СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
УДК 629.113
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-7-239-247
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИИ. ОБОБЩЕННАЯ ГРУППА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Д.И. Благовещенский, В.Н. Козловский, С.А. Васин, Н.А. Антонова
В статье рассмотрены основные аспекты организации службы мониторинга качества автомобилей в эксплуатации автосборочного производства, а также предложена обобщенная группа показателей качества новых автомобилей в эксплуатации.
Ключевые слова: машиностроительное предприятие, конкурентоспособность, качество, автомобильные компоненты, автомобиль.
Разработка системы работы с дефектами на автосборочных предприятиях является одной из важных задач, эффективное решение которой обеспечивает улучшение качества продукции, а также повышение оперативности реакции автопроизводителей и рост удовлетворенности потребительской среды [1 - 3].
Исходя из проведенного выше анализа, можно сделать первичный вывод о том, что детализация индикаторов качества должна быть достаточно хорошо продуманной и отражать практически все этапы жизненного цикла, так как это показано на рис. 1, а. А метрики нижних уровней в ИТ-системе индикаторов мониторинга должны охватывать шесть групп элементов, как это показано на рис. 1, б и в.
Таким образом, система оценки показателей КПЭ так же, как и в классической квали-метрии, может быть представлена в виде структуры (рис. 1, г) и должна быть многоуровневой [1,
4, 6].
Теперь можно провести первую итерацию конкретизации показателей качества (индикаторов), используемых в автомобильном производстве (рис. 2, а, б, и в). Здесь важно в том числе и то, что такая группа индикаторов может, например, быть привязана к процессу поощрения для улучшения качества (рис. 2, г).
Вторая, укрупненная итерация индикаторов качества, полученная на основе данных рис. 2, а, б и в, может быть представлена в виде системы индикаторов предложенных на рис. 3, а, а структура, определяющая ответственность индикаторов в системе управления качеством в автомобильном производстве, схематично может быть представлена в виде, предложенном на рис. 3, б, детализация приоритетных прикладных задач в области улучшения качества для подразделений может быть представлена так, как это показано на рис. 3, в [1, 5, 7 -
9].
На основании проведенных исследований в области индикаторов качества автомобилей в эксплуатации, системы работы с заказами на устранение несоответствий (ЗУН) проводим построение системы работы с дефектами [1, 10].
Итак, основным показателем качества новых автомобилей в эксплуатации является индекс, определяющий уровень дефектности автомобилей по группе месяцев эксплуатации (IPTV), приведенный к объему выпуска продукции, с учетом даты продажи на 1000 автомобилей.
На рис. 4 схематично представлена система работы с дефектами, вскрываемыми на автосборочном предприятии в процессе производства или эксплуатации.
Основная идея предлагаемой структуры (рис. 4) заключается в усилении системной работы с дефектами, при которой все вновь возникающие дефекты, имеющие высокий статус по уровню проявления или затратам на устранение, в обязательном порядке проходили через систему фильтров заказов на устранение несоответствий (ЗУН). Если проявляющийся дефект, по установленным правилам вызывает тревогу, то работает система фильтров ЗУН, в которой проводится идентификация проблемы. Если анализируемая проблема уже фиксировалась ^Х), то новый ЗУН не открывается. В противном случае, если дефект признается новым (уникальным), открывается ЗУН.
Комплексные системы КПЭ охватывают все функции, могут отслеживаться и носят улучшающий характер
Комплексная система КПЭ
Пр04к?ир-4 Закупки Произв-ао Доставка
> Чкгага » РЯ1 догний ш > Частом р««зиго« > Лвмдавж- амбициозные
—•У цели
103 ОТО и * квг-вэ Г*»1вкв»< > №лвм.ччя> Уивчгсв
Сре* > Раевд< г« > Ьрж > Удалечдо«-
иепрлшвю« «р!итм1м » 1-го(а» ихтчлдато«
ЩИбЛМ! (ИСГЖ
Прммгънэ« > Сро» язтргш*« > Вьлуас
(пряпцр0Ы1«п)
-да»«*«* К с цх Ш1Ш ■ измеоимыв
> Вьнуз с и» > Чир» ч»<п*
> развивающиеся
- Ркюш <4 » кмо ми«>
■ од. пра*- > Достугкети ► Срйикпр-вярвбй Дочлепк
■ N успеииотв > Заследи на
Ключевые покамтеги эффективности по качеству
мехфуш-циональные
йч/|"НГ«а* - Д>1кАг йК^ЧЧДО ■ г*
6 групп элементов - метрики нижних уровней в ИТ-системе
Кэмреии*
б
Система оценки эффективности по качеству - Иерархическая структура
Уро-
Уро-
Б5Е Ъа 11 4» >М1 3 га 1 0 \ а*» 1-11 « »Г = 2 а
й е
в г
Рис. 1. Детализация индикаторов качества в автомобильном производстве
а
Глобальная система КПЭ качества по цепочке стоимости
Система КПЗ
Определение
КПЗ Частота ремонтов <5000 км Удовлетворенность клиентов при доставке Частота ремонтов за 12 мес. Кол-во дефектов на единицу продукции КПЭ Удовлетворенность клиентов при доставке Ед. изм. % от опрошенных
Определе Процент опрошенных клиентов, ние удовлетворенных автомобилем при доставке
Изготовление с первого раза Проектирование с первого раза
Метод Кол-во удовлетворенных клиентов расчета + общее кол-во респондентов х 100
Срок исправления проблем
Деталей поставщиков на миллион Инспектор, перед доставкой у дилеров
Система Опрос клиентов отчетности
Расходы Исправления
Расходы по гарантиям
Выездные кампании
Коинмтарим
Уйммгмр**1в«1ъ оммгее 12 влркибккч 1 гай кемпнуаа]
Ргч1кн1 ичссгы пщдшп СТ да.пцхд;» Ч«»тнц»« Щк^ай '.оем по ччктв^)
• В (оюм Сав№рвагдпй «иыуею •-ела«
> Пробтш: гклая*»«
ТСГСГ иг*
■сс^теузкг-тв о^сш И кацялкле нем «им
б
Система поощрения для улучшения качества
з>
КЙММЧЙ- »*сюа*| ле
ртиоегь
■пмФагее ер*
Видиачй)»
рвтръ'вг.
3*л ешчи Ьмл имз Лмц-
ПС «Г-15'. рм»
Мп Цю НИ
3*п ецма
ПО ОТ-10*4 к«)«!
бвтроч'
ми
Зжт гцм
псОГ »е-
Вес 50% бес 50**
поощряют достижение цепей
систем»« ■нэпчэчн* регулируйкя
ПосГоинм» улучшение
сяря&Елаклч
пороговые
ШЧ№ИЙ
Рис. 2. Обобщение индикаторов качества автомобильного производства
240
а
в
г
Новая система КПЗ - Структура
Качество продукта
Удовлетворенность потребителя автомобилем на момент покупки
1 Поставки > Все исправно у дилера - Контроль а/и без пробега (0 км)
1 1РТУ - Поломок на 1 ООО в/м в первые 2 мес. эксплуатации или <10.000 км • 1РТУ-Поломокна 1000э'м за24
мес. или . <100,ООО км ■ Гарантия/деловая репугация [руб.]
I— Качество сервиса -
Удовлетворенность потребителя сервисным центром
> ЛТ - Общее время на устранение неисправности
> Доступность компонентов
I Производство
> ОРи - Дефекты на единицу продукции
> ЙЛ - Правильно с первого раза с
- Правильно с первого раза без
> ЛТ - Время на устранение неисправности (производство)
■ Решение проблем АЗ • Ремонт (руб.) ' Брак [руб.]
¡Закупки > РРМ а целом/на продукт/ на поставщика > распредепениое значение рекламаций
в целом на продукт/ на поставщика
» Решение проблем с поставщиком 80
\ Проекты- > Проектные изменение в фазе рованне непосредственно перед выпуском (йвдел голе) > Изменения е проекте после ЭОР
• Частота ремонта (№) по степени дефекте в гарантийным период
а
> ТТР - Время на устранение неисправности (проектирование)
Новая система отчетности по КПЗ и порядок эскалации
Сводная корпоративная
отчетность
Генеральный директор
Производство
Проектирование
б
Радар приоритетных задан
зд
Сервис/АВЗ р|рз
Генератор (отказ]
Л ГБ И (не |Мме™ннйСть]
Сборочнивн Н1тшен«1|Ш1
конеерукторекле Дшаторгааа^ва)
дефекты
Катушка зажигания Коррозия
1ат/пки Т катушка зажигания коррозия
¿акупки Течя наела КЗ
ПСН.1Л8ВОЙ армии! Напрокрас а
переключать я«иш Нв ицатнноеть
Кпаланапектроиаг»™» ятф Сорискт. Еаи Гпояпщ.нва й
Бпо-Аайа Незакреплённое**. Установка Стнюа
Ко.бл».,™ "гП',"Д Р°4'" „
ити коионнаияя Оегитетанв Пь.-еи стабнрниатора
Н1Ц прибор«™ »амвпоа Течь Толщина |р8чппиян«в| ГВЦ
ипшнм маспа змалл
Качество Картер ротпора п,
кпсрукторлп Негашен., Потек* аад™» поста
Р-™ Прокол.. В« МП Т(чв ЛКП Тори]н1]Й
Испытал«« Тын«ти.чпосп, Бт «чиВа,. Счлив Тор-мл™
1ППподооье«ыпродаж цилиедрсе картер М1Г1 " '||:",м
Реклаккачиолные дефекты АРА Вкутренллепроблемы Внутренний проблемы АРА Рекламационныеоефекты
в
Рис. 3. Концепция корпоративных индикаторов качества в автомобильном производстве
| Потребитель|
Тревога
Новый ЗУН+
ЗУН
ПРОВЕРКА
Рис. 4. Схема работы автосборочного предприятия при вскрытии проблем
в области качества продукции
Процесс выявления тревог описывается рис. 5.
Как видно из схемы (рис. 5, а), основными инструментами (индикаторами) выявления проблем качества продукции должны стать: статистика тревог, индекс 1РТУ, показатели, отражающие данные о качестве продукции по результатам рассмотрения сложных рекламаций (судебные процессы); ТОП проблем по результатам первого месяца эксплуатации продукции с
241
определенной датой производства, экспертные оценки по результатам принятия продукции в соответствии с требованиями стандарта оценки качества глазами потребителей. Далее на втором уровне 5 наиболее существенных тревожных сигналов должны фиксироваться каждую неделю. По ним формируются запросы на возврат не менее 10 зарекламированных деталей из эксплуатации для проведения исследований по причинам дефектности. ЗУН открывается (рис. 5, б) по каждому новому виду дефектов (отказов), по каждому поставщику или ответственному подразделению и каждому ЗУНу проводится полный первичный анализ на предмет того, что заказ на устранение несоответствий является действительно новым и ранее в системе не фиксировались аналогичные ЗУНы, после чего принимается решение либо по работе над ЗУНом, либо актуализируется ранее зарегистрированный заказ.
Статистика тревог, mis IPTV Участие В судебных процессах для решения ТОРЮ СОПГП !
юридических вопросов 1MIS (V1+, V1) ;
Инциденты е течении недели по
0-3MIS - 3-6*1 IS - 6-12MIS 5 тревожных сигналов должны документироваться каждую неделю по 10 деталей ло каждому тревожному сигналу
\
ir
J L it
Открыть новый ЗУН (обязательно) Запросить у управления по работе с дилерами возврат деталей
■ По каждой детали
' По каждому новому виду отказа
(или повторяемость)
- По каждому поставщику
- По каждой службе (подразделения!
Для открытия нового ЗУН
0ОЛЫИ ЗУНоа будет открыто и ^документирование
Анализ деятельности по устранению дефектное {внутри ЗУН)
Некоторые ЗУН будут закрыты
{такой же оид отказа. анализ без заключения)
а б
Рис. 5. Схема выявления тревог: СОПГП - стандарт оценки продукции глазами
потребителей
В части основных индикаторов, используемых на этапах производства автомобилей, участвующих в реализации деятельности по работе с дефектами, предлагается группа показателей, представленная в таблице.
Ключевые индикаторы качества автомобилей на этапах производства и эксплуатации
№ п/п
Наименование комплексного показателя
Модель расчета
РРМ
КАЧЕСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ РРМ
= Part Per Million
- количество частей на миллион
- количество дефектных изделий на миллион поставленных
Качество компонентов
W"
> ! Де:
.'•Л 1 ММ 1| 1МЧ- I и НГПЧ 11-и продукции, :i'l|il*. I--IIIIMM Б 'СОСТОЯНИИ II- -ставки в отчетном месяца
оооооооооо
ОООООООООо
оооооооооо ОО ооооооо ОООООО ООО ОООООООООО ОООООООООО ОООООООООО ООО ОООООО
оооооооооо
Уровень _
КАЧЕСТВО АВТОМОБИЛЕМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНОЧНОГО ОСМОТРА
Стандарт оценки автомобилей
Качество по результатам оценочного осмотра
Уровни значимости дефектов:
VI + - дефект, не позволяющий потребителю эксплуатировать автомобиль VI - дефект вызывает сильное недовольство потребителя, требуется ремонт У2 - дефект, по которому потребитель выразит недовольство при опросе УЗ - дефект, который потребитель обнаружит, но недовольства не выразит Сумма всех дефектов (VI+, VI, У2) - всего дефектов на 1 автомобиль
^ - суммарное количество дефектов определенного уровня значимости, выявленных на проверенных в отчетном месяце автомобилях модели М;
- суммарное количество автомобилей модели М. проверенных в отчетном месяие,
1
2
Окончание
№ п/п
Наименование комплексного по казателя
Качество в экс плуатации
На рис. 6 представлен результат совместного анализа системы работы с дефектами отечественного автопроизводителя и одного из лидеров мирового автопрома.
ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗУ НА
1 деталь/1 новый вид отказа (или повторяемостью/1 поставщикЛ отдел/1 новый ЗУН
■ШР
■САИБ
•ЗУН
более 1000 пользователей более 1000 пользователей менее 10 пользователей
Например: не работает стеклоподъемник
Больше ВО ШР (ЗУН) по «ада* шзаяг» - Кодый ШР по дачдому нок»му вида откма (или повтори мосты Четкое яредставле^е проблем решений,
к« четкого предстает« «и* смтуа^и'реижний ЗУН может бьггь всегда открытым
ЗУН должен быть инструментом качества для всего предприятия
Управление по работе с дефектами. Производство. Поставщики. Инжиниринг. Послепродажное обслуживание
а б
Рис. 6. Совместный анализ системы работы с дефектами отечественного и иностранного автопроизводителей
На рис. 7, а представлена схема распределения ответственности при реализации вида деятельности по работе с дефектами на автосборочном предприятии. Предлагаются три основных источника определения данных для открытия новых заказов на устранение несоответствий ЗУН.
К таким источникам данных относятся: статистика тревог, в том числе по индикаторам тревоги, определяемые по результатам технических экспертиз в вопросах сложных рекламаций автомобилей в эксплуатации, которые выявляются и документируются во время
проведения юридических мероприятий и судебных разбирательств, по жалобам потребителей; анализ тревог, когда в процессе исследования статистики тревог выявляются особые аспекты, связанные с проявлением дефектов (причинно-следственные связи). В качестве дополнительных инструментов, используемых для инициализации новых ЗУН, как это было показано ранее, также могут использоваться внутренние корпоративные индикаторы как например, результаты оценочного контроля качества новых автомобилей.
Процедура закрытия ЗУН возможна при выполнении ряда условий, связанных положительной оценкой проведенных мероприятий на этапах обеспечения безопасности потребителей, предварительного и окончательного решений проблемы в производстве и (или) на этапе продажи и послепродажного обслуживания. В том случае, если предпринятые в рамках ЗУН меры не обеспечивают решение проблемы в области качества продукта или эти меры были разработаны и реализованы с отклонениями, принимается решение на открытие нового ЗУН.
Важным элементом деятельности по работе с дефектами является системный мониторинг индикаторов качества автомобилей в эксплуатации. На рис. 7, б и в представлена предлагаемая система работы с дефектами в контексте организации взаимодействия между участниками процесса данной системы и основными количественными индексами процесса соответственно.
В продолжение темы работы с дефектами на рис. 8 представлены разработанная структура и связи внутри подразделения автосборочного предприятия, занимающегося деятельностью по работе с дефектами.
а
Н1 б Основные показатели;
иъТ-
ОсиО М? шел эийштелк: 1 -
*ЯЯд.. - 1! * ЧИШ'Ч I-
| прочшРП |
в
Рис. 7. Графическое определение системы работы с дефектами на автосборочном
предприятии
Рис. 8. Структура и внутренние связи подразделения автосборочного предприятия, работающего с дефектами: ТСГ -тревоги в гарантии; ССН - срочные сообщения
о неисправности из гарантии
Рис. 9. Детализация связей отдела анализа качества в рамках управления ЗУН
Информация м Сидел аналим »ячества аат и «онтропя информации по Чг кадифигатарв дефектов 2ч*Л. гарантии
к
Методы, ыегсйики гарантийный период для оформлении ЗУН заводских ко»> иссий и иклещмй ПСССв ч^л
■ гарт Проовз» И ТС ми по дефектам/
»ринг У Монитор** гарантии -►
ЦмфО£МЛ»Ц«Я ДТР надежности. Прогосмцмевнив мтрат Анализ последствий: Оценка рисков по Организация Процадуры отзыва а/м 1 чел. одсиуры опа^ Отаеты
_¿ш 1 к
к Отчеты по ЮнСой и к Т " по 1фф*«,Т1«*Н<!СТН ЗУМ опыеа
ПуСпнкицин СМИ АнМи» информации СМИ сообщества Отчеты - ^
ис 'Образная сшОо' 1 чел Отчеты
2 чей. 23 чел
Рис. 10. Внутренняя структура отдела анализа качества с точки зрения управления ЗУН
245
На рис. 9 детализированы связи, относящиеся к аналитической деятельности отдела анализа качества (ОАК) и работы в рамках комплексного инструмента управления ЗУН (УПКМК - учет, планирование и контроль мероприятий по качеству).
На рис. 10 представлены предлагаемая структура и связи отдела анализа
качества.
Список литературы
1. Благовещенский, Д.И. Разработка методологии и инструментария комплексной программы улучшений для повышения конкурентоспособности машиностроительных (автосборочных) предприятий : дис. ... д-ра техн. наук : 05.02.23 / Благовещенский Дмитрий Иванович ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 2021.
2. Благовещенский Д.И., Козловский В.Н. Комплексные программы улучшений в машиностроении: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. 587с.
3. Заятров А.В., Козловский В.Н. Анализ и оценка взаимосвязей между традиционными показателями надежности и показателями, используемыми ведущими производителями легковых автомобилей // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 1. С. 41-43.
4. Козловский В.Н., Заятров А.В. Проблема стратегического планирования улучшения качества и надежности системы электрооборудования автомобилей // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 1. С. 44-47.
5. Козловский В.Н. Обеспечение качества и надежности системы электрооборудования автомобилей // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Моск. гос. автомобил.-дорож. ин-т (техн. ун-т). Тольятти, 2010.
6. Козловский В.Н., Дебелов В.В., Деев О.И., Колбасов А.Ф., Петровский С.В., Новикова А.П. Перспективные системы диагностики управления автономным транспортным объектом // Грузовик. 2017. № 6. С. 21-28.
7. Козловский В.Н., Антипов Д.В., Заятров А.В. Методология анализа и прогнозирования качества автомобилей в эксплуатации // Актуальные проблемы экономики. 2016. Т. 186. № 12. С. 387-398.
8. Petrovski S.V., Kozlovski V.N., Petrovski A.V., Skripnuk D.F., Schepinin V.E., Telitsyna E. Intelligent diagnostic complex of electromagnetic compatibility for automobile ignition systems // Reliability, Infocom Technologies and Optimization (Trends and Future Directions). 6th International Conference ICRITO. 2017. С. 282-288.
9. Панюков Д.И., Козловский В.Н. Эффективное применение метода анализа видов, последствий и причин потенциальных дефектов (FMEA) в автомобилестроении: монография. Самара, 2016.
10. Строганов В.И., Козловский В.Н. Итоги и перспективы развития электромобилей и автомобилей с гибридными силовыми установками // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. №2-3. С. 2-8.
Благовещенский Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, директор, [email protected], Россия, Тула, ФБУ «Тульский ЦСМ»,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Васин Сергей Александрович, д-р. техн. наук, профессор, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Антонова Наталья Алексеевна, соискатель, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет
KEY ASPECTS OF ORGANIZING THE SERVICE OF MONITORING THE QUALITY OF VEHICLES IN OPERATION. GENERALIZED GROUP OF QUALITY INDICATORS OF NEW CARS
IN OPERATION
D.I. Blagoveshchenskiy, V.N. Kozlovsky, S.A. Vasin, N.A. Antonova
246
The article considers the main aspects of the organization of the service for monitoring the quality of cars in operation of the car assembly plant, and also proposes a generalized group of quality indicators for new cars in operation.
Key words: machine-building enterprise, competitiveness, quality, automotive components,
car.
Blagoveshchenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, [email protected], Russia, Tula, FBU «Tula CSM»,
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,
Vasin Sergey Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Antonova Natalya Alekseevna, applicant, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University
УДК 681.586
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-7-247-254
АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ДЕГРАДИРУЮЩИМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
А.Я. Попенков, О.В. Фуфаева, Р.З. Хайруллин
Проведен анализ существующих моделей эксплуатации сложных технических систем с метрологическим обеспечением. Представлен подход к построению полумарковских моделей эксплуатации, позволяющий разрабатывать модели с произвольным количеством состояний. Дается построение модели эксплуатации сложной технической системы, имеющей четыре степени деградации. Построена зависимость стационарного коэффициента готовности от межповерочных интервалов средств измерений, входящих в различные группы деградации. Представленная модель может быть использована для классификации сложных технических систем с целью задания требований к их метрологическому обеспечению.
Ключевые слова: управление метрологическим обеспечением, модель эксплуатации, модель деградации, средства измерений.
Одним из основных показателей качества средств измерений (СИ) является метрологическая надежность (МН) - свойство СИ сохранять с течением времени метрологические характеристики (МХ) в пределах установленных норм [1-6]. МН определяется характером и темпом изменения нормируемых МХ. Чем выше показатели МН (вероятность работы без метрологического отказа, метрологический ресурс и т.д.), тем реже приходится поверять СИ, тем меньше риск использования неисправного СИ в течение межповерочного интервала (МПИ).
СИ в период эксплуатации могут подвергаться интенсивным, электромагнитным, электрическим, тепловым и другим воздействиям. Это является одной из причин проявления дегра-дационных процессов и снижения МН. Возможность обеспечения и поддержания требуемого уровня МН и готовности специальной техники (СТ) существенно зависит от степени ее деградации, от интенсивности эксплуатации и от качества обслуживания. Некоторые модели деградации СТ с метрологическим обеспечением, в том числе марковские модели, описаны в [5-7].
Для оценки эффективности СТ будем использовать коэффициент готовности. В соответствии с ГОСТ 27002-89 коэффициент готовности - вероятность застать образец СТ в произвольный момент времени в работоспособном состоянии. СТ в совокупности с входящими в нее подсистемами, в том числе системой метрологического обеспечения будем называть сложной технической системой (СТС). СТС обладают, как правило, некоторым уровнем "избыточности",