изделий произошло значительное падение объемов производства. Так, на 7,3% меньше выпущено листового термополированного стекла, на 3,7% — линолеума, на 1,6% — шифера, на 18,9% — асбестоцементных труб, на 1,1% — строительного кирпича, на 4,2% — панелей для крупнопанельного домостроения.
По мнению главы экспертного совета комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья И. Грачева, доступность жилья в России за последние 2 года уменьшилась на 50%. Частично это произошло из-за низкой конкуренции в отраслях, осуществляющих производство строительных материалов. В последнее время все чаще строительные компании создают свои производства стройматериалов для того, чтобы не зависеть от поставщиков и рыночной конъюнктуры. Например, крупнейшая строительная компания г. Москвы «Элит Строй» полностью себя обеспечивает цементом, металлоконструкциями, кирпичом и теплоизоляционными материалами. Многие крупные строительные организации России не только производят стройматериалы для собственных нужд, но и предлагают продукцию на рынке. Инвестиционно-строительные компании вынуждены идти по пути открытия собственных производств по следующим причинам:
— чтобы застраховать себя от возможных сбоев в поставках;
— чтобы не зависеть от колебания цен на рынке;
— чтобы обеспечить приемлемое качество материалов, требуемое для тех или иных объектов.
При заданных национальным проектом темпах жилищного строительства в ближайшие 3 года требуется увеличить выпуск строительных материалов (по основным позициям) на 40%. По данным Министерства регионального развития, необходимо обеспечивать ежегодные темпы прироста жилищного строительства по 12%. Пока же темпы строительства
только снижаются: если в 2004 г. было введено 41,2 млн м2 жилья (прирост — 12,6%), то в 2005 г. — 43,6 млн м2 (прирост — 6,3%), поэтому еще не ощущается дефицита стройматериалов. Другой проблемой, связанной с выпуском стройматериалов, является их качество. На рынке очень много дешевой кустарной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ.
Самым затратным для многих застройщиков в последнее время стало инженерное оборудование. В основном оно импортное, но зато, как правило, имеет надлежащее качество. Заинтересованные компании в последнее время ставят вопрос о необходимости снижения пошлин на импортное инженерное оборудование для жилых домов. В этом действительно есть логика, поскольку в России сегодня не имеется современных технологий для производства данного оборудования. Российские же строительные материалы и технологии пользуются низким спросом на мировом рынке. Самые современные материалы и технологии в США, но в нашу страну напрямую они не попадают. На рынке России присутствует немецкая, финская, итальянская и турецкая продукция, но больше всего китайской, причем качественной является только продукция, произведенная китайскими фирмами по лицензии зарубежных фирм. По оценкам специалистов, в российской стройиндустрии сейчас используется около 70% отечественных стройматериалов и 30% — импортных.
В целом качество российских строительных материалов ниже, чем в экономически развитых странах. Это связано с устаревшими технологиями производства, изношенными основными фондами отечественной промышленности стройматериалов, отсутствием надежных систем обеспечения качества продукции.
Таким образом, без быстрого решения данных проблем невозможно реализовать намеченные в рамках национального проекта «Доступное жилье» задачи.
С.Н. МОЗУЛЕВ
преподаватель
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА
В течение последних нескольких десятков географии вызывает тема локальной пролет все большую популярность у экономис- мышленной агломерации и специализации.
тов и специалистов в области экономической Одной из центральных идей сложившегося в
© С.Н. Мозулев, 2006
С.Н. МОЗУЛЕВ
мировой практике нового подхода к управлению конкурентоспособностью отдельно взятой территории является кластерная модель М. Портера1. В дальнейшем она была развита в работах многих авторов, таких как Ф. Рейнс, Э. Фезе, С. Суини, Р. Мартин, П. Санли, Т. Бреннер и др. Существенные исследования российских ученых по данной проблеме практически отсутствуют2.
По определению М. Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Или, другими словами, это система взаимосвязанных фирм и институтов, оказывающаяся в целом больше простой суммы своих составных частей3.
Однако, на наш взгляд, недостатком данного определения и в целом теории кластеров является то, что в них не содержится указаний на ограничения кластеров в пространстве и на то, как именно происходят процессы их образования. Отсутствие географической точности в определениях понятия «кластер» усугубляется значительной неопределенностью типологий кластеров и схем их возникновения и развития. М. Портер отмечает, что кластеры различаются по размеру, мощности и стадии развития, при этом некоторые кластеры состоят в основном из малых и средних фирм, другие — как из малых, так и из крупных фирм; существуют кластеры, созданные на базе университетов, а также не связанные с ними и т.п. Попытки других авторов разработать типологии кластеров не принесли заметного успеха. Например, в числе предложенных С. Розенфельдом трех типов кластеров присутствует «потенциальный» кластер, «обладающий некоторыми ключевыми характеристиками, но испытывающий недостаток производственных ресурсов и "критической массы"», который трудно отличить от любой фирмы, имеющей горизонтальные или вертикальные связи с другими «близко расположенными» фирмами4.
Все это в конечном итоге приводит к существенным затруднениям при формировании механизма практической реализации кластерной модели, особенно когда разработчики готовы принять желаемое за действительное при объективном отсутствии кластера как та-кового5.
По нашему мнению, при определении понятия «кластер» необходимо учесть помимо географического также организационный и информационный аспекты. Таким образом, можно предложить определение понятия кластера как комплекса географически соседствующих взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере, выполняющих разные функции, обладающих дополнительными конкурентными преимуществами за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию, имеющих высокую степень сотрудничества, проявляющуюся через вертикальные или горизонтальные связи, и работающих в одних и тех же рыночных условиях.
Специфика отраслевой структуры экономики России и размещения производительных сил значительно усложняет проблему определения составных частей кластеров в стране. Отраслевая структура российской экономики имеет четко выраженную сырьевую направленность, при этом размещение производительных сил, как правило, зависит от географических, климатических и других природных условий. Разработанный в советской экономической науке подход к определению больших промышленных комплексов (территориально-производственных комплексов — ТПК) во многом сходен с идеями М. Портера. Понятия кластера и ТПК (как «прогрессивной пространственной формы реализации целевых народнохозяйственных программ»6) действительно являются близкими по смыслу. Принципиальные различия между ними продиктованы скорее различиями в экономических системах, в которых они развивались.
С точки зрения цели возникновения ТПК формировались для обеспечения удовлетворения потребностей страны, решения крупных народнохозяйственных проблем. Такая целевая установка привела к их неспособности в подавляющем большинстве случаев вписаться в рыночную модель хозяйствования, поскольку из элементов и взаимосвязей ТПК исчезло важнейшее звено — задание на поставку продукции, т.е. спрос на продукцию со стороны других предприятий. В этих условиях смогли выжить и развиваются комплексы, способные удовлетворять платежеспособный, как правило, международный, спрос. В результате из совокупности устойчиво взаимосвязанных объектов большинство ТПК превратилось в хаотичные объединения предприятий с низкой конкурентоспособностью7. Кластер изначаль-
Известия ИГЭА. 2006. № 4 (49)
но возникает и существует как средство обеспечения взаимного повышения конкурентоспособности его участников, причем зачастую на основе создания и диффузии инноваций в профильной и смежных отраслях.
С точки зрения механизма формирования также существуют принципиальные различия между ТПК и кластером. ТПК не может возникнуть стихийно, произвольно, он должен создаваться в соответствии с заранее разработанной целевой народнохозяйственной программой. Только в этом случае возможны обеспечение рационального использования капитальных вложений, правильная организация производственного процесса, концентрация и специализация предприятий и т.д. Сегодня в связи с изменением доминирующих форм собственности не существует реальных механизмов создания и управления развитием крупных промышленных комплексов8. Кластерная схема — это, по сути, квазикорпоративное объединение фирм, принадлежащих разным собственникам, присоединившимся к кластеру на добровольной основе.
Как отмечает М. Портер, кластеры представляют собой комбинацию конкуренции и кооперации9. Присутствие на рынке многих сильных соперников определяет интенсивность конкурентной борьбы в кластерах. Кооперация в основном осуществляется по вертикали, с вовлечением родственных производств и отраслей, а также местных институтов. Конкуренция и кооперация сосуществуют в силу того, что они проходят в разных плоскостях и между разными участниками.
Устойчивость предприятия, размещенного в регионе, обусловливается его конкурентоспособностью в статическом и динамическом аспектах10. Конкуренция в статическом варианте обеспечивается сравнительными преимуществами в факторах производства (рабочая сила, капитал, сырьевые ресурсы), которые делают возможным экономическое лидерство за счет минимизации издержек. Динамическая конкуренция базируется на обновлении и поиске стратегических различий. Они определяются состоянием региональной среды и возможностью поиска новых связей с поставщиками и покупателями, а также другими институтами, влияющими на динамику совершенствования производимой продукции и обновления предприятия.
Глобализация мировой экономики видоизменяет течение процессов конкуренции,
делая все более доступными факторы производства, информационные и финансовые связи. Следовательно, решающими факторами конкурентоспособности фирмы становятся ее местоположение и образуемая региональная среда, которую невозможно переместить. Существование в регионе кластеров приводит к росту в первую очередь именно динамической конкурентоспособности фирм.
Обеспечить устойчивое развитие отдельной территории в условиях разворачивающейся между регионами конкуренции за привлечение инвестиций можно только при помощи разработки адекватного механизма региональной промышленной политики, обеспечивающей положительные структурные сдвиги в экономике.
В Иркутской области имеются площадки для формирования кластеров, однако важно не столько выявить эти кластеры, сколько разработать адекватную региональную промышленную политику, стимулирующую положительные структурные сдвиги в экономике и обеспечивающую наивысшую конкурентоспособность региона на глобальном и национальном рынках на основе кластерной концепции. При этом кластерная концепция должна реализовываться в несколько этапов11:
— определение типов формирующихся или существующих кластеров на базе сочетания географических, технологических, организационных и информационных факторов, а также с учетом формальных признаков роста конкурентоспособности;
— разработка адекватной промышленной политики с учетом особенностей кластера;
— оценка эффективности реализуемой экономической политики;
— оказание поддержки зарождающимся кластерам.
Таким образом, можно заключить, что в настоящее время вопросы устойчивого экономического роста в регионе, повышения его конкурентоспособности приобретают особую значимость, поскольку перспективы увеличения конкурентоспособности связываются с повышением инновационной и инвестиционной активности. Реализация кластерного подхода даст региону возможность выйти на траекторию устойчивого экономического роста и повысить конкурентоспособность своей экономики.
Известия ИГЭА 2006. № 4 (49)
Примечания
’ Портер М. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ. М., 2000.
2 Из известных автору это, напр.: Ферова И.С. Кластерный подход: от концепции к промышленной политике региона. Красноярск, 2005; Третьяк В.П. Кластеры предприятий. М., 2006.
3 Письмак В. Новые формы организации инновационного процесса // Экономист. 2003. № 9. С. 53-65.
4 Rosenfeld S. Backing into the clusters: Retrofitting public policies. www.oecd.org.
5 Ферова И. Предпосылки возникновения кластеров в экономике Красноярского края // Регион: экономика и социология. 2005. № 1. С. 56-70.
6 Территориально-производственные комплексы: опыт и проблемы формирования / под ред. М.К. Бан-дмана, А.И. Чистобаева. Л., 1990.
7 Воронов А. Кластеры — новая форма самоорганизации промышленности в условиях конкуренции // Маркетинг. 2002. № 5 (66). С. 37-43.
8 Там же.
9 Портер М. Указ. соч. С. 230-232.
10 Унтура Г. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. 2002. № 1. С. 4.
11 Ферова И. Предпосылки возникновения кластеров в экономике Красноярского края. С. 69-70.
М.В. ВИНОКУРОВА
аспирант
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
Российские регионы могут конкурировать между собой в пределах одного федерального округа, экономического пространства страны, приграничных территорий с регионами соседних стран.
Регион не может быть конкурентоспособен во всех секторах и сферах экономической деятельности. Важно, чтобы региональные органы власти развивали прибыльные виды деятельности в тех сферах и отраслях, в которых у региона есть конкурентные преимущества или потенциал
для их создания, развития и совершенствования.
Конкурентоспособность региона — это способность региональных органов к повышению уровня жизни населения путем привлечения инвестиций в бизнес-среду, развития наиболее перспективных отраслей экономики, инфраструктуры и малого бизнеса.
Нами предлагается методический подход к повышению конкурентоспособности региона с помощью создания и развития на его территории кластеров (рис.).
Цель — повышение конкурентоспособности региона
Первый
этап
Оценка конкурентоспособности региона
I ~
Второй
этап
Выявление факторов, в наибольшей степени влияющих на конкурентоспособность региона
Третий
этап
Четвертый
этап
С \
Обоснование результативности использования
кластерного подхода для повышения
конкурентоспособности региона
Разработка механизма повышения конкурентоспособности региона путем развертывания кластеров
Этапы повышения конкурентоспособности региона
Рассмотрим подробнее каждый из указанных на рисунке этапов.
Первый этап предусматривает оценку конкурентоспособности региона с помощью существующих методик.
Б.М. Гринчель и Н.Е. Костылева предлагают два метода оценки конкурентоспособности региона1. Первый заключается в оценке социально-экономической конкурентоспособности региона на основе рангового метода.
© М.В. Винокурова, 2006