Научная статья на тему 'КАЙДЗЕН И ХОШИНКАНРИ - ЯПОНСКИЙ КЛЮЧ К УСПЕХУ'

КАЙДЗЕН И ХОШИНКАНРИ - ЯПОНСКИЙ КЛЮЧ К УСПЕХУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЙДЗЕН / КАНБАН / НЕПРЕРЫВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / KAIZEN / KANBAN / CONTINUOUS IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мейроян Л. Р.

Изучены методики, особенности и проблемы развития Японской стратегии постоянного совершенствования на предприятиях в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAIZEN AND KHOSHINKANRI - THE JAPANESE KEY TO SUCCESS

The methods, features and problems of development of the Japanese strategy of constant improvement at enterprises in Russia are studied.

Текст научной работы на тему «КАЙДЗЕН И ХОШИНКАНРИ - ЯПОНСКИЙ КЛЮЧ К УСПЕХУ»

УДК 658

Мейроян Л.Р. студент магистрант 1 года обучения направление «Техносферная безопасность»

ЕТИ МГТУ «Станкин» научный руководитель: Шварцбург Л.Э., доктор технических наук

профессор

кафедра «Инженерная экология и безопасность

жизнедеятельности» Россия, г. Егорьевск КАЙДЗЕН И ХОШИНКАНРИ - ЯПОНСКИЙ КЛЮЧ К УСПЕХУ

Аннотация. Изучены методики, особенности и проблемы развития Японской стратегии постоянного совершенствования на предприятиях в России.

Ключевые слова: кайдзен, канбан, непрерывное совершенствование.

Meiroyan L.R., student of magistracy directions "Technospheric security " ETIMSTU "Stankin" Russia, Yegoryevsk city Scientific adviser: Schwarzburg L.E.

Doctor of Technical Sciences Professor of the Department "Engineering Ecology and Life Safety" KAIZEN AND KHOSHINKANRI - THE JAPANESE KEY TO

SUCCESS

Annotation. The methods, features and problems of development of the Japanese strategy of constant improvement at enterprises in Russia are studied.

Key words: kaizen, kanban, continuous improvement.

В наше время, когда все условия меняются с невероятной скоростью, реальность напоминает картинки в калейдоскопе, трудно опираться на какие-бы то ни было устоявшиеся понятия. То, что вчера было прибыльным, сегодня становится ненужным, качество персонала определяется все новыми требованиями и потому нуждается в постоянном улучшении, огромный поток информации приносит множество новых идей и возможностей. Как сориентироваться в этом потоке? Как достичь успеха, как его удержать?

Для этого нужно уметь считать, уметь вовремя от чего-то отказаться, или наоборот, уловить возникшее новое течение, товар, канал сбыта и регион, чтобы сосредоточить на этом усилия. Нужно постоянно отслеживать множество разнообразных параметров, динамически расставляя приоритеты.

Особенно важно верно использовать такой мощный ресурс, как информация, синхронизируя, консолидируя, разделяя, тиражируя, преобразовывая и т.д.

Существует множество разнообразных стратегий для достижения

успеха. Чтобы подобрать свою стратегию, важно изучить весь опыт экономически развитых стран, а затем выбрать наиболее подходящую стратегию. Возможно, кто-то сможет разработать собственную стратегию, используя при этом наработанный мировым сообществом опыт.

Одной из интереснейших стратегий является кайдзен

В конце прошлого века основатель и глава консалтинговой компании Масааки Имаи выпустил две книги, ставшие мировыми бестселлерами в области управления: «Кайдзэн: ключ к успеху японских компаний» (1986г.) и «Гэмба284 Кайдзэн: Путь к снижению затрат и повышению качества» (1997г.). В книгах шла речь о стиле управления, который, собственно, не просто стиль, а философия управления, создающая постоянную организационную культуру. На сегодняшний день автор этих книг является основателем института «Кайдзен», в котором обучают будущих успешных менеджеров на основе этой системы и консультируют компании, применяющие ее в организации управления.

Что же собой представляет этот стиль, послуживший быстрому восстановлению экономики Японии после второй мировой войны и выводу ее в ряды передовых экономик мира?

Само слово «кайдзен» в переводе означает «постоянное улучшение», а стиль являет собой японскую философию бизнеса, основанную на постепенном непрерывном совершенствовании, подобном бесконечному пологому подъему. Улучшения происходят постоянно во всех аспектах деятельности организации. Собственно, стиль этот существовал в Японии уже несколько столетий, но впервые о нем заговорили после того, как компания «Тойота» его внедрила в свое производство.

Это организация бригадного типа, в которой синергия достигается оптимальным формированием рабочих групп (бригад). Такая культура организации настроена на творческое раскрытие каждого работника. Для достижения подобного эффекта используется, например, метод перемещения работника в различные сферы производства до выявления наиболее подходящего места, где он максимально раскрывает весь свой потенциал.

Японский кайдзен в бизнесе - это улучшение сфер продаж, управления, производства и прочих аспектов. Обязательным условием данной культуры является включение в процесс всего персонала предприятия.

Основная идея концепции кайдзен заключается в ежедневном улучшении компании в целом. Целью ставится достижение производства без потерь. Таким образом, в рамках бизнеса кайдзен представляет собой бережливое производство. В концепцию заложено и непрерывное совершенствование.

Существует несколько современных определений данной философской системы:

- постоянные ежедневные улучшения;

284

Гэмба (японский) - место непосредственного производства.

- улучшения всех и каждого;

- улучшения повсеместно;

- от небольших последовательных усовершенствований до существенных стратегических улучшений.

В системе кайдзен производство всегда ориентировано на потребителя, поскольку именно от этого зависит прибыль компании.

Еще один из важнейших принципов - сотрудники работают без страха за ошибки, а с желанием и умением их не допускать. При допущении ошибок нет системы наказания, а есть система принятия необходимых мер по устранению просчетов. Информация о допущенных просчетах не утаивается, а немедленно поставляется в общую информационную систему, что помогает быстро и эффективно исправить положение.

Система использует различные практик и методики: «Точно-вовремя», «Канбан» (цветные бирки), «Поток создания ценности» или «6 Сигм», «Кружки КК» (кружки контроля качества) и другие. Рассмотрим для примера подробнее один из них.

Методика канбан

Например, методика «канбан» была разработана фирмой «Тойота» и начала внедряться ею в 1959 году, а в 60-е годы на этот принцип было переведено все производство. В основу системы были положены теоретические построения Фредерика Тейлора и Генри Форда.

Принципы канбан для производства следующие:

- бирка находится в таре с деталями или прикреплена к ним;

- два канбана на рабочем месте (на одном рабочем месте допускается иметь две нормы деталей), распространяется он только на мелкие и средние детали, транспортируемые в специальной таре, и устанавливает время на транспортировку;

- отсутствие бракованных деталей на производственной линии (конвейере), поскольку, попав на конвейер, бракованные детали помешают стабильной работе транспортировщика и конвейера;

- формирование новой схемы складского хозяйства: должно быть расположено максимально близко к конвейеру и иметь систему самообслуживания ( транспортировщик на складе отбирает подготовленные кладовщиком детали без пересчета либо используя быстрый пересчет мерной тарой, используется принцип доверия, характерный для кайдзен.

В области управления принцип канбан совмещается с ^ технологиями. Результатом этого совмещения стало бесплатное приложение TreПo. Сотрудники, имея этот онлайн инструмент, не нуждаются в офисе. Проекты в приложении представлены в виде доски со списками задач, содержащими в свою очередь карточки, связанные с задачами. По мере реализации проектного процесса, карточки перемещаются из одного списка в другой. В карточках содержится информация о пользователях, ответственных за выполнение задачи. При необходимости пользователи и доски группируются в проектные команды. Trello имеет ограниченную поддержку тегов:6 цветных

наклеек, которые при необходимости переименовываются, пользователи на них оставляют комментарии и голосуют по ним. В карточках также есть лист контроля.

Искусство стратегии

Поскольку стратегия есть искусство управления организацией, дающее ей устойчивую позицию и победу над конкурентами, то искусного стратега можно уподобить генералу. Он может проиграть битву, но всегда выиграет войну. И он постарается, чтобы победа досталась наименьшей ценой.

Китайский генерал Сунь цзы (У1-У вв. до н.э.) говорил: «Если вы знаете врага и знаете себя, вам не следует бояться исхода сотен битв.

Если вы знаете себя, но не знаете врага, на каждую завоеванную победу придется по одному поражению.

Если вы не знаете ни врага, ни себя, вы проиграете в каждой битве».

Поэтому для победной стратегии нужно знать все и о себе и о конкурентах.

В таком случае, первое, что необходимо для успеха стратегии - это определить ее цели, ее смысл существования, что она предложит потребителю, чем будет отличаться от прочих, какой она видится в будущем.

Затем вырабатываются правила игры, кодекс организации, определяющие отношения внутренние и внешние. Сюда входит и полное изучение будущих рынков, точное представление о будущих покупателях и о всех потенциальных конкурентах.

Стратегия в непредсказуемые времена

Эта стратегия особенно актуальна для России, где все времена непредсказуемые. А в последние десятилетия даже в эволюционно развивающихся стабильных экономиках все труднее становится предугадывать завтрашний день. И тут перед организацией встает вопрос стратегии, которая могла бы непредсказуемость обращать себе на пользу.

Мудрые пословицы рекомендуют при ветре перемен ставить не стены, а паруса, либо строить ветряные мельницы.

Компания же тут в первую очередь должна выбрать один из двух основных путей. Либо она идет эволюционно, неустанно улучшая все, что производит, либо выбирает революционный прорыв, всегда связанный с инновацией.

Но, чтобы правильно избрать путь, необходимо адекватно оценивать свои способности и возможности. У каждой компании есть некие ключевые компетенции, обеспечивающие ее способность к выживанию. Хэмсл и Прахалад285 говорили о стратегической архитектуре, как о форме и природе организации.

Не всегда возможно составить четкий план, но всегда необходимо точно знать направление движения. Одновременно все планы не должны

285

Авторы мирового бестселлера «Competing for the Future» (1994 г.) о ключевых компетенциях успеха.

являться догмами, напротив, они периодически корректируются в связи с изменениями условий. Такой подход можно уподобить плаванию под парусами. Но, даже при умении отлично идти под парусом и использовать течения, трудно осуществить плавание без надежного плавсредства и команды, а это уже как раз и есть те самые компетенции компании. Значит, для успеха важно четко знать стратегическое направление и формировать ключевые области компетенции (навыков). Безусловно, нужны и четкие краткосрочные оперативные планы.

Ключевой момент стратегии состоит в поиске продукта, который заставит покупателя отдать предпочтение именно этой компании. Каждое действие компании должно содействовать развитию данной стратегии. Ее структура, процессы, методы обучения персонала, методы принятия решений, абсолютно все ее процессы должны вращаться вокруг основной цели-поддержания стратегии, подобно планетам, вращающимся вокруг солнца. Даже малейшие изменения стратегии должны касаться каждого из этих элементов.

И когда принципы кайдзен полностью усвоены, имеет смысл обратится к «Хошин286Канри», как наиболее удачному способу интеграции стратегии. Хошин - это всегда рывок, инновация, качественный скачок.

Суть состоит в том, чтобы бригады кайдзен включались в процесс планирования ХошинКанри. Бригады, уже обладающие устоявшимися навыками и дисциплиной, получают стратегическое направление, разработанное руководством и увязанное с организационной системой.

Бригады не упускают из вида своих заказчиков, совершенствуют свои процессы и качество, а также приобретают внешнюю гибкость, связанную с главным стратегическим направлением.

При смене стратегии взамен стратегического плана определяют основное стратегическое направление, области компетенции и способности, необходимые организации. У каждого операционного подразделения есть собственная микростратегия, разрабатываемая так же, как и стратегия всей организации, с ее учетом. В связи с ориентированностью на покупателей, бригады быстрее и точнее реагируют на их запросы.

Таким образом, одновременное использование ХошинКанри и системы кайдзен обеспечивает в организации и эволюционные и революционные изменения: системные, постоянные улучшения (кайдзен) и стратегически инициированные прорывы (Хошин).

Для российской экономики, возможно, философия кайдзен пока труднодостижима, особенно такие принципы, как канбан, основанный на доверии, и «все вовремя» И, тем не менее, опыт японской системы кажется прекрасной перспективой, к которой стоило бы стремиться, которую стоило

286Хошин в переводе с японского не означает дословно «прорыв»., буквально этот термин - означает «компас».

бы учитывать при построении собственной стратегии.

Использованные источники:

1. Коленсо Майкл, Стратегия кайзен для успешных организационных перемен/ Майкл Коленсо:Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002.- XIV, 175 с. - (Серия» Менеджмент для лидера»).

2. Масааки Имаи, Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний.[электронный ресурс http://loveread.ec/read book.php?id=66940&p=1]

3. Хитоси Кумэ, Статистические методы повышения качества/ Кумэ Хитоси, пер. с англ. И дополнения Ю.П. Адлера, Л.А. Канаревой, М: Финансы и статистика, 1990. - 304 с.

УДК 339.90

Перушкина А.П. студент магистрант Московский педагогический государственный университет

Россия, г. Москва КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК СПОСОБА ВЫХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

Аннотация: В статье дается определение франчайзингу, рассматриваются ключевые факторы его привлекательности как способа выхода на международный рынок, определяются перспективы развития в странах СНГ.

Ключевые слова: франчайзинг, международный рынок, инвестиционная привлекательность, франчайзи, франчайзеры

Perushkina A.P. student of a magistracy Moscow pedagogical state university

Russia, Moscow KEY FACTORS OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF FRANCHISING AS WAY OF THE ENTRY INTO THE INTERNATIONAL

MARKET

Summary: In article definition is given to franchizing, key factors of its appeal as way of an entry into the international market are considered, the prospects of development in the CIS countries are defined.

Keywords: franchizing, international market, investment attractiveness, franchisee, franchisers

Франчайзинг представляет собой интегрированную систему - объект институциональной экономики, который характеризуется наличием хозяйственных связей, управлением и взаимодействием контрактными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.