Научная статья на тему 'Проблема нагрузки административных расходов на пенсионную систему России'

Проблема нагрузки административных расходов на пенсионную систему России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / Пенсионный фонд / расходы на управление / административные расходы / нагрузка на Пенсионный фонд / расходы на исполнение функций Пенсионного фонда / расходы пенсионного фонда / пенсионный фонд США / digitalization / Pension Fund / management expenses / administrative expenses / load on the Pension Fund / expenses for the performance of the Pension Fund functions / pension fund expenses / US pension fund

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А Б. Урусова

В статье изучается динамика расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на осуществление своих функций. Такой показатель сопоставляется с объемом расходов на социальное обеспечение граждан. Полученные данные сравниваются с теми, которые характерны для пенсионной системы США. Рассчитаны показатели уровня административной нагрузки на пенсионную систему различных стран, в том числе отображается доля административных расходов в каждом рубле или другой единице измерения. Указано основное направление снижения нагрузки административных расходов на пенсионную систему Российской Федерации, а именно усиление цифровизации. Автор предлагает использовать возможности автоматизации рутинных задач, которые осуществляются сотрудниками Пенсионного фонда для высвобождения части финансовых ресурсов и снижения административной нагрузки на систему. Также указаны декларируемые направления цифровизации, которые не позволят получить практический результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LOAD OF ADMINISTRATIVE EXPENSES ON THE PENSION SYSTEM OF RUSSIA

The article studies the dynamics of expenditures of the Pension Fund of the Russian Federation for the implementation of its functions. This indicator is compared with the amount of expenditures on social security of citizens. The data obtained are compared with those characteristic of the US pension system. The indicators of the level of administrative burden on the pension system of various countries are calculated, including the share of administrative expenses in each ruble or other unit of measure. The main direction of reducing the burden of administrative expenses on the pension system of the Russian Federation, namely, the strengthening of digitalization, is indicated. The author suggests using the automation capabilities of routine tasks that are carried out by employees of the Pension Fund to release some of the financial resources and reduce the administrative load on the system. The declared directions of digitalization are also indicated, which will not allow to get a practical result.

Текст научной работы на тему «Проблема нагрузки административных расходов на пенсионную систему России»

10. Stirmanova O.A. fundraising Technology in the activities of territorial public self-government for the implementation of socially significant projects // International journal of applied science and technology «Integral». 2019. no. 3. Pp. 317-321.

11. Zheleznyakov S.S., Risin I.E. Directions, tasks, tools for reducing spatial socio-economic asymmetry in regional development strategies // The economy in the industry. 2019. no. 4. Pp. 388-395.

12. Trutaev A.V. Mechanism for implementing projects of inter-municipal cooperation // Economics and business: theory and practice. 2019. no. 3-2. Pp. 145-149.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10412

А.Б. Урусова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],

A.B. Urusova - associate Professor of Economics, Ph. D., North Caucasus state Academy.

ПРОБЛЕМА НАГРУЗКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕНСИОННУЮ СИСТЕМУ РОССИИ THE PROBLEM OF LOAD OF ADMINISTRATIVE EXPENSES ON THE PENSION SYSTEM OF RUSSIA

Аннотация. В статье изучается динамика расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на осуществление своих функций. Такой показатель сопоставляется с объемом расходов на социальное обеспечение граждан. Полученные данные сравниваются с теми, которые характерны для пенсионной системы США. Рассчитаны показатели уровня административной нагрузки на пенсионную систему различных стран, в том числе отображается доля административных расходов в каждом рубле или другой единице измерения. Указано основное направление снижения нагрузки административных расходов на пенсионную систему Российской Федерации, а именно усиление цифровизации. Автор предлагает использовать возможности автоматизации рутинных задач, которые осуществляются сотрудниками Пенсионного фонда для высвобождения части финансовых ресурсов и снижения административной нагрузки на систему. Также указаны декларируемые направления цифровизации, которые не позволят получить практический результат.

Abstract. The article studies the dynamics of expenditures of the Pension Fund of the Russian Federation for the implementation of its functions. This indicator is compared with the amount of expenditures on social security of citizens. The data obtained are compared with those characteristic of the US pension system. The indicators of the level of administrative burden on the pension system of various countries are calculated, including the share of administrative expenses in each ruble or other unit of measure. The main direction of reducing the burden of administrative expenses on the pension system of the Russian Federation, namely, the strengthening of digitalization, is indicated. The author suggests using the automation capabilities of routine tasks that are carried out by employees of the Pension Fund to release some of the financial resources and reduce the administrative load on the system. The declared directions of digitalization are also indicated, which will not allow to get a practical result.

Ключевые слова: цифровизация, Пенсионный фонд, расходы на управление, административные расходы, нагрузка на Пенсионный фонд, расходы на исполнение функций Пенсионного фонда, расходы пенсионного фонда, пенсионный фонд США

Keywords: digitalization, Pension Fund, management expenses, administrative expenses, load on the Pension Fund, expenses for the performance of the Pension Fund functions, pension fund expenses, US pension fund

Актуальность исследования связана со сложными процессами, которые происходят на текущий момент в Российской Федерации и в мире в целом. С одной стороны, наблюдается постоянное увеличение количества пенсионеров и других лиц, которые получают социальную помощь от государства, при этом из-за отсутствия активного роста валового внутреннего продукта в России в течение последних шести лет производительность труда работающей части населения оставалась относительно прежней. В таких условиях пенсионная система сталкивается с проблемой недостаточного объема доходов для того, чтобы самостоятельно выполнять часть задач. Требуется использовать дополнительные инструменты, которые позволят покрыть дисбалансы в рамках притока и оттока денежных средств.

Целью работы является определение направления повышения эффективности управления административными расходами, которые осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации для обеспечения своей деятельности.

Основным методом анализа является статистический анализ.

Если в условиях активного экономического роста еще можно игнорировать определенные резервы повышения эффективности, то в условиях, когда рост валового внутреннего продукта в стране отсутствует в течение существенного периода времени, важно искать возможности для сокращения имеющихся расходов (Рисунок 1).

10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

' 1 — - —1 -

111,7 116,2 118,9

2017

2018

2019

Расходы на исполнение функций (административные расходы) ■ Выплаты

Рисунок 1 - Динамика расходов на исполнение функций и на социальное обеспечение граждан Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017-2019 гг., млрд руб. [1; 2; 3]

Это характерно и для Пенсионного фонда Российской Федерации, так как повышение эффективности его финансовой системы обеспечит лучшее удовлетворение потребностей граждан. Как можно судить, расходы на исполнение функций, то есть административные расходы, Пенсионного фонда Российской Федерации были несущественными по сравнению с тем объемом выплат, который проходит через фонд для социального обеспечения граждан. Так в 2019-м году показатель составил 118,9 млрд руб., которые тратились на работу системы, в то время как объем выплат достигал 8597,6 млрд руб. Наблюдается постоянное увеличение объема расходов на исполнение функций, а именно с 111,7 млрд руб. в 2017-м году до 118,9 млрд рублей в 2019-м году, при этом наблюдается негативная тенденция увеличения объема расходов на исполнение функций Пенсионным фондом Российской Федерации на 4,45 % за 2017-2019-й года, в то время как объем социальных выплат вырос лишь на 4,75 %. Очевидно, что имеет место некоторое снижение эффективности работы системы.

Важно понимать, что Пенсионный фонд Российской Федерации является особенной организацией, поэтому для определения эффективности таких показателей важно не столько оценивать уровень расходов и экономический эффект от деятельности организации, сколько сопоставлять данные с другими Пенсионными фондами системы.

902809

1000000 800000 600000 400000 200000 0

2017 2018 2019

■ Расходы на исполнение функций (административные расходы) ■ Выплаты

Рисунок 2 - Динамика расходов на исполнение функций и на социальное обеспечение граждан Целевого фонда по страхованию старости и переживших супругов США в 2017-2019 гг., млн долл. США [4]

798692

3661 3800 3733

Например, для этих целей можно рассмотреть данные, которые генерирует целевой фонд по страхованию старости и переживших супругов в США (Рисунок 2). Как можно судить, здесь ситуация отличается, а именно наблюдается увеличение объема социальных выплат в течение 2017-2019-го годов на 113,04 %, в то время как расходы на управление фондом выросли лишь на 1,97 %. Поэтому в 2019-м году общая сумма расходов на исполнение функций составила 3 733 млн долл. США, против 3661 млн долларов США в 2017-м году.

Даже учитывая такую динамику, можно понять, что американская пенсионная система постоянно наращивает свою эффективность, в то время как российская демонстрирует постоянное ухудшение этого показателя.

Однако все же ключевым индикатором является именно доля административных расходов, то есть расходов на исполнение управленческой функции, в общей сумме выплат. Очевидно, что эффективность американской системы выше российской больше чем в три раза. Так если в 2019-м году на каждые 100 единиц выплат приходится 1,38 единиц расходов на исполнение функций в Пенсионном фонде Российской Федерации, то для США этот показатель составляет лишь 0,41 %. При этом за исследуемый период значение показателя ухудшилось для Пенсионного фонда Российской Федерации, ведь в 2017-м году значение показателя составляло 1,36 %. Американская же система демонстрирует существенное улучшение показателя в течение всего периода исследования, что обеспечило снижение уровня административной нагрузки с 0,46 % до 0,41 % (Рисунок 3).

1,60 -

1,40 -

1,20 ! 36 1,40 1,38

1,00 -

0,80

1-*40-*

1,36

0,60 ^ 0,46__0,45 0,41

0,40 " • *

0,20 0,00

2017 2018 2019

-•-РФ США

Рисунок 3 - Уровень административной нагрузки на пенсионные системы различных стран

в 2017-2019 гг., %

Очевидно, что оптимальным направлением дальнейшего развития является повышение эффективности основных процессов за счет цифровизации. Считаем, что целесообразно работать в направлении автоматизации функций, которые исполняются сотрудниками постоянно, например, в рамках учетного процесса. Организация работает с документами, фиксирует данные о пенсионных обязательствах и прочих обязательствах государства перед застрахованными лицами. Очевидно, что обработка информационных потоков может быть существенно автоматизирована, что позволит высвободить значительную часть сотрудников. Как результат, можно достичь в среднесрочной перспективе показателя эффективности системы, который характерен для США.

Изучая планы развития пенсионного фонда Российской Федерации, следует отметить, что декларируется привлекательность технологии блокчейн [5, с.6]. Однако такое решение вызывает ряд вопросов. Дело в том, что нет значительных преимуществ использования такой технологии по сравнению с ведением централизованного учета. Если говорить о пенсионной системе, то более разумным является использование именно последнего варианта. Вопрос доверия к тем данным, которые фиксирует пенсионная система не возникает. В случае цифрови-зации каждое застрахованное лицо сможет оперативно проверить любую интересующую информацию в своем личном кабинете на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации. Расходы на ведение централизированного учета ниже, чем в случае использования распределительных систем, когда информация дублируется огромное количество раз на носителях администраторов такой учетной системы. Поэтому считаем, что нет необходимости тратить средства по такому направлению, а более разумным является именно автоматизация операционных процессов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Большую часть функций составляют именно задачи, которые связаны с документооборотом, получением данных, их фиксированием, систематизацией, обработкой, перенаправлением, а также управлением финансовыми потоками исходя из текущих обязательств государства перед пенсионерами и другими лицами. Все эти задачи можно легко автоматизировать путем создания компьютерной модели, описывающей параметры пенсионного обеспечения.

Подводя итог, отметим, что выявлена крайне низкая эффективность административных расходов, то есть расходов на исполнение функций Пенсионного фонда Российской Федерации. Так что доля административных

расходов в выплатах составляла в 2019-м году 1,38 % в Российской Федерации, в то время как для США характерно значение показателя в размере 0,41 %. Для устранения такого недочета и повышения эффективности работы системы предлагается автоматизировать большую часть операционных процессов, которые связаны со сбором и обработкой информации, а также управлением денежными потоками. Указано, что следует отказаться от использования технологии блокчейн, так как в случае с Пенсионным фондом такая технология не имеет преимуществ по сравнению с централизованным учетом.

Источники:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации. Годовой отчет 2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2017_1.pdf (дата просмотра 03.06.2020)

2. Пенсионный фонд Российской Федерации. Годовой отчет 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Pension-fund-Annual-report-2018.pdf (дата просмотра 03.06.2020)

3. Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 28.11.2018 N 432-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312086/ (дата просмотра 03.06.2020)

4. Old-Age and Survivors Insurance Trust Fund,1937-2019, [In millions] [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ssa.gov/oact/STATS/table4a1 .html#cost (дата просмотра 03.06.2020)

5. Музаев М. З., Денисова И. П., Цифровые страховые сервисы на службе региональной пенсионной системы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — №3 (59) - С.1-12

References:

1. Pension fund of the Russian Federation. Annual report 2017 [Electronic resource] - Access mode: https://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2017_1.pdf (view date: 03.06.2020).

2. Pension fund of the Russian Federation. Annual report 2018 [Electronic resource] - Access mode: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Pension-fund-Annual-report-2018.pdf (view date: 03.06.2020).

3. Federal Law "On the budget of the Pension Fund of the Russian Federation for 2019 and for the planning period of2020 and 2021" of 28.11.2018 N 432-FZ (last edition) [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_312086/ (date of viewing 03.06.2020).

4. Old-Age and Survivors Insurance Trust Fund,1937-2019, [In millions] [Electronic resource] - Access mode: https://www.ssa.gov/oact/STATS/table4a1.html#cost (viewing date: 03.06.2020).

5. Muzaev, M.Z.; Denisova, I.P.; Digital insurance services at the service of a regional pension system (in Russian) // Regional economics and management: electronic scientific journal. — №3 (59) - С.1-12

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10413

А.Б. Урусова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],

A. B. Urusova - associate Professor of Economics, Ph. D., North Caucasus state Academy.

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ KEY ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В работе систематизированы ключевые аспекты развития пенсионной системы Российской Федерации, которые создают трудности на пути обеспечения сбалансированности притока и оттока денежных средств. Подчеркнуты такие важные проблемы как наличие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, высокий уровень административной нагрузки на пенсионную систему, а также существенное превышение объемом социальных выплат чистого инвестиционного портфеля, который сформирован для генерирования доходов с целью покрытия части расходов организации. Проводится сравнение основных индикаторов эффективности пенсионной системы Российской Федерации с такими же показателями пенсионной системы США. Указаны направления дальнейшего развития пенсионной системы Российской Федерации для восстановления устойчивого положения как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Предложено пополнить инвестиционную часть активов Пенсионного фонда Российской Федерации для снижения соотношения между социальными выплатами и чистыми активами, в которые инвестированы средства Пенсионного фонда.

Abstract. The paper systematizes the key aspects of the development of the pension system of the Russian Federation, which create difficulties in ensuring a balanced inflow and outflow of funds. Such important problems as the budget deficit of the Pension Fund of the Russian Federation, the high level of administrative burden on the pension system, as well as the significant excess of social payments by the net investment portfolio, which is formed to generate income to cover part of the organization's expenses, are highlighted. The main indicators of the effectiveness of the pension system of the Russian Federation are compared with the same indicators of the US pension system. The directions of further development of the pension system of the Russian Federation are indicated for the restoration of a stable position in both short and long term. It is proposed to replenish the investment part of the assets of the Pension Fund of the Russian Federation in order to reduce the ratio between social payments and net assets in which the funds of the Pension Fund are invested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.