Раздел I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 334.752 © О.М. Борисова, Е С. Грисько
О.М. Борисова, Е.С. Грисько ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЦИКЛ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА НА ОСНОВЕ ПОКУПКИ ФРАНШИЗЫ
Инвестирование является важнейшим видом финансово-хозяйственной деятельности каждого предприятия. Одним из современных направлений реального инвестирования на предприятии выступает инновационное инвестирование в форме приобретения франшизы. В статье рассмотрена специфика организации бизнеса по франчайзинговой модели и особенности реализации инвестиционного проекта на основе покупки франшизы.
Ключевые слова: франшиза, франчайзинг, инновационное инвестирование, инвестиционный цикл, реализация инвестиционного проекта.
Одной из перспективных форм осуществления реальных инвестиций является инновационное инвестирование в нематериальные активы предприятия. Такие характерные особенности нематериальных активов, как отсутствие материально-вещественной структуры, использование в течение продолжительного времени, высокая степень неопределенности относительно размеров будущей прибыли, повышают интерес к изучению процесса реализации инвестиционных проектов на их основе. Рассмотрим более подробно в качестве объекта инвестирования франшизу как составную часть нематериальных активов.
Франшиза или франчайзинг представляет собой вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.
В широком смысле франчайзинг - это «аренда» товарного знака или обозначения. Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга [4, с. 575]:
• франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;
• франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;
• франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.
В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии. Обычно по договору коммерческой концессии франчайзер предоставляет франчайзи весь комплекс принадлежащих ему прав интеллектуальной собственности: фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания, изобретения и промышленные образцы, ноу-хау, произведения, охраняемые ав-
торским правом и т. п. При этом исключительные права передаются на условиях франшизы, т. е. на льготной и привилегированной основе. Помимо передачи права на интеллектуальную собственность франчайзер должен оказывать франчайзи организационную, техническую, маркетинговую помощь, поддерживать его по другим вопросам хозяйственной деятельности.
Так, исходя из сущности франчайзинговой схемы, предприниматель запускает систему клонирования своего бизнеса с привлечением достаточно большого финансового ресурса в лице инвесторов, покупающих франшизу. Реализуя франчайзинговый проект, инвесторы могут начать собственный бизнес с минимальным риском, поскольку им предлагается вступить в единую франчайзинговую сеть и инвестировать свободные средства с определенной доходностью [1].
Период времени от зарождения идеи проекта до его завершения и подведения итогов называется инвестиционным циклом. Инвестиционный цикл разработки и реализации инвестиционного проекта на основе покупки франшизы может быть представлен тремя последовательными стадиями: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Суммарная продолжительность данных стадий будет являться жизненным циклом (сроком жизни) инвестиционного проекта в нематериальные активы. Рассмотрим специфику каждой стадии исходя из особенностей реализации инвестиционного проекта на основе покупки франшизы.
1) Предынвестиционная стадия.
Особое значение для успешной реализации проекта имеет предынвестиционная стадия, которая непосредственно предшествует основному объему инвестиций. На данной стадии закладывается инвестиционная привлекательность и жизнеспособность проекта [5, с. 73]. Основные этапы предынвестици-онной стадии представлены на рис. 1 .
Исследование и оценка инвестиционных возможностей
Рис. 1. Этапы предынвестиционной стадии
Предварительное Окончательное
технико- технико-
экономическое экономическое
обоснование обоснование
J к J к
Научные исследования
На первом этапе создания проекта формируется инвестиционный замысел, который подразумевает выбор и предварительное обоснование замысла; инновационный, патентный и экономический анализ объекта; предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и местными органами власти, предварительный выбор организационно-правовой формы предприятия для реализации проекта и т.д.
Далее необходимо провести предпроектное исследование инвестиционных возможностей, которое включает в себя:
- Изучение спроса на продукцию или услуги, реализуемые посредством франчайзинговой деятельности.
Первоначально необходимо выделить основное условие, при котором франшизы определенной компании будут пользоваться спросом. Для этого необходимо провести анализ динамики рынка, на котором действует франчайзер. Специфика российского рынка такова, что наиболее перспективными для развития франчайзинга являются сегменты рынка, темпы роста которых начинают замедляться. Это, с одной стороны, препятствует основным игрокам отрасли развиваться за счет собственных средств (так, например, происходит в индустрии компьютерных клубов, видеопрокатов), а с другой стороны, затрудняет вхождение в рынок непрофессиональным участникам.
- оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) франчайзи;
- подготовка предложений по форме реализации проекта и составу участников.
Франчайзинг является системой взаимоотношений, при которой головная компания контролирует открываемые точки, а собственники этих точек имеют возможность влиять на деятельность управляющей структуры сети. Механизм таких отношений закрепляется, например, в обязательстве франчайзера не продавать франшизы на территории, где уже имеются
франчайзинговые фирмы, без согласования с их владельцами. Также франчайзи заинтересованы в участии в процессе принятия новых участников в сеть. Это стало возможным в результате появления такого понятия, как «клубы франчайзи», где происходит представление кандидатов на присоединение к франшизной системе, согласовывается процесс внедрения инноваций в работу сети и т.д.
Также на данном этапе определяется уровень владения бизнесом со стороны франчайзи. Достаточно распространенной является следующая форма организации бизнеса: франчайзер предоставляет франчайзи оборудование в лизинг, а помещение в субаренду. По такой схеме инвестор не является собственником бизнеса, что вызывает недовольство с его стороны, поскольку ставит в очень большую зависимость от франчайзера. Наиболее предпочтительным для франчайзи является бизнес с прямой арендой помещения и самостоятельной закупкой оборудования.
Немаловажное значение играет возможность франчайзи определять направления развития своего бизнеса, а не использовать полное «клонирование» технологии, уже доказавшей свою эффективность.
- Подготовка разрешительной документации.
Необходимо подготовить основополагающие документы для организации работы фран-чайзинговой фирмы: лицензии, сертификаты, документы о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и т.д. Затраты на подготовку этих документов, как правило, включаются в стоимость франшизы. При этом получение разрешений пожарных служб, Роспотребнадзора и других органов, без участия которых деятельность предприятия будет считаться нелегитимной, в большинстве случаев возлагается непосредственно на инвестора.
- Предварительная оценка коммерческой
эффективности. Связана с оценкой предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительная оценка их эффективности.
- Подготовка инвестиционного предложения для потенциальных инвесторов. При подготовке инвестиционного предложения важно подчеркнуть все преимущества работы по системе франчайзинга. Помимо правовой и неформальной поддержки покупатели франшизы заинтересованы в маркетинговой и технической помощи, бухгалтерского сопровождения, обучения персонала и т.д.
Таким образом, важнейшим этапом пре-дынвестиционной фазы является выявление возможностей инвестирования. Только после определения источников и методов финансирования можно переходить к разработке проекта.
Подготовка проекта состоит из двух стадий - предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО) и окончательное технико-экономическое обоснование (ТЭО). По концептуальному содержанию данные стадии отличаются лишь степенью детализации рассматриваемой информации и глубиной проработки проекта [6, с. 28]. ПТЭО и ТЭО - это система расчет-но-аналитической документации, включающей исходные данные и основные оценочные показатели, посредством которых рассчитывается эффективность инвестиционного проекта на основе покупки франшизы.
Можно выделить следующие направления ПТЭО и ТЭО:
- проведение полномасштабного маркетингового исследования, включающего изучение спроса и предложения на рынке, сегментацию рынка, анализ цен и эластичности спроса, выявление основных конкурентов, определение маркетинговой стратегии, составление программы удержания продукции на рынке и т. п. ;
- подготовка пояснительной записки, включая предварительное обоснование инвестиционных возможностей;
- разработка технических решений, в том числе анализ состояния технологии сети, состава оборудования; загрузка действующих производственных мощностей; предложения по совершенствованию производства; используемые сырьевые и другие материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы [2, с. 32];
- описание системы управления предприятием, организации труда персонала, условия оплаты, предварительный расчет затрат на основной и вспомогательный персонал;
- сметно-финансовая документация, включающая оценку издержек производства, расчет годовых поступлений от деятельности предпри-
ятий, расчет потребности в оборотном капитале, расчет проектируемых и рекомендуемых источников финансирования проекта, предполагаемые потребности в иностранной валюте, условия и формы инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;
- оценка рисков, связанных с реализацией проекта;
- планирование сроков осуществления проекта, предварительные расчеты реализации проекта по стадиям во времени (график);
- экономическая оценка проекта, позволяющая определить его коммерческую целесообразность для инвесторов и других участников проекта.
Рассмотренные направления представляют собой обобщенную структурную схему ТЭО. Разработка каждого из разделов ТЭО связана со сбором, расчетами, анализом и обобщением достаточно подробной информации, которая служит основанием для оценки коммерческой эффективности проекта и принятием решения по инвестиционной привлекательности проекта.
По итогам разработки технико-экономического обоснования участники инвестиционного проекта дают собственную оценку предполагаемых инвестиций в соответствии с конкретными целями и возможными рисками, затратами и прибылью [3, с. 35]. Результатом предынвестиционных исследований является развернутый бизнес-план.
Каждый бизнес на стадии запуска, включая франчайзинговую основу, требует особого внимания к бизнес-плану. Бизнес-план является документом, определяющим стратегию развития предприятия и более подробно описывающим экономический и финансовый аспекты стратегии, технико-экономическое обоснование конкретных мероприятий.
Подготовка бизнес-плана относительно франшизы производится проще, чем разработка нового проекта. Основным преимуществом выступает то, что, работая с франшизой, предприниматель располагает достаточным количеством статистической и финансовой информации, что повышает точность предоставляемых расчетов.
Бизнес план осуществления инвестиций посредством покупки франшизы должен содержать следующие основные разделы:
1) Вступление
Данный раздел содержит подробное описание бизнеса, в том числе описание продукта или услуги, планируемой на продажу, характер конкуренции и размеры рынка, риски, которые могут появиться на стадии запуска проекта. Также этот раздел содержит один из важнейших пара-
графов бизнес-плана - резюме.
Резюме - это самостоятельный рекламный документ, включающий базовые положения всего проекта. Информация, представленная в резюме, должна быть краткой и ясной, поскольку ознакомившись с ним, инвесторы делают выводы обо всем проекте. В резюме содержится следующая информация: цель проекта, источники финансирования, размер привлеченных и собственных средств, сроки окупаемости проекта, гарантии и т.д. [6, с. 30]
2) Управление.
В разделе описываются управленческие функции, предлагается организационная структура управления и отмечается основная роль каждого ее члена, кадровый состав. Также разрабатывается график реализации проекта, приводится механизм поддержки инвестора франчайзером.
3) Маркетинг.
Раздел содержит описание требований потребителей к продукции, возможностей удовлетворить эти требования, портрета потенциальных клиентов. В структуру данного раздела входит сегментирование рынка, позиционирование продукции, анализ конкурентоспособности бизнеса с выделение сильных и слабых сторон конкурентов (SWOT-анализ), описание рынков сбыта и методов продвижения продукта на рынок.
4) Финансовые прогнозы.
Является самым важным разделом бизнес-плана, содержащим расчет основных экономических показателей проекта, прогнозирование движения денежных средств компании, формирование отчета о прибылях и убытках, составление прогнозного баланса. На данном этапе определяется финансовая реализуемость инвестиционного проекта.
5) Эффективность проекта.
В разделе рассчитываются показатели, характеризующие экономическую, экологическую,
социальную, коммерческую эффективность проекта.
6) Риски и гарантии.
Описываются предпринимательские риски и возможные чрезвычайные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и франчайзи. Оценка риска может проводиться посредством анализа чувствительности проекта и его устойчивости.
Таким образом, качество предынвестици-онных исследований определяет успешность реализации инвестиционного проекта в целом, поскольку от проработанности данной стадии зависит уровень конкурентоспособности проекта и сокращение риска отклонения фактических показателей от предусмотренных в проекте.
2) Инвестиционная стадия.
На данной стадии осуществляется процесс формирования производственных активов (рис. 2). Основным этапом инвестиционной стадии являются заключение договоров между франчайзером и франчайзи на использование объектов интеллектуальной собственности и вытекающие из него контракты: на поставку оборудования, выполнение подрядных работ и т.д.
Наиболее распространенной формой организации бизнеса по системе франчайзинга является создание франчайзинговой точки «под ключ» [7]. Большинство франчайзи отдают предпочтение получению уже готового к работе бизнеса. Это означает, что франчайзер предоставляет помещение инвестору, делает в нем ремонт, расставляет мебель, набирает персонал, готовит программу продвижения и т.д. За эти услуги некоторые франчайзи готовы заплатить на 10-15% больше суммы стоимости франшизы, нежели самостоятельно организовывать бизнес.
Рис. 2. Этапы инвестиционной стадии
В любом случае франчайзи должен получить перечень необходимых требований к оборудованию и дизайну помещения, месторасположению точки, список производителей, у которых можно заказать ту или иную продукцию и т.п.
Особое внимание на этом этапе уделяется подготовке и обучению персонала. Фирма, действующая по системе франчайзинга, управляется либо непосредственно франчайзи, либо наемным менеджером. В любом случае управляющие и прочий персонал должны пройти обучение. Как правило, его стоимость включается в паушальный взнос (стоимость франшизы). Предпочтительно существование программы постоянного повышения профессионального уровня персонала франчайзинговой компании.
После заключения договора франчайзинга (коммерческой концессии) франчайзи должен получить подробное руководство на русском языке, описывающее специфику работы, а также основные технологические и бизнес-процессы приобретенного им бизнеса.
В целом специфика инвестиционной стадии относительно предынвестиционной заключается в том, что установленные графиком временные рамки создания объекта инвестиционной дея-
тельности и размеры затрат, предусмотренные сметой, должны точно выполняться, поскольку несоблюдение этих показателей может привести к нежелательным последствиям.
3) Эксплуатационная стадия
Данная стадия проекта характеризуется началом производства продукции или оказания услуг и поступлением всех видов ресурсов. Основные этапы эксплуатационной стадии представлены на рис. 3.
Проблемы, которые возникают на данном этапе, необходимо рассматривать в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. В краткосрочной перспективе франчайзи может столкнуться с проблемой освоения проектной мощности и соблюдения значений экономических показателей, указанных в бизнес-плане (себестоимость продукции, производительность труда и т.д.). Среднесрочные и долгосрочные перспективы связаны с последующими периодами использования франшизы. Эти перспективы имеют важное значение при оценке доходов от продаж, налоговых платежей, издержек производства, ликвидационной стоимости активов [6, с. 35].
создание центра сервисного обслуживания и т.д .
Рис. 3. Этапы эксплуатационной стадии
Начальные этапы реализации проекта обычно характеризуются отрицательной величиной чистого денежного потока, так как происходит инвестирование денежных средств. Однако по мере роста доходов по проекту величина денежного потока становится положительной.
В целом, можно отметить, что перспективы реализации инвестиционных проектов на основе покупки франшизы в России довольно благоприятные. В последнее время в нашей стране намечается
тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса, о чем свидетельствуют статистические данные динамики роста количества франшиз в России (рис. 4).
При этом с точки зрения франчайзи, реализация франчайзингового проекта - это инвестиционный проект развития бизнеса, который предполагает определенные вложения на этапе его запуска и получение доходов в будущем. Для принятия оптимальных инвестиционных реше-
ний необходимо оценить определенные показа- екта экономических и неэкономических резуль-тели эффективности франчайзингового проекта, татов и затрат на проект. отражающие соответствие полученных от про-
2ЕСС-П
Октябрь 200В февраль 20.10 Июнь 2011 Октябрь 2:012
- франшизы, доступные в России Рис. 4. Динамика роста количества франшиз в России
Библиографический список
1. Веретенников, И. Франчайзинг как инвестиционный инструмент: критерии эффективности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2b.finam.ru/library/materials00060/default.asp, свободный.
2. Кангро, М.В. Методы оценки инвестиционных проектов: учебное пособие [Текст]. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 131 с.
3. Кокшарова, Н.Г. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие [Текст]. - Сыктывкар: СЛИ, 2012. - 128 с.
4. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер. — СПб.: Питер, 2004. — 800 с.
5. Николаев, М.А. Инвестиционная деятельность: учебное пособие [Текст] / М.А. Николаев. -М.: Финансы и статистика, 2009. - 336 с.
6. Сироткин, С.А. Экономическая оценка инвестиционных проектов: учебник [Текст] / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 312 с.
7. Шестакова, М. Развитие франчайзинга в России [Электронный ресурс] / М. Шестакова. - М.: Бизнес-предложения, 2009. - Режим доступа: http://www.bportal.ru/franchise/article.asp, свободный.
INVESTMENT CYCLE OF IMPLEMENTATION OF THE PROJECT ON THE BASIS OF FRANCHISE PURCHASE
Olga M. Borisova,
senior lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Evgeniy S. Grisko, student, State University of management
Abstract. Investment is the most important type offinancial and economic activity of each enterprise. As one of the modern directions of real investment at the enterprise innovative investment in the form of franchise acquisition acts. In article specifics of the organization of business on franchising model and feature of implementation of the investment project on the basis offranchise purchase are considered.
Keywords: franchise, franchising, innovative investment, investment cycle, implementation of the investment project.
Сведения об авторах:
Борисова Ольга Михайловна - старший преподаватель кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: om_borisova@mail.ru.
Грисько Евгений Сергеевич - студент кафедры управления финансовыми рисками Государственного университета управления (г. Москва, Российская Федерация), e-mail: evg.grisko@gmail.com.
Статья поступила в редакцию 29.05.2014.