ЭКОНОМИКА АПК
УДК 36:637.1/3:658.1 14.5(571.15)
А.А. Майоров, Н.М. Сурай, П.А. Неверов, И.В. Ковалева A.A. Mayorov, N.M. Suray, P.A. Neverov, I.V. Kovaleva
КЛАСТЕРНАЯ СТРУКТУРА - ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
CLUSTER STRUCTURE AS A WAY TO IMPROVE DAIRY PRODUCTION MANAGEMENT
Ключевые слова: кластерная структура, потребитель, воспроизводство, продовольственная безопасность, молочная продукция.
Одним из перспективных вариантов повышения эффективности деятельности отрасли или направления в ней является организация кластерной структуры. Одним из лидеров среди регионов России по показателям развития молочной отрасли является Алтайский край. Создание молочного кластера позволит провести анализ ситуации в Алтайском крае, наметить критические точки и определить первоочередные задачи, решение которых необходимо для повышения эффективности деятельности комплекса предприятий, хозяйств, учреждений и организаций аграрного сектора, участвующих в выполнении программ обеспечения продовольственной безопасности.
Keywords: cluster structure, consumer, reproduction, food safety, dairy products.
One of the most promising options to improve the efficiency of the industry or its direction is the organization of a cluster structure. The Altai Region is one of the leading Russian regions in terms of the dairy industry development indicators. The creation of a dairy cluster will enable analyzing the situation in the Altai Region, identifying the critical points and defining the priorities necessary for the performance improvement of the complex of enterprises, farms, institutions and organizations of the farming sector involved in the implementation of food security programs.
Майоров Александр Альбертович, д.т.н., проф., каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет; директор, Сибирский НИИ сыроделия, г. Барнаул. Тел.: (3852) 564-526. E-mail: [email protected]. Сурай Наталья Михайловна, к.т.н., доцент, каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected].
Неверов Павел Александрович, к.э.н., доцент, каф. «Бухгалтерский учет, аудит, статистика», Барнаульский филиал, Финансовый университет при Правительстве РФ. Тел.: (3852) 36-18-38. E-mail: [email protected].
Ковалева Ирина Валериевна, д.э.н., проф., зав. каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: irako-valeva20051 @rambler.ru.
Mayorov Aleksandr Albertovich, Dr. Tech. Sci., Prof., Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University; Director, Siberian Research Institute of Cheese Making, Barnaul. Ph.: (3852) 564-526. E-mail: [email protected] Suray Natalya Mikhaylovna, Cand. Tech. Sci., Assoc. Prof., Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: [email protected].
Neverov Pavel Aleksandrovich, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Chair of Accounting, Audit and Statistics, Barnaul Branch, Financial University under the Government of the Russian Federation. Ph.: (3852) 36-18-38. E-mail: [email protected]. Kovaleva Irina Valeriyevna, Dr. Econ. Sci., Prof., Head, Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: irakovaleva [email protected].
Введение
Одним из перспективных вариантов повышения эффективности деятельности отрасли или направления в ней является организация кластерной структуры, под которой понимается объединение интересов предприятий, организаций, учреждений, направленных на повышение эффективности деятельности всех
входящих в кластер участников. Основная цель создания кластера — повышение эффективности производства через получение максимального экономического эффекта посредством роста производительности входящих в него предприятий, увеличения способности к инновациям. Задача создания продуктивно работающего кластера очень сложная,
поскольку необходимо учесть большое количество внешних факторов, влияющих на деятельность участников, взаимодействие между участниками, границы взаимодействия, выработка общей политики и частных программ.
В связи с этим формируется цель исследования — проанализировать структуры и системы управления производством молока-сырья для выпуска молочной продукции на основе создания специализированного кластера.
К задачам исследования относятся: разработка предложений по совершенствованию структуры и системы управления производством молока-сырья для выпуска молочной продукции в Алтайском крае на основе создания специализированного кластера, ориентированного на решение вопросов комплексного развития агропромышленной системы, включающей общие организационные принципы и частные задачи финансирования, заготовки кормов, организации сбора молока, стимулирования его производства, подготовки кадров, оптимизация переработки молока и ряд смежных проблем.
Большое значение имеет четкое определение состава участников, применительно к решению поставленных задач. Если состав участников слишком велик, то количество решаемых задач становится чрезвычайно велико и система становится неуправляемой совсем или очень инерционной, что не позволяет ей оперативно реагировать на изменение внешних факторов. При этом всегда следует помнить, что кластер не может быть полностью независимым от своих контрагентов, находящихся внутри или вне кластера.
Результаты исследований
Одним из лидеров среди регионов России по показателям развития молочной отрасли является Алтайский край. Он является лидером по объему производства сыров в России: на его долю приходится 15% производства, по объему производства сливочного масла в России занимает третье место, его доля — 5,3% производства этого продукта. По поголовью крупного рогатого скота край входит в пятерку ведущих регионов России. Доля производства молока и молочной продукции составляет 6% в общем объеме производства продукции края. В производстве молока и молочной продукции занято 3% работающего населения [1].
Следует отметить весьма высокий потенциал молочной индустрии Алтайского края, увеличившей объем производства сыров в период с 1998 по 2008 гг. с 9500 до 68500 т, т.е. более чем в 7 раз за 10 лет. Молокопе-рерабатывающие предприятия Алтайского края имеют в своем резерве еще значительный запас по переработке. По оценке специалистов, мощностей сыродельных заводов
достаточно для переработки молока на сыр в объеме до 1500 тыс. т. Это позволило бы выработать около 150000 т высококачественных сыров.
Увеличению объемов производства препятствует ряд факторов, первостепенным из которых является ограниченный ресурс по молоку. На протяжении последних лет производство молока в крае чуть превышает 1400 тыс. т в год. Значительная часть молока направляется на выработку цельномолочной и кисломолочной продукции. Дополнительный фактор, ограничивающий выработку сыров — это достаточно высокая сезонность производства молока. Так, практически 80% молока в крае поступает на переработку в период с середины мая до середины сентября. В этот период вырабатывается наибольшее количество сыров, и предприятия работают зачастую с перегрузом. В осенний, весенний и особенно в зимний период, а он в сибирском регионе достаточно длинный, сыродельные заводы либо работают с большим недогрузом, либо вынуждены полностью прекращать деятельность, поскольку работа в условиях обеспеченности сырьем на 30-40% убыточна. Остановка предприятия вызывает разрыв связей по поставкам молока, сбыту продукции, потере квалифицированных кадров и, в целом, снижению качества продукции и увеличению ее себестоимости [2].
Эти проблемы необходимо решать комплексно, с учетом влияния смежных факторов, которые затрагивают вопросы породности молочного стада, условий его содержания и кормления, совершенствования системы сбора молока у поставщиков, системы кормозаготовок, подготовки кадров, системы кредитования, формирования оптимальной инфраструктуры и целый ряд других проблем.
На первом этапе следует выделить основные проблемы, сдерживающие развитие молочной отрасли в Алтайском крае в той последовательности, которая складывается в технологической цепочке: производство молока, его переработка и реализация готовой продукции.
На каждом из этапов следует рассмотреть состояние уровня развития предприятия, состояние инфраструктуры, систему финансирования, уровень обеспеченности специализированными услугами и кадрами и уровень подготовленности кадров. Отдельно следует рассмотреть вопросы регулирования и управления, поскольку они касаются всех перечисленных факторов. Как любая управленческая структура она требует для эффективной работы тщательного анализа взаимосвязей между элементами системы. Особенно следует уделить внимание последовательности этапов модернизации элементов кластера.
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 11 (133), 2015
133
Одним из ключевых моментов любой системы, в которой используется человеческий труд, является уровень подготовленности кадров. Даже самая совершенная система, в которой участвует человек, не имеющий нужных навыков и опыта работы с ней, не сможет функционировать эффективно. Причем, при подготовке специалистов следует большое внимание уделять освоению практических навыков как в нормальных, (штатных) режимах работы, так и в экстремальных ситуациях. Поэтому подготовка специалистов различного уровня становится во многом основополагающей. Требуются специалисты — организаторы производства (управленцы), экономисты, технологи производств, ветеринары, зоотехники и целый ряд узких специалистов. Здесь следует выделить задачу получения практических навыков, которая является в настоящее время не такой простой. Наиболее оптимальным решением может быть прохождение практики на предприятиях, направивших своих специалистов на обучение. Другим вариантом может быть прохождение практики на передовых предприятиях на основе договоров. Немаловажным фактором закрепления специалистов на предприятиях и в хозяйствах является решение вопросов инфраструктуры. Предоставление молодым специалистам жилья, места в детском саду, хороший уровень подготовки в школе, наличие транспортного сообщения с близлежащими населенными пунктами, во многом облегчит задачу обеспечения производств молодыми кадрами [3].
Важным элементом в любой хозяйственной деятельности является ее финансирование. Разработка систем кредитования со страхованием рисков на выгодных для ссудодателя и заемщика условиях — непременный элемент как при организации нового производства, так и для действующих субъектов. Существующая система кредитования приводит к срокам окупаемости более 10 лет при организации нового производства. Это вызвано высокими кредитными ставками. Кроме того, короткий срок кредитования и отсутствие индивидуального подхода при выдачи кредитов предприятиям отрасли вызывают дополнительные трудности, а отсутствие гарантий у заемщика чаще всего приводит к невозможности совершения кредитного договора [4].
В мировой практике существует положительный опыт финансирования предпринимательской деятельности, при которой финансовая организация (банк) участвует на оговоренных условиях в качестве соучредителя или активного инвестора в том или ином проекте, разделяя риски и прибыль от деятельности организуемого предприятия. Существуют также государственные фонды развития предприятий при отраслях, предназначенные
для финансовой поддержки модернизируемых и вновь организуемых производств. Фонды предоставляют беспроцентные займы на период строительства и реконструкции предприятия, в случае выполнения условий договора по срокам и другим условиям предоставления государственного займа, им списывается до 50% суммы займа.
При организации кластерной структуры необходимо изучить зарубежный опыт финансирования и использовать его элементы в структуре финансирования кластера. Для подробного изучения целесообразности реализации того или иного проекта перед включением его в программу финансирования следует подробно проанализировать его этапы, поручив эту работу экспертам в данной области, технологам, маркетологам, экологам и другим специалистам, необходимым для всестороннего изучения проекта и последствий его реализации.
Серьезную помощь в целом ряде случаев должно оказать научное обеспечение. Его роль должна присутствовать на всех этапах разработки и реализации проектов, начиная от разработки проекта, привязки его к конкретным условиям подбора компонентов, условий использования, системы реализации результатов, наличия инфраструктуры, воздействия на внешнюю среду.
Так, при разработке оптимального варианта молочной фермы следует рассмотреть исходные требования, в которых следует задать численность молочного стада, породность скота, его продуктивность при заданных условиях содержания, потребность в кормах, состав кормов, численность обслуживающего персонала, систему удаления отходов, потребность во вспомогательных помещениях, потребность в электроэнергии и обеспечении водой и т.д. Такой анализ можно провести с помощью специально разработанной математической модели, позволяющей с заданной точностью рассчитать выходные параметры различных вариантов реализации. Такую модель можно использовать при разработке бизнес-планов и расчета сроков окупаемости. Она может быть разработана только при участии комплекса специалистов, компетентных каждый в своей области: экономике, техники и технологии, зоотехнии, ветеринарии, электро- и теплоснабжении, экологии и др. [5].
Отдельно, на начальном этапе, следует изучить вопросы сбыта продукции, доступ к рынку и каналы дистрибуции, наличие инфраструктуры.
Целью создания молочного кластера является повышение конкурентоспособности предприятий молочной отрасли края до уровня стран-лидеров и увеличить долю выпускаемой продукции предприятий АК на рынках РФ и зарубежных стран за счет формирова-
ния необходимых кооперационных связей компаний молочной отрасли, а также смежных вспомогательных отраслей, в т.ч. научно-образовательного сектора, на всех этапах цепочки создания стоимости молока и молочной продукции [6, 7].
Заключение
Создание молочного кластера позволит провести анализ ситуации в крае, наметить критические точки и определить первоочередные задачи, решение которых необходимо для повышения эффективности деятельности комплекса предприятий, хозяйств, учреждений и организаций аграрного сектора, участвующих в выполнении программ обеспечения продовольственной безопасности.
Библиографический список
1. Беляев В.И., Сурай Н.М., Ковалев А.А. Маркетинговые исследования в решении задач регионального воспроизводства отраслей агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности регионов России (на материалах рынка мясной продукции в Алтайском крае) // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - № 10 (108). -С. 142-150.
2. Беляев В.И. Локальные рынки: их роль, место и значение в развитии воспроизводственных процессов в регионах // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - № 2/1. - С. 247-252.
3. Михайлов В.В., Кудреватых Н.В. Агро-продовольственные кластеры как инструмент формирования устойчивого регионального продовольственного рынка Кемеровской области // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2010. - № 7 (69). - С. 108-113.
4. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007. - 672 с.
5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: учебник для вузов. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 576 с.
6. Weis H.C. Marketing. В Auflage, Ludwigshafen (Rhein): Kiehl, 1993.
7. Weis H.C. Marketing. 10 Auflage, Ludwigshafen, 1997.
References
1. Belyaev V.l., Surai N.M., Kovalev A.A. Marketingovye issledovaniya v reshenii zadach regional'nogo vosproizvodstva otraslei ag-ropromyshlennogo kompleksa i obespecheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti regionov Rossii (na materialakh rynka myasnoi produktsii v Al-taiskom krae) // Vestnik Altaiskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. — 2013. — № 10 (108). — S. 142-150.
2. Belyaev V.l. Lokal'nye rynki: ikh rol', mes-to i znachenie v razvitii vosproizvodstvennykh protsessov v regionakh // lzvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2012. — № 2/1. — S. 247-252.
3. Mikhailov V.V., Kudrevatykh N.V. Ag-roprodovol'stvennye klastery kak instrument formirovaniya ustoichivogo regional'nogo prod-ovol'stvennogo rynka Kemerovskoi oblasti // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2010. — № 7 (69). — S. 10B-113.
4. Belyaev V.l. Marketing: osnovy teorii i praktiki: uchebnik. — 2-e izd., ster. — M.: KNORUS, 2007. — б72 s.
5. Bagiev G.L., Tarasevich V.M. Marketing: uchebnik dlya vuzov. — 3-e izd. — SPb.: Piter, 2010. — 57б s.
6. Weis H.C. Marketing. В Auflage, Ludwigshafen (Rhein): Kiehl, 1993.
7. Weis H.C. Marketing. 10 Auflage, Ludwigshafen, 1997.
+ + +
УДК 631.16:658.148:637.146.4
Д.В. Рожкова, И.В. Ковалева D.V. Rozhkova, I.V. Kovaleva
К ВОПРОСУ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
THE ISSUE OF AGRI-FOOD MARKET EVALUATION METHODOLOGY AND PROCEDURES
Ключевые слова: методология, методика, оценка, АПК, агропродовольственный рынок, экономико-статистический анализ, самообеспеченность.
В современных условиях развития экономики АПК приоритетным направлением становится удовлетворение потребностей внутреннего рынка в качественном отечественном продовольствии. При этом реализация мероприятий по насыщению аг-
ропродовольственного рынка товарами отечественного производства, безусловно, подразумевает проведение комплексной предварительной оценки состояния и потенциала рассматриваемого рынка. К слову отметим, что в настоящее время нет единой сложившейся методики оценки агро-продовольственного рынка, поскольку данный рынок представляет собой сложную систему с определенным набором функций, особенностей и характеристик, отличающих его от других видов рын-
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 11 (133), 2D15
35