Научная статья на тему 'К вопросу методологии и методики оценки агропродовольственного рынка'

К вопросу методологии и методики оценки агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / МЕТОДИКА / ОЦЕНКА / EVALUATION / АПК / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / AGRI-FOOD MARKET / ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ECONOMIC AND STATISTICAL ANALYSIS / САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / SELF-SUFFICIENCY / PROCEDURE / AGRICULTURAL INDUSTRY COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Дарья Викторовна, Ковалева Ирина Валериевна

В современных условиях развития экономики АПК приоритетным направлением становится удовлетворение потребностей внутреннего рынка в качественном отечественном продовольствии. При этом реализация мероприятий по насыщению агропродовольственного рынка товарами отечественного производства, безусловно, подразумевает проведение комплексной предварительной оценки состояния и потенциала рассматриваемого рынка. К слову отметим, что в настоящее время нет единой сложившейся методики оценки агропродовольственного рынка, поскольку данный рынок представляет собой сложную систему с определенным набором функций, особенностей и характеристик, отличающих его от других видов рынка. В результате чего целью научной работы стала разработка дополненного и уточненного методического инструментария для комплексной оценки агропродовольственного рынка в условиях реализации стратегии импортозамещения. Предложена методология оценки агропродовольственного рынка, состоящая из двух блоков: экономико-статистического и маркетингового анализа. Блок экономико-статистического анализа дополнен следующими авторскими методиками: методикой оценки валовой продукции сельского хозяйства с поправкой на средний уровень инфляции в регионе, позволяющей объективно оценивать развитие рынка; методикой оценки самообеспечения региона по фактической емкости рынка, основанной на расчете индикатора самообеспечения региона той или иной группой продовольствия по фактическому потреблению без учета запасов; методикой рейтинговой системы оценки агропродовольственного рынка субъектов региона (округа), служащей базисом для выявление конкурентных преимуществ агропродовольственного рынка региона (округа) по определенному набору показателей. Применение подобной методики на практике может стать действенным инструментом оценки целесообразности мероприятий по развитию агропродовольственного рынка региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF AGRI-FOOD MARKET EVALUATION METHODOLOGY AND PROCEDURES

In the current context of the agricultural industry complex economy development the priority is to satisfy the domestic market demand for quality domestically produced food. The measures for the agri-food market saturation with domestic products means the execution of integrated evaluation of the market’s condition and development potential. Today there is no single methodology of the agri-food market evaluation because this market is a complex system with a specific set of functions, features and characteristics that distinguish it from other types of markets. The research goal is the development of revised methodological tools for integrated evaluation of the agri-food market in the context of the import substitution strategy. We propose the agri-food market evaluation methodology comprised of two blocks: economic and statistical analysis and marketing analysis. The block of economic and statistical analysis includes the following author’s procedures: 1) the procedure of the total agricultural output evaluation corrected for the regional average rate of inflation which enables an objective assessment of market development; 2) the procedure of regional self-sufficiency evaluation by the actual market capacity based on the calculation of the regional self-sufficiency index for a product group without including stocks; 3) the procedure of the ranking evaluation of the entities of the regional agri-food market to reveal the competitive advantages of the regional agri-food market by a specific set of criteria. The application of this methodology may be an efficient tool to evaluate the expediency of the measures for the regional agri-food market development.

Текст научной работы на тему «К вопросу методологии и методики оценки агропродовольственного рынка»

ния необходимых кооперационных связей компаний молочной отрасли, а также смежных вспомогательных отраслей, в т.ч. научно-образовательного сектора, на всех этапах цепочки создания стоимости молока и молочной продукции [6, 7].

Заключение

Создание молочного кластера позволит провести анализ ситуации в крае, наметить критические точки и определить первоочередные задачи, решение которых необходимо для повышения эффективности деятельности комплекса предприятий, хозяйств, учреждений и организаций аграрного сектора, участвующих в выполнении программ обеспечения продовольственной безопасности.

Библиографический список

1. Беляев В.И., Сурай Н.М., Ковалев А.А. Маркетинговые исследования в решении задач регионального воспроизводства отраслей агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности регионов России (на материалах рынка мясной продукции в Алтайском крае) // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - № 10 (108). -С. 142-150.

2. Беляев В.И. Локальные рынки: их роль, место и значение в развитии воспроизводственных процессов в регионах // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - № 2/1. - С. 247-252.

3. Михайлов В.В., Кудреватых Н.В. Агро-продовольственные кластеры как инструмент формирования устойчивого регионального продовольственного рынка Кемеровской области // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2010. - № 7 (69). - С. 108-113.

4. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007. - 672 с.

5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: учебник для вузов. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 576 с.

6. Weis H.C. Marketing. В Auflage, Ludwigshafen (Rhein): Kiehl, 1993.

7. Weis H.C. Marketing. 10 Auflage, Ludwigshafen, 1997.

References

1. Belyaev V.l., Surai N.M., Kovalev A.A. Marketingovye issledovaniya v reshenii zadach regional'nogo vosproizvodstva otraslei ag-ropromyshlennogo kompleksa i obespecheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti regionov Rossii (na materialakh rynka myasnoi produktsii v Al-taiskom krae) // Vestnik Altaiskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. — 2013. — № 10 (108). — S. 142-150.

2. Belyaev V.l. Lokal'nye rynki: ikh rol', mes-to i znachenie v razvitii vosproizvodstvennykh protsessov v regionakh // lzvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2012. — № 2/1. — S. 247-252.

3. Mikhailov V.V., Kudrevatykh N.V. Ag-roprodovol'stvennye klastery kak instrument formirovaniya ustoichivogo regional'nogo prod-ovol'stvennogo rynka Kemerovskoi oblasti // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2010. — № 7 (69). — S. 10В-113.

4. Belyaev V.l. Marketing: osnovy teorii i praktiki: uchebnik. — 2-e izd., ster. — M.: KNORUS, 2007. — б72 s.

5. Bagiev G.L., Tarasevich V.M. Marketing: uchebnik dlya vuzov. — 3-e izd. — SPb.: Piter, 2010. — 57б s.

6. Weis H.C. Marketing. В Auflage, Ludwigshafen (Rhein): Kiehl, 1993.

7. Weis H.C. Marketing. 10 Auflage, Ludwigshafen, 1997.

+ + +

УДК 631.16:658.148:637.146.4

Д.В. Рожкова, И.В. Ковалева D.V. Rozhkova, I.V. Kovaleva

К ВОПРОСУ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

THE ISSUE OF AGRI-FOOD MARKET EVALUATION METHODOLOGY AND PROCEDURES

Ключевые слова: методология, методика, оценка, АПК, агропродовольственный рынок, экономико-статистический анализ, самообеспеченность.

В современных условиях развития экономики АПК приоритетным направлением становится удовлетворение потребностей внутреннего рынка в качественном отечественном продовольствии. При этом реализация мероприятий по насыщению аг-

ропродовольственного рынка товарами отечественного производства, безусловно, подразумевает проведение комплексной предварительной оценки состояния и потенциала рассматриваемого рынка. К слову отметим, что в настоящее время нет единой сложившейся методики оценки агро-продовольственного рынка, поскольку данный рынок представляет собой сложную систему с определенным набором функций, особенностей и характеристик, отличающих его от других видов рын-

ка. В результате чего целью научной работы стала разработка дополненного и уточненного методического инструментария для комплексной оценки агропродовольственного рынка в условиях реализации стратегии импортозамещения. Предложена методология оценки агропродовольственного рынка, состоящая из двух блоков: экономико-статистического и маркетингового анализа. Блок экономико-статистического анализа дополнен следующими авторскими методиками: методикой оценки валовой продукции сельского хозяйства с поправкой на средний уровень инфляции в регионе, позволяющей объективно оценивать развитие рынка; методикой оценки самообеспечения региона по фактической емкости рынка, основанной на расчете индикатора самообеспечения региона той или иной группой продовольствия по фактическому потреблению без учета запасов; методикой рейтинговой системы оценки агропродовольственного рынка субъектов региона (округа), служащей базисом для выявление конкурентных преимуществ агропродовольственного рынка региона (округа) по определенному набору показателей. Применение подобной методики на практике может стать действенным инструментом оценки целесообразности мероприятий по развитию агропродоволь-ственного рынка региона.

Keywords: methodology, procedure, evaluation, agricultural industry complex, agri-food market, economic and statistical analysis, self-sufficiency.

In the current context of the agricultural industry complex economy development the priority is to satisfy the domestic market demand for quality domestically produced food. The measures for the agri-food market saturation with domestic products means the execution of integrated evaluation of the market's condition and development potential. Today there is no single methodology of the agri-food market evaluation because this market is a complex system with a specific set of functions, features and characteristics that distinguish it from other types of markets. The research goal is the development of revised methodological tools for integrated evaluation of the agri-food market in the context of the import substitution strategy. We propose the agri-food market evaluation methodology comprised of two blocks: economic and statistical analysis and marketing analysis. The block of economic and statistical analysis includes the following author's procedures: 1) the procedure of the total agricultural output evaluation corrected for the regional average rate of inflation which enables an objective assessment of market development; 2) the procedure of regional self-sufficiency evaluation by the actual market capacity based on the calculation of the regional self-sufficiency index for a product group without including stocks; 3) the procedure of the ranking evaluation of the entities of the regional agri-food market to reveal the competitive advantages of the regional agri-food market by a specific set of criteria. The application of this methodology may be an efficient tool to evaluate the expediency of the measures for the regional agri-food market development.

Рожкова Дарья Викторовна, ассист., каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: dan-ya2510@yandex. ru.

Ковалева Ирина Валериевна, д.э.н., проф., зав. каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: irako-valeva20051 @rambler.ru.

Rozhkova Darya Viktorovna, Asst., Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: danya2510@yandex.ru. Kovaleva Irina Valeriyevna, Dr. Econ. Sci., Prof., Head, Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: irako-valeva20051 @rambler.ru.

Введение

Вопрос методологии и методики оценки агропродовольственного рынка является особенно актуальным на сегодняшний день, поскольку до сих пор не сложилось единого мнения в экономической науке относительно действенной методики.

В теории и на практике применяется достаточно широкий спектр подходов к оценке рынка, однако существующие методики носят чаще всего маркетинговый характер, основанный на изучении спроса, предложения и конкуренции на рынке [1-3].

С целью разработки практических рекомендаций для развития агропродовольствен-ного рынка в условиях реализации стратегии импортозамещения нам представляется необходимым развить и дополнить методологию анализа рынка, применимую на практике и способствующую более детальному и комплексному изучению единого рыночного пространства АПК региона.

Соответственно, объектом изучения является методология комплексной оценки агро-продовольственного рынка, задачей исследования — уточнение методики оценки агропродовольственного рынка.

В процессе работы использованы следующие методы: экономико-статистический и метод контент-анализа.

Результаты исследований

Оценка агропродовольственного рынка подразумевает изучение и выявление объективной информации о текущей ситуации на рынке и перспективах его развития с целью разработки стратегически верных решений в контексте проведения того или иного комплекса операций на локальном рынке [4].

Следовательно, методология агропродовольственного рынка базируется на совокупности методов изучения рынка и выстраивании логической взаимосвязи между ними.

-""Т

Ситуационный анализ агропродовольственного рынка

_12_

Стратегический портфельный анализ агропродовольственного рынка

_±1_

Выделение локальных сегментов агропродовольственного рынка

/_________________________________________

Рис. Методология анализа агропродовольственного рынка региона

Общая оценка развития агропродовольственного рынка

Идентификация наиболее значимых показателей развития агропродовольственного рынка

Рейтинговая оценка агропродовольственного рынка

Исследование принципов локализации отраслевых рынков как составляющих агропродовольственного рынка

Оценка развития отраслевых рынков

Методология оценки агропродовольственного рынка представляет собой некую компиляцию из существующих и дополненных, и развитых нами методик (рис.).

Методы экономико-статистического анализа предполагают изучение ключевых экономических показателей развития рынка АПК с применением методов статистической обработки данных, методов обработки динамических рядов статистических показателей.

В общепринятую методику экономико-статистического анализа нами внесены некоторые изменения, позволяющие, на наш взгляд, получить более конструктивную картину состояния агропродовольственного рынка региона:

1. Методика оценки валовой продукции сельского хозяйства в регионе.

Традиционный анализ показателей, демонстрирующих состояние экономики сельского хозяйства, начинается с анализа динамики валового продукта. При этом статистически динамика в большинстве случаев иллюстрирует положительные тенденции развития сельского хозяйства. Однако расчет данного показателя производится без учета влияния инфляции, что искажает реальную картину экономиче-

ского состояния отрасли [5]. Суть предложенной нами методики сводится к расчету скорректированной на средний уровень инфляции валовой продукции по следующей формуле:

СРс = ОР: - (GP¿ * 0.01 *1* (Г; - То)), (1) где СРс — валовой продукт в фактическом году (периоде), скорректированный на средний коэффициент инфляции;

- валовой продукт фактического года (периода) без учета поправки на инфляцию;

/ — средний уровень инфляции за рассматриваемый период (рассчитывается по формуле простой средней арифметической);

ТЬ - фактический год (период);

Г - базовый год (период);

0,01 - перевод процентов в доли единиц.

2. Методика оценки самообеспечения региона по фактической емкости рынка.

С целью анализа степени удовлетворения местными производителями существующих потребностей региона в сырье и продовольствии нами развита и дополнена методика расчета самообеспеченности региона по тем или иным товарным группам.

Для определения уровня обеспеченности регионального рынка той или иной группой продовольствия местного производства рассчитаем индикатор самообеспечения региона по следующей формуле:

J _

Л.

- - :::::,

(2)

где — индикатор самообеспечения региона /-той группой продовольствия в у-том периоде;

Р/ — объемы местного /-той группы продовольствия

производства в регионе в

у-том периоде (в натуральном выражении);

Рс{- объем производственного потреб-

ления /-той группы продовольствия в регионе

в у-том периоде (в натуральном выражении);

п отери /-той группы продовольствия

в регионе ! в у-том периоде (в натуральном

выражении);

— объем личного потребления /-той группы продовольствия в регионе в у-том периоде (в натуральном выражении).

Предложенный подход позволяет определить уровень самообеспечения региона продовольствием по фактическому потреблению без учета запасов продовольствия. Основой для расчета индикатора самообеспечения региона служат данные продовольственных балансов.

Традиционно, говоря о продовольственной безопасности, экономисты сходятся во мнении, что более 30% импорта продовольствия создает угрозу продовольственной безопасности страны, оптимальный объем импорта должен составлять не более 15% [6, 7]. Соответственно, мы можем выделить четыре группы интервальных параметров (-Ц) для значения индикатора самообеспечения:

1) < 69% — регион с недопустимо низким уровнем самообеспечения /-той группой продовольствия (- - );

2) 70% < 1з{ < 84% - регион с низким

уровнем самообеспечения /-той группой

продовольствия (-'^ ;);

высоким уровнем самообеспечения /-той

группой продовольствия (

С целью обобщения полученной инфор-

3) ЗБ% < /я/ < 100% - самообеспечиваемый регион /-той группой продовольствия

мации по значениям индикаторов самообеспечения региона той или иной группой продовольствия представляется необходимым произвести расчет консолидированного индика-

тора самообеспечения региона всеми группами продовольствия.

Консолидированный индикатор самообеспечения позволит идентифицировать регион как «проблемный» с недостаточным уровнем самообеспечения продовольствием или «позитивный» с приемлемым или высоким уровнем самообеспечения.

Суть расчета консолидированного индикатора можно свести к расчету средней арифметической взвешенной для интервального ряда по формуле:

¡Г- £ 0,01 МгЛГ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ = • (3)

LNi

где — консолидированный индикатор самообеспечения региона продовольствием;

V — центральное (серединное) значение признака в /-том интервале индикатора самообеспечения;

: — частота ряда распределения, с которой отдельные варианты встречаются в /-том интервале индикатора самообеспечения;

0,01 — перевод процентов в доли единиц.

Наиболее благоприятным для развития аг-ропродовольственного рынка региона является значение консолидированного индикатора самообеспечения на уровне 0,85 (85%) и выше.

3. Методика рейтинговой системы оценки агропродовольственного рынка субъектов региона (округа).

С целью построения сравнительной характеристики агропродовольственных рынков субъектов региона или округа нами предложено использование методики рейтинговой оценки рассматриваемых рынков.

В контексте выявления конкурентных преимуществ рынка рейтинговая система оценки является незаменимым инструментом, поскольку позволяет наглядно продемонстрировать наиболее сильные и узкие места исследуемых объектов, выявить рынки — «лидеры» или «аутсайдеры». Кроме того, рейтинговая система позволяет проанализировать в совокупности значительное количество признаков, демонстрирующих состояние исследуемого рынка.

В качестве ключевых показателей оценки развития агропродовольственного рынка предлагаем следующие: производство сельскохозяйственной продукции на душу населения, коэффициент обновления сельскохозяйственной техники, урожайность зернобобовых культур, поголовье КРС, величина импорта на душу населения, потребление основных продуктов питания на душу населения. Выбор вышеперечисленных показателей обусловлен многоаспектным изучением продовольственного рынка, подразумевающим не только анализ производства, потребления,

импорта сельскохозяйственной продукции в регионе, но и изучение соответствующей инфраструктуры.

Технология присваивания рейтинга тради-ционна и заключается в следующем:

а) значению каждого анализируемого показателя присваивается рейтинг от 1 до n (n — максимальное значение рейтинга, совпадающее с количеством сравниваемых рынков), при этом 1 присваивается максимальному значению в рассматриваемом признаке, n — минимальному значению соответственно (инверсионно производится оценка значений по показателю «величина импорта на душу населения», поскольку здесь минимальная доля импорта — лучший показатель (присваиваем рейтинг 1), и, наоборот, максимальная доля импорта — худший показатель (присваиваем рейтинг n);

б) по окончании присвоения рейтинга по каждому рассматриваемому показателю производится расчет суммы баллов по следующей формуле:

r = Zfif, (4)

где Т — итоговое значение балльной оценки;

Fr — рейтинг i-го рынка по каждому показателю в j-том периоде;

в) по значениям суммы баллов аналогично по возрастанию проставляется итоговый рейтинг исследуемых рынков.

Соответственно, рынки с «высоким» рейтингом являются более конкурентоспособными и имеют базис для дальнейшего развития в условиях реализации стратегии им-портозамещения.

Выводы

Таким образом, развитая и дополненная методология агропродовольственного рынка в условиях реализации стратегии импортоза-мещения способствует более детальному и комплексному изучению единого рыночного пространства АПК региона.

Библиографический список

1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. — М.: Финансы и статистика, 2006. - 672 с.

2. Тюрин Д.В. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 342 с.

3. Розанова Н.М., Зороастрова И.В. Экономический анализ фирмы и рынка: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 279 с.

4. Филимоненко И.В. Методика оценки и выбора эффективных локальных рынков региона / / Вестник НГУ, Серия: Социально-экономические науки. — 2006. — Т. 6. -Вып. 1 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nsu.ru/jspui/bitstream/ nsu/2521/1/11.pdf (дата обращения: 07.07.2015).

5. Упилкова Ж.А. Организационно-экономический механизм повышения эффективности производства зерна в аграрных хозяйствах региона: дис. ... канд. экон. наук / Уральский гос. аграрный университет. — Екатеринбург, 2014. - 194 с.

6. Костусенко И.И. Самообеспеченность регионов Российской Федерации молочными и мясными продуктами // Аграрный вестник Урала. - 2009. - № 3 (57). - С. 19-22.

7. The State of Food Insecurity in the World 2013 / Food and Agriculture Organization of the United Nations. - Rome, 2013. - 56 p.

References

1. Kompleksnyi ekonomicheskii analiz kho-zyaistvennoi deyatel'nosti: uchebnoe posobie / A.I. Alekseeva, Yu.V. Vasil'ev, A.V., Maleeva, L.I. Ushvitskii. - M.: Finansy i statistika, 2006. -672 s.

2. Tyurin D.V. Marketingovye issledovaniya: uchebnik dlya bakalavrov. - M.: Yurait, 2013.

- 342 s.

3. Rozanova N.M., Zoroastrova I.V. Ekonomicheskii analiz firmy i rynka: uchebnik. -M.: Yuniti-Dana, 2012. - 279 s.

4. Filimonenko I.V. Metodika otsenki i vy-bora effektivnykh lokal'nykh rynkov regiona / / Vestnik NGU, Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. - 2006. - T. 6. - Vyp. 1 [elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.nsu.ru/ jspui/bitstream / nsu /2521 /1 /11.pdf. (data obrashcheniya: 07.07.2015).

5. Upilkova Zh.A. Organizatsionno-ekono-micheskii mekhanizm povysheniya effektivnosti proizvodstva zerna v agrarnykh khozyaistvakh regiona: dis. ... kand. ekon. nauk / Ural'skii gos. agrarnyi universitet. - Ekaterinburg, 2014.

- 194 s.

6. Kostusenko I.I. Samoobespechennost' re-gionov Rossiiskoi Federatsii molochnymi i my-asnymi produktami / / Agrarnyi vestnik Urala. -2009. - № 3 (57). - S. 19-22.

7. The State of Food Insecurity in the World 2013 / Food and Agriculture Organization of the United Nations. - Rome, 2013. - 56 p.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.