МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
DOI: 10.25586/RNU.HET.20.07.P.75 УДК 378+001
И.М. Мунасыпов,
Башкирский государственный университет Э.Н. Нигматуллина, С.К. Савицкий, М.Ф. Умаров,
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Ключевые аспекты понятия «коммуникация»
Научно-технологическая революция наших дней вызывает кардинальные изменения во всех сферах профессиональной деятельности. Первичными становятся новые требования к личности выпускника высших учебных заведений, включая требования к его способности полноценного и эффективного общения. Принципиальное значение приобретает формирование коммуникативных компетенций студентов. Чтобы определить подходы к решению этой задачи, обратимся к пониманию коммуникации в современной науке.
Интерес к исследованию проблем коммуникации и информации заметно возрос во второй половине XX века. Это было вызвано бурным развитием математической теории коммуникации, киберне-
тики и новых электронных систем связи. С появлением работ таких ученых мирового уровня, как Н. Винер, К. Шеннон, У. Р. Эшби, А.И. Берг, А.Н. Колмогоров, термины «коммуникация», «информация», «информационный обмен» получили распространение в различных отраслях науки.
К началу 1960-х годов только в философской и социологической литературе насчитывалось около сотни определений коммуникации. Можно с уверенностью сказать, что сегодня таких определений существует на порядок больше. Поэтому мы сталкиваемся с богатым спектром точек зрения, аспектов, срезов, попыток общетеоретического и специального подхода к исследованию и пониманию коммуникации. Глубокий анализ раз-
личных подходов к определению понятия коммуникация был проведен М.А. Василиком [6].
Согласно Ч. Кули, коммуникация -это механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.
Как считал Э. Черри, коммуникация в широком смысле - социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности.
М.С. Каган определял коммуникацию как информационную связь субъекта с тем или иным объектом -человеком, животным, машиной.
© Мунасыпов И.М., Нигматуллина Э.Н., Савицкий С.К., Умаров М.Ф., 2020
Башкирский государственный университет
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИЛЬДАР
МУХТАРОВИЧ
МУНАСЫПОВ
кандидат педагогических наук, доцент, декан естественнонаучного факультета Башкирского государственного университета. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования, современные образовательные технологии. Автор 61 опубликованной научной работы.
ЭЛЬМИРА НАИЛЕВНА НИГМАТУЛЛИНА
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук Казанского (Приволжского) федерального университета. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, современные образовательные технологии и методики обучения. Автор 23 опубликованных научных работ. Электронная почта: L-mira@inbox.ru
СЕРГЕИ КОНСТАНТИНОВИЧ САВИЦКИЙ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры электроэнергетики и электротехники Казанского (Приволжского) федерального университета. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования, современные образовательные технологии. Автор 137 опубликованных научных работ. Электронная почта: Savitsky_s@mail.ru
МАРАТ ФАИЗУЛЛАЕВИЧ УМАРОВ
старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук Казанского (Приволжского) федерального университета. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования. Автор 9 опубликованных научных работ.
Рассматриваются ключевые аспекты понятия «коммуникация». Они раскрываются с точки зрения разных отраслей науки и различных подходов к определению сущности коммуникации. Отдельно характеризуется роль коммуникации в педагогической деятельности. Высказывается гипотеза об усилении роли коммуникативных знаний в развитии педагогической науки и практики.
Ключевые слова: коммуникация, понятие коммуникации, коммуникативная проблематика, сущность коммуникации, педагогическая деятельность, коммуникация в педагогике.
The key aspects of the concept of "communication" are considered. They are revealed from the point of view of different branches of science and various approaches to determining the essence of communication. Separately, the role of communication in pedagogical activity is characterized. A hypothesis is expressed about the increasing role of communicative knowledge in the development of pedagogical science and practice.
Key words: communication, the concept of communication, communicative problems, the essence of communication, pedagogical activity, communication in pedagogy.
Коммуникация, отмечал Т. Ши-бутани, представляет собой такой обмен информацией, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности.
Коммуникация, считают П. Смит, К. Бэрри и Л. Пулфард, - это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека.
Коммуникация в биологии - это, по Д. Льюису, передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор информации благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации про-
исходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов.
А.Б. Зверинцев и А.П. Панфилова видят в коммуникации специфический обмен информацией, процесс передачи ее эмоционального и интеллектуального содержания.
Согласно Н.Д. Саркитову, коммуникация - понятие, обозначающее, во-первых, средства связи любых объектов материального и духовного мира, во-вторых, общение, передачу информации от человека к человеку, в-третьих, общение и обмен информацией в обществе.
А.В. Петровский и М.П. Ярошев-ский усматривают в коммуникации смысловой аспект социального взаимодействия.
В.А. Мижериков выделяет в коммуникации средства сообщения и связи, информационные контакты (1); процесс обмена информацией, контактные линии связи (2); взаимодействие между двумя или более лицами, связанными обменом информацией (3).
В этом многообразии аспектов понятия «коммуникация» можно выделить следующие основные значения:
- универсальное, при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;
- техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое. Неслучайно для характеристики данного аспекта коммуникации А.В. Соколов использует понятие «пространственная коммуникация»;
- биологическое, широко используемое в биологии, особенно в этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных;
- социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.
Анализ определений понятия «коммуникация» приводит к выводу, что коммуникативные знания охватывают все более широкое поле и игнорируют междисциплинарные барьеры. Некоторые специа-
Коммуникация - основа общества
листы полагают, что границы этого поля начинают сливаться с границами самого общества.
Известный французский этнолог-структуралист, родоначальник структурной антропологии Клод Леви-Стросс даже высказал предположение, что социальные науки «идут к коперниковой революции, которая сведется к интерпретации общества в целом через использование теории коммуникации» [4].
Философия, социология, психология, педагогика, политология, культурология, лингвистика, экономика и многие другие социо-гуманитарные, естественнонаучные и технические дисциплины обращались к проблематике коммуникации, объясняя это тем, что коммуникация представляет собой сложное и многогранное явление, пронизывающее не только общество, но и природу. Каждая научная дисциплина изучает коммуникацию под своим углом зрения.
В философии коммуникация рассматривается как одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности.
Коммуникация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения.
Сама философия изначально, как это можно видеть на примере софистов, Сократа и Платона, - это способ общения, диалог человека с человеком. А любой диалог это еще и борьба мнений, представлений, логик, пониманий. Неслучайно в рамках философии зарождаются логи-
ка, риторика, этика, политика, герменевтика, имеющие самое прямое отношение к проблемам коммуникации. В философии были поставлены и такие ключевые для теории коммуникации проблемы, как проблема понимания и проблема интерпретации.
Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое с ним взаимодействие. При этом общая психология уделяет большое внимание способам вербальной коммуникации, то есть психологической природе речи и языка, а также различным видам невербальной коммуникации и специфике их восприятия, обусловленной психологическими особенностями личности.
В рамках социальной психологии исследуются психология межличностного взаимодействия (способы общения, межличностное восприятие и понимание), психология малых групп (взаимодействие индивида и малой группы, внутри-групповые отношения, конфликты), психология межгрупповых отношений и др.
Социология, изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое значение уделяет вопросам коммуникации, поскольку в поле ее внимания оказываются проблемы связей и отношений раз-
Способность к коммуникации свойственна не только высшим животным. Она присуща как живой, так и неживой природе
| МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
личных социальных субъектов - отдельных личностей, малых и больших социальных групп - классовых, национальных, этнических, демографических и др.
В последние годы социальная коммуникация активно изучается в контексте общей социологической теории, предмета социологического исследования. Именно поэтому социологи решительно заявили о своих правах на понятие «коммуникация» и на разработку общей теории коммуникации.
Рассматривая интегрирующую роль социологии, заострим внимание на том, что в ее рамках можно освещать лишь социальные аспекты коммуникации при всей их сложности, масштабности и разнообразии детерминаций - политических, экономических, культурных, идеологических, технических и прочих. Необходимо отметить, что коммуникация не только социальное, но и природное явление, следовательно, ее всестороннее изучение выходит за рамки социологии.
Вопросами вербальной коммуникации занимается лингвистика, изучающая возникновение и развитие языка и речи - устной и письменной, диалогической и монологической.
На стыке лингвистики, логики, философии и ряда других наук находится семиотика, рассматривающая и изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками. Примерами знаковых систем являются естественные, то есть
Коммуникация - квинтэссенция обучения
разговорные языки, искусственные языки, системы сигнализации в обществе и природе, входные и выходные сигналы кибернетических устройств, программы и алгоритмы для них и языки-посредники для «общения» с ними человека. Анализируются такие феномены, как смыслообразование, интерпретация и понимание. Акцент на семиотическую сторону коммуникации может привести к абстрагированию от ее социального контекста.
С 1960-х годов публикации, посвященные коммуникативной проблематике, начинают активно вторгаться в область политологии. Возникло новое научное коммуникативно-кибернетическое направление, изучающее политические процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики. Новое направление в политологии возникло и развивалось под влиянием успехов в кибернетике, а саму политическую систему уподобляли кибернетической системе. Известный ученый К Дойч считал, что этот подход дает объективный, точно измеряемый критерий сравнения функционирования различных политических систем. Быстрый, без потерь и искажений информационный обмен внутри системы, между системой и ее средой - признак эффективной политической системы, адекватной потребностям современного общества. Напротив, если информационные потоки носят однонаправленный характер, коммуникационные
каналы обладают плохой пропускной способностью, информация искажается, то система нуждается в реформировании. Наличие объективного критерия, по мнению Дойча, переводит вопрос о сравнении различных политических систем из ценностной плоскости, где он представляется принципиально неразрешимым, в плоскость научной рефлексии [2].
Проблема передачи культурных ценностей от человека к человеку, от отца к сыну, а также между представителями разных культур является главной проблемой коммуникации в культурологии.
С конца XIX века развивается направление биологии, изучающее поведение и коммуникацию животных, у которых они, в свою очередь, обусловлены биологическими факторами. Новое направление получило название «этология», оно рассматривает природные системы связи, такие как рефлекторные, ограниченные и застывшие. По результатам этих исследований ученые К. Лоренц, Н. Тинберген и К. фон Фриш в 1973 году были удостоены Нобелевской премии. Использование терминов «биокоммуникация», «зоокоммуникация» в исследованиях современных этологов позволило следующим образом классифицировать многообразие сигналов, используемых животными:
- сигналы, которые обеспечивают обмен информацией между родителями и потомством;
- сигналы-«намерения», которые предшествуют совершению какого-либо действия (например, перед взлетом птицы делают особые движения крыльями);
- сигналы, выражающие агрессию;
- сигналы миролюбия;
- сигналы фрустрации [1].
Мы видим, что проблемно-тематическое «поле» коммуникации распространяется не только на социальный, но и на природный мир.
Ощутимый вклад в изучение коммуникации внесли и технические науки. Поэтапное развитие коммуникативных возможностей человека неразрывно связано с техниче-
ским прогрессом. Развитие технических средств полностью изменило характер социальной коммуникации, сделав возможным мгновенную передачу информации в большом объеме практически на неограниченное расстояние. Человек входит в системы связи (телефонные, телеграфные и пр.) как их часть и только лишь в качестве «источника» или «получателя» информации.
В педагогике понятие «коммуникация» рассматривается во взаимосвязи с профессиональной деятельностью, представляющей сложную динамическую систему, в состав которой входят многочисленные элементы, соответствующие определенным функциям.
При характеристике структуры профессиональной деятельности ученые выделяют в ней различные компоненты. Так, Н.В. Кузьмина выделяет конструктивный, организаторский, коммуникативный компоненты профессиональной деятельности [3]. Независимо от количества выделенных компонентов исследователи сходятся в одном - все функции профессиональной деятельности тесно связаны между собой и составляют ее основу.
Ряд ученых в структуру педагогической деятельности включают информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную и гностическую функции.
Подробнее рассмотрим коммуникативный аспект педагогической деятельности. Он имеет принципиально важное значение, так как осуществляется практически на всех этапах решения педагогической задачи. Его реализация предполагает наличие у субъекта данного вида деятельности коммуникативных умений.
Коммуникативные умения обучающегося структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений вербального общения, умений и навыков восприятия информации.
Согласно Н.Н. Никитиной, под коммуникативной педагогической деятельностью понимается построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса [5].
Технические аспекты педагогической коммуникации проявляются в применении различных технических средств обучения, использо-
вании дидактических материалов и разнообразных источников информации.
Социальные аспекты педагогической коммуникации раскрываются в общении и взаимоотношениях педагога и обучающихся, направленных на социализацию представителей подрастающих поколений.
Учебно-познавательные и ценностные аспекты педагогической коммуникации выражаются в социокультурном опыте и знаниях, культурно-нравственных ценностях и нормах, целенаправленно передаваемых обучаемым педагогами.
Становление в современный период своего рода коммуникационной картины мира вкупе с проникновением в сферу обучения новых информационно-коммуникационных технологий приводит к выводу о целесообразности повышения роли коммуникационных знаний в развитии педагогической науки. И речь здесь должна идти не только об обогащении на этой базе теоретических основ педагогики, но и о повышении ее эффективности в решении практических задач образования в условиях становления общества знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации: практикум: учеб. пособие. М.: ACT, Восток-Запад, 2016. 316 с.
2. Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. М., 1993.
3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. С. 89-90.
4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Академический Проект, Астрель, 2008. 560 с.
5. Никитина Н.Н.,Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: Мастерство, 2002.
6. Основы теории коммуникации: учебник. М.: Гардарики, 2006.
7. Панфилова А.П. Психология переговоров, или как общаться, чтобы достичь успеха. М.: Маяк, 2002. 248 с.
8. Сластенин В.А, Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2017. 576 с.
LITERATURA
1. Vikulova L.G., SharunovA.I. Osnovy* teorii kommunikacii: praktikum: ucheb. posobie. M.: ACT, Vostok-Zapad, 2016. 316 s.
2. Dojch K. Nervy* upravleniya. Model/ politicheskoj kommunikacii. M., 1993.
3. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. M.: Vy*ssh. shk., 1990. S. 89-90.
4. Levi-Stross K. Strukturnaya antropologiya. M.: Akademicheskij Proekt, Astrel*, 2008. 560 s.
5. Nikitina N.N., Zheleznyakova O.M., PetuxovM.A. Osnovy* professional*no-pedagogicheskoj deyatel*nosti. M.: Masterstvo, 2002.
6. Osnovy* teorii kommunikacii: uchebnik. M.: Gardariki, 2006.
7. Panfilova A.P. Psixologiya peregovorov, ili kak obshhat*sya, chtoby* dostich* uspexa. M.: Mayak, 2002. 248 s.
8. Slastenin V.A., IsaevI.F., ShiyanovE.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vy*ssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2017. 576 s.