Научная статья на тему 'КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ'

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ТЕХНОЛОГИИ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянова Екатерина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы развития единого образовательного, научно-технического и экономического пространства региона, направленного на реализацию инноваций. Проведен анализ динамики строительной отрасли Республики Башкортостан за последние пять лет. Данные показатели сопоставлены с темпами роста объемов строительства в Приволжском федеральном округе, Российской Федерации и в мире в целом, что позволило выделить ряд проблем в строительной отрасли Республики Башкортостан. Кроме того, исследована динамика позиций России в глобальном инновационном индексе (ГИИ), состоящем из 80 показателей, включая строительную отрасль. Итогами рейтинга являются средние показатели субиндексов, таких как: ресурсы инноваций (человеческий капитал и наука, инфраструктура, институты, уровень развития рынка и бизнеса), результаты инноваций (результаты креативной деятельности, развитие технологий и экономики знаний) и инновационная активность регионов. На основании приведенного анализа была предложена кластерная модель взаимодействия города опережающего социально-экономического развития Кумертау с Кумертауским филиалом Оренбургского государственного университета (ОГУ) на примере направления «Строительство», а также методы ее реализации с использованием самых современных программных комплексов в строительной отрасли, технологий информационного моделирования зданий (BIM-технологий), аддитивных технологий, инновационных строительных материалов и конструкций, направленные на подготовку бакалавров, способных внедрять инновационные проекты на практике путем кластерного анализа показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверьянова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER ANALYSIS IN TRAINING FUTURE BACHELOR-BUILDERS

The article deals with the development of a unified educational, scientific, technical and economic space of the region, aimed at the implementation of innovations. The analysis of the dynamics of the construction industry in the Republic of Bashkortostan over the past five years is carried out. These indicators are compared with the growth rates of construction volumes in the Volga Federal District of the Russian Federation and in the world, which made it possible to highlight a number of problems in the construction industry of the Republic of Bashkortostan. In addition, the dynamics of Russia’s positions in the global innovation index, consisting of 80 indicators, including the construction industry, has been investigated. The ranking results are the average indicators of sub-indices, such as: innovation resources (human capital and science, infrastructure, institutions, the level of market and business development), innovation results (results of creative activity, development of technologies and the knowledge economy) and innovative activity of the regions. Based on the analysis, a cluster model of interaction of the city of advanced socio-economic development Kumertau with the Kumertau branch of the Orenburg State University was proposed using the example of the «Construction» course. The methods of its implementation using the most modern software systems in the construction industry, building information modeling technologies (BIM-technologies), additive technologies, innovative building materials and structures, have been offered. Such methods are aimed tot training bachelors, who are able to implement innovative projects in practice through cluster analysis of indicators.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ»

Образовательные технологии наука и практика

Сведения для цитирования: Аверьянова, Е. В. Кластерный анализ в подготовке будущих бакалавров-строителей / Е. В. Аверьянова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 21-29.

УДК 378 ББК 74.58

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

Е. В. Аверьянова

В статье рассматриваются вопросы развития единого образовательного, научно-технического и экономического пространства региона, направленного на реализацию инноваций. Проведен анализ динамики строительной отрасли Республики Башкортостан за последние пять лет. Данные показатели сопоставлены с темпами роста объемов строительства в Приволжском федеральном округе, Российской Федерации и в мире в целом, что позволило выделить ряд проблем в строительной отрасли Республики Башкортостан.

Кроме того, исследована динамика позиций России в глобальном инновационном индексе (ГИИ), состоящем из 80 показателей, включая строительную отрасль. Итогами рейтинга являются средние показатели субиндексов, таких как: ресурсы инноваций (человеческий капитал и наука, инфраструктура, институты, уровень развития рынка и бизнеса), результаты инноваций (результаты креативной деятельности, развитие технологий и экономики знаний) и инновационная активность регионов. На основании приведенного анализа была предложена кластерная модель взаимодействия города опережающего социально-экономического развития Кумертау с Кумертауским филиалом Оренбургского государственного университета (ОГУ) на примере направления «Строительство», а также методы ее реализации с использованием самых современных программных комплексов в строительной отрасли, технологий информационного моделирования зданий ^М-технологий), аддитивных технологий, инновационных строительных материалов и конструкций, направленные на подготовку бакалавров, способных внедрять инновационные проекты на практике путем кластерного анализа показателей.

Ключевые слова: кластерный анализ, технологии, строительная отрасль, модель, инновации.

На сегодняшний день в российских вузах распространены традиционные образовательные технологии, что отрицательно влияет на развитие современных инноваций в строительной отрасли; возникают также вопросы, касающиеся профессиональной культуры, отсутствия интереса к применению инноваций как в проектировании, так и в строительстве в це-

лом, поэтому решения, принимаемые такими специалистами, могут иметь негативные последствия [1]. Возможным решением данной проблемы являются изменения в образовательных программах, направленные на профессионально, компетентностно и личностно ориентированные инновационные технологии обучения, на основании введения стратегических инициатив

в инновационной предпринимательской деятельности и интегрированной корпоративной системе в условиях развития кластера «вуз — предприятие» [2].

Наиболее важным вопросом является развитие единого образовательного, научно-технического и экономического пространства региона, направленное на реализацию инноваций. Развитие данного пространства будет способствовать взаимодействию учебных заведений и бизнес-структур, развитию совместных проектов, подготовке квалифицированных кадров, реализации совместных программ по повышению кадрового потенциала и экономической эффективности проектов, объединению ресурсов для создания новых исследований.

Нами был проведен анализ динамики строительной отрасли Республики Башкортостан за последние пять лет (табл. 1).

Сопоставление данных показателей с темпами роста объемов строительства в Приволжском федеральном округе, Российской Федерации (рис. 1) и в мире в целом позволило

выделить ряд проблем в развитии строительной отрасли Республики Башкортостан, в том числе:

- нехватка крупных строительных организаций;

- снижение качества общестроительных работ в связи с тем, что в тендерах участвуют недобросовестные организации, сотрудники которых имеют низкую квалификацию;

- рост количества сложных объектов, требующих высококвалифицированных специалистов;

- отсутствие ценового контроля;

- ухудшение покупательной способности населения;

- низкий уровень заработной платы, что приводит к отсутствию квалифицированных кадров в строительной отрасли;

- низкий уровень использования достижений научно-технического и инновационного прогресса в области строительства (новые технологии, строительные материалы, способы проектирования, техника) [3].

Таблица 1

Динамические показатели строительной отрасли Республики Башкортостан

Год ---" ____——— Показатели, м2 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Общеобразовательные учреждения 572 1587 1875 2528 6156

Дошкольные учреждения 3938 245 1119 285 3844

Стационарные лечебные учреждения 180 191 20 - 35

Амбулаторно-поликлинические учреждения 100 671 100 188 639

Объекты культуры 100 488 325 850 927

Здания жилого назначения 3062,5 3033 2757,2 2607,1 2769,2

Здания нежилого назначения 816,6 473,4 463,8 394,9 819,1

Спортивные объекты 3837 1669 2997 3888 2314

Рис. 1. Ввод общей площади жилого фонда в регионах

Также был проведен анализ динамики позиций России в глобальном инновационном индексе, состоящем из 80 показателей, включая строительную отрасль. Итогами рейтинга являются средние показатели субиндексов, таких как: ресурсы инноваций (человеческий капитал и наука, инфраструктура, институты, уровень развития рынка и бизнеса), результаты инноваций (результаты креативной деятельности, развитие технологий и экономики знаний) (рис. 2) и инновационная активность регионов (рис. 3) [4].

Республика Башкортостан занимает третье место по инновационной активности; основными отраслями, которые применяют инновации в своей деятельности, являются добыча нефти

и полезных ископаемых, предпринимательство [5]. В строительной отрасли инновации применяются в исключительных случаях, при возведении сложных зданий и сооружений, и не всегда — региональными предприятиями. Кроме того, инновационную активность в республике можно обусловить тем, что в данном регионе имеются два населенных пункта со статусом моногорода — Белорецк и Кумертау (последний также имеет статус территории опережающего социально-экономического развития), — которые пользуются государственной поддержкой, направленной на их развитие, создание новых рабочих мест, обучение и повышение квалификации кадрового состава в области инновационных открытий.

Рис. 2. Динамика позиций России в ГИИ (по источнику НИУ «ВШЭ»)

Рис. 3. Инновационная активность регионов

Проведя анализ развития строительной отрасли и применения в ней инноваций, мы предложили организовать кластерную модель взаимодействия города опережающего социально-экономического развития Кумертау с Кумертауским филиалом Оренбургского го-

сударственного университета на примере направления «Строительство».

В процессе проведения в жизнь данной модели наиболее успешно реализуются и дополняют друг друга профессионально, компетентностно и личностно ориентированные инновационные

технологии в проектном образовании, а также во взаимосвязи с работодателем в подготовке кадров, способных применять инновации в будущей профессии и конкурировать на рынке труда [6]. Кластерная направленность позволяет решать проблемы трудоустройства выпускников, так как за время прохождения всех видов практик студенты легко адаптируются к производственному процессу. Созданная комплексная структура возможна в рамках договора о сотрудничестве, который включает в себя компоненты, направленные: на подготовку современных конкурентоспособных специалистов; внедрение в производственный процесс инновационных достижений науки и техники; совместное участие в конференциях, выставках, презентациях; привлечение выпускников школ, лицеев, гимназий и колледжей для обучения в филиале; координацию и организацию взаимодействия по использованию развитых современных техноло-

гий и достижений науки в образовании, производстве и сфере услуг; совместное проведение научно-исследовательской работы по значимым для обеих сторон направлениям; организацию стажировок студентов и преподавателей филиала на базе предприятия [7-9]. Также в число компонентов входят сотрудничество с молодежной общероссийской общественной организацией «Российские студенческие отряды», позволяющее студентам получить практические навыки работы; совместные проекты с администрацией города. Данные условия создают систему непрерывного и открытого образования, которая позволяет своевременно проводить переподготовку кадров профильных специалистов и производственных направлений, конкурировать с крупными строительными организациями, используя инновационные проектные решения, то есть реализовывать частные цели работодателя и Кумертауского филиала ОГУ (рис. 4).

е* йЙ

нО

ад

О ад

о

ад £

• Наращивание объемов экономического развития города

• Внедрение высоких технологий

• Наличие

высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии

с международными стандартами

■ Повышение квалификации и переподготовка кадров

■ Укомплектование производства высококвалифицированными кадрами

■ Повышение

производительности труда на предприятии

• Способствование формированию новых производств

>>

ин

О

<

^ е

э5

и &

Оч

ад >>

ад

• Конкурентоспос обн ость выпускника филиала

• Развитие и улучшение стандартов качества

• Высокое качество профессионального образования

• Высокий кадровый потенциал филиала

• Успешная социализация личности

• Модернизация материально-технической базы

• Формирование корпоративной культуры

• Потребность личности

в качественном образовании

• Мониторинг рынка образовательных услуг и рынка труда

• Внедрение инновационных образовательных технологий

• Осознание себя как участника кластера

• Предоставление широкого спектра образовательных услуг

Рис. 4. Реализация общих и частных целей работодателя и Кумертауского филиала ОГУ

На сегодняшний день существует несколько характеристик кластеров, из которых можно выделить основные, указанные на рисунке 5.

На основе полученных данных выделим ряд условий развития кластеров, к которым можно отнести:

- наличие технологических и научных инфраструктур;

- готовность вузов к кооперации;

- наличие устойчивого развития кластеров;

- развитие проектных методов;

- развитие информационных технологий;

- бизнес-партнерство [10].

Геограяшческая концентрация

Близко расположенные фирмы привлекает возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения

Кластеры концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, к которой все участники или аиторы имсгот отношение

Множественность Экономических агентов

Деятельность кластеров охватывает рте только фирмы, входящие г них, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты, способствующие кооперации, II т. д.

Конкуренция и сотрудничество

Конкуренция и сотрудничество являются основными видами взаимодействия между фирмачи — членами кластера

Достижение необходимой критической массы в размере кя ас-пера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно для получения эффектов внутренней динамики н развития

Жизнеспособность кластеров

Кластеры рассчитаны на долгосрочную перспективу

влеченность в инновационный процесс

Фирмы н предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены и процессы технологически^ продуктовый, рыночных или организационных инноваций

Рис. 5. Основные характеристики кластеров

Нами были выделены показатели кластера, которые соответствуют структуре готовности студента к инновационному проектированию в профессиональной деятельности (табл. 2).

В процессе опытно-экспериментальной деятельности нами использовались самые современные технологии обучения с применением современных программных комплексов в строительной отрасли, В1М-технологий, аддитивных техноло-

К внешним параметрам относятся:

- материальное обеспечение;

- работа;

- семья;

- люди.

К внутренним параметрам относятся:

- результат;

- развитие;

гий, инновационных строительных материалов и конструкций, направленные на подготовку бакалавров, способных внедрять инновационные проекты на практике путем кластерного анализа показателей. Одним из показателей кластерного анализа является корпоративная культура, которая, в свою очередь, распределяет данные в двухуровневой системе: ориентир на внешние и на внутренние параметры.

- профессия;

- этика.

Критерием анализа кластеров стала частота указания определенного ответа, отмеченного в анкете. На первом уровне анализа показано соотношение параметров в общем отношении «внутренний — внешний», на втором — соотношение элементов внутри каждого параметра (рис. 6).

Рис. 6. Структура ценностных параметров корпоративной культуры сотрудников строительной организации в виде уровневых гистограмм

с накоплением данных

Таблица 2

Показатели кластера

№ п/п Наименование кластера Показатели

1 Отношение к профессиональной деятельности - инновации в профессии; - мотивированность применения инноваций; - корпоративная культура

2 Уровень знаний - региональные особенности строительства; - знания инноваций в сфере строительства; - возможности внедрения инноваций в региональное строительство; - владение технологиями введения новшеств

3 Уровень умений - опыт участия в региональном строительстве - опыт участия в инновационном строительстве - оценка способностей к инновационной деятельности в области строительства

Проведенное исследование выявило, что телей оказывают внешние условия. Несмотря наибольшее влияние на корпоративную куль- на достаточно сложную экономическую си-туру строительных организаций — работода- туацию, внешним ценностным регулятором

корпоративных отношений выступают социальные взаимосвязи, взаимоотношения в коллективе, которые играют более важную роль, чем личное благосостояние и материальное вознаграждение.

Внутреннее состояние компаний в равной степени регулируется этическими правилами, профессиональной компетентностью и стрем-

лением к развитию в профессии, но в меньшей степени — ориентацией на результат труда.

Таким образом, была произведена оценка каждого показателя, для чего разработана программа внедрения инновационного проектирования при подготовке бакалавров по направлению «Строительство», которая способствовала развитию их профессионализма.

Библиографический список

1. Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций (проект) // Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.apkit.ru/files/Conception_21_08.pdf (дата обращения: 06.03.2021).

2. Перевертайло, А. С. Концепция развития систем подготовки рабочих кадров и формирование прикладных квалификаций / А. С. Перевертайло. — URL: http://www.myshared.ru/ slide/206814/ (дата обращения: 28.02.2021).

3. Положение о ресурсных центрах национального объединения строителей, осуществляющих подготовку квалификационных рабочих кадров : [утв. Советом Национального объединения строителей (протокол № 45 от 07.08.2013)] // Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) : [сайт]. — 2013. — URL: http://www.nostroy (дата обращения 03.03.2021).

4. Даллакян, Г. Р. О перспективных направлениях подготовки студентов для строительной отрасли / Г. Р. Даллакян // Многоуровневое профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конференции (г. Казань, 24 апреля 2014 г.) ; под науч. ред. Е. А. Корчагина, Р. С. Сафина. — Казань : РИЦ «Школа», 2014. — C.55-57.

5. Корсаков, С. В. Система непрерывного профессионального образования в контексте единого образовательного пространства / С. В. Корсаков // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 2. — С. 7-11.

6. Гареев, И. Ф. О развитии научно-образовательного кластера «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» / И. Ф. Гареев // Стратегия развития инвестиционно-строительного комплекса в условиях саморегулирования : материалы II Междунар. науч.-практ. конференции. — Казань : Изд-во Казанского гос. архитект.-строит. ун-та, 2013. — С. 342-347.

7. Лабунская, Н. Л. Подготовка квалифицированных рабочих для современного рынка труда в учреждениях среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Л. Лабунская. — Москва, 2014. — 23 с.

8. Сорокопуд, Ю. В. Развитие системы подготовки преподавателей высшей школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю. В. Сорокопуд. — Москва, 2012. — 47 с.

9. Кондратьев, В. В. Особенности методологии инженерной деятельности, инженерного образования, инженерной педагогики / В. В. Кондратьев // Кирсановские чтения : сб. науч. ст. — Вып. I. — Казань : Отечество, 2012. — С. 47-56.

10. Гурье, Л. И. Проблемы профессиональной компетентности преподавателя вуза / Л. И. Гурье // Кирсановские чтения : сб. науч. ст. — Вып. I. — Казань : Отечество, 2012. — Казань : Отечество, 2012. — С. 39-46.

For citation: Averyanova, E. V Cluster analysis in training future bachelor-builders / E. V. Averyanova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 21-29.

CLUSTER ANALYSIS IN TRAINING FUTURE BACHELOR-BUILDERS

E. V. Averyanova

The article deals with the development of a unified educational, scientific, technical and economic space of the region, aimed at the implementation of innovations. The analysis of the dynamics of the construction industry in the Republic of Bashkortostan over the past five years is carried out. These indicators are compared with the growth rates of construction volumes in the Volga Federal District

of the Russian Federation and in the world, which made it possible to highlight a number of problems in the construction industry of the Republic of Bashkortostan. In addition, the dynamics of Russia's positions in the global innovation index, consisting of 80 indicators, including the construction industry, has been investigated. The ranking results are the average indicators of sub-indices, such as: innovation resources (human capital and science, infrastructure, institutions, the level of market and business development), innovation results (results of creative activity, development of technologies and the knowledge economy) and innovative activity of the regions. Based on the analysis, a cluster model of interaction of the city of advanced socio-economic development Kumertau with the Kumer-tau branch of the Orenburg State University was proposed using the example of the «Construction» course.

The methods of its implementation using the most modern software systems in the construction industry, building information modeling technologies (BIM-technologies), additive technologies, innovative building materials and structures, have been offered. Such methods are aimed tot training bachelors, who are able to implement innovative projects in practice through cluster analysis of indicators.

Key words: cluster analysis, technologies, construction industry, model, innovation.

References

1. Koncepcija razvitija sistemy podgotovki rabochih kadrov i formirovanija prikladnyh kvalifikacij (proekt). Associacija predprijatij komp'juternyh i informacionnyh tehnologij, 2021, available at: http:// www.apkit.ru/files/Conception_21_08.pdf (accessed: 06.03.2021). (In Russian)

2. Perevertailo A. S. Koncepcija razvitija sistem podgotovki rabochih kadrov i formirovanie prikladnyh kvalifikacij [The concept of development of training systems for workers and the formation of applied qualifications], available at: http://www.myshared.ru/slide/206814/ (accessed: 28.02.2021). (In Russian)

3. Polozhenie o resursnyh centrah nacional'nogo ob#edinenija stroitelej, osushchestvljajushhih podgotovku kvalifikacionnyh rabochih kadrov: [utv. Sovetom Nacional'nogo ob#edinenija stroitelej (protokol № 45 ot 07.08.2013)]. Nacional'noe ob#edinenie stroitelej (NOSTROJ), 2013, available at: http://www.nostroy (accessed: 03.03.2021). (In Russian)

4. Dallakyan G. R. O perspektivnyh napravlenijah podgotovki studentov dlja stroitel'noj otrasli [About promising directions of training students for the construction industry], Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Mnogourovnevoe professional'noe obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitija» (g. Kazan', 24 aprelja 2014 g.) [Materials of the International scientific-practical conference «Multilevel professional education: experience, problems, development prospects» (Kazan, April 24, 2014)]. Kazan, RIC «School», 2014, pp. 55-57. (In Russian)

5. Korsakov S. V. Sistema nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija v kontekste edinogo obrazovatel'nogo prostranstva [The system of continuous professional education in the context of a single educational space], Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary vocational education], 2014, no. 2, pp. 7-11. (In Russian)

6. Gareev I. F. O razvitii nauchno-obrazovatel'nogo klastera «Kazanskij gosudarstvennyj arhi-tekturno-stroitel'nyj universitet» [On the development of the scientific and educational cluster «Kazan State University of Architecture and Civil Engineering»], Materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Strategija razvitija investicionno-stroitel'nogo kompleksa v uslovijah samoregulirovanija» [Materials of the II Intern. scientific-practical conf. «Strategy for the development of the investment and construction complex in the context of self-regulation»]. Kazan, 2013, pp. 342-347. (In Russian)

7. Labunskaya N. L. Podgotovka kvalificirovannyh rabochih dlja sovremennogo rynka truda v uchrezhdenijah srednego professional'nogo obrazovanija [Training of skilled workers for the modern labor market in institutions of secondary vocational education], cand. ped. sci. diss. abstr. Moscow, 2014, 23 p. (In Russian)

8. Sorokopud Yu. V. Razvitie sistemy podgotovki prepodavatelej vysshej shkoly [Development of the system of training teachers of higher education], Dr. ped. sci. diss. abstr. Moscow, 2012, 47 p. (In Russian)

9. Kondratyev V. V. Osobennosti metodologii inzhenernoj dejatel'nosti, inzhenernogo obrazovanija, inzhenernoj pedagogiki [Features of the methodology of engineering activity, engineering education, engineering pedagogy], Sb. nauch. st. «Kirsanovskie chtenija» [Digest of articles «Kirsanov readings»]. Kazan, Otechestvo, 2012, issue I, pp. 47-56. (In Russian)

10. Gurie L. I. Problemy professional'noj kompetentnosti prepodavatelja vuza Problems of professional competence of a university teacher], Sb. nauch. st. «Kirsanovskie chtenija» [Digest of articles «Kirsanovreadings»]. Kazan, Otechestvo, 2012, issue I, pp. 39-46. (In Russian)

Аверьянова Екатерина Владимировна,

старший преподаватель кафедры городского строительства и хозяйства Кумертауского филиала ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Кумертау, e-mail: katja08.07.1987@mail.ru

Averyanova Ekaterina Vladimirovna, Senior Lecturer of the Department of Urban Construction and Economy of the Kumertau branch, Orenburg State University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Kumertau, e-mail: katja08.07.1987@ mail.ru

Сведения для цитирования: Беленько, И. А. Применение цифровых технологий в обучении иностранному языку в профессиональном образовании в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение / И. А. Беленько // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 29-34.

УДК 372.016:811 ББК 74.58

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОГО ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

И. А. Беленько

В данной статье мы рассматриваем особенности обучения иностранному языку в профессиональном образовании в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение. В статье уделяется особое внимание сравнению методов обучения иностранному языку при традиционном подходе и на онлайн-занятиях. Автор выделяет как положительные, так и отрицательные стороны обучения иностранному языку в профессиональном образовании в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение, но приходит к выводу, что, учитывая специфику обучения иностранному языку, следует применять смешанное обучение (Blended Learning). Автор подчеркивает, что специфика обучения иностранному языку в профессиональном образовании требует непосредственного контакта преподавателя со студентом для создания языковой среды общения в аудитории, что не исключает применения цифровых технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение иностранному языку, цифровые технологии в обучении иностранному языку в профессиональном образовании, онлайн-занятие, традиционное занятие по иностранному языку, цифровые средства обучения.

Объявление Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемии СО"УГО-19 в марте 2020 г. стало поворотным моментом в обучении школьников и студентов. Тема онлайн-обучения немедленно стала самой актуальной и для научного сообщества, и для практических работников системы образования. Во многих высших учебных заведениях еще до пандемии СО"УГО-19 были собственные интернет-платформы для работы со студентами: например, в Южно-Уральском государственном университете существует портал «Электронный ЮУрГУ», который используют как студенты, так и преподаватели [1]. Для молодых людей, родившихся в начале 2000-х, привычно использовать интернет во всех сферах

своей жизни, поэтому вынужденный переход на дистанционное обучение студенты восприняли спокойно, даже радостно, так как появилась возможность учиться, не выходя из дома. Что касается преподавателей, то им предстояло методом проб и ошибок искать и создавать наиболее эффективные методы обучения своей дисциплине в условиях дистанционного обучения. Резкий переход от аудиторных занятий к дистанционному обучению выявил ряд проблем, которые потребовали немедленного решения.

Проблемы, возникшие при вынужденном переходе на дистанционное обучение, мы условно разделили на три группы: материально-технические, методические и коммуникативные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.