ствует цели укрепления социального компонента здоровья.
Важным средством укрепления психического и социального компонентов здоровья студентов являются тренинги, меняющие позиции педагога-куратора, который не «учит жить», а помогает каждому студенту понять себя и другого, контролировать свои мысли и поступки, определить критерии и систему оценки себя и группы как субъекта. Условиями роста резервов здоровья студентов следует считать дозированность физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого студента.
1. Ирхин В.Н., Ковалева Р.Е. Актуальные проблемы подготовки будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования к здоровьеориентированной деятельно-
сти // Славянская педагогическая культура. 2007. № 6. С. 140-142.
2. Ирхин В.Н., Жернакова Н.И. Концептуальные положения здоровьеориентированной подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 88-93.
3. Ирхин В.Н., Ковалева Р.Е. Сущность и структура здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности // Культура физическая и здоровье. 2008. № 5. С. 64-67.
Поступила в редакцию 6.03.2009 г.
Irhin V.N., Irhina I.V. The functions of health oriented educational system of the university. The article considers the substance of five main functions of health oriented university's educational system . The authors present health oriented educational system as one of possible solutions of the student health saving's problem.
Key words: health oriented educational system, student's health, functions.
УДК 371
ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© М.А. Соломченко
В работе рассмотрены источники мотивации, направленные на активизацию познавательной деятельности. Обязательным условием для формирования интереса к учению у студентов является практическая значимость предлагаемой информации, т.е. предпочтение должно отдаваться групповым и коллективным формам учебной деятельности с включением рассмотрения практических ситуаций и деловых игр.
Ключевые слова: мотивация, студенты, методы, интерес, учебная деятельность.
Известно, что мотивация существенно влияет на любую деятельность человека и способствует эффективности ее выполнения [1]. Если бы можно было выделить ведущий фактор процесса усвоения знаний, то приоритет следовало бы отдать мотивации. Мотивацию определяют как причину действия или побуждение к какой-либо деятельности. Что касается высшего учебного заведения, то здесь под мотивацией следует понимать едва ли не все причины, побуждающие студентов к усвоению знаний и развитию способностей.
Действенная мотивация порой побуждает студента работать на таком уровне, которого, на первый взгляд, трудно от него ожи-
дать. Проведенные исследования подтверждают, что, имея сильную мотивацию, студент средних способностей достигнет более высоких результатов в учении, нежели его незаурядный однокурсник при умеренной мотивации [2]. В результате при прочих равных условиях (таких, как уровень способностей, состояние здоровья, эмоциональная и социальная адаптация) разная степень мотивации предполагает различия в успеваемости студентов. По этой причине невозможно выделить какую-то универсальную мотивацию, свойственную всем студентам. Можно лишь сказать, что для них существуют более привлекательные и менее привлекательные
внутренние мотивы действий. Одна из важнейших задач - отыскать и воспользоваться ими не только в групповой, но и в индивидуальной работе со студентами.
Существует множество разных источников мотивации, которые внутренне присущи самим студентам или порождаются усилиями преподавателя, направленными на активизацию познавательной деятельности. К ним относятся: интересы студентов, осознание ценности предмета; стремление добиться признания, особых успехов, избежать неудачи; оценивание своего познавательного прогресса; соперничество; одобрение, поощрение или порицание со стороны преподавателя; влияние родителей, тестирование и др.
Интересы студентов. У некоторых студентов наблюдается очевидная склонность и интерес к изучению определенных предметов и в то же время противоположное отношение к другим дисциплинам. Например, студента привлекают абстрактные математические рассуждения и в то же время ему в тягость практические занятия по физической культуре. Хотя преподавателю иногда удается пробудить интерес там, где его ранее не существовало, тем не менее, факт остается фактом: склонности студентов к той или иной области познавательной деятельности отличаются исключительным индивидуальным своеобразием. Материальные стимулы также играют роль в повышении мотивации (получение стипендии, участие в научных проектах и др.).
Осознание ценности предмета. Даже если для студента предмет не является привлекательным, он может прилагать немалые усилия для его изучения. В этом случае студент сознает, какую реальную ценность эта дисциплина представляет для него лично (с точки зрения его перспектив и планов на будущее). Например, у студента нет желания к изучению английского языка, но станет им овладевать, как только поймет для себя его полезность.
Стремление добиться признания, особых успехов, избежать неудачи. В той или иной мере всем свойственно желание быть признанными. Не удивительно, что движущим мотивом учения для некоторых студентов является стремление завоевать признание преподавателей, родителей, знакомых или друзей. Убедившись, что прогресс в обуче-
нии, повышение успеваемости вызывает их одобрение, студент и в дальнейшем будет стремиться оправдать их ожидания.
Лишь сравнительно небольшая часть студентов в состоянии добиться действительно выдающихся успехов в обучении и соответствующего их признания. Связанные с этим побудительные мотивы отличают лишь тех, кто имеет особые способности. Но не стоит игнорировать желание добиться подлинных успехов в учении в качестве источника мотивации и у менее одаренных студентов, т. к. у них могут обнаруживаться свои интересы и склонности к тем или иным конкретным дисциплинам. Нет нужды говорить и о том, что далеко не всем одаренным студентам свойственно желание добиться блестящих успехов в учении.
Избежание неудач - это негативный тип мотивации, но, тем не менее, он порой приносит пользу студенту. Часто студенты недооценивают объем познавательных усилий, необходимых для усвоения хотя бы минимума знаний по определенному предмету, и внезапно оказываются на грани провала. В этом случае, затрачивая огромные усилия, они пытаются наверстать упущенное, чтобы получить необходимый зачетный балл.
Оценивание своего познавательного прогресса. Стимулом к прилежной учебной работе, несомненно, служит предоставление студенту объективной информации о его индивидуальном познавательном прогрессе, причем в соотнесении с другими студентами. Такую информацию студентам должен давать преподаватель. Если студент осведомлен о том, какое низкое место по успеваемости он занимает в общем ряду, это может побудить его исправить положение. Это так же побуждает студентов с наивысшими показателями не сдавать своих позиций.
Соперничество. В высших учебных заведениях соперничество служит для стимулирования студентов к более активной работе. Единодушного мнения о пользе духа соперничества в педагогических кругах нет. Сторонники его утверждают, что сама жизнь требует закалки, умения выстоять в конкурентной борьбе, научить студентов с достоинством встречать неудачи, радоваться достигнутым успехам [1]. Противники этой теории считают, что соперничество выставляет некоторых студентов в невыгодном свете,
поскольку всегда есть победители и побежденные [2]. У проигравших может развиться чувство безысходности и собственной неполноценности, что в свою очередь влечет за собой негативное эмоциональное состояние. Если преподаватель использует методы соревнования для укрепления мотивации студентов, то связанные с ним опасности и издержки могут быть сведены к минимуму -стоит лишь уравнять соревнующихся таким образом, чтобы у каждого из них была своя доля побед и поражений.
Одобрение, поощрение или порицание со стороны преподавателя. Моральное стимулирование за хорошо выполненную работу повышает интерес студента продолжать усердно учиться. Различные одобрения следует адресовать не только лучшим студентам, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Разумная одобрительная оценка со стороны преподавателя может произвести настоящую метаморфозу со слабоуспевающим студентом, который учится ниже своих возможностей.
Эффективность же порицания зависит от индивидуальных особенностей студента. Некоторые студенты обостренно воспринимают критику преподавателя. На других порицания преподавателя не оказывают никакого воздействия. В целом критические замечания призваны побудить студентов устранить вызвавшие их причины. Разумеется, критика достигнет своей цели только в том случае, если студент осознает ее справедливость.
Поощрение можно поставить в один ряд с одобрением, поскольку поощрение также является внешним выражением признания хорошей работы. Преподавателями используются различные формы поощрения. Освобождение лучших студентов от выполнения зачетного теста может заставить остальных подтянуться до их уровня.
Для студента наказание создает побудительный стимул негативного характера и действует как сдерживающий фактор. Многие студенты стараются учиться лучше, только бы избежать наказания. Но как источник мотивации этот метод вызывает большие сомнения, поскольку он основан на страхе. Тем не менее, к нему целесообразно прибегать и в тех случаях, когда студент отвергает все другие источники мотивации. Например, если по дисциплине не выполня-
ются самостоятельные и индивидуальные работы, то студента не допускают к сдаче зачета или экзамена.
Тестирование. Тестирование должно выявлять точную картину успеваемости, давать диагностику отставания в учении или же обеспечить классификацию студентов в зависимости от уровня их способностей. Тестами можно получить некое подобие объективной оценки познавательного прогресса студента. Даже если студент работал лишь ради преодоления тестового барьера, этому сопутствуют благоприятные результаты: он стремился четко усвоить изучаемый материал, сознательно повторял и запоминал его. Полезность тестов как стимула в учебной работе периодически ставится под сомнение некоторыми педагогами. Конечно, у студентов должен быть более привлекательный стимул для учения, чем простое стремление преодолеть тестовый барьер, но если такого стимула нет, то его место занимают тесты.
В Орловском государственном университете был проведен социологический опрос, результаты которого показали, что 88 % студентов из числа опрошенных хотели бы по окончании высшего учебного заведения работать на руководящей должности. Из них 20 % респондентов видят себя в должности руководителя спортивной коммерческой организации, 17 % - менеджера спортивной команды, 13 % опрошенных студентов хотели бы стать директорами детских юношеских спортивных школ, 22 % - директорами спортивных сооружений.
На факультете физической культуры и спорта дисциплина «Менеджмент в физической культуре и спорте» изучается на пятом курсе. Для повышения интереса студентов к предмету и эффективной организации учебно-познавательной деятельности студентов применялись выездные тематические занятия [3]. При непосредственном контакте студентов с опытными специалистами спортивных организаций на местах будущей работы основными методами передачи знаний были рассказ и показ. Студентам представилась возможность ознакомиться: с опытом работы ведущих специалистов сферы физической культуры и спорта (руководителями спортивных сооружений, директорами спортивных школ, менеджерами спортивных команд, тренерами и др.); нормативно-правовыми
документами, регламентирующими деятельность данной организации; ее структурой; получить полный ответ на интересующие вопросы. Проведенные выездные занятия повысили уровень мотивации студентов по предмету и другим специальным дисциплинам. Понимая необходимость знаний науки управления в служебном продвижении, 79 % студентов факультета физической культуры и спорта изъявили желание повысить свои знания по дисциплине «Менеджмент в физической культуре и спорте». Для студентов 1-5 курсов был создан научный кружок «Основы управления в сфере физической культуры и спорта». На занятиях применялась инновационная видеопрограмма «Навыки личной эффективности менеджера» [4]. Повысился также и уровень успеваемости студентов по этой и другим дисциплинам.
Одним из наиболее эффективных методов обучения является деловая игра. Привлечение студентов к участию в деловых играх, стимулирование их активности и самостоятельности способствовало повышению уровня готовности к управленческой деятельности, что отразилось на всех показателях профессиональной подготовленности. На практических занятиях применялась инновационная видеопрограмма «Обучающийся практикум деловых игр. Формула успеха». Особая компоновка и стыковка различных способов этой игры приводит к необходимой совокупности средств и межпредметных связей, которые обеспечивают разрешение сложных проблем и задач, недоступных в монопред-метной области знаний. Эффективность игровых методов обучения основана на составляющих, совместное взаимодействие которых наиболее полно соответствует функциям обучения, к которым относятся: познавательная, развивающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, психотехническая, релаксационная и социализирующая. Вписываясь в общую схему, игровые методы обучения обеспечивают поэтапное восхождение по уровням умственной деятельности.
Оценка личных организационно-педагогических способностей студентов показала следующее: на «отлично» оценили свои организационно-педагогические способности
лишь 7 % опрашиваемых; 77 % респондентов считают, что имеют хорошие организацион-
но-педагогические способности; 14 и 2 % опрошенных студентов оценили себя на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». В качестве руководителя спортивной организации студенты видят возможность: проявить творчество в работе (18 %), общаться с широким кругом людей и получить с их стороны одобрение (24 %), привить интерес к физической культуре у различных групп населения (18 %), увидеть результаты своего труда (21 %), внести вклад в развитие массовой физической культуры (19 %).
Если нужно будет, для общего дела смогут работать, не считаясь со временем, 18 % респондентов, преодолевать трудности, связанные с нервными перегрузками, переутомлением - 19 %, готовы смириться на первых порах с невысокой заработной платой всего лишь 13 % опрашиваемых, готовы к тому, что не все вышестоящие товарищи и коллеги будут разделять его взгляды и убеждения -26 % респондентов, при неудачах смогут найти в себе силы и начать все сначала - 24 % опрошенных.
К началу самостоятельной деятельности на руководящей должности смогут использовать свои профессиональные коммуникативные способности 22,8 % выпускников из числа опрошенных; организаторские способности готовы применить лишь один из четырех опрошенных; только 19,5 % респондентов смогут использовать методические и специальные знания, полученные в процессе обучения в вузе; общенаучными знаниями воспользуется лишь один из шести опрашиваемых студентов.
Вступление высшего образования России в Болонский процесс потребует серьезной модернизации всего образовательного пространства. Кроме бакалавриата и магистратуры особое место отводится самостоятельной работе студентов, рейтинговой оценке учебной деятельности и т. д. Итоговая оценка знаний студента определяется в основном подсчетом баллов за выполненные им различные тесты по дисциплине. Однако при оценке его познавательного прогресса следует принимать во внимание и другие факторы, такие, как качество выполнения заданий и самостоятельных работ.
Для повышения мотивации студенты регулярно информировались об их успеваемости. Каждой группе предоставлялась общая
картина распределения выставленных оценок. Каждый студент смог удостовериться, в какую категорию попадают результаты выполненного им теста. Тем самим каждый студент получает четкое представление о своей успеваемости по сравнению с другими. Нами также использовался метод нечетких множеств, который заключается в плавающих интервалах оценки знаний. Наибольший эффект он дает в сглаживании действия ненужного соперничества между студентами.
В исследованиях существуют два типа факторов, влияющих на мотивацию учебной деятельности. Это внешние факторы - факторы учебной деятельности, к которым относятся: организация учебного процесса, методы преподавания, содержание дисциплин и т. д., и внутренние факторы - факторы личности обучаемого, среди которых можно назвать наиболее важный - это жизненные цели и потребности личности, т. е. общие особенности мотивационной сферы.
Обязательным условием формирования интереса к учению у студентов является практическая значимость предлагаемой информации, т. е. предпочтение должно отдаваться групповым и коллективным формам учебной деятельности с включением рассмотрения практических ситуаций и деловых игр. Разнообразие методов позволяет поддерживать интерес студентов к учебной работе.
Слабая профессиональная и учебная мотивация студентов является причиной снижения эффективности их будущей деятельности, усталости и деформации, что негативно влияет на процесс обучения, провоцирует
эмоциональное нервное напряжение, потерю интереса к будущей работе.
В заключение следует отметить, что затронутая проблематика является далеко не полностью изученной областью педагогической науки. Необходимо продолжить исследования в этой области, чтобы проследить зависимость формирования и изменения мотивации учения от конкретных факторов, изучить зависимость этих процессов от пола, возраста, социального положения и др. Грамотное управление мотивацией может существенно повысить эффективность обучения, усилить положительные эмоции от познания нового.
1. Доронина И.В. Мотивация и стимулирование персонала. Новосибирск, 1999.
2. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 2005.
3. Соломченко М.А. Управление физической культурой и спортом в современных социально-экономических условиях. Орел, 2008.
4. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента. М., 2004.
Поступила в редакцию 10.02.2009 г.
Solomchenko M.A. The problems of motivation influencing educational activity of the high school stuents. In the work the sources of motivation directed on activization of cognitive activity are considered. An obligatory condition for the formation of students’ interest to the doctrine is the practical importance of the offered information, that is, the preference should be given group and collective forms of educational activity with inclusion of consideration of practical situations and business games.
Key words: motivation, students, methods, interest, educational activity.