Прокопьева Е.Л.,
к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Хакасского технического института - филиала Сибирского федерального университета E-mail: evgenia-prokopjeva@yandex. ru Коняхина Т.Б.,
к.э.н., зав. кафедрой «Экономика и менеджмент» Хакасского технического института - филиала Сибирского федерального университета E-mail: [email protected]
УРОВЕНЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ
В статье отражены проблемные вопросы и особенности пенсионного обеспечения в России. В частности, представлено экономическое обоснование пенсионных выплат на примере работающего гражданина. Данные расчетов сопоставлены с доходами и расходами пенсионной системы, обоснованы причины ее кризисного состояния. Рассмотрены позитивные стороны накопительной пенсионной системы на примере США и оценены перспективы ее применения в нашей стране, а также иные пути совершенствования пенсионного законодательства.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, страховая пенсия, накопительная пенсия, взносы на обязательное пенсионное страхование, солидарный характер пенсионной системы.
E.L. Prokopjeva, T.B. Konyahina
THE LEVEL OF PENSIONS IN RUSSIA AND PROSPECTS OF ITS IMPROVEMENT
The article reflects the problematic issues and features ofpension provision in Russia. In particular, the economic justification of pension payments is presented on the example of a working citizen. These calculations are compared with the income and expenditure of the pension system, the reasons for its crisis. The positive aspects of the ac-
cumulative pension system on the example of the USA are considered and prospects of its application in our country, and also other ways of improvement of the pension legislation are estimated.
Keywords: pension provision, insurance pension, funded pension, contributions to compulsory pension insurance, solidarity nature of the pension system.
Пенсионная система является основой социальной политики любого государства, но для ее рационального построения необходимо учесть ряд базовых факторов, определяющих ее устойчивое функционирование:
- демографические тенденции;
- структуру налоговой системы;
- макроэкономические условия (экономический рост, инфляцию) и другие.
Кроме того, для обеспечения гибкости пенсионной системы необходимо учесть множество нюансов и исключений, необходимых для разных категорий населения. Учет этих факторов позволит вывести некий механизм, который позволит обосновать финансовые потоки пенсионной системы. В настоящее время в нашей стране в очередной раз осуществляется переход на новую пенсионную систему, поскольку предыдущие ее модификации не показали эффективности.
Цель данной статьи - провести анализ пенсионной системы РФ, в том числе в сравнении с пенсионными системами других стран, на основании чего выявить ее достоинства, недостатки и дальнейшие перспективы.
Вопросы функционирования пенсионной системы России сейчас крайне актуальны и широко исследуются в современных научных трудах. Специалисты и ученые-аналитики предлагают различные модели пенсионного обеспечения россиян, используемые в разных странах и в нашей стране в разные исторические периоды: солидарная, накопительная, многочисленные смешанные и комбинированные варианты или отсутствие пенсии вообще. Очевидно одно, что в настоящее время оптимальный вариант так и не найден, а пенси-
онная система находится в глубоком экономическом кризисе. Все это усугубляется ростом социальной напряженности в связи с повышением пенсионного возраста.
Наиболее заметными в данной области являются исследования пенсионной системы России Л.Ф. Орлова [1], Е.В. Чистовой, А.Н. Тырсина, А.А. Азаряна [2], В.М. Белоусова [3], а также пенсионных систем зарубежных стран С.В. Емельянова, Н.Е. Петровской [4], Н.С. Шмиголь [5], А.А. Щербинского [6].
1. Общие вопросы пенсионного обеспечения в РФ
С учетом поставленной цели необходимо выяснить, что представляет собой пенсионная система и как она функционирует.
В соответствии с законодательством [7, 8], основной вид пенсии в России - это страховая пенсия по старости (до 2015 года она называлась трудовой). Страховая пенсия назначается при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого стажа [9]. Формируется она за счет взносов работодателей на социальное страхование, которые автоматически переводятся в баллы. Сами же аккумулируемые денежные фонды направляются на пенсионные выплаты настоящим пенсионерам.
Помимо страховой пенсии российское законодательство предусматривает накопительную пенсию [10], а также пенсию по государственному обеспечению. Средства накопительной пенсии, как следует из ее названия, формируются на индивидуальных счетах. Их ведет Пенсионный фонд РФ (через частные управляющие компании или государственную -Внешэкономбанк), а также негосударственные пенсионные фонды [11].
Формируемые таким образом фонды инвестируются в ценные бумаги и иные разрешенные активы. То есть пенсионные накопления должны работать и увеличивать накопительную часть пенсии будущего пенсионера за счет инвестиционного дохода. По действующему законодательству владелец пенсионного счета вправе менять управляющую компанию раз в пять лет без потери накопленного инвестици-
онного дохода. Если это делать чаще, инвестиционный доход может быть утрачен.
Важно отметить, что накопительная часть является стимулом для граждан увеличивать свои доходы для увеличения будущей пенсии. Но проблема заключается в том, что по решению Правительства РФ с 2014 года формирование накопительной части пенсии временно приостановлено. В настоящее время в России формируется только страховая пенсия. С учетом кризиса современной пенсионной системы возобновление отчислений на накопительную пенсию можно оценить как маловероятное. Сроки ее заморозки периодически продляются на 1-2 года. В настоящее время мораторий продлен на 2019-2020 гг. Тем не менее накопленные финансовые средства находятся на счетах будущих пенсионеров, инвестируются и должны быть выплачены по достижении пенсионного возраста в форме разовой прибавки к основной пенсии или аннуитета. Также системой пенсионного обеспечения предусмотрены государственные пенсии - это, по сути, пособия, которые назначаются в связи с гражданской или военной службой, а также нетрудоспособным гражданам в зависимости от категории. Финансовое обеспечение данных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ.
На рисунке 1 представлена структура взносов работодателей на социальное страхование, в том числе на пенсионное обеспечение граждан.
Как видно из приведенной схемы, 30% начисленной заработной платы перечисляется во внебюджетные социальные фонды. Если исключить 8%, предусмотренных на социальное и медицинское обеспечение, то 22% направляется в Пенсионный фонд РФ. Безусловно, это львиная доля заработной платы, которая ложится серьезной финансовой нагрузкой на предпринимателей, а в ряде случаев и на самих работников (речь идет о незаконном отказе работодателей нести данные расходы за свой счет и перекладывании их на работника с согласия последнего).
30% 6% - на накопительную часть (с 2014 года учитываются, но не отчисляются)
16% - на страховую пенсию (10%) и фиксированную выплату, ранее базовую часть (6%)
8% - в фонды социального и медицинского страхования
Оплата труда
Рисунок 1 - Структура отчислений на социальное страхование в РФ
Закономерно возникает вопрос, насколько экономически оправданным является установленный тариф и стоит ли будущее пенсионное обеспечение той значительной части заработной платы, которую работающий мог бы использовать на различные жизненные блага, сбережения, инвестиции и т.п. Нужно понимать, что так рассуждают многие граждане, но такого выбора законодательство не предоставляет, поскольку существующая пенсионная система носит солидарный характер.
Тем не менее экономический аспект проблемы представляет интерес, поэтому попробуем просчитать финансовые потоки существующей пенсионной системы, учитывая демографическую статистику.
2. Экономическое обоснование обязательного пенсионного страхования
Учитывая особенности функционирования пенсионной системы РФ, проведем расчеты среднестатистических показателей пенсионного обеспечения на примере гражданина России мужского пола, используя для этого элементарные математические исчисления и данные демографической статистики. Важно понять, сколько в среднем составляют отчисления в пенсионный фонд с заработной платы работника и на какую пенсионную выплату при этом данный гражданин может претендовать. Исходные данные и результаты расчетов приведены в таблице 1.
Показатель Значение Комментарий
Средний возраст начала профессиональной деятельности (мужчины), лет 20 Официальная занятость, полный рабочий день
Средняя продолжительность жизни, лет 71,6
Возраст выхода на пенсию, лет 65 С учетом изменений в законодательстве с 2019 года
Средний трудовой стаж, лет 45 Предполагается, что при наступлении пенсионного возраста человек не стал продолжать трудовую деятельность
Средняя заработная плата наемных работников, руб. 31 475 Среднегодовая по данным за 2017 год
Среднемесячная сумма отчислений в пенсионный фонд 6 924,5 Из расчета 22% от заработной платы
Сумма отчислений в пенсионный фонд за работающего человека за весь период трудовой деятельности 3 739 230 Временную стоимость денег при расчете не учитываем, так как предполагаем, что формируемые фонды направляются на текущие пенсионные выплаты
Расчетная сумма ежемесячной пенсионной выплаты 23 077,2 Рассчитана с помощью финансового калькулятора [12]; включает страховую пенсию и фиксированную выплату
Средняя продолжительность жизни на пенсии, лет 6,6
Сумма пенсионных выплат, полученных в течение пенсионного возраста 1 827 715
Разница между пенсионными накоплениями и выплатами, руб. 1 911515
Источник: расчеты авторов с использованием данных Росстата [13].
Таблица 1 - Индивидуальные показатели пенсионного обеспечения
Как следует из расчетов, более 50% суммы полученных взносов на пенсионное страхование остается пенсионному фонду на обеспечение собственных расходов. Это при том, что расчетная сумма пенсии получилась достаточно высокая, фактически такой размер пенсии назначается не многим гражданам.
Получается, что для отдельного всю жизнь работающего гражданина суще-
ствующая пенсионная система действительно не является эффективной. Так наблюдается перераспределение доходов между разными социальными группами в пользу менее обеспеченных граждан. Это можно в полной мере наблюдать, проанализировав фактическую структуру доходов и расходов Пенсионного фонда РФ (табл. 2).
Таблица 2 - Фактические показатели пенсионного обеспечения в РФ
Показатель Значение Комментарий
Доходы от перевода страховых взносов работодателями в 2017 году, млрд руб. 4481,9 54,2% доходов Пенсионного фонда РФ
Число застрахованных граждан по обязательному пенсионному страхованию, млн чел. 153,8 Включаются все граждане, работающие по трудовому договору, или обеспечивающие себя работой сами [8]
Число работающих граждан по трудовому договору, млн чел. 71,8
Средний взнос на обязательное пенсионное страхование на одного застрахованного в месяц, руб. 2428,4
Средний взнос на обязательное пенсионное страхование на одного работающего по трудовому договору в месяц, руб. 5201,8
Сумма выплат страховых пенсий, млрд руб. 6 387 76,9% расходов Пенсионного фонда РФ
Число получателей страховых пенсий, млн чел. 39,8
Средний размер пенсионной выплаты, руб. 13 306
Источник: расчеты авторов с использованием данных Пенсионного фонда РФ [14].
Сравнивая расчетные и фактические данные, можно наблюдать существенную разницу. В частности, фактические взносы на обязательное пенсионное страхование почти в 3 раза меньше расчетного значения (исходя из средней заработной платы). Это связано со следующими обстоятельствами:
1) в расчет включены доходы не только граждан, работающих по найму, но и самозанятых, индивидуальных предпринимателей и других категорий граждан (таких более половины), получающих более низкие доходы по сравнению со средней заработной платой,
2) определенные категории налогоплательщиков уплачивают взносы на пенсионное страхование по пониженным ставкам (по сравнению со стандартной ставкой 22%);
3) часть исчисленных взносов на обязательное пенсионное страхование может быть недополучена по разным причинам.
Также по данным таблицы 2 можно увидеть несоответствие между долей взносов на обязательное пенсионное страхование, получаемой от работодателей, в сумме доходов и долей выплат страховых пенсий в общей сумме расходов Пенсионного фонда РФ. Это еще раз подтверждает перераспределительный солидарный характер существующей системы пенсионного обеспечения.
Стоит также заметить, что в целом структура финансовых потоков пенсионного фонда РФ и пенсионной системы в целом нестабильна в динамике. Она также характеризуется хроническим дефицитом, который покрывается из бюджета. При всем при этом формирование денежных потоков пенсионной системы не обладает достаточной прозрачностью для общества и рядовых граждан, что провоцирует недоверие к ней. Сам механизм исчисления пенсий и связанных показателей не вполне понятен и не гарантирует определенного пенсионного обеспечения, поскольку не
имеет четкой методики расчета и периодически пересматривается. Массовое недовольство граждан вызывает повышение пенсионного возраста, а также значительные расходы на содержание самого Пенсионного фонда РФ.
Все эти факторы обусловливают необходимость кардинального пересмотра принципов пенсионного обеспечения в нашей стране. Интересным представляется опыт стран, имеющих накопительную пенсионную систему. К примеру, в США средний размер пенсии в 4 раза превышает аналогичный показатель по России, если принимать во внимание пропорции заработной платы и пенсионного обеспечения. Пенсионная система США представляется нам наиболее эффективной для рыночной экономической системы, поэтому рассмотрим подробнее ее суть и возможные перспективы в России.
3. Особенности накопительной пенсионной системы в США и возможности ее применения в России
Основной источник пенсионных выплат в США - накопительные фонды. Они могут быть как частными, так и государственными. Каждый гражданин имеет право перечислять часть дохода на такой счет. Переведенная сумма налогом не облагается. Страховые фонды, таким образом, аккумулируются на банковских счетах и доступны в любой момент.
По аналогичной схеме может действовать и компания-работодатель. Переводя средства на пенсионные счета сотрудников, корпорации могут снизить ставку налогообложения. Период, после которого работник получает доступ к накопленным активам, оговаривается в контракте (обычно составляет 5-6 лет).
К финансовым средствам на накопительных счетах применяется депозитная программа - сумма возрастает в среднем на 9% в год, что значительно превышает показатель по обычным банковским программам и в условиях ползучей инфляции дает реальный прирост капитала.
Первый фонд, отчисления в который производились только предприятиями-нанимателями, появился в 1875 году. Ос-
новной Закон о добровольном пенсионном обеспечении был принят значительно позже - в 1974 году. Среди прочего в законодательном акте закреплены льготы для пенсионеров в США. При разработке закона был учтен опыт предыдущих лет, результатом стало ужесточение контроля за деятельностью организаций, работающих в сфере корпоративного пенсионного страхования.
Согласно законодательству, со стороны компании, проводящей отчисления на пенсионное страхование, за активами следит специальный сотрудник - фидуци-арий. Он обязан действовать в интересах работников корпорации и контролировать операции, проводимые пенсионным фондом. За недобросовестное выполнение обязанностей для такого лица предусмотрена дополнительная ответственность.
Схема начисления дополнительных пенсионных выплат различается в зависимости от политики предприятия-работодателя. Ранее была популярна схема перевода некоторого процента от заработной платы с постепенным увеличением (например, выплата 2% от ставки работника с ежегодным увеличением еще на 2% и пределом в 80%). Такая модель поощрения сотрудников называется defined benefit (фиксированными выплатами). Ее постепенно сменяют более гибкие схемы, так как работники в США склонны периодически менять место работы (предельной суммы отчислений можно добиться, проработав в одной компании 40 лет). Поэтому модель фиксированных выплат используется в основном государственными учреждениями и крупнейшими компаниями.
Большую свободу, но меньшую стабильность дает схема выплат defined contribution. В оговоренных в контракте долях работодатель и работник перечисляют средства в выбранный инвестиционный фонд. Фактический размер накоплений на пенсионном счету работника зависит от успешности деятельности конкретной инвестиционной компании. В рамках этой же схемы граждане Америки вправе вкладывать денежные средства в ценные бумаги (акции и облигации). Такая модель
позволяет дополнительно финансировать экономику из пенсионных накоплений, обеспечивая развитие бизнеса. Инвестиции из личных пенсионных накоплений позволяют увеличить общий доход. Но данная модель связана и с дополнительными рисками. При резких конъюнктурных колебаниях экономики возможны потери из-за обесценивания финансовых активов (облигаций или акций).
Выплата пенсий с таких счетов возможна только по достижении гражданином полного пенсионного возраста. Еще через несколько лет (в зависимости от условий конкретной программы) получатель может снять все накопленные средства и распорядиться ими по своему выбору (например, потратить на приобретение недвижимости или передать наследникам). При этом пенсионный счет закрывается.
Таким образом, несмотря на различные схемы накоплений и опции, важным преимуществом пенсионной системы США является формирование пенсионных накоплений в пользу конкретного лица. Это создает заинтересованность граждан в получении легальных доходов и их увеличении, а также наиболее эффективном инвестировании.
В нашей стране пока сохраняется ряд серьезных проблем, препятствующих реализации индивидуальных форм пенсионного накопления. Сюда можно отнести:
- отсутствие правовой основы, определяющей выплату накопленных денежных средств после смерти пенсионера;
- несовершенство законодательства, регламентирующего инвестирование средств для финансирования накопительной части пенсии;
- слабая реализуемость государственных социальных гарантий в целом и несоответствие социальных выплат прожиточному минимуму;
- низкие инвестиционные качества финансовых инструментов и отсутствие гарантированного инвестиционного дохода.
Для решения обозначенных проблем необходимо:
- стимулировать реализацию добровольных накоплений граждан, участие
предприятий в разработке корпоративных программ и государственных программ софинансирования пенсий;
- сократить теневую занятость и заинтересовать работодателей в выплате белых зарплат работникам;
- ввести четкий учет пенсионных прав и гарантирование выплат всех накопленных средств;
- улучшение демографической ситуации, в частности увеличение рождаемости, что со временем позволит увеличить коэффициент замещения.
Подводя итоги проведенного исследования, нужно отметить следующее. Пенсионная система РФ далека от совершенства, основные недостатки обусловлены солидарным характером пенсионного обеспечения. Так, работающий человек и получающий зарплату выше средней в любом случае не может рассчитывать на достойное пенсионное обеспечение, если он не относится к особым категориям госслужащих. В то же время человек, не работающий большую часть жизни или работающий неофициально, все равно может рассчитывать на пенсию по старости.
В любом случае размер пенсии по обязательному пенсионному обеспечению не покрывает необходимые расходы пенсионеров. Но при этом сложившийся характер пенсионной системы и общеэкономические проблемы не создают стимулов к формированию добровольных пенсионных накоплений гражданами и работодателями.
Остается надеяться, что проблемы пенсионной системы обусловлено тем, что данная система относительная молодая, но в перспективе она сможет развиться, взять лучший опыт накопительного страхования, чтобы обеспечить гражданам РФ достойную старость.
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Орлов Л.Ф. Пенсионная система как элемент финансовой системы Российской Федерации // Вестник Университета Российской академии образования. -2018. - № 1. - С. 51-56.
2. Чистова Е.В., Тырсин А.Н., Аза-рян А.А. Легализация неформальной занятости как резерв повышения поступлений
в пенсионную систему России // Пространственная экономика. - 2017. - № 4. -С. 130-147.
3. Белоусов В.М. Идеология управления пенсионной системой в контексте регулирования социально-трудовых отношений // Гуманитарий юга России. -2016. - Т. 18. - № 2. - С. 184-196.
4. Емельянов С.В., Петровская Н.Е. Управление пенсионными системами регионального уровня в США // Дайджест-финансы. - 2017. - Т. 22. - № 1 (241). -С. 94-106.
5. Шмиголь Н.С. Зарубежный опыт стимулирования участия населения в добровольных накопительных пенсионных системах и возможности его применения в России // Экономика. Налоги. Право. -2016. - Т. 9. - № 6. - С. 57-67.
6. Щербинский А.А. Управление риском старости в пенсионных системах разных типов // Современные фундаментальные и прикладные исследования. -2016. - № 4 (23). - С. 297-301.
7. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г.
8. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001.
9. Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
10. Федеральный закон «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
11. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г.
12. Пенсионный фонд Российской Федерации. Финансовый калькулятор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/eservices/calc/
13. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/
14. Пенсионный фонд Российской Федерации. Годовой отчет за 2017 год
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godov oi_otchet/annual_report_2017_1.pdf
15. НАФИ - аналитический центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/vo-skolko-let-rossiyane-pokidayut-roditelskoe-gnezdo/ BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Orlov L.F. The pension system as an element of the financial system of the Russian Federation // Vestnik University of the Russian Academy of education. 2018. No. 1. P. 51-56.
2. Chistova E. V., Tyrsin A. N., Azaryan A. A. Legalization of informal employment as a reserve increase receipts in the pension system of Russia // Spatial Economics. 2017. No. 4. P. 130-147.
3. Belousov V. M. Ideology of pension system management in the context of regulation of social and labor relations. Humanities of the South of Russia. 2016. Vol. 18. No. 2. P. 184-196.
4. Emelyanov S. V., Petrovskaya N. E. Management of regional pension systems in the USA / / Digest-Finance. 2017. Vol. 22. № 1 (241). P. 94-106.
5. Shmigol N. S. Foreign experience in stimulating public participation in voluntary funded pension systems and the possibility of its application in Russia // Economy. Tallage. Right. 2016. Vol. 9. No. 6. Pp. 5767.
6. Shcherbinsky A. A. Risk Management in old age pension systems of different types // International scientific publication Modern fundamental and applied research. 2016. № 4 (23). P. 297-301.
7. Federal law "On state pension provision in the Russian Federation" No. 166-FZ of 15 December 2001.
8. Federal law "On compulsory pension insurance in the Russian Federation" No. 167-FZ of 15.12.2001.
9. The Federal law "About insurance pensions" No. 400-FZ of 28 December 2013.
10. Federal law "On funded pension" No. 424-FZ of 28 December 2013.
11. Federal law "On non-state pension funds" No. 75-FZ of 7 may 1998.
12. Pension Fund of the Russian Federation. Financial calculator [Electronic resource]. - access Mode: http://www.pfrf.ru/eservices/calc/
13. Federal state statistics service http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/
14. Pension Fund of the Russian Federation. Annual report for 2017 [Electronic re-
source]. - access Mode:
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godov oi_otchet/annual_report_2017_1.pdf
15. NAFI-analytical center [Electronic resource]. - access Mode:
https://nafi.ru/analytics/vo-skolko-let-rossiyane-pokidayut-roditelskoe-gnezdo/