Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ВОКАЛА'

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ВОКАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ВОКАЛ / ХУДОЖЕСТВЕННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / СТРУКТУРА ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITY / FUTURE TEACHERS / VOCAL / ARTISTIC AND COMMUNICATIVE ENVIRONMENT / STRUCTURE OF VOCAL AND PERFORMING CULTURE / THEORETICAL MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цао Хэ

Ведущие направления музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей вокала включают теоретические, практические, художественно-педагогические и психологические аспекты, которые объединяют в единый конгломерат знания, умения и навыки. В статье аргументована необходимость владения вокальной культурой исполнения и художественно-языковыми средствами вокального искусства. Структура вокально-исполнительской культуры будущего педагога вокала состоит из трех компонентов: мотивационно-направленного; когнитивно-оценочного; творческо-исполнительского. На основе метода теоретического моделирования авторы статьи предложили собственную компонентную структуру художественно-коммуникативной сферы будущих преподавателей вокала в составе интенционального, ментального, перцептивного и интерактивного компонентов. Исследуемая структура помогла разработать четыре концептуальных блока исследуемой проблемы: целевой; содержательный; методический; организационный. Авторы убедительно провели актуализацию коммуникативно-перцептивной позиции будущего преподавателя вокала на основе объективации эмпатических и ментальных умений в вокально-преподавательском процессе и выяснили роль создания художественно-коммуникативной среды средствами технологий художественной инноватики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY ASPECTS OF MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITIES OF FUTURE VOCAL TEACHERS

The leading areas of musical and performing activities of future vocal teachers include theoretical, practical, artistic, pedagogical and psychological aspects that combine knowledge, skills and abilities into a single conglomerate. In addition, the article analyzes another relevant aspect of the issue -the possession of the vocal culture of performance and artistic and linguistic means of vocal art. The structure of the vocal and performing culture of the future vocal teacher consists of three components: motivational-oriented; cognitive-evaluative; creative-performing. Based on the method of theoretical modeling, the authors of the article proposed their own component structure of the artistic and communicative sphere of future vocal teachers as part of the intentional, mental, perceptual and interactive components. The structure under study helped to develop four conceptual blocks of the problem under study: target; content; methodological; organizational. The authors convincingly updated the communicative and perceptual position of the future vocal teacher on the basis of objectification of empathic and mental skills in the vocal-teaching process and found out the role of creating an artistic and communicative environment by means of artistic innovation technologies.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ВОКАЛА»

Ключевые аспекты музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей вокала

Цао Хэ,

кандидат искусствоведческих наук, старший преподаватель, Цзилиньский педагогический университет E-mail: 14730646@qq.com

Ведущие направления музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей вокала включают теоретические, практические, художественно-педагогические и психологические аспекты, которые объединяют в единый конгломерат знания, умения и навыки. В статье аргументована необходимость владения вокальной культурой исполнения и художественно-языковыми средствами вокального искусства. Структура вокально-исполнительской культуры будущего педагога вокала состоит из трех компонентов: мотивационно-направленного; когнитивно-оценочного; творческо-исполнительского. На основе метода теоретического моделирования авторы статьи предложили собственную компонентную структуру художественно-коммуникативной сферы будущих преподавателей вокала в составе интенционального, ментального, перцептивного и интерактивного компонентов. Исследуемая структура помогла разработать четыре концептуальных блока исследуемой проблемы: целевой; содержательный; методический; организационный. Авторы убедительно провели актуализацию коммуникативно-перцептивной позиции будущего преподавателя вокала на основе объективации эмпатических и ментальных умений в вокально-преподавательском процессе и выяснили роль создания художественно-коммуникативной среды средствами технологий художественной инноватики.

Ключевые слова: музыкально-исполнительская деятельность, будущие педагоги, вокал, художественно-коммуникативная среда, структура вокально-исполнительской культуры, теоретическое моделирование.

Введение. Согласно современным требованиям музыкального образования, подготовке будущих учителей вокала необходимо уделять повышенное внимание в структуре формирования профессиональных компетенций педагога-музыканта. Требования к вокальной подготовке специалистов включают теоретические, практические, художественно-педагогические и психологические аспекты, которые объединяют в единый конгломерат знания, умения и навыки. Помимо этого, существует еще одна актуальная сторона вопроса - владение вокальной культурой исполнения и художественно-языковыми средствами вокального искусства, чему в педагогической литературе уделяется недостаточно внимания, так как преимущественное большинство проблем освещаются чисто с технической точки зрения.

Актуальность. Владение художественно-языковыми средствами вокального искусства для будущего преподавателя вокала предусматривает постепенное накопление художественно-коммуникативного опыта, что отражается в дальнейшей педагогической и исполнительской деятельности. Исследователи зачастую указывают на распространённую специфику отечественной подготовки будущих преподавателей вокала, в которой предпочтение отдается главным образом сугубо методическим и интерпретационным векторам обучения, а художественно-языковым средствам вокального искусства и ментальным факторам уделяется незначительное внимание [7].

Художественно-коммуникативный опыт будущих преподавателей вокала мы предлагаем поставить на первый план, так как это масштабное понятие, которое следует интерпретировать как профессионально интегрированное качество, характеризующееся процессуальностью и результативностью усвоения студентами вокального искусства на уровне исполнения и преподавания, что реализуется при опосредованном общении через вокальное произведение с участниками творческого процесса (композитором, поэтом, исполнителями, слушателями). Это голографическая форма художественной коммуникации, обусловленная контекстом исполнения вокального произведения [8].

По нашему мнению, вышеописанное отражает линейную форму диалоговой межличностной коммуникации, которой следует уделять особое внимание, поэтому приобретение определенного опыта в педагогических университетах должно характеризоваться синтезом исполнительской, педагогической и художественно-коммуникативной деятельности [5].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

сэ см о см

Как мы можем понять из вышесказанного, вокально-исполнительская подготовка - это сложный процесс профессионального воспитания вокалиста, который содержит задачи творческого развития личности, интегрирует в себе проблематику технического развития голоса, овладения основами актерского мастерства для воссоздания художественного образа вокального произведения, навыки интерпретации, знание специфики вокального жанра, понимание авторского замысла и т.д. Качественная вокально-исполнительская подготовка будущего педагога-музыканта предполагает выразительную, эмоциональную презентацию вокального произведения учеником в собственном исполнении [3].

Ежегодно в нашей стране и за ее пределами организуются вокальные конкурсы с участием детей, молодежи и педагогов различных возрастных категорий, что свидетельствует о чрезвычайной популярности вокального творчества. Однако, по результатам научно-педагогических исследований, сегодня среди проблем воспитания будущих преподавателей вокала, наиболее остро проявляется низкий уровень художественно-эстетических потребностей их будущих учеников. Большинство современных образцов массовой молодежной музыки имеет низкое качество и не соответствует художественным критериям. Важными факторами, отрицательно влияющими на формирование музыкально-эстетического вкуса молодого поколения, становятся недостаточная популяризация высокохудожественных образцов отечественной и мировой вокальной культуры и пассивна деятельность некоторых государственных общественных организаций, которые недостаточно способствуют созданию качественно новых условий для реализации социокультурного, художественно-творческого потенциала молодежи [1].

Наряду с этим, анализ современного состояния организационной стороны обучения вокалу в школах искусств, вокальных студиях, опыта высококвалифицированных специалистов в области вокального воспитания, выявил определенные противоречия между:

- необходимостью вокальной практики в соответствии с современными образовательными программами и недостаточной разработкой методического обеспечения процесса вокального обучения;

- между активным желанием учащихся участвовать в различных вокальных конкурсах и творческих фестивалях и отсутствием сформированной сценической практики, недостаточным уровнем вокального мастерства и вокально-исполнительской культуры, дефицитом высокохудожественного современного репертуара. Исходя из этого, особое внимание в музыкальном образовании должно уделяться воспитанию специалистов, способных противостоять напору низкопробной поп-культуры, способных создавать, сохранять и приумножать лучшие традиции вокального искусства и прививать вокально-ис-

полнительскую культуру ученикам с самых первых занятий. Для реализации данного условия, сами педагоги должны обладать собственной устоявшейся и сформированной культурой [4].

Если детализировать данный тезис, то можно утверждать, что структура вокально-исполнительской культуры будущего педагога вокала состоит из трех важных компонентов:

- мотивационно-направленный компонент, который в целом формирует интерес (или даже потребность) к вокально-исполнительской деятельности (нацеленность на познание основ классического вокала и направленность на профессиональное самосовершенствование);

- когнитивно-оценочный компонент, который характеризует знания, умения и навыки в сфере воспитания вокальной культуры, способность адекватно оценивать приобретенный исполнительский опыт;

- творческо-исполнительский компонент, который отражает готовность к художественно-образному исполнению вокальных произведений, способность донести созданный образ до аудитории [6].

Анализ вокально-исполнительской практики в учебном процессе позволяет выделить следующие аспекты, которые характеризуют музыкально-исполнительскую деятельность будущих учителей вокала:

- общую музыкальность, которая проявляется в определенном исполнении, чистом интонировании, естественной артикуляции;

- художественное отображение вокального произведения и природный артистизм;

- интерпретационные задатки и умение наполнить вокальное произведение личностным содержанием;

- пластические навыки, умение владеть своим телом во время выступления;

- четкая выраженная собственная позиция к вокально-исполнительской и педагогической деятельности (мотивация к творческой деятельности, анализ и оценка собственного исполнительского опыта, готовность самостоятельно решать технические и художественные задачи вокального исполнительства) [2].

Для формирования высокого уровня вокально-исполнительской культуры важным является правильная организация учебного процесса и постоянное педагогическое сопровождение, которые должны обеспечивать интегративное использование всех форм обучения: лекционных и практических курсов, индивидуальных занятий, педагогической практики, академических концертов, мастер-классов, открытых занятий, вокально-творческих проектов, тематических вокальных вечеров, конкурсов, олимпиад и др.

На основе метода теоретического моделирования мы предлагаем собственную компонентную структуру художественно-коммуникативной сферы будущих преподавателей вокала в составе

интенционального, ментального, перцептивного и интерактивного компонентов. Интенциональный компонент включает следующие элементы: коммуникативно-мотивирующий, который предусматривает наличие мотивации будущих преподавателей вокала к общению, передаче собственного опыта выполнения произведений; ценностно-смысловой, обусловленный ценностным отношением к художественно-коммуникативным действиям путем обсуждения смысла произведения, его интерпретации и т.д. [5].

При этом важно выделить ключевые функции интенционального компонента:

- целевая (обеспечивает постановку целей и задач процесса приобретения определенного опыта через осознание своих художественных потребностей, стремлений, мотивов и ценностной основы художественно-коммуникативной деятельности);

- ориентационная (направляет к сознательному выбору пути самосовершенствования благодаря убежденности в личностной и общественной значимости будущей профессиональной деятельности педагога);

- аксиологическая (отвечает за ценностно-смысловую основу формирования музыкально-исполнительского опыта) [8].

Помимо этого, отдельно мы выделяем ментальный компонент, который включает следующие элементы: интеллектуально-рефлексивный, основанный на рефлексии мыслительных процессов, которые сопровождают коммуникативный процесс и художественно-коммуникативные действия; интерпретационно-семантический, который обеспечивает наличие интонационно-речевого, музыкально-семантического тезауруса [3].

В контексте ментального аспекта важны следующие функции, реализуемые в рамках предлагаемого подхода:

- когнитивная (направлена на эффективность познавательной деятельности в развитии ментальных ресурсов);

- управленческая (предполагает осознанное стратегическое управление ментальными ресурсами как собственными, так и будущих учеников);

- рефлексивная (способствует развитию рефлексивных качеств, их самооценке, самоконтролю, саморегуляции);

- креативная (обеспечивает решение нормативных задач в регламентированных и нерегла-ментированных исполнительских и педагогических ситуациях).

Ещё один ключевой аспект музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей вокала - перцептивный, который включает качество восприятия музыкального произведения через эмоциональную сферу личности. К его элементам относятся: эмоционально-чувственный, направленный на развитие эмоциональной и чувственной сфер будущего педагога для обеспечения субъект-субъектного коммуникативного процес-

са и художественной коммуникации; идентифика-ционно-эмпатический, основанный на качествах и умениях осознавать образ и чувствовать состояние другого человека [7].

Для перцептивного компонента в подготовке будущих педагогов важна адекватная эмоциональность (которая обеспечивает формирование способности к музыкальному переживания через овладение музыкальными эмоциями); эмпатич-ность (является основой развития музыкальной эмпатии); идентификационность (формирует способность к отождествлению себя с другими).

Не менее важен интерактивный компонент, который основан на действенных аспектах художественной коммуникации, в которых будущий преподаватель вокала становится инициатором и организатором художественно-коммуникативной ситуации.

К элементам указанного компонента отнесены: функционально-корректирующий, который предполагает способность личности к гибкому применению художественно-коммуникативного диалога в разных видах исполнительско-педагогического процесса; организационно-диалоговый, что способствует приобретению компетенций организации или создания художественно-коммуникативной ситуации в форме творческого диалога/полилога [6].

Интерактивный компонент в рамках темы анализа ключевых аспектов музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей вокала выполняет следующие функции: организационную (обеспечивает организацию субъект-субъектной коммуникации и диалогового взаимодействия на разных педагогических уровнях); сотворческую (призывает к переосмыслению художественного образа вокального произведения и адаптацию авторского замысла к личностно-ценностным особенностям путём развития собственного воображения и представлений о музыкальном образе); диалогическую (предусматривает наличие ансамблевого взаимодействия с партнером или партнерами, с концертмейстером или дирижером оркестра); корректирующую (формирует способность к саморегуляции и корректировки сценического поведения будущих преподавателей вокала посредством учета обратной связи с целевой аудиторией) [1].

Заключение. Метод теоретического моделирования позволил разработать четыре педагогических блока, которые лежат в основе подготовки будущего преподавателя вокала:

- целевой блок, направленный на определение цели, задач, методик преподавания вокала, которые основываются на определенных факторах и избраны соответственно научным подходам;

- содержательный блок, который содержит перечень знаний и навыков, даёт возможность выбора вокального репертуара с ярко выраженным художественно-коммуникативным контентом; сюда же относится и дисциплина профессиональной подготовки, содержательная осно-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

сэ см о см

ва которой делает возможным формирование художественно-коммуникативного опыта будущих преподавателей вокала;

- методический блок, позволяющий объективировать смысловые составляющие педагогического процесса: гармонизацию исполнитель-ско-интерпретационного, эмпатийно-чувствен-ного и техно-интенционального векторов в работе над художественной проекцией и интроспекцией вокального произведения; сюда же относится учет чувств и представлений «второй стороны» в творческом исполнительском диалоге; сочетание проникновения в образ героя и рефлексии собственного ощущения его мировоззренческих представлений, а также направленного отбора качественного вокального репертуара;

- организационный блок, включающий определенные организационные формы, педагогические условия, методы и этапы внедрения экспериментальных методик;

- результативный блок, включающий критерии, показатели оценивания уровней сформирован-ности ключевых аспектов музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей вокала, что служит вектором для повышения статистически выявленных сниженных количественных характеристик.

Мы убедительно провели актуализацию коммуникативно-перцептивной позиции будущего преподавателя вокала на основе объективации эмпа-тических и ментальных умений в вокально-преподавательском процессе и выяснили роль создания художественно-коммуникативной среды вокально-образовательного процесса средствами технологий художественной инноватики.

По нашему мнению, именно вокально-исполнительская культура является неявной доминантой среди описанных компонентов, составляющих вокально-исполнительское мастерство педагога-музыканта. Она интегрирует в себе музыкальные, вокально-технические, художественно-эстетические, психолого-физиологические и индивидуальные характеристики и является показателем талантливого исполнителя и учителя вокала. Таким образом, грамотно сформированная в процессе профессионального обучения вокально-исполнительская культура является гарантом осуществления дальнейшей педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне.

Литература

1. Bukenov B. Формирование артистических навыков пения у будущего педагога-вокалиста в процессе профессиональной подготовки // Journal of Philosophy, Culture and Political Science. 2019. Т. 67. № 1. С. 91-98.

2. Алиева З.А. Профессиональная подготовка будущего учителя музыки в условиях совершенствования системы образования // Глобальный научный потенциал. 2018. № 10. С. 33-35.

3. Асатрян О.Ф., Ломакина Т.А. Развитие направленности на профессиональную самореализацию будущего учителя музыки в процессе внеаудиторной вокально-исполнительской деятельности // Инновационные формы и методы организации внеаудиторной работы студентов.

2018. С. 40-52.

4. Левина И.Р., Яппарова Д.М. Развитие музыкального сознания будущего педагога-музыканта на основе вокального интонирования // Современное педагогическое образование.

2019. № 5. С. 88-91.

5. Маслова А.А., Шинтяпина И.В. Текстуальные стратегии, как инструмент исполнительской интерпретации вокальной музыки // Таврический научный обозреватель. 2017. № 5 (22). С.110-116.

6. Сенцова А.Г., Полищук Л.Л. Вокальная культура как психологический феномен: к теории вопроса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 270-289.

7. Слинкина А.А., Савельева И.П. Развитие вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки у студентов специальности «Музыкальное образование» // Педагогика, психология, общество: перспективы развития.

2020. С.87-90.

8. Шинтяпина И.В. Овладение культурой вокального исполнительства в системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта // Наука. Искусство. Культура. 2019. № 3 (23). С. 67-78.

KEY ASPECTS OF MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITIES OF FUTURE VOCAL TEACHERS

Cao He

Candidate of arts, senior lecturer, Jilin Normal University

The leading areas of musical and performing activities of future vocal teachers include theoretical, practical, artistic, pedagogical and psychological aspects that combine knowledge, skills and abilities into a single conglomerate. In addition, the article analyzes another relevant aspect of the issue -the possession of the vocal culture of performance and artistic and linguistic means of vocal art. The structure of the vocal and performing culture of the future vocal teacher consists of three components: motivational-oriented; cognitive-evaluative; creative-performing. Based on the method of theoretical modeling, the authors of the article proposed their own component structure of the artistic and communicative sphere of future vocal teachers as part of the intentional, mental, perceptual and interactive components. The structure under study helped to develop four conceptual blocks of the problem under study: target; content; methodological; organizational. The authors convincingly updated the communicative and perceptual position of the future vocal teacher on the basis of objectification of empathic and mental skills in the vocal-teaching process and found out the role of creating an artistic and communicative environment by means of artistic innovation technologies.

Keywords: musical and performing activity, future teachers, vocal, artistic and communicative environment, structure of vocal and performing culture, theoretical modeling.

References

1. Bukenov B. The Formation of artistic skills of singing from the future teacher-singer in training // Journal of Philosophy, Culture and Political Science. 2019. T. 67. No. 1. Pp. 91-98.

2. Alieva Z.A. Professional training of future teacher of music in 5. terms of improving the system of education // Global scientific potential. 2018. No. 10. Pp. 33-35.

3. Asatryan O.F., Lomakina T.A. Development of orientation to 6. professional self-realization of the future music teacher in the process of extracurricular vocal and performing activities // Innovative forms and methods of organizing extracurricular work of students. 2018. Pp. 40-52. 7.

4. Levina I.R., Yapparova D.M. Development of musical consciousness of the future teacher-musician on the basis of vocal intonation // Modern pedagogical education. 2019. No. 5. Pp. 88-91. 9.

Maslova A.A., Shintyapina I.V. Textual strategies as a tool for performing interpretation of vocal music // Tavrichesky scientific observer. 2017. No. 5 (22). Pp. 110-116. Sentsova A.G., Polishchuk L.L. Vocal culture as a psychological phenomenon: on the theory of the question // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2018. Vol. 7. No. 3 (24). Pp. 270-289.

Slinkina A.A., Savelyeva I.P. Development of vocal and performing culture of the future music teacher among students of the specialty "Music education" // Pedagogy, psychology, society: prospects for development. 2020. Pp. 87-90. Shintyapina I.V. Mastering the culture of vocal performance in the system of professional training of the future teacher-musician // Science. Art. Culture. 2019. No. 3 (23). Pp. 67-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.