УДК 159.9.378
ДЕТЕРМИНАНТЫ ГЕНЕЗИСА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
© 2018
Карапетян Лариса Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (620075, Россия, Екатеринбург, проспект Ленина, 51,e-mail: [email protected]) Глотова Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории педагогической психологии, профессор кафедры психологического образования и педагогики факультета психологии Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9,e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена обзору и обобщению исследований, посвященных изучению условий переживания человеком благополучия / неблагополучия. Осуществлена попытка не только систематизировать накопленный опыт исследования условий и факторов, влияющих на становление и функционирование внутреннего благополучия, но и проанализировать их по отношению к эмоционально-личностному благополучию. Под эмоционально-личностным благополучием авторами понимается целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека. Авторы полагают, что на генезис и функционирование эмоционально-личностного благополучия влияют социальные, вну-триличностные и организмические детерминанты, и, основываясь на трудах отечественных и зарубежных ученых, конкретизируют проявления и специфику каждого вида детерминант. Показано, что в качестве социальных детерминант могут рассматриваться социально-демографические факторы, безопасные условия жизнедеятельности, материальная обеспеченность, особенности профессиональной деятельности, наличие социальной поддержки и уровень культуры окружающей среды. Большую роль в переживании того или иного уровня внутреннего благополучия играют внутриличностные детерминанты, связанные с индивидуальными особенностями психических процессов, психических состояний и свойств личности. Значимым является также влияние на переживание благополучия ор-ганизмических детерминант, а именно, состояния здоровья и физического состояния человека. Эмпирически доказано, что пол, возраст, образование и профессиональный статус являются детерминантами эмоционально-личностного благополучия. Полученные данные могут быть использованы при работе по оптимизации внутреннего благополучия с разными категориями респондентов.
Ключевые слова: эмоционально-личностное благополучие, генезис, социальные детерминанты, внутрилич-ностные детерминанты, организмические детерминанты, самооценка эмоционально-личностного благополучия.
DETERMINANTS OF THE GENESIS AND FUNCTIONING OF EMOTIONAL AND PERSONAL WELL-BEING
© 2018
Karapetyan LarisaVladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the department of general and social psychology Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (620075, Russia, Yekaterinburg, Lenin Avenue, 51, e-mail: [email protected]) Glotova Galina Anatolyevna, doctor of psychological sciences, professor, leading researcher of the Laboratory of pedagogical psychology, professor of the department of psychological education and pedagogy of the faculty of psychology Moscow State University named after M.V. Lomonosov (125009, Russia, Moscow, Mohovaya street, 11, b. 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the review and generalization of studies devoted to the study of human well-being / distress. An attempt is made not only to systematize the accumulated experience of studying the conditions and factors affecting the formation and functioning of internal well-being, but also to analyze them in relation to emotional and personal well-being. Under the emotional and personal well-being of the authors is understood as a holistic existential experience of the state of harmony between the inner and outer world, arising in the process of life, activity and communication of a person. The authors believe that the Genesis and functioning of emotional and personal well-being is influenced by social, intrapersonal and organism determinants and, based on the works of domestic and foreign scientists, concretize the manifestations and specifics of each type of determinants. It is shown that social determinants can be considered as socio-de-mographic factors, safe living conditions, material security, features of professional activity, the presence of social support and the level of culture of the environment. An important role in the experience of a particular level of inner well-being is played by intrapersonal determinants associated with the individual characteristics of mental processes, mental States and properties of the individual. It is also important to influence the experience of well-being of the body determinants, namely, the health and physical condition of the person. It is empirically proved that gender, age, education and professional status are determinants of emotional and personal well-being. The obtained data can be used to optimize internal well-being with different categories of respondents.
Keywords: emotional and personal well-being, genesis, social determinants, intrapersonal determinants, body determinants, self-assessment of emotional and personal well-being.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Интерес ученых к проблеме внутреннего благополучия человека на протяжении ряда последних лет продолжает нарастать, при этом исследуются такие его феноменологические особенности, как виды (субъективное, психологическое, профессиональное, психоэмоциональное и др.), уровни, компоненты, типы, корреляты. Однако вопросы изучения условий формирования определенных особенностей и степени переживания внутреннего благополу-
чия требуют дальнейшей систематизации. Проведенный анализ литературных источников по психологии и смежным научным дисциплинам в области изучения феноменов благополучия позволил нам ввести новое понятие «эмоционально-личностного благополучие» и дать ему определение.
Эмоционально-личностное благополучие - это целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения чело-
Карапетян Лариса Владимировна, Глотова Галина Анатольевна ДЕТЕРМИНАНТЫ ГЕНЕЗИСА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ...
века. Результатом снижения уровня такой гармонии является переживание состояния эмоционально-личностного неблагополучия [1, стр. 102]. При этом возникает закономерный вопрос: почему у одних людей состояние гармонии между внутренним и внешним миром достаточно длительное и стабильное, проявляется в разных областях деятельности, а у других ситуативное, кратковременное и слабовыраженное. Поиск ответа на данный вопрос и явился целью нашего исследования. Была выдвинута гипотеза, что разные варианты становления и проявления эмоционально-личностного благополучия, его генезиса и функционирования обусловливает целый ряд детерминант, которые нами подразделяются на социальные, внутриличностные и организмические, что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Детерминанты эмоционально-личностного благополучия
Особенности влияния различных детерминант на эмоционально-личностное благополучие и его самооценку могут становиться самостоятельным предметом исследования, аналогично тому, как это сделано Р.М. Шамионовым (2015) относительно изучения социокультурной детерминации субъективного благополучия личности. Мы разделяем точку зрения Р.М. Шамионова, что «существенными для переживания счастья, благополучия выступают культурные феномены. Безусловно, они обусловливают его не сами по себе, а в комплексе с другими явлениями, в ряду которых и социальные, и психофизиологические, психологические и социально-психологические» [2, с. 216]. Выделенные нами детерминанты, влияющие на становление особенностей эмоционально-личностного благополучия, определяющие его уровень у конкретного человека, перекликаются с теми детерминантами субъективного благополучия, о которых пишет Р.М Шамионов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам благополучия/неблагополучия человека позволяет более детально охарактеризовать выделенные нами социальные, внутриличностные и организмические детерминанты эмоционально-личностного благополучия человека.
Так, в качестве важных ряд исследователей выделяют социально-демографические факторы (возраст, пол, образование) [3; 4]. Одним из социальных условий является безопасность жизнедеятельности личности, поскольку фрустрация потребности в безопасности негативно влияет на переживание человеком внутреннего благополучия/неблагополучия [5]. Есть исследования, которые доказывают, что специфика профессиональной деятельности во многом определяет особенности внешних условий, обеспечивающих характерный для человека уровень внутреннего благополучия [6; 7]. Многие исследования касаются рассмотрения влияния на благополучие человека степени его материальной обеспечен-
ности [8; 9], наличия или отсутствия социальной поддержки [2; 10] и благоприятной для развития и самоактуализации культурной среды [11; 12].
Несмотря на то, что социальные факторы оказывают огромное влияние на генезис и актуальное переживание благополучия/неблагополучия, его особенности зависят не только от внешних условий (как управляемых, так и не управляемых). Большую роль в переживании человеком эмоционально-личностного благополучия играют и внутриличностные детерминанты, связанные с индивидуальными особенностями его психических процессов [13], психических состояний [14] и психических (психологических) свойств личности [15; 16]. Вопросы переживаемого человеком благополучия затрагивались при изучении творческих способностей [17], уровня развития интеллекта [18], внутренней мотивации деятельности [19], психологической упругости (resilience) [20], жизнестойкости [21], адаптированности / дезадаптиро-ванности в социуме [22], самопринятия [23] и принятия других [24], степени выраженности стремления к доминированию [25], наличия или отсутствия проявлений профессионального выгорания [26], отношения к риску [27] и многих других качеств. Ряд исследователей отмечают, что люди могут адаптироваться к психотравми-рующим событиям, стрессам, трудностям, со временем к ним возвращается способность испытывать положительные эмоции, радоваться жизни [28], тем самым подчеркивается связь адаптационных способностей и внутреннего благополучия человека. Зарубежными психологами получены данные, из которых следует, что люди, которые способны сохранять положительное эмоциональное состояние при столкновении со стрессами, демонстрируют высокий уровень сопротивляемости [29]. Эмпирические данные показывают, что положительные эмоции способствуют процессу адаптации к острым и хроническим стрессовым ситуациям [30]. А.И. Донцов с соавторами отмечают, что адаптационные способности позитивно влияют на работоспособность и эффективность деятельности [11].
На переживание человеком благополучия/неблагополучия оказывают влияние и организмические условия, а именно физическое состояние человека (усталость, напряжение, скованность, телесные зажимы) и состояние здоровья [31].
Формирование целей статьи. Таким образом, проанализированные три группы детерминант - социальные, внутриличностные и организмические - позволяют объяснить и охарактеризовать генезис у человека определенного уровня эмоционально-личностного благополучия. Притом, что одни детерминанты являются более устойчивыми, действуют перманентно, другие - ситуативно, с разной степенью интенсивности, но все они влияют на каждого человека, и, преломляясь через его индивидуальный опыт и особенности реальной ситуации, формируют критерии благополучия и определяют его выраженность. Именно поэтому отношения людей к различным аспектам жизни, позволяющим испытывать благополучие/неблагополучие, изменчивы и неоднозначны. В данной статье мы остановимся на эмпирическом исследовании социальных детерминант эмоционально-личностного благополучия.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В исследовании приняли участие 2229 человек разного пола, возраста, образования и профессионального статуса (врачи, педагоги, психологи, рабочие и инженеры промышленных предприятий, менеджеры и представители других профессиональных групп).
Для изучения эмоционально-личностного благополучия нами разработана исследовательская методика СЭЛБ («Самооценка эмоционально-личностного благополучия») [1, с. 106]. Респонденты заполняли бланк с девятью моно-шкалами: «счастливый», «успешный», «пессимист», «везучий», «компетентный», «несчастли-
вый», «оптимист», «надежный», «завистливый», оценивая себя в настоящий момент по каждой из девяти моно-шкал по семибалльной системе от 1 («совершенно точно, нет») до 7 («совершенно точно, да»). Далее вычислялись суммарные показатели: показатель эмоционального благополучия А («счастливый», «везучий», «оптимист»), показатель личностного благополучия В («успешный», «компетентный», «надежный»), (А+В) - суммарный показатель «эмоционального» и «личностного» благополучия; показатель неблагополучия С («пессимист», «несчастливый», «надежный») и общий индекс эмоционально-личностного благополучия (А+В-С) [1, с. 106]. Данная методика была проведена на 2229 респондентах из 9 групп - 8 профессиональных групп и 1 группы сравнения (осужденных). Респонденты имели разный уровень образования и были отнесены к 10 возрастным подгруппам. В качестве социальных детерминант мы рассматривали такие социально-демографические характеристики респондентов, как пол, возраст, образование, вид деятельности. При обработке полученных данных применялись двухшаговый кластерный анализ, непараметрический критерий различий Колмогорова-Смирнова, критерий ф* - угловое преобразование Фишера.
Для изучения влияния на самооценку эмоционально-личностного благополучия такой детерминанты, как пол, нами был проведен сравнительный анализ средних значений параметров методики СЭЛБ у женщин и мужчин. Отметим, что соотношение женщин и мужчин в выборочной совокупности (п=2229) было следующим: женщин 1408 (63,17 %), мужчин 821 (36, 83 %), то есть соотношение выборок 1,71:1,00 (что соответствует особенностям генеральной совокупности).
Анализ достоверности различий средних баллов по девяти моно-шкалам между женской и мужской выборками выявил статистически достоверные различия по трем моно-шкалам, что представлено в таблице 1. В частности, женщины оценили себя как статистически достоверно более «надежных» и большими «оптимистами», чем мужчины. Мужчины же оценили себя как статистически достоверно более «завистливых», чем женщины. Фактически мы можем отметить более высокую роль негативных параметров С («пессимист», «несчастливый», «завистливый») у респондентов мужской выборки. Достоверно ниже у мужчин и обобщенный показатель методики СЭЛБ - индекс самооценки эмоционально-личностного благополучия.
Таблица 1 - Достоверность различий (критерий Колмогорова-Смирнова) средних значений по моношкалам методики СЭЛБ между женской и мужской выборками
Женщины, М {п=1408) Мужчины, М (п=821) Z SiS
Счастливый 4,79 4,71 ,767 ,599
Везучий 4,43 4,57 1,031 ,238
Оптимист 5,38 5,19 1,574 ,014
Успешный 4,50 4,57 ,780 ,578
Компетентный 4,91 4,87 .366 .999
Надежный 5,78 5,59 1,852 ,002
Пессимист 2,23 2,41 1,265 ,081
Несчастливый 2,04 2,18 1,290 ,072
Завистливый 1,54 1,78 1,790 ,003
А 14,61 14,48 1,210 .107
В 15,18 15,03 ,652 .789
А+В 29,79 29,51 .986 ,286
С 5,82 6,37 1,948 ,001
А+В-С 23,97 23,15 1.931 .001
на группы молодого, среднего и старшего (зрелого) возраста, которые, в свою очередь, были разделены на 10 возрастных групп с интервалом в 5 лет. Исследование показало, что внутри типов самооценки эмоционально-личностного благополучия проявляется специфическая возрастная динамика его особенностей, что представлено на рисунке 2.
На основании оценок по отдельным моно-шкалам методики СЭЛБ был проведен двухшаговый кластерный анализ, в результате которого испытуемые разделились на четыре подгруппы: две основные (с выраженной позитивной и выраженной негативной оценкой испытуемыми собственного эмоционально-личностного благополучия) и две промежуточные (со слабой позитивной и слабой негативной самооценкой эмоционально-личностного благополучия).
Возраст как детерминанта эмоционально-личностного благополучия изучался при сегментации выборки
Рисунок 2 - Представленность типов СЭЛБ в десяти возрастных группах
Подвыборка молодого возраста включает три возрастных группы: «20 лет и меньше», «21-25 лет» и «26-30 лет». Самый высокий уровень эмоционально-личностного благополучия (по соотношению процентов лиц, демонстрирующих разные типы оценки собственного эмоционально-личностного благополучия) отмечен в группе «21-25 лет».
Подвыборка среднего возраста при делении на десять возрастных групп распадается на четыре группы («31-35 лет», «36-40 лет», «41-45 лет», «46-50 лет»), которые объединяет наличие достаточно стабильного процента лиц со слабой позитивной СЭЛБ (все различия между этими четырьмя группами по данному показателю являются недостоверными).
Подвыборка старшего возраста включает три подгруппы: «51-55 лет», «56-60 лет», «старше 60 лет». В группе «51-55 лет» в сравнении с предыдущим периодом («46-50 лет») достоверно возрастает (р<0,01) процент лиц со слабой позитивной СЭЛБ, также достоверно (р<0,01) снижается процент лиц с выраженной негативной СЭЛБ.
Хотелось бы отметить важную, на наш взгляд, особенность выраженности СЭЛБ, связанную с возрастом, которую условно можно обозначить как «реакцию на «круглые» даты». Эта особенность более свойственна мужчинам, и выражается в достоверном нарастании процента лиц с выраженной негативной СЭЛБ в преддверии «круглых» дат, что может свидетельствовать об интолерантности части респондентов к параметру возраста. Реакции на «круглые» даты у женщин выражены менее отчетливо. В целом, у женщин можно отметить некоторое снижение СЭЛБ в двух возрастных периодах: «20 лет и меньше» и в «26-30 лет». У мужчин нарастающее снижение эмоционально-личностного благополучия обнаруживается в четырех возрастных периодах: «20 лет и меньше», «26-30 лет», «36-40 лет», «46-50 лет».
Влияние образования как одной из социальных детерминант эмоционально-личностного благополучия, изучалось на основе сравнения лиц со средним, средним профессиональным, незаконченным высшим и высшим образованием, а также без образования - от 4 до 8 классов. Полученные данные показали, что прослеживается отчетливая предрасположенность к положительной оценке своего эмоционально-личностного благополучия респондентами, имеющими высшее образование (66,46 % респондентов с высшим образованием имеют позитивную СЭЛБ (выраженную и слабую). Тогда как респонденты старше 18 лет, не получившие среднего образования, в большинстве (88,89 %) имеют негативную СЭЛБ (выраженную и слабую). Таким образом, можно сделать вывод о том, что образование является достаточно весомым фактором в формировании оценки собственного эмоционально-личностного благополучия.
Карапетян Лариса Владимировна, Глотова Галина Анатольевна ДЕТЕРМИНАНТЫ ГЕНЕЗИСА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ...
Профессиональный статус как детерминанта эмоционально-личностного благополучия изучался при сравнении профессиональных групп, группой сравнения при этом выступали осужденные. Полученные результаты отражены в таблице 2.
Таблица 2 - Представленность типов СЭЛБ у групп респондентов, имеющих отношение к разным видам деятельности
Выраженная Слабая Слабая Выраженная
позитивная СЭЛБ позитивная СЭЛБ негативная СЭЛБ негативная СЭЛБ
Врачи 29,41% 37,65% 22,35% 10,59%
Во енно служащие 25,17% 42,95% 25,84% 6,04%
Педагоги 19,91% 48,87% 18,55% 12,67%
Менеджеры 19,34% 41,51% 18,87% 20,28%
Студенты 1829% 42,82% 20,83% 18,06%
Психологи 15,75% 53,54% 20,87% 9,34%
ИТР 1439% 45,08% 20,45% 20,08%
Рабочие 11,61% 51,79% 1429% 2232%
Осужденные 4,27% 13,96% 14,53% 67,24%
В ходе анализа удалось установить, что склонность человека к той или иной оценке своего эмоционально-личностного благополучия определенно зависит от того, каким видом деятельности он занимается. Так, выраженная позитивная СЭЛБ в большей степени представлена в группах врачей и военнослужащих. Выраженная негативная СЭЛБ больше представлена в группах рабочих, ИТР и менеджеров, а явно отрицательные оценки эмоционально-личностного благополучия преобладают лишь в сегменте осужденных.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщая полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Эмоционально-личностное благополучие человека детерминировано социальными, внутриличностными и организмическими факторами. Важной детерминантой эмоционально-личностного благополучия является пол респондентов: женщины склонны более высоко оценивать свое эмоционально-личностное благополучие, по сравнению с мужчинами. Влияние возраста в качестве детерминанты эмоционально-личностного благополучия не является однозначным, поскольку не имеет линейной возрастной зависимости, а волнообразно меняется с периодичностью в 5 лет - от высокого к низкому и обратно. Образование, как детерминанта эмоционально-личностного благополучия проявило себя в том, что респонденты с высшим образованием наиболее высоко оценивают свое эмоционально-личностное благополучие. Эмоционально-личностное благополучие также детерминировано и видом профессиональной деятельности респондентов: наиболее высокие показатели эмоционально-личностного благополучия отмечены в группах врачей и военнослужащих, чья деятельность характеризуется значительной напряженностью и ответственностью, а наиболее низкие - в группе осужденных.
На представленные в исследовании данные можно опираться, проводя практическую работу по гармонизации эмоционально-личностного благополучия у различных категорий респондентов. Изучение влияния других групп детерминант рассматривается нами как перспектива дальнейшего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карапетян Л.В. Эмоционально-личностное благополучие /Л.В. Карапетян, Г.А. Глотова. Екатеринбург: Изд-во Уральского ин-та ГПС МЧС России, 2017. 211 с.
2. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности:социокультурная детерминация // Известия Саратовского ун-та. 2015. Т. 4. Вып. 3 (15). С. 213-218.
3. Зотова О.Ю. Психологическое благополучие личности: монография /О.Ю.Зотова. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. 312 с.
4. Friedman H.S. Personality and Health, Subjective Well-Being, and Longevity / H.S. Friedman, M.L. Kern, Ch.A. Reynolds // Journal of Personality. 2010. Vol. 78 (1). P. 179-216.
5. Гафиатулина Н.Х. Формирование социального здоровья российской молодежи как основание ее пси-
хологической безопасности в кризисных условиях жизнедеятельности - в сборнике: Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сб. научных статей Vмеждунар. науч.-практ. конф. Владивосток, 2015. С. 34-41.
6. Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Заусенко Ирина Викторовна. Екатеринбург, 2012. 23 с.
7. Graham J.R. Social work practitioners and subjective well-being: personal factors that contribute to high levels of subjective well-being / J.R.Graham, M.L.Shier // International social work. 2010. Vol. 53 (6). P. 757-772.
8. Хащенко В.А. Социально-психологическая детерминация субъективного экономического благо-получия:автореф. дис..докт. психол. наук: 19.00.05 / Хащенко Валерий Александрович. Москва, 2012. 50 с.
9. Caporale G.M. Income and happiness across Europe: do reference values matter? / G.M. Caporale, Y. Georgellis, N.T sitsianis, Y.P. Yin // Journal of Economic Psychology. 2009. Vol. l. P. 42-51.
10. Suh E.M. Downsides of an overly context-sensitive self: implications from the culture and subjective well-being research / E.M. Suh // Journal of personality. 2007. Vol. 75 (6). P. 1321-1343.
11. Донцов А.И., Объективное и субъективное благополучие: два подхода к исследуемой проблеме /А.И. Донцов, Е.Б. Перелыгина, А.М. Рикель // Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 3-14.
12. Uchida Y. The happiness of individuals and the collective / Y. Uchida, S. Oishi // Journal of psychological research. 2016. Vol. 58 (1). P. 125-141.
13. Bassо M.R. Mood and global-local visual processing / M.R. Bassо, B.K. Scheft, M.D. Ris, W.N. Dembr // Journal of the international neuropsychological society. 1996. 2. P. 249-255.
14. Diener E., Larsen R.J. The subjective experience of emotional well-being. In: Handbook of emotions. New York: Guilford Press, 1993. P. 405-415.
15. Минюрова С.А. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога / С.А. Минюрова, И.В. Заусенко // Педагогическоеобразование в России. 2013. № 1. С. 94-101.
16. Soto C.J. Is happiness good for your personality? Concurrent and prospective relations of the big five with subjective well-being / C.J. Soto // Journal of personality. 2015. Vol. 83 (1). P. 45-55.
17. Водяха С.А. Креативность студентов как предиктор психологического благополучия и жизнестойкости / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 94-99.
18. Огородова Т.В. Интеллектуальный ресурс как предиктор копинг-стратегий и психологического благополучия - в сборнике: Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина. ИП РАН, 25 - 26 сентября 2015 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 156-158.
19. Ryan R.M. On happiness and human potentials: are view of research on hedonic and eudaimonic well-being / R.M. Ryan, E.L. Deci // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P.141-166.
20. Edward K. Resilience: when coping is emotionally intelligent / K. Edward, P. Warelow //Journal of the american psychiatric nurses association. 2005. Vol. 11 (2). P. 101-102.
21. Холодкова О.Г. Жизнестойкость и психологическое благополучие студентов / О.Г. Холодкова, Е.А. Кабанченко // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. №3 (28). С. 80-83.
22. Козьмина Л.Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности
студентов психологов / Л.Б.Козьмина // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1. С. 193— 197.
23. Бескова Т.В. Соотношение психологического благополучия с нравственностью и религиозностью личности [Электронный ресурс] / Т.В.Бескова // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 4. Режим доступа: http://dx.doi. org/10.18384/2224-0209-2015-4-712.
24. Павлоцкая Я.И. Соотношение психологического благополучия и социально-психологических характеристик личности: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.05 / Павлоцкая Яна Игоревна. Волгоград, 2015. 23 с.
25. Сачкова М.Е. Психологическое благополучие в контексте представлений студентов о высоком социальном статусе / М.Е.Сачкова, И.Н.Тимошина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 4. С. 80-87.
26. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова. СПб.: Питер, 2008. С. 204-205.
27. Маргарян Н.Д. Связь склонности к риску и психологических защит подростков в рамках психологической безопасности личности [Электронный ресурс] / Н.Д. Маргарян // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. Режим доступа: http://psychology.snauka. ru/2016/03/6552.
28. Neimeyer R.A. Meaning reconstruction and experience of loss / R.A. Neimeyer // Washington: Sheridan Books, 2001. 359 p.
29. Dillon K.M. Positive emotional states and enhancement of the immune system / K.M.Dillon, B. Minchoff, K.H. Baker // International journal of psychiatry in medicine. 1985. Vol. 15. P. 13-18.
30. Folkman S. Positive affect and the other side of coping / S.Folkman, J.T.Moskowitz // American Psychologist. 2000. Vol. 55. P. 647-654.
31. Diener E. National accounts of subjective well-being / E. Diener, S. Oishi, R.E. Lucas // American Psychologist. 2015. Vol. 70. P. 234-242.
Статья поступила в редакцию 26.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018