взаимодополняемость продукции, в сочетании с ее совместимостью и стандартизацией (реализация не отдельных продуктов, а их систем); - наличие положительных внешних эффектов в потреблении; - наличие высоких издержек переключения (с одного вида продукции на друой) и приверженности потребителей к брэнду; - значительная экономия на масштабах ввиду высоких издержек вхождения при очень низких предельных издержках
В-третьих, и в этой связи достаточно характерными становятся отраслевые оынки сетевой монополии, а также рынки олигополии с диффеоенцированным продуктом
Перечисленные изменения, претерпеваемые рынком в рамках «новой экономики» сказываются соответствующим образом на степени и масштабах государственного регулирования эволюции его форм и методов. Государства во все большей степени выполняют регулирующие функции, направленные на стимулирование решения важнейших, с точки зрения перспективы, научных и технологических проблем, и сдерживания тех процессов, которые могут иметь нежелательные последствия
Список использованных источников
1. Супян В.Б. Роль государства в американской экономике: теория и практика / США, Канада: экономика - политика - культура, 2001, №1
2. Шумпетер й. Капитализм, социализм и демократия - М. Экономика. 1995.
3. Шумпетер Й Теория экономического развития Пер. с нем./ Под общ. ред. А Г. Милейковского.- М. Прогресс, 1982.
4. Структурная и институциональная модернизация экономики России (секторальный анализ) / Рук. Куренков Ю.В - IV , ИМЭМО РАН, 2004.
SUMMARY
The article reviews the evolution of forms and methods of governmental regulation of innovation development. The problem of «market gaps» is appcached non-conventionally and evolutionally, and the problem of technological competition and of Pusiness activity motives of the innovating enterprener, as well as the prooiem of how to realce governmental innova\ion policy, are also studied. The author proves the existence of tne common point for the scientific paradigms present in innovat.on management thory This point is regarded as the unifying and objective concept of the current variant of market.
УДК 658.1:339
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Г А. Яшева
Легкая промышленность является значимой отраслью в народнохозяйственном комплексе Республики Беларусь, поскольку в отрасли производится более ЗС% непродовольственных товаоов народного потребления она занимает четвертое место (из 10 отраслей) по вкладу в промышленный потенциал страны.
Негативные последствия процесса глобализации в частности, обострение конкуренции на внутреннем ронке. привели к снижению конкурентоспособности продукции и предприятий легкой промышленности что подтверждается следующими фактами За период 1990 - 2004 гг удельный вес продукции отрасли в общем объеме промышленного производства снизился в 2,5 раза и сос~авил 6 9 %, увеличились остатки готовой продукции; загрузка производственных мощносте I снизилась в 2004 г. к уровню 1990 г. в среднем в 2 раза и составила по отдельным видам продукции (например обуви, тканям хлопчатобумажным) менее 50% объем
У О «ВГТУ» - 40 лет
93
балансовой прибыли и рентабельность продукции снизились, рентабельность продукции - составила в 20СИ г. 6,5% (по сравнению с 1990г. снизилась в 2,5 раза).
Состояние основных производственных фондов отрасли не позволяет производить конкурентоспособную продукцию, поскольку уровень их износа составил в 2004 году 60%. На техническое перевооружение необходимы инвестиции, однако собственных средств у предприятий не достаточно из-за низкой рентабельности или убыточности предприятий, получить льготный кредит в соответствии с Постановлением Совета Министров № 66В от 04.06.2004 г. проблематично вследствие жестких условий его выдачи а целевое Финансирование легкой промышленности из бюджета постоянно снижается.
Таким образом можно сделать вывод, что проводимая промониленн&я политика в отношении отрасли не способствует осуществлению технологической модернизации производства, снижению издержек; повышению качества сырья и конкурентоспособности продукции, защите отечественного производителя от незаконного ввоза товаров легкой промышленности на территорию Республики Беларусь, созданию условии внедрения прогрессивного оборудования и инноваций.
Анализ промышленной политики показал, что в большей степени используются административные, чем меры экономического стимулирования повышения конкурентоспособности предприятий отрасли, медленно проходят процессы приватизации, не используется потенциал местных институций и бизнес - структур в повышении конкурентоспособности предприятий, не достаточно стимулируется инновационная активность предприятий.
Из проведенного анализа следует вывод о том, что необходимы новые подходы к решению проблемы повышения конкурентоспособности предприятий отрасли. Таким новым подходом видится кластерный, который основан на совместных усилиях субъектов кластера - органов власти, субъектов бизнеса и институциональных структур
Кластерный подхсд был провозглашен ОЭСР в 1999 г. для стран-членов в рамках программы развития конкурентоспособности стран сообщества [1]. Как показывает опыт наиболее передовых стран, основным конкурентным преимуществом является инновационность в производстве. Кластерный подход направлен на повышение
Формальных и неформальных связей между с научно-исследовательскими учреждениями, кластера. Положительный опыт внедрения ряде страи Азии (Малайзия Сингапур, Южная Корея, Япония Китай, Индия), а также стпанах Латинской Америки Центра/,ьной Европы и Палестины.
Кластер представляет производственную систему территориально взаимосвязанных и комплементарных предприятий (включая спеииализированных поставщиков, в т.ч. услуг, производителей покупателей), которая связана вертикальными связями с общественными институтами и ооганами власти с целью повышения конкурентоспособности предприятий и регионов. Состав кластера в общем виде представлен на рис.1
уровня инновационности за счет субъектами, в первую о ередь которые становятся субъектами кластерной модели, отмечается в
Местные органы власти, налоговые администрации правительственные организации
Поставщики, производители продавцы
У<ниверситеты научно- исследовательские центры школы оизнеса, асооциаци1'
торгово-
2Шмы1,1лемные па-
ИНСТИТУЦИИ
Рисунок 1 - Состав кластера в общем виде
94
Вестник У О « ЗГТУ»
Источник, собственная разработка на основе [3]
Роль кластерного подхода в повышении конкурентоспособности предприятий состоит в следующем: во-первых, в использовании существующих конкурентных преимуществ в экономике региона (наличия доступных факторов производства): во-вторых 8 объединении различной экономической деятельности и различных видов предприятий путем создания новых структур (ассоциаций, хозяйственных товариществ и др.); в третьих, в некотором снижении транзакционных издержек субъектов кластеоа (благодаря неформальным связям в кластере); в четвертых в экономическом стимулировании субъектов кластера (предоставление субъектам налоговых льгот льготных кредитов и др.); в пятых, в активизации инноваций в кластере за счет совместной деятельности разноотраслевых фирм (в цепочке ценностей), научно-исследовательских и информационных организаций, взаимного учебного процесса и обмена информацией и создания новых комбинаций знании и навыков.
Изучение зарубежных источников информации позволило сделать вывод, что большинство прошлых исследований кластеров касается конкретных аспектов кластеров [2, 4, 5] или исследования кластеров определенного типа [8 9 10], или обзора прошлого опыта создания кластеров [1, 3, 6 7 11]. Дискуссионными в настоящее время являются следующие вопросы, построения кластеров; вь.бооа приоритетных кластеров для государственной поддержки: определения форм государственной поддержки в создании кластеров; формирования кластерной инсЬоаструктуры; разработки маркетингового информационного, финансового обеспечения создания кластеров Все это предопределило актуальность исследования
Таким образом, положительный опыт кластеризации зарубежных стран методологическая незавершенность исследований кластеров и пробпемы стоящие перед отраслью легкой промышленности подтвеождают актуальность разработки теоретико-методологических основ кластера с целью выработки механизма повышения конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Республики Беларусь Обозначенная цель исследования предопределила ряд вопросов, которые будут освещены в представленной статье:
1. Предпосылки создания кластеров в легкой промышленности °еспублики Беларусь
2 Идентификация кластеоов в регионе.
3. Анализ конкурентоспособности кластеров.
4. Построение потенциального кластера и выявление связей и конкурентных преимуществ.
5. Определение мер государственной поддержки кластеров
6. Формулирование зацач в области кластеризации в Республике Беларусь.
Исследование внешней среды позволило выявить следующие предпосылки
кластеров в лепкой промышленности Республики Бeл■dpvcь.
• обострение конкуренции;
• низкий уровень инновационной деятельности;
• сотрудничество между субъектами (по всей цепочке стоимости);
• наличие местных факторов производства - сырьевой базы, средств труда
специализированных учебных и исследовательских заведений:
• локализация субъектов кластера на одкой территории.
2 проблема методологического исследования - идентификация кластеров
Она производилась на основе анализа статистической информации по промышленному производству Витебской области а также на оснсзе качественного интервью главных специалистов Витебского областного исполнительного комитета и комитета по предпринимательству, Витебского областного управления статистики В результате исследования в Зитебской области было выявлено 3 потенциальных кластера производителей товаров легкой промышленности - обувной швейньи кластеры и кластер льна.
3 проблема - Анализ конкурентоспособности кластеров
У О «ВГГУ» - 40 лет
95
Исследование потенциальной конкурентоспособности кластеров необходимо для выбора приоритетных кластеров для государственной поддержки их создания и развития. В качестве показателей оценки перспективности кластера поедлагаем следующие: доля кластера в объеме промышленного производства региона производительность труда и число поставщиков и покупателей. Кластерный анализ по состоянию на 1.01. 2005 г. выявил перспективный кластер для Витебского региона - кластер льна который получил максимальную комплексную оценку по предложенным критериям - 2 82 (швейный -1 71; обувной - 0,36)
4 проблема - Построение потенциального кластера и выявление связей и конкурентных поеимуществ.
Построение кластера льна проводилось на основе качественного интервью главных специалистов и руководителей управления текстильной промышленности
концерна Беллегпром" руководителей и специалистов РУПТП «Оршанский льнокомбинат», Минсельхозпрод Белагросервис £го структура представлена на рис. 2
Центральным субъектом потенциального кластера льна Республики Беларусь является РУПТП «Оршанский льнокомбинат». Это крупнейшее в республике текстильное предприятие по производству льняных тканей бытового и производственного назначения. на его долю приходится "1 /3 тканей вырабатываемых текстильными предприятиями отрасли. Комбинат имеет тесные связи с поставщиками сырья (20 льнозаводов в Витебской области), которые 8 свою очередь связаны с льносеющими хозяйствами области. РУПТП «Оршанским льнокомбинат» имеет большое количество крупных корпоративных покупателей в Витебской области - ОАО «Витебские ковры», ОАО «Чаровница» ТД «Двина», ОАО «Витебский универмаг» и др.
Кластер льна отличается наиболее обширными горизонтальными связями по всей цепочке ценностей. На Рис. 1 показаны уровни переработки сырья в готовую продукцию - их всего 6 уровней. Такая глубокая переработка сырья в одной локальной местности - Витебской области создает субъектам кластера ояд следующих конкурентных преимуществ.
повышение конкурентоспособности по цене за счет доступности факторов производства снижении трачзакционных издержек, получения льгот по налогам кредиту
повышение конкурентоспособности продуктов пеоеработки льна по качеству за счет концентрации внимания на ключевых факторах (дизайн продукта исследования, разработка), за счет научно-технического сотрудничества в кпагтепе на всех этапах процесса производства' выращивание льна заготовка переработка льна, прядение, ткачество, изготовление швейных, трикотажных и ковровых изделий.
5 проблема - Определение мер государственной поддержки кластеров
Реализация этих конкурентных преимуществ возможна только при наличии помощи со стороны субъектов кластерной инфраструктуры - институций и местных органов государственного управления Дискуссионным в настоящее время является вопрос о форме государственной поддержки в создании кластеров. Опыт зарубежных стран свидетельствует о наличии такой поддержки со стороны государства в форме обучения, переподготовки субъектов бизнеса и власти создания научных центров предоставления экономических стимулов для членов кластера. В этих целях создаются различные правительственные учреждения вокруг кластеров (департаменты, агентства, комиссии по кластерам) [2, 5 7, 9], а также объединения предпринимателей в форме промышленных ассоциаций. Мировой опыт показывает, что значительную роль в развитии кластеров оказывают различные промышленные ассоциации
96
Вестник У О «ВГТУ»
§
I
I
■и
а> ч
«о
>«4
Концерн Беллегшюлг
Ьелагро-сервис
Мврселъхоз-ОРОД
УО "ВГТУ"
Сортовой фонд
Удобрения Пестициды
II
Лен
Льноволокно
III
Химические волокна
Льняная пряжа
IV
Веревки, шпагат
Льняные и
адашаныеднш
Льняное маеде
V
№
л
1 В
и КР
*
Деловая ассоциация
РУПБелНИИ льна
Оборудование для культивирования льна
IV
Трикотажные изделия
Ковры и ковровые изделия
Рисунок 2 - Кластер льна Витебской области
Используя зарубежный опыт в целях повышения конкурентоспособности кластера льна, предлагается создать промышленную ассоциацию производителей и переработчиков льна, в которую должны войти льносеющие предприятия льнозаводы Витебской области, РУПТП «Оршанский льнокомбинат», УО «ВГТУ», РУП Белорусский НИИ льна, Минсельхозпрод Белагросервис, концерн "Беллегпром".
Рекомендуемые функции Промышленной ассоциации льна
• представление интересов субъектов кластера в органах государственного управления для лоббирования законодательства в отношении например, увеличения импортных таможенных пошлин и налогов на продажу импортных товаров введения квот на ввоз конкурирующих товаров отмены установления принудительного ассортимента торговлей и др.
• проведение научных исследований по совершенствованию технологии продукции, дизайна
• помощь в проведении рестоуктуризации предприятий кластера:
• оказание консультационных, информационных, юридических услуг
• содействие внедрению международных стандартов серии ИСО Э000- 14000;
• проведение обучающих семинаров для субъектов кластера.
• Создание промышленной ассоциации льна вызывает необходимость совершенствования правовой базы по формированию учредительных документов промышленной ассоциации, определению взаимоотношений между субъектами кластера и других юридических вопросов.
6 проблема - Формулирование задач в области кластеризации в Республике Беларусь
Обоснование конкурентных преимуществ кластера льна вызвало необходимость разработки поактических рекомендаций по его созданию По мнению зарубежных исследователей инициаторами создания кластеров должны выступать все субъекты кластера - поавительство, институции и представители бизнеса.
Для правительственных органов государственного управления и предприятии Республики Беларусь предстоит большая работа по изучению зарубежного опыта кластеризации и адаптации накопленных знаний применительно к реалиям своей страны Полагаем что с учетом значимости кластеров для повышения конкурентоспособности предприятий и регионов основными задачами процесса кластеризации в Беларуси, стоящими перед органами государственного управления, должны быть следующие-
1. Подготовка представителей власти, деловых кругов и общественных институтов посредством проведения семинаров и тоенингов с целью развития кластерных инициатив.
2. Создание при Министерстве экономики Республики Беларусь комиссии по кластерам которой рекомендуется осуществлять взаимодействие с правительством республиканскими и местными органами упразления по вопросам разработки законодательной базы кластеров; сбор информации о деятельности кластеров: оценку конкурентоспособности кластеров и его субъектов.
3. Создание в регионах промышленных ассоциаций способствующих развитию кластеров.
4. Совершенствование законодательства в направлении предоставления экономических стимулов субъектам кластера на местном уровне.
условием успешного развития кластерных структур является во-пеовых, инициатива самих предпринимателей во-вторых, сотрудничество предпринимателей с органами государственного управления В целях развития инициативы, необходимо применять такие меры как образование предпринимателей и менеджеоов изменение отношения граждан к частной сооственности от отрицательного к положительному гармонизацию социальных, экономических и политических отношений в обществе
Вестник УО «ВГТУ»
Сотрудничество предпринимателей с органами государственного управления может осуществляться в следующих формах:
• совместная организация курсов по переподготовке и повышению квалификаиии менеджеров по вопросам законодательства менеджмента, маркетинга, конкурентоспособности
• постоянное взаимодействие с правительственными структурами и местными учреждениями в разработке законодательных норм и их изменения, направленное на стимулирование инноваций расширение экспорта продукции кнастера;
• организация внутри кластеров промышленных ассоциаций в приоритетных отраслях;
• сотрудничество с исследовательскими организациями (в том числе с академической наукой) по вопросам разработки новых технологий, дизайна и др
• спонсирование специальных исследовательских центров, центров дизайна и моды в университетах;
• совместное инвестирование в создание общей специализированной инфраструктуры кластера
Таким образом, выявленные конкурентные преимущества кластерного подхода и сформулированные задачи в области кластеризации, стоящие перед правительством и субъектами бизнеса^* позволят создать условия для повышения конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Беларуси.
Список использованных источников
I. Summary report of the focus group on clusters Theo J A. Roelardt S> Pirn den Hertog OECD cocus Group on industrial clusters The Hague/Utrecht, May 1998 Режим доступа: http:Vwww.oecd org,'d?f/coroorate.
2 lden+ification of experiences for the Exchange Fair of the World Congress on Ter tonal Development Gnd of presentation: Organisat.on for Economic Cooperation and Development. - Режим доступа: http://www.oecd.org/daf'corporate. 3. Войнаренко М.П. Кластерные технологии в системе развития предпринимательства, интеграции и привлечения инвестиций // RFGIONAL FORUM "Social Asoects and Financing of Industrial Restructuring" 26 and 27 November 2003 Moscow Russian Federation Topic 6. Regional dimens>on of industrial restructuring. 5. 4.Khalid Naav Facing the new competition. Bus'ness associations in developing country industrial clusters. Institute of Development Studies, Brighton. - Режим доступа http://www.rr:.wvu.3du^/VebBook/Norton/nortonupdate/neoi:ows1.htm.
6 Портер M Конкуренция. . Пер с англ М : Издательский дом «Вильяме», 2002 -496с.
7 Dragos Pisiary. Prospects and chal!endes for cluster development - possioilities for implementing the cluster model in Romania \ OECD LEED Conference, Timisoara 24 may 2004. - Режим доступа: http^/www.oecd org/daf/corc.orate.
8 Soko'enko S. East - West Cluster Conference. 28-31 Octooer 2002, Udine, G-ado. Cluster development in Ukraine. Experience and perspectives - Режим доступа: http://wv\w oeco.org/daf/corporate.
9. Rainer Land, Prof Dr. Martin Rosenfeld Cluster von unten. - Режим flocTyna:http://www.thueneninsttut.de/Pub!ikationen/Rainer
10. Identification of clusters in Switzerland Analysis / Marc Tiri, Rachei Moreau, Ludo Peeters. ITEO, Limburg University Belgium. Presentation and interpretation of first results. OECD cluster focus group workshop May 8, 2000. - Режим доступа: httpv/www.oecd.org/daf/corporate.
II. Dr E. Giese Studien zur Wir+schaftsgeographie Evolutionary development of regional production clusters A case study of tne pacKaging machinery industry in Germany. Режим доступа: htto://ww/v uni-giessen.de/mossig/Standort.
УО «ВГТУ» - 40 лет
99
12. Local Economic and Employment Development (LEED). Clusters in transition economies - progress report Note by the Secretariat It is submitted to the Committee for information and comments at its 40th Session on 20-21 June 2002. -Режим доступа: http://www.oecd.oig/uaf/corporate.
SUMMARY
In clause the methodological questions of increase of competitiveness of the enterprises of a light industry on a basis of the cluster approach are considered The offered mechanism of creation clusters tested on an example flax cluster of Vitebsk area. With the purposes of realization of the offered mechanism the tasks in area cluster the approach in Byelorussia and measure of state support clusters are formulated
УДК 338.22(476)
О РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-РЕГУЛИРУЕМОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ М.Н. Семенов, В.В. Скворцов
Анализ практической деятельности предпринимателей различных форм собственности и идеологии их мышления показывает,^ что стремление многих предпринимателей к полной либерализации рыночных отношений противоречит социальной справедливости. Недооценка важности государственного регулирования рыночной экономики недопустима. При этом формы и методы регулирования (хозяйственный механизм) должны определяться с учетом достигнутого уровня развития производительных сил системы производственных отношений и национальных особенностей.
Участие государства в регулировании рыночных процессов во всех странах -обязательное условие. Но при этом, экономика должна сохранять рыночное основание, которое придает соответственную организованность общественному воспроизводству.
Рыночная экономика - это выбор и основанная на нем свобода предпринимательства. Государство - это принуждение, ограничивающее свободу выбора. Свобода выбора всегда воспринимается как высшая ценность, а принуждение - как отрицание Но общество устроено таким образом, что поинуждение в известной мере является условием свободы. Так, правила дорожного движения принуждают ездить по правой стороне и останавливаться на красный свет. В тоже время такое принуждение расширяет свободу людей, поскольку создает условия для безопасного движения по дороге. Эта аналогия поигодма для объяснения отношения свободы - принуждения в рыночной экономике Рынок свободный от какого бы то ни было вмешательства государства, может быть только абстракцией. Экономическая же реальность такова, что рынок играет в ней не всеобъемлющую роль, и его функционирование необходимо дополняется определенной деятельностью государства
Современная социально-регупируемая рыночная экономика развитых стран формировалась десятилетиями. В Беларуси она находится на этапе своего становления. В плане формирования оптимально-рационального механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности необходимо понять, какое экономическое содержание вкладывает современная теория в понятия «рынок» «рыночная экономика» и «социально-регулируемая рыночная экономика»
Вестник У О «ВПУ»