Научная статья на тему '«Клик-фрод», как актуальная проблема оценки эффективности Интернет-рекламы: методики выявления и пути решения'

«Клик-фрод», как актуальная проблема оценки эффективности Интернет-рекламы: методики выявления и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
871
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / КЛИК-ФРОД / ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ / КОНТЕКСТНАЯ РЕКЛАМА / INTERNET ADVERTISING / CLICKFRAUD / SEARCH ENGINES / CONTEXTUAL ADVERTISING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорян Л.Б.

Уже несколько лет Интернет, как рекламная площадка, по темпам роста обгоняет любые другие средства массовой информации. В данной статье исследуются проблемы оценки эффективности Интернет-рекламы, связанные с искажениями исходной информацией из программных инструментов веб-аналитики ввиду злонамеренных действий в Интернет-среде, получивших название «Клик-фрод». Рассмотрены основные аспекты формирования данной проблемы, предложена классификация различных методов клик-мошенничества, методики их выявления, а также возможные пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«CLICK FRAUD» AS THE ACTUAL PROBLEM OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF INTERNET ADERTISING: THE METHODOLOGY FOR THE IDENTIFICATION AND SOLUTIONS

For several years, the Internet as an advertising platform, the rate of growth is ahead of any other media. This article researches the problems of evaluating the effectiveness of Internet advertising associated with the distortion of the original information from the software web Analytics tools due to malicious activities in the Internet environment, dubbed «clickfraud». The author describes the main aspects of the formation of this problem, a classification of different methods of click-fraud, methods of their identification and possible solutions.

Текст научной работы на тему ««Клик-фрод», как актуальная проблема оценки эффективности Интернет-рекламы: методики выявления и пути решения»

УДК 659

«КЛИК-ФРОД», КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ: МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Егорян Л.Б., аспирант, ФГОБУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве РФ», тел.: +7 (916)823-99-68,

e-mail: levon.egoryan@gmail.com

Уже несколько лет Интернет, как рекламная площадка, по темпам роста обгоняет любые другие средства массовой информации. В данной статье исследуются проблемы оценки эффективности Интернет-рекламы, связанные с искажениями исходной информацией из программных инструментов веб-аналитики ввиду злонамеренных действий в Интернет-среде, получивших название «Клик-фрод». Рассмотрены основные аспекты формирования данной проблемы, предложена классификация различных методов клик-мошенничества, методики их выявления, а также возможные пути решения.

Ключевые слова: Интернет-реклама, Клик-фрод, поисковые системы, контекстная реклама

«CLICK FRAUD» AS THE ACTUAL PROBLEM OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF INTERNET ADERTISING: THE METHODOLOGY FOR THE IDENTIFICATION AND

SOLUTIONS

Egoryan L., the post-graduate student, FSBEIHE «Financial university under the government of the Russian Federation», tel.: +7 (916)823-99-68, e-mail: levon.egoryan@gmail.com

For several years, the Internet as an advertising platform, the rate of growth is ahead of any other media. This article researches the problems of evaluating the effectiveness of Internet advertising associated with the distortion of the original information from the software web Analytics tools due to malicious activities in the Internet environment, dubbed «clickfraud». The author describes the main aspects of the formation of this problem, a classification of different methods of click-fraud, methods of their identification and possible solutions.

Keywords: internet advertising, clickfraud, search engines, contextual advertising

В настоящее время для отечественных и зарубежных компаний, использующих Интернет для ведения предпринимательской деятельности, наиболее актуальной является проблема оценки эффективности рекламной деятельности в сети Интернет: насколько результативно было рекламное воздействие, окупились ли затраты, какие форматы рекламы оказали решающее влияние, правильно ли был распределен рекламный бюджет, как повысить эффективность рекламных мероприятий.

Следует отметить, что, как и любой рекламный медиа-рынок, Интернет проходит все стадии развития, но в несколько ускоренном темпе. В связи с этим те процессы, которые в традиционных сегодня медиа (например, телевидении и прессе) занимали несколько десятков лет, в Интернет происходят в течение 2- 3 лет. Так в условиях жёсткой конкурентной среды в сфере Интернет-рекламы, помимо динамичного развития новейших форматов Интернет-рекламы, возникают и различные мошеннические схемы. Для целей корректной оценки эффективности проведённых рекламных кампаний в Интернет наибольшую сложность представляет выявление вредоносной деятельности, получившей название «Клик-фрод».

Клик-фрод (от англ. click fraud- мошенническое нажатие) — обманный маневр в сфере поисковой рекламы, в условиях, когда оплата рекламодателя зависит от количества кликов по ссылкам, подразумевающий нажатие на рекламный объект не для получения интересующей информации, а с целью нанесения финансового или иного вреда рекламируемой организации.

При таком виде мошенничества на сайт переходят посторонние люди, например, вебмастер или конкуренты рекламодателя, чтобы получить прибыль от проставленных ссылок или заставить рекламодателя влезть в долги. Иногда за переходы отвечают и специальные скрипты или программы.

По своей сути, Клик-фрод — любой умышленно сделанный клик на рекламном объявлении рекламодателя с целью уменьшения суммы, хранящейся на его счете.

Рассмотрим эту ситуацию на примере. Предположим, компания разместила контекстную рекламу в Яндекс.Директ, и стоимость одного клика равна 1 доллару. В этом случае, каждый раз, когда кто-то кликает по размещённому рекламному объявлению на странице поисковика с выданными результатами по этому же слову или словосочетанию, со счета компании снимается 1 доллар. Если на её счёте лежит 1000 долларов, значит, по данной рекламе можно будет кликнуть 1000 раз, прежде чем средства на счёте компании закончатся.

Однако, если же кто-то решит атаковать данной рекламное объявление с помощью Клик-фрода, то в распоряжении этого лица ока-

жется множество различных способов того, как организовать 1000 кликов до того, как закончатся 1000 долларов на счету компании. Это может произойти как за считанные минуты, так и за несколько дней или недель — все зависит лишь от используемых методов и опыта мошенников.

Вполне очевидно, что такой вид мошенничества является одним из наиболее вредоносных, особенно по той причине, что он происходит в режиме онлайн, т. е. тогда, когда многие считают, что их действия невозможно отследить. Некоторые клик-мошенники во время проведения своих атак даже не пытаются скрыть свое местонахождение или личность.

Часто Клик-фрод используют веб-мастеры, которые пытаются заработать дополнительные деньги, кликая по платным объявлениям рекламодателей, размещенных на их сайтах. Поскольку вебмастеры, являясь партнерами РСЯ (рекламная сеть Яндекса) или Google AdSense, получают определенные деньги за каждый клик, совершенный пользователями на их сайтах, для них это становится неплохим источником дополнительных денег.

Рекламодатели, конечно же, обеспокоены тем, что их деньги уходят за мошеннические клики. В то же время, если рекламодатель также имеет собственный сайт, участвующий в партнерских системах контекстной рекламы, некоторые считают вполне приемлемым использование Клик-фрода для возврата хотя бы некоторой части потерянных денег.

С другой стороны, поисковые системы заинтересованы в увеличении доходов от рекламы (к чему как раз таки и ведет Клик-фрод), но понимают, что если они не будут усиливать контроль за Клик-фродом, то, в конечном счете, потеряют всех рекламодателей и доход от рекламы.

Несмотря на то, что множество клик-мошенников вытягивали деньги с РРС (Pay Per Click) счетов, до определенного момента отрасль онлайн-рекламы не реагировала на растущую проблему.

На сегодняшний день оценки данной проблемы очень различаются и являются предметом споров среди рекламодателей и представителями поисковых систем. Согласно данным ClickForensics, с 2013 по 2014 гг. степень Клик-фрода увеличилась на 1, 5% и составляет 16,3%. В рамках программы Яндекс.Директ на долю клик-мошенников приходится 20, 2% от общего числа кликов, в Бегун - больше 30%. Клик-фрод в Google AdSense и Yahoo Publisher Network составил 27, 8%.

Стоит отметить, что поисковые системы обычно соглашаются с существованием Клик-фрода как с серьезной проблемой, однако заявляют о минимальных размерах мошенничества в процентном соотношении, разработчики же программного обеспечения против

Клик-фрода всегда склоняются к большим показателям.

Не вызывает сомнения то, что клик-мошенничество было проблемой в прошлом и становится еще более серьезной проблемой в данный момент.

Если не будет каких-либо сдерживающих факторов, то Клик-фрод вырастет до таких пределов, что остановит работу всей отрасли РРС-рекламы, а рекламодатели понесут при этом значительные затраты из-за снижения показателя ROI, возможно, даже до отрицательного уровня. Также этот фактор, ввиду отсутствия достоверной информации о реальных пользователях, делает фактически невозможным оценку эффективности проведённых рекламных кампаний в Интернет и ставит под угрозу дальнейшее развитие в этой среде, что, в свою очередь, заставит их вовсе прекратить использование РРС-рекламы.

Кроме расхода на счетах отдельной рекламной кампании, Клик-фрод приводит к общему увеличению стоимости клика для ключевого слова.

Большинство систем контекстной рекламы работают по аукционному принципу, исходя из того, насколько популярен термин и сколько людей конкурирует за него. Поэтому если клик-мошенничество направлено на определенное ключевое слово, его стоимость может возрастать для всех рекламодателей, а не только для конкретного конкурента, который, возможно, был целью атаки.

Большинство поисковых систем полагаются на платные объявления как на первоочередной источник их доходов, поэтому они прилагают одинаково равные попытки и действия для снижения процента Клик-фрода до его минимального уровня. Таким образом, рекламодатели и поисковые системы сходятся во мнении о том, что это вопрос необходимо решать уже сейчас, до того, как он попросту выйдет из-под контроля.

Полный анализ наиболее распространенных источников и форм Клик-фрода может помочь в уточнении круга и потенциальных последствий различных методов клик-мошенничества. Виды Клик-фрода варьируются от простых и прямых до сложных и изощренных. Далее предлагается классификация наиболее распространенных форм Клик-фрода:

Автоматизированные скрипты—хотя это и не простейшая форма клик-фрода, для кого-то с хорошей компьютерной квалификацией этот метод может быть очень эффективным и достаточно простым для реализации. Самым известным случаем такого рода клик-мошенничества по-прежнему остается Google Clique software. Как правило, мошенник создает робота или автоматизированный скрипт, специально предназначенный для выполнения клик-операций на платной рекламе. Этот тип клик-мошенничества используется как конкурентами, так и аффилиатами (теми, кто работает с партнерскими программами).

Набор людей для клик-операций по объявлениям— это означает то, что Клик-фрод часто поступает из стран третьего мира. Объявления о наборе работников для клик-операций по рекламным объявлениям размещаются в местных газетах, в соответствии с направлениями, предоставленными компаниями, которые организуют эти операции. Самая печально известная акция такого типа— "клик-ферма"— известна благодаря статье под названием "Индия — Секретная Армия объявлений Clickers", опубликованная в 2013 году в газете "The Times" в Индии.

И хотя те, кто эксплуатирует "клик-фермы", очевидно, понимают, что они совершают мошенничество, тем, кто работает на них, не обязательно понимать значение того, что они делают, а также то влияние, которое они оказывает на общую в Интернете коммерческую деятельность. В странах третьего мира, где ежегодные доходы составляют в среднем несколько тысяч долларов в год, перед дополнительным доходом от 100 до 200 долларов в месяц за

несколько часов работы в день очень трудно устоять, особенно если вовлеченные лица недостаточно подкованы в компьютерной грамотности, чтобы осознать результаты своей работы. Некоторые даже говорят, что они помогают расширить видимость рынка компании, кликая по своим собственным рекламным объявлениям.

Конкуренты — конкуренты компании имеют множество методов генерации клик-фрода, которые не включают "хитботов" или "клик-ферм." Если вы конкурируете за позиции в поисковой рекламе поисковых систем для особо дорогих ключевых слов, все, что конкуренты должны сделать, это нажать на ваше рекламное объявление несколько раз в день со своего офисного компьютера, домашнего компьютера, ноутбука, компьютера друга, из интернет-кафе и других мест, где стоят легко доступные компьютеры с разными IP-адресами, с целью истощить ваш аккаунт и не привлекать внимания.

В конкурентоспособных отраслях, где цена за клик может быть несколько десятков долларов, если три к пяти из конкурентов компании делают мошеннические клики на вашем рекламном объявлении несколько раз в день, вы можете легко потерять тысячи рекламных долларов в месяц.

Если стоимость ключевого слова находится в нижнем ценовом диапазоне, то для того, чтобы быть эффективным, клик-мошенничество конкурентов должно быть немного более сложным и изощренным, чем просто несколько дополнительных кликов здесь и там.

Партнерские программы — аффилиаты являются источником увеличения клик-фрода. Поскольку аффилиаты получают процент от денег, порожденных каждым кликом на своих веб-сайтах, они могут несколько раз нажать на рекламном объявлении для создания небольшого дополнительного дохода на стороне.

Тем не менее, аффилиаты, которые используют специальные программы для генерации значительных доходов посредством Клик-фрода, как правило, вынуждены разрабатывать довольно сложную технологию для преодоления современных фильтров, которые имеют многие поисковые системы контекстной рекламы, такие как Яндекс РСЯ, Бегун или Google AdSense.

Часто для Клик-фрода используют прокси-сервера. Прокси-сервер — это один из самых основных средств Клик-фрода, включает использование повторных кликов на рекламном объявлении на одном компьютере. Теоретически человек может сидеть за своим компьютером и кликать на вашем рекламном объявлении, ожидать некоторое время, чтобы поисковая машина контекстной рекламы могла рассмотреть допустимый клик, может быть, даже посетить некоторые из ваших страниц, а затем уйти с вашего сайта. В результате один клик вычтен из аккаунта компании.

Есть случаи, когда мошенники завершают этот процесс множество раз, даже без опасений по поводу прохождения простого процесса идентификации их IP- адресов (уникальный номер для Интернет-протокола, который присваивается каждому компьютеру). Тем не менее, мошенники, применяющие такую тактику Клик-фрода, используют прокси-серверы для разрешения генерации новых, рандомизированных IP-адресов, которые будут создаваться в конкретные промежутки времени с тем, чтобы сделать их видимыми, как если бы клики действительно поступали от различных компьютеров.

Некоторые мошенники часто намеренно занижают CTR конкурентов, в целях повысить им ставку за клик— обычно посредством робота конкурент посещает веб-сайт компании с помощью обычных средств (не кликая на вашем оплачиваемом рекламном объявлении), таким образом искусственно снижая ваш CTR (рейтинг кликов). Во многих системах контекстной рекламы, если ваш коэффициент эффективности (CTR) снижается, это приводит к уменьшению показателя качества, а при его падении ниже ставки, необходимой

для того, чтобы оставаться активным, ваша реклама может быть отключена, и ваш конкурент может захватить верхнюю позицию при гораздо более низкой стоимости ключевого слова.

Это лишь некоторые из наиболее распространенных средств Клик-фрода, но методы клик-мошенников продолжают развиваться параллельно с появлением новых технологий в Интернет-среде.

Клик-фрод, безусловно, иногда бывает трудно вычислить, и ни в чем не повинные действия иногда могут быть неправильно приняты за мошеннические. Люди по ошибке кликают на рекламном объявлении, когда они не намерены этого делать, а некоторым людям легче нажимать на объявление контекстной рекламы, чтобы узнать номер телефона компании, чем искать его в онлайне на желтых страницах каталога. Таким образом, ключевым моментом в борьбе с клик-мошенничеством является его своевременное обнаружение. Далее предлагаются возможные методики отслеживания описанных злонамеренных действий. Основой методик является детальный анализ статистики рекламной кампании на веб-сайте и выявление в её структуре следующих аспектов:

• Характеристика ключевого слова — настройки рекламных кампаний должны быть сформированы так, чтобы аналитик мог отслеживать каждое ключевое слово в поисковой системе, а затем регулярно просматривать статистику каждой отдельной кампании (на текущий момент). Таким образом, можно видеть более четко, участвует ли в поиске конкретная поисковая система. Кроме того, данные разбиваются на более легко управляемые части так, что неоднократные посещения с одного и того же 1Р-адреса могут выделяться более четко.

• Более того, резкое увеличение общего числа кликов на все ключевые слова, без сезонных связей или специальной кампании раскрутки сайта, может свидетельствовать о Клик-фроде.

• Аномальное число кликов с одного 1Р-аёрееа — хотя это наиболее очевидная и легко определяемая форма Клик-фрода, удивительно, сколько мошенников по-прежнему используют этот метод, особенно для быстрых атак. Они могут проводить атаки в течение длительных выходных, когда, как они полагают, аналитики компании не могут тщательно просматривать лог- файлы веб-сайта. Затем они многократно кликают на вашем рекламном объявлении, чтобы, когда вы вернетесь на работу, ваша учетная запись была значительно финансово исчерпана.

• Снижение числа переходов — если ваш уровень конверсии положителен (то есть вы делаете прибыль на рекламных объявлениях), и вдруг уровень конверсии демонстрирует резкое снижение вплоть до отрицательных значений, то это может быть признаком действия Клик-фрода. Результат Клик-фрода— дополнительные клики на вашем рекламном объявлении без каких-либо фактических покупок, и ваша эффективность по переходам, соответственно, будет падать.

• Большое количество посетителей, которые быстро покидают сайт — еще одно свидетельство Клик-фрода, который может быть моделью посетителей, кликающих на вашем рекламном объявлении, затрачивая минимальное количество времени на сайте компании. Системе контекстной рекламы для установления клика в качестве действительного требуется, как правило, 30 секунд или больше, и только после этого можно покинуть целевую страницу.

• Большое количество показов, не порождаемых кликом по рекламному объявлению — если вы замечаете гораздо большее количество показов вашего объявления в результате поиска; это может указывать на мошенничество, которое было описано выше. Как мы видели, искусственное "надувание" показов рекламных объявлений может вызвать падение ОТЯ ниже минимума для ключевого слова, и ваша реклама может быть отключена. До тех пор, пока вы не поняли это, ваши конкуренты свободно доминируют в использовании ключевых слов порой по дешевым ценам. Кроме того, ваши рейтинги релевантности для поисковых систем могут падать, как будто бы они регистрируют многочисленные показы, но посетители не проявляют интереса к другим частям вашего сайта. Это, в конечном счете, может привести к остановке вашей рекламной кампании.

• Аномально высокое количество кликов и показов рекламы на партнерских сайтах— хотя аффилиаты сами иногда участвуют в проведении Клик-фрода, они же могут стать его жертвами. Если один из их конкурентов использует этот же метод чрезмерных кликов и показов на сайте аффилиата, система контекстной рекламы скоро обнаружит аномально высокую оплату определенному аффилиату и, возможно, пойдет на блокировку этого партнерского счета, даже если он не участвовал в какой-либо форме Клик-фрода.

• Большое число кликов, приходящих из стран за пределами вашей обычной рыночной области— используя онлайновые ресурсы, такие как www.leader.ru и другие бесплатные интернет-сайты, можно определить по IP-адресу, из какой страны, вероятно, приходят фальшивые клики.

• Случайный Клик-фрод— существуют, в действительности, некоторые случаи, которые можно рассматривать как Клик-фрод, однако на самом деле эти случаи непреднамеренны. В прошлом, например, двойные клики на объявлениях контекстной рекламы за-считывались как 2 клика, даже если пользователь просто выполнял обычный двойной клик на ссылке. Даже если это случайное событие, оно по-прежнему уменьшает ваш рекламный счет.

Есть другие способы Клик-фрода, которые используют мошенники, однако большинство все же относятся к вышеуказанным категориям. Многие люди полагают, что большая часть реального ущерба осуществляется роботом по инициативе программного обеспечения, но невозможно адекватно определить, какой процент Клик-фрода вызывается людьми, а какой — роботами, ими же разработанными специально.

Одной из главных причин, по которой Клик-фрод от робота/ программного обеспечения настолько распространен, является тот факт, что существуют совершенно легальные версии программного обеспечения, которое может быть использовано с целью совершения Клик-фрода, хотя это не было изначальной целью их создания.

Таким образом, по мнению автора для тотального пресечения Клик-фрода необходимо усовершенствовать систему мониторинга PR-кампаний, задействовав при этом инструменты веб-аналитики. Сервисы должны анализировать сомнительные клики и подстраиваться под новые методы мошенничества, исходя из предлагаемых ниже критериев:

1. Время пребывания пользователя на сайте - под статус сомнительных попадают переходы, где пользователь ушел со страницы сразу после нажатия на ссылку или баннер.

2. Действия пользователя на сайте. В перечень обязательных действий входят движения мышкой и прокрутка страницы вниз. С помощью видеонаблюдения за действиями посетителя на сайте можно определить поведение пользователя на сайте и при его отсутствии классифицировать такую ситуацию как Клик-фрод.

3. Количество кликов с одного IP-адреса. Чем больше таких кликов, тем больше оснований на то, что это мошенничество.

4. Сессия cookie. Программы, с которыми работают мошенники, не работают с cookie.

На текущий момент не все поисковые системы включают в себя программы, которые занимались бы постоянной проверкой рекламных учетных записей с целью предупреждения мошенничества с кликами. Но все большее и большее количество поисковых систем устанавливают такие программы в связи с увеличением случаев мошенничества с кликами и нарастания давления со стороны рекламодателей, настаивающих на решении данной проблемы.

Две крупнейшие поисковые системы — Google и Яндекс — публично заявили о том, что Клик-фрод является проблемой, несущей реальную угрозу не только их "модели предприятия", но и их общему успеху.

В настоящий момент ответная реакция Google на Клик-фрод более комплексная и затрагивает анализ исходных данных, что отличается от подхода Яндекс. В любом случае, обе поисковые системы имеют собственные механизмы, которые непрерывно обновляются в связи с выявлением новых методов мошенничества с кликами или в связи с увеличением уровня выявленных случаев мошенничества.

Несмотря на то, что все поисковые системы крайне неохотно распространяются на тему сумм, возмещенных рекламодателям против претензий на Клик-фрод, Google возмещал потерянные средства рекламодателям, в то же время пересматривая сумму платежа тем партнерам, которые подозреваются в пособничестве мошенническим операциям. Так все представители систем контекстной рекламы (Яндекс.Директ, Бегун, Google AdWords) рекомендуют рекламодателям заявлять о подозрительной активности, связанной с рекламой, и после проведения специального исследования возмещают средства, в случае, если считают это целесообразным. В то же время, несмотря на заявленные благие намерения и на очевидное быстрое реагирование на заявления рекламодателей в подозрении мошенничества с кликами, большинство рекламодателей считают, что Google и другие поисковые системы делают не достаточно для решения этой комплексной проблемы, поэтому вопрос многоплано-

вой борьбы с клик-фродом на данный момент стоит в первоочередных интересах как рекламодателей, так и провайдеров контекстной Интернет-рекламы.

Литература:

1. Мордкович, Борис и Евгений "Pay-Per-Click Search Engine Marketing Handbook"

2. Довжиков, Алексей, Яковлев Алексей, «Веб-аналитика: основы, секреты, трюки». - СПб.: БХВ-Петербург, 2013, — C. 20-35

3. Ильенкова Н.Д. Внутрисистемная и внесистемная информация: сущность, содержание, проблемы для динамического анализа / Н.Д. Ильенкова // Экономика и предпринимательство. - 2014. №1-2. - С. 771-774.

4. Ильенкова Н.Д. Системный анализ конкурентоспособности как условия экономической безопасности./ Н.Д. Ильенкова// Эконо-

мика, предпринимательство, окружающая среда. Международный журнал. - М.: 2012. - №1. - С. 35-39.

5. Ильенкова Н.Д. Спрос, реализация и финансовые результаты деятельности предприятия. Риск невостребованности продукции./ Н.Д. Ильенкова // Н-т. сб. Экономика и коммерция. - М.: ЦНИИ электроника.- 1994. - №3. С.128-139.

6. Клифтон, Брайан «Google Analytics для профессионалов. 3-е издание», — М. : ООО "И.Д. Вильямс", 2014. — C. 401-417

7. Кошик, Авинаш «Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики.»: Пер. с англ. — М. : ООО "И.Д. Вильямс", 2014. — C. 183-208

8. «Объем рекламы в средствах ее распространения в январе-сентябре 2014 года» Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/ id4949

УДК 371

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В

ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Сысоева Е. В., к.э.н., доцент кафедры «Теории менеджмента» АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный университет»

Сформированы стратегические приоритеты развития образования в соответствии с требованиями отечественного законодательства, состоянием российской образовательной системы и декларируемых задач образовательной сферы. Проведен анализ существующих проблем, решение которых позволит повысить устойчивость развития всей образовательной системы России.

Ключевые слова: человеческий капитал, компетенции, стратегия развития образования.

RECENT ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE PERIOD OF MODERNIZATION OF EDUCATIONALSYSTEM IN RUSSIA

Sysoeva E., Ph.D. in economics, associate professor of branch «Theory of management», ANEIHPE «Odintsovo university of humanities»

Strategic priorities for the development of education in accordance with the requirements of domestic legislation, the state of the Russian educational system and the declared objectives of the educational sphereare formed. The analysis of existing problems, the solution of which will increase the sustainability of development of the whole educational system of Russia.

Keywords: human capital, competence, strategy of education development.

Роль учебных учреждений в контексте концепции развития человеческого капитала очень велика. Громадные социальные, личностные и экономические эффекты образования не сиюминутны - они отсрочены во времени. Всем, кто связан с определением политики развития образования, с совершенствованием образовательной системы, нужно, прежде всего, осознать положение, в котором находится современное образование, понять и реализовать стратегические ориентиры развития и тщательно просчитать последствия принимаемых решений. Надо, как это делает хороший шахматист, научиться выверять предполагаемые шаги на много ходов вперед, в частности, взвесить, оценить соотношение выгоды сиюминутной экономии на образовании и вероятности утраты, как правило, достаточно отдаленных позитивных личностных, социальных и финансово-экономических эффектов.

Ученые, и российские, и зарубежные, давно просчитали экономический эффект образования. Еще в 20-е гг. прошлого века академик С. Г. Струмилин и его сотрудники установили, что даже простая грамотность повышает производительность труда рабочего в среднем до 30%, т. е. в 2,6 раз больше, чем за год заводской выучки. В работах В. А. Жамина, Г. А. Егиазаряна, С. Л. Костаняна и др. показано, что, например, в 1979 г. из всего прироста национального дохода страны 46% приходится на фактор повышения образования и квалификации работников, включая профессиональное образование и повышение квалификации[4]. Впоследствии исследований экономической эффективности от образования (которую сейчас обозначают как «человеческий капитал») практически не проводилось.

Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе. Оно дает новые возможности для исследования таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение доходов, место и роль образования в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда и т.п. [2] Все больше сторонников имеет позиция, что человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс современного общества, наиболее важный,

чем накопленное богатство [8]. Необходимо научиться измерять стоимость этого богатства. Чем больше общество осознанно вкладывает ресурсы в развитие человека, тем оно демократичнее.

Под человеческим капиталом обычно понимают количество и качество физического, интеллектуального запаса здоровья популяции с гарантией преемственности поколений, сохранения этой преемственности [9]. Таким образом, человеческий капитал, по существу, состоит из двух взаимозависимых социальных уровней: во-первых, воспроизводство, репродуктивный потенциал популяции, её духовный, семейный статус, формирование молодого поколения; во-вторых, эффективное вхождение подрастающего поколения в социальный мир, где основные принципы человекопроизводства сопряжены с воспитанием, целеполаганием, духовностью, образованием, целеустремленностью, творческой трудовой активностью в социальной сфере [2].

Сегодня возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, путям их активизации, что совпадает со всеобщей закономерностью развития современной науки в целом: концентрацией исследований на проблеме человека. Это, в свою очередь, требует осмысления роли образования как ведущей сферы воспроизводства созидательных качеств человека, накопления человеческого капитала [20].

Важнейшим активом человеческого капитала являются учебные учреждения, которые становятся решающим фактором экономического роста и научно-технического потенциала. Организации, осуществляющие обучение (образование - дополнительный вид деятельности) следующие [16]:

1. Научные организации;

2. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3. Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых детей;

4. Организации осуществляющие социальное обслуживание;

5. Иные юридические лица.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.