один из первых в отечественной науке исследовавший проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;

3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полную реализацию личности в профессиональном труде [6].

Е.А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:

1) стадия оптации (12 - 17 лет) - подготовка к сознательному выбору профессионального пути;

2) стадия профессиональной подготовки (15 - 23 года) - овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;

3) стадия развития профессионала (от 16 — 23 лет до пенсионного возраста) - вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.

В более поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А. Климов предлагает более подробную группировку фаз:

1) оптация — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;

2) адаптация - вхождение в профессию и привыкание к ней;

3) фаза интернала - приобретение профессионального опыта;

4) мастерство - квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

5) фаза авторитета - достижение профессионалом высокой квалификации;

6) наставничество - передача профессионалом своего опыта [7].

Э.Ф. Зеер, рассматривая профессиональное становление как динамический, непрерывный процесс проектирования личности специалиста, выделяет стадии становления в зависимости от изменения

социальной ситуации и характера ведущей деятельности:

- оптация — формирование профессиональных намерений, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей;

- профессиональная подготовка - формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта в решении типовых профессиональных задач;

- профессиональная адаптация - вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование социально и профессионально важных качеств, опыта самостоятельного выполнения педагогической деятельности;

- профессионализация - формирование профессиональной позиции, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений, выполнение профессиональной деятельности;

- профессиональное мастерство - полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегральных новообразований

[3].

Из краткого анализа периодизаций профессионального становления личности следует, что, несмотря на разные критерии и основания дифференциации того процесса, выделяются примерно одинаковые стадии.

Мы будем рассматривать профессиональное становление как динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех ступеней:

а) формирование профессиональных намерений (профессиональная ориентация);

б) профессиональное обучение;

в) профессиональная адаптация;

г) частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.

Высшее военно-профессиональное образование, являясь частью структуры государственной системы высшего профессионального образования, имеет основной целью «...формирование профессиональной компетентности выпускника, которая позволяет ему эффективно выполнять свои функциональные обязанности»[8] и готовить высококвалифицированные офицерские кадры для решения задачи обеспечения военной безопасности России. Однако, как показывает анализ современной системы военного образования на основании отзывов из войск, в современных условиях выпускники высшей военной школы не в полной мере удовлетворяют требованиям Вооруженных Сил. В связи с этим проанализируем основные факторы и условия, влияющие на качество профессиональной подготовки будущих офицеров.

Система военного образования России предназначена для обеспечения потребностей военной организации государства в квалифицированных офицерских кадрах. Ее составной частью является система профессионального становления офицеров, которая обеспечивает:

1) формирование мировоззрения офицера, обладающего развитой культурой мышления, умеющего выявлять тенденции и прогнозировать перспективы развития военно-профессиональной деятельности, как в социальном, так и военном плане;

2) воспитание вполне определенных профессиональных и морально-боевых качеств, обеспечивающих готовность офицеров к принятию обоснованных решений, преодолению тягот и лишений военной службы, к самопожертвованию ради выполнения боевой задачи;

3) обучение офицеров приемам, умениям и навыкам выполнения функциональных обязанностей, как в мирных, так и в боевых условиях с использованием современного вооружения и военной техники.

При этом следует отметить, что профессиональное становление офицеров в военных вузах представляет собой сложный, динамичный процесс, обусловленный значительным количеством факторов (политических, социальных, материально-финансовых, психологических, педагогических и т. д.) и условий, определяющих его эффективность.

Немаловажным фактором, влияющим на процесс профессионального становления, является стрессогенная насыщенность учебно-

воспитательного процесса в высших военных учебных заведениях, вызывающая негативные трансформации личности курсантов независимо от степени успешности обучения. Обучение в военном училище имеет ряд особенностей, к которым, в первую очередь, следует отнести осуществление учебной деятельности на фоне военно-профессиональной адаптации курсантов, что значительно увеличивает общую нагрузку, ограничивает время восприятия и усвоения сложной учебной информации. Все это осуществляется на фоне жёсткой регламентации жизнедеятельности в целом. Ни в одном из гражданских высших учебных заведений обучение не влечёт за собой столь существенной ломки прежнего жизненного стереотипа, что позволяет охарактеризовать учебно-профессиональную деятельность курсантов как деятельность, сопровождающуюся нервным и эмоциональным напряжением, требующую значительных адаптационных усилий.

Для успешной учебно-профессиональной деятельности курсанта необходимо освоение новых для него особенностей учебы в военном вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта. Особенно важно это на начальных курсах, когда складывается курсантский коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Подобная ломка привычного жизненного стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в обще-

нии. При этом у одних курсантов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других -ровно и у некоторых могут возникать трудности в неопределенности мотивации выбора профессии, недостаточной психологической подготовке к ней, неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю и строгой регламентации всей жизнедеятельности и поиска оптимального режима труда и отдыха в новых условиях.

На качество профессионального становления будущих офицеров оказывает влияние и тот факт, что характерной особенностью современного этапа модернизации высшего военного образования является увеличение отрыва курсантов от занятий в связи с необходимостью несения гарнизонной, караульной и внутренней служб. Сюда же можно отнести достаточно жесткий регламент повседневной деятельности, большое количество отчетностей различного вида, пробелы у ряда курсантов в школьном образовании (особенно у поступивших в военный вуз из сельской местности и небольших городов и поселков).

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе, другие объективно неизбежны.

Факторы, влияющие на успешность обучения, условно можно разделить на две категории: те, с которыми курсант пришел в вуз, и те, которые появляются в процессе обучения.

К первой категории, в том числе, относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о специфике обучения в военном вузе, представления о профессиональном будущем, индивидуально-психологические особенности, уровень профессиональной пригодности эффективности в той или иной профессии

. Различают следующие критерии профессиональной пригодности. Согласно словарю практического психолога, профессиональная пригодность определяется как совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой цели: физиологический, психологический, социальный, физической подготовленности, теоретической и практической подготовленности и состояния здоровья [9]. Пригодность курсанта к военно-профессиональной деятельности проверяется в процессе профессионально-психологического отбора при поступлении его в военный вуз и уточняется в течение всего периода его обучения в нем.

Расхождение между необходимыми для профессиональной деятельности качествами и наличными индивидуально-личностными особенностями (ИЛО) приводит к необходимости их компенсации для эффективного выполнения учебно-профессиональной деятельности [10].

Н.А, Вигдорчик изучая проблему профессиональной компенсации, указывает на то, что в ряде случаев несоответствие (дефект, ме-шающий

выполнять определенный вид деятельности) между наличными индивидуально-личностными особенностями и требованиями профессии уравновешивается. «И это явление уравновешивания дефекта, это накопление данных, останавливающих равновесие между требованиями профессии и функциями организма» обозначается термином «компенсаторное профессиональное приспособление» [10]. В связи с этим целесообразно рассмотреть понятие «порога компенсации индивидуально-личностных особенностей».

Порог компенсации определяется как максимальная степень расхождения наличных ИЛО и требуемых профессией качеств, успешно компенсируемая личностью (например, за счет других качеств). Превышение данного порога будет характеризоваться декомпенсацией качеств (или невозможностью дальнейшей компенсации из-за отсутствия тех качеств, за счет которых возникшее несоответствие может быть устранено), снижением эффективности деятельности или невозможностью дальнейшего ее выполнения. Логично предположить, что чем больше расхождение наличных и требуемых профессией индивидуально-личностных особенностей, тем больше усилий необходимо затратить на их компенсацию, а, следовательно, время продуктивной компенсации, т.е. время, в течение которого индивид будет успешно выполнять трудовые функции, компенсируя несоответствующие требованиям профессии ИЛО, будет небольшим или компенсация вообще станет невозможна. Чем больше расхождение качеств, компенсируемое человеком, тем больше порог и меньше время продуктивной компенсации (эффективной деятельности), а значит и возможностей успешного существования в профессии.

Порог компенсации, в терминах Н.Л. Ви-гдорчика, может быть обозначен как «предел приспособленности», а его превышение как «нарушение равновесия между организмом и профессией», характеризующееся переходом компенсации в декомпенсацию [10].

В начале овладения военной профессией расхождение между наличными индивидуально-личностными особенностями и требованиями деятельности может быть успешно скомпенсировано. Однако по мере реализации учебно-профессиональной деятельности меняются не только требования к курсанту, но и качества личности, что может приводить к увеличению данного расхождения, достижению порога и его превышению, когда компенсация становится невозможной. Логично предположить, что в процессе профессионализации дезорганизованность нервной системы может усугубляться по причине переутомления, связанной со сложностями в учебе, службе или личной жизни. Это может привести к такому расхождению между качествами личности и требованиями деятельности, скомпенсировать которое будет невозможно, т.е. к превышению порога компенсации ИПО.

Превышение порога компенсации ИПО, связанное с декомпенсацией качеств, может вызвать снижение качества учебно-профессиональной деятельности и затруднение дальнейшего профессио-

нального развития, и определятся как личностный фактор, влияющий на эффективность профессионального становления будущего офицера.

Таким образом, факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, "куда я попал" и "кто меня окружает".

Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса и служебной деятельности, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавательского, командного состава военного вуза и курсанта, другими словами, факторы профессиональной образовательной среды. Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик будущего офицера.

Профессиональная образовательная среда военного вуза - это совокупность как объективно существующих, так и специально созданных общественных, духовных, педагогических и материальных условий военного образования, оказывающих целенаправленное воздействие на формирование и развитие личности будущего офицера.

Так, В.М. Коровин выделяет два компонента профессиональной образовательной среды в военных вузах: нематериальный и материальный (представляющий собой материальные предметы, окружающие офицера в процессе его службы в Вооруженных Силах: вооружение и военную технику, предметы военного обихода, военную форму одежды, аксессуары и т.д.) [11].

Нематериальный компонент профессиональной образовательной среды наиболее полно воплощается в воспитательной сфере военного вуза. Основополагающим и стабилизирующим элементом воспитательной сферы здесь является духовное и нравственное воспитание курсантов и где « подготовку специалистов необходимо рассматривать как целостный социально - педагогический процесс, проектируемый в конкретной образовательной системе в виде теоретической, нормативной и проектно - технологической моделей »[12]. Именно поэтому определение истинных духовных и нравственных ориентиров и использование их в формировании мировоззрения курсанта является, по мнению автора[11] является важнейшей задачей воспитания будущих офицеров в военном вузе.

Материальный компонент профессиональной образовательной среды представлен учебно-материальной базой (УМБ) военного вуза, главной целью которой, является обеспечение педагогической и научной деятельности преподавательского состава, учебной и военно-научной деятельности курсантов в соответствии с учебными планами по специальностям подготовки военных специалистов, комплексным планом формирования у курсантов военно-профессиональных навыков, комплексным планом воспитания курсантов и планом научной работы вуза.

В исследовании В.М. Коровина были выявлены факторы, зависящие от профессиональной

компетентности преподавателей и качества их педагогической деятельности, оказывающие негативное воздействие на профессиональное становление будущих офицеров в военных вузах. К этим факторам можно отнести: низкий уровень профессионального мастерства; однообразие методики преподавания учебной дисциплины; отсутствие инноваций в обучении, воспитании и развитии курсантов; недостаточная организация индивидуально-воспитательной работы с курсантами, невнимание к их личности, бестактность в общении и т.д. [7].

Мы уже говорили о том, что профессиональное становление представляет собой динамический процесс, включающий ряд этапов.

Обобщая все периодизации, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, этапы профессионального становления тесно связаны с общим онтогенетическим развитием личности.

Во-вторых, механизмом, обуславливающим специфику профессионального развития и перехода из одной стадии в другую, являются профессиональные кризисы.

Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития [3]. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой.

На стадии профессиональной подготовки многие курсанты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис ревизии и коррекции профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Как правило, в последствии этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально - профессиональную. Увеличивающаяся год от года профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

Зачастую кризис ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально-ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

Решающее значение в возникновении кризисов на первых стадиях профессионального становления курсантов имеют объективные факторы:

смена ведущей деятельности, кардинальное изменение социальной ситуации. На последующих стадиях все большую роль играют субъективные факторы: перестройка профессионального сознания, возрастание уровня самооценки и притязаний, проявление потребности в самоутверждении и самоосуществлении, т.е. личность сама провоцирует возникновение кризисов профессионального развития.

В заключении отметим, что под профессиональным становлением военного специалиста мы понимаем процесс формирования у курсантов положительной мотивационно - ценностной ориентации на предстоящую военную службу и эффективное освоение функциональных обязанностей в объеме первичных офицерских должностей в соответствии с полученной военной специальностью.

Литература

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Российская АН Российский фонд культуры.- М: АЗЪ, 1994. - С.928.

2. Философский словарь.- М.: Инфра - М,2001. -С.382,436.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - С. 336.

4. Р.А. Ахметгареев, О.Ю. Хацринова, Р.К. Ахметгареева Факторы и барьеры развития творческого мышления будущих инженеров в условиях современного вуза// Вестник Казан. технол .ун-та. - 2011 - №17. - С.230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира. Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.- 1995. - №1. - С.8-18.

6. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. Вопросы психологии.- 1983. - №2. - С.51-59.

7. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. Акад. пед. и соц. наук.- М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж МОДЭК,1996. -С.400.

8. В.М.Захаров, А.М.Кочнев Формирование профессиональной компетентности химиков- технологов на основании принципов современной методологии науки.// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. №24. -С.243-249.

9. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед.ун-т,1998. - С.51.

10. Видгорчик А.А. Компенсаторное профессиональное приспособление. История советской психологии труда: тексты(20-30 годы ХХ в.) ред. В.П. Зинченко. - М: Изд-во МГУ.1983. - С.213-222.

11.КоровинВ.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: дис.... д-ра пед. наук: В.М.Коровин. - Воронеж, 2002. - С.127.

12. И.И. Фролова, Г.Н. Ахметзянова, Н.Ш. Валеева Качество подготовки специалиста как педагогическая проблема// Вестник Казан.технол. ун-та. - 2013. Т.16 №1. - С.350 -354.

© Р. Г. Сабиров - асс. каф. управления, экономики и права КНИТУ, начальник цикла военной кафедры ФВО КНИТУ, fvo33@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.