бы учитывать при построении собственной стратегии.
Использованные источники:
1. Коленсо Майкл, Стратегия кайзен для успешных организационных перемен/ Майкл Коленсо:Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002.- XIV, 175 с. - (Серия» Менеджмент для лидера»).
2. Масааки Имаи, Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний.[электронный ресурс http://loveread.ec/read book.php?id=66940&p=1]
3. Хитоси Кумэ, Статистические методы повышения качества/ Кумэ Хитоси, пер. с англ. И дополнения Ю.П. Адлера, Л.А. Канаревой, М: Финансы и статистика, 1990. - 304 с.
УДК 339.90
Перушкина А.П. студент магистрант Московский педагогический государственный университет
Россия, г. Москва КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК СПОСОБА ВЫХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК
Аннотация: В статье дается определение франчайзингу, рассматриваются ключевые факторы его привлекательности как способа выхода на международный рынок, определяются перспективы развития в странах СНГ.
Ключевые слова: франчайзинг, международный рынок, инвестиционная привлекательность, франчайзи, франчайзеры
Perushkina A.P. student of a magistracy Moscow pedagogical state university
Russia, Moscow KEY FACTORS OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF FRANCHISING AS WAY OF THE ENTRY INTO THE INTERNATIONAL
MARKET
Summary: In article definition is given to franchizing, key factors of its appeal as way of an entry into the international market are considered, the prospects of development in the CIS countries are defined.
Keywords: franchizing, international market, investment attractiveness, franchisee, franchisers
Франчайзинг представляет собой интегрированную систему - объект институциональной экономики, который характеризуется наличием хозяйственных связей, управлением и взаимодействием контрактными
отношениями между институциями (франчайзи и франчайзером)287.
На рынке готового бизнеса, как области франчайзинга, возможные инвесторы - франчайзи могут выбирать малоизвестные брендовые фирмы -франчайзера. В этом случае на первый план выходят коэффициенты прибыльности инвестиций и налаженные технологические процессы, представляемые при франчайзинговых отношениях. Как и в секторе готового бизнеса, значительная доля возможных франчайзи выражает
заинтересованность к точкам франчайзинга, расходы на их открытие (совместно с ценой франшизы) не выше 50 тысяч долларов. Наименьшая прибыльность, на которую согласны финансовые инвесторы, стремящиеся примкнуть составляет около 40% годовых. Для большей части из них приобретение бизнеса, который создан на франчайзинге является иным способом инвестиций свободных денежных средств. Инвестор стремится приобрести объект, по своим свойствам, которые приближаются к готовому бизнесу.
Перечислим ключевые факторы инвестиционной привлекательности франчайзингового предложения для появления на мировом рынке:
1. Предоставление места расположения (площади). Всем известно, что в наиболее крупных мегаполисах мира идет увеличение нехватки свободных площадей, которые оптимальны для открытия разных компаний, фирм потребительского рынка. Допустим, почти все без исключения участки на фудкортах, которые открываются в странах СНГ в торговых и развлекательных комплексах арендуются арендаторами еще на этапе постройки. В случае если франчайзер, применяя свои собственные средства, может предоставить франчайзи оптимальное помещение со среднерыночной платой за аренду, стремительные темпы формирования франшизной концепции обеспечены. И все же, данные предложения попадаются довольно редко. Больше всего сетевые представители заявляют о том, что в случае если бы у них имелись свободные территории, то они бы применяли их с целью открытия корпоративных точек.
2. Формирование франчайзингового места «под ключ». Большая часть франчайзи заинтересованы в получении уже готового бизнеса. На данном объекте уже должен быть выполнен капремонт. Следует оснастить помещение оборудованием и мебелью, организовать внешнюю рекламу, подобрать сотрудников. За данную услугу определенные франчайзи могут заплатить на 10-15% выше той стоимости, которая вышла бы при личной организации точки. Несомненно, франчайзи обязан получить список необходимых требований к оснащению и дизайнерскому решению объекта, перечень изготовителей, у которых возможно заказать данную продукцию. Следует выделить, что организация бизнеса «под ключ» обязана быть добавочной, а никак не обязательной услугой. Следует также отметить, что первая точка франчайзинга зачастую реализуется «под ключ» организаторами
287 Сосна С.А., Васильева E.H. Франчайзинг: Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2015.
франчайзера - она обязана быть образцом для всех следующих.
3. Представление всех документов, которые нужны для осуществления работы точки. Данное условие непосредственно сопряжено с предшествующим. В данном случае не все документы, а лишь только основные целью деятельности - готового «ООО» с требующимися лицензиями. Цена данной услуги зачастую заключает в себя паушальный взнос, т.е. цена франшизы. Проблема в том, что зачастую независимое получение франчайзи требуемых лицензий способен отнять значительную часть времени (до 6 месяцев). Это довольно сильно приостановит добавление к сети нового соучастника, потребует добавочных расходов с его стороны. Что же касается решений по вопросам с пожарными, органами СЭС и иными органами, в отсутствии каких - либо разрешений при которых деятельность организации считается нелегитимной, то здесь инвестору необходимо будет функционировать самостоятельно. Безусловно, в той ситуации, когда в сети функционируют маленькие фирмы (например, турбизнес), франчайзер зачастую дает собственным партнерам юридическую поддержку, применяет собственный авторитет с целью создания неофициального общения с чиновниками разного уровня. Последнее в контрактах не указывается, но, зачастую обсуждается в ходе обсуждений с возможными франчайзи.
3.Ведение процесса франчайзи. Помимо правового содействия и неофициальной помощи потребители франшизы ждут от франчайзера поддержки в ведении бухгалтерии, в маркетинге и иных вопросах. Тут большинство уже находится в зависимости от особенности бизнеса.
4.Маркетинговое содействие. В маркетинговом содействии у соучастников сети, безусловно, входит осуществление рекламных промоакций, деятельность общего сайта франшизной концепции, са11-центра и другое. Помимо этого, франчайзи предоставляются требуемые маркетинговые материалы, которые он способен применять с целью реализации собственного бизнеса. Инвесторы без всяких проблем договариваются каждый месяц перечислять на рекламные промоакции до пяти процентов от прибыли своей компании, но требуют полного отчета: на что и на какие непосредственно события расходуются денежные средства. В особенности для франчайзи важно, когда доля денежных средств маркетингового фонда направлена на продвижение определенной точки в зоне ее нахождения: монтаж штендеров, рассылку электронных писем и почтовым ящикам возможным покупателям, раздачу листовок, использование рекламных видеороликов на каналах местного значения телевидения и т.д.
5. Бухгалтерское сопровождение. В основной массе случаев инвесторы обязаны применять систему учета, которая предоставляется управляющей организацией. Однако, как демонстрирует время , они заинтересованы в том, чтобы не сообщать информацию о финансовых коэффициентах деятельности компании, давая франчайзеру только малую часть данных. Большинство франчайзи, инвестирующие в формирование бизнеса больше
ста пятидесяти тысяч долларов и заинтересованные на получение высокой среднемесячной прибыли, склоняются преимущественно к фиксированному роялти. К слову, применение последнего дает возможность уклонится от не простых систем контролирования за финансовыми потоками компании-франчайзи. В обстоятельствах, когда во франчайзинговой концепции отсутствует общий для всех соучастников сети производитель, эта модель станет преимущественной.
Следовательно, франчайзинговый бизнес для огромного числа инвесторов является добавочным источником прибыли. Существующая организация функционирует или напрямую франчайзи (в случае если это незначительная компания, надзор над каковой не потребует больших расходов времени), или наемным менеджером. И в том и в этом случае администрация и иной штат сотрудников обязаны пройти подготовку. В основном, его цена также вписывается в паушальный взнос.
В основной массе франчайзи заинтересованы в том, чтобы подготовка проходила на территории одной из уже функционирующих точек. Предпочтительно, чтобы был проект для постоянного увеличения профессионального уровня персонала франчайзинговой компании в странах независимых государств. Подчеркнем, весьма позитивно принимается возможность получения сертификатов и каких-либо дипломов. Безусловно, после подписания контракта франчайзинга франчайзи обязан приобрести детальное управление на русском языке, обрисовывающее специфику деятельности, вдобавок, ключевые коммерческие и технические процессы полученного им бизнеса для других стран ( например, СНГ).
Франчайзи старается обладать механизмами контролирования над франчайзером, так как франчайзинг это система, которая реализована на таком партнерстве, когда ведущая организация осуществляет надзор над открываемыми точками, а владельцы последних могут воздействовать на работу управляющей структуры сети288. Механизмы данного воздействия фиксируются , допустим, в обязательстве франчайзера - не создавать новые места (и не реализовывать франшизы на их формирование) в секторе, где уже организованы франчайзинговые компании, без разрешений собственников последних. Вдобавок, франчайзи хотят так или иначе контролировать деятельность организации в сеть новых соучастников. Это становится вероятным, в частности, вследствие организации клубов франчайзи (нередко неофициальных), где осуществляется первое представление участников на включение к франшизной концепции, согласовывается процедура использования новейших технологий в деятельности сети, допустим, переделка деталей дизайна либо изменение меню. Клубы занимают важное место в привлечении в сеть все новых участников: возможный инвестор добывает детальную информацию о деятельности франшизных точек
288 Устюжанин А.А. Франчайзинг в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2017. №4(6). С. 14-21.
напрямую от их непосредственных собственников. Разумеется, предпочтительно, чтобы данного рода коммуникации реализовывались под надзором франчайзера.
Франчайзи заинтересован в способности выбирать направление формирования своей точки. Франчайзи заинтересован в том, чтобы стать полноценным владельцем бизнеса. Довольно популярные механизмы надзора соучастников сети: ведущая компания дает им оснащение в лизинг, а объект (в том числе и в случае если оно подобрано франчайзи) в субаренду. Выходит, что инвестор, который инвестировал в бизнес значительную сумму, по сути не является ее владельцем. Это обстоятельство крайне отрицательно принимается предпринимателями в странах независимых государств, которые ощущают, что их ставят в значительную зависимость от франчайзера. Предприниматели выбирают прямую аренду объекта и независимую закупку оснащения.
Имеется еще ряд факторов, которые могут увеличить притягательность франшизы289. Отечественная компания будет осуществлять презентацию франшизной концепции в странах независимых государств, подготовительный подбор франчайзи, с которыми уполномоченный сети станет встречаться, когда приедет в Россию через некоторое время.
Помимо этого, для привлечения франчайзи нужно обладать бизнес-планом франчайзингового места в СНГ. Предпочтительно не ограничиваться сжатыми и необоснованными данными, как это проделывает значительная часть отечественных франчайзеров, обращаясь к конфиденциальности информации о собственной прибыли. Франчайзи в СНГ обязан понимать приблизительную (но детальную) структуру расходов и начислений, стандартную для точки с установленной площадью и расположением. Допустимо в том числе и осуществление требуемых маркетинговых анализов (за счет франчайзи), которые обязаны отвечать на вопрос о эффективности открытия определенной точки франчайзинга.
Помимо инвестора и объекта финансирования в ходе инвестиции капитала имеется третья область - компании-посредники. Обслуживание, которое предоставляется компаниями-посредниками, возможно разбить на три уровня сложности (в соответствии с ценами и трудозатратами).
Первое, это информационный сервис. Как правило, за данный тип обслуживания берется установленная плата.
Второе, компания-посредник осуществляет составление бизнес-плана. Причем, цена данного обслуживания будет зависеть напрямую от трудозатратности определенного бизнес-плана в СНГ и от связанных с ним вопросов (в том числе, цена труда по составлению коммерческого проекта на ином языке, будет значительно больше , чем на русском языке).
Третье, компания-посредник способна быть экономическим
289 Веретенников И. Франчайзинг как инвестиционный инструмент: критерии эффективности- Режим доступа: http://2b.finam.ru/library
представителем инвестора и/либо объекта финансирования согласно инвестиционному проекту в СНГ. Другими словами, ко всем перечисленным выше сервисам прибавляется обслуживание по проведению финансовых расчетов между инвестором и объектом финансирования. В иных случаях экономический представитель принимает участие в организации инвестиционным объектом.
Таким образом, франчайзинг основывается на тиражировании определенной технологии, которая доказала свою коммерческую действенность. Но, полное «клонирование» этой технологии невозможно, т.к. каждое предприятие работает в особых географических условиях в СНГ и обладает своей потребительской аудиторией.
Использованные источники:
1. Сосна С.А., Васильева E.H. Франчайзинг: Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2015.
2. Устюжанин А.А. Франчайзинг в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2017. №4(6). С. 14-21.
3. Веретенников И. Франчайзинг как инвестиционный инструмент: критерии эффективности- Режим доступа: http://2b.finam.ru/library
УДК 339.90
Перушкина А.П. студент магистрант Московский педагогический государственный университет
Россия, г. Москва
ФРАНЧАЙЗИНГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ФОРМЫ, И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация: В статье рассматривается содержание франчайзинга, определяются его преимущества как оптимального способа выхода на мировые рынки; выявляются основные черты и на этой основе -перспективы развития в системе международной торговли.
Ключевые слова: франчайзинг, мировой рынок, франчайзи, франчайзеры, преимущества франчайзинга, формы франчайзинга
Perushkina A.P. student of a magistracy Moscow pedagogical state university FRANCHISING IN MODERN ECONOMY: CONTENTS, ADVANTAGES, FORMS, AND PROSPECTS
Summary: In article the content of franchizing is considered, are defined its advantage as an optimum way of an entry into the world markets; the main lines and on this basis - the prospects of development in international trade system come to light.
Keywords: franchizing, world market, franchisee, franchisers, advantages of franchizing, franchazing form