УДК 33; 332.1.
Макоев Мухамед Мусарбиевич
Общество с ограниченной ответственностью «ОтКом»
Россия, Санкт-Петербург1 Зам. бухгалтера E-Mail: makoev_muhamed@mail.ru
Кластерный подход развития туристической сферы СКФО
Аннотация. Важность и роль туристической отрасли в экономике увеличивается с каждым годом. На сегодняшний день, индустрия туризма одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, которая входит в тройку крупнейших экспортных отраслей, после автомобильной и нефтедобывающей промышленности и признается одной из самых рентабельных отраслей мирового хозяйства, создающей большое количество рабочих мест -свыше 75 млн. во всем мире. Вместе с тем, большое значение приобретает выявление способов и методов эффективного развития данной отрасли. В статье рассматривается кластерный подход развития туризма, как один из наиболее эффективных, адекватных современному времени подходов и приводятся основные преимущества от его реализации, в частности, которые непосредственно важны для развития туристической отрасли северокавказского региона. Опыт показывает, что кластеры - одни из наиболее эффективных структур для повышения конкурентоспособности экономик в условиях свободного рынка и глобализации, когда конкурентоспособность организации зависит от способности организаций быстро подстраиваться к современным реалиям, технологического уровня и способности применения инноваций.
Ключевые слова: туризм; экономика; отрасль; регион; кластер; развитие; региональная экономика; кластерный подход; инвестиции; предпринимательство.
Идентификационный номер статьи в журнале 112БУЫ414
1 197350, г. Санкт-Петербург, проспект Королева, д. 61, кв. 129
На сегодняшний день, индустрия туризма одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, которая входит в тройку крупнейших экспортных отраслей, после автомобильной и нефтедобывающей промышленности и признается одной из самых рентабельных отраслей мирового хозяйства, создающей большое количество рабочих мест - свыше 75 млн. во всем мире. [11]
Международный туризм, один из немногих секторов экономики, доходы которого в мире, несмотря на экономическую неопределенность, ежегодно растут. По данным Всемирной туристической организации (UNWTO), на долю туризма в мировом ВВП, с учетом мультипликативного эффекта, приходится 9,4%. Сегодня многие страны рассматривают туризм, в качестве одного из основных источников значительной части своих национальных доходов и стремительно развивают эту отрасль.
В 2013 году количество международных туристических поездок достигло рекордных показателей - около 1.090 млрд. Большая часть, около 51%, приходится на долю Европейских стран - около 563 миллиона туристических поездок [11]. Для сравнения, в 2012 году число туристических поездок достигало 1,035 млрд., а показатель поступлений от международного туризма составил 1,075 трилл. долл.
Вслед за Европой следует Азиатско-Тихоокеанский регион - 248 миллионов, прибавившим в 2013 году 6%, больше чем на 14 миллионов и Америка - 169 миллионов человек (+4%) [11]. Далее идет Ближний Восток - 52 миллиона, Африка (6%) - 56 миллионов человек. По прогнозам UNWTO предполагается, что рост международного туристического потока 2014 году вырастет на 4-4,5% [11].
Для экономики туризм представляет собой своеобразный катализатор социально-экономического развития, обеспечивая занятость населения, создавая большое количество рабочих мест, прежде всего для молодежи в городах и в сельской местности. Вдобавок, туризм приносит большую экспортную выручку от перевозок иностранных пассажиров. Последняя по подсчетам Всемирная Туристическая Организация (World Tourism Organization) составила 196 млрд. дол., приведя общую сумму доходов к 1.2 трил. дол., или в среднем 3.4 млрд. дол. в день. [11]
При всех выгодах от туризма и неоспоримых преимуществах, Россия, несмотря на свой значительный природно-рекреационный потенциал, далеко не ведущий игрок этом рынке. По мнению экспертов, Россия использует свой туристический потенциал только на 20%, тогда как расходы российских туристов за рубежом увеличиваются - в 2012 возросли на 31%, а количество российских туристов, выехавших за рубеж в первом полугодии 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличилось на 20%. [11]
Для России туризм - развивающаяся отрасль. Практически все субъекты России обладают туристским потенциалом в каком-либо виде туризма, но в большинстве из них отсутствуют туристская инфраструктура. Одним из наиболее перспективных регионов России, обладающим большим туристическим и рекреационным потенциалом, является Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). Более того, туристическая и рекреационная отрасль являются одними из самых перспективных направлений развития и одной из самых привлекательных направлений с точки зрения инвестиций в регион.
Северо-Кавказский регион обладает мощным стратегическим, экономико-географическим и транзитным потенциалом для развития туристской и рекреационной отрасли, позволяющего прогнозировать высокую эффективность реализации данного направления.
Для развития данного региона правительством России разработана «Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года», которая определяет «основные
направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности РФ территорий входящих в состав СКФО» до 2025 года [11].
Одним из более перспективных отраслей для развития в Стратегии рассматривается туризм. Это позволит задействовать и эффективно использовать туристический, рекреационный и социально-культурный потенциал региона и может способствовать созданию большого количества рабочих мест.
В качестве эффективного и более подходящего способа развития предполагается кластерный подход, как наиболее эффективная структура в условиях свободного рынка и глобализации.
Изначально, кластерный подход применялся к промышленному сектору, но в ходе изучения и развития его применение значительно расширилось. Теперь, кластерная теория используется практически во всех сферах экономики. В частности, в туристической сфере применение кластерного подхода стало распространенным и очень успешным. Многие страны как США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Греция, Испания и др., в качестве современного инструмента развития туристической сферы используют кластерный подход.
В туристской сфере кластер, представляет собой группу географически локализованных, экономически взаимосвязанных предпринимательских структур, объединенных в единую технологическую цепочку по производству, реализации туристического продукта и осуществлению туристических услуг на базе эффективного использования туристического потенциала территории, тесно взаимодействующих с органами управления, общественными организациями, образовательными, научными учреждениями и т.д. [11]
Кластеры способствуют повышению конкурентоспособности страны и региона на туристическом рынке благодаря синергетическому эффекту повышения эффективности работы организаций, входящих в кластер, развития новых направлений и стимулирования инноваций. Для российской экономики они способны компенсировать, сложившийся на сегодняшний день дефицит бюджета и создать большое количество рабочих мест.
Для развития туристической отрасли в Северокавказском регионе правительством РФ разработан проект создания туристического кластера в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея, основной целью которого является создание уникальной диверсифицированной по туристическим специализациям сети курортов мирового класса, а также устойчивое социально-экономическое развитие региона, улучшение качества жизни и благосостояния населения. [8]
Следует отметить, что кластеризация в СКФО пока носит декларативный характер, а реализация естественных преимуществ осуществляется не в полном объеме, несмотря на то, что все условия, существующие в регионе, являются благоприятными для развития туристической отрасли. Подобная ситуация наблюдается и во многих других регионах России.
Проект включает программу по созданию целой туристической индустрии горнолыжного туризма, т.к. на сегодняшний день, горнолыжный туризм является одним из направлений туризма, в числе самых популярных и престижных способов отдыха, который для отдельных развитых стран является приоритетным направлением развития национальной экономики, а северокавказский регион обладает благоприятными условиями для развития горнолыжного туризма.
На сегодняшний день, туристический кластер включает 8 всесезонных комплексов, один прибрежный кластер и бальнеологический центр, располагающиеся на территории 9 особых экономических зон.
В целях развития кластеров по программе Стратегии на территории СКФО, правительством страны были созданы туристско-рекреационные особые зоны на территории КЧР; Краснодарского края; Республики Адыгея; КБР; РСО-Алания; Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Ставропольского края и Чеченской Республики. В 2012 году все созданные особые экономические зоны были объединены в туристический кластер. Функции оператора туристического кластера и управляющей организации созданных особых экономических зон на Северном Кавказе, исполняет ОАО "КСК".
Безусловная важность туристического проекта для развития всей экономики страны в целом подтверждается его экономическими масштабами - «общий объем инвестиций в создание туристического кластера в СКФО оцениваются в 451,44 млрд. рублей» [7]. Из них 272 млрд. рублей - средства институциональных инвесторов, 119,28 млрд. рублей - частные инвестиции и кредиты банков, 60 млрд. рублей - государственные вложения [7]. По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям ^ТТС), вместе с Оксфордским центром экономического прогнозирования (OEF), в течение последующих 10 лет в России ежегодный реальный рост сектора туризма должен составить 6,4%, а его доля в ВВП к 2016 г. должен вырасти до 9,1%, что выведет Россию в число лидирующих стан по уровню развития туристско-рекреационной отрасли [9].
С учетом уникальности проекта создание туристического кластера на территории СКФО, Краснодарского края и Республики Адыгея с применением инструментов особых экономических зон и инструментов частно-государственного партнерство не имеет аналогов на территории Российской Федерации.
Целью формирования кластеров в туристической сфере является повышение уровня конкурентоспособности страны на туристском рынке за счет синергетического эффекта, увеличение эффективности работы организаций и активизировать развитие новых направлений.
Выбор кластерного подхода для развития туристической отрасли оправдано наличием ряда преимуществ в отличие от других подходов. В первую очередь, кластерный подход способствует конструктивному диалогу между предпринимательским сектором и государственными органами, учитывая современные тенденции увеличения успешного использования государственно-частных форм взаимодействия, что позволит увеличить эффективность взаимодействия государства, бизнеса, образовательных учреждений и исследовательских институтов. В условиях глобализации и возрастающей конкуренции это имеет большое значение сектора малого и среднего предпринимательства.
Органы власти при реализации кластерного подхода получают возможность сосредоточить внимание на проблемах и преимуществах отдельных территорий, представители власти могут входить в органы управления кластерами и добиваться более высокой степени контроля. При этом участники кластера получают доступ к достоверной информаций о регионе, состоянии секторов экономики, рынков и деятельности различных организаций.
Также кластерный подход выгоден непосредственно для самого бизнеса. Сосредоточение определенного числа организаций вблизи друг друга способствует получению множества выгод. Самая примитивная и простая выгода возникает вследствие территориальной близости, которая приводит к снижению транзакционных издержек.
Бизнес, взаимодействуя с органами власти, благодаря влиянию и авторитету кластера могут находить методы и способы наиболее эффективного продвижения инициатив через федеральные структуры, включая разработку и лоббирование законопроектов для прохождения региональных и отраслевых инициатив.
Сосредотачиваясь внутри кластера, субъекты в туристской и рекреационной сферах кооперируются, благодаря чему достигается синергетический эффект, направленный на получение взаимных явных и неявных выгод.
Кластерный подход в сфере туризма оказывает большое взаимодействие на рост деловой активности, развитие социально-экономических систем в регионе и создает условия для ускоренного развития предпринимательства. Благоприятная окружающая среда в регионе способствует увеличению конкуренции. Развитие отдельных отраслей региона, в том числе протекающие внутри них инновационных и инвестиционных процессов ускоряется формированием и укреплением туристического кластера, одновременно увеличивая их конкурентные преимущества.
Пространственная концентрация способствует формированию, укреплению и расширению взаимосвязей внутри кластера положительно влияя на кооперацию деятельностей организаций, способствует проведению разного рода совместных и взаимовыгодных проектов, а естественная конкуренция между организациями внутри кластера вынуждает каждого участника непрерывно улучшать свои конкурентоспособные качества.
Атмосфера внутри кластера обладает большим мотивирующим фактором, положительно влияющим на его участников - успехи одних служат мотивацией или примером для остальных, а чужие неудачи - нежелательный результат, которого нужно избегать.
Совместная платформа способствует легкому доступу к финансовым, человеческим и стратегическим ресурсам, позволяет обеспечить развитие специализации внутри кластера, снижение издержек за счет эффекта масштаба, развитие технических и маркетинговых компетенций.
Близость и связи внутри кластера способствуют быстрому распространению информации и технологических новшеств. Мировой опыт показывает, что задача обеспечения технологической конкурентоспособности наиболее эффективно решается именно в рамках кластера на основе соединения ресурсов высокотехнологичных производств с потенциалом научно-исследовательского сектора [3].
Доступность информации внутри кластера о текущих потребностях, маркетинге, технологиях и т.д. позволяет организациям работать продуктивнее, выходить на передовые уровни. Возможность получения информации о потребителях вызывает расширение клиентской базы и рост масштабов производства [4].
Очень важным является влияние имиджа туристического кластера на репутацию региона, следовательно, на организации связанные с кластером и всеми организациями в регионе. Для малых и средних организаций кластер существенно снижает ограничения выхода на новые рынки сбыта, поставок и рабочей силы. В дополнение, репутация кластера дает возможности доступа к новым финансовым ресурсам. Таким образом, репутация кластера переносится на отдельные организации.
Кластер предоставляет бизнесу новые возможности для преодоления возникающих проблем, используя влияние и репутацию кластера. При этом, предприниматели и представители органов региональных властей совместно выбирают пути более эффективного
продвижения инициатив через федеральные органы, включая разработку законопроектов и лоббирование проектов на федеральном и региональном уровне.
Влияние туристической отрасли на экономическую деятельность способствует распределение полученных выгод на всю территорию [10], повышая уровень социально-экономического состояния региона. Успех кластера в рекреационной сфере снижает социальную напряженность на территории, обеспечивая позитивное воздействие на экономику в целом.
На сегодняшний день, развитие эффективно функционирующих кластеров составляет приоритет развития Российской экономики, что официально декларировано в «Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 года», т.к. наличие сильных кластерных образований является «современным» атрибутом развитой экономики.
Возрастающий интерес к кластерной теории не удивителен. Опыт показывает, что кластеры - одни из наиболее эффективных структур для повышения конкурентоспособности экономик в условиях свободного рынка и глобализации, когда конкурентоспособность организации зависит от способности организаций быстро подстраиваться к современным реалиям, технологического уровня и способности применения инноваций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пилипенко В.И. «Кластерная политика»: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012 г.
2. Портер М. «Конкуренция»: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002 г.
3. Пьянова А. П. «Объединения промышленников в кластеры - от теории к практическим шагам».// Альманах «Наука. Инновации. Образование», Выпуск №7 «Кластеризация предприятий: состояние и перспективы», ноябрь 2008г.
4. Ускова Т. В. «Управление устойчивым развитием региона»: монография -Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009.
5. Цихан Т.В. «Кластерная теория экономического развития» // «Теория и практика управления», №5, 2003 г.
6. Яковлева-Чернышева А.Ю. - «Кластерный подход к управлению развитием предпринимательских структур в рекреационной системе»/ 2011г., Инфра-М /ISBN - 978-5-16-004779-9, EAN- 9785160047799
7. Голос России - радиовещательная компания [Электронный ресурс] URL: http://rus.ruvr.ru/2010/06/17/10002256/
8. ОАО «Курорты Северного Кавказа» [Электронный ресурс] URL: http://www.ncrc.ru/ru/page/gosudarstvennaya-podderzhka-i-zakonodatelstvo
9. TravelGazette.ru: [Электронный ресурс] URL: http://www.travelgazette.ru/news/wttc.htm
10. Tourist Destinations as Integrated Systems, A. Machiavelli [Electronic resource] // Tourism Review - 2001.
11. World Tourism Organization UNWTO: [Электронный ресурс] URL: http://media.unwto.org
Рецензент: Иванова Елена Валентиновна, доцент, к.э.н. доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ).
Muhamed Makoev
Ltd. «Otcom» Russia, St. Petersburg E-Mail: makoev_muhamed@mail.ru
The cluster approach for tourism development
Abstract. The role and the importance of the tourism industry in the economy grow every year. Nowadays, the industry of tourism is one of the fastest growing industries, which is among the three largest export industries after the automotive and oil industry, and recognized as the most profitable sectors of the world economy, which creates many jobs-more than 75 millions all over the world. However, the identification of ways and methods of effective industry development acquires the great importance. This article describes a cluster approach to tourism development, as one of the most effective, adequate to the modern time approaches, and shows the main advantages of its implementation, in particular, which are directly relevant to the development of tourism industry of the North Caucasus region. Experience shows that clusters are one of the most efficient structures for enhancing the competitiveness of the economies in the free market and globalization, when the competitiveness of organizations depends on their ability to adapt to current realities quickly, their technological level and ability to use innovations.
Keywords: tourism; economy; industry; region; cluster development; regional economy; the cluster approach; investment; enterprise.
Identification number of article 112EVN414
REFERENCES
1. Pilipenko V.I. «Klasternaja politika»: Uchebnoe posobie. - SPb.: Izd-vo SPbGUJeF, 2012 g.
2. Porter M. «Konkurencija»: per. s angl. - M.: Izdatel'skij dom «Vil'jams», 2002 g.
3. P'janova A. P. «Ob#edinenija promyshlennikov v klastery - ot teorii k prakticheskim shagam».// Al'manah «Nauka. Innovacii. Obrazovanie», Vypusk №7 «Klasterizacija predprijatij: sostojanie i perspektivy», nojabr' 2008g.
4. Uskova T. V. «Upravlenie ustojchivym razvitiem regiona»: monografija - Vologda: ISJeRT RAN, 2009.
5. Cihan T.V. «Klasternaja teorija jekonomicheskogo razvitija» // «Teorija i praktika upravlenija», №5, 2003 g.
6. Jakovleva-Chernysheva A.Ju. - «Klasternyj podhod k upravleniju razvitiem predprinimatel'skih struktur v rekreacionnoj sisteme»/ 2011g., Infra-M /ISBN - 978-516-004779-9, EAN- 9785160047799
7. Golos Rossii - radioveshhatel'naja kompanija [Jelektronnyj resurs] URL: http://rus.ruvr.ru/2010/06/17/10002256/
8. OAO «Kurorty Severnogo Kavkaza» [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.ncrc.ru/ru/page/gosudarstvennaya-podderzhka-i-zakonodatelstvo
9. TravelGazette.ru: [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.travelgazette.ru/news/wttc.htm
10. Tourist Destinations as Integrated Systems, A. Machiavelli [Electronic resource] // Tourism Review - 2001.
11. World Tourism Organization UNWTO: [Jelektronnyj resurs] URL: http://media.unwto.org