Научная статья на тему 'Кластеры в современных концепциях формирования региональной экономической политики'

Кластеры в современных концепциях формирования региональной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Скоч А.В.

Академиком РАН Гранбергом А.Г. предложено классифицировать теории региональной экономики на теории развития региона, межрегиональных экономических отношений и размещения видов деятельности и населения1. Несмотря на определенную специфику предмета и объекта исследования каждой из этих составных частей теории региональной экономики, у них обязательно должны существовать точки пересечения. Одной из них является формирование межрегиональных и межотраслевых конкурентоспособных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластеры в современных концепциях формирования региональной экономической политики»

наш регион вперед летит...

кластеры в современных концепциях формирования региональной экономической политики

_Академиком РАН Гранбергом АГ. предложено классифицировать

_теории региональной экономики на теории развития региона,

_межрегиональных экономических отношений и размещения видов

деятельности и населения1. Несмотря на определенную специфику

_предмета и объекта исследования каждой из этих составных

частей теории региональной экономики, у них обязательно должны

_существовать точки пересечения. Одной из них является

формирование межрегиональных и межотраслевых конкурентоспособных кластеров.

СкочА.В.

депутат Госдумы РФ, член комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям

2

Кластеры, согласно М.Портеру , представляют собой сконцентрированные по географическому признаку группы промышленных компаний и связанных с ними организаций (финансовых, торговых, исследовательских и т.д.), характеризующихся общностью экономических интересов и взаимодополняющих друг друга. Для развитых кластеров характерно наличие и вертикальных (покупатель - продавец), и горизонтальных (общие потребители, технологии производства, каналы распространения товаров) связей. С учетом этого определения можно утверждать, что формирование конкурентоспособных кластеров:

- способствует развитию тех регионов, на территории которых они расположены;

- является критически важным условием углубления межрегиональной экономической интеграции;

- является катализатором размещения тех производств и объектов инфраструктуры, которые содействуют развитию кластера.

ское предпринимательство

<\> К О

к

К §

§ К

I

к 8

Таблица 1 Место кластерной политики в современных парадигмах регионального развития

Название парадигмы Суть парадигмы Место кластеров в парадигме

Регион как квазигосударство Регион представляет собой относительно В действительности российские регионы не являются обособленными подсистемами, обособленную подсистему национальной Нет возможности целенаправленного формирования кластеров в рамках экономики. Учитывает мировую региональной политики федерального центра. Конкурентоспособные кластеры могут тенденцию передачи на региональный появиться только в результате формирования прочных горизонтальных связей уровень все больших функций меязду регионами. Поскольку эффективное развитие межрегиональной интеграции и финансовых ресурсов. Межрегиональные без поддержки федерального центра маловероятно, кластеры не будут играть экономические взаимодействия существенной роли в реализации региональной политики осуществляются в рамках ассоциаций экономического взаимодействия

Регион как квазикорпорация Являющийся крупным субъектом экономической деятельности регион активно конкурирует с другими регионами, национальными и транснациональными корпорациями на рынках факторов производства, товаров и услуг В рамках этой парадигмы крупные регионы могут стать катализаторами развития межрегиональной интеграции и формирования конкурентоспособных кластеров. Есть риск попадания кластерообразующих предприятий из соседних более слабых регионов в подчиненное положение по отношению к предприятиям региона-инициатора создания кластера (возможно и их вытеснение из кластера менее эффективными предприятиями региона-инициатора)

Регион как рынок Исследуются особенности функционирования различных рынков внутри региональных границ Задача расширения границ рынков на основе развития межрегиональной интеграции в данном случае не ставится. Следовательно, перспективы создания есть только у внутрирегиональных кластеров

Регион как социум Ориентация на повышение качества жизни населения региона на основе воспроизводства образования, здравоохранения, культурных ценностей и окружающей природы Не уделяется должного внимания решению проблем развития региона и является достаточно пассивной. Предпосылки для реализации эффективной кластерной политики отсутствуют.

Поэтому теорию формирования кластеров можно рассматривать в качестве системного интегратора важнейших элементов общей теории региональной экономики, генетические корни которой можно найти в работах таких зарубежных исследователей, как А. Вебер, У. Изард, А.Леш, Э. Хэкшер, а также отечественных экономистов Н.Н. Колосовского, Г.М. Кржижановского, В.С. Немчинова и других.

В настоящее время развитие теории региональной экономики связано с проведением исследований по четырем ключевым направлениям (парадигмам), отмеченным А.Г. Гран-бергом .

Характерно, что рассмотренные парадигмы формирования регионов весьма слабо учитывают возможности стимулирования регионального развития путем разработки и реализации научно обоснованной региональной политики со стороны федерального центра. Между тем, в российских условиях особенно, его роль остается весьма сущест-_ венной.

_ Такая недооценка должна была бы перевести

проблему межрегиональной интеграции в плоскость согласования интересов между самими регионами, однако в действительности этого не происходит, поскольку на практике вопросами интеграции занимаются не только сами регионы, но и федеральное Министерство регионального развития, и институт полномочных представителей Президента

_ РФ в федеральных округах.

Это, в свою очередь, означает, что перечень концепций регионального развития, предс-_ тавленный в табл. 1, далеко не полон. Его целесообразно дополнить, по меньшей мере, парадигмой «регион как составная часть бо-

__лее крупного макрорегиона»,

астер имеет внутреннюю прототипом которого может

стать федеральный округ. В рамках такой парадигмы появляются широкие вози внешнее окружение можности для межрегио-__нальной интеграции, спосо-

дункционирования

бствующей сбалансированному развитию всех участвующих в интеграционных процессах регионов. Воспроизвести указанную парадигму можно лишь на основе оптимального сочетания сбалансированной региональной политики федерального центра с объективными потребностями в межрегиональной интеграции, осознанными на местах. Здесь создание конкурентоспособных межрегиональных кластеров является критически важным инструментом эффективной интеграции (в отличие от парадигм, рассмотренных в табл. 1, которые, по существу, ограничивают кластерную политику созданием кластеров внутри конкретных регионов) и неотъемлемой составной частью других отмеченных ранее направлений развития теории региональной экономики - размещение деятельности, пространственная организация экономики и межрегиональные взаимодействия. Создание кластеров следует рассматривать в качестве механизма реализации региональной политики, вписывающегося в концепцию «регион как составная часть более крупного макрорегиона». Процесс формирования кластеров может и должен стать катализатором межрегиональной интеграции.

1 Гранберг АГ. Основы региональной экономики. -

М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

2 ПортерМ. Конкуренция.., С. 207.

3 Гранберг АГ. Основы региональной экономики. -

М.: ГУ ВШЭ, 2000, С. 81.

для развитых кластеров

характерно наличие

и вертикальных, и горизонтальных связей

региональная экономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.