ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
УДК 332.1
Аскеров Н.С.1
КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация. В статье обосновывается эффективность применения кластерной стратегии к развитию горных территорий Северо-Кавказского региона; предложен алгоритм создания кластерной экономики и механизм стимулирования кластерной стратегии в регионе.
Решение социально-экономических проблем горных территорий предлагается через реализацию механизма стимулирования предпринимательской деятельности. Выявлен высокий удельный вес продукции, производимой домохозяйствами, и низкий - производимый индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, на основе которого сделан вывод о наличии в Республике Дагестан значительного кластерного потенциала.
Показано наличие основных предпосылок для формирования кластеров, а также предложена идея создания Кластерного центра Республики Дагестан.
Ключевые слова: Кластерная стратегия, кластерный центр, кластеры хозяйств населения, предпосылки кластеризации, стимулирование предпринимательской деятельности, горная экономика.
Askerov N.S.
CLUSTER STRATEGY OF MOUNTAIN AREAS DEVELOPMENT
Abstract. The effectiveness of the cluster strategy for the development of mountainous areas of the North Caucasus region is substantiated; an algorithm of a cluster economy creation and the cluster strategy stimulation mechanism in the region are suggested in the article.
The solution of social and economic problems of mountain areas is offered to find by means of the proposed entrepreneurial activity stimulation mechanism. A large share of the produce made by households and a low one by individual entrepreneurs and farmers are defined. That points to the significant cluster potential in the Republic of Dagestan.
The existence of basic preconditions for cluster formation and the idea of creating a Cluster center in Dagestan are stipulated in the article.
Keywords: The cluster strategy, the cluster center, clusters of households, clustering background, promotion of entrepreneurial activity, the mountain area economy.
Кластерный подход является одним из основных методов повышения конкурентоспособности российской экономики, что становится все более очевидным для федеральных и региональных властей. На современном этапе кластеры рассматриваются как эффективный инструмент развития территорий не только в развитых странах мира, но и в Российской Федерации. Однако, процесс экономической кластеризации в настоящее время осуществляется преимущественно стихийно, под влиянием рыночных сил. Напротив, в развитых странах заметной и устойчивой тенденцией является формирование кластеров не только спонтанное, но и регулируемое государством. Это вполне закономерное явление, однако, его теоретико-методологические и прикладные аспекты оказываются исследованными не в полной мере.
Реализация кластерного подхода заложена в «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года», в соответствии с которой предусматривается кластеризация в самых различных сферах экономики горного края. Она же предусматривается и в
1 Аскеров Низами Садитдинович, канд. экон. наук, профессор, зав. кафедрой политической экономии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», Россия, г. Махачкала, e-mail: n.s.askerov(@,mail.ru Askerov Nizami, Candidate of Economic Sciences, Professor, the Head of the Political Economy Department, FSBEIHPE «Dagestan State University»
приоритетных проектах главы Республики Дагестан. Министерство экономического развития России выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, которые направлены на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России. В то же время в Республике Дагестан создана определённая правовая база кластерной модернизации, принят ряд нормативно-правовых актов.
Наряду с этим, в Программу стратегического развития Дагестанского государственного университета ещё в 2011 году был включён научный проект по разработке научно-методических основ функционирования научно-образовательного кластера региона для реализации задач «Стратегии - 2025». Для реализации этого проекта был сформирован творческий коллектив из состава учёных экономического факультета Дагестанского государственного университета, которыми, по результатам исследования, была подготовлена и издана монография «Кластерный механизм модернизации экономики». [12]
Комплексная диагностика социально-экономических процессов в регионе в условиях мирового финансового кризиса и роста влияния глобализации, а также анализ факторов, препятствующих развитию кластеров в Республике Дагестан и мотивирующих интеграцию организаций в кластер, позволил творческому коллективу Дагестанского государственного университета разработать алгоритм создания кластерной экономики в регионе, который предусматривает три основных этапа:
1) предварительный, на котором определяется потенциал кластеризации и разрабатывается программа реализации кластерных проектов;
2) активизация процессов кластеризации в регионе, подключение к этим процессам возможных участников. Для того чтобы процесс кластеризации реально начался, требуется инициатива властных структур региона или крупных бизнес-структур;
3) оценка функционирования кластеров на основе показателей, характеризующих экономическое развитие. По результатам оценки осуществляется корректировка программы развития кластеров, проводятся необходимые изменения в их деятельности.
Как известно, кластер есть группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. [11]
Механизм стимулирования кластеризации экономики республики, разработанный в рамках проекта, включает в себя следующие основные направления:
а) совершенствование механизмов государственной поддержки инновационной деятельности на региональном уровне;
б) стимулирование притока финансового капитала в региональную инновационную систему;
в) развитие механизмов интеграции науки и образования с реальным сектором экономики;
г) определение форм государственного участия в поддержке инновационной деятельности;
д) создание институциональной инфраструктуры для венчурного капитала;
е) стимулирование спроса на инновации путем снижения налогового бремени и выборочного стимулирования отдельных отраслей экономики;
ж) развитие механизма частно-государственного партнерства в инфраструктурных проектах.
В итоге была предложена идея создания Кластерного центра Республики Дагестан, который
мог бы выступать в качестве пилотного проекта по формированию сети региональных Центров развития кластеров на территории Республики Дагестан и обеспечивать формирование организационных и методических основ.
В качестве основных задач деятельности кластерного Центра определяются:
1) разработка кластерной политики Республики Дагестан;
2) разработка стратегий (системных проектов) развития инновационных кластеров и инвестиционных программ их реализации;
3) разработка и реализация совместных кластерных проектов развития с привлечением участников кластеров, органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц;
4) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в интересах участников инновационных кластеров;
5) оказание содействия участникам инновационных кластеров при получение государственной, муниципальной поддержки, поддержки доноров;
6) содействие в выводе на рынки новых продуктов (услуг) участников кластеров;
7) организация эффективного взаимодействия среди участников кластеров, в том числе организация конференций, круглых столов, семинаров, тренингов в сфере интересов участников кластера;
8) организация мониторинга состояния финансово-экономического, инновационного, научного и производственного потенциала кластеров.
Хотя Республика Дагестан относится к регионам, где кластерная стратегия только начинает реализовываться, однако в мировой и российской практике можно наблюдать немало примеров эффективного воздействия реализующихся кластеров на развитие отечественной экономики.
Так, в настоящее время в Свердловской области разрабатываются пилотные проекты «Титановая долина» и Концепция Уральского автомобильного кластера. Последние десять лет активно разрабатываются схемы образования кластеров в экономике Республики Татарстан, которая традиционно ассоциируется с развитой нефтедобычей, нефтехимией и автомобилестроением. Еще один регион, где активно развивается кластерный подход - Самарская область, которая относится к наиболее развитым промышленным регионам России.
Кластеризация в Дании осуществляется по британскому варианту. При этом выявлены тринадцать региональных и шестнадцать национальных кластеров. Кластеры в этой стране объединены с одной стороны на основе традиционных секторов экономики (производство тканей, одежды, мебели, садоводства), а с другой - на основе инновационных секторов (мобильная и спутниковая связь). В Дании в 1992 г. в кластерах участвовало 40% всех фирм страны, которые обеспечивали 60% экспорта. В конечном итоге, по кластеризации экономики Дания вышла на передовые позиции в мире.
В Германии развитию кластерной стратегии в территориях способствует федеральное устройство, при котором земли имеют большую самостоятельность и реализуют собственные программы развития за счет своих средств. В этой стране работают три из семи лучших мировых кластера высоких технологий. Они включены в «Силиконовую долину XXI века» (Мюнхен, Гамбург, Дрезден). А Правительство Великобритании утвердило программу выявления и картографии всех региональных кластеров в стране.
Отечественный и мировой опыт кластеризации экономики весьма полезен и целесообразен и для республик Северо-Кавказского региона. Кластерный подход весьма актуален и полезен для реализации Государственной программы Республики Дагестан «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан на 2014-2018 годы» [4], а также Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». [5]
Сегодня основная часть населения Республики Дагестан проживает в горных территориях. Уровень благосостояния людей в горных территориях значительно ниже, а уровень безработицы - значительно выше среднего уровня по республике. Вместе с тем, горные территории, на которых расположены 1166 населённых пункта и занимают 44,0% площади Дагестана, имеют значительный потенциал как земельных, так и трудовых ресурсов. Осознание необходимости их рационального использования привело Правительство РД к принятию Закона «О горных территориях Республики Дагестан». [2]
Решение проблем горных территорий лежит, на наш взгляд, в плоскости реализации кластерной стратегии и механизма стимулирования предпринимательской деятельности. На сов-6
ременном этапе в России отсутствует единый подхода к роли предпринимательства, который учитывал бы специфические региональные особенности. Особенно остро теоретические и практические проблемы развития предпринимательства стоят в Республике Дагестан, который по многим экономическим показателям находится в числе аутсайдеров среди регионов России. В соответствии с докладом Минрегионразвития о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ в январе - июле 2014 года [1] Республика Дагестан находится на 81-м месте по сводному индексу «Социально-экономическое положение регионов», на 82-м месте по сводному индексу «Доходы и занятость населения» и на 80-м месте по сводному индексу «Бюджетная система» (среди 83 регионов РФ).
Наблюдения показывают, что особенностью организации предпринимательской деятельности в горных территориях является прежде всего то, что оно осуществляется преимущественно в незарегистрированной форме. Кроме того, многие предприимчивые люди не владеют азами правовой культуры, а регулирование отношений осуществляют преимущественно на основе местных традиционных регуляторов, в качестве которых выступают нормы «адата», тесно переплетённые с религиозными нормами «шариата»
Рассмотрим таблицу, представляющую структуру продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2013 году.
Таблица 1 - Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2013 году
(в фактических ценах, в процентах от хозяйств всех категорий)
Индивидуальные
Сельскохо- Хозяйства предприниматели,
зяйственные населения крестьянские
организации (фермерские)
хозяйства
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (расчет) 48,7 41,1 10,2
Центральный федеральный округ 60,8 32,9 6,3
Северо-Западный федеральный округ 65,1 31,7 3,2
Республика Карелия 41,2 56,1 2,7
Ненецкий автономный округ 89,9 7,7 2,4
Южный федеральный округ 48,9 32,3 18,8
Республика Калмыкия 12,5 56,2 31,3
Краснодарский край 61,3 22,4 16,3
Северо-Кавказский федеральный округ 36,4 47,6 16,0
Республика Дагестан 14,3 71,5 14,2
Ставропольский край 61,2 25,5 13,3
Приволжский федеральный округ 42,9 48,0 9,1
республика Башкортостан 30,4 63,4 6,2
Кировская область 66,5 32,3 1,2
Уральский федеральный округ 48,2 45,6 6,2
Ханты-Мансийский автономный округ 8Д 71,9 20,0
Свердловская область 59,3 35,6 5,1
Сибирский федеральный округ 43,0 46,9 10,1
Республика Тыва 11,8 81,7 6,5
Томская область 55,4 39,0 5,6
Дальневосточный федеральный округ 30,7 57,2 12,1
Хабаровский край 19,8 78,9 1,3
Чукотский автономный округ 99,1 0,5 0,4
Источник: таблица составлена по данным Росстата
В целях упрощения анализа, по каждому федеральному округу в таблице представлены показатели только двух субъектов федерации, где значения доли продукции, производимой в хозяйствах населения, либо максимальны, либо минимальны. Анализ данных таблицы в несокращённом варианте показал, что Республика Дагестан является одним из 6-7 субъектов России, где доля продукции, производимой в хозяйствах населения, превышает 70 % от всех категорий хозяйств.
В Республике Дагестан в хозяйствах населения производится 71,5 % продукции и только 28,5 % производится общими усилиями сельскохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, хозяйства населения как самые организованные с точки зрения микроэкономического подхода, и самые неорганизованные с точки зрения макроэкономики, поставляют на рынок более 2/3 продукции сельского хозяйства. А индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) поставляют лишь 14,2 % продукции.
Высокий удельный вес продукции, производимой домохозяйствами, и низкий - производимый индивидуальными предпринимателями и КФХ, свидетельствует о том, что в республике имеется значительный кластерный потенциал. А сами субъекты экономики, производители продукции, находятся в состоянии освоения рыночных законов самоорганизации и, соответственно, нуждаются либо в регулирующем воздействии со стороны государства, либо в саморегулирующем воздействии рынка. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что наиболее эффективной формой государственной поддержки рыночных процессов выступает кластерный механизм стимулирования предпринимательской активности в регионе как в горных территориях Республики Дагестан, так и всего Северного Кавказа.
Организация кластерной системы способна повысить эффективность экономики горных территорий более чем в два раза в среднесрочной перспективе, и в несколько раз - в долгосрочной. Кластерная система повысит мобильность финансовых, трудовых, производственных ресурсов. Кластерная экономика - это структурированная экономика, где субъекты взаимодействия с одной стороны конкурируют между собой, а с другой - помогают друг другу в силу взаимовыгодности сотрудничества.
Задача правительственных структур состоит в том, чтобы осознать выгоды от кластеризации горных территорий по разным направлениям.
На современном этапе имеются если не все, то основные предпосылки для формирования кластеров:
1. Значительное число малых и средних предприятий, хозяйств населения, использующих различные, но с некоторыми общими чертами технологии и/или специализирующихся на выпуске одного или нескольких видов изделий.
2. Научные организации, хотя они располагаются преимущественно в крупных городах республики. Но близко ко всем экономическим зонам расположены города с хоть и малым, но научным потенциалом (гг. Дербент, Кизляр, Избербаш, Хасавюрт).
3. Неплохо развитый банковский сектор, представленный в республике многими банковскими структурами, особенно - Россельхозбанком.
Важное место в ряду предпосылок занимает курс правительства республики на кластеризацию экономики, иначе - политика, направленная на поддержку и развитие кластеров. Тогда имеющиеся предпосылки дополнятся и следующими необходимыми компонентами:
4. Торгово-промышленные палаты и эффективные профессиональные ассоциации, которые предоставляют компаниям возможность встречаться и обмениваться опытом.
5. Хорошо развитая инфраструктура, поддерживающая промышленное развитие (технопарки, бизнес-инкубаторы, информационно-технические центры, промышленные зоны, инновационно-промышленные комплексы и др.).
В этой связи, представляется эффективным внедрение в горных территориях кластерных систем двух видов:
А. Кластеры субъектов малого бизнеса.
В. Кластеры хозяйств населения.
При наличии правильно организованной кластерной политики, возникает атмосфера доверия и творчества, являющаяся следствием тех взаимных преимуществ, которыми пользуются субъекты, расположенные на одной территории. А постоянное взаимодействие субъектов экономики внутри кластера способствует формальному и неформальному обмену знаниями и профессиональными навыками. В конечном итоге образуется так называемая «критическая масса» компаний в кластере, которая служит стимулом для дальнейшего привлечения новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных профессиональных кадров.
Таким образом, минимально необходимые предпосылки для реализации кластерной стратегии в горных территориях Республики Дагестан и всего Северо-Кавказского региона уже имеются. Главной задачей современного этапа является создание кластерных центров и начало проведения кластерной политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Доклад Минрегионразвития о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ в январе - июле 2014 года», http://www.minregion.ru/ uploads/ attachment/bbb40f2c-543c-465d-9bß-98195c8d8ed7.pdf
2. Закон Республики Дагестан от 16 декабря 2010 года за №72 «О горных территориях Республики Дагестан».
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] / Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации 20615-АК/Д19 от 26.12.2008. - Режим доступа: http://www.tpprf.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
4. Постановление № 572 от 7 ноября 2013 года Государственной программы Республики Дагестан «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан на 2014-2018 годы.
5. Постановление Правительства Российской Федерации № 309 от 15 апреля 2014 года, http:// minec-rd.ru/data/cont/1304499569/1399884969.pdf
6. Аскеров Н.С. Институционально-теоретические основы реализации стратегии развития кризисной территории // Региональная экономика: теория и практика. М.: «Финансы и кредит», 2013. № 47 (326) С. 19-24.
7. Аскеров Н.С. Модернизация как политэкономический инструмент реализации стратегии развития региона // Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке: Материалы международной научной конференции/ под ред. P.M. Нуреева, M.JI. Альпидовской. - М.: Финансовый университет, 2014. - С. 160-162.
8. Аскеров Н.С. Политэкономический подход к исследованию экономики Северо-Кавказского региона // Глобальный мир: многополярность, антикризисные императивы, институты: материалы V Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 22-24 мая 2014 г.): в 3 т. / под ред. М. А. Боровской, Ю. М. Осипова, А. Ю. Архипова. - Ростов-на-Дону. Издательство ЮФУ, 2014. Т. 3.
9. Джаватов Д.К., Маллаева М.И. Кластеры в городской экономике: сущность, объективные предпосылки и перспективы развития. // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 5. С. 34-45.
10. Махмудов Х.М., Идрисов Ш.А. О кластерных преобразованиях в локальных формах АПК // Экономика и предпринимательство, № 12 (ч. 1), 2013 г С. 591-598. - 891 с. ISBN 1999-2300 [Текст].
11. Руднева, П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] // Экономика региона. 2007. №18. Ч. 2 (декабрь) Режим доступа: http://journal.vlsu.ru.
12. Кластерный механизм модернизации экономики: монография / под ред. Аскерова Н.С., Джаватова Д.К. - Махачкала: Типография «Наука - Дагестан». 2013. - 164 с.