Научная статья на тему 'КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ ПРИМЕНЕНИЯ ФРЕМАНЕЗУМАБА ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ МИГРЕНИ'

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ ПРИМЕНЕНИЯ ФРЕМАНЕЗУМАБА ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ МИГРЕНИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Полякова В.И., Манвелян Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ ПРИМЕНЕНИЯ ФРЕМАНЕЗУМАБА ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ МИГРЕНИ»

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение

венлафаксином и сертралином у пациентов с острой депрессией БР-11 с хорошей переносимостью побочных эффектов и без значительного повышения частоты переходов в фазу гипомании.

Выводы. Эти данные свидетельствуют о том, что депрессивные пациенты с биполярным расстройством II типа менее уязвимы, чем пациенты с биполярным расстройством I типа, к переходу в гипоманию/манию при лечении антидепрессантом в дополнение к стабилизатору настроения.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ ПРИМЕНЕНИЯ ФРЕМАНЕЗУМАБА ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ МИГРЕНИ

Полякова В.И., Манвелян Р.М.

Ростовский государственный медицинский университет, Ростов-на-Дону, Россия Научные руководители: Ганцгорн Е.В., канд. мед. наук, доцент; Постникова Е.С., канд. мед. наук

Введение. Первичная головная боль и мигрень, в частности, входят в десятку наиболее распространенных причин инвалидности и охватывают свыше миллиарда людей. На сегодняшний день, мигрень характеризуют как гетерогенное хроническое нейроваскулярное заболевание, проявляющееся эпизодической манифестацией головной боли и возможных сопутствующих симптомов (фотофобия, фонофобия, тошнота и/или рвота и др.) [0]. Качество жизни таких больных снижено даже в межприступных периодах, и это сказывается на всех сферах их деятельности. При этом, длительная необращаемость к неврологу, самолечение, депрессия и тревога приводят к существенным осложнениям (например, потенцируют абузусную головную боль или желудочно-кишечные расстройства), ухудшающим прогноз лечения. Механизм часто пульсирующей головной боли при мигрени связан с усилением активности тригемино-васкулярной системы, что влечет выброс прежде всего кальцитонин-ген-родственного пептида (КГРП или СОЯР), а также субстанции Р и нейро-кинина А, расширяющих сосуды твердой мозговой оболочки [0]. Современная патогенетически нацеленная терапия мигрени направлена именно на подавление активности СОЯР.

Цель работы: проанализировать клинический случай применения фреманезумаба при хронической мигрени.

Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ истории болезни пациентки Ф., 1988 года рождения (г. р.), обратившейся к неврологу по поводу частых приступов головной боли высокой интенсивности.

Описание клинического случая. Пациентка Ф., 1988 г. р. впервые обратилась к неврологу в 2013 г. с жалобами на сильные головные боли правосторонней височной локализации давящего характера, с длительностью эпизодов до 2 дней. Интенсивность болевого синдрома пациентка определяла на 7-8/10 баллов по визуально-аналоговой шкале (ВАШ). Приступы сопровождались тошнотой, рвотой, приносящей облегчение, фото- и фонофобией. Физические нагрузки усиливали боль. В качестве триггеров пациентка выделяла стресс, громкие звуки, изменение погоды, мигающий свет, менструацию, переизбыток сна, алкоголь. Неврологический статус пациентки при осмотре - без особенностей. Из анамнеза стало известно, что головные боли дебютировали с 14 лет, после начала полового созревания. Пациентка самостоятельно принимала НПВС, в том числе комбинированные препараты, эффект от которых был минимальным, либо отсутствовал, в связи с чем она была вынуждена терпеть боль. У бабушки по отцовской линии были периодические сильные головные боли, диагноз не устанавливался. В результате, пациентке Ф. был выставлен диагноз: 043.0 Мигрень без ауры. По назначению невролога для профилактики приступов головной боли принимала вазобрал 4+40 мг по 1 таблетке дважды в день в течение двух месяцев, без клинического эффекта. Для купирования приступов принимала суматриптан 50 мг, а затем и в дозировке 100 мг, однако данный препарат вызывал сильную тошноту.

В течение последующих трех лет состояние ухудшалось, мигрень приобрела хронический характер, осложнившись лекарственно-индуцированной головной болью, связанной с применением триптанов.

В 2017 г. пациентке была проведена трехкратная ботулотерапия, без значимого эффекта. После этого к врачу не обращалась на протяжении двух лет.

В 2019 г. было диагностировано тревожное расстройство, в связи с чем психотерапевтом был назначен венлафак-син по схеме с выходом на дозу 75 мг дважды в день. На фоне приема препарата и психологических консультаций частота приступов снизилась до 8-10 эпизодов в месяц, уменьшились проявления тревожного синдрома.

Спустя год, на фоне продолжения приема венфлаксина неврологом был назначен топирамат по схеме до дозы 100 мг вечером. На фоне проводимой терапии отмечала уменьшение интенсивности головной боли до 5/10 баллов по ВАШ, более короткий период приступной боли, но количество приступов оставалось прежним - 8-10 в месяц.

С октября 2020 г. пациентке был назначен фреманезумаб, в дозе 1,5 мл подкожно 1 раз в 28 дней и параллельно отменялся топирамат. Применение фреманезумаба продолжалось вплоть до февраля 2022 г.

В настоящее время, пациентку изредка (провокаторами чаще являются резкие запахи или приближающаяся менструация) беспокоят давящие головные боли, с интенсивностью 2-3/10 баллов по ВАШ, длительность приступов до нескольких часов, купируются приемом ибупрофена 400 мг или парацетамолом 1000 мг. По рекомендации психотерапевта продолжает принимать венлафаксин 75 мг дважды в день.

Заключение. Данный клинический случай наглядно показывает динамику развития мигрени у пациентки Ф. Анамнез начала заболевания позволил дифференцировать хроническую форму мигрени от хронической головной боли. Длительность самостоятельных попыток контроля приступов не была рациональна, так как под «маской» мигренозных болей могло

Неврология, нейрохирургия и вопросы расстройств поведения

скрываться другое, более тяжелое неврологическое заболевание. Объем помощи при первом обращении не был достаточным, так как кроме симптоматического лечения важное значение имеет поведенческая и профилактическая терапия. Прогрессивно ухудшающееся состояние пациентки с хронизацией мигрени и развитием лекарственно-индуцированной головной боли, ассоциированной с приемом триптанов, не повлекло за собой эффективной смены терапевтического подхода. Значительного прогресса в состоянии пациентки удалось достичь лишь после начала лечения тревожного расстройства и включению в терапию мигрени представителя моноклональных антител - фреманезумаба.

Фреманезумаб представляет собой моноклональное антитело, высоко специфично связывающееся с лигандом CGRP и блокирующее связывание а- и ß- изоформ CGRP с рецептором CGRP. Точный механизм действия, посредством которого фреманезумаб предупреждает приступы мигрени, неизвестен, однако предполагается, что благоприятный эффект достигается в результате модуляции системы тройничного нерва. На сегодняшний день, данный препарат включен в отечественные клинические рекомендации [3].

Вывод. Описанный выше клинический случай подтверждает высокую эффективность применения фреманзумаба при мигрени, проявляющуюся в стойком (эффект сохранился уже на протяжении 12 месяцев после окончания курса) снижении количества приступов и их выраженности по ВАШ, что оказало значимое положительное влияние на качество жизни пациентки.

Литература

1. Goadsby P.J. et al. Pathophysiology of migraine: A disorder of sensory processing. Physiol Rev. 2017;97:553-622.

2. Ashina M. et al.Migraine: epidemiology and systems of care. Lancet. 2021;397(10283):1485-1495.

3. Клинические рекомендации «Мигрень» (02.12.2021). Минздрав РФ. URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/295_2 (дата обращения: 07.03.2023)

4. Шнайдер Н. А. Проблема абузусной головной боли в практике невролога. Вестник клинической больницы. 2013;4(1):79-82.

5. Edvinsson L. The Trigeminovascular Pathway: Role of CGRP and CGRP Receptors in Migraine. Headache. 2017;2:47-55.

ОСОБЕННОСТИ НУТРИТИВНОГО СТАТУСА И СОСТАВА ТЕЛА ПРИ ДЕПРЕССИИ

У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

Склярова В.И., Волошина С.О., Варданян Б.В., Крюкова А.А., Рябыш О.Е., Олейникова В.Д.

Ростовский государственный медицинский университет Кафедра здорового образа жизни и диетологии, Ростов-на-Дону, Россия Научные руководители: Дядикова И.Г., канд. мед. наук, доцент, Дударева В.А

Актуальность. Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных факторов, которое сопровождается перенапряжением физических и психических функций. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий, является стресс [1].

Традиционное понимание стресса ассоциируется с общей защитной реакцией организма на различные негативные стимулы и воздействия. Будут наблюдаться активация коры надпочечников, ишемия тканей с их повреждением; рост активности углеводного, белкового, липидного обмена тканей с последующим истощением и дезадаптацией. Данные изменения приводят к нарушениям всех видов обмена веществ, включая дисбаланс микро- и макронутриентов, что не может не отражаться на состоянии пищевого статуса организма [2].

Особое внимание мы хотим уделить студентам-медикам, часто страдающим тревожными расстройствами и депрессией, что оставляет неизгладимый отпечаток на их приеме пищи. Наши собственные исследования фактического питания, проводимые на протяжении более чем 10 лет, свидетельствуют, что рационы студентов-медиков разбалансированы по составу микро- и макронутриентов, отличаются избыточным содержанием жиров, добавленного сахара, холестерина, а также дефицитны по содержанию витаминов [3].

Цель: выявление особенности питания и состава тела у студентов-медиков при депрессии

Материалы и методы. В исследовании приняло участие 53 студента (средний возраст 20 лет) РостГМУ в период с марта по октябрь 2022 года. Работа проходила в 2 этапа: 1. анкетирование (Больничная шкала тревоги и депрессии (HADS) и анкета по фактическому питанию), 2.биоимпедансометрия. Анкетирование проводилось дистанционно при помощи «Google Форм» со встроенной статистикой. Метод биоимпедансометрии проводился на базе МБУЗ «ГП № 10 г. Ростов-на-Дону, Областной Центр здоровья» с помощью программного обеспечения для проведения измерений и расчета показателей состава тела человека - АИСТ (Диамант v12). Затем были использованы «Программа анализа состояния питания человека, версия 1.2.4, зарегистрированная Российским агентством по патентам и товарным знакам 09.02.04 № 2004610397 ГУНИИ Питания РАМН» и «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ М.Р. 2.3.1. 0253-21 (2021)» для четкого анализа фактического питания каждого из студентов.

Результаты. По результатам Больничной шкалы тревоги и депрессии (HADS) норма наблюдается у 28 % анкетируемых (15 человек), субклиническая выраженная тревога/депрессия - у 17 % (9 человек), клиническая выраженная тревога/депрессия - у 55 % (29 человек). За основу были взяты исследования студентов с депрессией.

При анализе фактического питания выявилось большое содержание белка - 122,86; общего жира (144,86) -норма - 72-127 г/сутки для мужчин и 57-100 для женщин и Na (5,09) - при норме 1300 мг/сутки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.