Научная статья на тему 'Клептократия как Высшая форма коррупции'

Клептократия как Высшая форма коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1538
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клептократия как Высшая форма коррупции»

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

Г.А. Прокопович

КЛЕПТОКРАТИЯ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА КОРРУПЦИИ

Клептократия (от др.-греч. воровать и господство, власть) - идеологическое клише, применяемое к правительству, контролируемому мошенниками,

использующими преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния, с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации собственно честной службы народу.

Для клептократии характерны коррупция и лоббизм.

О коррупции и лоббизме мной уже написаны ряд статей1. Тем не менее, дать оценку клептократии невозможно без оценки коррупции, поскольку

клептократия является завершающей её фазой. Как заметил российский политолог Л.В. Гевелинг, «до определённых пределов коррупция может функционировать и

развиваться

без

клептократии, клептократия без коррупции - никогда»2.

Исследование, которое проведено Институтом социологии Российской академии наук ещё в 2007 г., позволяет говорить о том, что причины коррупции заключаются в:

• жадности и аморальности чиновников и бизнесменов - 70,1%;

• неэффективности государства и несовершенстве законов - 63,3%;

• низком уровне правовой культуры, а также правовом нигилизме значительного количества населения - 37,2%;

• клановости и семейственности в системе государственной службы - 33,9%;

• правовой неграмотности

1 См., например: Прокопович Г.А. Теория и история российской коррупции // Юридическая мысль. №6. 2003. С.63-70; Прокопович Г.А. Цивилизованный лоббизм: возможности его установления в России // Учёные записки Орловского государственного университета. -М.: ГОУ ВПО «ОГУ», 2012. №2(46).

2 Гевелинг Л.В. Коррупционные формы политического финансирования: материальная основа распространения терроризма // Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансового терроризма. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2005. С.111-142.

государственных служащих - 13,7%;

• 4,2% респондентов затруднились ответить, а 1,1% назвали иные причины; явным злом коррупцию считают 2,5% граждан3.

В 2002 г. на проблему коррумпированности государственного аппарата было обращено внимание в Посланиях Президента России

Федеральному Собранию РФ: «Нынешняя организация работы государственного аппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер - тем больше взяток и чиновников, их берущих»4.

Но уже 12 января 2004 г., открывая первое заседание Совета при Президенте России по борьбе с коррупцией, В.В. Путин заявляет: «У нас в России под коррупцией в основном понимается взяточничество. Между тем, как социальное явление коррупция - гораздо более сложное образование, а её последствия крайне негативно сказываются на самых разных сферах государственной и общественной жизни: от экономики до морали»5.

Становится ясно, что коррупция, не встретив на своём пути заслона, начала охватывать все государственные сферы и вступила в свою завершающую фазу -клептократию.

В своём Послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года Президент России В.В. Путин уже активно

См.: Подкупающая откровенность: социологи

выяснили, что думают российские граждане о причинах

коррупции и способах борьбы с ней // Российская газета. 2008. 6 июня.

4 См.: Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета. 2002. 19 апреля.

5 См.: Президент России В.В.Путин объявляет войну коррупции // Российская юстиция. 2004. №1. С.2.

заявляет о появлении нового социального феномена: «Наше чиновничество ещё в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И поэтому задачей номер один для нас по-прежнему остаётся повышение

эффективности государственного

управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению... Коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации и всё большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей»6. Но ещё в XIX в. английский мыслитель Т.Карлейль предупреждал, что

«...государственные чиновники напоминают банковские билеты, все они представляют золото, но, увы, среди них всегда находится много поддельных билетов. Мы можем производить свои операции при некотором количестве фальшивых денежных знаков, даже при значительном количестве их, но это становится решительно невозможным, когда все поддельные или большая часть их

7

такова» .

В обыденной речи всё чаще звучат упоминания о засилье «продажных чиновников», наступлении «авторитетов преступного мира», саркастически именуемых олигархами, всевластии денег и тому подобных явлениях, отличающихся отрицательным отношением населения.

В научной литературе начинает формироваться целый пласт исследований, в которых рассматриваются такие социальные феномены, как «коррупция», «казнокрадство» и «взяточничество», «теневая экономика» и «экономическая преступность», охватившие страну. Учёные предупреждают, что игнорирование этих феноменов чревато консервацией в Российской Федерации системы дисфункциональных властных отношений,

6 Российская газета. 2005. 26 апреля

7 См.: Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994. С.15.

опасностью вхождения страны в фазу социального декаданса и экономического коллапса, что неизбежно закончится распадом страны и резким уменьшением её населения.

Следует признать, что

конструирование эталонной модели новоявленного клептократического

антигосударства ещё далеко от завершения и содержат больше вопросов, чем ответов. Вместе с тем, очертания его просматриваются уже сейчас.

Отметим, что каждая форма правления обладает собственным ресурсом, за счёт которого воспроизводит себя. Так, аристократия провоцировала непрерывное соревнование между родами, то захватывающими, то расстающимися с королевским престолом. Бюрократия воспроизводит себя с помощью наиболее усидчивых, преуспевших в искусстве административного формализма

чиновников. А в чём же заключается механизм самовоспроизводства

клептократии?

Главный принцип, помогающий отсеять «лишних» и собрать кандидатов для омоложения клептократической мафии, -быть причастным к схемам лоббирования и к освоению государственных средств в пользу собственного кошелька. Они и относятся к государственным деньгам так, как будто это их персональный банковский счёт.

Именно эта способность делается эквивалентом успеха и карьерного роста.

Вторым принципом является приватизация государственной системы. Администратор-клептократ просто не может представить, для чего ещё могут служить попавшие в его распоряжение казённые финансы как не для личного обогащения. Природные богатства, предприятия, транспортная и

энергетическая сеть страны - всё это рассматривается клептократом с точки зрения личной выгоды.

Со вторым принципом связан третий - культ силы. Клептократы считают, что именно сила (а не закон) есть регулятор социальных отношений.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

К сожалению, присвоение в рамках клептократии распространяется не только на материальные богатства, но и на культурные бренды, на историю, священные чувства и т.п. Подобные установки создают совершенно особую изоляционистскую атмосферу, которая сочетается лишь с режимами тех стран, где у власти находятся мафиозные структуры. К примеру скажем, что законченными клептократиями являются государства, где первые лица сколотили свои состояния, используя служебное положение. За период, начиная с последней четверти XX до начала XXI века, к ним относились Индонезия (в президентство Мухаммеда Сухарто), Филиппины (в президентство Фердинанда Маркоса и Джозефа Эстрады), Заир (в президентство Мобуту Сесе Секо), Нигерия (в президентство Сани Абача) и другие государства, включая Югославию (в президентство Слободана Милошевича), а также Украину (когда председателем правительства был Павел Лазаренко). Судя по тексту антиклептократической инициативы, с которой выступил Джордж Буш в 2006 г., клептократия является формой диктатуры, явной или скрытой.

И мы понимаем, что она угрожает международному сообществу и что борьба с ней должна проводиться в мировом масштабе.

Обратимся к опыту развитых государств.

Так, в Швейцарии был принят закон от 16 декабря 2005 г. «Об иностранцах», позволяющий конфисковать активы иностранных граждан, подозреваемых в коррупции. Этот закон так и называется: «Против клептократии». Он определяет, что имущественные ценности считаются приобретёнными неправомерно при наличии одновременно двух признаков: если имущество, находящееся в распоряжении политически значимого лица или его окружения, сильно выросло в связи с исполнением им официальной должности, и если уровень коррумпированности государства на тот момент был высок.

Швейцарский закон уже работает. К примеру, арестованы счета Владлена

Степанова - бывшего мужа экс-руководителя столичной налоговой инспекции №28 Ольги Степановой, которая проходила по делу Сергея Магницкого. Погибший в СИЗО юрист британского фонда Hermitage Capital в своё время обвинил Степанову в причастности к хищению 5,4 млрд. руб. из российского бюджета. Пока счета только арестованы, но вскоре могут быть конфискованы, причём для этого даже не потребуется участия российских правоохранителей.

Другим актом, ограничивающим международную деятельность клептократов, является американский закон «О борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности» (FCPA). Он направлен против взяток, которые американские компании вынуждены давать в странах с «высокой коррупционной составляющей». Яркий пример работы этого закона - расследование в отношении компании «Даймлер», заключавшей контракты на поставку автомобилей с помощью взяток. В 2010 г. компания признала себя виновной и заплатила $185 млн. штрафа. Свою вину признал и филиал «Даймлера» в России. Откаты получали сотрудники или их посредники из МВД, гаражи особого назначения Федеральной службы охраны, Министерства обороны и городских властей Москвы, чиновники Уфы и Нового Уренгоя. Однако российские правоохранительные органы так и не привлекли своих чиновников к уголовной ответственности, не было заведено даже уголовных дел8.

Правительства целого ряда других стран также ужесточили требования, направленные на борьбу с коррупцией, в том числе, с принятием Соединенным Королевством в 2010 г. Закона «О борьбе с коррупцией».

Правовое государство и коррупция не могут существовать совместно. Но следует заметить, что в высокоразвитых странах процесс его формирования занял целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием Билля о правах (1689 г.); в США - Декларации о

Подробнее см.: [сайт]

m.astapovlawyers.com>practices/foreign-cormpt...

http://

независимости (1776 г.); во Франции -Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В большей или меньшей степени успешно эти процессы были завершены только к середине XX века. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно назвать правовыми с определёнными оговорками.

Характерной чертой формирования правового государства в этих странах, несмотря на региональные особенности путей его достижения, явилось следующее. Все они оказывались связанными с подъёмом материального и духовного уровня жизни населения, развитием общей, политической и правовой культуры, борьбой трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека, провозглашением примата прав над политической силой.

Безусловно, правовое государство всегда соответствует этапу развития гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным

цивилизованным сообществом.

Рассматривая более обстоятельно основополагающие выводы учёных относительно правового государства, мы увидим следующее.

По мнению представителей философии, правовое государство - это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою

деятельность на принципах права и справедливости.

По мнению политологов, правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не

господствующего слоя. В данной трактовке теоретический интерес представляет то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре.

По мнению юристов, правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и

гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Провозглашение в Конституции Российской Федерации общеизвестных демократических принципов и принятие многочисленных законов, как показала реальная практика, оказалось недостаточной мерой для формирования правового государства. Да и о каком правовом государстве можно говорить при существовании такого явления российского общества, как правовой нигилизм.

Если мы признаем, что в затянувшемся процессе

самореформирования тоталитарной системы самым разрушительным для российской правовой действительности стал цинизм по отношению к закону и неспособность многих, даже государственных служащих, подчиняться своим же собственным законам, то станет ещё более очевидно, что борьба с коррупцией - это не дань моде, а насущная потребность. И до тех пор, пока властная элита в стране будет процветать на беззаконии, создавая удобные законы или «под себя», или в угоду конкретным финансово-экономическим группам,

сумевшим пролоббировать свои интересы из-за близости к власти, ни о каком уважении к праву и о правовом государстве не может быть и речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.