ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 338.24.01
КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
В.А. АГАФОНОВ, доктор экономических наук профессор кафедры системного анализа в экономике E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве РФ
В ^атье проанализированы предпосылки и условия формирования инновационно ориентированных кластерных структур. Рассматриваются внешние экономические вызовы, связанные с необходимостью перехода на инновационный путь развития отечественной экономики, и возникающие задачи по ее государственному регулированию. Особое внимание обращено на региональный аспект проведения инновационной политики. В качестве основного инструмента повышения эффективности государственного управления предлагается формирование кластеров. Раскрыта сущность понятия «инновационно ориентированная кластерная система».
Ключевые слова: социально-экономическая система региона, инновационная стратегия развития региона, целереализующие системы, проблемная ситуация, инновационные кластерные системы, технологические платформы
Цели и задачи инновационного развития. В
настоящее время в мировой хозяйственной системе сложились вполне определенные тенденции и направления социально-экономического общественного развития, играющие роль внешних вызовов и оказывающие значительное влияние на социальные и экономические процессы и возможные сценарии будущего развития Российской Федерации. Продолжается реализация «сырьевого» сценария социально-экономического развития, однако в то же время поставлена задача перехода к постиндустриальному обществу. Это, в свою очередь,
предполагает в качестве первого шага становление перерабатывающих, а еще лучше - высокотехнологичных, производств на инновационной основе (последнее очевидно, так как стратегия «Старые продукты - новые рынки» не выглядит перспективной) [6]. При нынешнем уровне износа основных производственных фондов нет смысла говорить о модернизации существующего производства: необходимо создавать новое и современное.
Инновационное развитие любой социально-экономической системы (СЭС) или ее подсистемы целесообразно рассматривать как совокупность процессов, повышающих качество их функциональных элементов и обеспечивающих достижение декларируемых целей. Такое развитие всегда связано с:
- появлением новых элементов и связей в системе;
- изменением в связях с внешней средой;
- заменой одних элементов другими;
- изменением соотношений между различными элементами системы в объемах своей деятельности;
- изменением интенсивностей связей между элементами и внешней средой.
Инновационный потенциал СЭС в целом характеризуется:
- инновационной активностью образующих ее предприятий;
- совокупными результатами деятельности специализированных организаций, продуцирующих
инновации и обеспечивающих их распространение (научно-образовательные учреждения, технопарки, венчурные фонды, лизинговые компании, консалтинговые фирмы и т.п.), а также подразделений прочих организаций в составе СЭС, способных обеспечить потребности экономики и социальной сферы в обновлении технологии функционирования;
- объемом реально предоставленных инновационных услуг;
- объемом выпуска инновационной продукции и услуг, соответствующих конкурентоспособным стандартам и др.
Инновационная среда характеризуется также соответствием применяемых технологий мировым стандартам в следующих аспектах:
- качество производимой продукции;
- показатели эффективности производственных процессов;
- уровень повышения квалификации персонала и производительность труда и т.п.
Индикаторами уровня инновационного потенциала могут являться:
1) затраты на НИР частного бизнеса и бюджета;
2) конкурс в высшие учебные заведения;
3) степень соответствия структуры обучающихся и уровня обучения структуре потребности в персонале высокой квалификации;
4) наличие инновационно-технологического задела в научно-исследовательских организациях и т.п.
Одной из существенных составляющих и одновременно индикатором инновационной среды становится малый бизнес как наиболее мобильный и быстро реагирующий на открывающиеся новые возможности системы. Именно малый бизнес задает темпы протекания экономических процессов: скорость принимаемых решений, образование новых направлений деятельности, внедрение новых технологических идей и пр.
В работах некоторых авторов [1, 2, 3] подчеркивается, что функции государственного управления экономическим развитием должны быть ориентированы на те проблемы, важность которых осознается обществом и деловыми кругами, но они не могут решаться за счет рыночных механизмов саморегулирования. Это обусловлено рядом факторов:
- отсутствием экономических субъектов, заинтересованных в решении проблем;
- отсутствием у частного бизнеса необходимых ресурсов;
- неадекватной институциональной базой;
- недостаточной инвестиционной привлекательностью проектов, реализация которых необходима для решения данных проблем и пр.
Однако традиционные методы госуправления путем «вливания» финансовых средств в ту или иную проблемную сферу, не подкрепленные целым комплексом обеспечивающих мероприятий в научно-образовательной, социальной и инфраструктурной сферах, не дают ожидаемого результата. Представляется, что экономическая политика социально-экономического развития должна предусматривать индивидуальную, «точечную» поддержку инвестиций в наиболее эффективные комплексы мероприятий, проекты и программы, осуществляемые в различных регионах и сферах. То есть необходима реализация инновационных инвестиционных проектов в тех видах деятельности, где страна может рассчитывать на достойное место в общемировой экономической системе. В частности, основные направления указаны в перечне национальных технологических платформ [5, 9, 12]. При этом объектами поддержки могут быть проекты как в области нанотехнологий, так и в области повышения эффективности традиционных сырьевых производств. Если приоритетными проектами в рамках данной политики окажутся меры по повышению эффективности использования запасов минерального или углеводородного сырья на основе применения новых технологий, то это означает не продолжение реализации сырьевого сценария, а осуществление инновационного подхода к развитию отдельных регионов или страны в целом. Технологии добычи сланцевого газа и повышение комплексности использования ресурсов минерального сырья - это высокие технологии. Таким образом, речь идет не о высокотехнологичных или сырьевых сферах, а об инновационном развитии, которое не имеет жесткой отраслевой привязки. Очевидно, что в сырьевых сферах (особенно в нашей стране) существует не меньший потенциал инновационного развития, чем в машиностроении.
Итак, в общей инновационной стратегии социально-экономического развития следует не противопоставлять «сырьевую» или «высокотехнологическую» составляющие, а находить оптимальный баланс между ними - с учетом использования всех позитивных возможностей обоих направлений, всех плюсов и минусов, ожидаемых выгод, а также рисков и неопределенностей. Как минимум необхо-
димо добиться, чтобы инвестиционные проекты в сфере обрабатывающих производств были не менее эффективны, чем в ТЭК.
Страна сталкивается с рядом факторов, препятствующих осуществлению реализации инновационной стратегии социально-экономического развития. Часть из них носит общий характер, обусловливая сразу целый ряд проблемных ситуаций в различных сферах и регионах, а некоторые могут быть и достаточно локальными. Как правило, факторы проблемной ситуации носят комплексный характер: редко удается выделить доминирующую группу факторов. Например, факторы спада производства и роста безработицы в сфере легкой промышленности на первый взгляд можно отнести скорее к технологическим, чем к макроэкономическим, так как падение спроса на продукцию обусловлено ее неконкурентоспособностью. В то же время высокая процентная ставка, неоптимальная налоговая политика или неразвитость рыночной инфраструктуры очень затрудняют инвестиции в модернизацию производства в этой сфере. А это уже факторы макроэкономические.
Факторы образуют довольно сложную систему:
- во-первых, некоторые из них являются общими для нескольких проблем;
- во-вторых, один фактор является причиной возникновения другого;
- в-третьих, несколько факторов обусловливают одни и те же последствия.
В качестве примера можно привести формулировки некоторых проблем инновационного развития в различных регионах, фигурирующие в стратегиях социально-экономического развития до 2020-2025 гг., разработанных во многих субъектах Федерации.
1. Ограничивающее воздействие на темпы экономического роста со стороны сложившихся диспропорций в экономике региона, в частности, большой удельный вес в экономике сфер и производств с низким потенциалом роста.
2. Недостаточный объем инвестиций в реальный сектор, обусловленный в основном недостаточной инвестиционной привлекательностью предлагаемых инновационных проектов, а также недостаточностью собственного инвестиционного потенциала.
3. Необходимость одновременного повышения уровня жизни населения и технологической модернизации. Здесь (помимо важнейшего баланса между накоплением и потреблением) значение имеет
фактор обеспечения трудоустройства работников, высвобождающихся из модернизируемых секторов и видов производств в связи с кратным повышением производительности труда. Это можно компенсировать только адекватным ростом занятости в других секторах, но возникает проблема их конкурентоспособности.
4. Проблема физического и морального старения основных фондов, особенно ведущей их части -машин и оборудования. Это затрудняет процесс создание технологической основы для формирования материальной базы фундаментальных и прикладных исследований, а также производства инновационных продуктов. В свою очередь, это связано с неудовлетворительной структурой инвестиций в реальном секторе экономики, и в ряде случаев -с продолжающейся их локализацией в экспортно ориентированных сырьевых сферах.
5. Дефицит высококвалифицированных специалистов в связи с низким уровнем оплаты труда и несбалансированностью (неразвитостью) рынка труда, недостаточной адаптацией системы профессионального образования к новым требованиям.
6. Рост заработной платы не подкреплен масштабной модернизацией капитала, ростом производительности труда и конкурентоспособности потребительских сфер.
7. Низкая доступность услуг рыночной инфраструктуры в регионах в связи с низким потенциалом организаций: банков, страховых и лизинговых компаний, инвестиционных институтов.
8. Недостаточная эффективность высокотехнологичных производств в связи с опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий.
9. Низкий спрос на высокотехнологичную продукцию на внутреннем рынке со стороны традиционных сфер, что обусловлено их технологической неготовностью к использованию инновационной продукции, а также неконкурентоспособность продукции высокотехнологических производств с точки зрения экспорта.
10. Рост уровня социально-экономической дифференциации населения регионов. В том числе несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на отдельных территориях, проявляющаяся в довольно значительных размерах вынужденной неполной занятости, дифференциации региональных, сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и
составу безработных граждан, значительной занятости в неформальном секторе экономики.
11. Нехватка современных рабочих мест, адекватных запросам персонала, особенно молодежи, что может иметь последствия в виде ограничения возможности роста эффективности труда и трудоустройства населения.
12. Недостаточная адаптация системы профессионального образования к новым условиям хозяйствования, особенно в части перспективного спроса на рабочую силу в квалификационном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров. Это проявляется в том, что, по данным мониторинга перспектив трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, лишь около половины выпускников высших, а также треть выпускников средних и начальных профессиональных учебных заведений имеют перспективы гарантированного трудоустройства по специальности.
13. Общая деградация научной базы как фундаментальных, так и прикладных исследований, с одной стороны, и неориентированность, фактическая неготовность НИОКР обеспечить потребности бизнеса - с другой.
14. Слабая мотивированность бизнеса к генерации инновации у потенциальных производителей и на использование инновационной продукции у потребителей.
15. Недостатки государственной политики в сфере стимулирования и поддержки инноваций, включая политику в фискальной сфере, а также систему приоритетов, где доминируют политические задачи.
Развитие «технологической» составляющей требует обеспечения целого комплекса условий и решения соответствующих проблем. Основными сдерживающими факторами можно считать:
- недостаточный объем инвестиций в развитие тех видов деятельности, где сохранились технологические школы и культурно-исторические традиции;
- отсутствие в большинстве видов перерабатывающих производств единых инновационных технологических цепочек, куда «вплетены» и производители, и потребители конкурентоспособной инновационной продукции;
- дефицит инновационных проектов, отвечающих критериям высокой коммерческой, социальной, бюджетной и общесистемной эффективности;
- отсутствие достаточно развитой инновационной инфраструктуры, включающей в себя мощный венчурный капитал, развитую систему технопарков, технологических консалтинговых фирм, маркетинговых агентств.
Факторы целесообразно разделить на материальные и институциональные (средовые).
Устранение материальных факторов так или иначе связано с воздействием на функциональные характеристики экономических субъектов и предполагает осуществление определенных финансовых и ресурсных затрат. Например:
- недостаточный технологический потенциал в той или иной сфере может потребовать инвестиционных затрат при создании и внедрении новых современных технологий;
- недостаточный уровень квалификации персонала требует затрат на переквалификацию или обучение, или развитие социальной инфраструктуры (жилье для специалистов);
- снятие инфраструктурных ограничений требует вложений в инфраструктуру.
Устранение институционально-средовых факторов предполагает реализацию мероприятий в сфере развития соответствующих институтов. К средовым факторам можно отнести следующие:
- уровень коррупции;
- доверие к власти;
- защита прав собственности;
- прозрачность правовых отношений;
- защита общества от произвола силовых структур;
- этический климат бизнес-среды;
- пробелы в законодательстве;
- отсутствие политики поддержки малого и среднего бизнеса;
- неразвитость рыночной и инновационной инфраструктур и пр.
В частности, это проявляется в дефиците инвестиций, объем которых зависит от инвестиционной привлекательности. А такая привлекательность в значительной мере определяется данными институциональными факторами
Средовые факторы, препятствующие инновационному развитию, целесообразно сгруппировать в соответствии с наименованиями тех сред, в которых происходит развитие проблемных СЭС. Это факторы:
- делового климата;
- инвестиционной привлекательности;
- инновационной, производственно-тенологи-ческой и социальной среды;
- природно-климатические;
- экономико-географические;
- макроэкономические;
- политические и т.д.
Факторы социальной среды формируются образом жизни населения, которое влияет на проблемную систему и одновременно зависит от нее. Факторы государственно-политической среды связаны с тем, что государство играет регулирующую и стимулирующую роль в развитии рассматриваемого сектора экономики, формулируя определенную политику, направленную на поддержку отдельных сфер и секторов экономики. Среди факторов правовой среды основное значение имеют факторы, определяющие деятельность рыночных институтов. Наиболее актуальными являются формирование конкурентной, прозрачной рыночной среды и обеспечение инвестиционной привлекательности региона в целом и отдельных проектов. Факторы технологической среды (по отношению к проблемам производственно-технологических систем) определяют доступность современных технологий, обеспечивающих ее эффективное функционирование. Основные факторы макроэкономической среды касаются: уровня безработицы, уровня инфляции, структуры экономики, влияющей на уровень спроса на продукцию и услуги, выпускаемые различными предприятиями. Факторы ресурсной среды влияют на степень доступности необходимых внешних ресурсов требуемого качества.
К внутренним факторам, препятствующим инновационному развитию предприятий и организаций, можно отнести:
- качество производственного аппарата;
- качество управления;
- эффективность деятельности подразделений по подготовке и управлению персоналом, а также подразделений, ориентированных на поддержание научно-технического потенциала и внедрение инноваций и т.п.
Содержание стратегии инновационного развития заключается в устранении препятствующих факторов в различных сочетаниях с использованием различных механизмов и, соответственно, с осуществлением различных затрат ресурсов: политических, человеческих, финансовых, инновационных.
В реализации инновационной стратегии страны в целом важнейшее значение имеет региональный
аспект. Перечисленные факторы проявляют себя по-разному в различных регионах, их значимость на региональном уровне неодинакова. В силу того, что регионы имеют разные социально-экономический потенциал, качество и образ жизни населения, экономико-географические факторы, их стратегии инновационного развития будут сильно различаться по целям, задачам и направлениям решения. Также регионы имеют свои специфические интересы. Носителями этих интересов являются региональная администрация, население, частный бизнес, местные региональные элиты. Динамично развивающиеся регионы (например, Московский регион, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Ростовская область и Краснодарский край, Самарская область, Красноярский край и др.) стремятся максимально реализовывать свой потенциал лидеров, активно интегрироваться в мирохозяйственные социальные и экономические связи. Развитые регионы, потенциал которых связан с перерабатывающей промышленностью, сформированной еще в 1960-1980 гг., в качестве важнейших рассматривают цели активизации традиционных производств на новой технологической основе, а также встраивания в общенациональные программы и проекты, ориентированные на технологическое развитие с последующей реализацией полученных конкурентных преимуществ на внешнем рынке. Приоритеты «сырьевых» регионов могут различаться, но в основном они ориентированы на:
- обеспечение сбалансированности экономики;
- уменьшение зависимости от конъюнктуры мирового рынка;
- внедрение новых технологий добычи и первичной переработки сырья;
- использование сырьевого потенциала для диверсификации экономики региона.
Депрессивные регионы главными задачами для себя видят:
- активизацию социально-экономических процессов и максимальное использование потенциала конкурентоспособных производств;
- ускорение экономического роста;
- включение в различного рода кооперационные связи с другими регионами;
- поиск точек экономического роста.
Необходимость решения задач инновационного
развития в силу их комплексности обусловливает формирование на уровне регионов совокупности вполне определенных приоритетов и требований к
разработке и реализации соответствующих региональных проектов и программ:
- в инновационной среде;
- в социально-культурной сфере;
- в инфраструктуре;
- в привлечении инвесторов;
- в организации межрегионального сотрудничества и др.
Поэтому формы и методы регулирования, структура действий органов государственного управления по устранению препятствий на пути инновационного развития будут различаться в кризисных, депрессивных, старопромышленных регионах и в регионах с развитой рыночной инфраструктурой и промышленным потенциалом. Например, содержание инновационной стратегии, а также механизмы ее реализации различаются в Самарской области и в Ставропольском крае.
Кроме того, необходимо учитывать конкретную локализацию объектов стимулирования. При формировании инновационной стратегии развития, например АПК, возникает вопрос о конкретных субъектах Федерации, где те или иные производства будут являться объектами поддержки (какими должны быть механизмы стимулирования и поддержки в каждом конкретном случае и т.д.). В рамках стратегии развития квалификационно-образовательного потенциала населения важно определить, будет ли это стратегия выравнивания различных территорий по отдельным составляющим образовательного потенциала или создание, например, крупных научно-образовательных центров в наиболее перспективных регионах. То же самое можно сказать почти о любом инновационном направлении. Целесообразно определить и очередность участия различных регионов в реализации данной стратегии в целом и отдельных программ, поскольку одновременно во всех регионах это делать невозможно в силу ресурсных ограничений.
Таким образом, рассматривая инновационную стратегию развития страны, необходимо учитывать, что в ее реализации различные регионы смогут участвовать в различной степени, в зависимости от потенциала и конкретных социально-экономических условий. Отсюда следует, что анализ, планирование и управление инновационными процессами должны осуществляться с учетом региональной специфики возникающих проблем и потенциала их решения.
Кластерная стратегия инновационного развития страны. Поскольку инновационная стра-
тегия имеет явный региональный аспект, инновационные проекты - это неотъемлемая часть стратегий социально-экономического развития регионов. В одной из работ автора [2] подчеркивалось, что важнейшей составляющей региональных стратегий является создание определенных системных образований разнородных предприятий и организаций, образующих своего рода инновационные «центры развития». Такие центры дают принципиальную возможность в рамках некоторой территории организовывать и интегрировать определенные виды деятельности, с одной стороны, соответствующие приоритетам страны в инновационной сфере, а с другой стороны, в силу единой территории позволяющие решать наиболее актуальные социальные, экологические и общеэкономические проблемы ее развития. Центры развития должны обладать способностью к экспансии или вовлечению в свою сферу (или формированию в своей среде) все новых и новых участников: населения, организаций, персонала, капиталов, других элементов социальной и производственно-технологической, инновационной среды, инфраструктуры, что может способствовать решению наиболее острых социально-экономических проблем.
Центры развития в силу своей комплексности и многоцелевой направленности имеют структуру, очень близкую структуре, которая рядом ученых и специалистов приписывается кластерам. Однако уместно подчеркнуть, что если каждый центр развития имеет кластерообразную структуру, то не каждый кластер является центром развития. Поэтому в контексте стратегического планирования представляется актуальным рассмотреть роль и место кластерных систем в инновационной стратегии как точек экономического роста и развития человеческого потенциала.
В основе всех вариантов понимания кластера как объективного феномена экономической жизни лежит определение М. Портера, которое признается базовым в огромном числе публикаций, посвященных кластерной тематике: кластер или промышленная группа - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. В работах М. Энрайта [11] внимание было сфокусировано на региональном аспекте развития национальных экономик и показана роль кластеров в таком развитии.
Им было сформулировано, что конкурентные преимущества создаются на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и образовательный потенциал.
Одно из важнейших требований, предъявляемых к кластерным системам, претендующим на государственную поддержку, является принадлежность к инновационным «центрам развития» [2, 3]. В свою очередь, развитие - это многоаспектное понятие. Оно может быть социальным, научным, политическим и пр., в зависимости от того, какая функциональная подсистема региона совершенствуется (в ней появляются новые качества). Поэтому можно говорить об инновационных центрах развития и об инновационных кластерах в различных областях социально-экономической сферы. Именно образование кластеров становится наиболее приемлемым вариантом в осуществлении современной политики инновационного социально-экономического развития территории.
Важнейший вопрос, который возникает в отношении реальных и потенциальных инновационных кластеров, - в какой мере и на основе каких механизмов федеральные и региональные органы исполнительной власти могут участвовать в поддержке их формирования и функционирования? На взгляд автора, одна из первоочередных задач в области реализации кластерного подхода в управлении социально-экономическим развитием на региональном уровне заключается в том, чтобы добиться реального системного результата. Само по себе желание администрации субъекта Федерации создать инновационный кластер на «своей» территории еще не гарантирует получения какого-либо дополнительного эффекта. Далеко не в каждом регионе складываются предпосылки для формирования того или иного экономического кластера, тем более инновационного. И с этой точки зрения степень участия государства должна быть адекватна ожидаемым результатам.
Еще одно важное требование, предъявляемое к инновационным кластерам, - способность выполнять функции проблеморешающей системы. Автор уже доказывал в ряде своих работ [1, 3], что проблеморешающая система (ПРС) представляет собой совокупность:
- проблемных систем со своей функциональной структурой;
- элементов внешнего окружения и внутренней среды, продуцирующих негативные факторы возникновения проблем развития;
- систем, обеспечивающих управление элементами, генерирующими негативные факторы, (см. рисунок).
Следует различать инновационные и инновационно ориентированные кластеры (ИОКС). Миссия первых связана с «производством» инноваций. Результаты деятельности таких инновационных кластеров могут иметь самое разное материальное или информационное воплощение: от новых научных теорий и геополитических концепций до новых источников энергии и методик образования. Структура инновационного кластера определяется, таким образом, технологической схемой создания инноваций: от фундаментальной идеи до ее экспансии в сферу практического применения. Роль ядра кластера или его базового производства могут играть:
- мощное научно-производственное предприятие;
- группа взаимосвязанных НИИ, ориентированных на выпуск научной или наукоемкой продукции;
- сильный университет, в орбиту влияния которого входят производства, готовые немедленно подхватить и реализовать генерируемые научные идеи;
- интегрированные НИИ и производства;
- другие сходные формы организации.
Инновационные и инновационно ориентированные кластеры содержательно представляют собой следующую «ступень» производства инноваций. Для них инновации являются как бы «побочным» результатом деятельности. Здесь основным фактором становится то, что без активной инновационной деятельности невозможно обеспечить устойчивое развитие на конкурентном и динамичном рынке. Такой кластер в качестве основного условия своего существования также имеет мощное научно-практическое ядро, но по своим функциям оно является обеспечивающим. При этом во внешнюю среду ИОКС могут поступать результаты деятельности и представлять собой самостоятельную ценность, инициируя включение в состав данного кластера новых участников на основе возможности получения дополнительной выгоды за счет использования «общих» научно-практических результатов. В качестве примера таких различий можно сопоставить крупный университет типа МГТУ им. Баумана и
Управление фактор-генерирующими системами
Органы госуправления
НИИ и КБ, опытное производство
Фундаментальная наука
Система образования
Группы влияющих факторов
I
Развитие дорожного строительства
Наличие новых технологий
Функциональные подсистемы
Инфраструктура
Наличие инновационной инфраструктуры 1 Технология
Уровень
социального
развития
Курсы повышения квалификации, вузы
Рыночная и социальная инфраструктура
Качество образования, уровень культуры
Укрупненная структура проблеморешающей системы
связи с этим, - анализ предпосылок этой интеграции, их достаточности и выработка рекомендаций и мероприятий по реализации данного потенциала.
Условия формирования и функционирования ИОКС. Основные факторы и условия формирования инновационных кластеров, играющих роль центров развития, заключаются в наличии следующих элементов на территории локализации потенциальной ИОКС.
1. Инфраструктура коммуникаций с учетом интересов всех участников интеграционных процессов. Это позволяет сформировать и сплотить инициаторов, в качестве которых крайне желателен частный бизнес.
2. Система распределенного управления, включающая:
КБ «Энергомаш» или ОАО «Авиадвигатель» и т.п. Очевидно, что формы и методы поддержки этих двух типов инновационных кластеров будут различаться: «жить» они будут по близким, но разным законам. В качестве еще одного примера можно привести наукограды Московской области. Здесь опять же, с одной стороны, Дубна, а с другой - Королев или Реутов.
Для нашей страны важнейшее значение имеет анализ латентных ИОКС. Под латентными ИОКС понимаются группы предприятий, расположенных как на данной территории, так и вне ее, обладающие потенциалом интеграции в реальный функционирующий ИОКС. Естественные задачи, возникающие в
- бизнес на уровне топ-менеджмента;
- органы государственного управления;
- представителей общества на уровне основных общественных организаций.
Важнейшие ее функции: мониторинг процессов формирования ИОКС, оценка результативности, обоснование необходимых структурных изменений.
3. Производство, характеризующееся:
- высокой долей знаний как фактора экономического роста и культуры «управления знаниями»;
- глубиной технологических цепочек, где на каждом из этапов могут осуществляться инновации (медицина, фармацевтика, робототехника, транс-
портное и сельскохозяйственное машиностроение, глубокая переработка сырья, материаловедение);
- масштабом общего влияния на экономику региона, включая рынок труда.
4. Совокупность потребителей, формирующих потребность в инновационных моделях и видах продукции.
5. Критическая масса инновационно ориентированных предприятий малого бизнеса, которые способны создавать обеспечивающую среду для деятельности основных предприятий ИОКС.
6. Инновационная инфраструктура (в первую очередь венчурный капитал, технопарки и инновационно ориентированные бизнес-инкубаторы, научно-техническая информационная среда, организации, обеспечивающие консалтинг в научно-технической сфере).
7. Эффективная система высшего и среднего специального образования, ориентированная на потребности бизнеса.
8. Организации научно-исследовательской сферы, обеспечивающие потребности других организаций в составе ИОКС.
9. Система повышения квалификации персонала, занятого на производствах в составе ИОКС.
10. Конкурентный рынок, который должен формировать у менеджмента предприятий и организаций стимулы к повышению эффективности своей деятельности на основе инноваций.
11. Благоприятная нормативно-правовая среда, обеспечивающая прозрачность имущественных отношений:
- соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной;
- отсутствие институциональных барьеров инновационной деятельности (защита интеллектуальной собственности, облегчение входа на рынок инновационных предприятий и т.п.).
12. Государственные инвестиционные компании, оперирующие на данной территории, принимающие долевое участие в формировании ИОКС.
13. Развитая вузовская сеть, интегрированная в международное образовательное пространство.
14. Транспортная инфраструктура, способная обеспечить необходимую мобильность населения (и с точки зрения доступности места работы, и с точки зрения общения).
15. Комфортная среда проживания населения.
16. Достаточно масштабный и диверсифицированный рынок труда, что повышает значение
развития агломераций вокруг крупных городов (и содержательный обмен трудовыми ресурсами).
17. Институциональные условия для построения сетевого взаимодействия между организациями, участвующими в производстве инновационных продуктов по всей технологической цепочке, и обеспечение на этой основе системного эффекта. При этом предприятия должны характеризоваться высокой скоростью и степенью реакции на стимулирующие воздействия, а также способностью к включению в интеграционные взаимосвязи (способностью к самоорганизации по «сетевому принципу»).
18. Инновационный кластер ИОКС может устойчиво существовать в том случае, если его продукция имеет устойчивый рынок сбыта. Отсюда вывод: невозможно создать инновационный кластер в условиях, когда бизнес не мотивирован на постоянное обновление продукции, технологий, качества персонала, методов управления и пр.
19. Важнейшее условие устойчивого функционирования инновационного кластера - наличие в его рамках динамичной креативной подсистемы, включающей в себя научно-образовательное ядро и инфраструктуру, обеспечивающую трансфер идей, технологий и ноу-хау, опытных образцов и других результатов научных разработок.
20. В одной из работ Э. Энчем [10] было введено понятие «диффузия технологий». С этой точки зрения можно высказать гипотезу, что инновационные кластеры выживают в той социально-экономической среде, в которой процессы диффузии инновационных идей, технологий и производственных приемов протекают достаточно динамично.
Поскольку различные территории в различной степени обладают перечисленными факторами, необходимы сугубо индивидуальные стратегии и программы формирования ИОКС. Возвращаясь к наукоградам, можно также задаться вопросом: в какой степени каждый из них обладает полным комплексом факторов успешного развития и функционирования? И в случае обнаружения недостаточности каких-либо значимых факторов возникает задача стимулирования восполнения нехватки.
Предпосылки формирования ИОКС можно структурировать в виде матрицы, где содержатся:
- перечень условий ее развития и функционирования;
- оценки их наличия на рассматриваемой территории;
- перечень необходимых действий по обеспечению этих условий.
В ячейках проставляются оценки ожидаемой результативности реализации данных действий (возможно с учетом вероятности). Тогда сумма по строкам матрицы будет характеризовать потенциал возможностей обеспечения того или иного фактора, а сумма по столбцу - суммарную результативность действия, если оно «работает» на несколько факторов.
Основные направления государственной поддержки интеграционных процессов кластеризации экономики в регионах заключаются в создании необходимых предпосылок. Здесь важно иметь в виду, что интеграционные процессы в социально-экономических системах могут происходить в двух режимах.
Первый вариант - эволюционный. Это исчерпывающе было описано Маршаллом [7].
Второй вариант реализуется в механизмах внешнего управления: государственных программах, технологических платформах, других формах государственной поддержки. Это направление можно определить как директивное, однако ничего общего с «приказной» экономикой здесь нет. Речь идет о возможности взглянуть на актуальные проблемы социально-экономического развития «сверху». И сразу возникает вопрос о выборе оптимальных форм и методов регулирования со стороны государства. Их можно условно разделить на инвестиционные и институциональные. Первые ориентированы на создание материальных условий формирования ИОКС и связаны с прямыми затратами финансовых ресурсов. Вторые ориентированы на развитие необходимых институтов. И хотя они тоже предполагают затраты ресурсов (без этого невозможно), но те носят скорее косвенный характер (здесь уместно вспомнить принцип минимального воздействия).
Инвестиционная составляющая политики формирования кластерных инновационно ориентированных структур предполагает ряд действий в следующих направлениях.
1. Стимулирование процессов формирования эффективных потребителей инноваций. Это чрезвычайно важный аспект, которому фактически не уделяется внимания. Речь идет о создании инновационных цепочек, завершающихся сферой конечного потребления. В данном случае подразумеваются многообразие и обширность круга предприятий и организаций, определяющих потребность в инно-
вациях в каждом из видов деятельности. Уровень технологий, используемых потребителями, должен быть достаточен для формирования жестких требований к качеству инноваций.
2. Поддержка малого бизнеса, который, как правило, должен создавать экономическую обеспечивающую среду для деятельности основных предприятий кластера. Развитие инновационно ориентированных малых предприятий (пока в малом бизнесе доминируют предприятия торговли и общественного питания, сферы услуг).
3. Осуществление мер, направленных на повышение эффективности научно-прикладных разработок: укрепление материальной базы научно-исследовательских и образовательных учреждений, повышение материальной заинтересованности персонала в результатах исследований.
4. Поддержание и дальнейшее повышение общеобразовательного уровня населения, что само по себе является значительным преимуществом по сравнению с зарубежными конкурентами.
5. Развитие инновационной инфраструктуры. Создание:
- инновационных центров и научно-технических парков;
- технопарков и инновационно ориентированных бизнес-инкубаторов,
- центров трансферта технологий,
- венчурных фондов.
Сюда же относится совершенствование систем коммуникаций, научно-технической информации, консалтинговых услуг в научно-технической сфере.
6. Предоставление преференций, льгот и другие меры государственной поддержки потенциальных участников ИОКС. В частности:
- льготирование инновационно ориентированных инвестиций;
- субсидирование производства и экспорта готовой инновационной продукции;
- предоставление льгот по оплате аренды, особенно для малых предприятий;
- льготные кредиты, и т.п.
7. Программы развития человеческого потенциала. Совершенствование системы высшего и среднего специального образования (поддержка университетов, непрерывное профобразование, переквалификация и пр.).
8. Создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, необходимой для развития объектов ИОКС;
Однако главным остается готовность государства, населения и бизнеса к совместному участию в интеграционных процессах, ориентированных на инновации. Это представляет собой довольно тонкую институциональную среду и с точки зрения ее анализа, и с позиций стимулирования. Актуальнейшей и «вечной» проблемной ситуацией является разобщенность, несовпадение интересов традиционных агентов: бизнеса, государства, общества. Конкретно это выражается в следующем:
- не удовлетворены потребности бизнеса со стороны инновационной системы: нет необходимого персонала, не сформирован рынок продаж;
- государство не обеспечивает интересы общества и бизнеса в части организации НИОКР и их результативности;
- с точки зрения общества бизнес не обеспечивает его потребности в инновационных товарах и услугах, недостаточно влияет на стратегические направления исследований и разработок, в конечном счете также влияющие на качество жизни населения;
- с точки зрения государства бизнес не ориентирован на решение стратегических задач поддержания национальной конкурентоспособности при наличии стратегических технологических вызовов.
Следовательно, задача государственной политики состоит в интеграции совместных усилий бизнеса, науки и государства. В институциональной сфере основные направления деятельности можно определить следующим образом: содействие взаимосодействию [4]. Возникает ключевой вопрос: насколько можно инициировать и стимулировать эти процессы? Необходимо выделить две важнейшие составляющие.
1. Публичное обсуждение и определение наиболее перспективных направлений развития, при которых могут быть созданы и развиты инновационно ориентированные кластеры в целях обеспечения максимального синергетического социально-экономического эффекта, с учетом абсолютных и относительных конкурентных преимуществ региона и возможностей дальнейшей политической и правовой поддержки данных направлений. Важно осуществить следующую логику анализа:
- определение приоритетных ниш, где могут быть заняты конкурентные позиции, включая анализ рыночного потенциала технологий и учет точек зрения всех заинтересованных сторон: государства,
промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей инновационных продуктов. На этой основе осуществляется постановка целей и задач проведения исследований и разработок;
- определение основных потенциальных участников реализации данного направления;
- оценка необходимых направлений развития научной инфраструктуры;
- оценка объема необходимого финансирования исследований и разработок и определение различных источников финансирования (бюджетные программы, государственные фонды и т.п.),
- выбор возможных механизмов мобилизации ресурсов для реализации программы исследований;
- выявление ключевых проблем, препятствующих достижению поставленных целей.
2. Организация взаимодействия между участниками. Поскольку одна из взаимных претензий в треугольнике «наука - бизнес - общество» - недостаточная интеграция между научными организациями в режиме междисциплинарных исследований, то возникают задачи выстраивания научной кооперации, научно-производственных цепочек, организации коммуникационных площадок, определения возможных консорциумов.
Важно также:
- оказывать содействие процессам распространения (диффузии) [10] инноваций на основе организации выставок, рекламы, включения в образовательные программы;
- организовывать финансирование фундаментальных исследований, потенциально содействующих развитию ИОКС. Отнесение данного направления к институциональным, обусловлено тем, что только «тупое» вливание финансов для развития науки почти ничего не дает. Речь идет о возрождении культуры науки, традиций, школ, статуса ученого и т.д.;
- создать глобальную систему «сквозного» образования, взаимосвязанного комплекса образовательных услуг на всех уровнях обучения, организовывать обмен опытом, повышение квалификации, добиваться взаимопроникновения компетенций;
- добиваться эффективной работы всех государственных органов, организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность организаций в составе ИОКС, в том числе формировать нормативно-правовую среду, обеспечивающую прозрачность имущественных отношений, возникающих в про-
цессе совместной деятельности по формированию ИОКС, четкость и прозрачность «правил игры», конкурентную среду и открытость формируемой ИОКС для «входа» новых участников;
- создавать региональные банки для кредитования инновационных проектов, возможных к внедрению. Это предполагает проведение большой работы по формированию общего формата инновационных проектов, представляемых на общественное обсуждение. Без этого невозможен конкурентный выбор наиболее перспективных направлений.
Необходимы учет и мониторинг, так как там, где есть государственная политика, должна быть и обратная связь. Парадоксально, что в условиях плановой экономики в СССР полноценная система мониторинга, учета идей, разработок, опытных образцов и (самое главное) их экономического анализа так и не была создана, хотя методологическая база была сформирована в фундаментальных работах Д. Львова и его последователей. Постановка задачи по глобальной инвентаризации не претендует на новизну. Но необходимо учитывать, что выработка стратегии всегда предполагает определенный выбор между «претендентами», исходя из определенных критериев. В качестве таких критериев предлагается использовать критериальные показатели, построенные на основе списка значимых предпосылок формирования каждой из рассматриваемых ИОКС. Базой может являться матричная модель. Если каждому столбцу поставить в соответствие какую либо предпосылку или условия, а по строкам располагать рассматриваемые проекты, то каждой из ячеек могут быть присвоены оценки степени благоприятствования имеющихся условий. Дальше с помощью этой матрицей можно манипулировать всеми известными методами принятия многокритериальных решений. Если совместить такую матрицу с совокупностью таблиц, то получится «кубик возможных решений» [3], позволяющий обеспечить дополнительной информацией лиц, принимающих решения по выработке общей стратегии инновационного развития.
В целом, если анализировать процедуры разработки целевых программ по реализации рассматриваемых стратегических задач [8], то некоторые вопросы остаются открытыми. Речь идет о разработке методических принципов и рекомендаций по поводу:
- конкретных процедур анализа инновационного потенциала регионов;
- анализа и обоснования приоритетных общественных потребностей в инновациях (с позиций бизнеса, государства и населения);
- отбора перспективных направлений развития и оптимальных форм стимулирования;
- анализа ожидаемого эффекта;
- преодоления возникающих проблем;
- создания необходимых коммуникационных институтов для потенциальных участников ИОКС;
- формирования оптимальной системы финансирования фундаментальных исследований и разработок и т.д.
Можно считать, что одним из основных принципов применяемой методологии является принцип открытости, прозрачности и публичности обсуждения потенциально эффективных действий в связке «бизнес - технологии», включая оптимизацию схем совместного финансирования. С этой точки зрения совершенствование соответствующих институтов может стать важнейшим фактором успеха ИОКС в нашей стране.
Список литературы
1. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука. 1990.
2. Агафонов В.А. Кластерная стратегия: системный подход // Экономическая наука современной России. 2010. № 3.
3. Агафонов В.А. Стратегическое планирование на региональном уровне: системный подход. М.: Препринт ЦЭМИ РАН. 2014.
4. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. URL: http:// galactic.org.ua/Prostranstv/anoxin-7-1.htm.
5. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://old.mon.gov.ru>files/ materials/5053/prog.ntr.pdf.
6. Кинг У., КлиландД. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс. 1982.
7. Маршалл А. Принципы экономической теории. М.: Прогресс. 1993.
8. Проблемы разработки комплексных программ: монография. М.: Наука. 1984.
9. Технологические платформы как инструмент модернизации экономики (материалы «круглого стола»). М.: Центр «Открытая экономика». 2010.
10. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс. 1970.
11. Применение технологических платформ в России. URL: http://www.protown.ru.
12. Enright M. Regional Clusters. Economic Development: A Research Agenda. Staber U.,
Schaefer N., Sharma B. (Eds.) Business Network, Prospects for Regional Development, Berlin, Walter de Gruyter. 1996. P. 190-213.
Innovations and investments A CLUSTER STRATEGY OF INNOVATION DEVELOPMENT
Vladimir A. AGAFONOV
Abstract
The article analyses prerequisites and conditions for setting-up of the innovation-focused cluster structures. The author considers the external economic challenges associated with the need of transition to an innovation way of domestic economy development and emerging tasks of its state regulation. The special attention is paid to the regional aspect of an innovation policy implementation. As the main instrument to enhance the state management efficiency, the author proposes cluster formation. The article reveals the essence of the innovation-focused cluster system.
Keywords: social and economic system, innovation strategy, region development, accomplish a purpose, systems, problematic situation, innovation cluster systems, technological platforms
References
1. Agafonov V.A. Analiz strategii i razrabotka kompleksnykh program [An analysis of a strategy and development of comprehensive programs]. Moscow, Nauka Publ., 1990.
2. Agafonov V.A. Klasternaia strategiia: sistemnyi podkhod [a Cluster strategy: system-wide approach]. Ekonomicheskaia nauka sovremennoi Rossii - Economic science of modern Russia, 2010, no. 3.
3. Agafonov V.A. Strategicheskoe planirovanie na regional'nom urovne: sistemnyi podkhod [Strategic planning at the regional level: system-wide approach]. Moscow, CEMI RAS Publ., 2014.
4. Anokhin P.K. Printsipial'nye voprosy obshchei teorii funktsional'nykh system [Fundamental questions of the general theory of functional systems]. Available at: http://galactic.org.ua/Prostranstv/anoxin-7-1.htm. (In Russ.)
5. Dolgosrochnyi prognoz nauchno-tekhnolog-icheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do
2025 goda [The long-term forecast of scientific and technological development of the Russian Federation for the period till 2025]. Available at: http://old.mon. gov.ru>files/materials/5053/prog.ntr.pdf. (In Russ.)
6. King W., Kliland D. Strategicheskoe planirovanie i khoziaistvennaiapolitika [Strategic planning and economic policy]. Moscow, Progress Publ., 1982.
7. Marshall A. Printsipy ekonomicheskoi teorii [Principles of the economic theory]. Moscow, Progress Publ., 1993.
8. Problemy razrabotki kompleksnykh program [Problems of comprehensive program development]. Moscow, Nauka Publ., 1984.
9. Tekhnologicheskie platformy kak instrument modernizatsii ekonomiki (materialy "kruglogo stola") [Technological platforms as an economy modernization instrument (Round table materials)]. Moscow, Tsentr Otkrytaia ekonomika Publ., 2010.
10. Ianch E. Prognozirovanie nauchno-tekhni-cheskogo progressa [Forecasting of scientific and technical progress]. Moscow, Progress Publ., 2010.
11. Primenenie tekhnologicheskikhplatform v Rossii [The technological platforms application in Russia]. Available at: http://www.protown.ru.
12. Enright M. Regional Clusters. Economic Development: A Research Agenda. Staber U., Schaefer N., Sharma B. (Eds.) Business Network, Prospects for Regional Development, Walter de Gruyter. Berlin, 1996, p. 190-213.
Vladimir A. AGAFONOV
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]