представителем инвестора и/либо объекта финансирования согласно инвестиционному проекту в СНГ. Другими словами, ко всем перечисленным выше сервисам прибавляется обслуживание по проведению финансовых расчетов между инвестором и объектом финансирования. В иных случаях экономический представитель принимает участие в организации инвестиционным объектом.
Таким образом, франчайзинг основывается на тиражировании определенной технологии, которая доказала свою коммерческую действенность. Но, полное «клонирование» этой технологии невозможно, т.к. каждое предприятие работает в особых географических условиях в СНГ и обладает своей потребительской аудиторией.
Использованные источники:
1. Сосна С.А., Васильева E.H. Франчайзинг: Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2015.
2. Устюжанин А.А. Франчайзинг в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2017. №4(6). С. 14-21.
3. Веретенников И. Франчайзинг как инвестиционный инструмент: критерии эффективности- Режим доступа: http://2b.finam.ru/library
УДК 339.90
Перушкина А.П. студент магистрант Московский педагогический государственный университет
Россия, г. Москва
ФРАНЧАЙЗИНГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ФОРМЫ, И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация: В статье рассматривается содержание франчайзинга, определяются его преимущества как оптимального способа выхода на мировые рынки; выявляются основные черты и на этой основе -перспективы развития в системе международной торговли.
Ключевые слова: франчайзинг, мировой рынок, франчайзи, франчайзеры, преимущества франчайзинга, формы франчайзинга
Perushkina A.P. student of a magistracy Moscow pedagogical state university FRANCHISING IN MODERN ECONOMY: CONTENTS, ADVANTAGES, FORMS, AND PROSPECTS
Summary: In article the content of franchizing is considered, are defined its advantage as an optimum way of an entry into the world markets; the main lines and on this basis - the prospects of development in international trade system come to light.
Keywords: franchizing, world market, franchisee, franchisers, advantages of franchizing, franchazing form
Франчайзинг в качестве специфической формы ведения бизнеса, используется во всех государствах с развитой рыночной экономикой. Однако масштабы применения франчайзинга в экономике России оставляют невелики. Частично это происходит вследствие недостаточного представления государственных регулирующих органов и предпринимателей о таких перспективах и преимуществах, которые появляются перед участниками франчайзинговых взаимоотношений, имея в виду, что франчайзинг может решить многие финансовые и экономические проблемы как отдельных организаций и бизнесменов, так и государства в целом.
Преимущества франчайзинга для всех участников франчайзинговых взаимоотношений состоят в следующем: для начинающих бизнесменов - это истинная возможность организовать свое дело, потому что в их распоряжение предоставляется устойчивый доходный бизнес, для известных компаний и фирм - упрочить и расширить на рынке свои позиции; а для государства -получить действенный инструмент поддержки предпринимательской деятельности.
За последнее время больше 65% малых компаний только лишь в США по определенным причинам прекратили свою деятельность, тогда как за то же время закрылось только лишь 14% организаций, которые работают по франчайзингу290. По имеющейся статистической информации, в мире спустя пять лет после начала предпринимательства 92% участников франчайзинговых систем продолжают и дальше успешно функционировать, а у самостоятельных организаций тот же показатель составляет лишь только 23%.
Исследования, произведенные американскими специалистами в сфере франчайзинга, свидетельствуют о том, что при открытии многих новых организаций, примерно половина из них прекращает свое существование через два-три года, а уже через пять лет уровень банкротств достиг 70%. Показательно, что франчайзинг является абсолютной противоположностью этой статистики. По сведениям министерства торговли США, лишь только 4% организаций, которые работают по франчайзингу, закрываются ежегодно. В данные 4% входят и те, что прекратили собственную деятельность, и были реорганизованы либо имели много иных причин для закрытия, которые не имеют ничего общего с банкротством.
Общее исследование, произведенное международной франчайзинговой ассоциацией IFA (США), представило, что среди ее членов число банкротств составляет меньше 1%291. Так, сотрудничество приносит не только лишь полезный результат и гарантирует устойчивость бизнеса, но и может формировать определенные ограничения и трудности, которые вытекают из этой системы. Каждый компаньон должен подчинить себя одной общей цели,
290 Сосна С.А., Васильева E.H. Франчайзинг: Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2015. 291Официальный сайт - Режим доступа: http://worldfranchiseassociates.ru/
общим договоренностям, общим правилам, т. е. свои интересы связывать с интересами антагонистической стороны.
Концепция франчайзинга формирует объективные предпосылки для достижения установленных целей обоих компаньонов, так как каждая сторона обладает определенными преимуществами. Важно еще представлять себе рыночную емкость для франчайзинга. Помимо этого, нужно приблизительно знать число потенциальных вкладчиков, которые могли бы стать франчайзи, принимая в учет наличие времени и их денежные обязательства.
Одна из первых благополучных мировых франчайзинговых систем была применена организацией General Motors (США). В 1898 году молодая организация, которая не имеет достаточного числа наличного капитала, требуемого для открытия магазинов, начала реализацию паровых двигателей через систему дилеров. Данная система по настоящий день остается главным способом реализации автомобилей. Одними из первых франчайзеров были владельцы магазинов по реализации велосипедов и магазинов по продаже промышленной продукции. Во многих государствах в особенности быстро развивается франчайзинговая система образования ресторанов и отелей. Этому содействовало появление в США закона о товарном знаке. Организация является производителем продукции, услуг и работ, которые имеют среди конкурентов свои личные особенности, довольно высокую репутацию качества сервиса на обусловленных условиях получало товарный знак (торговую марку). Собственникам товарного знака могли быть отпущены лицензии иным фирмам на определенный промежуток времени, в течение которого собственник контролирует качество продукции либо услуг, реализуемых под его товарным знаком.
В последние года в РФ сложился и энергично работает рынок, где бизнес сам выступает в качестве товара. На нем достаточно покупателей, которым необходимо замкнуть технологическую цепь, расширить либо диверсифицировать собственное дело, занять нишу сбытовую и т.п. Поэтому обширное распространение приобретают вопросы покупки и продажи бизнеса в собственность. Важное значение имеют грамотная оценка столь специфической продукции, наилучшее решение возникающих в процессе покупки бизнеса проблем. Вследствие этого развитие бизнеса является всегда процессом изобретения новейших потребностей, новой продукции, новейших форм своего роста.
Франчайзинг предполагает стабильные и длительные отношения компаньонов, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и предоставляет возможность определение перспективных и длительных целей. Франчайзинговые отношения существенно сокращают затраты на стартовой стадии бизнеса, франчайзеры осуществляют просчет финансовых показателей, рентабельности бизнеса и среднего срока возврата вложений. Большая часть франчайзеров предоставляют уже готовый дизайн-проект магазина, который разработан на базе плана помещения клиента, реализуют: заказ торгового оборудования, а также компенсацию затрат на его
производство в размере 50% стоимости, предоставляют дизайн-макетов материалов рекламных, рекламную поддержку в интернете и СМИ, помощь в образовании первоначального заказа, определенные тренинги по технике и др.
Реформы 90-х годов сильно изменили структуру экономики России: вместе с крупным бизнесом образовался целый класс средних и малых самостоятельных организаций, что в свою очередь привело к появлению принципиально новейших экономических реалий, к которым возможно причислить децентрализацию процесса принятия решений и функциональное деление в крупных рыночных сегментах. На сегодня развитие малого бизнеса испытывает обусловленные трудности. Данные трудности, по-нашему мнению, определены не только имеющимся законодательством, не образующим благоприятных условий для формирования малого предпринимательства, но и тем, что контингент, который занят в данной сфере, в основном, не имеет необходимых юридических и экономических знаний, без которых неосуществимо осуществление маркетинговых серьезных исследований. Помимо этого, невозможно принятие определенных решений по сбыту продукции и услуг, и выработкой действенной тактики и стратегии для ведения борьбы конкурентной с крупными организациями. При этих обстоятельствах малые организации все больше пытаются превратиться из конкурентов в компаньонов крупных организаций. Таким образом, обеспечивая себе наиболее благоприятные условия не только лишь для вхождения в соответственный рыночный сектор, но и для того, чтобы выжить в нем.
В нынешних условиях малый и крупный бизнес не могут находится изолированно, так как они нуждаются друг в друге, а ряд объективных причин ведут к интеграции данных двух экономических секторов. Обратим внимание, что на сегодня развитие бизнеса, в первый черед, малого бизнеса, затрудняется и увеличенными коммерческими рисками. Осуществление современных проектов бизнеса требует от бизнесмена обширных знаний в сфере управления, рекламы, маркетинга и умения учитывать определенные особенности проекта. Отработка действенной схемы и методик делопроизводства в каждом определенном случае требует немалых материальных и временных затрат. Одним из нынешних видов партнерского предпринимательства является франчайзинговая система, где крупная организация формирует свою внутреннюю инфраструктуру, которая охватывает всю палитру функций бизнеса, сопряженную с передачей нематериальных активов (юридические, финансовые, рекламные, по связям с общественностью, контроль качества предоставляемой продукции и услуг).
Эти формы договорных отношений предоставляют возможность обеспечить компаньонам поддержку в конкурентной борьбе, сформировать новый бизнес, содействует выходу на новые продуктовые и географические рынки. Организация компаний на условиях франчайзинга существенно понижает коммерческие риски, потому что в этом случае осуществляется использование уже проработанного и доказавшего свою действенность
бизнеса. Так, применение франчайзинга становится одним из более действенных способов поддержки малого бизнеса, и как результат, инструментом развития нынешней экономики. По нашему мнению, необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что использование франчайзинга в современной экономике позволяет увеличить общую культуру бизнес-отношений, увеличить правовую защищенность малого бизнеса, сформировать новые рабочие места, инициировать формирование новых идей, технологий и методов в малом предпринимательстве. Кроме того, содействует повышению действенности положительного государственного воздействия на развитие определенных видов деятельности и на малый бизнес в целом, и предоставляет возможность формировать комплексную систему обучения для малого бизнеса без создания определенных специальных учебных программ и структур, привлечь существенные иностранные вложения в российскую экономику.
Международная Ассоциация Франчайзинга World Franchise Associates, WFA определяет 70 отраслей хозяйства, в которых возможно применять методы франчайзинга. Международная Ассоциация Франчайзинга World Franchise Associates, WFA предлагает такие услуги, как
- Доступ к компаниям-владельцам брендов;
- Выбор оптимальных франчайзинговых моделей;
- Сопровождение сделки от инициативы до открытия точки;
- Постоянная фактическая поддержка бизнеса - управленческая, консультационная и материальная;
- Возможность работы в составе международных брендов в области рестораций, услуг и обучения;
- Права развития бренда на целых территориях (мастер-франчайзи)292.
На сегодня современный рынок франчайзинга увеличивается и является
одним из наиболее перспективных. Данная форма успешно применяется в 80 государствах, где франчайзинговые организации создают примерно 13% ВНП. С точки зрения экспертов в данной области, в ближайшее время одна вторая часть розничных продаж будет реализовываться торговыми точками в пределах системы франчайзинга.
Имеются приблизительные данные, что на сегодня в мире насчитывается больше 16 500 франчайзеров и больше 165 500 франчайзи. На сегодня франчайзинг применяется примерно в 75 областях бизнеса - от ресторанов и фастфудов до операций с недвижимым имуществом и юридических услуг. Так, ситуация, сформировавшаяся на рынке, позволяет уверенно говорить о том, что в настоящий период отмечается ускоренный рост использования технологии франчайзинга на рынке продукции и услуг. Максимально действенному развитию франчайзинга в нынешней экономике, по нашему мнению, способствует образованная инфраструктура, как обеспечивающая определенное консультирование субъектов франчайзинга,
292 Официальный сайт - Режим доступа: http://worldfranchiseassociates.ru/
так и реализующая пропаганду франчайзинга как действенного метода ведения предпринимательства. До сегодня франчайзинг рассматривался только в качестве инструмента, позволяющего с относительно низкими затратами организовать «с нуля» организацию малого бизнеса. Но потенциал данного инструмента еще полностью не раскрыт: франчайзинг, в особенности бизнес-формата, является специфической формой сетевой корпоративной структуры, которая открывает для бизнеса новые возможности, и устанавливает новые задачи в управлении. Раскрывая суть франчайзинга, рассмотрим вопрос дефиниций.
Гражданским кодексом РФ (далее - ГК) в торговый оборот и соответствующе в договорно-обязательственные отношения внедрена новая разновидность сделок коммерческих, которые ранее у нас не существовали. Посвященная им глава 54 ГК получила наименование «коммерческая концессия». Понятие «коммерческая концессия» применительно к отношениям, которые регулируются главой 54 ГК, довольно условен и был избран в качестве наиболее близкого по смыслу к английскому «franchising» (франчайзинг), одним из значений которого является право, привилегия. Одно из значений понятия «franchises» - «места с разрешенной торговлей». В Оксфордском словаре английского языка отмечается, что «franchising» - это все свободы и права епископатов, пожалованные королевской короной в 1559г., а «franchises» - это рынки, ярмарки и прочие места, которые отведены для торговли. Толковый финансовый и экономический словарь Ива Бернара и Жан-Клода Колли предоставляет следующее определение понятия франчайзинга: Франчайзинг - это контракт, по которому организация за определенное вознаграждение предоставляет прочим самостоятельным организациям право на применение его фирменного названия и его торговой марки для реализации товаров, и услуг.
Очень классической является, по нашему мнению, мнение Н.В. Месяшной, согласно которому, франчайзинг рассматривается в качестве соглашения, при котором изготовитель либо единоличный распространитель продукции или услуги, который является собственником товарного знака.
Экономист Баженов А.Ю. хоть и рассматривает «франчайзинг» в качестве системы распределения доходов, приносящей выгоду при условии соблюдения установленных норм, однако акцентирует внимание на применение торговой марки организацией, получившей это право, и ни слова про применение технологии ведения маркетинга, бизнеса и рекламы.
Еще более узкий термин франчайзинга предоставляется в работах А. Шулус, рассматривая его в качестве системы договорных отношений между франчайзи и франчайзером при помощи производства и кооперации в сфере сбыта продукции и услуг.293 Из вышеприведенных определений, стоит отметить, что на сегодня, нет общепринятого понимания значения понятия
293 Шулус, А.К. Франчайзинговые формы предпринимательства / А.К. Шулус // Российский экономический журнал. - 2016. - №1.
«франчайзинг», то есть применяются понятия «франчайзинг», «коммерческая концессия», «франшиза». Этой позиции придерживаются довольно многие авторы. Н.В. Месяшная подчеркивает, что сложность взаимоотношений, которые возникают при франчайзинге, определяет существование нескольких позиций относительно его сущности и понятия294. В мире отсутствует единая точка зрения по поводу определения франчайзинга, потому что в разных государствах он приобрел определенные специфические особенности.
Для разграничения вышеуказанных определений добавим, что франшиза является полной бизнес-системой, которую франчайзер реализует франчайзи. Иным названием для этой системы является франчайзинговый пакет, который главным образом включает пособия по ведению работ и прочие значимые материалы, которые принадлежат франчайзеру. По суждению Бобкова С.А. коммерческая концессия - это разновидность франчайзинга - франчайзинга бизнес-формата295. Как мы видим из перечисленных определений, франчайзи обязан продавать продукцию либо услуги по заранее установленным правилам и законам ведения бизнеса, которые определяет франчайзер. В обмен на реализацию всех данных правил франчайзи приобретает разрешение применять имя организации, ее репутацию, товар и услуги, технологии маркетинга, экспертизу, и способы поддержки. Чтобы приобрести эти права, франчайзи совершает первоначальный взнос франчайзеру, а потом уплачивает ежемесячные взносы. Это своеобразная аренда, так как франчайзи никогда не является полным собственником товарного знака, а просто обладает правом применять товарный знак на время выплаты взносов каждый месяц. Суммы данных взносов оговариваются во франчайзинговом контракте и представляют собой предмет переговоров. Франчайзинговый пакет (система ведения предпринимательства, передаваемая франчайзи) позволяет
предпринимателю осуществлять свой бизнес довольно успешно, даже не обладая предварительным опытом, знаниями или образованием в данной сфере.
По нашему мнению, одна из причин успеха франчайзинга - особенный эффект сотрудничества между франчайзером и франчайзи, которые объединены под одним торговым знаком. Вместе, они могут реализовывать деятельность, которая не по силам индивидуальным предпринимателям. На основе этого, франчайзинговые отношения могут быть довольно прибыльными для двух сторон. Франчайзи заинтересован в наибольших продажах при наименьших затратах. Франчайзи должен соблюдать правила ведения бизнеса по франшизе и принимать участие в маркетинговых и рекламных кампаниях, которые проводят франчайзеры. Франчайзер сконцентрировано работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной
294 Месяшная, Н.В. Вопросы правового регулирования франчайзинга в России: дис. ... канд. экон. наук.- М., 2013.
295 Бобков, С.А. Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. Наук. - М., 2014. -
борьбе, что было бы весьма трудно совершить одному франчайзи. Франчайзер предоставляет нужную поддержку с тем, чтобы франчайзи мог тратить все свое внимание каждодневным операциям. Как концепция бизнеса франчайзинг предлагает массу преимуществ и для франчайзера, и для франчайзи. Однако, в то же время, стоит указать и ряд недостатков франчайзинга, которые появляются при взаимодействии сторон. Известно, что франчайзинговый контракт предусматривает положения, защищающие франчайзи. Данные положения предусматривают невозможность для франчайзера расторгнуть договор с франчайзи. Однако, вместе с тем, эти положения осложняют вывод франчайзи из системы, который не исполняет законов франчайзингового бизнеса.
Так, франчайзи и франчайзер, заключив контракт, становятся компонентами одной франчайзинговой системы, то есть зависимы друг от друга. Помимо этого, многие покупатели воспринимают каждую франчайзинговую организацию в качестве части одной цепочки предприятий, действующих под одним товарным знаком. Если какой-либо франчайзи не хорошо ведет свой бизнес, то это будет бросать определенную тень на всю систему франчайзинга. Принимая в учет специфику франчайзинга, нужно отметить, что на сегодня существуют разные систематизации франчайзинга. Таким образом выбор субъектами определенного вида франчайзинга зависит не только лишь от формы деятельности, устойчивости франчайзера, но и его места на рынке продукции и услуг, особенностей рынка местного франчайзи.
По нашему мнению, максимальное распространение приобрела систематизация франчайзинга, которая определяет следующие его виды: товарный, деловой, производственный, конверсионный, корпоративный франчайзинг. Рассмотрим некоторые из названных видов франчайзинга.
Товарный франчайзинг порой называют «франчайзинг продукта (торгового имени)» - это франчайзинг в области торговли на реализацию готовой продукции. В товарном франчайзинге франчайзером в основном являются производитель, который продает законченную продукцию либо полуфабрикат франчайзи. Последний реализует послепродажное и предпродажное обслуживание покупателей товаров франчайзера и отказывается от реализации продукции конкурентов. Это правило -существенное содержание отношений компаньонов - франчайзера и франчайзи.
Производственный франчайзинг является франчайзингом на производство продукции. В данном случае организация, которая владеет технологией производства некой продукции, продает региональным или местным предприятиям сырье для производства (к примеру, завод по разливу безалкогольных напитков). Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата», где франчайзер реализует лицензию частным лицам либо другим организациям на право открытия киосков, магазинов либо целых групп магазинов для реализации покупателям продукции и услуг под именем франчайзера.
Корпоративный франчайзинг является современной формой организации франшизного бизнеса, где франшизо-получатель оперирует не отдельной организацией, а сетью франшизных организаций с применением наемных управленцев. Конверсионный франчайзинг является способом увеличения франшизной сети, где действующая самостоятельная организация переходит на работу по контракту франчайзинга и присоединяется к франшизным компаниям, работающим под контролем одного франшизо-получателя.
Анализируя вышеизложенного, стоит сказать, что фрачайзинг в настоящее время играет весьма важную роль и имеет хорошие перспективы для своего развития. Это определено обширным развитием франчайзинга в экономике, комплексностью отношений, довольно высоким уровнем прозрачности, и преимуществами выгодных системных отношений. Все это содействует формированию единообразной и гомогенной сети с действенным распределением капитальных вложений, формированию обширной системы сбыта продукции и услуг.
Франчайзинг позволяет увеличить конкурентные преимущества всех участников сети по отношению к прочим участникам данного рынка. Также, обеспечивает возможность наиболее быстрого выхода на рынок с наименьшим риском новых участников системы. На основе этого, с нашей точки зрения, франчайзинг предоставляет большие шансы на успех, для всех его участников и таким образом, становится все более популярным способом организации бизнеса в мире.
Использованные источники:
1. Сосна С.А., Васильева E.H. Франчайзинг: Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2015.
2. Официальный сайт - Режим доступа: http://worldfranchiseassociates.ru/
3. Шулус, А.К. Франчайзинговые формы предпринимательства // Российский экономический журнал.- 2016. - №1.
4. Месяшная, Н.В. Вопросы правового регулирования франчайзинга в России: дис. ... канд. экон. наук.- М., 2013.
5. Бобков, С.А. Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. Наук. - М., 2014. -