Научная статья на тему 'Кластерный подход к проблеме развития зерновой отрасли России'

Кластерный подход к проблеме развития зерновой отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / НАЦ. ПРОЕКТ / ЗЕРНОВАЯ ОТРАСЛЬ / CLUSTER / NATIONAL PROJECT / GRAIN INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митюшкин А. И.

В статье изложены теоретические основы кластерного подхода к развитию экономики. Показано текущее состояние зерновой отрасли. Выделены потенциальные кластеры на территории РФ, предложены перспективные меры по их развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN GRAIN INDUSTRY

The main gist of the article is the principles of the cluster approach to the development of economic. This article is showing the present situation in the Russian grain industry. Article picked out the potential clusters on the Russian area, and also perspective measures for it's development are offered.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к проблеме развития зерновой отрасли России»

кластерный подход к проблеме развития зерновой отрасли РОССИИ

Митюшкин А.И., аспирант, Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики

В статье изложены теоретические основы кластерного подхода к развитию экономики. Показано текущее состояние зерновой отрасли. Выделены потенциальные кластеры на территории РФ, предложены перспективные меры по их развитию.

Ключевые слова: кластеры, нац. проект, зерновая отрасль.

CLUSTER APPROACH TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN GRAIN INDUSTRY

Mityushkin A., graduate, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

The main gist of the article is the principles of the cluster approach to the development of economic. This article is showing the present situation in the Russian grain industry. Article picked out the potential clusters on the Russian area, and also perspective measures for it’s development are offered.

Keywords: cluster, national project, grain industry

Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.

Территориальные кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.

К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке.

На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров.

В ходе реализации Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы стабильно увеличивался валовой сбор зерна. С 65,5 млн. тонн в 2000 г., валовой сбор вырос на 65%, достигнув в 2008 году максимума в 108,1 млн. тонн.

Сейчас Россия выдвинулась на 3-е место по экспорту зерна на мировой рынок. Президентом и Правительством Российской Федерации перед агропромышленным комплексом поставлена масштабная задача - в среднесрочной перспективе обеспечить рост производства зерна до 135 млн. тонн и стабильный экспорт зерна в 4550 млн. тонн.

С целью усиления конкурентоспособности АПК в условиях возможного вступления России в ВТО государство должно работать над формированием эффективной системы агробизнеса, рационализации мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства, оптимизации государственного управления агропро-довольственным комплексом.

Инструментом повышения конкурентоспособности экономики конкретного региона, территории, отрасли в настоящее время является использование кластерного подхода к развитию отраслей экономики страны.

Объединяться в кластер необходимо тем, кто работает на создание одного конечного продукта. В целом, кто оказывается ближе к конечному продукту, тот и получает наибольшую добавленную стоимость и чем ближе, тем выгоднее. Однако кластерный подход предназначен именно для того, чтобы было выгодно не только собственникам конечного продукта, но и всем участникам кластера.

Одной из отраслей для выделения кластеров в России являет-

ся зерновая промышленность. Для увеличения эффективности зерновой индустрии необходимо развитие кластеров производства и хранения зерна, что в дальнейшем будет стимулировать повышение конкурентоспособности кластерообразующих отраслей.

На основании сложившихся транспортных потоков, валовых сборов, динамики посевных площадей, урожайности, баланса потребления и производства, наличия мощностей по хранению и других факторов - представляется возможным выделить 11 кластеров для формирования зерновой карты России:

- Северо-Западный кластер

- Северный кластер

- Центральный кластер

- Центрально-Черноземный кластер

- Волго-Вятский кластер

- Поволжский кластер

- Северо-Кавказский кластер

- Южно-Уральский кластер

- Западно-Сибирский кластер

- Восточно-Сибирский кластер

- Дальневосточный кластер

При формировании зерновых кластеров существуют следующие общие для всей отрасли проблемы:

- слабое взаимодействие участников кластера;

- высокая степень износа основных фондов;

- недостаток собственных средств для внедрения новых прогрессивных технологий и т. д.

Основными же проблемами отрасли являются: значительное количество мелких мощностей по хранению зерна (элеваторов), построенных еще в 50-70 годах, с морально и физически устаревшим оборудованием. Процент износа основных средств и оборудования составляет в среднем 70-80%, а используемые технологии не обеспечивают надлежащих условий хранения и отгрузки. Так 98% мощностей не обладает необходимым оборудованием для регулярных отгрузок крупных партий зерна и не имеет возможности для погрузки большого количества вагонов.

Как показывает мировая практика, кластерный подход и в первую очередь региональные кластеры дают мощный толчок развитию малого и среднего бизнеса. Ведущие компании кластера, как правило, концентрируют деятельность на главных направлениях и делегируют производство промежуточных продуктов и оказание услуг малым предприятиям. Такой подход особенно выгоден регионам, ибо даёт возможность для роста конкурентоспособности местного бизнеса, увеличения доходности региона, решает проблемы занятости населения.

Основная проблема, решаемая при кластерном подходе, - возможность правильного использования всех имеющихся ресурсов предприятия, и, прежде всего, главного средства производства в отрасли - её земельных ресурсов.

В рамках кластерного подхода необходимо направлять усилия не только на совершенствование работы и поддержку отдельных предприятий, а также на развитие взаимоотношений между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями и т. д.

По ряду приоритетных направлений кластерной политики работы еще не начаты:

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 105

- не созданы механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;

- отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;

- ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников.

Необходимо повысить эффективность использования потенциала развития кластеров как одного из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики.

Можно сделать вывод, что успешная реализация вышеуказанного национального проекта возможна только при учёте интересов и активном участии всех сторон - органов государственной власти, представителей бизнес-сообщества и некоммерческих организаций,

населения региона, а также при соблюдении поэтапности его реализации.

Литература:

1. Адамова К. З. Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования / К. З. Адамова // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2008. - № 34. - С. 129134.

2. Берсенев В. Л. Кластеры как инструмент повышения страновой и региональной конкурентоспособности / В. Л. Берсенев // Панорама конкуренции. - 2008. - № 3. - С. 78-82.

3. Загуменнов В. Г. «Региональная модель агропромышленного кластера» / В. Г. Загуменнов // Проблемы региональной экономики. - 2009. - № 1/2. - С. 319-326.

4. Некрасов Р. В. «Методологические вопросы применения кластерного подхода к развитию регионального АПК» Журнал «Региональная экономика: теория и практика» 34(91) - 2008 декабрь

РАСЧЕТ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УЧАСТКОВ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ

Катаров В.К., к.т.н., преподаватель кафедры промышленного транспорта и геодезии, Рожин Д.В., аспирант кафедры тяговых машин, Туюнен М.В., студент лесоинженерного факультета, Редозубов И.В., студент лесоинженерного факультета, Петрозаводский государственный университет

Представлена методика расчета многослойных дорожных одежд и оптимизации стоимости строительства участков лесовозных дорог при планировании дорожной инфраструктуры лесозаготовительных предприятий.

Ключевые слова: лесовозные дороги; модуль упругости; объем материалов; стоимость строительства; геосинтетические материалы.

THE CONSTRUCTION CALCULATION FOR ALTERNATIVE SECTIONS OF FOREST ROADS

Katarov V., PhD, Rozhin D., Post-graduate student, Tuyunen M., student, Redozubov I., student, Petrozavodsk State University

An approach to the road pavements design and a method of construction cost optimization in the course offorest road infrastructure planning are given in this article.

Keywords: forest roads; modulus of elasticity; materials volume; construction cost; geosynthetic materials

Публикация подготовлена в рамках проектов “Создание инфраструктуры лесных дорог и управление системами транспортировки древесины для лесопромышленного комплекса и биоэнергетики”, финансируемого Федеральным агентством по науке и инновациям РФ и “Лесозаготовки и логистика в России - в фокусе возможности бизнеса и исследований”, финансируемого Финским агентством развития технологий и инноваций (TEKES).

На стоимость строительства лесовозных дорог оказывает влияние множество факторов: категория объекта, объемы и технология производства работ, наличие местных дорожно-строительных материалов, тип грунтовых условий, количество и тип необходимых водопропускных сооружений и др. Вне зависимости от стоимости строительства лесовозная дорога в целом должна удовлетворять современным требованиям прочности и технологичности. Для обеспечения бесперебойности поставок сырья следует также обеспечить возможность круглогодичной вывозки по транспортному пути.

Обобщенным критерием эффективности в расчетах предлагается принимать итоговую стоимость строительства автомобильной лесовозной дороги, являющуюся суммой стоимостей строительства отдельных участков в разных почвенно-грунтовых и гидрологических условиях. Причем стоимость строительства конкретного участка является оптимальной в данных условиях. Оптимизация заключается в регулировании толщин и методов укрепления слоев земляного полотна, основания и покрытия дорожной одежды с соблюдением ограничений по требуемому модулю упругости и технологичности. Целевая функция с ограничениями примет вид

С! =Е С ^ min’ (1)

____

ЕФ — ЕТР ' К ПР

где С - итоговая стоимость строительства лесовозной дороги, руб;

С. - стоимость строительства 1-того участка дороги, руб;

Еф - фактический модуль упругости конструкции, МПа;

ЕТр - минимальный требуемый общий модуль упругости конструкции, МПа;

КТРпр - требуемый коэффициент прочности дорожной одежды по критерию упругого прогиба, принимаемый [1] при уровне надежности 0,7 равным 0,9, при 0,9 - 1,06;

106 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.