Научная статья на тему '2009. 04. 045. Ламбсдорф Й. , Бек Л. Коррупция как тормоз роста. Lambsdorf J. , Beck L. Korruption als Wachstumsbremse // Aus Politik u. Zeitgeschichte. - Bonn, 2009. - n 3-4. - S. 19-25'

2009. 04. 045. Ламбсдорф Й. , Бек Л. Коррупция как тормоз роста. Lambsdorf J. , Beck L. Korruption als Wachstumsbremse // Aus Politik u. Zeitgeschichte. - Bonn, 2009. - n 3-4. - S. 19-25 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 045. Ламбсдорф Й. , Бек Л. Коррупция как тормоз роста. Lambsdorf J. , Beck L. Korruption als Wachstumsbremse // Aus Politik u. Zeitgeschichte. - Bonn, 2009. - n 3-4. - S. 19-25»

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

2009.04.045. ЛАМБСДОРФ Й., БЕК Л. КОРРУПЦИЯ КАК ТОРМОЗ РОСТА.

LAMBSDORF J., BECK L. Korruption als Wachstumsbremse // Aus Politik u. Zeitgeschichte. - Bonn, 2009. - N 3-4. - S. 19-25.

В статье немецких специалистов рассматривается воздействие коррупции на экономический рост.

Бытует мнение, что коррупция, или злоупотребление властью в личных целях, и экономический рост не обязательно исключают друг друга. По мнению некоторых специалистов, коррупция может способствовать росту экономики, поскольку она ускоряет реализацию инвестиций и проектов. Но это упрощенный подход, не учитывающий разностороннее воздействие коррупции на экономическое развитие.

Влияние коррупции на инвестиционные решения в течение длительного времени оценивалось лишь теоретически. До 1995 г. эмпирическая проверка этих результатов не проводилась, поскольку не существовало подходящего индекса. Для оценки феномена коррупции был предложен международный индекс восприятия коррупции (corruption perceptions index, CPI), разработанный организацией «Transparency International», который по 10-балльной шкале показывает, насколько коррумпированной является та или иная страна (10 баллов - наименее коррумпированные страны, 0 баллов - особенно коррумпированные страны). При расчете стра-новых индексов учитываются данные различных международных источников, мнения экспертов и сотрудников предприятий о масштабах коррупции и т.д. Все эти оценки сводятся в единый индекс. Выбор источника и объединение данных осуществляется в Университете Пассау.

В 2008 г. CPI определялся для 180 стран. По результатам 2008 г. на первом месте оказалась Швеция с индексом 9,3, у Синга-

пура - 9,2, у Финляндии и Швейцарии - 9,0. Германия и Норвегия с индексом 7,9 оказались на четырнадцатом месте (с. 19-20). В целом Германия оценивалась как сравнительно свободная от коррупции страна, хотя у нее еще есть резервы для улучшения ситуации.

Останавливаясь на проблеме административной коррупции, авторы отмечают, что она сводится к взяточничеству должностных лиц, исполнение которыми служебных обязанностей оплачивается экономическими субъектами. Такие отношения между государственными чиновниками и экономическими субъектами описываются моделью «принципал-агент». Государственные служащие (агенты), обладающие большим объемом информации по сравнению с их заказчиками (принципалами), используют это преимущество к личной выгоде, берут взятки от третьих лиц за передачу заказов, выдачу лицензий или разрешений. Такая коррупция ведет не только к потере веры населения в беспристрастность и надежность государственных чиновников, но и оказывает значительное воздействие на общеэкономическое развитие.

Раньше в теоретической литературе высказывалась мысль о том, что коррупция может оказаться полезной в условиях чрезмерной бюрократизации. Взятка якобы помогает обойти бюрократические препятствия. Но это слишком примитивная точка зрения: бюрократию нельзя одолеть взятками, более того, бюрократы создают питательную среду для избыточного регулирования, которое превращается в самоцель. Чем менее прозрачным представляется экономическим субъектам набор правил и законов, тем выше их готовность выполнять дополнительные требования чиновников, чтобы преодолеть существующие препятствия, т.е. давать взятки. Помимо этого, бюрократы принуждают их к дополнительным платежам, замедляя темпы работы. В результате менеджеры в странах с высоким уровнем коррупции тратят больше времени на переговоры с бюрократами, чем их коллеги в менее коррумпированных странах.

Коррупция искажает экономические решения, нанося тем самым вред экономике. Чиновники, принимающие решения, предпочитают инвестиционные проекты, от которых можно ожидать высоких взяток. Например, победа предприятия на инвестиционном конкурсе определяется не качеством проекта, а размером взяток или отношениями с заказчиками. Таким образом, коррупция ведет

к реализации неэффективных проектов, которые не полностью удовлетворяют необходимые потребности.

При этом коррупция возрастает с увеличением количества и длительности транзакций, числа вовлеченных сторон. Поэтому капиталоемкие, технологически прогрессивные и сделанные по индивидуальному заказу продукты предпочтительнее независимо от степени их полезности для общества. В то же время трудоемкие проекты, например, в области образования и здравоохранения, от которых труднее получить коррупционные доходы, чиновниками всячески игнорируются.

Принципал может ограничивать коррупцию своих агентов только с помощью стимулов и угроз штрафов. Однако поскольку реализация подобных мер требует определенных расходов, принципалы не предлагают контрактов агентам, поведение которых не соответствует правилам, что в конечном итоге может привести к потере необходимых инвестиций.

Наряду с административной важной составляющей экономической коррупции является политическая коррупция. При этом виде коррупции подкупается не агент, а принципал. Если при административной коррупции правила, определяемые принципалом, нарушает агент, то при политической коррупции злоупотребляет своим положением именно принципал, который, имея необходимую полноту власти, может устанавливать собственные правила, узаконивающие его коррупционные действия. Таким образом, злоупотребления не связываются с юридическими нарушениями, и такой образ действий не расценивается общественностью как нелегитимный или вредоносный. Определить ущерб, наносимый принципалом, трудно. Более или менее могущественные принципалы заинтересованы в минимизации ущерба от коррупции агентов, поскольку последние пользуются ресурсами, принадлежащими коррумпированному принципалу. Иногда правительства пытаются организовать коррупцию как оптимальную налоговую систему, распределяя коррупционную нагрузку в равной мере на все отрасли.

Некоторые специалисты полагают, что коррупционных искажений можно избежать при особенно сильном и коррумпированном режиме - клептократии. Клептократическое правительство может задействовать большие средства для подкупа и, возможно, использовать свою власть в интересах общества. Например, в 1990 г.

в Индонезии внук президента Сухарто попытался извлечь выгоду из нового налога на пиво, производимого его фирмой. В результате сократился поток туристов на курорт Бали, а рост цен на пиво привел к его дефициту. Это заставило Сухарто отменить налог. Пресса объясняла его решение тем, что другие родственники семейного клана были заняты в отельном бизнесе. Этот пример показывает, что сильный принципал, действующий во многих секторах, понимает, что неэффективные действия в одном секторе могут отрицательно воздействовать на другие отрасли. Поэтому он попытается избегать подобных конфликтов.

Тем не менее обоснованность такой аргументации сомнительна. Даже особенно мощные клептократы вынуждены делить свои права с потенциальными соперниками, а это требует сложной координации действий и может привести к нежелательным последствиям. Кроме того, для принципала процветание экономики таит в себе определенную опасность, поэтому он препятствует получению ресурсов потенциальными соперниками, которые могут использовать их для подрыва его могущества. Авторы считают модель мощного клептократа утопичной, а возможные результаты ее реализации неоднозначными.

Возможности инвесторов для защиты от организованного изъятия их инвестиционных доходов ограничены, поэтому им необходимо оценить степень доверия к политическим обещаниям в отношении защиты их собственности. Однако подобные обещания заслуживают доверия лишь тогда, когда политики заинтересованы в их выполнении или вынуждены это делать. Коррумпированный политик в первую очередь занят собственным обогащением и не упустит выгодную ситуацию из-за ранее данных обещаний. Проблема недоверия смягчается в случае относительно стабильной диктатуры или при стремлении клептократа создать себе репутацию надежного партнера.

Модель «принципал-агент» также показывает, что коррупция негативно влияет на производительность. Согласно эмпирическим исследованиям на макроэкономическом уровне производительность капитала соответствует соотношению ВНП и общеэкономического совокупного основного капитала. Регрессивный анализ, применявшийся для определения зависимости между коррупцией и производительностью, выявил, что отсутствие коррупции позитив-

но воздействует на соотношение ВНП и основного капитала и повышает производительность.

Теоретический анализ свидетельствует о том, что инвесторы предпочитают свободные от коррупции страны и не доверяют коррупционным режимам. Коррупция препятствует росту. Распространенное мнение, что она устраняет препятствия для инвестиций, не подтверждается исследованиями, проведенными в рамках мо-дельно-теоретического анализа на основе двух стилизованных моделей коррупции с коррумпированными агентами и коррумпированными принципалами. Особенно сильно коррупция воздействует на импорт капитала из-за отсутствия правовых государственных традиций, подрывая их возможностью купить приговоры суда, притом что правительство не ограничено четкими законами. Этот вид коррупции в первую очередь затрагивает принципала. Кроме того, эмпирически доказано, что коррупции, особенно административной, сопутствует низкая производительность.

Реформы, направленные на искоренение коррупции, должны ориентироваться либо на повышение производительности страны, либо на привлечение иностранного капитала. При этом для реализации первой цели реформированию подвергается общественный сектор, а для осуществления второй - основное внимание уделяется выстраиванию правового государства.

В.И. Шабаева

2009.04.046. ХЕТЦЕР В. КАПИТУЛЯЦИЯ ПЕРЕД КОРРУПЦИЕЙ? HETZER W. Kapitulation vor der Korruption? // Aus Politik u. Zeitgeschichte. - Bonn, 2009. - N 3-4. - S. 6-13.

Советник генерального директора Европейского ведомства по борьбе с коррупцией отмечает, что коррумпирование относится к числу старейших и наиболее эффективных техник общественной, экономической и государственной самоорганизации. В политических дискуссиях понятие «коррупция» является одним из наиболее употребляемых. Некоторые утверждают, что в Германии даже руководители крупных концернов не только не выполняют свои обязанности по контролю над коррупцией, но и препятствуют стремлению к ее подавлению.

Коррупционные переплетения в обществе, экономике и политике воздействуют на государственное устройство, политические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.