расходов в выплатах составляла в 2019-м году 1,38 % в Российской Федерации, в то время как для США характерно значение показателя в размере 0,41 %. Для устранения такого недочета и повышения эффективности работы системы предлагается автоматизировать большую часть операционных процессов, которые связаны со сбором и обработкой информации, а также управлением денежными потоками. Указано, что следует отказаться от использования технологии блокчейн, так как в случае с Пенсионным фондом такая технология не имеет преимуществ по сравнению с централизованным учетом.
Источники:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации. Годовой отчет 2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2017_1.pdf (дата просмотра 03.06.2020)
2. Пенсионный фонд Российской Федерации. Годовой отчет 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Pension-fund-Annual-report-2018.pdf (дата просмотра 03.06.2020)
3. Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 28.11.2018 N 432-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312086/ (дата просмотра 03.06.2020)
4. Old-Age and Survivors Insurance Trust Fund,1937-2019, [In millions] [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ssa.gov/oact/STATS/table4a1 .html#cost (дата просмотра 03.06.2020)
5. Музаев М. З., Денисова И. П., Цифровые страховые сервисы на службе региональной пенсионной системы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — №3 (59) - С.1-12
References:
1. Pension fund of the Russian Federation. Annual report 2017 [Electronic resource] - Access mode: https://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2017_1.pdf (view date: 03.06.2020).
2. Pension fund of the Russian Federation. Annual report 2018 [Electronic resource] - Access mode: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Pension-fund-Annual-report-2018.pdf (view date: 03.06.2020).
3. Federal Law "On the budget of the Pension Fund of the Russian Federation for 2019 and for the planning period of2020 and 2021" of 28.11.2018 N 432-FZ (last edition) [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_312086/ (date of viewing 03.06.2020).
4. Old-Age and Survivors Insurance Trust Fund,1937-2019, [In millions] [Electronic resource] - Access mode: https://www.ssa.gov/oact/STATS/table4a1.html#cost (viewing date: 03.06.2020).
5. Muzaev, M.Z.; Denisova, I.P.; Digital insurance services at the service of a regional pension system (in Russian) // Regional economics and management: electronic scientific journal. — №3 (59) - С.1-12
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10413
А.Б. Урусова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],
A. B. Urusova - associate Professor of Economics, Ph. D., North Caucasus state Academy.
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ KEY ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В работе систематизированы ключевые аспекты развития пенсионной системы Российской Федерации, которые создают трудности на пути обеспечения сбалансированности притока и оттока денежных средств. Подчеркнуты такие важные проблемы как наличие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, высокий уровень административной нагрузки на пенсионную систему, а также существенное превышение объемом социальных выплат чистого инвестиционного портфеля, который сформирован для генерирования доходов с целью покрытия части расходов организации. Проводится сравнение основных индикаторов эффективности пенсионной системы Российской Федерации с такими же показателями пенсионной системы США. Указаны направления дальнейшего развития пенсионной системы Российской Федерации для восстановления устойчивого положения как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Предложено пополнить инвестиционную часть активов Пенсионного фонда Российской Федерации для снижения соотношения между социальными выплатами и чистыми активами, в которые инвестированы средства Пенсионного фонда.
Abstract. The paper systematizes the key aspects of the development of the pension system of the Russian Federation, which create difficulties in ensuring a balanced inflow and outflow of funds. Such important problems as the budget deficit of the Pension Fund of the Russian Federation, the high level of administrative burden on the pension system, as well as the significant excess of social payments by the net investment portfolio, which is formed to generate income to cover part of the organization's expenses, are highlighted. The main indicators of the effectiveness of the pension system of the Russian Federation are compared with the same indicators of the US pension system. The directions of further development of the pension system of the Russian Federation are indicated for the restoration of a stable position in both short and long term. It is proposed to replenish the investment part of the assets of the Pension Fund of the Russian Federation in order to reduce the ratio between social payments and net assets in which the funds of the Pension Fund are invested.
Ключевые слова: Пенсионный фонд, дисбалансы Пенсионного фонда, административная нагрузка, стоимость чистых активов Пенсионного фонда, социальные выплаты к инвестициям, дефицит бюджета Пенсионного фонда, развитие Пенсионного фонда, аспекты развития пенсионной системы, проблемные стороны Пенсионного фонда
Keywords: Pension fund, Pension fund imbalances, administrative burden, Pension fund net assets value, social payments for investments, Pension fund budget deficit, Pension fund development, pension system development aspects, Pension fund problems
Долгосрочными проблемами, которые приводят к дисбалансам в рамках пенсионной системы Российской Федерации, являются изменение структуры населения в разрезе возраста и увеличение доли пенсионеров. В течение последних двух лет были предприняты значительные шаги по обеспечению сбалансированности системы, в том числе повышается возраст выхода на пенсию. Однако можно ожидать, что такие мероприятия не позволят полностью решить проблему дисбалансов в рамках финансовой системы профильной организации, поэтому необходимо выделение ключевых проблемных аспектов пенсионной системы и определение возможных направлений ее дальнейшего развития.
Целью работы является систематизация ключевых проблемных особенностей пенсионной системы Российской Федерации.
Основным методом исследования является статистический анализ.
Для пенсионной системы Российской Федерации характерно несколько ключевых аспектов, которые создают трудности на пути дальнейшего развития. Их понимание позволит обосновать оптимальные направления повышения финансовой независимости профильной организации, а также понять вызовы и риски, которые характерны для системы в целом. Динамика объема дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации представлена на рисунке 1.
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
Рисунок 1 - Динамика объема дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
в 2017-2019 гг., млрд. руб. [1; 2; 6]
Как показано на рисунке, несмотря на постоянную работу по устранению дисбаланса в рамках притока и оттока денежных средств в рамках пенсионной системы все же наблюдается существенный дефицит и в 2015-м году. Хотя в 2019-м году показатель существенно ниже, чем в 2018-м году, когда он составлял 159,1 млрд рублей, но все же значение в размере 24 млрд рублей указывает на необходимость дальнейшего поиска резервов увеличения притока денежных средств и снижения оттока. Такая ключевая особенность пенсионной системы проявляет свое влияние в течение последних десятилетий, приводит к дополнительной нагрузке на фонд оплаты труда занятых лиц, в то же время не позволяет поддерживать уровень потребления пенсионеров и других социально незащищенных групп на надлежащем уровне.
Одной из причин такого явления следует считать недостаточно эффективное управление активами, доходами и расходами организации. Если сравнивать такой аспект с другими странами, то можно заметить, что российский Пенсионный фонд тратит на выполнение административной функции существенно больше в пересчете на каждый рубль, который направлен на социальное обеспечение граждан.
159,1
59,4
О Л
24
2017 2018 2019
1,60 1,40
1--"Г-*
1,36
1,20 ! 36 1,40 1,38
1,00 0,80 -
0,60 ^ 0,46__0,45 0,41
0,40 и • ь
0,20
0,00 -
2017 2018 2019
-•-РФ США
Рисунок 2 - Уровень административной нагрузки на пенсионные системы различных стран
в 2017-2019 гг., % [1; 2; 6; 7]
Как показано на рисунке 2, в 2019-м году на каждые 100 руб., которые были потрачены на социальные выплаты, Пенсионный фонд расходовал 1,38 руб. на выполнение административной функции. Для национального пенсионного фонда США такой показатель составляет лишь 0,41 %. При этом наблюдается негативная тенденция по отношению к российской пенсионной системе, а именно постоянное колебание значения и в целом его повышение в 2019-м году по сравнению с 2017 г., в то время как в США установилась четкая тенденция постоянного сокращения административной нагрузки на пенсионную систему страны. Таким образом, больше средств остается на обеспечение социальной защиты граждан, формирование инвестиций, решение других задач, которые являются более важными, чем выплата заработной платы и организация условий труда самих сотрудников Пенсионного фонда.
Еще одним ключевым аспектом является чрезмерно высокое соотношение социальных выплат к стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений. Так в США социальные выплаты составляют 0,32 от инвестиционного портфеля национального пенсионного фонда, в то время как в России на каждый рубль финансовых инвестиций в различные инструменты фондового рынка и других сегментов финансового рынка приходится аж 4,6 рублей социальных выплат.
Очевидно, что американская пенсионная система является более финансово независимой, способной сгенерировать значительную часть доходов самостоятельно для того, чтобы покрыть потребность в рамках текущей деятельности. Очевидно, что такая ситуация позволяет снижать фискальную нагрузку на участников хозяйственной системы. Как результат, американская пенсионная система по сравнению с российской обеспечивает повышение конкурентоспособности национальных предприятий на международном рынке. Очевидно, что для решения существующих проблем целесообразно следовать американскому опыту в этой сфере (Рисунок 3).
5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00
2017 2018 2019
РФ США
Рисунок 3 - Соотношение социальных выплат к стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений в 2017-2019 гг., ед. [3; 4; 5]
Учитывая выявленное, считаем, что целесообразно работать направления формирования существенного инвестиционного портфеля Пенсионного фонда, что позволит генерировать значительную часть доходов для покрытия части социальных расходов организации. В качестве источника средств для создания условий устойчивого положения Пенсионного фонда Российской Федерации предлагается использовать ресурсы Фонда национального благосостояния. На начальном этапе предлагается внести в Пенсионный фонд объем средств, который равен сумме его годовых социальных обязательств.
Эти средства следует направить в консервативные инвестиции, которые будут создавать относительно устойчивый денежный поток. Конечно, на начальном этапе не следует снижать нагрузку на работодателей и других участников системы в связи с осуществлением социальных платежей. Как результат, со временем такая политика позволит существенно увеличить объем чистых активов, в которые инвестированы средства Пенсионного фонда, а в среднесрочной перспективе это обеспечит достижение такого же соотношения социальных выплат к стоимости чистых активов, как это характерно для пенсионной системы США. В конечном итоге это позволит несколько снизить нагрузку на предприятие в связи с необходимостью погашать обязательства перед Пенсионным фондом, другими социальными внебюджетными фондами Российской Федерации. А значит валовый внутренний продукт и прочие показатели, характеризующие уровень национального благосостояния, будут повышаться.
Кроме этого, целесообразно искать возможности для сокращения уровня расходов на управление организацией, стремится к тем значениям, которые характерны для развитых стран, например, для США. Для этого следует автоматизировать часть функций, которые выполняют различные подразделения Пенсионного фонда, в том числе бухгалтерии, документооборота, осуществления финансовых платежей.
Заключение. Подводя итог, отметим, что предложено пополнить инвестиционный портфель Пенсионного фонда за счет части средств Фонда национального благосостояния. Это позволит решить проблему чрезмерного соотношения социальных выплат к стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений. Со временем это обеспечит увеличение стоимости таких чистых активов, повышение финансовой независимости Пенсионного фонда по сравнению с текущим положением. Кроме этого, целесообразно искать возможности для снижения расходов на управление Пенсионным фондом, например, используя возможности цифровизации. Среди ключевых аспектов, которые сдерживают активное развитие пенсионной системы Российской Федерации выделены дефицит бюджета, высокий уровень административной нагрузки, а также высокое соотношение социальных выплат к стоимости чистых активов, которые инвестированы в различные финансовые инструменты.
Источники:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации. Годовой отчет 2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2017_1.pdf (дата просмотра 03.06.2020)
2. Пенсионный фонд Российской Федерации. Годовой отчет 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Pension-fund-Annual-report-2018.pdf (дата просмотра 03.06.2020)
3. Расчет стоимости инвестиционного портфеля и расчет стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений. СЧА-РСА-активы 4 кв. 2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/bud_pens/pensnak/osnov_sved/scha/SCHA-RSA_aktivyi_31.12.2019.xlsx (дата просмотра 03.06.2020)
4. Расчет стоимости инвестиционного портфеля и расчет стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений. СЧА-РСА-активы 4 кв. 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/bud_pens/pensnak/SCHA-RSA_aktivyi_NEW_31.12.2018.xlsx (дата просмотра 03.06.2020)
5. Расчет стоимости инвестиционного портфеля и расчет стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений. СЧА-РСА-активы 4 кв. 2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/bud_pens/pensnak/osnov_sved/scha/scha_rsa_4kv2017.xlsx (дата просмотра 03.06.2020)
6. Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 28.11.2018 N 432-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312086/ (дата просмотра 03.06.2020)
7. Old-Age and Survivors Insurance Trust Fund,1937-2019, [In millions] [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ssa.gov/oact/STATS/table4a1 .html#cost (дата просмотра 03.06.2020)
References:
1. Pension fund of the Russian Federation. Annual report 2017 [Electronic resource] - Access mode: https://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2017_1.pdf (view date: 03.06.2020).
2. Pension fund of the Russian Federation. Annual report 2018 [Electronic resource] - Access mode: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Pension-fund-Annual-report-2018.pdf (view date: 03.06.2020).
3. Calculation of the investment portfolio value and calculation of the net asset value in which pension savings are invested. FA-PCA-assets of Q4 2019 [Electronic resource] - Access mode: http://www.pfrf.ru/files/id/bud_pens/pensnak/os-nov_sved/scha/SCHA-RSA_aktivyi_31.12.2019.xlsx (view date: 03.06.2020).
4. Calculation of the investment portfolio value and calculation of the net asset value in which pension savings are invested. FA-PCA-assets of Q4 2018 [Electronic resource] - Access mode: http://www.pfrf.ru/files/id/bud_pens/pensnak/SCHA-RSA_aktivyi_NEW_31.12.2018.xlsx (view date: 03.06.2020).
5. Calculation of the investment portfolio value and calculation of the net asset value in which pension savings are invested. FA-PCA-assets of Q4 2017 [Electronic resource] - Access mode: http://www.pfrf.ru/files/id/bud_pens/pensnak/os-nov_sved/scha/scha_rsa_4kv2017.xlsx (view date: 03.06.2020).
6. Federal Law "On the budget of the Pension Fund of the Russian Federation for 2019 and for the planning period of 2020 and 2021" of 28.11.2018 N 432-FZ (last edition) [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_312086/ (date of viewing 03.06.2020).
7. Old-Age and Survivors Insurance Trust Fund,1937-2019, [In millions] [Electronic resource] - Access mode: https://www.ssa.gov/oact/STATS/table4a1.html#cost (viewing date: 03.06.2020).
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10414
А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина, [email protected],
A.A. Khramchenko - Ph.D., associate professor of the Department of Finance Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina;
И.Н. Германова - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
I.N. Germanova - student of economic faculty, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;
Н.С. Закурдаева - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
N.S. Zakurdaeva - student of economic faculty, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.
АНАЛИЗ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ANALYSIS AND MODERNIZATION OF BUSINESS ACTIVITY OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS
Аннотация. В настоящее время экономика нашей страны находится в сложных условиях санкций, мирового финансового кризиса, нестабильности рынков, в том числе и сельскохозяйственных. Эффективность характеризуется величиной финансовых результатов, полученных в расчёте на единицу тех или иных использованных ресурсов или затрат. Однако на финансовые результаты деятельности влияет уровень организации производственных процессов, рациональность управления капиталом и денежными потоками, то есть деловая активность. Показатели деловой активности отражают компетентность руководящего состава, способность генерировать достаточный для успешного функционирования денежный приток.
Существующие методики анализа деловой активности фактически сводятся к оценке показателей оборачиваемости капитала и не дают характеристику результатам, полученным в разрезе различных видов деятельности производственных организаций. Вопросы анализа эффективности деятельности организаций, особенно в современных, постоянно меняющихся условиях, постоянно находятся в центре внимания отечественной науки. Однако они не рассматриваются во взаимосвязи с оценкой деловой активности и её влиянием на финансовые результаты. Кроме того, актуальна разработка новых подходов к оценке деловой активности, уточнение критериев, её характеризующих и позволяющих принять обоснованные управленческие решения.
Abstract. Currently, the economy of our country is in difficult conditions of sanctions, the global financial crisis, the instability of markets, including agricultural ones. Efficiency is characterized by the amount of financial results obtained per unit of one or another used resources or costs. However, the financial results of operations are affected by the level of organization of production processes, the rationality of managing capital and cash flows, that is, business activity. Indicators of business activity reflect the competence of management, the ability to generate sufficient cash flow for successful operation. Existing methods of analyzing business activity actually come down to assessing capital turnover indicators and do not characterize the results obtained in the context of various types of activities of production organizations. Questions of analyzing the effectiveness of organizations, especially in modern, constantly changing conditions, are constantly in the focus of domestic science. However, they are not considered in conjunction with the assessment of business activity and its impact on financial results. In addition, the development of new approaches to assessing business activity, clarifying the criteria that characterize it and allow making informed management decisions is relevant.
Ключевые слова: анализ эффективности, деловая активность, оборачиваемость, рентабельность капитала, денежные потоки.
Keywords: efficiency analysis, business activity, turnover, return on equity, cash flows.
Понятие «эффективность» широко распространено в научной экономической литературе. Её чаще всего воспринимают как отдачу вложения финансовых ресурсов, основных и оборотных средств, живого труда. Для характеристики эффективности деятельности организации используют большое число разнообразных показателей, которые корректируются в соответствии со спецификой рассматриваемой отрасли. Большинство экономистов в основу понятия сущности эффективности хозяйственной деятельности закладывают сопоставление достигнутого результата с объёмом инвестиций в активы или с объёмом текущих затрат. При проведении аналитических процедур целесообразно различать понятие «эффект» и «эффективность». «Эффект» - это количественный результат использования ресурсов, то есть объёмы полученной продукции, выручки, прибыли и т.д. «Эффективность» является качественной характеристикой. Некоторые исследователи в своих работах уточняют, что