Научная статья на тему 'Ключевые детерминанты формирования инновационной культуры личности'

Ключевые детерминанты формирования инновационной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ / DETERMINANTS / ФАКТОРЫ / FACTORS / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATIVE CULTURE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карамаликова Надежда Васильевна

Рассмотрена проблема, касающаяся детерминант формирования инновационной культуры в разнообразных областях жизнедеятельности. Предложена и обоснована авторская классификация детерминант, раскрывающая сущностное многообразие сфер влияния на человека и определение инновационной культуры. Все детерминанты основаны на положении о личности как активном и независимом творце, способном создавать, на деятельностном подходе и его важнейших принципах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY DETERMINANTS OF FORMATION OF PERSONALITY’S INNOVATIVE CULTURE

The article highlights a number of studies concerning the determinants of formation of innovative culture in various areas of life. There have been proposed and substantiated the author's classification of determinants that reflects the diversity of the essential spheres of influence on the person and the definition of innovation culture. All the determinants are based on the position statement that a person is an active and independent creator capable of creating, on the activity approach and its fundamental principles.

Текст научной работы на тему «Ключевые детерминанты формирования инновационной культуры личности»

УДК 316.7

КЛЮЧЕВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

KEY DETERMINANTS OF FORMATION OF PERSONALITY'S INNOVATIVE CULTURE

Н. В. Карамаликова N. V. Karamalikova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Рассмотрена проблема, касающаяся детерминант формирования инновационной культуры в разнообразных областях жизнедеятельности. Предложена и обоснована авторская классификация детерминант, раскрывающая сущностное многообразие сфер влияния на человека и определение инновационной культуры. Все детерминанты основаны на положении о личности как активном и независимом творце, способном создавать, на деятельностном подходе и его важнейших принципах.

Abstract. The article highlights a number of studies concerning the determinants of formation of innovative culture in various areas of life. There have been proposed and substantiated the author's classification of determinants that reflects the diversity of the essential spheres of influence on the person and the definition of innovation culture. All the determinants are based on the statement that a person is an active and independent creator capable of creating, on the activity approach and its fundamental principles.

Ключевые слова: детерминанты, факторы, инновационная культура, личность.

Keywords: determinants, factors, innovative culture, personality.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуализация проблематики инновационной культуры, прежде всего в социальной и экономической сферах, поставила исследователей перед необходимостью рассмотрения ряда процессуальных, методологических и прогностических задач. Существенным для понимания специфики инновационной культуры является определение ее ключевых детерминант, которые могут активно применяться в обыденной и специализированной профессиональной областях.

Материал и методика исследований. Статья основана на анализе исследований моделей формирования инновационной культуры и ее детерминант, нормативно-правовых документов, ряда источников из психологической, экономической, педагогической областей.

Результаты исследований и их обсуждение. Инновационная культура личности в последние десятилетия стала одним из основных объектов изучения ряда социально-гуманитарных и экономических наук. Этот интерес обусловлен неоднозначностью содержания данного понятия, в связи с чем мы встречаем многообразие его трактовок, а также

особым вниманием к ряду теоретических и практических проблем, относящихся и к разработке инновационных технологий, реализации их в практической деятельности, и к определению эффективности внедрения.

Кроме этого отмечается значимость формирования инновационной культуры личности как важного условия конкурентоспособности не только отдельного специалиста, но и всей страны; интенсивности инноваций как продукта деятельности; улучшения показателей социального и экономического характера и иных национальных приоритетов. Одним из первостепенных в данном отношении стала Федеральная целевая программа развития образования [12].

Ряд авторов (Л. Е. Елизарова, Л. А. Холодкова, Е. А. Ларичева, А. И. Николаев, В. Н. Фокина) утверждает, что инновационную культуру необходимо рассматривать не односторонне, а в качестве социального феномена, имеющего комплексную основу [ 8], [10], [11], [15], [16]. Мы разделяем данный подход, поскольку, как и общечеловеческая культура, инновационная содержит в себе ключевые составляющие культурно-исторической, социально-психологической областей знаний и в то же время отличается собственной уникальностью.

Определяя ключевые детерминанты, отметим содержательные особенности этого понятия. Так, в социологии под детерминантом подразумевается элемент либо фактор, который обусловливает то или иное явление. В области психологии говорится об основном факторе или доминирующем влиянии, или «причине, предшествующей условию, которое приводит к некоторому определенному результату».

Изучению детерминант инновационной культуры посвящено довольно мало публикаций, в большинстве из которых акцент делается не на культуру, а на специфические инновационные экономические позиции, инновационную активность, инновационную политику, инновационную инфраструктуру (Т. А. Штерцер, А. А. Никонова, Е. В. Бодрова, В. П. Соловьев и др.).

Исследование факторов развития инновационной культуры осуществлено В. И. Долговой [7], которая освещает вопрос с точки зрения морфологического анализа на примере личности руководителя. Так, она выделяет следующие факторы:

1. Субъективные (или психологические), которые можно рассматривать в подгруппах:

внешние психологические (совместимость, межличностные отношения, сплоченность и др.);

внутренние психологические (установки, стиль, профессиональные качества, Я-концепция личности и т. д.).

2. Объективные (развертывание, существование, возникновение инновационного цикла в различных областях).

3. Объективно-субъективные (или психолого-педагогические):

- учебно-материальные (повышение квалификации, наличие литературы, банка информации, материалов и др.);

организационные (взаимодействие, направленность, плановость, пропаганда опыта, вовлечение);

- научно-методические (модели, концепция, цель и т. д.).

В науке существуют два подхода к пониманию детерминант:

стихийный;

- организованный (детерминанты как результат целенаправленной деятельности государства, социальных институтов, иных организаций и групп).

Отметим, что доминирующей должна быть именно вторая из них, а эффективность этой детерминанты определяется инфраструктурной обеспеченностью (методы, технологии, средства, кадровый состав).

Свой взгляд на рассматриваемую нами проблему предлагает Л. А. Холодкова, указывая образование и науку в качестве главенствующих детерминант, поскольку они являются теоретическими и эмпирическими составляющими инновационной культуры личности, а также обеспечивают их взаимодействие [16].

Каждый из подходов ученых нам импонирует, поскольку содержит наиглавнейшие звенья формирования инновационной культуры личности и способствует осмыслению данной темы, что и стало основой для нашего видения структуры детерминант.

К ключевым детерминантам, способствующим формированию инновационной культуры, мы относим:

- внутренние;

- внешние;

- стихийные;

- специально организованные.

Наше видение ключевых детерминант в некоторой степени схоже с уже имеющимися. Отметим исследование Е. М. Горенкова [6], написавшего в своей работе о существовании проблем трех групп (объективных, командных, психомотивационных), относящихся к инновационному потенциалу современного специалиста. Это стало важным для нас с точки зрения видения субъективно-объективных причин. На личностную, или внутреннюю, составляющую делает акцент Л. А. Холодкова, отмечая ее как формирование образа личности и справедливо указывая на приоритеты развития личностных характеристик [16].

Согласно нашей классификации, внутренние детерминанты связаны с потребностью реализации своего личностного потенциала и достижения акме в различных областях жизни. Сюда входят следующие составляющие: любознательность, потребность в творчестве, активность, мотивация, положительная Я-концепция, внутренняя свобода, гибкость мышления, рефлексия. Они являются важным системообразующим звеном для внутреннего поиска и дальнейшей экстериоризации индивидуальных особенностей, проявляющихся как в обыденной жизни, так и в деятельности человека, и способных повлиять на целостное развитие личности и ее видение инновационной культуры в жизни и своего места в ней. Одна из главенствующих ролей личностного развития в дальнейшем определит и поле приоритетов в деятельности, нацеленной на профессиональные инновации [16], будет формировать и корректировать Я-концепцию, способствовать также формированию личностной и социальной идентичности. Все это позволяет глубже подойти к самовосприятию и самосознанию (в том числе профессиональному - одному из важнейших компонентов самопознания [3]), познать себя и как объект восприятия (через создание условий для внутреннего опыта), и как субъект мышления (путем осмысления своего «Я»). Согласно методологии Г. П. Щедровицкого, важно углубленное исследование рефлексии как одного из основных интеллектуальных процессов.

Проведенные исследования группы авторов (Ю. В. Александрова, Н. Л. Карпова, А. В. Суворов, В. Э. Чудновский) показывают, что обязательными условиями иницииро-

вания развития акме является систематическая активность внутреннего мира, направленность, духовно здоровая и положительная продуктивность, в результате чего обнаруживается взаимодействие многочисленных объективных и субъективных факторов, а характер вклада во взаимодействие определяется самим человеком [14]. Существенно, что данным образом развивается не только исключительно духовная, личностная сторона человека, а еще и интеллект.

Внешние детерминанты. К ним относятся наличие информационной базы, разнообразие культурной среды, длительная информационная депривация и потребность творчества в этих условиях. В одном случае информация выступает в качестве источника анализа, систематизации материала и, на этой основе модернизации и творческого подхода. В другом случае именно отсутствие нужной информации ведет к озарению, эвристическим открытиям (информационная депривация отмечается нами в следующей группе детерминант, поскольку ее наличие мы подразумеваем не как организованное, а как сложившееся в силу обстоятельств). Так, Е. С. Синицын в своей работе пишет, что воздействие информационного вакуума на человека двояко: оно может вести к разрушению умения мыслить ясно, но оно же способно оказывать психотерапевтический эффект созидательной силы, который несет в себе дух творчества. Исследователь советует к этим вопросам подходить с позиций нормальной и аномальной деятельности автономного психонейрофизиологического функционального комплекса личности [13].

Под разнообразной культурной средой подразумевается все то, что происходит с человеком в течение жизни [4], то, что человек созидает, чем обогащается.

Стихийные детерминанты: общение с творческими людьми, разнообразие культурной среды, длительная депривация и потребность творчества. В определенных случаях увиденное, услышанное и неспровоцированное общение могут подтолкнуть в нужное русло, способствовать собственному творчеству, генерированию новых идей, в том числе инновационного содержания. Примером здесь могут послужить фильмы, герои которых близки субъекту; вдохновляющая музыка; обстоятельства жизни, которые человек мог не предугадать, но которые оставили особый отпечаток в сфере его мироощущения и в связи с которыми появилась потребность позитивных перемен.

Специально организованные: научная деятельность и социальные институты. Современное российское образование характеризуется модернизацией форм обучения, методов работы, содержательных аспектов процесса получения знаний. Применение разнообразных технологий, которые сегодня реализуются на основе развивающего, гуманистического и компетентностного подходов, определяет цель образования - формирование конкурентоспособного специалиста, готового, как пишет Н. А. Алексеев, к дальнейшей самореализации, выполнению социально востребованной деятельности и общения [1].

Помимо этого, актуальным стало использование в образовании инновационных технологий, которые базируются на принципах развивающего обучения, проблемно-поисковых задачах и полипредметном видении. Отмечается и развитие способностей к переоформлению неадекватных времени и динамике жизнедеятельности схем и норм [4]. Предпосылкой нынешней «постиндустриальной революции» стала главенствующая роль креативного (по Ф. Т. Михайлову), а инновационная культура по определению не может быть рассмотрена вне творческого начала.

Наиболее успешно реализуются те инновационные технологии и формы деятельности, которые в качестве траектории выбрали развитие личности, интенсификацию дея-

тельности и активизацию мышления. Это игровые, проблемные, информационно -коммуникативные технологии, институт тьюторства и оформление портфолио. Они оказывают влияние на студентов в качестве педагогического фактора (через личность преподавателя и ряд академических заданий) и социального (через взаимодействие) [5].

На данную тему написано немало статей и учебных пособий, где подробно приводятся десятки классификаций, уточняются все нюансы психолого-педагогического характера, поэтому нет необходимости подробно останавливаться на этом вопросе.

Научная деятельность, входящая в нашу специально организованную группу детерминант, не представляется сама по себе, в отрыве от инновационной культуры, поскольку образование и наука призваны обеспечить ценностно-смысловое, прогностическое видение деятельности и обеспечение условий развития как общей, так и инновационной культуры личности.

Согласно нашему определению инновационной культуры, представленной как совокупность компетенций, формируемых психолого-педагогическими средствами и являющейся результатом личностно-профессионального роста через эффективное развитие интеллектуальной и творческой сфер [9], мы можем сказать, что научная деятельность в достаточной мере отражает указанные показатели, поскольку в ней происходит планомерное саморазвитие человека, его компетенций через поиск, анализ, систематизацию, размышления, представления, идеи, на основе чего позже можно говорить уже о компетентности - научной, личностной, профессиональной.

Резюме. Каждая из перечисленных групп детерминант по-своему специфична и заслуживает еще более детального изучения, поскольку они многогранны, как и сама личность. Специфика связана с рядом обстоятельств: возрастными особенностями, социальной ситуацией, жизненными приоритетами и ценностями, мировоззрением, развитием самосознания и общим уровнем развития. Такие группы, как «внешние», «внутренние» и «стихийные», сложно поддаются изучению извне, потому что так или иначе связаны с выбором человека: быть или не быть? делать или не делать?

Наиболее оптимальна для изучения группа «специально организованных» детерминант. Например, в образовательной среде имеется возможность системного воздействия и прослеживания их эффективности через разработанные рабочие программы, программы дополнительного образования, актуальные технологии, методы и приемы, обогащенные инновационными ресурсами, целенаправленно способствующие формированию личности, подготавливая ее к преобразованиям в собственной деятельности и привнесению новых социально значимых теоретических и практических идей.

Мы считаем, что ключевые детерминанты способны оказать существенное влияние на личность, особенно в случае, когда человек самостоятельно приходит к пониманию фрагментарности знаний о собственных личностных и образовательных возможностях. А дальнейшее развитие индивидуальной образовательной стратегии возможно, если человек знает свои личностные и интеллектуальные особенности. Все это ведет к потребности образовываться. А мышление человека образованного, как пишет в своей работе Ю. Н. Афанасьев [2], не должно ограничиваться проторенной колеей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н. А. Алексеев. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 332 с.

2. Афанасьев, Ю. Н. Образовательные антиутопии / Ю. Н. Афанасьев // Отечественные записки. -2002. - № 1. - С. 40.

3. Беляев, О. Б. Динамика профессионального самосознания офицера в ходе обучения в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования / О. Б. Беляев // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России (Москва, 8-12 декабря 2008 г.). - М. : Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. - С. 413-414.

4. Бутырин, Г. Н. Коммуникация и образование / Г. Н. Бутырин, Л. Н. Жилина. - М. : Гардарики, 2008. - 319 с.

5. Высочина, Т. А. Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспита-

тельной систем в условиях СПО / Т. А. Высочина, Л. И. Желудкова, Н. А. Плохова // Актуальные задачи пе-

дагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита : Молодой ученый, 2013. -

С. 110-113.

6. Горенков, Е. М. Преобразовательно-ориентированные исследования инновационного потенциала современного специалиста / Е. М. Горенков // Начальная школа. - 2013. - № 4. - С. 90-94.

7. Долгова, В. И. Акмеологические детерминанты инновационной культуры руководителей [Электронный ресурс] / В. И. Долгова. - Режим доступа : http://gisap.eu/ru/node/6811

8. Елизарова, Л. Е. Инновационная культура личности и общества: сущность и условия формирования / Л. Е. Елизарова, Л. А. Холодкова, В. П. Чернолес // Инновации в образовании. - 2006. - № 3. - С. 74-83.

9. Карамаликова, Н. В. Формирование инновационной культуры студентов педагогического колледжа в условиях внедрения новых ФГОС / Н. В. Карамаликова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 3 (83). - С. 142-146.

10. Ларичева, Е. А. Формирование и совершенствование инновационной культуры на предприятии [Электронный ресурс] / Е. А. Ларичева. - Режим доступа : http://science-bsea.bgita.ru/2013/ekonom_ 2013_19/laricheva_form.htm

11. Николаев, А. И. Инновационное развитие и инновационная культура / А. И. Николаев // Вопросы культурологии. - 2006. - № 3. - С. 86-90.

12. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gov.garant.ru/document?id=55070647&byPara=1&sub=1

13. Синицын, Е. С. Фантастические возможности мозга в экстремальных ситуациях. Структурно-осевой анализ «Шахматной новеллы» С. Цвейга / Е. С. Синицын. - Новосибирск : Изд-во НГАХА, 2010. -94 с.

14. Факторы развития личностного акме [Электронный ресурс]. - Режим доступа : medicinapedi-ya.ru/akmeologiya_770/faktoryi-razvitiya-lichnostnogo.html

15. Фокина, В. Н. Формирование инновационной культуры преподавателя вуза: социологический аспект управления : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 / В. Н. Фокина. - М., 2001. - 21 с.

16. Холодкова, Л. А. Инновационная культура субъектов высшего профессионального образования / Л. А. Холодкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2006. - Т. 6. - Вып. 3. - С. 78-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.