Научная статья на тему 'Клиника лечебно-профилактической медицины как фактор сохранения здоровья студентов и преподавателей Белгородского государственного университета'

Клиника лечебно-профилактической медицины как фактор сохранения здоровья студентов и преподавателей Белгородского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
176
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К КАЧЕСТВУ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / КЛИНИКА / УНИВЕРСИТЕТ / ANALYSIS OF THE STUDENTS' AND TEACHERS' ATTITUDE TO THE MEDICAL SERVICE'S QUALITY / STUDENT'S HEALTH / CLINIC / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Журавлев Юрий Иванович, Жернакова Нина Ивановна, Ирхин Владимир Николаевич, Ирхина Ирина Витальевна, Краюшкин Михаил Вячеславович

В статье рассматривается работа Клиники лечебно-профилактической медицины Белгородского государственного университета как фактора сохранения здоровья преподавателей и студентов. Представлен анализ статистических данных отношения студентов и преподавателей университета к качеству медицинских услуг Клиники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Журавлев Юрий Иванович, Жернакова Нина Ивановна, Ирхин Владимир Николаевич, Ирхина Ирина Витальевна, Краюшкин Михаил Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Clinic of therapeutic and prophylactic medicine of Belgorod state university as a factor of students´ and teachers´ health preservation

The article deals with the work of the Clinic of therapeutic and prophylactic medicine of Belgorod state university as a factor of students' and teachers' health preservation. The analysis of the statistical data of students' and teachers' attitude to the medical services quality of the Clinic is presented.

Текст научной работы на тему «Клиника лечебно-профилактической медицины как фактор сохранения здоровья студентов и преподавателей Белгородского государственного университета»

университете // Медицина и качество жизни. 2008. № 2. С. 6-7.

2. Ирхин В.Н., Жернакова Н.И. Концептуальные положения здоровьеориентированной подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 88-93.

3. Барашков С.А. Формирование готовности студентов вузов к здоровьесберегающей деятельности при профессиональной подготовке: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2008.

4. Михайлов Н.Н., Ситникова М.И. Инновационная деятельность - мощный стимул развития субъектов образовательной среды //

Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 76-82.

5. Плохинский Н.А. Биометрия. М., 1970. Поступила в редакцию 3.07.2009 г.

Zhemakova N.I., Babintsev V.P., Lebedev T.U., Irhin V.N., Irhina I.V., Zhuravlev U.I. Research of students' notions of healthy mode of life and harmful habits. The article presents the analysis of results of research of students' notions of healthy mode of life and harmful habits.

Key words: healthy mode of life; harmful habits; students' notions.

УДК б14-057.875-084:378.1

КЛИНИКА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Ю.И. Журавлев, Н.И. Жернакова, В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина, М.В. Краюшкин

В статье рассматривается работа Клиники лечебно-профилактической медицины Белгородского государственного университета как фактора сохранения здоровья преподавателей и студентов. Представлен анализ статистических данных отношения студентов и преподавателей университета к качеству медицинских услуг Клиники.

Ключевые слова: анализ отношения студентов и преподавателей к качеству медицинских услуг; здоровье студентов; Клиника; университет.

Клиника лечебно-профилактической медицины (КЛПМ) Белгородского государственного университета организована в 2005 г. как структурное подразделение, призванное осуществлять медицинскую деятельность по широкому диапазону услуг: проведение санитарно-просветительной работы среди студентов, сотрудников и населения, пропаганде ЗОЖ; осуществление профилактической работы; организация и проведение диспансеризации; осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья студентов, сотрудников и членов их семей, проведение врачебного обследования и необходимых оздоровительных мероприятий; амбулаторная диагностика распространенных заболеваний; оказание медицинской помощи при неотложных состояниях и острых заболеваниях; своевременная госпитализация больных; проведение лечебных и реабилитационных мероприятий; проведение медицинской экспертизы; оказание консультативной по-

мощи студенческой семье; иммунопрофилактика; проведение научных исследований по вопросам охраны здоровья студентов, семейной медицины и др.

Внутренняя среда КЛПМ включает в себя: организационную структуру; кадровый состав и нормативно-правовую базу. Организационная структура КЛПМ состоит из 8 лечебно-диагностических и профилактических отделений, администрации и вспомогательных подразделений, в т. ч. отделения функциональной диагностики, клинической и биохимической лаборатории, санатория-профилактория и дневного стационара на 40 мест.

КЛПМ постоянно увеличивает объемы оказанных услуг. В течение 2006-2008 гг. амбулаторно было принято 62935 человек. Анализ показателей работы отделения врачей общей (семейной) практики выявил динамическое увеличение числа принятых пациентов. Так, в течение 2006 г. амбулаторно отде-

лением общей (семейной) практики КЛПМ было принято 13945 человек, в 2007 г. -20598 человек, что в 1,4 раза больше, чем в предыдущем году, в 2008 г. - 28392 человека, что в 1,3 раза больше предыдущего. Тенденция к росту амбулаторного приема связана с постоянным расширением спектра медицинских услуг, доступностью и увеличением контингента студентов.

Для определения удовлетворенности студентов и сотрудников БелГУ качеством услуг КЛПМ разработан оригинальный опросник, включавший в себя 11 вопросов. Отклик на опрос составил 86,9 %.

В опросе приняло участие 100 потребителей медицинских услуг КЛПМ из числа студентов (55 человек, 66,6 % девушек и 33,4 % юношей) и сотрудников (45 человек, 60 % женщин и 40 % мужчин) университета. Среди участников опроса - сотрудников БелГУ - 26,6 % были в возрасте 23-30 лет, 37,7 % - 31-40 лет, 37,7 % - от 41 года и старше. Подавляющее большинство из них (80 %) принадлежали к категории профессорско-преподавательского состава. Возраст респондентов из числа студентов в основном укладывался в диапазон 17-20 лет (66 %), на долю студентов в возрасте от 21 до 25 лет пришлась третья часть (34,5 %), а 26 лет и старше - 3,5 %.

При анализе причина обращения в КЛПМ респондентов обеих групп были получены следующие результаты: две трети респондентов (63,7 %) из числа студентов БелГУ ответили, что обращались в КЛПМ по поводу лечения, пятая часть (21,8 %) из них проходила обследование и лишь незначительное количество респондентов обращалось по поводу профилактического медицинского осмотра (10,9 %) и оформления медицинской документации (1,8 %). Сотрудники БелГУ обращались по поводу лечения заметно реже (44,5 %), в то же время треть (33,3 %) из них обратились за обследованием, а пятая часть (22,2 %) - по поводу профилактических медицинских осмотров. По поводу оформления документов и для диспансерного осмотра сотрудники-респонденты не обращались.

Таким образом, ведущими причинами обращения респондентов обеих групп являлось лечение и обследование в КЛПМ. Между тем респонденты из числа студентов в 1,4

раза чаще, чем сотрудники, обращаются в КЛПМ по поводу лечения. Респонденты из числа сотрудников чаще, чем студенты, обращаются в КЛПМ за обследованием и профилактическим осмотром.

В зависимости от трудностей организационного плана, которые возникли у респондентов, в процессе получения услуг КЛПМ участвовавшие в анкетировании респонденты распределись на три группы.

Незначительное количество (7,3 %) студентов БелГУ ответили, что испытывали существенные трудности, более половины (50,9 %) указали, что испытали несущественные трудности, а менее половины респондентов (41,8 %) не сталкивались ни с какими трудностями организационного плана.

Сотрудники БелГУ отметили, что существенных трудностей не испытал ни один, несущественные трудности возникли у трети респондентов (37,7 %), однако две трети (62,3 %) не испытали ни каких трудностей. Анализируя ответы респондентов обеих групп можно отметить, что сотрудники практически не испытывали существенных трудностей организационно характера при обращении в КЛПМ, тогда как студенты в небольшом количестве испытали очень существенные и в большей степени несущественные трудности. Можно полагать, что такое распределение мнений респондентов связано с тем, что сотрудники БелГУ получают все медицинские услуги и помощь в КЛПМ вне очереди.

При изучении оценки респондентами отношения медицинского персонала КЛПМ в целом (внимательность, заинтересованность, доброжелательность, бескорыстие, добросовестность, ответственность) респонденты из числа студентов в большинстве (80,0 %) дали высокие оценки, примерно пятая часть (18,2 %) - средние, незначительное количество (1,8 %) оценили отношение медицинского персонала как очень низкое. Оценки, данные сотрудниками, значительно отличались от студенческих. Так, все сотрудники единодушно (100 %) дали отношению медицинского персонала КЛПМ к пациентам высокую оценку.

Качество работы ЛПУ в значительной степени зависит от медицинского персонала со средним профессиональным образованием, т. к. на него приходится самая большая

доля в структуре работников здравоохранения. В связи с этим изучению мнений студентов и сотрудников БелГУ о качестве медицинских услуг, полученных от среднего медицинского персонала КЛПМ (профессиональные навыки, четкость выполнения манипуляций и процедур), был посвящен отдельный вопрос.

Пятая часть (20,0 %) студентов оценили услуги, полученные от среднего медицинского персонала, очень высоко, более половины (67,3 %) дали высокую оценку, менее пятой части (12,7 %) - среднюю, низкие и очень низкие оценки не дал ни один студент. Респонденты-сотрудники в целом показали более высокую степень удовлетворенности сестринскими услугами и распределились на две группы между «очень высоко» (51,2 %) и «высоко» (48,8 %).

Таким образом, в целом потребители удовлетворены медицинскими сестринскими услугами, оказываемыми средним медицинским персоналом КЛПМ. Можно полагать, что средний медицинский персонал КЛПМ БелГУ обладает достаточно высокой квалификацией, ответственностью и навыками медицинской этики и деонтологии.

При изучении мнения респондентов о комфортности пребывания в КЛПМ (санитарно-гигиеническое состояние, условия ожидания приема в КЛПМ, дизайн помещения и пр.) установлено, что большинство студентов (81,1 %) оценили его как «вполне комфортное», а около пятой части (18,2 %) дали посредственную оценку. Между тем сотрудники продемонстрировали более высокие требования к комфортности пребывания в КЛПМ, лишь 66,6 % из них оценили ее высоко, а третья часть (33,4 %) - посредственно. Неудовлетворительных оценок комфортности не было получено ни от одного респондента. Таким образом, можно полагать, что большинство респондентов считают условия пребывания в КЛПМ вполне комфортными и приемлемыми.

По оценкам степени удовлетворенности качеством работы врачей КЛПМ (профессионализм, неформальное отношение к делу, адекватность методов диагностики и лечения, искреннее желание помочь пациенту, заинтересованность в результатах) участники опороса распределились следующим образом: 21,8 % студентов и 48,8 % сотрудников

расценили его как «очень высокое», 67,3 % студентов и 20,0 % сотрудников - «высокое», 10,9 % студентов и 31,2 % сотрудников -«среднее». Низких оценок качества работы врачей КЛПМ не дал ни один респондент, однако в то время, когда две трети студентов дали ему просто высокую оценку, основная часть преподавателей, разделившись на две подгруппы, дала либо оценку «очень высоко», либо - «средне». Анализируя мнение пациентов о работе врачей, следует учитывать тот факт, что сотрудники во всех отделениях КЛПМ обслуживаются вне очереди, а студенты, в ряде случаев, демонстрируют завышенные требования или неоправданные ожидания (например, попытки безосновательного получения документа об освобождении от занятий).

В целом респонденты обеих групп положительно оценили параклинические возможности КЛПМ (возможность получить услугу по лабораторной или инструментальной диагностике не прибегая к помощи других ЛПУ). Однако существенная доля из них -43,6 % студентов и треть (31,2 %) сотрудников при этом дали средние и примерно такое же число - высокие оценки. «Очень высоко» оценили возможности параклинической службы КЛПМ лишь 18,1 % студентов и практически четверть (24,4 %) сотрудников.

Незначительная часть (1,8 %) респонден-тов-студентов оценили диагностические возможности КЛПМ как «низкие». Надо полагать, что причиной такого распределения мнений респондентов о возможностях лабораторно-инструментальной диагностики

КЛПМ связано с отсутствием некоторых видов диагностических исследований (например, рентгенологических, эндоскопических, некоторых биохимических и др.) вследствие чего респондентам приходилось обращаться в другие ЛПУ города.

В последнем вопросе студентам предлагалось установить степень решения проблемы, явившейся причиной обращения. При этом высокую степень удовлетворенности выразило лишь 18,1 % студентов и 24,4 % сотрудников. «Вполне удовлетворенными» оказалась треть (36,5 %) студентов и менее половины (44,4 %) сотрудников. Между тем удовлетворительные оценки выразили 43,6 % студентов и треть 31,2 % сотрудников. Незначительная часть респондентов из числа

студентов (1,8 %) осталась неудовлетворена результатами обращения в КЛПМ.

Можно полагать, что причиной такого распределения мнений явились отчасти неудовлетворенные ожидания студентов от посещения КЛПМ (например, желание получить освобождение от занятий при отсутствии на то показаний, наличие очереди на прием к врачу, назначение диагностических процедур в других ЛПУ города и др.).

Таким образом, точки зрения студентов и сотрудников на качество работы КЛПМ существенно отличаются. Студенты, обращаясь, как правило, с целью лечения, предъявляют более высокие требования к качеству медицинских услуг, особенно в части лабораторно-инструментального обследования.

Сотрудники чаще обращаясь в КЛПМ за профилактическими услугами, в большинстве случаев высоко оценивают качество медицинских услуг. Можно полагать, что такое распределение мнений связано с высоким комплаенсом молодого поколения к инструментальным методам исследования, вытесняющим в настоящее время классические технологии клинического исследования пациента [1-3].

1. Вялков А. Стандартизация как основа создания государственной программы обеспечения качества медицинской помощи // Фармацевтический вестник. 2001. № 32.

2. Ликстанов М.И. Количественные методы исследования качества оказания медицинских услуг. Анкетирование пациентов ГКБ №3 // Медицина Кузбасса. 2003. № 4. С. 64.

3. Макарский Д.С. Медуслуга - качество и экономические аспекты // Фармацевтический вестник. 2002. № 34.

Поступила в редакцию 3.07.2009 г.

Zhuravlev U.I., Zhemakova N.I., Irhin V.N., Irhina I.V., Krajuchkin M.V. The Clinic of therapeutic and prophylactic medicine of Belgorod state university as a factor of students' and teachers' health preservation. The article deals with the work of the Clinic of therapeutic and prophylactic medicine of Belgorod state university as a factor of students' and teachers' health preservation. The analysis of the statistical data of students' and teachers' attitude to the medical services quality of the Clinic is presented.

Key words: analysis of the students' and teachers' attitude to the medical service's quality; student's health; Clinic; university.

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ СУБЪЕКТНО-ОБРАЗУЮЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© С.А. Белоусова

В статье раскрываются механизмы актуализации субъектного потенциала личности в субъектнообразующем менеджменте. Функциями субъектно-образующего менеджмента названы: управление развитием организационной культуры с заданными свойствами; создание рефлексивных структур объекта управления; функция развития смыслообразования персонала.

Ключевые слова: субъектно-образующий менеджмент; функции и методы субъектно-образующего менеджмента.

Осуществляемая в соответствии с новыми социально-экономическими условиями модернизация российского образования предполагает нормативное разрушение единого социального порядка в сфере образования и создание множества локальных порядков на уровне конкретных образовательных организаций. Теперь персонал должен уметь создавать локальный порядок в учреждении:

на основе многопозиционной оценки качества образовательных услуг формировать их спектр и подбирать образовательные технологии, соответствующие новым образовательным целям; формировать новую систему оплаты труда; расширять возможности государственно-общественного управления образовательным учреждением и т. д. Требуется также способность сознательно и доброволь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.