Научная статья на тему 'Кластерный подход в инновационном развитии машиностроительного комплекса: модели оценки эффективности'

Кластерный подход в инновационном развитии машиностроительного комплекса: модели оценки эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATION CLUSTER / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ / ORGANIZATIONAL INNOVATION / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION EFFECTIVENESS ASSESSMENT / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС / INTERINDUSTRY BALANCE / МНОГОФАКТОРНЫЕ РЕГРЕССИОННЫЕ МОДЕЛИ / MULTIFACTOR REGRESSION MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулый И., Маклахов А.

В статье предлагаются различные модели оценки инновационных кластеров: расчет синергетических эффектов, построение регионального межотраслевого баланса, регрессионные модели инновационного развития, сбалансированная система показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors suggest different models of innovation clusters assessment such as calculation of synergy effects, working out of regional interindustry balance, regression models of innovation development, balanced scorecard

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в инновационном развитии машиностроительного комплекса: модели оценки эффективности»

Гулый И.М.

ст. преподаватель кафедры экономики и менеджмента Вологодский государственный технический университет [email protected]

Маклахов А.В.

канд. экон. наук, начальник управления промышленности и мониторинга, заместитель начальника Департамента строительства, промышленности и энергетики Правительства Вологодской области

«кусты» инноваций

кластерный подход в инновационном развитии машиностроительного комплекса:

модели оценки эффективности

Сегодня актуальным становится вопрос стимулирования перехода российских машиностроительных предприятий на инновационный путь развития. Этого можно добиться с помощью создания перспективных институциональных форм, одной из которых является кластер как разновидность организационно-управленческих нововведений.

Для осмысления сущности исследуемой в статье категории организационно-управленческих новшеств, а также инновационных кластеров как их особых разновидностей, обратимся к официальным справочным материалам [3]. Подтверждением принадлежности кластерной формы интеграции к указанному типу новшеств служит их присутствие среди основных разновидностей инноваций, учитываемых российской статистикой, в частности, такой разновидности организационных инноваций1, как «реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих видов кооперационных связей с потре-

бителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями». То есть кластер является частным случаем особой категории организационно-управленческих инноваций. В этой связи, в дальнейшем рассматривается особая категория инновационно-производственных кластеров, отличительной чертой

1 В литературе часто употребляются понятия «организационные инновации», «организационно-управленческие инновации». В дальнейшем мы будем использовать термин «организационно-управленческие инновации», считая оба перечисленных термина тождественными.

которых, на наш взгляд, является то, что они выпускают принципиально новые, либо усовершенствованные продукты, при производстве которых применяются новые (усовершенствованные) технологические процессы.

В качестве объекта изучения рассматривается выделенный по отраслевому и территориальному принципу машиностроительный кластер Вологодской области. Он представляет собой региональную концентрацию предприятий машиностроения и металлообработки, которые имеют стабильную сеть развитых местных поставщиков2, смежных компаний и поддерживающих отраслей3, объединенных общими стратегическими приоритетами, конкурирующих, но, вместе с тем и сотрудничающих друг с другом. Это помогает извлекать выгоды синергии из совместного расположения посредством коллективных инноваций, согласованности, развитой кооперации, интеграции в единую информационную среду4.

Важно учесть и то обстоятельство, что, если каждый из участников не будет убежден в собственной частной выгоде и в справедливости распределения общего эффекта, образование кластера не состоится, а если это и произойдет, то его

2 В частности, предприятий областной металлургии).

3 Вместе с элементами своей инновационной инфраструктуры.

4 Подробное обоснование возможности организации предприятий регионального машиностроения в производственный кластер рассмотрено в (1).

функционирование не будет долговременным по причине неудовлетворения интересов участников, создающих общую устойчивость. Поэтому важно доказательно подтвердить тот факт, что сотрудничество различных элементов в рамках кластера будет являться выгодным, то есть экономически эффективным, и принесет в обозримом будущем предсказуемый положительный результат.

Основываясь на изучении базовых положений кластерной теории, предлагаются следующие инструменты оценки экономической эффективности инновационно-производственного кластера:

1. Модели измерения синергети-ческого и интеграционного эффектов.

2. Корреляционно-регрессионные экономико-математические модели.

3. Количественные модели комплексной оценки эффективности стратегических мероприятий (сбалансированная система показателей - BSC);

4. Использование таблиц «затраты/ выпуск» (построение регионального межотраслевого баланса). Синергетический эффект машиностроительного кластера проявляется при условии:

а) повышения эффективности системы поставок сырья, материалов и комплектующих;

б) доступности специализированного сервиса (например, посредством применения механизмов аутсорсинга и субконтрактации в отношениях со смежниками),

в) повышения технологического уровня за счет доступа к отраслевой сети трансфера технологий;

Рис. 1. Эффект масштаба машиностроительного комплекса Вологодской области на основе ретроспективных данных за 2000-2008 гг.

г) широких возможностей для совместного проведения НИОКР;

д) использования общих объектов инновационной инфраструктуры и др.

Представляется возможным измерить синергетический эффект количественно, прежде всего, благодаря наличию статистической базы. В рамках статьи представлены результаты стоимостной оценки такой разновидности исследуемой группы эффектов, как эффект от масштаба.

Для расчета эффекта от масштаба необходимо оценить соотношение темпов изменения объемов реализации и величины накладных расходов (рис. 1), а также учесть рассчитанную величину экономии в перспективе, при динамичном развитии комплекса с ориентацией на инновационную модель и объединение машиностроительных предприятий в единый кластер.

Для оценки перспективной динамики используем прогнозные значения относительно ожидаемого увеличения продукции машиностроительных производств на территории РФ5 [2]. К 2025 году ожидается увеличение объема производства продукции российского машиностроения в 3,3 раза. Таким образом, прогнозируемый темп роста объемов производства составляет не менее 7,7 % в год6.

5 Согласно прогнозу, объемы производства машиностроительного комплекса в ценах 2007 г., в рамках инновационного сценария с оценкой «полного» влияния технологической модернизации за период 2010-2025 гг., увеличатся в 3,3 раза.

6 При расчетах не учитывался спад производства в 2009 году вследствие наступления кризисных явлений в экономике.

Ключевые слова:

инновационный кластер, организационные инновации, оценка эффективности инноваций, межотраслевой баланс, многофакторные регрессионные модели

Наибольшая экономия от масштаба производства достигается при темпах роста на уровне 115-120 % в год (рис. 1). Следовательно, обеспечение в рамках кластерного взаимодействия, требуемой динамики выпуска будет одним из факторов, способствующих возникновению экономии от масштабов деятельности.

Вторая группа моделей, относящихся к разряду экономико-математических задач, позволит сформулировать предложения и рекомендации относительно того, какими должны быть параметры инновационного развития экономической системы (совокупности предприятий) на перспективу для обеспечения целевого уровня инноваций.

Для разработки многофакторных моделей показателей, имеющих разное количественное и качественное содержание, предпочтительной является степенная зависимость.

В качестве целевой функции (ух) был выбран показатель доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (в %). Факторные переменные х представлены следующими показателями: х1 - число работников, выполнявших исследования и разработки, в расчете на 10 тыс.персонала;

х2 - затраты на технологические инновации в сопоставимых ценах 2007 г. на 1 среднесписочного работника, руб. / чел.; х3 - уровень инновационной активности организаций, %; х4 - удельный вес работников с высшим образованием, %; х5 - вознаграждения за изобретения и рацпредложения в сопоставимых ценах 2007 г. в расчете на 1 среднесписочного работника, руб. / чел.

В результате оценки параметров уравнения множественной регрессии (табл. 1) получена следующая зависимость доли инновационной продукции от вышеназванных факторов:

Найденная математическая зависимость показывает, что доля инновационной продукции в машиностроении может быть увеличена, главным образом, за счет повышения доли персонала, занятого исследованиями и разработками (при ее росте на 1% доля инновационной продукции возрастает на 0,44%).

При увеличении на 1 процент численности работников с высшим образованием и фактора материальной мотивации нововведений, удельный вес инновационной продукции увеличится соответственно на 0,20 и 0,25%. Фактор удельных затрат на технологические инновации имеет весомость 0,05. Оценка существенности параметров уравнения регрессии позволяет судить о достаточно большой степени тесноты связи, индекс мно-

жественной детерминации равен

0.9, значение критерия Фишера также высоко - 6,7. Следующий подход к моделированию эффективности - построение сбалансированной системы показателей - позволит четко обозначить стратегию совместного функционирования предприятий и реализовать ее на практике. Нами была разработана стратегическая карта машиностроительного кластера Вологодской области, в которой получили свое отражение:

• миссия кластера;

• финансовые цели;

• цели в области маркетинга;

• развитие персонала;

• внутренние бизнес-процессы, производство и инновации. Последним из предлагаемых инструментов является оценка мультипликативных эффектов машиностроительного кластера при помощи построения регионального межотраслевого баланса (таблица «затраты / выпуск»).

Для обоснования данного подхода к эффективности построена модель регионального межотраслевого баланса за 2007 год. Модель МОБ является универсальным средством оценки межотраслевых взаимосвязей, включения в кластер всех необходимых элементов, выявления резервов и мультипликативного воздействия машиностроительного производства на все остальные отрасли и сектора экономики Вологодской области. Наглядная модель МОБ позволяет оценить:

1. Эластичность динамики машиностроения по отношению к другим отраслям, то есть, на сколько увеличивается спрос в каждой

отдельно взятой отрасли при увеличении объемов машиностроительного производства на 1%.

2. Важнейшие отрасли-потребители продукции регионального машиностроения - потенциал роста заказов и расширения рынков сбыта.

3. Потенциал импортозамещения и замещения ввоза на территорию области машиностроительной продукции, производимой в других регионах и за рубежом.

4. Экспортный потенциал и возможности для развития поставок машиностроительной продукции внутри региона.

В частности, детализируя результаты матрицы МОБ, основываясь на специализированных исследованиях, отметим ряд перспективных направлений металлообрабатывающих и машиностроительных производств области. Среди них

- развитие глубокой металлообработки;

- производство автомобильных компонентов,

для расчета эффекта от масштаба необходимо оценить соотношение

темпов изменения объемов реализации и величины накладных расходов, а также учесть рассчитанную величину экономии в перспективе

для разработки многофакторных моделей показателей, имеющих разное количественное и качественное содержание, предпочтительной является степенная зависимость

- выпуск продукции для строительства (металлоконструкции);

- развитие новых перспективных специализаций (сельхозмашиностроение, ориентированное на обеспечение потребностей агропромышленного комплекса области, станкостроение, производство новых видов оборудования);

- развитие радиоэлектроники (создание опытного предприятия на базе Череповецкого военного инженерного института радио-электхроники).

Модель МОБ в целом позволяет оценить прирост валового регионального продукта в результате увеличения объемов производства в каждой отельной отрасли. Так, рост к 2025 году объемов производства в машиностроительном

комплексе в 3,3 раза вызовет мультипликативное увеличение заказов в других отраслях - основных поставщиках сырья, материалов, комплектующих, услуг. В результате суммарная добавленная стоимость всех отраслей (валовый региональный продукт), благодаря воздействию только машиностроительной отрасли, вырастет на 6,5 % (в ценах 2007г.).

Предложенные модели оценки эффективности инновационного кластера позволят количественно определить выгодность его создания, что является важной составляющей при обосновании проектов и программ, мотивации привлечения все большего количества участников.

Литература

1. Гулый И.М. Применение кластерного подхода в машиностроительном комплексе Вологодской области/ И.М. Гулый // Региональная экономика: теория и практика. -2009. - №8(101). - С.53-61.

2. Прогноз научно-технологического развития РФ на долгосрочную перспективу (до 2025 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://mon.gov.ru.

3. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб-к. - М.: Росстат, 2008. - 847 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.