С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019
УДК 616.5+378
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ КАК ФОРМА АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВРАЧЕЙ-ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТЕТАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Торшина И.Е.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
[email protected] - Торшина Ирина Евгеньевна
Резюме: В статье представлен первый опыт использования клинических случаев в качестве аттестационных работ врачами-дерматовенерологами - слушателями курсов повышения квалификации. Показана положительная роль представления клинических случаев из практики врачей-дерматовенерологов, обучающихся на курсах повышения квалификации на факультете дополнительного профессионального образования. Обоснованы преимущества и перспективы использования аттестационной работы в виде собственного клинического наблюдения в образовательном процессе.
Ключевые слова: дерматовенерология, аттестационная работа, клинический случай из практики.
PRESENTATION OF A CLINICAL CASE FROM PRACTICE AS A FORM OF ATTESTATION WORK OF DERMATOVENEREOLOGIST'S STUDYING AT THE FACULTIES OF ADDITIONAL PROFESSIONAL MEDICAL EDUCATION
Torshina I.E.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya, 28, [email protected] - Torshina Irina Evgenievna
Summary: The article presents the first experience of the use of clinical cases as a certification work by dermatovenereologists - students of advanced training courses. The positive role of the presentation of clinical cases from the practice of dermatovenerologists studying at the advanced training courses at the faculty of additional professional education is shown. The advantages and prospects of using certification work in the form of its own clinical observation in the educational process are presented.
Keywords: dermatovenerology, certification work, clinical case from practice
Введение
Реформирование системы последипломного и послевузовского медицинского образования диктуют необходимость совершенствования методов не только обучения, но и форм итоговой аттестации, для обучающихся врачей на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
156
С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019
В соответствии с общими требованиями к проведению итоговой аттестации, которые определены 59-й статьей Федерального закона от 29.12.2012 г №273 «Об образовании в РФ», установлены форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Итоговая аттестация является обязательной для слушателей, которые завершили обучение по дополнительным образовательным программам повышения квалификации (далее, ДПО ПК) и включает итоговый экзамен и защиту итоговой аттестационной работы.
Врач, завершивший обучение по курсу ДПО ПК, во время проведения итоговой аттестации на основании полученных знаний и сформированных умений должен показать способности и профессиональные компетенции самостоятельно решать на современном уровне задачи в пределах своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.
Актуальность
В связи с основной целью ДПО, которая призвана решить проблему индивидуального подхода в образовательном процессе врачей, имеющий различный опыт работы и особенности профессиональной деятельности, обусловленные направленностью лечебно-профилактический учреждений, в которых работают слушатели курсов ДПО ПК (поликлиника, стационар, санаторий-профилакторий, специализированные диспансеры и др.), возникает необходимость совершенствования формы итоговой аттестации врачей, когда в ходе защиты итоговой аттестационной работы закончивший обучение слушатель мог бы представить свой практический опыт в виде анализа нестандартной клинической ситуации.
Результаты и обсуждение опыта применения защиты слушателями, завершившими обучение на курсах ДПО ПК, клинической ситуации в качестве итоговой аттестационной работы на заседании аттестационной комиссии по специальности «Дерматовенерология».
Традиционно, на кафедре дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования (далее ДПО) Смоленского медицинского университета, в качестве итоговой аттестационной работы предлагались утвержденные темы реферативных сообщений по актуальным проблемам дерматовенерологии и косметологии.
Однако, как показал опыт последних 3-х лет работы кафедры с врачами-слушателями курсов ДПО ПК, эта форма итоговой аттестационной работы стала достаточно формальной, чему есть веские обоснования. Так, выбирая тему итоговой аттестационной работы, врачи обычно руководствовались возможностью быстро найти теоретический материал в интернете, на известных им медицинских сайтах и порталах, без использования информации в печатных источниках, журналах. Итоговые аттестационные работы проверялись куратором курсов ДПО ПК и, как оказывалось в последствии, в этих работах достаточно высоким был
157
С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 удельный вес плагиата, что требовало от слушателей дополнительных временных затрат по корректировке их итоговых аттестационных работ.
С другой стороны, анализ анкет, которые систематически заполняли врачи-слушатели курсов ДПО ПК после окончания их обучения на кафедре, также указывали о необходимости изменения формы представления итоговой аттестационной работы. Большинство слушателей отмечали, что самостоятельное изучение и представление материала в качестве аттестационной работы по выбранной тематике, заключалось в поиске ими в интернете информационного материала из разных источников и дальнейшей его суммарной компиляцией без учета давности и достоверности источников.
В связи с этим, сотрудниками кафедры была рассмотрена возможность изменения, а в дальнейшем и утверждена новая форма итоговой аттестационной работы в виде представления клинического случая из собственной практики обучающего.
Нами была разработана унифицированная форма итоговой аттестационной работы в виде презентационного материала (Power Point) представления клинического случая из собственной практики. Образец итоговой аттестационной работы выдается в электронном виде каждому слушателю курса ДПО ПК в первый день обучения.
Стандартизованная форма аттестационной работы позволяет обеспечить равные возможности для каждого слушателя при её оценке и дальнейшей защите во время проведения итоговой аттестации по завершению обучения.
Итоговая аттестационная работа представления клинического случая ставит перед слушателем определенный спектр задач, а именно:
1) Показать редкий, нетипичный, сложный для диагностики клинический случай из собственной практики;
2) Представить в лаконичной форме историю болезни пациента (жалобы, анамнез), клинические проявления с представлением фотодокументации, данных дополнительных методов диагностики;
3) Указать трудности, с которыми столкнулся врач при оценке данных и обосновать предварительный и окончательный диагнозы.
4) В Разделе «Дифференциальная диагностика» слушателю необходимо представить алгоритм диагностического поиска и дифференциальной диагностики с заболеваниями, имеющими сходную клиническую, гистологическую и дерматоскопическую картину;
5) Обосновать тактику ведения больного с использованием системной и топической терапии;
6) Указать меры профилактики и контроля рецидивирования в случае хронического течения дерматоза;
С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 7) В заключительной части презентации врачу необходимо аргументировать личный выбор представления клинического случая из собственного опыта (ошибка диагностики, редкость, атипичность течения распространенного дерматоза и др.), с обоснованием алгоритма действий врача или консилиума специалистов для быстрого и правильного пути разрешения проблемы в аналогической клинической ситуации.
Как показал 3 -х-летний опыт, все слушатели курсов ДПО ПК отметили эффективность использования этой формы аттестационной работы в качестве итоговой во время проведения заседания аттестационной комиссии.
Подготовка к итоговой аттестационной работе с представлением клинического случая из собственной практики вызывает необходимость анализа своей профессиональной деятельности, совершенствование аналитического клинического мышления, поиска специальной литературы для обоснования диагноза, дифференциальной диагностики и тактики ведения представляемого больного.
В настоящее время на кафедре формируется новая традиция предварительного представления клинического случая каждым слушателем во время практических занятий, что вызывает неподдельный интерес и живую дискуссию между преподавателем и обучающимися. Проблемные вопросы и замечания как преподавателя, так и слушателей во время обсуждения клинического случая, являются поводом для дальнейшего осмысления и корректировки итоговой аттестационной работы уже при её защите во время заключительного экзамена.
Опыт обмена мнениями, разбором ошибок диагностики является важным в совершенствовании практических навыков и умений врачей, обучающихся на курсах ДПО ПК.
Заключение и выводы
Таким образом, в изменяющейся системе последипломного образования врача, использование собственных клинических наблюдений с глубоким анализом, отработкой навыков диагностического поиска, позволяют врачу применить полученные во время обучения на курсе ДПО ПК для совершенствования своих профессиональных знаний и компетенций.
Работа с компьютером в программе Power Point в рамках стандарта презентации позволяет врачу переосмыслить известные ему данные о пациенте в более детальном и, одновременно, лаконичном виде, а также аргументированно представить данные жалоб, анамнеза, особенностей дерматологического статуса, инструментальных и лабораторных данных для обоснования алгоритма диагностического поиска с учетом трудностей, которые возникли при установлении окончательного диагноза и назначении терапии.
Обсуждение клинических случаев, представляемых слушателями в группе обучающихся перед защитой аттестационной работы является ценным моментом в обмене мнения-
С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 ми, обучении на «чужих» ошибках, формировании неоценимого опыта выступления и ответов на вопросы при дискуссии.
Использование в качестве итоговой аттестационной работы унифицированной формы представления клинического случая позволяет решить ряд важных задач:
1. Пробудить интерес, повысить мотивацию, дисциплинировать каждого обучающегося при подготовке итоговой аттестационной работы, повышая уровень личной ответственности и исключая формальное применение полученных умений, знаний и навыков во время обучения на курсе ДПО ПК,
2. Продемонстрировать на практике свои возможности докладчика/лектора, обосновывая свои постулаты в оценке клинической ситуации,
3. Представить собственный алгоритм диагностического поиска и индивидуальный план терапии больного, рассмотреть возможные ошибки диагностики и терапии с учетом нестандартной клинической ситуации.
4. Усовершенствовать навыки клинического мышления и наглядно проиллюстрировать неразрывную связь теории и практики при обсуждении представляемой клинической ситуации. Литература
1. Адаскевич В.П. Новые методы практикоориентированного преподавания дерматологии на базе дерматологической клиники. //Вестник ВГМУ, 2019, ТОМ 18, №1. - С.85-90.
2. Запевина В.В., Скибицкий В.В., Олейник Н.И., Звягинцева Ю.Г., Пащенко Л.С., Породенко Н.В. Ситуационная задача как метод активного обучения и развития профессиональной компетентности. //International journal of experimental education. - 2014. - №4. (1). - С.108-110.
3. Маткаримова Д.Ш. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 434-437.
4. Торшина И.Е. Опыт обучения практическим навыкам в процессе изучения дерматовенерологии //Смоленский медицинский альманах, - СГМУ: №3 - 2018, - С.235-237.
5. Торшина И.Е. Ситуационная задача как объект междисциплинарного взаимодействия в обучении дерматовенерологии. //Смоленский медицинский альманах. Серия «Педагогика высшей школы»: Междисциплинарный подход в высшем образовании. - Смоленск, СГМУ: №2 - 2017, - С.112-116.