УДК [37.014:008] (470.344)
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ И КУЛЬТУРЕ: ОПЫТ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
CLUSTER APPROACH IN EDUCATIONAND CULTURE: EXPERIENCE OF THE CITY OF CHEBOKSARY
А. Л. Салаева A. L. Salaeva
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Данная статья посвящена анализу положительного опыта применения кластерного подхода в управлении культурно-образовательной сферой города Чебоксары. Автор рассматривает различные виды уже существующих кластеров, принципы, лежащие в основе их функционирования, маршруты взаимодействия между субъектами, особенности организационного оформления. Автор делает вывод о возможности аккумулировать и эффективно использовать значительные материальные и людские ресурсы в рамках культурно-образовательного кластера, повысить эффективность работы каждого участника кластера в отдельности и обеспечить синергетический эффект.
Abstract. The article analyzes the positive experience of the city of Cheboksary in application of the cluster approach in the management of the educational and cultural spheres. The author examines different types of clusters existing in the city, the principles of their operation, the ways of interaction between the actors, some specific features of organizing. The author comes to the conclusion that it is possible to accumulate and effectively use significant financial and human resources within cultural and educational cluster, and to increase the efficiency of each member of the cluster and provide a synergistic effect.
Ключевые слова: кластер, культурно-образовательный кластер, кластерный подход в образовании и культуре, Чебоксары.
Keywords: cluster, cultural and educational cluster, cluster approach in education and culture, Cheboksary city.
Актуальность исследуемой проблемы. В условиях экономической нестабильности и снижения бюджетного финансирования сферы образования и культуры перед российскими регионами и муниципальными образованиями остро стоит проблема эффективного управления сферой образования и культуры. Регионы обязаны обеспечить не только сохранение, но и повышение доступности и качества образовательных услуг, расширение спектра образовательных и культурных возможностей для каждого гражданина [3]. Применение кластерного подхода к решению данной задачи позволяет эффективно использовать финансовые, материальные и людские ресурсы и обеспечить устойчивое развитие культурно-образовательного пространства региона, города, сельского поселения.
Материал и методика исследований. В процессе исследования был осуществлен сравнительный анализ различных моделей взаимодействия образовательных учреждений
и учреждений культуры и спорта в рамках фактически существующих в городе Чебоксары кластеров. На основе анализа планируется разработка рекомендаций по более широкому использованию данного опыта в г. Чебоксары и Чувашской Республике.
Результаты исследований и их обсуждение. Преимущества кластерного подхода в решении насущных социальных и экономических проблем многократно и подробно описаны в научной литературе. Выявление и стимулирование развития различных кластеров рассматривается как приоритетное направление в программных документах Правительства РФ, в том числе, например, в Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [7]. «Одним из аспектов общей стратегической задачи является внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования общеобразовательных школ» [5]. Целью данной статьи является поиск эффективных моделей применения кластерного подхода в управлении культурно-образовательной сферой региона, города, муниципального образования. На основе изученного опыта в дальнейшем предполагается разработка практических рекомендаций по внедрению кластерного подхода в управление культурно-образовательным пространством города Чебоксары и по организационному оформлению образовательного кластера. Выбор примеров для рассмотрения опыта обусловлен разнообразием опробованных моделей создания культурно-образовательных кластеров.
Не углубляясь в теоретические аспекты рассмотрения сущности кластера и кластерного подхода, в данной статье мы оперируем понятием «кластер» как совокупностью неких субъектов, находящихся на одной территории, объединенных договорными отношениями для достижения общей цели и решения общих задач [6].
Необходимо отметить один из важных аспектов в рассмотрении возможностей использования кластерного подхода в управлении культурно-образовательным пространством города. И. Я. Мурзина указывает на противоречивость в существовании культурно-образовательного пространства, которая состоит в том, что «в сознании отдельного человека оно воспринимается как целостное, а организационно и институционально присутствует как дискретное, в котором учреждения слабо связаны между собой» [8]. Преодоление до максимально возможной степени этой дискретности через сетевое взаимодействие и активное задействование потенциала кластерного подхода является одной из самых актуальных управленческих задач для администрации города Чебоксары.
Культурно-образовательное пространство города Чебоксары представлено следующими учреждениями: 64 общеобразовательные школы (в том числе 5 гимназий, 4 лицея и 12 школ с углубленным изучением отдельных предметов), 14 учреждений дополнительного образования детей (в том числе 3 детских оздоровительных лагеря), 7 учреждений куль-турно-досуговой сферы, 14 библиотек (включенных в Центральную библиотечную систему города), 3 парка. Необходимо отметить, что, поскольку город Чебоксары является региональным центром, культурно-образовательное пространство города интегрировано в более крупное культурно-образовательное пространство: в городе находятся учебные заведения федерального подчинения, музеи, библиотека и другие учреждения культуры регионального подчинения, успешно сотрудничающие с учреждениями культуры и образования, находящимися в непосредственном ведении городской администрации.
Для достижения перманентного состояния устойчивого развития культурно-образовательного пространства города необходим поиск новых форм взаимодействия сфер образования и культуры, направленных на развитие человеческого потенциала города, стимулирование инновационной деятельности учреждений культуры и образова-
ния, создание и реализацию совместных проектов, максимальное задействование имеющихся в городе материальных, финансовых, человеческих ресурсов и порождение синер-гетического эффекта. В фокусе культурно-образовательных кластеров должен находиться обучающийся с его конкретными образовательными и культурными потребностями и индивидуальной образовательной траекторией. Максимальное разнообразие возможностей для построения такой траектории может быть обеспечено лишь в рамках единого культурно-образовательного пространства, сознательно и планомерно формируемого сообществом заинтересованных игроков при координирующей роли соответствующих структур администрации города.
Актуальность применения кластерного подхода к управлению культурно-образовательным пространством города обусловлена еще и введением ФГОС. Ключевая идея стандартов второго поколения заключается в определении новых образовательных результатов, не только предметных, но и метапредметных и личностных (компетентност-ных). Таким образом, популярный призыв к интеграции общего и дополнительного образования детей - это не прихоть, а условие достижения новых образовательных результатов. Интеграция общего и дополнительного образования позволяет сформировать благоприятное пространство для самореализации личности, выбора индивидуальных образовательных траекторий, жизненного и профессионального самоопределения, развития разносторонних способностей [4]. Интеграция культурной (в широком понимании, включая физическую культуру человека) и образовательной сфер расширяет зону развития обучающихся, зону их мотивации. По словам директора Федерального института развития образования А. Г. Асмолова, «дополнительное образование - сквозной ведущий механизм развития мотивации личности» [1, 26].
Сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования, учреждений культуры и спорта в рамках единого кластера позволяет оптимизировать ресурсы социума и образовательных учреждений [2].
В настоящее время в городе Чебоксары фактически существуют несколько культурно-образовательных кластеров, рождение которых в большинстве случаев было обусловлено необходимостью решать актуальные задачи дополнительного образования детей в реализации идеи школы полного дня. Данные кластеры появились естественным образом на основе территориальной близости и уже имеющегося опыта сотрудничества общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей. Так, например, нахождение под одной крышей МОУ «СОШ № 27» и МАОУ ДОД «Чебоксарская детская школа искусств № 2» обусловило появление программ дополнительного образования для начальной школы; а в МБОУ «СОШ № 54» с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары «Школа искусств» функционирует как отдельное структурное подразделение, на занятия в школу искусств приходят не только ученики МБОУ «СОШ № 54», но и учащиеся школ всего микрорайона. Успешный опыт сотрудничества имеется у МАОУ «Лицей № 3» и МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Московского района города Чебоксары, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Для того чтобы расширить возможности выбора индивидуальной образовательной траектории своих учеников, лицей обратился за содействием к Дому творчества, в результате чего в расписании лицея появились элективные курсы, проводимые под руководством педагогов Дома творчества, оплата труда педагогов осуществляется за счет внебюджетных средств лицея. Часть занятий проходит на территории школы, другая часть - в здании Дома творчества. Кроме того, по подобной схеме осуществляется сотрудничество со спортивными ассоциация-
ми, в результате чего у учеников появилась возможность посещать спортивные секции, находящиеся в стенах школы, и заниматься спортом под руководством титулованных спортсменов.
В спортивно-оздоровительном направлении сложилась модель интеграции общего и дополнительного образования и результативная практика партнерства в МБОУ «СОШ № 38». Начало было положено в 1983 году, именно тогда началось сотрудничество школы с РГУ ДОД «СДЮСШОР № 9 по плаванию». И это сотрудничество в большей степени решало задачи повышения конкурентоспособности школы, обретения ею своего собственного «лица» с ориентацией на здоровьесбережение учащихся [10].
Со временем под влиянием нескольких объективных факторов - усложнения социального (родительского) заказа и усиления его неоднородности, невозможности посещения учреждений дополнительного образования учащимися из-за удаленности их от микрорайона проживания, необходимости вовлечения детей из семей группы риска во внеурочную деятельность, введения 3-го часа физкультуры при отсутствии достаточной материальной базы, организации внеурочной деятельности и учета личностных образовательных результатов в рамках введения ФГОС - у школы появились новые задачи. Необходимость решения этих задач укрепила руководство школы в мысли, что интеграция общего и дополнительного образования - это проект, который должен получить дальнейшее развитие в школе, и охват учащихся данным проектом должен возрасти. Сотрудничество школы с различными спортивными учреждениями города и республики значительно расширилось: с 2011 года начались партнерские отношения с МОУ ДОД «ДЮСШ по игровым видам спорта "Спартак"» и МОУ ДОД «ДЮСШ по видам единоборств им. В. Соколова»; в 2012 году к партнерству были привлечены ДЮСШ «Энергия» (Городской шахматно-шашечный клуб) и МБОУ ДОД «ДЮСШ по баскетболу им. В. И. Грекова»; а в 2014 году - МБОУ ДОД «ДЮСШ "Спартак"» г. Чебоксары (спортивная аэробика) [10].
Школой используются различные формы сотрудничества. Так, по спортивному и оздоровительному плаванию, аэробике на сформированные группы в штате УДОД выделены дополнительные ставки тренеров, занятия ведутся на базе спортивной школы. По карате, баскетболу и шахматам также выделены ставки тренеров в штате УДОД, однако занятия ведутся на базе школы. Фигурное катание входит в дополнительные платные услуги, предоставляемые школой на базе УДОД и школы. Плавание в качестве третьего часа физкультуры проходит на базе УДОД, но входит в основное расписание школы.
С момента организации широкого партнерства со спортивными учреждениями условия организации учебно-воспитательного процесса в школе претерпели изменения:
- утверждено гибкое расписание учебного дня (чередование учебных занятий в школе со спортивными тренировками);
- введена модель «школы полного дня» в 1-4 классах;
- обеспечена 100 %-я вовлеченность в систему дополнительного образования учащихся 1-4 классов;
расширены функции классного руководителя в рамках реализации интеграции общего и дополнительного образования (сопровождение, учет, мониторинг, анализ);
- организовано трехразовое питание в школьной столовой [10].
Важным фактором эффективности является то, что в деятельности кластера происходит консолидация ресурсов, общая материальная база позволяет всем участникам обра-
зовательного процесса (детям, родителям, педагогам) пользоваться оборудованием, площадями, консультационной помощью и другими ресурсами, которых нет в их отдельном учреждении [9].
В городе Чебоксары имеется немало других примеров плодотворного сотрудничества общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования детей (в том числе спортивными школами), однако приходится с сожалением констатировать недостаточное взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями культуры. С целью определить возможные варианты сотрудничества 19 декабря 2014 года городской администрацией совместно с Чувашским государственным педагогическим университетом им. И. Я. Яковлева и Чебоксарским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации была организована научно-практическая конференция «Кластерный подход в управлении культурно-образовательным пространством города». Конференция была призвана собрать накопленный учреждениями культуры и образования опыт сотрудничества в различных проектах и определить дальнейшие перспективы взаимодействия в деле решения практических задач культуры и образования и формирования единого культурно-образовательного пространства города. Участники конференции высказались за введение в постоянную практику рассмотрение лучшего опыта города Чебоксары и других российских регионов в области применения кластерного подхода и межведомственного взаимодействия в вопросах организации дополнительного образования детей. Кроме того, участники конференции предложили разработать типовой пакет документов для осуществления межведомственного и сетевого взаимодействия, поскольку учреждения дополнительного образования сталкиваются с большими проблемами нормативного характера и организационного оформления культурно-образовательных кластеров.
Резюме. Стратегической задачей страны в целом и каждого региона, города, муниципального образования в отдельности является повышение доступности и качества образования.
На сегодняшний день культурно-образовательное пространство города Чебоксары при всем многообразии заинтересованных сторон, участвующих в его развитии, представляет собой целостную, логически выстроенную картину. Идеей, связывающей многообразие культурно-образовательной сферы города, является миссия, возложенная на нее: стать инструментом социально-экономического развития города. Выбранная администрацией города стратегия - от качества образования и уровня культуры к качеству жизни - в ее практическом преломлении означает, что образовательные учреждения города не должны быть частью хаотичной мозаики, где каждый фрагмент, хотя и красив, но создан только для самого себя. Достижение этих результатов возможно при качественно новом уровне планирования и управления процессами развития культурно-образовательного пространства города как единой системы, комплексно выполняющей поставленные задачи.
Нами рассмотрено несколько эффективных моделей применения кластерного подхода к решению стратегической задачи повышения доступности и качества образования, созданных и опробованных в городе Чебоксары. Создание культурно-спортивно-образовательного кластера, центром которого является общеобразовательная школа, подробно рассмотрено на примере средней общеобразовательной школы № 38 г. Чебоксары, на базе которой на сегодняшний день созданы уникальные возможности для занятий спортом и физической культурой и планируется расширение других услуг дополнительного образования. Вместе участники данного кластера составили единую образовательную систему, на практике реализующую концепцию укрепления здоровья детей и организации их культурно-досуговой деятельности. Данная модель требует сложного органи-
зационного оформления, однако дает значительный социальный эффект: развитие социального партнерства; получение качественно новых результатов образования, основанных на непрерывном развитии ребенка; укрепление здоровья учащихся и возможность использовать для этого материальную базу нескольких спортивных учреждений.
В статье также представлен опыт взаимодействия других школ города Чебоксары с учреждениями дополнительного образования детей и с учреждениями культуры.
Опыт города Чебоксары по созданию культурно-образовательных кластеров, описанный в данной статье, может быть рекомендован к применению в Чувашской Республике и других российских регионах. В настоящее время в г. Чебоксары идет процесс дальнейшего активного формирования сетевого взаимодействия различных образовательных, спортивных и культурных учреждений, которое вполне может быть оформлено организационно в виде кластера. Подобное организационное оформление с учетом описанного выше опыта позволит увеличить эффективность реализации совместных проектов и оперативно решать многие организационные вопросы.
Как следует из вышесказанного, культурно-образовательный кластер - это гибкая и мобильная структура, внутри которого может быть различное сочетание маршрутов взаимодействия. На сегодняшний день в городе Чебоксары накоплен значительный опыт в создании образовательных, культурно-образовательных, социально-культурно-образовательных кластеров. Применение кластерного подхода позволяет аккумулировать и эффективно использовать значительные материальные и людские ресурсы, повышая эффективность работы каждого участника кластера в отдельности и обеспечивая синергети-ческий эффект. С точки зрения спектра возможных вариантов реализации кластерный подход неисчерпаем и очень интересен. Добровольность, практическая направленность и целесообразность - принципы, лежащие в основе образования и функционирования кластера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов, А. Г. Выступление на Всероссийской конференции «Дополнительное образование детей» (Москва, 3-4 декабря 2013 года) [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов. - Режим доступа : http: //www.eseur. ru/F iles/Sbornik_Vsero ssiyskoy_konferen22181.pdf
2. Библиотека им. А. М. Горького стала частью инновационного культурно-образовательного кластера. TIA: 16 июня 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.tvernews.ru/news/181431/
3. Горшнева, О. В. Кластеры: сущность, виды, принципы организации и создания в регионах // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. - № 4. - С. 132-136.
4. Деменчук, П. Ю. Образовательный кластер как институциональная система интеграции образования [Электронный ресурс] / П. Ю. Деменчук // Интеграция образования. - 2013. - № 4. - Режим доступа : http://cyberleninka.rU/article/n/obrazovatelnyy-klaster-kak-institutsionalnaya-sistema-integratsii-obrazovaniya
5. Иванов, А. С. Опорные признаки реструктуризации и их применение для разработки проекта реструктуризации сети общеобразовательных учреждений / А. С. Иванов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 4 (80). Ч. 1. - С. 63-66.
6. Концепция проектирования социально--культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012-2017 годы (Утв. постановл. правительства Белгородской обл. от 21 нояб. 2011 г. № 423-пп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req= doc;base=RLAW404;n=39970
7. Концепция стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/194365/
8. Мурзина, И. Я. Концепция развития регионального культурно-образовательного пространства [Электронный ресурс] / И. Я. Мурзина // Человек в мире культуры. - 2013. - № 3. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvitiya-regionalnogo-kulturno-obrazovatelnogo-prostranstva#ixzz3LxfJUUe0
9. Скорнякова, Э. Р. Управление современной школой на примере создания образовательного кластера [Электронный ресурс] / Э. Р. Скорнякова. - Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/619066/
10. Чернова Н. А. Опыт и перспективы интеграции общего и дополнительного образования / Н. А. Чернова // Кластерный подход к управлению культурно-образовательным пространством города : материалы научно-практической конференции. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2014. - 96 с.